Проект "Современный подход к работе с родителями " и презентация. Проект взаимодействия с родителями в детском саду

Проект на тему: "Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями"

Введение.

Часть 1. Теоретическая. Взаимодействия ДОУ и семьи.

  1. Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.
  2. Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями.
  3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы по взаимодействию ДОУ с родителями в клубе «Активисты нашей семьи» .

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Введение

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

В настоящее время наблюдается:

  • Ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального)
  • Стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости
  • Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи
  • Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов
  • Личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях) , отсутствие понимания; событийные кризисы)
  • Глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, медицинского работника) . Семье нужна поддержка и сопровождение.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями я считаю создание в ДОУ семейного клуба.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Тип проекта: инновационно - исследовательский, открытый, коллективный, продолжительный.

Цель проекта: изучить инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями на примере деятельности клуба «Активисты нашей семьи» .

Задачи проекта:

  1. Описать инновационные формы работы с родителями.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  3. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  4. Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи» .

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-7 лет.

Срок реализации проекта: 1 учебный год.

Итоговое событие:

Презентация «Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями» .

Часть 1.Теоретическая.

Взаимодействия ДОУ и семьи.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой

семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:

  • педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
  • несформированность у родителей «педагогической рефлексии» , неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами

Преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

С целью решения вышеизложенных проблем, педагоги и воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями.

1. 1.Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно сделать следующие условия:

Личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает поделки, мама беседует о здоровье) .

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

  1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  3. Информация должна быть динамичной.
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
  5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
  6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания) .
  7. Линия воздействия на семью через ребенка.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей) .

Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

  • формировать представления об этапах развития личности ребенка

Выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т. п.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

  • информационно – аналитическая
  • досуговая
  • познавательная
  • наглядно – информационная.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители» , содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) . После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке) . Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение» ) .

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов) . Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитать у детей интерес к книге» , «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?» .

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей» , «Приобщение детей к национальной культуре» , «Роль семьи в воспитании ребенка» ) . К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки» . Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Встречи за «круглым столом» . Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Семейные клубы - это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей.

1. 3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Семейный клуб – это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими) , а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.

Семейные клубы полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными.

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересов и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединение разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная связь «семья- детский сад» .

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи»

С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро…

И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей воспитателями был организован семейный клуб «Активисты нашей семьи» . Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

В работе семейного клуба, особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились родительские собрания, в ходе которых родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду.

Общие принципы взаимодействия членов клуба

  1. Принцип добровольности и открытости.
  2. Принцип равенства.
  3. Принцип общности.
  4. Принцип уважения и понимания друг друга.
  5. Принцип активности.
  6. Принцип конфиденциальности.
  7. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
  8. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
  9. Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Основные направления работы семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  2. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
  3. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;
  4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

Цели семейного клуба «Активисты нашей семьи» .

Основная цель создания семейного клуба «Активисты нашей семьи» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.

Основные задачи семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в детском саду
  • обмен позитивным опытом семейного воспитания

Инициирование и реализация новых форм работы организации воспитательной работы.

Структура клуба " Активисты нашей семьи "

Структура клуба «Активисты нашей семьи"

"Социально-медицинский блок"

"Досуговый блок"

"Педагогический блок"

  1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
  2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
  • Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство
  • Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата
  • Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей
  • Сформировать оптимальные детско-родительские отношения

3. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

4. Работа клуба организуется с учетом возраста детей.

5. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц.

6. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

Планирование работы семейного клуба.

Работа клуба планируется совместно с родителями и воспитателем. При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители детей каждого возраста смогли посетить хотя бы две встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы.

Формы взаимодействия в семейном клубе.

Мы используем открытые занятия, досуги, праздники, очень большое количество игр, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе - преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.

В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к детским выставкам, а так же организации выставок детско-родительских работ. Чем мы очень активно пользуемся.

Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи.

В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.

Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями.

Конечно, кроме клубной работы мы используем и традиционные формы взаимодействия с семьей. Нельзя обойтись без индивидуальных консультаций воспитателей. Необходимо только помнить, что востребованность нашей работы зависит от нашего профессионализма и нашей творческой заинтересованности.

Заключение

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Тульский педагогический колледж»

(ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»)

Проект совместной деятельности воспитателей и родителей (краткосрочный)

На тему: « Вместе дружная семья – детский сад, родители и я »

Во второй младшей группе «Колокольчик»

Составила и провела воспитатель:

Татарчук Наталья Владимировна

Тула 2017

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой

Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.

Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.

Актуальность.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения. В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.

Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.

Дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма.

B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, – начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Цель:

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей; проведение итогового мероприятия: «Вместе веселее»; проведение выставки семейных стенгазет на тему: «Моя семья».

Задачи:

  • формирование у детей первоначальных представлений о семье.
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
  • развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
  • повышать педагогическую компетентность родителей.

Методы использованные в реализации проекта:

Познавательно-игровые занятия, беседы, совместные игры, чтение художественной литературы; дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.

Тип проекта: познавательно - игровой

Планируемые результаты:

- дети узнают больше о своей семье, о членах семьи.

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий,

Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Участники проекта: дети второй младшей группы, семьи обучающихся, педагоги.

Место проведения: МКДОУ с. Воскресенское вторая младшая группа «Колокольчик»

Срок реализации проекта: 2 недели.

Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Формы реализации: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций и картин на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.

Конечный результат:

Этапы работы:

  1. Подготовительный
  • Разработка проекта по направлению «Семья». Планирование работы с детьми, родителями.
  • Подборка стихов о семье
  • Подборка загадок про маму и папу, дедушку и бабушку
  • Подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр
  • Информирование родителей о выставке семейных стенгазет на тему: «Моя семья».
  • Подбор атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Кукла Катя заболела», «День рожденье у Мишутки»; для театра на столе по сказке «Репка»
  1. Практический.

«Социально – личностное развитие»

Социализация: формирование семейной принадлежности, развивать атмосферу тепла, любви и дружбы.

Игровая деятельность: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; обучение детей реализации игрового замысла.

«Познавательно – речевое развитие»

Познание: закреплять и расширять представления детей о семье.

Коммуникация: продолжать развивать речь, как средство общения; развивать умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками.

Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно слушать стихотворения; формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

«Художественно – эстетическое развитие»

Художественное творчество: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развитие детского творчества.

  1. Заключительный

Изучение анализ результативности работы.

Оформление выставки семейных стенгазет: «Моя семья»

Итоговое мероприятие: «Вместе веселее»

Презентация проекта

  1. Консультации для родителей:
  • «Основные правила семейного воспитания»
  • «Зачем нужны раскраски для детей?» Мнение психолога.

Памятка для родителей «Родительские заповеди»

  1. Заполнение анкет: «Взаимодействие детского сада с семьёй»
  2. Оформление выставки детского творчества: «Я рисую с мамой дома»
  3. Игровая деятельность: Д/и: «Уложим куклу спать»
  4. Чтение сказки: «Три медведя»
  5. Д/И: «Оденем Машу на прогулку»
  1. Рисование. НОД по теме: «Моя семья» «Красивые воздушные шары для мамы»
  2. Стихи о семье.
  3. Настольные игры: «Мой дом», «Ассоциации».
  4. П/и: «Птички в гнёздышках»
  5. Д\И: «Чей домик»
  6. Ситуативный разговор «Что готовит мама?»
  1. Выставка «Моя первая книжка»
  2. Конструирование НОД по теме «Моя семья» «Катя и её семья гуляют по парку»
  3. Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»
  4. Д/И: «Чей малыш»
  5. Чтение сказки: «Репка»
  1. Дружная семья. Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…»
  2. Стихотворение Ю. Жуковой «Про нас»
  3. «Искупаем куклу Алёнку»
  4. Чтение сказки: «Теремок»
  1. Рассматривание ситуаций на тему «Семья это хорошо, вместе веселей»
  2. Стихотворение К. Ушинского «Петушок с семьёй»
  3. Сюжетно ролевая игра: «День рожденье у Мишутки».
  4. Настольные игры: «Профессии»
  5. Чтение сказки: «Колобок»
  1. Консультации для родителей:
  • «Совместные игры с детьми – зачем?»
  • «Игрушка в жизни вашего ребёнка»

Памятка для родителей « О воспитании доброты в детях»

  1. Заполнение анкет: «Игра в жизни вашего ребёнка»
  2. Выставка цветочных букетов по теме: «Вот оно, какое наше лето»
  3. Игровая деятельность: Д/и: «Позвони по телефону маме (папе)»
  4. Чтение сказки: «Три медведя»
  5. Д/И: «Оденем мальчика Сашу на прогулку»
  1. Оформление папки передвижки: «Мы живём и растём в детском садике родном» (Один день из жизни в детском саду)
  2. Лепка. НОД по теме «Моя семья». «Испечём оладушки, как у любимой бабушки»
  3. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
  4. П/и: «Наседка и цыплята».
  5. Д\И: «Чей домик»
  1. Конструирование на тему «Моя семья». НОД «Мебель для куклы. Стол и стул»
  2. Стихотворение Н. Майданник «Моя семья»
  3. Показ настольного театра по сказке: «Репка»
  4. Д/И: «Чей малыш»
  5. Загадки о семье.
  6. Беседа по картинкам: Что делать, если кто-то заболел?
  1. Художественное творчество: раскраски «Цветы для бабушки»
  2. Стихотворение А. Барто «Посидим в тишине»
  3. Сюжетно ролевая игра: «Кукла Катя заболела
  4. Настольные игры: «Собери семью»,
  5. Чтение сказки: «Теремок»
  1. Игровая деятельность: «На чем мама и папа ездят на работу».
  2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные и их детёныши».
  3. Настольные игры: лото «Одежда», лото «Продукты»
  4. Игровая ситуация: «Соберём цветы для мамы»
  5. Итоговое мероприятие: «Вместе веселее»
  6. Выставка семейных стенгазет: «Моя семья»

Вывод

У детей повысились знания касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.

Совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде

Взаимодействие с родителями

1. Рисование. НОД

ПРОЕКТ

«Творческое взаимодействие с родителями в ДОУ»

ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3-4 стр.

1.Цель и задачи проекта.

5 стр.

II. Предполагаемый результат.

6 стр.

III. Ресурсы.

6 стр.

IV . Описание проекта. План реализации.

7- 12 стр.

V. Литература.

13 стр.

VI. Приложение.

14-16 стр.

Введение

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места.

Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гумманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Изучив современнее подходы к взаимодействию ДОУ и семьи, учитывая ограниченный объем ресурсов, особенности социума ограниченные возможности использования внешних ресурсов: объектов культуры, Интернет-ресурсов, уровень образования родителей мы пришли к выводу: оптимальным средством по вовлечению семьи в единый образовательный процесс является метод проектов.

ЦЕЛЬ: Разработать систему деятельности по внедрению метода проектов в

практику взаимодействия семьи и ДОУ.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей посредством проектной деятельности.

2. Разработать модель организационно-педагогических условий по использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ.

3. Обеспечить функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ на основе проектной деятельности.

4.Изучить уровень эффективности созданных условий, обеспечивающих вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ и познакомить с ним коллег.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

Функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ.

Разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий в условиях малого города или сельской местности.

РЕСУРСЫ:

Кадровый потенциал

Программно-методическое обеспечение

Родительское сообщество

Социальные связи

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в детском саду интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к пасхальной неделе, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка.

Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей на основе проекта -установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

План реализации проекта

«Метод проектов как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях города» на 2010-2013 год

Этап

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные

I . Организационно-диагностический.

Цель: сбор информации и создание системы мониторинга оценки качества взаимодействия (анкетирования, тестирования, программ наблюдения) для всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, родителей).

1.1.

Обновление нормативно-правовой базы функционирования МДОУ разработка положения о творческой группе детского сада.

2010г.

Заведующая МДОУ

1.2.

Разработка анкет для родителей и педагогов по вопросам организации взаимодействия.

2010 г.

Педагог -психолог, социальный педагог.

1.3.

Анализ и самоанализ содержания деятельности педагогов в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в д/с» (под ред. Комаровой, Гербовой, Васильевой) по организации взаимодействия с родителями

2010 г.

Зам. заведующей по УВР. Воспитатели всех возрастных групп.

П. Методическое обеспечение.

Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателя, систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по взаимодействию с родителями посредством метода проектов.

Ознакомление педагогов с особенностями и возможностями использования метода проектов

2010г.

Зам. заведующей по УВР.

Оформление информационного стенда «Метод проектов - инструкция по применению».

2010г.

Творческая группа

Консультация «Основные показатели развития уровня взаимодействия семьи и ДОУ».

2010г.

Педагог - психолог

Тренинг «Проектный метод -результативная технология развития коммуникативных навыков всех участников педпроцесса»

2010-2011г.г.

Творческая группа Воспитатели сред., ст. и подг. возрастных групп

Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в разновозрастной группе».

2011г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели

Проведение консультаций по запросам воспитателей.

2010-2013

Творческая группа

Разработка групповых проектов

2011г.

Презентация групповых проектов

2011г.

Воспитатели всех возрастных групп

Выставка - конкурс материалов семейных проектов (планы, схемы, результаты взаимодействия).

2011г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп

2.10

Семинар «Метод проектов как фактор сохранения традиций» (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т.

2012г.

Творческая группа. Родители.

2.11

Общесадовый проект «Наш любимый детский сад».

2012г.

Все педагоги. Родители

2.12

Оформление материалов по организации проектной деятельности (проекты, конспекты занятий, фотографии, рисунки, высказывания родителей, детей и

др)

2012-2013г.

Зам. заведующей поУВР

Воспитатели всех возрастных групп

2.13

2012-2013г.

Все педагоги. Родители

2.14

2013

Все педагоги и родители

III . Взаимодействие с семьей.

Цель: Развитие педагогического сотрудничества с родителями воспитанников. Включение семьи в образовательное пространство ДОУ.

Анкетирование родителей (уровень удовлетворенности взаимодействием с ДОУ)

2010г.

Воспитатели всех возрастных групп

Консультация «Совершенствование взаимодействия педагога и родителей, как фактор психологического комфорта ребенка в семье и д/с».

2010 г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп. Родители

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия взрослого и ребёнка в совместной деятельности»

2010

Педагог-психолог

Участие родителей различных профессий в игровых проектах в детском саду.

2010-2012 г.

Воспитатели всех возрастных групп. Родители

Презентация семейных проектов

2011

Воспитатели всех возрастных групп Родители

Конкурс «Семья года» по активному участию семьи жизни д/с

2012 г.

Зав. ДОУ Родители

Участие в общесадовом проекте «Наш любимый д/с»

2012г.

Все педагоги. Родители

Круглый стол «Метод проектов, как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях малого города »

2012-2013г.

Все педагоги. Родители

3.10.

Совет педагогов и родителей «Взаимодействие с родителями. Итоги и перспективы»

2013

Все педагоги и родители

IV . Взаимодействие с общественными организациями.

Школа, библиотека: Организация и проведение совместных проектов

2011-2013

Институт повышения квалификации работников образования:

проведение семинарских занятий на базе детского сада для педагогических работников ДОУ;

организация работы творческой группы по проблемам взаимодействия с семьей

2012-2013г.

Городской (районный) методический кабинет:

ГМО воспитателей МДОУ

В воспитании и развитии ребенка большая роль отводится игре – преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время игра вытесняется образовательной деятельностью. Многие родители хотят, чтобы их дети скорей научились читать, писать, стали взрослыми. Но нельзя забывать, что играя, ребенок общается со сверстниками, совершает определенные поступки. Надо, нам взрослым, помнить, что поступки, слова и действия ребенка, совершаемые в игре, прямо или косвенно проектируют его жизнь. Поэтому воспитателю, родителям необходимо помочь детям в организации поступков. Без этого игра потеряет свой воспитательный эффект. Мы должны помнить о значении игр для развития ребенка, учить детей играть и учиться играть у детей.

Создание проекта позволит объединить родителей, детей, воспитателя. За короткий период времени научить родителей играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, повысит знания родителей в вопросах игровой деятельности, а воспитатель получит информацию об играх в семье и будет применять опыт семьи в своей работе. Поможет родителям вспомнить игры из детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместные проекты воспитатель, родители, дети

Воспитатель: Дианычева Г.Л.

Совместный проект

Образовательная область «Социализация»

«Игры нашего детства»

Актуальность : В воспитании и развитии ребенка большая роль отводится игре – преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил В.А. Сухомлинский.

Проблема: В настоящее время игра вытесняется образовательной деятельностью. Многие родители хотят, чтобы их дети скорей научились читать, писать, стали взрослыми. Но нельзя забывать, что играя, ребенок общается со сверстниками, совершает определенные поступки. Надо, нам взрослым, помнить, что поступки, слова и действия ребенка, совершаемые в игре, прямо или косвенно проектируют его жизнь. Поэтому воспитателю, родителям необходимо помочь детям в организации поступков. Без этого игра потеряет свой воспитательный эффект. Мы должны помнить о значении игр для развития ребенка, учить детей играть и учиться играть у детей.

Создание проекта позволит объединить родителей, детей, воспитателя. За короткий период времени научить родителей играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, повысит знания родителей в вопросах игровой деятельности, а воспитатель получит информацию об играх в семье и будет применять опыт семьи в своей работе. Поможет родителям вспомнить игры из детства.

Участники проекта:

Масштаб проекта: кратковременный.

Цель: показать значимость игры для развития ребенка, как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве.

Задачи:

Повысить уровень знаний родителей в игровой деятельности;

Сблизить общение родителей и детей с помощью игр;

Предложить родителям вспомнить игры из детства.

1. Предварительная работа:

Оповестить родителей о проекте;

Оформить памятку «Игра – ведущий вид деятельности»;

Подобрать соответствующую литературу об игре;

Реализация проекта:

Подготовить игры детства родителям;

Предложить провести игры с детьми дома (родители +дети);

Подготовить атрибуты к играм и принести их в группу;

Пригласить родителей провести игры с детьми в группе под общим названием «Мы снова дети!»;

Конкурс «Моя любимая игра»- родители пишут, говорят об игре.

Подведение итогов:

«Ням-Нямыч приглашает в гости» , сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «На скотном дворе» и др. по желанию детей и родителей.

Оформление альбома по теме «Игры нашего детства».

Подведение итога конкурса «Моя любимая игра», награждение.

Анализ работы воспитателем.

Проектная деятельность в детском саду:

Проект «Семья, дом+Семья, группа=Дружба» 2011 год.

Составила и провела

Воспитатель Дианычева Галина Леонидовна,

дошкольная группа

Направление: « социально-личностное»

Образовательная область «Коммуникация»

Идея темы шла от родителей, когда одна из родительниц сказала: «Надо нам поменять фотографии в фойе». Пришла идея - создать проект и вместе оформить фотовыставку в фойе, а для этого надо было потрудиться.

Целеполагание

Вопрос воспитания ребёнка волнует всех родителей, которые хотят видеть своих детей счастливыми. И как раз дошкольное воспитание является тем фундаментом, который мы заложим в наших детях на всю жизнь.. Именно в дошкольный период начинает формироваться личность в ребёнке. Именно в этом возрасте и начинается воспитание детей и в это время родителям нужно многому научиться.

И нам нужно помочь ребёнку в этих стремлениях и направить по правильному пути. И нужно понимать, где нужно настоять на своем, а где лучше не переусердствовать. Нужно понимать, что нужно сделать и что нельзя.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Проблема:

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Создание проекта позволит объединить родителей, детей, воспитателя. За короткий период времени научить родителей общаться с детьми, друг с другом, повысит знания родителей в вопросах воспитания детей, а воспитатель получит информацию по семейному воспитанию от родителей и будет применять опыт семьи в своей работе.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатель.

Масштаб проекта: кратковременный.

Цель:

создание в дошкольной группе необходимых условий для развития отношений с семьями, повышение значимости дошкольной группы в лице родителей, повышение уровня знаний родителей по вопросам воспитания в группе.

Задачи:

Воспитывать у детей любовь к родителям, учить проявлять заботу о родных людях.

Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Развивать коммуникативные навыки у детей и их родителей.

Обогащать детско-родительские отношения с помощью игр, игр-занятий, чтение художественной литературы.

Сделать родителей активными помощниками в воспитании и образовании детей в группе.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Понимание родителями значимости дошкольной группы для ребенка.

Умение родителями организовать сюжетно-ролевые игры, организованную образовательную деятельность детей дома.

Воспитание у родителей уважения к труду воспитателя в разновозрастной группе.

Использование воспитателем накопленного опыта в своей работе с детьми.

Предварительная работа:

Познакомить родителей с проектом;

Подобрать методическую и художественную литературу;

Анкетирование родителей «

Реализация проекта:

Мини - сочинение «Внимание в семье «особый» ребенок» пишут родители;

Составление родословной своей семьи;

Заполнение Плана семьи воспитателем и родителями;

Посещение семей;

Говорят дети (небольшие рассказы детей о маме, папе);

Родители в гостях у дошколят:

«Пирожок, пирожок испекли мы сами…» печем вместе пироги;

проведение занятия с детьми мамой Т.А. Востровой «Путешествие по сказочному лесу» (сказ КОТ ерапия);

Предложить родителям собрать фотоматериал о своей семье.

Итог проекта:

Подведение итогов конкурса мини-сочинений.

Фотовыставка «Наш милый малыш!»

Составления альбома «Семья вместе и душа на месте», «Самые лучшие дети на свете», «Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников» - фото-презентация).

Проект: «Дорога и дети»

Направление: «Социально-личностное»

Область «Безопасность»

Составила и провела

Воспитатель Дианычева Галина Леонидовна

Целеполагание:

Вопрос безопасности дорожного движения волнует все человечество. Совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, дети получают травмы, погибают. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Проблема:

слабо организована работа в сельской дошкольной группе по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге, родители мало внимания уделяют данной проблеме, а дети копируют родителей.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Целевая группа: дети дошкольной разновозрастной группы (от 2 до 5 лет).

Масштаб проекта : кратковременный.

Вид проекта: групповой.

Основание для разработки:

Проект обеспечит достижение конкретных результатов за короткий срок.

Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и воспитателя.

Можно выстроить совместную деятельность.

Повысит уровень знаний родителей по вопросу «Безопасности детей на дорогах».

Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

Задачи:

Формировать практические навыки безопасного поведения у детей и родителей через практическую деятельность.

Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Активно приобщать родителей к работе в области «Безопасность».

Предварительная работа:

Анкетирование родителей; анализ анкет и определение работы по теме ПДД;

Подготовка соответствующей литературы;

Обновить стенд «Светофорчик»;

Оповестить родителей о проекте, договориться о времени посещения дошкольной группы.

Реализация проекта:

Конкурс рисунков «Дети и дорога» домашнее задание;

Изготовление атрибутов, как в группе, так и дома;

- «Папа в гости к нам пришел» - папа знакомит с правилами дорожного движения;

Играем вместе с папой, мамой «Воробышки и автомобиль», «Воробышки и кот» и др. игры;

Заучивание стихотворений дома.

Мероприятия для детей по теме «Безопасность» в образовательной области, в режимных моментах, самостоятельной совместной деятельности, (по плану воспитателя).

Статья в СМИ «Путешествие в страну Светофорию» (пишет воспитатель).

Подведение итогов:

Сюжетно-ролевая -игра «Ежка и дорожка».

Подведение итогов конкурса рисунков, награждение.

Сценка «Наш-друг светофор». Анализ проекта воспитателем.

Создание фото-презентации «Азы дороги – малышам».


Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»

2 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе!»

Слайд 3.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Слайд 4.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Слайд 5.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное - ВМЕСТЕ»!

Слайд 6.

Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

    Воспитание уважения к детству и родительству;

    Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

    Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

    Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

    Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

    Объединение усилий для развития и воспитания детей;

    Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

    Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

    • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

      Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

      Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд:

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Слайд 9.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности:

    Совместной деятельности педагога и ребенка;

    Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

    В самостоятельной детской деятельности;

    В условиях проведения активной методической работы.

Слайд 10.

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране), и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Слайд 11.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта. Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный . На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная . Результаты анкетирования родителей следующие:

Всего участвовало: 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные:

Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.

Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.

Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.

Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные:

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные:

Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.

Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.

Слайд 14.

Основной этап (Октябрь-Апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД), так и другие виды деятельности: беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

Слайд 15.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятельность :

1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,

«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

3. Словесные игры : «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т.д.

16 слайд.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно »

Беседы на тему с родителями:

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет»;

Буклет «Безопасный Новый год»,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспитании.

3. Д/и: «Поможем кукле выбрать покупку»;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность:

1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).

2. Фотоколлаж: «Семейный сад».

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

17 слайд.

Были организованы:

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

4. Игры с напольными пособиями:

18 слайд.

Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.

    Материал в уголок родителей «Моя семья».

    Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».

    Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

    Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду», участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

24 слайд.

Выводы по проделанной работе:

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

29 слайд.

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» и зложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка .

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.