Что такое разумное существо. Почему на Земле люди единственные разумные существа? Разум и язык

Солнце входит в пространство вашего существования и считывает вибрации, прикасаясь к вашей коже. Оно интимно взаимосвязано со всеми аспектами жизни, какими вы их себе представляете. Это поле разума, которое «заряжает» и делает возможным само ваше существование. Солнце формирует окружающую вас среду, где возможен сам факт вашего развития.
Солнце заинтересовано в вашем духовном развитии. По мере вашего духовного роста вы предоставляете Солнцу новую информацию, когда оно дотрагивается до вас. Во многих культурах о Солнце отзываются как о разумной силе, управляющей данным миром. О Солнце отзываются как о Боге. Вы были бы удивлены, если бы узнали, кто и что обитает на Солнце.
Солнце всего лишь иллюзия.


Высокоразвитые миры могут прятаться под маской Солнца, таким образом отгораживая себя от возможности вторжения и проникновения, защищая себя силой Света.

Для одних Солнце - место учебы и получения великих уроков, для других же - место инициации, через которую они проходят для того, чтобы двигаться дальше. Это не просто плазма, как считают ваши ученые.
Наука до весьма высокой степени полностью разрушила вашу интерпретацию жизни. Наука удалила веселье, жизненную силу, тайну и радость созидания из вашего жизненного процесса. Жизнь стала очень обыденной, скучной и порой - бессмысленной.
Можете ли вы представить себе, чтобы Солнце не имело смысла? Но на сегодняшний день раздувается компания страха перед Солнцем, проводится навязывание негативного отношения к нему. Люди более не чувствуют связи с природой, так как наука безапелляционно заявила, что природа небезопасна. Подозрительное отношение к Солнцу, самой природе и Земле внесло свою лепту в назревание текущего кризиса.

А кризис заключается в том, что вы не уважаете, не чтите свой дом и не дорожите им. В настоящее время в научных кругах также назрел кризис противоречивых теорий - и слава Богу, вернее, слава Богине. Солнце и Луна - «светильники» внутри вашей системы, через которые на вас оказывают наиболее глубокое влияние.
Солнце генерирует свой собственный свет и, в свою очередь, освещает Луну. Небесные тела сконструированы в форме астероидов, лун и планет. И через эти «осветительные приборы» лучи разума передаются от звезд к Солнцу, а затем на Землю.
При помощи этих волн можно прочитать и ваши действия. Информация о ваших мыслях и поступках «считывается» с ваших электромагнитных тел, а затем поступает обратно на Солнце, Луну и переносится далее к источнику информации, в нашем случае - в созвездие Плеяд.

Когда вы переместитесь в иную точку пространства и рассмотрите Солнечную систему и звездное небо с другой точки зрения, вы увидите, что Земля, звезды и все вокруг значительно смещается, меняется. Одна из систем, совместно с которой вы вращаетесь, - система Плеяд с центральным солнцем, Альци-оном. Ваша Солнечная система расположена на краю галактической спирали. Представьте себе, что вы мысленно проводите прямую линию от Земли до Альциона, желая соединиться с центральным солнцем Плеяд. А затем, когда вы достигнете Альциона, кто-то скажет вам: «Существует еще одно центральное Солнце, вокруг которого все мы вращаемся». Тогда вы проводите линию по направлению к нему. И опять кто-то говорит вам о существовании иных центральных светил. И вы продолжаете рисовать свои прямые линии то тут, то там.
В вашей Вселенной миллиарды галактик, а вы живете лишь в одной из них. По мере рисования вами прямых линий проявляется определенная геометрическая конфигурация. Мы все значительно упрощаем. На самом деле все вовсе не так, но мы создаем для вас образ, который помог бы вам понять определенные концепции. Когда вы рисуете в воображении данные линии и энергетически (при помощи мысли) связываете одно центральное Солнце с другим, вы связываете воедино собрания разума.
Это собрание разума можно определить как место пребывания Первосоздателя, хотя это не совсем так. Скорее всего, это место пребывания одного из богов-создателей или одного из его представителей. Или место пребывания эксперимента Великих Мастеров Игры.

Представьте себе, что разумное существо, проявляющееся и действующее во многих измерениях и планах существования, состоит из центральных Солнц вашей Вселенной, разбросанных по всему его так называемому телу. Посредством этих Солнц происходит управление мирами. Весь рост направлен к данным светилам. Именно ваше Солнце позволяет вам получать Свет, а Свет -это то, что позволяет вам увидеть отображение себя во внешнем мире.
Солнце -управитель, властелин вашей системы, каковой вы ее себе представляете. Это чувствительная точка данной области пространства. Солнце считывает информацию о своих созданиях и, в свою очередь, дает им то, в чем они нуждаются. Поэтому, когда вы несете в себе любовь к Земле и самим себе, солнечные лучи понимают вас и помогают вам пройти соответствующий вашему мировоззрению жизненный опыт.

Когда интенсивность энергетических процессов планеты все более ускоряется, такой процесс транслируется в пространство как процесс неправильного использования энергий, а Солнце считывает эту информацию. Солнце соответствует сердечному центру сочувствования. Оно позволяет жизни быть и активирует жизнь. Вы не можете утаить от Солнца сведения, так как Солнце считывает информацию на вибрационном уровне. Многие люди пытаются уйти под землю, чтобы сохранить свои действия в тайне.

Подумайте о сознании Солнца, которое заглядывает к вам. Солнце дотрагивается до всех ведущих точек различных световых циклов, проверяя, что происходит с каждым «винтиком» и каждой «гаечкой». Солнце чувствует и возвращает себе знания о том, что происходит. А затем уже принимает решение о своем самовыражении. Оно учится, каким образом поддерживать баланс и корректировать дисгармонию своих творений. Солнце меняется. Солнце и многие его силы задумывают и начинают осуществлять феноменальные сдвиги, посылая информацию ко всем аспектам вашего существа. Внутри различных планов и аспектов существования есть множество иных планов и аспектов - и так до бесконечности.
Поймите, что всегда существует более высокий план возможностей, если вы того пожелаете. Вскоре будет наблюдаться значительное повышение солнечной активности. Энергия Солнца будет жечь и расширяться, посылая в Космос высокие дозы гамма-излучения. Иногда Солнце тихое, нежное и безмятежное, как дитя. Иногда же Солнце проходит через периоды активности, сравнимые с миллионами действующих вулканов, выбрасывающих пламя и лаву одновременно. Но если ваше сознание настроено определенным образом, вы легко можете пережить такую активность и переместиться в ту область, которая существует за пределами подобной иллюзии.
Форма Солнца-иллюзия, внедренная глубоко в сущность каждой Солнечной системы, в каждую часть ДНК всей Вселенной. В общепринятых матрицах и разработках коренных верований провозглашено, что определенные иллюзии будут восприниматься в обязательном порядке, а иные - не будут. Солнце -корневая аксиома, по поводу которой не может быть никаких разногласий и которая проявляется во многие реальности и действительно позволяет реальностям сливаться воедино.
По мере того, как меняется качество солнечных лучей, активированных сознанием обитателей Земли, и по мере высвобождения Солнцем энергии в виде «солнечных вспышек» происходят изменения на полюсах Земли.
Вспышки пламени похожи на атомные взрывы или электрические замыкания невероятных масштабов, захватывающие миллионы километров пространства. Полюса Земли, являющиеся полюсами магнита, улавливают эту энергию. Они захватывают энергию Космоса и привносят ее на планету.

Благодаря магнитной силе, энергия огибает экватор или направляется внутрь к центру Земли. Каждый полюс захватывает солнечную энергию, притягивает ее к Земле, создавая огромный цилиндр вибрирующей энергии.
Энергия скачкообразно смещается и вибрирует, так как ей необходимо прийти в соответствие с энергетической матрицей Земли, непосредственно связанной с Северным и Южным полюсами. Но эта энергетическая матрица во многом определяется вами, и до какой-то степени всем энергиям, сливающимся или проявляющимся через вашу версию Земли, необходимо соответствовать этой энергетической матрице, или системе мировоззрения.

Конечно, многое на Земле дисгармонично, не сбалансировано. Именно поэтому полюса сместятся в пространстве, чтобы энергетическая матрица смогла улавливать эти энергии. В настоящее время то расположение полюсов, которое имеет место, не может более служить «громоотводом», уберегающим землян от космических молний. С энергетической точки зрения при нынешнем положении полюсов на Земле может произойти «короткое замыкание», которое приведет к тому, что «сгорят пробки». Чтобы избежать полного разрушения, необходим сдвиг.

Полюса сдвинутся вновь, точно так же как прежде, когда возникала угроза самому существованию Земли. С космической точки зрения сдвиг будет незначительным. С вашей же точки зрения он будет достаточно ощутимым. Солнечная энергия формирует новую вибрационную частоту, которой не смогут соответствовать энергии ненависти и разъединения.
Чтобы влиться в эту матрицу, энергиям придется перейти на частоту вибрации Любви. Солнце говорит: «Хватит. Мы выправляем энергетические процессы. Посмотрим, что вы сделаете на этот раз». Только те, чье сознание не загромождено, смогут принять и разместить солнечную энергию в своем теле. Те, у кого в сознании множество отрицательных мыслей, воспримут эту энергию как яд: их мысли вернутся к ним и потенциально могут привести их физическое тело в состояние хаоса.
Решение проблемы - содержать свое сознание в чистоте, взращивать чистые, светлые и добрые мысли, иметь незасоренное тело, и тогда вы сможете принять эту энергию без страха. Каждый раз, когда вы подвергаетесь облучению фантастическими дозами энергии, вы увеличиваете свою интуицию, психический потенциал и способность декодировать ДНК.
Все эти способности усиливаются в тысячи и тысячи раз. Это часть ответа Солнца на ваше развитие. Солнце знает, кто вы есть, поэтому доверьтесь ему, если ваши мысли чисты, и оно вам не повредит. Будьте честны, открыты и в согласии с Солнцем и всеми окружающими вас элементами.

Разум проявляет себя как Свет. Мы повторим эту мысль еще раз: Разум проявляет себя через Свет. Разум вашего Солнца удерживает вашу Солнечную систему в своем энергетическом поле. Происходящие в настоящее время события связаны с источником, находящимся за пределами вашего Солнца. Воздействия, оказываемого вашим Солнцем, сейчас недостаточно для того, чтобы пробить вибрационный щит вокруг вашей планеты.
Поэтому другие Солнца приходят на помощь Солнцу Земли. Ваше Солнце выбрасывает протуберанцы, которые привлекают космические лучи, улавливая и интегрируя их в Солнечной системе. Представьте себе Солнце в качестве гигантского магнита. Солнечные протуберанцы, словно щупальца, вытягиваются в пространство и захватывают космические лучи. Эти космические лучи - солнечные протуберанцы от центрального Солнца, локализующегося далеко в центре галактики.
Воображение. Именно воображение - средство контроля в вашем мире. Определенная группа существ, не обязательно заинтересованная в духовном развитии человечества, контролирует, что именно возможно представлять. Некоторые из этих сущностей уже понимают, что внутри человеческой расы уже сейчас разворачивается процесс мутации и что Солнце по большей части ответственно за этот процесс.
Чтобы противодействовать вашему изменению, они создают образ Солнца, которого вы начинаете бояться. Таким образом, массы людей слепо следуют авторитетам. Существуют люди, которые так скоро принимают навязанные им образы, что могут создать себе рак кожи, перебегая из гаража в свою машину под солнечными лучами.
Против Солнца организована целая компания, как будто бы творцы вашего мира имели изъяны в своих разработках и совершили ошибку, поместив Солнце в центре вашей Солнечной системы. Подобная идея в настоящее время навязывается людям. А вы, люди, - только доказывая свою глупость и то, насколько вы контролируемы, - верите всему, что вы читаете.
Вы верите только потому, что слова напечатаны. Растения умны, они взаимодействуют с Солнцем и поставляют энергию, прану и кислород, которые дают вам саму возможность существования. Не думаете ли вы, что Солнце полезно и людям? Или вам кажется, что Солнце -животворящая сила для растений - людям несет угрозу?! Мы же утверждаем, что Солнце великолепно.

Исследования показывают, что при пользовании солнцезащитными приспособлениями процент рака кожи возрос.
Солнце не несет в себе по отношению к людям ничего плохого. Нет ничего страшного и в том, что исчезает озоновый слой вокруг Земли. Уменьшение озонового слоя позволяет вам обрести большую восприимчивость к лучам Солнца. Многие говорят: «Не смотрите на Солнце. Оно вредно. Оно выжжет вам глаза». Мы же скажем, что у вас изменится структура глаз.
Произойдет определенная мутация оптического нерва, которая позволит новому типу видения разомкнуть реальность трех измерений и заглянуть за ее пределы. Доверьтесь тому, что никто не совершал ошибки, когда водрузил Солнце на небеса. В прошлом некоторые из озоновых дыр были намного больше, чем в настоящий момент. Дыры меняют свои размеры, но такая флюктуация размеров вовсе не связана с тем, во что верят ваши ученые.

Дыры в озоновом слое позволяют различным по качеству и световому спектру энергиям проникать в атмосферу Земли. Когда новый спектр поглощения энергий проявляется в массовом масштабе, глубоко внутри человеческого тела происходит химический ответ. В действительности, радиация энергии света изменяет тело на субатомарном уровне. Те из вас, кто понимает это явление, могут в гармонии с природой пройти через данный эволюционный сдвиг.
Некоторые аспекты этого сдвига для вас неестественны, но по большей своей части этот процесс продуман таким образом, чтобы способствовать вашему дальнейшему духовному развитию. В результате данного процесса произойдет резкий подъем в психическом развитии вида за очень короткий период времени. Таким образом, человечество как разумный вид станет намного сильнее.
Дыры в озоновом слое позволяют энергии проходить и ускорять этот процесс. Когда вы в будущем встретитесь с космическими, «звездными» явлениями, вы уже будете знакомы с подобного рода энергиями.
Так что в настоящее время вы получаете гомеопатические дозы излучения. Основная сила любой системы заключена в ее Солнце, а коллективное Сознание Солнца проявляется через его лучи. Поэтому, когда форма разума путешествует в различные звездные системы, световые лучи могут быть прочитаны (или расшифрованы).
Когда энергии обретают способность излучать частоту вибрации, принесенную из своего звездного дома, их Свет может быть прочитан всеми, так как информация передается в определенном спектре лучей. В далеких пространствах Космоса другие сущности могут переводить и считывать информацию внутри определенного спектра лучей. Они понимают, кто живет внутри каждого Солнца, каковы их наклонности и области специализации в сущем.

Солнце может принести много полезного людям. Солнце содержит в себе все знания шаманизма. Каждый из вас по мере преодоления жизненных барьеров и получения соответствующего опыта, помогающего вам избавиться от осуждения и разделения, в идеале приходит к глубине понимания своего воздействия на сам процесс жизни.
Такое понимание приходит вследствие того, что развивается ваша способность нести в себе большее количество света (и пропускать его через себя). Тот свет, который вы вбираете в себя в качестве индивидуального сознания, сливается с подобными энергиями на массовом уровне вследствие своей сути - единения. Другим сущностям это явление представляется в качестве Солнца или Звезды. Ваша планета будет транслировать во Вселенную сдвиг в сознании и в восприятии духа через Свет.

Таким образом, Земля станет Звездой на горизонте других миров. Это явление само по себе притянет к вам другие миры. Они прочитают энергию, исходящую от Земли как Свет, и будут знать, кто вы есть.

В научно-фантастических рассказах о внеземной жизни на других планетах часто идёт речь о нескольких видах существ с высоким развитием интеллекта, в отличие от Земли, где человек доминирует. Почему у нас также нет такого же разнообразия? Есть ли что-то такое, что изначально препятствует развитию сценария, такого же, как на других планетах?

Почему вы решили, что развитие нескольких видов высокоинтеллектуальных существ это только из области научной фантастики? Некоторые исследователи полагают, что два разумных вида боролись за доминирование на Земле. Как сегодня обычные люди делятся на демократов и других, так и в не таком далёком прошлом нашей планеты Homo sapiens боролись за место под солнцем с Homo неандертальцами и, безусловно, этот конфликт является одним из самых острых в истории человечества.

Некоторые говорят, что победили кроманьонцы , а неандертальцы обреченно сдались в бессмысленной интеллектуальной битве: более тупые и немые вымерли?

Но, дело в том, что возможно не все неандертальцы не умели разговаривать, и были интеллектуально не развитыми. Хотя имя стало нарицательным для обозначения дурака и тупицы, археологические исследования показывают, что размер мозга у неандертальцев сопоставим с человеческим. Правда, по остальным факторам они резко отличаются от современного человека.

Нужно сказать, что при любом обсуждении развития hominid (семейство приматов) часто встречаются спекуляции в утверждениях трех типов, такие как:

Неандертальцы и современные люди произошли от общего предка, примерно 400000 лет назад, и неандертальцы жили в основном в Европе, а наши предки главным образом в Африке.

Вид Homo sapiens (человека разумного) начал развиваться в Африке около 60 тысяч лет назад, и появился в Европе, может быть, 45 000 лет назад.

По археологическим исследованиям, время существования неандертальцев, как вида, короткое. Этот вопрос является предметом дискуссий, но возможно время ограниченно 5000 годами. Что произошло на самом деле? Некоторые из теорий:

Мы убили их. Например, автор научно-популярных книг Джаред Даймонд считает, что возможно это мы уничтожили неандертальцев, так же как европейцы болезнями и войнами извели многие коренные народы. Несмотря на многие недостатки, неандертальцы были коренасты и мускулисты, хороши в ближнем бою. (Но, то, же самое можно сказать и о Голиафе). Привезенные с Европы микроорганизмы — возбудители болезней, привели к вымиранию населения Нового Света в катастрофических масштабах. Племена Taino практически вымерли через шесть десятилетий, после прихода Колумба в 1490-х годах на их земли. Таким образом, тот факт, что вид неандертальцем существовал всё-таки 5000 лет, говорит о том, что исчезновение было связано не с занесенными нами болезнями.

Произошла ассимиляция, то есть мы подавили их своим развитием или виды просто смешались. Тоже вряд ли. Исследования генов показывают, что мужчины неандертальцы и женщины Homo sapiens вступали в связи, но не так часто. Признаки ДНК неандертальцев в формуле генома большинства современных европейцев и азиатов не более чем в 4% случаев, у африканцев показатели ещё ниже, прямые предки которых мало контактировали с неандертальцами.

Они не смогли приспособиться. Модная версия – неандертальцы не смогли приспособиться к изменяющемуся климату, хотя палеонтологи говорят, что климат того периода был благоприятным для развития. (Или долгое время придерживались этой версии, а некоторые факты последних исследований говорят обратное). Многие утверждают, что у неандертальцев не было сложных социальных организаций и хороших охотничьих навыков (например, у них никогда, по всей видимости, не было одомашненных собак), и вообще они были неуклюжими и медлительными и не смогли приспособиться к всё более развивающемуся миру.

Мы вытеснили их. В этом, скорее всего суть вопроса. Теория неумения адаптироваться предполагает то, что неандертальцы вымерли, а Homo sapiens нет. Теория конкуренции наоборот говорит о том, что даже, если мы не уничтожили их в открытых войнах, то превзошли в умении осваивать скудные ресурсы.
Доказательства, в большинстве случаев косвенные, но попробуем объяснить. Неандертальцы смогли выживать сотни тысяч лет. А с появлением предка человека, исчезли за 5000 лет. Некоторые приводят в качестве объяснения – конкурентный принцип исключения: два вида не могут занимать одну и ту же экологическую нишу, один в конечном итоге вытеснит другой.

Это не значит, что два высокоинтеллектуальных вида одновременно существовать не могут. Рассмотрим, например, дельфинов, по многим данным самых умных животных на Земле. Дельфины на втором месте по коэффициенту отношения массы мозга к общему весу тела. Некоторые даже говорят, что у них так развит мозг, что можно их рассматривать, как прототип людей. Разница в том, что они находятся в другой экосистеме. И в отличие от неандертальцев не конкурируют с нами в борьбе за ресурсы.

Долгое время учёные отказывали в разуме животным, однако исследования последних десятилетий показали неправоту этой точки зрения […]

Особенно удивительны достижения общественных насекомых, достигнутые ими, по-видимому, благодаря именно социальному образу жизни. Если считать, что разумное существо, в отличие от «неразумного», обладает сознанием, то собака - это разумное существо, а плоский червь - нет. В самом деле, собака совершенно определённо обладает сознанием, поскольку может его потерять, что мы заметим по её глазам. По плоскому же червю не поймёшь, в сознании ли он, что означает (во всяком случае, для нас с Вами), что у него нет сознания. Тем не менее, поведение плоского червя, как говорилось выше, достаточно «разумно», т.е. в каких-то отношениях он ведёт себя как разумное существо.

Чтобы охватить все объекты, ведущие себя «разумно», обобщим понятие разумного существа в понятие «разумной системы». В обоих случаях поступающие извне сигналы-раздражения вызывают сигналы-отклики, которые затем обрабатываются, подобно тому, как это происходит в мозге, генерируя реакцию, обеспечивающую системе оптимальное функционирование в данных условиях среды. Особенность «разумной системы» в том, что она может не обладать сознанием, тогда как для разумного существа это по определению обязательно.

Феномену сознания посвящена громадная литература, однако наука пока не приблизилась к его пониманию. Используемое нами феноменологическое определение сознания «по глазам», опирающееся на здравый смысл и находящееся в русле бихевиоризма, не хуже других. Из-за размытости понятия сознания размыта и граница между «разумной системой» и разумным существом. Особенно тонкой грань между ними делает тот факт, что основная часть нашего мышления протекает на подсознательном уровне: их различие, получается, состоит в том, что всё «мышление» первого может происходить без участия сознания, тогда как мышление второго частично осуществляется на сознательном уровне. Непонятно, чем отличается (полностью) бессознательное «мышление» «разумной системы» от бессознательной компоненты мышления разумного существа.

Размытость понятия «разумной системы», однако, не может служить препятствием на пути его применения. Понятие разумного существа тоже размыто, однако широко применяется. Наука вообще зачастую использует понятия, не имеющие строгого определения. В физике, например, отсутствует строгое определение понятия силы, в биологии - понятия жизни (размыта граница между живыми и неживыми системами). Может оказаться полезным, полагаю, и понятие «разумной системы».

Множество «разумных систем», к которому принадлежит и человек, значительно разнообразнее множества разумных существ. К первому может быть отнесён, например, геном, который, на мой взгляд, «мыслит» подобно мозгу. Как «разумные», мне кажется, могут рассматриваться также белок, эндокринная и иммунная системы.

Ярким примером «разумной системы» в мире животных является колония общественных насекомых. Населяющая муравейник семья совершенно определённо не обладает сознанием, что не мешает ей достаточно «разумно» вести войны, содержать рабов (тлей) и вообще адекватно отвечать на вызовы среды. Особенно показателен опыт, проведённый Дж. Брауэром, который на 3 года поместил около семьи муравьев Formica integra чувствительный для них источник гамма-излучения (10 Р/час). Муравьи построили крытую дорогу длиной 12,5 м, что позволило им в какой-то мере ослабить воздействие радиации. Сознание в этом явно не участвовало, тем не менее муравьи, не понимая, что делают, построили по сути дела инженерное сооружение.

Разумеется, поведение муравьев в данном случае было в своей основе инстинктивным, т.е. генетически обусловленным. Однако инстинкт определяет лишь основные составляющие поведения, его «макроструктуру», но не реакцию на конкретные особенности среды. Инстинкт не скажет муравьям, в каком конкретном направлении строить крытую дорогу, чтобы минимизировать воздействие источника радиации и где брать подручные материалы. Реакция человека на внешние обстоятельства тоже часто имеет инстинктивную основу, что не отменяет его разумности.

Не являясь разумным существом, муравьиный социум ведёт себя так, как если бы им был, что мы и обозначаем термином «разумная система». К числу «разумных», на мой взгляд, может быть отнесена и сама морфофизиологическая система, обеспечивающая инстинктивное поведение, вот только носителем этой системы является не особь, а органический вид, обучение которого растянуто на несколько (много) поколений.

Не исключено, что достаточно «разумно» может вести себя даже ассоциация бактерий. Л. Маргулис и Д. Саган указывают на то, что «все бактерии в мире, по существу, имеют доступ к единому генофонду и, соответственно, к общему адаптивному механизму царства бактерий. Скорость генетической рекомбинации превосходит скорость мутации: если эукариотным микроорганизмам для адаптации к изменениям в мировом масштабе может потребоваться миллион лет, то бактерии решают эту задачу всего лишь за несколько лет... В результате имеется единый сверхорганизм, обеспечивающий связь и взаимодействие внутри мира бактерий и создавший на планете такие условия, которые сделали её пригодной для жизни более крупных биологических форм» […]

Подчеркну, что в понятии «разумная система», как мы его понимаем, нет ничего мистического, это просто такой язык описания достаточно развитых систем, которые ведут себя как разумные существа. Ведь даже о физической системе, выведенной из состояния равновесия и возвращающейся в него в соответствии с принципом Ле-Шателье , при желании можно было бы сказать, что «она действует так, чтобы вернуться в равновесное состояние», т.е. как если бы она преследовала некую цель, тогда как речь идет только о направлении её реакции. «Разумные системы», не обладающие сознанием, тоже функционируют так, как если бы они сознательно преследовали некую цель, тогда как речь идёт лишь об их определённым образом направленных реакциях на внешние раздражения. Не обладая сознанием, нельзя действовать сознательно.

Хайтун С.Д., Номенклатура как «разумная система», журнал «Вопросы философии», 2006 г., N 4, с. 97-99.

Содержание статьи

РАЗУМ, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение. Философские и научные теории разума пытаются понять природу этой психической (или ментальной) деятельности и ее характеристики, а также природу Я или обладающего сознанием субъекта, который осуществляет эту деятельность.

На исследование данных проблем оказало влияние развитие наук о мозге, логики и вычислительной техники, микроэлектроники и философии науки. Суть современных теорий становится понятнее, если мы обратимся к истории понятия разума (сознания) и тех концепций, которые привели к сегодняшнему уровню теоретических представлений.

Теории древности.

В глубокой древности ментальные феномены считались принадлежащими всей природе. Поведение моря, погоды, рек, а также солнца и луны – все это объяснялось желаниями и капризами духов, как бы населявших эти явления. Море демонстрировало гнев, мстило за пренебрежительное к себе отношение; солнце раздавало сезонные порции тепла, время от времени делая подарки; дождь заботливо проливался на землю в ответ на ритуальные просьбы. Такая гуманизация природы называется анимизмом . Анимизм пытается объяснить поведение всех вещей в терминах, которые обычно характеризуют действия в отношении людей и относительно сложных живых существ.

В 5 в. до н.э. древнегреческие философы предложили чисто физико-механические объяснения природных феноменов. В терминах ментальной деятельности стали объяснять только поведение человека и животных. Однако это поставило вопрос: «Что отличает сознательные, чувствующие, разумные существа от всех остальных?»

В латинском переводе греч. пневма – spiritus. Понятие духа как чего-то эфемерного, разливающегося по материи и придающего ей новые свойства, вновь появляется в христианском учении о бессмертии души и теориях средневековых алхимиков о химических превращениях.

Теории стоиков и Платона являют собой пример субстанциального дуализма: разум – индивидуальная субстанция, имеющая нефизическую природу. Точка зрения Аристотеля является примером атрибутивного дуализма: вместо отдельных видов субстанций существуют отдельные виды свойств. Наконец, теория Демокрита является примером материализма, считающего, что все вещи, а также все свойства в конечном счете имеют физическую природу.

Теории эпохи Возрождения и Нового времени.

В период позднего Возрождения европейские мыслители превзошли греков в астрономии, физике и физиологии. Совокупным результатом их работы стало по сути своей механическое понимание большинства природных феноменов, и вновь встал вопрос о месте разума во Вселенной. Р.Декарт (1596–1650) предложил новую, более радикальную форму субстанциального дуализма. С его точки зрения, разум не имеет пространственного протяжения, которое является самой сущностью материи. К этой новой идее он прибавил еще одну: разум способен к ясному и отчетливому постижению, совершенному пониманию собственной природы. Сущность разума, по мнению Декарта, заключается в деятельности мышления, способности к рассуждению.

Как можно догадаться, Декарт столкнулся с трудностями при объяснении того, как возможно систематическое взаимодействие непространственного разума и полностью механического тела. Он постулировал наличие «животных духов» (более «вещественных», чем разум, и более тонких, чем обычная материя) как посредников между разумом и материей. Местом взаимодействия Декарт считал шишковидную железу в нижней центральной части мозга. Однако никто не счел эту теорию удовлетворительной. Идея о воздействии нефизического разума на механический мозг также нарушала законы сохранения импульса и кинетической энергии. Декарт знал о некоторых из этих проблем, но не смог их разрешить.

Иная теория была предложена Ж.Ламетри (1709–1751). Основываясь на новейших открытиях физиологов, он соглашался с Декартом, что т.н. «жизненные» силы животных и человека могут быть объяснены в чисто физических терминах. Однако Ламетри пошел дальше: с его точки зрения, ментальная деятельность, отличающая человека, также является чисто физическим феноменом. В анонимно опубликованном сочинении Человек-машина (1748) Ламетри возродил идею Демокрита, что в основании всей жизненной и ментальной деятельности, в том числе декартовского рационального мышления, нет ничего, кроме сложной организации материи. Выдвигая убедительные аргументы в пользу этого тезиса, он не смог дать сколько-нибудь конкретного объяснения познавательной деятельности. Книга Ламетри часто служила предметом поношения, поскольку считалась оскорбительной с точки зрения религии. Однако постепенно путы, связывавшие мышление, ослабевали.

В то время как материалисты стремились свести сознание к материи, идеалисты пытались осуществить редукцию противоположного рода. Идеализм – это взгляд, согласно которому материя не существует независимо от сознания. Сознание есть единственная реальность, и материя существует только в том смысле, что в человеческом сознании (субъективный идеализм) или, быть может, божественном сознании (объективный идеализм) систематически возникают определенные образы. Физический мир – это как бы греза, чудящаяся или человеку, или Богу. Самым характерным представителем этого взгляда считается Дж.Беркли (1685–1753).

Важный вклад в дискуссии о разуме внес И.Кант (1724–1804). В своей Критике чистого разума (1781) он доказывал, что человеческое восприятие внешнего мира в немалой степени обусловлено деятельностью разума, поскольку формы чувственности и категории понимания вносят необходимый порядок в хаос «сырого» сенсорного материала. Поэтому материальные объекты нашего опыта могут быть эмпирически реальными – реальными для всякого человеческого опыта, – но они не обязательно реальны в трансцендентном смысле, с точки зрения Бога. На что похожа реальность-в-себе, остается неизвестным и непостижимым для человека.

Кант полагал, что мир внутреннего чувства, мысли и ощущения и другие атрибуты разума равным образом являются его конструкциями. Контакт разума с самим собой также опосредован структурными и понятийными схемами и потому является не более прямым, чем контакт с остальным миром. Разум доступен самому себе только через посредство апперцепций. Соответственно, как выглядит разум-в-себе, остается неизвестным и непостижимым для человека. Это – прямое отрицание тезиса Декарта, что разум непосредственно знает собственную природу. Таким образом, Кант – нетипичный идеалист. Он не настаивает на том, что разум лежит в основе реальности. Фундаментальные составляющие реальности – вещи-в-себе – остаются непознанными.

Позиция Канта имела фундаментальное значение для теории разума, поскольку допускала, что истинная природа ментальных феноменов может отличаться от того, чем она кажется, и отрицала за интроспекцией право судить о подлинной природе разума и его разнообразной деятельности. Следующий шаг сделал соотечественник Канта – Г.В.Ф.Гегель (1770–1831), развивавший идею, что, несмотря на правильность кантовского утверждения о непрозрачности разума для самого себя, разум тем не менее способен к движению в направлении постижения своей истинной природы. Гегель усмотрел в инструментах познания пластичность, которую не видел Кант. Благодаря науке, рефлексии и развитию понятий, утверждал Гегель, разум может надеяться когда-нибудь достигнуть истины о самом себе.

ТЕОРИИ ПРОШЛОГО ВЕКА

Дуалистические теории.

Позицию субстанциального дуализма, хотя она и пользуется широкой популярностью, разделяют лишь немногие профессиональные философы и ученые. Отчасти причиной тому служат успехи материалистической исследовательской программы, отчасти – неспособность субстанциального дуализма к теоретическому и экспериментальному прогрессу. До сих пор им не предложено объяснение того, каким образом возникают мышление и ощущение. Не решены также трудности, касающиеся механизмов и даже самой возможности взаимодействия души и тела. Если бы нематериальная душа действительно служила основой рассудка и самосознания и ее зависимость от мозга ограничивалась лишь сенсорными данными на входе и волеизъявлениями на выходе, то функционирование рассудка и самосознания почти не зависело бы от возможных повреждений мозга или попыток им манипулировать. Однако это противоречит действительному положению дел. Перерождение клеток при болезнях мозга и воздействие химических веществ могут полностью разрушить способность мышления. Простой удар по голове может не только сделать человека неспособным воспринимать внешний мир, но и разрушить его способность к самосознанию. Все это неудивительно, если считать сознание функцией мозга, однако теряет смысл, если считать его функцией чего-то совершенно другого.

У атрибутивного дуализма дела обстоят лучше, чем у субстанциального дуализма. Во всяком случае, некоторые философы готовы подписаться под одной из двух его версий. С точки зрения «эпифеноменализма», разумное поведение полностью обусловлено деятельностью мозга, однако некоторые нефизические свойства мозга (не играющие какой-либо причинной роли в поведении) являются побочными продуктами его физической деятельности. Среди них – различные характеристики ментального рода. Эпифеноменализм был предложен Т.Гексли (1825–1895) в качестве компромисса между двумя противоречащими друг другу мотивами: дать действительно научное объяснение поведения и отнестись с уважением к столь же реальному, но имматериальному опыту человеческой интроспекции. Многие считают данную попытку компромисса неуклюжей, поскольку ментальные характеристики просто механически как бы приставляются в конце процесса; они не играют какой-либо причинной роли, и их генезис остается неясным.

Согласно второй версии атрибутивного дуализма, ментальные характеристики являются «эмерджентными». Свойства сознания «порождены» (emerged) мозгом, достигшим в процессе эволюции достаточно сложного уровня организации. Подобным же образом появился цвет, когда сочетание атомов сформировало физические объекты, способные сложным образом отражать электромагнитное излучение. В противовес эпифеноменализму, эта версия атрибутивного дуализма приписывает причинную силу свойствам сознания, что делает ее более правдоподобной. В противовес материализму, она отрицает, что такие свойства могут быть объяснены или предсказаны исходя из чисто физических оснований. Здесь эмерджентная теория сталкивается с трудностями. Физическая наука гордится предложенными ею редукционистскими объяснениями объективных чувственных качеств, таких, как температура, высота звука и цвет. Если считать эти качества моделью эмерджентности для субъективных ментальных качеств, тогда естественно было бы ожидать и их редукционистского объяснения. Последнее грозит атрибутивному дуализму тем, что он может вновь вернуться к позиции материализма.

Позиция атрибутивного дуализма представляется более сильной, если главной проблемой, стоящей перед материализмом, мы считаем осмысленность наших высказываний и верований. Как указывали К.Поппер и ряд других философов, трудно понять, каким образом смысл может быть объяснен с чисто физической точки зрения. Эта проблема будет обсуждаться в следующем разделе.

Материалистические теории.

Начиная с 19 в. тщательное изучение эволюции и физиологии живых существ глубоко повлияло на концепии сознания. Сегодня признается, что сложные живые организмы, столь широко представленные в животном царстве, являются результатом бесчисленных экспериментов, слепо осуществленных природой, и пользуются выгодами, которые им предоставляются репродуктивными успехами их предков. Высшие животные отличаются не только сложной структурой, но и сложно организованным поведением. Сложное поведение требует изощренной системы управления, и это требование выполняется нервной системой. Эволюция существ, способных ко все более сложному поведению, повлекла за собой развитие соответствующих сложно организованных типов нервной системы. Должно существовать нечто, получающее сенсорную информацию о внешнем мире и затем соответствующим образом управляющее мускулами данного существа. Выстраиваемая по останкам живых существ, живших в древности, история обнаруживает развитие все более сложных и разветвленных типов нервной системы у организмов, способных ко все более сложному поведению. Миллиард лет тому назад началось превращение слабо организованных центральных ганглиев из нервных клеток в хорошо структурированный спинной мозг. В дальнейшем этот мозг образует на одном конце выпуклость, имеющую внутри себя более высокую плотность клеток и способную к более сложным реакциям. Затем эти утолщения разделяются на три взаимосвязанные части, обладающих различными функциями в реакции на окружающий мир и управлении поведением. 500 миллионов лет назад появляется примитивный головной мозг. В дальнейшем развитие мозга шло по очень разным направлениям. С появлением млекопитающих возникают два новых органа, имеющие существенно важное значение: мозжечок, отвечающий за двигательную активность, и два больших полушария, отвечающие за обработку многообразных сенсорных данных и управление сложными схемами потенциального поведения. Наконец, среди бесчисленных других вариаций того же типа появляется нервная система человека, служащая, как и у других существ, для получения сенсорной информации о мире, ее оценки и контроля телесных действий.

Но перечисленные функции являются и функциями человеческой психики, самосознающего разума. Это заставляет сделать вывод, что самосознающий разум – функционирующая нервная система с центром в головном мозге. По размышлении такого заключения трудно избежать. Эволюция в природе носит чисто физический характер. Генезис и развитие каждого индивида, определяемое родительской ДНК, также имеет физическую природу. Полностью физический характер имеет и то, как устроены зрелые представители нашего рода. Если у людей имеется разум – что очевидно, – то все указывает на его физическую природу.

Даже если мы соглашаемся с такой аргументацией, обсуждение материалистической точки зрения на этом не заканчивается. Имеется по крайней мере четыре типа материалистических теорий сознания, и выбор между ними остается открытым.

Бихевиоризм.

Этот термин означает прежде всего методологию исследовательской программы, занимавшей господствующие позиции в эмпирической психологии в середине 20 в., однако он может применяться и для обозначения общей научной установки. С точки зрения бихевиориста, «разумное существо» – это существо, обладающее очень сложным набором врожденных и условных рефлексов, т.е. физиологически обусловленных установок, стабильных и нестабильных, способных обеспечивать специфические поведенческие реакции на специфические сенсорные стимулы. От более простых существ человека и других высших животных отличают необычайное разнообразие взаимосвязанных рефлексов и способность образовывать новые рефлексы. Среди главных представителей этого подхода – Дж.Уотсон (1878–1958) и Б.Скиннер (1904–1990).

Бихевиористы выносят краткий приговор той полноте внутренней жизни сознания, которая находит выражение в обыденном языке. С их точки зрения, в задачу психологии входит объяснение поведения человека и животных, и это следует делать, не прибегая к древнему, подозрительному и мифологичному языку, с помощью которого здравый смысл описывает ментальные состояния. Мотивы бихевиористов вполне понятны: другие науки, такие, как физика и химия, были вынуждены отбросить понятия здравого смысла и заново посмотреть на доступные всем феномены, чтобы продвинуться в их познании. Сосредоточение внимания на доступном для наблюдения поведении было, по-видимому, той ценой, которую необходимо заплатить за превращение психологии в науку.

Бихевиористский подход позволил получить множество результатов, особенно в исследовании живых существ с простой организацией, однако натолкнулся на серьезные препятствия при изучении высших животных. Здесь отношения между сенсорными данными на входе и последующим поведением оказались настолько сложными, тонкими и разнообразными, что простая модель рефлекса оказалась недостаточной не только для объяснения, но и для описания реального положения дел. Примером может служить использование человеком языка. Все более очевидной становилась необходимость постулирования внутренних когнитивных состояний и механизмов, и психология отказалась от чисто внешнего, «периферийного» анализа, характерного для классического бихевиоризма. Движение, возникшее в противовес бихевиоризму, называется «когнитивной психологией» и развивается по трем направлениям, каждое из которых имеет своих защитников и критиков и отражено в соответствующих философских теориях сознания: 1) теория тождества, 2) функционализм, 3) элиминативный материализм.

Когнитивная психология

изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью , вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.

Нейронауки.

Нейрофизиология, нейрофармакология и нейропсихология занимаются непосредственным исследованием мозга. Анализу подвергаются его физическая структура, протекающие в нем электрические и химические процессы, а также деятельность мозга в целом. Применение современных методик позволило получить впечатляющие результаты. Были изучены структурные и функциональные особенности визуальной системы, от сетчатки глаза через несколько отделов среднего мозга до располагающейся слоями системы клеток в зрительном отделе коры головного мозга. Есть прогресс в объяснении распознавания образов и объемного восприятия. Ученые близки к раскрытию химической природы важнейших психических заболеваний – шизофрении и хронической депрессии, вызываемых недостатком или несбалансированностью химических передатчиков импульсов между нервными клетками. Систематическое исследование повреждений головного мозга, вызванных травмой или опухолью, позволило составить общую карту областей мозга, отвечающих за восприятие и двигательные функции. Начинает проясняться функциональная организация мозга, хотя многие ее свойства остаются необъяснимыми.

Вышеописанные исследовательские программы занимают доминирующие позиции в изучении интеллекта. Даже в самые мрачные периоды истории науки оптимизм помогал ее развитию, а рубеж тысячелетий несомненно является периодом прорыва в науках о сознании.

Литература:

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология . М., 1982
Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука . – Путь, 1993, № 4



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кехотская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Человек разумное существо

Курс: «Окружающий мир»

Образовательной системы «Школа 2100»

Учебник: «Я мир вокруг» 2 часть

Алипатова Дарья Георгиевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Урок по теме «Человек разумное существо?» разработан для учащихся 1 класса по курсу «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области «Окружающий мир. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.

Ценностные ориентиры урока

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Тема урока: Человек – разумное существо (1 класс).

Цели:

познакомить учеников с отличительными чертами человека;

показать, что человек существо разумное;

показать, что человеку свойственны нравственность и духовность;

показать ряд признаков, которые объединяют человека с животными.

Оборудование: отрывок из мультфильма про Маугли , иллюстрации с изображением животных и растений, плакат «Человек- Разумное существо» из комплекта наглядных материалов(«Окружающиймир»,1класс).

Виды деятельности учащихся на уроке:

Приводить примеры особенностей человека как разумного существа

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире

Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Планируемый результат.

К концу урока учащиеся должны усвоить о сновные понятия темы:

Человек- разумное существо; живые существа.

В ходе урока были найдены:

- сходства человека и животных (строения, дыхания, питания роста и размножения)

- различия : человек разумное существо (способность сопереживать другим животным), которому свойственна речь (способ общения), разум, изготовление орудия труда, нравственность.

Предметные результаты: оценивать правильность поведения людей;

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать своё предположения;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и фиксировать её в таблице;

- доступно и кратко излагать полученную информацию, точно и правильно отвечать на поставленные вопросы,

- слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться и работать в парах

Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.

В ходе работы по составлению сценария урока использовалась следующая литература:

    Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Я и мир вокруг». М.: «Баласс», 2010.

    Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Я и мир вокруг» в 2-х частях. Учебник для 1-го класса (1-4), М.: «Баласс», 2010.

    Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Баласс, 2010

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

1. – С какими живыми обитателями природы мы познакомились?

Игра “Найди лишний предмет” (На доске картинки растений, грибов, животных и сосульки.)

Какой предмет лишний? (сосулька). Почему? (все предметы относятся к живой природе, а сосулька к неживой).

Назовите признаки живого. (рождается, дышит, растет….) Сосулька тоже рождается, растет, тает. Значит, она относится к живой природе? Докажите.

Каким общим словом назвать оставшиеся предметы?(живые организмы).

Докажите, что они живые.

Что необходимо для жизни живым организмам?(свет, воздух, тепло, вода).

Откуда они берут все необходимое для жизни? (из природы).

Являются ли живые организмы частью природы? (да). Докажите.

В этом ряду я вижу человека. Можно ли считать, что человек тоже является частью природы? Почему?.

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие части можно условно разбить все живые организмы (грибы, растения, животные.)

Куда же отнести человека?

2. – Откройте свои учебники на с. 70.

Послушайте рассказ и догадайтесь, о ком будет идти речь на сегодняшнем уроке.

Текст читает учитель.

Что это за существо? (Человек.)

Докажите словами текста свою догадку.

3. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Что мы узнаем нового?

Давайте составим план урока.

План ( примерный)

    Что связывает человека с разными животными?

    Что значит разумное существо?

    Как человек может помогать другим живым и неживым организмам?

Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)

ΙΙ. Совместное открытие знаний

ΙΙΙ. Применение нового знания

I . Работа в учебнике (работа с текстом на с. 70).

Что человеку необходимо для жизни? (Воздух, чтобы дышать, вода и пища, а также тепло.)

Откуда человек берёт всё необходимое для жизни? (Из природы: воду – из водоёмов, многие растения и животных использует в пищу, солнце даёт ему тепло.)

Что общего у человека и животных? Прочитайте.

Чем отличается человек от животных? Прочитайте.

Какой вывод можем сделать?

Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 70.

II . Работа в тетради.

1. – Откройте тетради на с. 65, № 1.

Самостоятельное выполнение задания.

Проверка .

2. – Согласны ли вы с утверждением, что человека можно отнести к животным?

Что умеет только человек? Почему?

Чем человек отличается от животных?

Как вы понимаете друг друга? Как общаетесь друг с другом? (С помощью речи.)

Что вам помогает учиться? (Человек может мыслить и думать, у него есть память и ум.)

III . Работа в учебнике.

Давайте посмотрим на рисунки на с. 71 учебника.

Ответьте на вопрос: как человек может состязаться с разными животными?

Физминутка

I . Работа в тетради.

1. – Давайте вспомним, какие органы есть у человека?

Откройте тетрадь на с. 65. Назовите предметы, которые мы видим на картинке.

Кто их придумал?

Для чего? (Каким органам помогают нарисованные предметы?)

Вывод. Именно возможность изобретать вещи, имитирующие органы, в сочетании со способностью обучаться и передавать свои знания другим позволила человеку построить современную цивилизацию.

2. – Кто читал книгу про Маугли?

Кто такой Маугли?

Что помогло ему стать человеком?

Показать отрывок из мультфильма про Маугли.

Вывод. Человек может понимать животных, но жить и развиваться он может только в обществе себе подобных.

II . Работа в учебнике.

1. – Посмотрите в учебники на с. 72.

Что изображено на рисунках?

Дети формулируют правила поведения разумного существа.

III . Работа в тетради.

С. 66, № 3, 4. (Можно предложить выполнить эти задания по выбору.)

Дети выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой и самооценкой.

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

Отметь в дневнике.

ΙV. Итог урока

Что узнали нового?

На все ли вопросы урока ответили?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто получил отметку в дневнике? За что?

Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.