Оценка комфортности проживания ребенка в приемной семье. Психологический комфорт в семье

Родительское собрание

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В СЕМЬЕ

(лекция с элементами практикума)

Цели: убедить родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности; дать рекомендации по ре­ шению конфликтных ситуаций, возникающих в семье.

Приглашенные специалисты: школьный психолог.

Ход собрания

I . Вступительное слово классного руководителя.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка, психологи считают прежде всего несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности се­ мейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных кон­фликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напря­женность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Разумеется, никто специально не создает эмоционально не­ благоприятного климата для своего ребенка. Семья живет так, как она привыкла жить, бывает, что поругаются, покричат, оби­ дят друг друга. Ничего страшного в этом нет. А ребенок? Ну, его, чаще всего, в расчет не принимают.

Такая точка зрения - самая распространенная.

Но правильно ли это? Давайте разбираться. Приглашаю вас, уважаемые родители, к серьезному разговору.

П. Сообщение теоретических сведений по теме «Психоло­ гический комфорт в семье».

1. Что значит «положительное» и «отрицательное».

Школьный психолог. Давайте начнем с того, что сравним скорость действия «бациллы смеха» и скорость шквального действия паники. Я думаю, вы согласитесь, что различие будет слишком очевидным, чтобы его доказывать.

«Радость ползет улиткой, у горя - бешеный бег...»

Испортить хорошее настроение человеку можно очень быст­ ро, но как трудно потом его восстановить!

Какое эмоциональное состояние (настроение) считается хо­ рошим? Когда... хорошо! И все окружающее, и люди как-то располагают, и работа спорится, и дышится с удовольствием!

Тогда наблюдается подъем или хотя бы приподнятость всех потенций, всех возможностей! Возрастают созидательные силы, повышается общая жизненная способность. Вот почему все ок­ рашенное в светлые эмоциональные тона называется положи­ тельным: положительные эмоции, положительное психологиче­ ское состояние, положительное отношение...

Но вот отношения «испорчены», «испорчено настроение»... Картина резко меняется: все «валится из рук», «голова не рабо­ тает», «на сердце так тяжело, просто слов нет»... Вот потому-то эти состояния и называются отрицательными: они снижают уровень жизнедеятельности.

Все отрицательные эмоциональные состояния легко перехо­дят от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. Даже уныние, скука, апатия, депрессия - при всей их видимой «безобидности» - лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний. И они угнетающе действуют и на тех, кто рядом! Вот почему даже применительно к ним мы можем говорить об агрессивно­ сти отрицательных эмоциональных состояний.

Отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. И чем оно сильнее, тем меньше участвует сознание в том, что делает человек. И что он в таком случае делает? Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, смять, сломать, разорвать, разбить, чтобы дать выход этому напряжению! По сути, к этому и сводится вся «деятельность» человека, находящегося во вла­ сти такого состояния.

Почему так трудно вернуть хорошее настроение? Дело в том, что отрицательные состояния поглощают огромное коли­ чество человеческих резервов организма. И для восстановления положительного эмоционального состояния нужна компенсация растрат. Это требует времени! А пока создается цепная реакция заражения других людей раздраженностью, нервозностью, так человек выплескивает весь свой негатив наружу.

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с детьми: снижая уровень жизнедеятельности, они не только подрывают учебную продуктивность, но и содер­жат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы.

Вот поэтому мы и говорим о психологическом комфорте в семье, поскольку от этого во многом зависит развитие ребенка

2. Семейный климат и ребенок.

Большинство же из нас совершенно не учитывает эмоцио­нальных потребностей ребенка, по сути, игнорирует их, считая излишней роскошью. А ведь это ребенку важнее, чем матери­ альные атрибуты достатка.

Материальные ценности, их обилие - это для взрослых, что­ бы они радовались, вызывая друг у друга зависть. А для ребенка пока несоизмеримо важнее эмоциональный покой, мирное и ра­ достное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними.

Опыт общения, понимания другого человека, его целей, стремлений, мотивов его действий и чувств ребенок получает в собственной семье.

Знаете ли вы, что если ребенок с рождения воспитывается в детском доме или интернате, то он сильно отстает в развитии? Почему так происходит? Причем отставание в области интел­лекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной области ребенок, не получивший соответ­ ствующих контактов в детстве, остается «слепым» на всю жизнь.

Иногда аналогичная, хотя и не всегда столь резко выражен­ ная, картина развития, а вернее, недоразвития эмоциональной сферы встречается у детей, имеющих внешне полноценную семью.

Есть несколько типов таких семей.

Первый - это когда на ребенка (особенно на его пережива­ ния) не обращают внимания, ограничиваются лишь необходи­ мым уходом за ним, одевают, кормят, лечат, делая все это рав­ нодушно или с плохо скрытым раздражением.

Второй тип - это семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена, но вреда она приносит не намного мень­ ше. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. Их ждут без радости, они часто воспринимаются как осложнение жизни взрослых, помеха. Если к тому же рождение ребенка не одобряется родителями матери, друзьями, то в семье постепенно формируется отторгающая позиция по отношению к ребенку.

На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни - замы­ каются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Дру­ гие - погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начи­ нают обращать на себя внимание другими доступными спосо­ бами - истериками, агрессией. Они как бы мстят родителям за равнодушие и нелюбовь.

Особенности семейного микроклимата во многом влияют на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, ко­ торые в дальнейшем могут стать определяющими.

3. Как реагировать на поступки детей.

Семейный климат во многом зависит от того, как мы реаги­ руем на любое действие ребенка, если оно противоречит нашим ожиданиям и желаниям. Как это бывает обычно? Реагируем мы сразу, немедленно и в присущей нам привычной форме: для од­ ной мамы - это подзатыльник, для другой - лаконичное «иди­от», для третьей - поток замечаний. В основном мы однообразно повторяем навязшие в ушах и у нас, и у детей одни и те же сло­ва: «Что ты делаешь? Кто тебе разрешил? Ты думаешь, что тво ришь? Как ты смеешь! С кем это ты так разговариваешь? Не со­ ображаешь, так хоть слушай, что тебя говорят! Нет, ты пой­ ми...». Но они нас не понимают.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться - это путь к по­ ниманию действий ребенка, к представлению о том, как дейст­ вовать в данной ситуации, к устранению раздраженности. Вы не безгрешны и не застрахованы от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обра­ щении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих точек зрения: и своей, и ребенка. Немедленное эмоцио­нальное реагирование взрослого на проступки ребенка, однооб­ разное по форме и не включающее каждый раз анализа конкретной ситуации, - это прямой путь к конфликтам с ребенком.

А помочь может искренняя демонстрация своего огорчения, его понятное объяснение и связь с поступком ребенка; уверение в том, что вы поняли, чего хотел ребенок, и предложение ему других, более приемлемых путей к цели; выражение уверенно­ сти, что ребенок все понял и в подобных случаях поступит ина­ че. При этом не надо выходить далеко за пределы происшедше­ го и обобщать: «Ты вообще безрукий, все только портишь!» или «Ты никогда не научишься соображать, что можно, а что нельзя».

Помните: ругаем не ребенка, а его поступок.

Если очень напирать на то, что вас не устраивает ребенок (а не то, что он сделал), ребенок достаточно скоро начнет думать, что вы его не любите, что он лишний в семье.

Многие из вас спросят: «Так что же, все разрешать?» Нет, все разрешать не надо, нужно только внимательно подходить к таким важным вещам, как запреты и ограничения.

Посмотрим, что мы запрещаем, чего требуем и чего ожидаем от наших детей.

Надо сказать, что одни родители задумываются над этими вопросами, другие нет. Они считают, что их право как родите­ лей - запрещать или разрешать, а ребенок обязан немедленно повиноваться, а не рассуждать. При этом характер запрещений всегда категоричен, нет попыток объяснить ребенку, почему именно нельзя. Требование подчиняться без рассуждений также ведет к конфликтам. Единственное, чего не происходит в этих случаях, - это умение разумно поступать в сложных и опасных ситуациях, находить выход из них, представлять возможные по­ следствия своих поступков. А ведь именно в совместном раз­ мышлении, рассуждении о том, чего нельзя и почему, заклады­ваются задатки умения «соображать, что делаешь», которое мы требуем от ребенка, очевидно предполагая, что он этому сам как-нибудь научится от наших воспитательных выкриков.

Итак, что следует запрещать ребенку и как?

Часть запретов связана с его безопасностью и безопасностью других людей, это так называемые безусловные запреты: нель­зя лезть в огонь, в воду, есть несъедобные вещи и т. п.

Есть условные запреты, которые в одних случаях являются истинно строгими, а в других нет. Например, нельзя шуметь и прыгать дома, где таким поведением можно помешать другим людям или что-нибудь разбить, и в то же время оно совершенно оправданно в спортивном зале.

Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, следует объяс­ нить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка - это первое правило запрещения. Только выполняя его, можно снизить количество конфликтных ситуаций между родителями и детьми.

При этом помните, что часто наши запреты для детей быва­ ют трудно выполнимы. Для нас кажется естественным заявить: «Ну-ка кончай играть, собери все и ложись спать» или прика­ зать: «Прощайся живо с другом и пойдем домой». Взрослых, занятых беседой, нам никогда не придет в голову разогнать так бесцеремонно. И уж, во всяком случае, мы обязательно изви­ нимся перед ними, если будем вынуждены нарушить их планы. А вот перед ребенком в подобной ситуации мы не извиняемся почти никогда.

Большей части подобных требований можно было бы избе­жать. И тогда у детей не возникнет давящего, тяжелого чувства подспудного протеста против наших не всегда справедливых требований, а заодно и против справедливых, обязательных,

общечеловеческих. Скольких трудностей можно было бы избе­ жать, если бы мы всегда помнили, что в любом конфликте с ре­ бенком как минимум двое участников и что трудно не только нам с ним, но и ему с нами. Ведь он меньше, слабее, неопытнее.

III . Игровой практикум.

Что же делать, если ситуация в семье не очень благополучная? Если родители, бабушки и де­ душки, дети постоянно конфликтуют, но при этом все хотят ис­править ситуацию?

Во многом могут помочь те советы, о которых мы говорили ранее, но иногда для смягчения психологического климата в се­ мье можно проводить психокоррекционные мероприятия в виде игр.

Поиграем в некоторые из них.

1. Наши праздники.

Для того чтобы культивировать в семье внимание друг к другу, составьте календарь дней рождения и профессиональных празд­ ников каждого из членов семьи вместе с ребенком. Ведь если дни рождения мы еще не забываем отмечать, а вот в День же­лезнодорожника вспомнить о дедушке, который много лет про­работал машинистом тепловоза, не считаем нужным. Или по­ здравить папу с Днем танкиста, потому что он служил в танко­ вых войсках. Подарки в этот день могут быть символическими: праздничный торт, исполнение хором любимой песни и т. п.

Задание. Попробуйте сейчас составить календарь празд­ ников членов своей семьи. Посмотрите, сравните, на сколько праздников у вас стало больше.

2. «Давайте говорить друг другу комплименты».

Эта игра хороша во время праздничных обедов или ужинов. Играющие говорят друг другу комплименты, в которых отра­ жаются положительные качества этого человека. Например: «Мне в Юлечке нравится то, что она очень ласковая, добрая, всегда придет на помощь, если у кого-то возникнут затрудне­ ния» или «Петя - мой помощник. Вчера он с трех ударов забил гвоздь, ремонтируя по моей просьбе стул».

Задание. Сделайте комплимент своему соседу.

3. «Глава семьи».

В этой игре находят безопасный выход наружу чувства оби­ды и раздражения, накопившиеся у людей друг к другу. Главой семьи на один день или вечер назначают одного из членов се­ мьи, и он руководит всеми. Все остальные становятся - детьми. Я думаю, мало кто без смеха сможет выполнять властные ко­ манды ребенка: «Ты почистила зубы? Отправляйся немедленно в ванную!» и т. п.

4. «Угадайте, кто это».

Каждый, готовясь к игре, составляет список черт кого-нибудь из членов семьи; в списке должно быть не менее 10 черт. Имя того, кому эти черты приписываются, конечно, не называется. Допустим, сказочные аранжировки текста, например: «Если бы этот человек имел волшебную палочку, он бы...». Слушатели по «психологическому портрету» должны угадать, о ком идет речь. Если все быстро и легко угадывают это, то есть набор черт удачно характеризует человека, то составитель «портрета» за­служивает премии (например, конфеты, лишнего кусочка пирога и т. п.).

5. «Музей обидных воспоминаний».

Играющими предлагается составить список обидных воспо­ минаний о недостойном или оскорбительном поведении «про­ тивника». Затем они, не говоря ни слова, обмениваются этими списками. Если кто-то из конфликтующих хочет сразу объяс­ниться, то ему предлагается подождать три дня. Выдержав этот срок, играющие (без свидетелей) по памяти или по собственно­ му списку оглашают вслух претензии друг другу. Далее обсуж­дается возможность взаимоуничтожения отдельных «обвини­ тельных пунктов», то есть выясняется, есть ли у каждого хотя бы по одному пункту, о котором можно сказать: «С этого мо­мента я соглашаюсь считать, что этого не было». Убедившись, что такое согласие возможно, конфликтующим надо двинуться дальше и «обменяться» некоторыми обвинительными пунктами, исходя из принципа: «Если ты готов забыть мне то-то, я забуду тебе то-то». Дальше у обоих играющих могут остаться пункты,

по которым согласие не достигнуто. Не пожелает ли один изви­ ниться перед другим хотя бы за что-нибудь, оставшееся в спи­ ске? Предположим, нет, никто не желает. Ну что ж, на этом игра закончена. Ее внешняя результативность может показаться не­верной. Но поверьте, это не так. Сам состоявшийся факт обсуж­дения конфликтных ситуаций является психотерапевтической акцией, а отношения между этими двоими заметно потеплеют.

Как видите, есть немало способов улучшить психологиче­ ский климат в семье. Главное, чтобы в этих или других подоб­ ных играх участвовали все члены семьи. И тогда они помогут поддерживать дух сотрудничества, внимания друг к другу, иг­ровой атмосферы в вашей семье.

Во время игр и дети, и взрослые включаются в повседнев­ ный мир общения, что способствует его упорядочению и очи­ щению от ненужных требований с обеих сторон, учатся нахо­ дить выход из конфликтных ситуаций, ценить своих близких. Попробуйте поиграть в эти игры в своих семьях и, я думаю, вы убедитесь, что психологический климат значительно смягчится.

IV . Заключительное слово.

Общеизвестно, что на пер­ вом месте по частоте заболеваний находятся сегодня сердечно­сосудистые болезни. Если не источником, то пусковым их меха­ низмом являются напряженные моменты общения - разлады, ссоры, стычки. С этими же моментами связано подавляющее большинство неврозов - расстройств настроения, самочувствия и работоспособности человека без каких-либо органических причин. Есть также основания думать, что многие случаи нар­комании, токсикомании, алкоголизма обусловлены отсутствием психологического комфорта в самом близком кругу общения - семье. Поэтому прислушайтесь к рекомендациям психолога. Поверьте, в предлагаемых вам несложных играх, в которые ва­ ши дети будут играть с удовольствием, вы сможете сами и нау­ чите своих близких обрести непринужденную раскованность в общении, а это благоприятно скажется на психологическом климате. Успехов вам!

Как часто вы мысленно, а то и вслух восклицаете: «Мы таковыми не были! Мы так со старшими не поступали! Что же это за дети такие?» И это мы говорим не о каких-то чужих, невоспитанных монстрах, а о своих родненьких чадах. Недавно появились широко известные сегодня термины: «дети-индиго» и «дети с повышенной чувствительностью». Одновременно начала развиваться нейропсихология, массово начали ставить диагнозы «СДВГ» и «аутизм». Возможно, наука сделала большой шаг вперед и научилась наконец определять и классифицировать подобные отклонения, а возможно - нынешние дети требуют иного понимания, поскольку они уже не такие, как мы или наши родители...

В последние годы среди родителей начала приобретать популярность теория привязанности, развитая клиническим психологом Гордоном Ньюфельдом, автором книги «Не теряйте своих детей» (Hold on to Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers). К сожалению, в одной статье невозможно изложить всю теорию и шаги, с помощью которых можно вернуть доверительные отношения с детьми, с самим собой и даже целым миром. Но по крайней мере попробовать стоило:)

Чтобы кактус зацвел

Раскрытие потенциала, по мнению Ньюфельда, неизбежно, но спонтанно. Нельзя заставить яблоню цвести силой воли, нельзя и принудительно раскрыть потенциал человека, если условия для этого не подходят. Итак, наша с вами родительская задача - создать соответствующие условия, чтобы наши яблоньки, груши и кактусы «зацвели».

Чтобы ребёнок (да и любой человек) мог раскрыть свой потенциал, нужно, чтобы он мог:

  • независимо функционировать;
  • принимать и переживать неудачи;
  • общаться с себе подобными, сохраняя индивидуальность.
Из этих трёх характеристик нам более-менее удаётся научить наших детей быть независимыми. Однако, удаётся ли нам сформировать личность, которая умеет переживать неудачи? Более того - умеем ли мы сами переживать неудачи? Принимать во внимание опыт и продолжать двигаться? Если применительно к себе, то должен признать - нет. Удаётся нам, с нашим коллективистским прошлым, научить детей балансировать между «я» и «мы» без перекосов?

Шаг за шагом

По Ньюфельду, ребёнок в течение развития должен успешно пройти три этапа:

  1. Становление - стремление быть отдельным. Мы не можем его стимулировать - ведь самостоятельности невозможно научить, она должна созреть внутри.
  2. Адаптация - умение принимать неудачи и справляться с ними. Но адаптация в первую очередь заключается в умении осознавать свое бессилие, принимать то, что изменить невозможно.
  3. Интеграция - умение слышать сигналы изнутри и снаружи, осмысливать их и использовать для решения поставленных задач.
Если какой-то из этапов не был пройден или искусственно ускорен, то происходит так называемое застревание - ребёнок взрослеет, но его поведение не становится более зрелым. Симптомы застревания могут быть разные.

Равнодушие . Когда ребёнку запрещают чувствовать и проявлять негативные эмоции, мозг отфильтровывает болезненные чувства, поэтому ребёнок теряет способность чувствовать гнев, горе, печаль или скуку и перестает гневаться, плакать или капризничать. Тут бы нам порадоваться и похвалить его, но не стоит - это не зрелое умение управлять эмоциями, а лишь их угнетение. Такая ситуация наблюдается у младенцев-отказников в детдоме. Они перестают плакать, поскольку не имеют отклика на свои потребности.

Освобождение . Ребёнок не воспринимает реальных душевных переживаний, которые могут сделать его уязвимым, заменяя их на нереалистичные. Например, не страдает от смерти бабушки, но когда ломается игрушка, реагирует бурно-наигранно.

Защитное отчуждение - ребёнок отказывается от близости с тем, к кому привязан, чтобы не чувствовать постоянную боль отделения. Например, с легкостью идёт в детский сад и не хочет домой, чтобы не чувствовать снова и снова «потерю» родителей.

Что же делать?

Ньюфельд считает, что самое главное, с чего нужно начать, - это обеспечить ребёнку чувство защищённости. Лучше всего это сделать, восстановив утраченную привязанность.

Мать вынашивает ребёнка 9 месяцев, и никому не приходит в голову быстрее ее родить и разорвать бесценную пуповину. Но уже родившегося малыша почему-то подгоняют становиться самостоятельным, потому что не успеет:-) И часто нам это удается - дети выглядят более самостоятельными, однако со временем их поведение почему-то портится, они не доверяют нам или становятся равнодушными. Мы так боимся того, что наши дети, если дать им такую возможность, останутся зависимыми навсегда, и так стремимся привить им самостоятельность сызмальства... Однако эта независимость в конце концов становится независимостью от нас самих, а нереализованную потребность привязанности дети переносят или на другого взрослого, или на своих сверстников.

Ньюфельд предлагает вернуть детей под родительское крыло, в утробу привязанности. Ведь чтобы у эмбриона правильно сформировались все органы, нужно время для спокойного созревания. Если же ребенок родился раньше, то ему создают такие условия, чтобы пока он до конца не сформируется, имитировать материнское лоно. То же и с детьми, которые каким-то образом потеряли эмоциональную связь с родителями: их надо вернуть в безопасный ближний круг, где они будут чувствовать себя защищёнными и смогут проявлять негативные эмоции - бояться, расстраиваться, плакать, скучать. Мир, в котором можно положиться на родителей, а не защищаться самому.

Но вернуть ребёнка к внутреннему кругу бывает не так-то просто. Для начала надо установить надежный контакт. Вот некоторые правила, которые в этом помогут:

Не командуйте, а завладейте вниманием ребёнка. Иначе получите пустой взгляд. Если не можете поймать взгляд, то постарайтесь попасть в зону внимания другими способами, например, через звуки или через прикосновение.
Прежде, чем достичь согласия в важных для вас вопросах, попробуйте получить ответы в виде кивка на простые вопросы: «погода отличная, правда?», «У тебя в руках собачка?».
Если не можете пока завладеть вниманием, не пытайтесь управлять ребенком. Без его разрешения это вам не удастся, и вы только распишетесь в собственном бессилии. Попробуйте через некоторое время снова.

Есть контакт!

Когда вам удалось уже установить прочный контакт с ребенком, то следующим шагом будет вернуть доверие в отношения, закрепить свой статус попечителя:

  • Постарайтесь, чтобы зависимость ребёнка от вас была лёгкой и безопасной.
  • Не злоупотребляйте зависимостью ребенка, не используйте его.
  • Помогайте ребёнку во всех его начинаниях, показывайте ему мир и раскрывайте ему собственные возможности.
  • Будьте щедрыми в своих предложениях заботиться, ухаживать, помогать и принимать ответственность за ребёнка.
  • Помните: пока дети не в состоянии существовать автономно, им необходимо зависеть от взрослых, и лучше, чтобы этими взрослыми были родные.
P.S. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: чувствуете ли вы себя способными балансировать между индивидуальным и коллективным, умеете переживать неудачи. Что, по вашему мнению помогло / помешало формированию таких способностей?

Статьи по теме: Воспитание детей

Avrora 16.05 07:45

Если коротко формулировать идеи Ньюфелда, можно их выразить примерно так: "Сначала привязанность, потом развитие. Привязанность - это необходимость, развитие - роскошь". В короткой статье о привязанности действительно не расскажешь, но если есть интерес к этой теме - я бы рекомендовала начинать знакомство с книги Людмилы Петрановской "Если с ребенком трудно". Читать Ньюфелда на языке оригинала мало кому под силу, переводы имеют определенную погрешность. Что касается книги "Не упускайте своих детей" - я ее прочитала на одном дыхании, она полезна и интересна, НО новичку в теме привязанности она может только помешать понять суть. Дело в том, что в этой книге описывается лишь одно из множества существующих нарушений привязанности - замещающая привязанность к ровесникам. Это достаточно узкая тема, да и сама книга новичкам часто кажется сложной для понимания. Еще можно Ольгу Писарик почитать, это ученица Ньюфелда. А вообще, теория теорией, но детей нужно растить не "по теории привязанности", а опираясь на собственное родительское чутье и интуицию, знание теории только помогает формировать свою родительскую позицию. Делать что-либо только потому, что так написано в книге, а не из собственных внутренних убеждений - малоэффективно.

rimma 17.05 11:52

С появлением ребенка все больше убеждаюсь, что их воспитание - это огромный душевный труд. Иногда вообще кажется, что на самом деле ни родители детей воспитывают, а они нас. Ведь детки очень сильно меняют нас изнутри, то и дело заставляя нас пересматривать свои собственные взгляды и убеждения. А эмоционально благополучных детей могут воспитать только эмоционально благополучные родители. Поэтому бросая все силы на воспитание и развитие ребенка, не стоит забывать и о собственном психологическом комфорте. Ведь как мы можем дать ребенку то, чего нет у нас самих.

Aniri 26.07 15:29

А у нас почему то по-другому. Мама (хоть и не очень строгая), но детям за день, наверное, надоедает - сделай это, не делай то. Надо так, так не надо. Зато когда приходит с работы папа, а он соскучился, то детям можно все. Понимаю, что это неправильно, но сделать ничего не могу.
Во-первых, дети ждут,когда придет папа и можно будет забыть про все можно и нельзя.
Во-вторых, папа воспринимает мои попытки остановить этот "произвол" в свой адрес и... "обижается"
И, вообще, я часто задумываюсь - Мы сами все вчерашние дети. Кто-то был идеальным ребенком, кто- то хулиганом, кто-то сильная личность, кто-то слабоват...Но становимся родителями и перед нами одна задача - воспитать своего ребенка правильно, зачастую дать ему то, чего у нас самих никогда не было (я не имею ввиду материальные блага - тут все понятно). А как это сделать? Это у животных инстинкты работают, а человек сам должен этому научиться.
Я тоже читала книги по воспитанию. Но вот только применить их на практике в своей семье почему то не получается.

Особая роль в подготовке компетентного замещающего родителя отводится отбору претендентов, который базируется, прежде всего, на диагностике, цель которого выявить из общего числа кандидатов людей пригодных к выполнению роли приемных отца и матери.

Диагностика направлена на изучение личностных черт потенциального замещающего родителя-воспитателя, истинных мотивов принятия неродного ребенка, уровня психолого-педагогической компетентности. Уже в процессе диагностики, как свидетельствует наш опыт, имеется возможность предотвратить принятие людьми ошибочного решения создать замещающую семью.

Для диагностики претендентов на роль замещающего родителя могут использоваться анкеты: «Первичный отбор приемных родителей», «Генограмма семьи», «Семейная гибкость, сплоченность»; опросники: «ОСТ (состояния тревожности)», «Опросник родительских отношений (ОРО)», «Родитель должен…», «Ребенок должен…», «Опросник приспособленности», «Личностный опросник Р. Кетелла» и т.п.; проективные методики: рисунки «Я в приемной семье», «Незаконченные предложения», «Идеальный родитель...» и т.п.; тесты: «Тест Лири (межличностные отношения)», «Цветовой тест Люшера», «Тест Томаса (межличностные отношения)» и др. (27).

Следует иметь в виду, что кандидаты в замещающие родители с тревожностью относятся к психологическому обследованию. Поэтому очень важно создание спокойной атмосферы, комфортной обстановки, очередности использования отдельных методик. В частности, целесообразно начать всю процедуру с беседы, позволяющей построить доверительные отношения, помочь человеку успокоиться, снять неопределенность ситуации, а затем уже использовать диагностический инструментарий.

Опыт диагностирования будущих приемных родителей показывает, что у 26 % мотивом создания замещающей семьи стал альтруизм (желание сделать счастливыми детей, оставшихся без попечения родителей), у 45 % претендентов – прагматизм (быть как все; дети помогут в старости; дети помогут решению материальных проблем; попытка сохранить брак). Желание иметь ребенка высказало 27 % опрошенных и у 2 % - попытка заполнить пустоту, возникшую после смерти родного ребенка.



Результаты диагностики позволяют так же сделать вывод о том, что у многих будущих родителей характер затруднений типичен для всех категорий граждан (не зависимо от возраста, опыта предыдущего воспитания детей как биологических, так и приемных, уровня образования и мета проживания) и требует обучения.

Диагностики замещающей семьи основывается на мультимодальном подходе, что позволяет диагностировать проблемы семьи и ребенка в различных контекстах (В.Н. Ослон). Она включает в себя конкретные методы диагностики семейной системы, которые помогают определить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема, динамику изменений состояния членов замещающей семьи и приемного ребенка (56).

Можно выделить различные виды диагностики: предварительная диагностика, углубленное обследование, отслеживание в процессе функционирования замещающей семьи и проблемная диагностика.

Предварительная диагностика с кандидатом в замещающие родители Цель этого этапа – получить предварительное представление о возможности создать замещающую семью.

Основные задачи этапа:

Получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье;

Выявление намерений кандидата в воспитатели и побудительных причин к созданию семейной группы;

Обогащение его представлений

Побуждение кандидата в замещающие родители к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации;

Выделение специфических проблем кандидата, требующих особого внимания специалистов на следующем этапе.

Данный этап имеет персонифицированный характер. Это начало непосредственного общения с гражданином. С момента обращения кандидата в открывается на него социально-психологическую карту, в которую вносится информация, характеризующего социальный и психологический статус.

Специалисты получают следующую информацию о претенденте:

Ф.И.О., дата рождения, образование.

Семейное положение (состоит в браке, количество детей, возраст).

С кем проживает.

Жилищные условия.

Профессия, род занятий в данное время (дни и часы работы).

Занятия членов семьи.

Примерный совокупный доход семьи.

Сведения о состоянии здоровья.

Наличие фактов биографии, препятствующих созданию семейной группы.

Адрес, телефон (домашний, рабочий).

Важный момент первых бесед с кандидатом- выявление причин, по которым он желает взять ребенка на воспитание. Выясняется также, ребенка какого пола и возраста он хотел бы принять в свою семью.

Опыт показывает, что среди причин гражданами могут быть названы следующие:

Желание помочь обездоленному ребенку.

Нравится большая семья.

Отсутствие собственных детей.

Потеря родного ребенка, стремление восполнить утрату.

Одиноко жить без семьи, хочется иметь рядом близкого человека.

Не истраченный родительский ресурс (свои дети выросли, дом опустел, хочется вырастить еще одного ребенка).

Желание родителей иметь второго ребенка в семье («чтобы свой не рос один») или ребенка противоположного пола.

Желание кровного ребенка («сын хочет иметь брата»).

Желание получить работу на дому, расчет на улучшение материального положения (6; 25; 28).

Таким образом, может быть получен в результате заполнения анкеты материал, требующий прояснения отношения кандидата к проблемным детям.

Например, в санкт-петербургском социально-реабилитационном центре «Дом милосердия» в беседах или с помощью небольшой анкеты выявляют позицию будущего воспитателя по следующим вопросам:

Можете ли вы принять в семью ребенка, который:

Имеет инвалидность;

Подвергался сексуальному насилию;

Имеет выраженное сексуализированное поведение;

Имеет проблемы в умственном развитии, что предполагает обучение по программе вспомогательной школы, по программе коррекционных классов или специальной программе?

Намерены ли вы принять ребенка на время с учетом того, что тот может вернуться в кровную семью, или в перспективе планируете оформление опеки или усыновления?

Какие особенности поведения ребенка вы считаете абсолютно неприемлемыми для себя?

Как вы относитесь к возможным прямым или косвенным контактам ребенка со своими родителями и родственниками?

Как вы прогнозируете необходимые изменения в жизни своей семьи и профессиональной деятельности, связанные с появлением в семье ребенка (т.е. насколько осознанно и взвешенно идете на этот шаг)?

Выяснение формальных данных о кандидате, его намерений и мотивации создания замещающей семьи дает возможность специалистам сделать вывод о тех обстоятельствах, которые изначально препятствуют созданию замещающей семьи, требуют отсрочки или являются сигналом для определенных сомнений или последующей коррекционной работы с будущими замещающими родителями.

Этап предварительной диагностики с кандидатами предполагает тщательную работу специалистов по анализу первичных диагностических материалов. Так на заключительном этапе предварительной диагностики в случае, когда у них возникает потребность серьезно и обстоятельно обсудить с кандидатом конкретное побуждение принять ребенка-сироту, необходим обстоятельный разговор с претендентом на роль замещающего родителя. Поэтому важно предложить ему подробно рассказать о том, как он пришел к такому решению, давно ли у него возникло такое желание, что стало последним поводом к приходу в государственное учреждение. Ему следует пояснить, что внимание сотрудника не обусловлено праздным любопытством или недоверием, а, наоборот, продиктовано желанием найти наилучший вариант создания замещающей семьи. Расспрашивая кандидата, специалист тем самым побуждает его к тому, чтобы он еще раз взвесил твердость и устойчивость своих намерений, обоснованность и достаточность причин для принятия решения о создании семейной группы.

Обстоятельный разговор нужен и для того, чтобы внести коррективы в планы кандидата относительно выбора пола, возраста ребенка.

Например, даже с бездетной парой могут возникнуть проблемы.

Если в семье все благополучно, брак достаточно прочен, но отсутствие детей огорчает супругов, это значит, что ребенок - главное, чего им обоим не хватает для полноты жизни. Такая ситуация не может не вызвать у претендентов сочувствия и стремления помочь супружеской паре обрести полнокровную семейную жизнь.

Бывают случаи, когда отношения супружеской пары нестабильны, прочность брака сомнительна, налицо предразводная ситуация, причиной которой считается бездетность. Но это лишь видимая причина разлада, верхняя часть айсберга.

Нестабильность брака, причины, по которым он может распасться, многообразны. Выборочные исследования (Н. Юркевич, В. Колокольников, П. Звидриньш, В. Сысенко) обнаруживают более двадцати причин разводов. Среди них кроме бесплодия супруга супруги - алкоголизм, грубость, жестокость, бестактность, частые ссоры, супружеская измена, длительное раздельное пребывание, возрастное или сексуальное несоответствие и т.д. Все это ведет к тому, что потребность супругов в эмоциональном контакте, жизненно необходимом человеку, в семье не реализуется. Семья находится под угрозой распада. Принятие наиболее решительным из супругов (чаще всего женщиной) в семью ребенка расценивается как возможность изменить ситуацию, восстановить стабильность брака.

Однако опыт показывает, что такое «замещение» не всегда удается, отчего могут пострадать все субъекты семейного взаимодействия, и в первую очередь ребенок. Определить, с каким вариантом столкнулся специалисты на первом этапе знакомства с кандидатом, затруднительно, для этого он не располагает достаточной информацией. Но названная кандидатом причина, по которой он хочет создать замещающую семью, может стать сигналом для организации обследования его семьи.

Если специалист убеждается, что в данный момент внутрисемейные отношения складываются неблагополучно, следует, не отказывая кандидату в воспитатели в его просьбе, решительно посоветовать ему повременить с созданием семейной воспитательной группы до того момента, когда кризисная ситуация в семье завершится.

Большого такта и бережного отношения требуют люди, которые стремятся создать семейную группу после потери собственного ребенка в надежде смягчить боль утраты, заполнить образовавшуюся пустоту, приняв в семью чужое дитя. Тяжесть потери заставляет их настойчиво, а иногда не совсем обдуманно искать замену, даже не дожидаясь принятой в таких скорбных случаях годовщины. Это весьма сложный вариант создания семейной группы. Во-первых, пережитое горе выбивает родителей из жизненной колеи, невротизирует их, усложняет межличностные отношения в семье и требует определенного восстановительного периода.

Во-вторых, нередко будущий замещающий родитель, члены его семьи, надеясь «заместить» потерянного ребенка, испытывают разочарование, так как понимают, что адекватного «замещения» не произошло - в семью пришел другой ребенок, не похожий на ушедшего. Это усиливает дисбаланс их эмоциональной сферы, усложняет взаимодействие с воспитанником.

Уважая чистоту стремлений и искренность таких людей, необходимо провести серьезную коррекцию их намерений. Перспектив у такой семейной группы мало, и все ее члены могут пережить новую боль. Практика свидетельствует, что воспитатели именно этой категории чаще других обращаются в учреждение с просьбой о закрытии семейной группы.

Учитывая эмоциональное состояние таких людей, а также тот факт, что они чаще всего приходят с намерением не просто создать временную семейную группу, а с желанием в перспективе оформить над ребенком опекунство (попечительство) или усыновление, специалисту следует с особым тактом принять их информацию, мягко предостеречь от возможных проблем, которые связаны с их трагической ситуацией. При этом ни в коем случае не следует пресекать стремление этих граждан к созданию семейной группы. Просто необходимо убедить их в том, что не надо торопиться, что лучше соблюсти установленный традицией траур. Если за это время желание взять на воспитание чужого ребенка не пройдет, то порекомендовать им принять в семью воспитанника другой возрастной группы и противоположного пола, чтобы не было оснований мучительно сравнивать своего, утраченного, с чужим, что скорее всего будет не в пользу последнего.

Не менее важно позаботиться и о переориентации этих людей, привести их к мысли, что взять в семью воспитанника следует не только для того, чтобы облегчить собственные страдания, но и ради помощи обездоленному ребенку, которому необходимо чувствовать себя любимым и защищенным.

Ситуация, когда воспитатели хотят взять в семью второго ребенка (при невозможности больше иметь собственного), также требует предметного обсуждения, а зачастую тактичной коррекции их планов. Если, например, в семье есть ребенок подросткового возраста и родители хотят взять на воспитание ребенка для компании своему, «чтобы тот рос не один», следует очень взвешенно принимать решение о создании семейной группы. Соискателю требуется дать информацию для размышления.

Если в семье растет мальчик-подросток, следует задуматься о том, стоит ли брать на воспитание мальчика такого же возраста. Выросшие в разной социальной среде дети могут не поладить, поэтому предпочтительнее взять мальчика на несколько лет моложе кровного ребенка. Он легче адаптируется в семье. Ему не грозит опасность предстать в глазах членов семьи в невыгодном свете, к его воспитанию может приобщиться кровный ребенок, отношения в семье будут строиться гармоничнее, а значит, и реабилитационный процесс - проходить эффективнее.

Если в семье растет мальчик 12-14 лет, а кандидат хочет взять в семейную группу девочку примерно такого же возраста, следует предупредить его относительно особенностей полоролевой социализации детей, объяснить, что на эту возрастную ступень как раз падает период половозрастной сегрегации - «противостояния» мальчиков и девочек, которое может усложнить адаптацию девочки в семье. Нельзя исключать и возникновение сексуального интереса разнополых подростков друг к другу, тем более что у девочки может проявиться опыт предшествующей жизни в неблагополучной семье, где половые отношения взрослых могли протекать на глазах у детей.

В случае, когда воспитатель намерен принять в семью ребенка старше, чем его собственные дети (кстати, как и в тех случаях, когда речь идет о сверстниках-подростках), необходимо с помощью собеседования и психологического тестирования исключить такой скрытый мотив, как желание держать в семье «золушку» - Нет сомнений в том, что очень полезно для выросшего на улице и ни к чему зачастую не приученного подростка подключиться к систематическому выполнению определенных домашних обязанностей, получить опыт нормальных внутрисемейных отношений. Особенно удачно проходит приобщение воспитанников к труду в сельских семьях, где традиционно дети с ранних лет включены в общесемейные дела. Тем не менее на стадии знакомства с претендентом в воспитатели полностью исключать такой скрытый мотив, как желание в закамуфлированной форме использовать труд несовершеннолетнего, не следует.

Конечно, совпадение возраста кровного ребенка и воспитанника не влияет фатально на эффективность функционирования семейной группы. Известны случаи, когда мальчик-подросток сам выбирает себе «брата» из числа приютских детей, обучающихся с ним в одном школьном классе, с которым он подружился, но побудить человека к размышлению необходимо.

Достаточно трудным контингентом кандидатов в воспитатели являются одинокие люди, у которых нет опыта семейной жизни. Одиночество нередко является закономерным следствием некоторых особенностей личности претендента, которые с возрастом лишь усугубляются, - обидчивость, эгоцентризм, подозрительность, тревожность, ригидность мышления, придирчивость, гипертрофированное пристрастие к порядку, нетерпимость к чужим слабостям и недостаткам. Мы не исключаем возможностей создания удачной семейной группы одинокой женщиной, таких примеров немало. Однако при проведении диагностического обследования важно в мягкой форме предостеречь ее от чрезмерно жесткой позиции по отношению к детям, уже пострадавшим от жестокости взрослого мира, дефицита тепла, любви и доброй снисходительности.

Завершая обзор причин, побуждающих людей взять на воспитание чужого ребенка (здесь перечислены лишь наиболее типичные из них), необходимо обратить внимание на деликатную проблему – педофилию. В санктпетербургском «Воспитательном доме», например, всегда с большой осторожностью относятся к созданию семейных групп с воспитателями - одинокими мужчинами. Есть достаточно корректные способы (кроме данных психологического тестирования, полученных, например, с помощью многопрофильного опросника MMPI, который выявляет половые отклонения) предпринять «проверочные» действия. Вот конкретный пример.

Одинокому мужчине средних лет, имеющему намерение взять на воспитание мальчика 10-12 лет, предложили обдумать другой вариант, а именно: взять родных брата и сестру (14 и 12 лет), очень дружных, активных, веселых ребят, увлекающихся спортом, театром, открытых и доброжелательных. При этом ему разъяснили преимущества такой семейной группы как в материальном, так и в воспитательном плане. Мужчина попросил время на обдумывание и больше в приюте не появился. Через некоторое время из достоверных источников выяснилось, что опасения специалистов в отношении данного мужчины подтвердились.

Ни в коем случае не желая делать каких-либо оскорбительных обобщений, оставляем за собой право акцентировать внимание специалистов и на этой проблеме (6; 25).

Если на первом этапе диагностирования не обнаружены явные проблемы, которые могут стать препятствием для создания семейной группы, и с кандидатом в воспитатели проведена необходимая работа по коррекции его планов, специалист по социальной работе делает предварительное заключение о возможности создания таковой во главе с данным кандидатом, а также информирует коллег об имеющихся сомнениях, которые необходимо прояснить на следующих этапах.

Специалист должен проинформировать потенциального воспитателя о своем заключении и получить согласие на участие его и его семьи в более углубленном обследовании, которое поможет сотрудникам учреждения принять окончательное решение о целесообразности создания замещающей семьи и выбрать для нее ребенка.

На втором этапе – углубленном обследовании определяется уровень готовности кандидата в приемные родители к созданию замещающий семьи.

Следует иметь в виду, что кандидаты в воспитатели по-разному относятся к психологическому обследованию. Одни проявляют любопытство, другие - удивление, третьи - неудовольствие. Негативная позиция объясняется наличием искаженной информации о тестировании, которое якобы преследует цель выявить интеллектуальную неполноценность человека; страхом некоторых людей перед любыми испытаниями; опасениями, что психолог получит и использует против них данные, которые повлияют на их репутацию.

Специалист должен с пониманием отнестись к подобному отношению потенциальных замещающих родителей и членов их семей, найти способы рассеять их опасения. При этом полезно апеллировать как к рациональной, так и к эмоциональной сфере людей. Специалисты могут опереться на следующие аргументы:

Специализированное учреждение принимает на работу воспитателем человека, не имеющего профессиональной подготовки, успех его деятельности во многом зависит от его личности, опыта воспитания, усвоенного в родительской семье и приобретенного на собственной практике. Учреждение продолжает нести ответственность за ребенка, и оно обязано быть уверенным, что человек, принимающий ребенка в семью, сможет успешно выполнить роль воспитателя;

Специализированное учреждение подбирает не только воспитателя семейной группы, но и ребенка в эту группу. Ознакомление с семьей кандидата в воспитатели, укладом ее жизни нужно для того, чтобы лучше осуществить подготовку ребенка к переходу в данную семью;

Обследование кандидата и его семьи даст возможность специалистам учреждения оказывать более эффективную помощь в воспитании, когда группа будет создана;

Специалисты стремятся прежде всего выявить позитивные ресурсы кандидата как будущего воспитателя, но одновременно не должны пройти мимо тех свойств, которые могут снизить эффект его воспитательной деятельности, обратить на них его внимание и в дальнейшем помочь ему их изменить.

При определении степени готовности потенциального воспитателя к новой социальной и профессиональной роли следует учитывать два важнейших критерия, которые могут быть выражены через конкретные показатели, свидетельствующие о благоприятной перспективе открытия группы во главе с данным воспитателем.

1. Личностные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с ребенком:

Развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть, терпимость, толерантность;

Развитые коммуникативные и эмоционально-волевые свойства как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений.

2. Характерные установки на воспитание детей:

Представление о личностном смысле роли воспитания;

Характер воспитательной тактики;

Предположительный или реальный характер эмоциональных контактов с детьми.

3. Удовлетворение брачно-семейными отношениями.

Существенное значение для формирования у потенциального воспитателя спокойного отношения к обследованию имеет верная тактика его организации. Следует правильно определить очередность использования различных методик. Целесообразно начать с беседы, микроанкеты, а затем уже, когда напряжение прошло и человек успокоился, использовать психоиагностику.

Выявление личностных качеств претендента на роль воспитателя семейной группы проводится с помощью психодиагностидеских методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет исключить субъективизм в оценке. В санкт-петербургском «Воспитательном доме», который первым из российских специализированных учреждений начал создавать семейные воспитательные группы и отрабатывать методику подбора для них воспитателей, используют тест Кэттелла, цветовой тест Люшера, многопрофильный личностный опросник MMPi, тест «Pari».

Тест «Кэттела» - 16-факторный опросник - является одним из наиболее надежных и важных средств диагностики, помогает получить многогранную информацию о чертах личности, которые автор называет конституционными.

Исходя из опыта работы с тестом при отборе воспитателей, можно рекомендовать в первую очередь обращать внимание на коммуникативные и эмоционально-волевые свойства личности, а также на характер межличностных взаимоотношений. Оптимизации семейных отношений, успешной адаптации ребенка в семье способствуют такие черты кандидата в воспитатели, как мягкосердечность, эмоциональная стабильность, ответственность, самоконтроль, открытость, эмпатия, доброжелательность, терпимость, проницательность, спокойствие и уверенность в себе.

Насторожить специалистов должны те свойства, акцентуация которых может помешать созданию оптимальных взаимоотношений с ребенком. К ним относятся:

Замкнутость. Как правило, ей сопутствуют холодность, жестокость, бескомпромиссность, слабый интерес к жизни;

Эмоциональная нестабильность. Таких. людей отличает неспособность контролировать эмоции и свои импульсивные влечения. Внешне это проявляется как плохой самоконтроль, безответственность, капризность, попытка уклониться от реальности. Внутренне эти люди чувствуют себя беспомощными, усталыми, пасуют перед жизненными трудностями;

Подозрительность. Отношения этих людей с окружающими основываются на предубеждении, они никому не доверяют, ждут подвоха, часто излишне настойчивы, придирчивы и раздражительны, плохо воспринимают новое.

Эти качества не позволяют кандидату в воспитатели принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его проблемами, вследствие чего взаимоотношения с ним могут зайти в тупик. Если не обратить на это внимание, можно поставить под угрозу семейную группу, так как названный «букет» негативных личностных качеств воспитателя неизбежно осложнит адаптацию ребенка в семье. Слишком жесткая воспитательная политика, стремление требовать от ребенка больше, чем он может дать, попытка полностью подчинить его себе, скорейшим образом перевоспитать непременно вызовут напряжение, зажатость, повышенную тревожность. Такие люди могут обеспечить неплохой уход за ребенком. Но тот факт, что воспитанник ухожен, его быт и питание хорошо организованы, не смягчает ситуации. На жесткость он отвечает непослушанием и обманом, не проявляет желания учиться, что вызывает дальнейшее ужесточение воспитательного подхода и, как следствие, разрушение группы.

Использование проективного цветового теста Люшера позволяет оценить эмоциональное состояние человека, обнаружить тревогу, страдание, страх, обусловленные подавлением, неудовлетворенностью субъективно значимой для человека потребности. Тест позволяет выявить непосредственные, не подвластные осознанию проявления индивидуально-личностных свойств, что делает методику незаменимым инструментом глубинного изучения личности, ее эмоционально-характерологического базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. Этот метод наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств, с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты (компенсаций).

По мнению Люшера, компенсация - это такой тип поведения, который, вызывая временное облегчение, никогда не приводит к действительному удовлетворению ущемленной потребности. Психологическая характеристика имеющихся у испытуемого тревог и компенсаций дает возможность понять актуальные проблемы личности.

Методика может быть и как тест отношений, если выяснить цветовые ассоциации человека со значимыми для него людьми: муж, дети, жена, друзья, родственники супруга. Причем как цвет, так и порядок расположения в ряду определяет сам испытуемый. Психолог же знает, что 1-2-е место имеет знак устремления, цели; 3-4-е место - оценка собственного состояния, здоровья; 5-6-е место - знак индифферентности, безразличия; 7-8-е - неприятия.

Например, при тестировании потенциального воспитателя получен следующий ряд цветовых предпочтений: 43256

Интерпретация ведется исходя из значения цвета и его места в ряду у испытуемого. В данном случае получены следующие ассоциации: 4 - желтый, самый приятный цвет, ассоциируется с подругой; 3 - красный, ребенок, который также принят и ассоциируется с затратами энергии; 2 - зеленый и 5 - фиолетовый - это оценка своего состояния, и она позитивна. А теперь о главном: 6- муж, коричневый и стоит на 5-м месте. Значит, к нему отношение в лучшем случае индифферентное, он не является значимой фигурой в жизни потенциального воспитателя.

Исключить зависимость результатов от личностных особенностей и опыта психолога помогает компьютерный вариант модифицированного теста MMPI. Методика разработана американскими психологами. В нашей стране создана интерпретационная схема MMPI, более углубленная по сравнению с американской и ориентированная на целостный подход к личности как единству биологических и социальных факторов (Л. Собчик).

Применение методов психологического тестирования для подбора замещающих родителей крайне важно, так как позволяет исключить психопатологию или наличие таких свойств личности, которые являются признаком непригодности к роли воспитателя: психопатические черты, жестокость, подозрительность, склонность к депрессивным состояниям, низкая терпимость к чужим недостаткам, низкая или чрезмерная тревожность (озабоченность), неразвитая чувственность, выраженная враждебность, а также низкая работоспособность, пассивность, безответственность. Весь комплекс нежелательных для замещающего родителя черт встречается редко. Наличие одного-двух из них не является причиной для категорического отказа отдать ребенка в замещающую семью на воспитание, но это повод для серьезного психологического консультирования и постоянной психологической помощи семье в дальнейшем, внимательного наблюдения специалистов во время испытательного срока.

2. Выявление характерных для кандидата установок на воспитание детей осуществляется также с помощью различных методов.

Для объективного прогноза используется тест «Pari» разработанный американскими психологами Е.Шеффер и Р.Белл. В нашей стране методика адаптирована Т. Нещерет. Тест «Pari» позволяет получить представление о том, как будут складываться отношения потенциального воспитателя с ребенком. Выделены три блока признаков, касающихся родительско-детских отношений: оптимальный эмоциональный контакт; излишняя эмоциональная дистанция; чрезмерная концентрация на ребенке. Благодаря методике «Раri» можно выяснить если не реальное отношение, то хотя бы идеальные представления испытуемого о взаимоотношениях с детьми, получить представление о том, какие отношения воспитатель намерен строить с ребенком: партнерства, зависимости ребенка от взрослого или дистанцирования друг от друга.

Блок вопросов об отношении к семейной роли позволяет оценить уровень вероятной конфликтности в семье, выявить распределение в ней ролей (25).

Этап углубленного обследования целесообразно соединить с консультированием.

Значительную информацию можно получить в процессе собеседования с кандидатом в воспитатели. Можно выявить, как оценивает кандидат стиль воспитания в его собственной родительской семье, что он считает приемлемым и оправданным, в чем сомневается, что категорически не принимает. Беседуя, важно прояснить, что радует и огорчает его в собственных детях, какие он предпочитает способы поощрения и наказания, чем считает нужным заниматься вместе с детьми, как хочет проводить с ними свободное время и т.п.

При этом следует иметь в виду, что любая подобная беседа должна строиться с соблюдением определенных правил. У сотрудника специализированного учреждения непременно должны быть продуманный план, схема ведения беседы и четкая цель. Важно расположить кандидата в воспитатели и членов его семьи к беседе. Встреча должна быть назначена в удобное для них время, специалисту необходимо проявить уважение к благородному решению кандидата помочь детям, лишенным родительского попечения, его намерению создать семейную группу.

Беседу следует вести, демонстрируя внимательное и эмпатийное слушание, в дружелюбной, доверительной манере, выражать собеседнику поддержку, похвалу, использовать подбадривающие реплики. Не следует ставить лобовые вопросы, если они не касаются формальных данных, не следует начинать разговор с вопросов, затрагивающих семейный климат, сплоченность семьи, лучше получить информацию косвенным путем - к примеру, выяснить, как члены семьи проводят свободное время. Такой подход не вызовет напряжения у собеседника и в то же время не только даст представление о содержательной стороне досуга семьи (что важно), но и позволит выяснить, что в семье доминирует - автономность или взаимодействие, сотрудничество, расположение друг к другу, желание быть вместе.

Полезно взять на вооружение советы по технике ведения беседы разработанные специалистом по семейному консультированию Ю. Алешиной. Мы приводим их в сокращенном варианте.

Четко ограничить время беседы, чтобы оно было использовано максимально эффективно;

Довести до минимума активность специалиста. Говорить должен в основном его собеседник. Интерпретации специалиста должны быть по возможности краткими;

Спокойно и терпеливо относиться к паузам и остановкам, которые встречаются в рассказе собеседника;

Вопросы специалиста должны отличаться краткостью, желательно начинать их после окончания высказываний собеседника;

Разговорная речь специалиста должна быть приближена к языку собеседника, освобождена от специальных терминов, слов и выражений, которые могут быть ему непонятны.

Для поддержания контакта следует использовать реплики, которые выполняют разные функции:

Укрепляют у собеседника положительную «Я-концепцию»: «Вы быстро уловили суть», «Вы правильно понимаете смысл своей новой работы», «Вы хорошо чувствуете детей» и т.д.;

Подчеркивают идентичность собеседника с другими людьми, оказавшимися в аналогичной ситуации: «Неудивительно, что вы волнуетесь», «Затрудняетесь», «Не можете объяснить», «Большинство людей испытывают то же самое» и т.д.

Следует использовать и возможности невербального контакта, который помогает более эффективно строить беседу. Не следует постоянно смотреть в глаза собеседнику, но тем не менее смотреть на него нужно, иначе у него может возникнуть ощущение, что его невнимательно слушают. В процессе беседы необходимо следить за своим лицом - оно должно выражать доброжелательное внимание, а также за тоном и громкостью своего голоса - приглушенный тон больше способствует возникновению доверительных отношений.

Во время беседы кандидату в воспитатели можно предложить мини-анкету, представляющую собой небольшой по объему текст, в котором представлены четыре разные позиции, дающие представление о том, какой личностный смысл человек вкладывает в понятие «воспитание». Он должен внимательно прочитать текст и выбрать одну из позиций, которая кажется ему самой близкой и в большей степени отражает его отношение к воспитанию чужого ребенка.

Мини-анкета

1. Воспитание ребенка для меня составляет смысл моей жизни.

2. Я хочу, чтобы ребенок многого достиг в жизни (даже, может быть, того, чего мы с супругом не сумели достигнуть).

3. Мы в семье всегда ставим себе цели (квартира должна блестеть, мы должны быть спортивными, нам надо овладеть компьютером, все, что мы делаем (труд, учение), должно быть на высоте и т.п.. Ребенок должен вместе с нами двигаться к их достижению.

4. Ребенок нам необходим, потому что без него жизнь эмоционально бедна. Ребенок может стать для меня источником эмоциональной поддержки, любви и утешения.

Предлагаемая анкета составлена с учетом выводов А. Спиваковской, сделанных на основе изучения воспитательных позиций людей, которые берут в свои семьи чужих детей. Опора на эту информацию поможет специалисту как в продолжении беседы, так и в ее интерпретации.

Приводим характеристики воспитательных позиций, выявленные автором:

1. Воспитание как реализация потребности смысла жизни. В этом случае главный смысл жизни родителей (не всегда осознанно) выражается в заботе о ребенке, его воспитании. Они стремятся навсегда связать свою жизнь с жизнью детей. Закономерное возрастное отдаление ребенка, повышение субъективной значимости для него других людей может бессознательно восприниматься как угроза собственным потребностям.

2. Воспитание как реализация потребности в достижении. Для таких родителей главное, чтобы их дети достигли в жизни определенных целей, которые кажутся родителям значимыми (чаще всего тех, которых им самим по разным причинам не удалось достичь). При этом не всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка, а любовь к нему приобретает условный характер и связана с оценкой его достижений.

С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности

(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)

Параметры наблюдений

Количество детей, %

Результаты обследований

(качественный анализ)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

I. Инициативность

Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов)

Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл)

Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла)

II. Чувствительность к воздействиям

Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов)

Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл)

Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла)

III. Преобладающий эмоциональный фон

Негативный: капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов)

Нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл)

Позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла)

Результаты обследования уровня психологической комфортности

Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________

Фамилия, имя ребенка

Общая оценка психологической комфортности ребенка

Оценка параметров психологической комфортности в группе

Повышение уровня психологической комфортности:

Возрастная группа

Направления работы

Используемые методы и приемы

Мониторинговые мероприятия

Результаты обследований

октябрь

апрель

Первая и вторая младшая,

средняя

Формирование и развитие

доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям,

общей жизненной активности.

Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки.

«Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты,

использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок.

Игры на развитие мелкой моторики.

Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты.

Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.).

Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.)

Методика "Паровозик" (Велиева С.В.)

Старшая и подготови-тельная

Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.)

Тест «Я в детском саду»

(Быкова М., Аромштам М.)

АНКЕТА

Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.

2. Чем вы удовлетворены в работе группы?

  • Качеством образования
  • Отношением воспитателей к детям
  • Порядком, требованиями, дисциплиной
  • Оформлением интерьера группы
  • Комфортной доброжелательной обстановкой

3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

  • Дни рождения членов семьи
  • Посещение кинотеатров, театров, музеев и др.
  • Религиозные обряды
  • Праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)
  • День создания семьи
  • Профессиональные праздники
  • Выпуск семейной газеты
  • Оформление фотоальбомов
  • Воскресные семейные обеды (ужины)
  • Проведение семейных советов
  • Другое ______________________

4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы подключаете своего ребенка?

  • Спорт
  • Рыбалка
  • Домашние животные
  • Шахматы
  • Рукоделие
  • Музицирование (пение)
  • Коллекционирование
  • Чтение
  • Сочинение стихов (рассказов, сказок)
  • Другое __________________________

5. Что «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

  • Новые знания и навыки
  • Умение замечать красивое
  • Культуру общения
  • Интерес к знаниям
  • Желание идти в школу
  • Внимание к близким
  • Страх перед взрослыми
  • Сквернословие
  • Непослушание
  • Нервозность
  • Самостоятельность
  • Усталость
  • Возбуждение
  • Нежелание ходить в дет. сад
  • Грубость
  • Другое _________________________

6. Более охотно ребенок играет

  • со сверстниками
  • с младшими детьми
  • со старшими
  • с детьми своего пола
  • с детьми противоположного пола

7. Чем легче успокоить вашего ребенка?

  • подарками, лакомствами
  • уговорами, лаской
  • похвалой
  • наказанием
  • обещанием выполнить его желание

8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант?

  • Очень часто
  • Редко
  • Не считаю нужным излишне захваливать

9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел?

  • Наказываем ребенка (подчеркните, каким образом):

Ставим в угол

Шлепком

Ремнем

Лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.)

Ограничением в общении (не разговариваем)

Угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.)

  • Ведем нравоучительную беседу
  • Обсуждаем проступок (без участия ребенка) с членами семьи
  • Показываем личный пример поведения в подобной ситуации
  • Обсуждаем поступки героев подходящих сказок, мультфильмов
  • Оставляем ситуацию без внимания – разрешится сама со временем
  • Обвиняем других участников конфликта(детей, воспитателей, близких…)

10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются?

  • Да, часто
  • Редко
  • Нет поводов для веселья

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____

20___ года

Краткие характеристики

К кому относятся

Поводы и возможные причины проявления особенностей характера

Уровень развития выше возрастной нормы

Наблюдается отставание в развитии (и в чем именно)

Дети часто проявляют агрессивность

Дети часто плаксивы, тревожны

Не выполняют требования воспитателей

Медлительные дети

Подвижные дети

Популярные дети (в общении со сверстн.)

Непопулярные дети

Другие характеристики

Тревожность

(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)

1. Может долго работать, не уставая. 7. Расстраивается по любому поводу.

2. Всегда уверен в своих силах. 8. Настороженно относится к людям.

3. Ожидание его нервирует. 9. Уклоняется от конфликтов.

4. Настроение обычно приподнятое. 10. Часто не хватает уверенности в себе.

5. Не слишком застенчив. 11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.

6. Часто бывает напряжен. 12. Бывает трудно усидеть на одном месте.

Фамилия, имя ребенка

ВОПРОСЫ

Всего

(по ключу)

Примечания

16

17

18

19

20

21

22

23

Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.

Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.

СПРАВКА (образец)

об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников

в группе №___ ДОУ № _____ г. Кургана

Воспитатели: _____________________________________________________

20__-20__ учебный год

Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и материалов выборочного психологического исследования с использованием методик _______________________________

______________________________________________________________

(данные прилагаются).

Выводы:

  • Результаты всех проведенных исследований показывают положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников группы - __________________________________ (количественные показатели исследований).
  • Низкие показатели в начале учебного года объясняются _____________ (особенности адаптации, новые условия при формировании специализированных или сводных групп, смена воспитателей, проявление возрастного кризиса и т.п.).
  • Положительная динамика является результатом активного использования педагогами группы _____________________________ (методы и приемы, используемые в определенной возрастной группе, педагогические находки воспитателей, работа с родителями и т.п.).

Дата: __________ Педагог-психолог ДОУ: _______________


Комфортность - это отсутствие напряжения, наличие удобств,
хорошее физическое и психологическое состояние субъекта.
В.В. Гуленко, 1996, ФРС

Ежегодно, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве», во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 14.12.2012 № 777-р «Об организации проведения ежегодного тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях» службы сопровождения замещающих семей проводят психодиаг­ностическое обследование данной категории несовершеннолетних.

Как показывает практика, необходимость тестирования детей порождает у родителей вполне обоснованную тревогу и волнение: а вдруг выявится что-то, к чему они не готовы, вдруг «выскочит» тот самый скелет из шкафа? Такая реакция понятна и естественна: всем людям присуще тревожное состояние, когда они находятся в ожидании результатов или оценки своей деятельности. Так может просто отказаться от тестирования и не волноваться лишний раз? Зачем «выносить сор из избы»? Попробуем разобраться в этом.

Подавляющему большинству родителей известно, что не только в приемных семьях, но и в семьях с кровным ребенком могут возникать проблемы, которые сваливаются как снег на голову. А так ли это неожиданно на самом деле? Может быть, если бы мы знали заранее о том, что происходит в душе нашего ребенка, то смогли бы принять превентивные меры?

Ежегодное психодиагностическое обследование призвано определить внутренние проблемы семьи и ребенка, чтобы вовремя адекватно отреагировать на них. «Как в действительности чувствуют себя дети в нашей в семье?» - этот вопрос беспокоит каждого родителя. В Нефтеюганске тестирование подопечных детей осуществляют специалисты бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Веста».

Основной целью психодиагностического обследования является определение уровня комфортности пребывания ребенка в семье. Обратимся к самому понятию «комфортность». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее разъяснение: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Чаще всего родители стремятся создать необходимые условия для проживания ребенка в семье, делая упор на материальных ценностях. Но, к сожалению, даже самая современная обстановка, наличие дорогих и модных вещей у ребенка не всегда могут обеспечить этот комфорт.

В понятии «комфортность», как правило, рассматривают три составляющих: психологическую, интеллектуальную и физическую. Каждая из них выполняет свою роль, но психологическая составляющая является едва ли не самой важной. Ведь от того, насколько благоприятен климат в семье, каков характер отношений между ребенком и взрослыми, напрямую зависит способность полноценного развития ребенка как в семье, так и в социуме.

Психодиагностическое обследование, которое ежегодно проходят подопечные дети, позволяет оценить все три составляющие: уровень интеллектуального и общего психического развития и его соответствия возрастным нормам; уровень напряженности физиологических потребностей; а также уровень нер­в­но-психического благополучия ребенка. Комплекс методик включает в себя батарею тестов - от четырех и более, в зависимости от возраста подопечного.

Так как основная часть опекаемых детей обучаются и успешно усваивают учебную программу в общеобразовательных школах, проведение углубленного исследования интеллектуального развития не требуется. Если же ребенок имеет отставание в развитии или является инвалидом, данное обстоятельство учитывается, но какого-либо дополнительного обследования интеллекта не проводится. Это задача медико-психолого-педагогической комиссии и психологов образовательных либо медицинских учреждений.

При диагностике физической составляющей с помощью соответствующих методик оценивается уровень напряженности основных физиологических потребностей. В этом случае, кроме психологических критериев, необходимо обращать внимание на реальную оценку жилищных условий, в которых проживает ребенок, и наличие у него своего места в структуре семьи.

Основное внимание отводится изучению внутрисемейных отношений. Психодиагностика позволяет провести анализ внутрисемейной ситуации и восприятия ее глазами ребенка, выявить отношение ребенка к членам семьи, дать оценку семейного климата. В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются проективные методики, исключающие прямые вопросы и ответы. С детьми старшего и подрост­кового возраста большое внимание уделяется исследованию личностных особенностей ребенка и его способности к адаптации в семье, школе и социуме в целом.

Кроме этого, проведенное психодиагностическое обследование позволяет выявить на раннем этапе склонность детей к суицидальному поведению, наличие серьезных конфликтов как в школе, так и в семье, а также фактов жестокого обращения по отношению к детям, что является крайне важным в профилактике семейного неблагополучия.

При проведении тестирования используются утвержденные, научно обоснованные психодиагностические методики. Обследование осуществляется дипломированными специалистами - психологами, прошедшими специальную подготовку и имеющими большой опыт психодиагностической работы с детьми и взрослыми.

Результаты тестирования позволяют сделать вывод об уровне комфортности пребывания ребенка в замещающей семье. Для справки: в среднем примерно у 80% всех обследуемых детей диагностируется средний уровень комфортности; около 18% имеют высокий уровень комфортности; низким уровнем характеризуются от 2 до 3% обследуемых детей.

Чтобы снизить излишнюю тревогу у родителей перед проведением тестирования, психологи напоминают о том, что выводы об уровне комфортности проводятся с учетом воз­раста ребенка, истории и обстоятельств его жизни, сроков проживания в семье и возможных кризисов развития. Родители и опекуны, прошедшие обязательный курс подготовки, знают, что срок адаптации ребенка и семьи может длиться до двух-трех лет, поэтому наличие у опекаемого определенных проблем в первые годы приема является нормой.

Специалисты центра «Веста» предлагают замещающим родителям пройти ежегодное тестирование со своими детьми и получить консультацию психолога по всем интересующим вопросам и результатам обследования. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и готовы к оказанию содействия в разрешении возможных проблем вашей семьи!

Елена Рахимова, психолог сектора семейного устройства детей и сопровождения замещающих родителей ЦСПСиД «Веста»