Экспериментальная деятельность семейные традиции старшая группа. Конспект занятия "Семья и её традиции"

План- конспект занятия по теме «Наши семейные традиции».

Цель занятия:

Приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

Задачи:

Дальнейшее знакомство с понятиями «семья», родственные отношения;

Знакомство с семейными традициями народов Забайкалья;

Развитие познавательной и творческой активности детей, памяти, воображения;

Воспитание любви и уважения к семье, семейным ценностям и традициям.

Оборудование :

Карточки с заданиями, бумага, толковый словарь, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Знакомство детей с темой и целью занятия.

Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о семье, о том, какая должна быть семья, какую роль она играет в жизни каждого человека. Узнаем, что такое семейные традиции и какими они бывают.

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

1) - Итак, давайте вспомним, какие бывают родственники (мама, отец, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, тетя, дядя и др.).

Какие из них чаще всего живут вместе в одном доме, одной квартире? (родители и дети).

2) Выполнение заданий 1, 2 на листочках.

Пояснение педагога к 1-ому заданию:

Значение того или иного слова можно узнать из толкового словаря. Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Находим слова на букву «С», ищем слово «семья», читаем: «Семья - группа живущих вместе близких родственников (муж жена, родители и дети)». Дети записывают значение слова на листочках с заданием.

3) На прошлом занятии мы говорили с вами о том, что каждому человеку при рождении дается имя. Каждое имя несет в себе какое-то значение, что-то обозначает. Говорят, что имя влияет на дальнейшую судьбу человека, поэтому к выбору имени нужно подходить серьезно и ответственно.

Одной группе ребят было дано задание узнать, что означают их имена. Многие имена пришли в русский язык из других языков и имеют свой перевод. Давайте узнаем значение некоторых из них.

1. Алексей(греч.) - защитник

2. Александр(греч.) - защитник людей

3. Анастасия(греч.) - воскресение

4. Андрей(греч.) - храбрец

5. Анна(егип.) - благодать

6. Валерий(лат.) - - здоровый, сильный

7. Дарья(перс) - победительница

8. Евгений(греч.) - благородный

9. Екатерина(греч.) - непорочная, чистая

10. Елена(греч.) - светлая

11. Игорь - сила

12. Ирина(греч.) - мир

13. Константин(лат.) - постоянный

14. Ксения(греч.) - гостеприимная

15. Людмила(слав.) - милая людям

16. Максим(лат.) - величайший

17. Марина(лат.) - морская

18. Мария(егип.) - госпожа

19. Наталья(лат.) - родная

20. Никита(греч.) - победитель

21. Татьяна(греч.) -устроительница

Другие ребята должны были узнать, как появились их фамилии и что они обозначают. Кто справился с этим непростым заданием?

III. Объяснение новой темы занятия.

Почти в каждой семье, особенно крепкой и дружной, есть свои традиции.

Что означает это слово? Посмотрим в толковом словаре:

«Семейные традиции - это определенные нормы поведения, обычаи, взгляды, которые приняты в семье и переходят от одного поколения в другому».

Что значит «от одного поколения к другому»? (от прадедушки и прабабушки - к дедушке и бабушке, от бабушки и дедушки - к отцу и матери, от матери и отца - к детям, от детей - к внукам). То есть получается такая «цепочка», по которой семейные традиции передаются от одного поколения к другому.

Наиболее долго сохраняются те семейные традиции, которые связаны с добрыми делами, хорошими и благородными поступками, веселыми воспоминаниями.

Например, уважение и почитание младшими членами семьи старших; уважительное отношение мужчин к женщинам (мужа - к жене, сына - к матери, брата - к сестре, внука -к бабушке).

Эти традиции могут сохраняться в семьях в течении многих лет.

А есть традиции не такие древние и значительные, которые появились недавно, только в одной семье. Например, встреча Нового года на природе (в лесу); совместная поездка в отпуск всей семьей в деревню; выход в кино, театр, музей в выходные дни. То есть семейных традиций может быть очень и очень много, самых разных, старых и новых, важных и не очень.

Многие семейные традиции связаны с народными традициями, и появились они очень давно. В нашем крае - Забайкалье, семейные традиции пришли из обычаев тех народов, которые здесь проживали. Например, в бурятских семьях многим семейным традициям уже несколько веков. У бурят очень сильно проявляются родственные связи: они оказывают помощь в нужде и несчастьях, помогают бедным родственникам, сиротам и вдовам. До сих пор буряты почти никогда не бросают своих детей, а сирот не отдают в детские дома, их забирают к себе на воспитание родственники. Каждый бурят должен знать свою родословную (то есть, кем были их предки: деды, прадеды, прапрадеды и т.д. как их звали, чем они занимались). Соблюдая эту традицию, некоторые буряты знают свою родословную до десятого колена.

К сожалению, во многих русских семьях эта традиция утрачена: некоторые русские даже плохо знают своих ближних родственников, особенно если их нет в живых.

Строго соблюдали свои семейные традиции так называемые «семейские» - это русские, которые были сосланы в Забайкалье в 18 веке за свои религиозные убеждения.

Во- первых, они строго вели здоровый образ жизни: у семейских запрещалось курить, пить спиртные напитки, сквернословить. Ели они только здоровую, свежую пищу, выращенную своими руками. Семейские говорили: «Кто вино любит, тот себя губит», «Меньше пить - дольше жить», а про курящих говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

Во-вторых, семейские были очень трудолюбивы, много работали: вели большое хозяйство, занимались земледелием, разводили большие огороды, содержали скот, сами пряли, ткали, т.е. полностью содержали себя, все делали своими руками.

Поэтому семейские всегда очень хорошо выглядели: были высокие, красивые, а главное имели прекрасное здоровье.

Строго соблюдали семейские и еще одну традицию: содержали в полном порядке свои дома и дворы.

В наше время многие потомки семейских стараются соблюдать семейные традиции своих предков.

IV. Выполнение творческого задания.

«Что должно быть в хорошей дружной семье»

V. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на занятии?

Что такое семейные традиции?

VI. Домашнее задание

Выполнить задание №3

Программное содержание:1. В рамках регионального компонента знакомить детей с разными видами семейных традиций русского народа.

2. Упражнять детей в создании коллекций фотографий и рассказывании об их содержании.

3. Прививать любовь к чтению фольклорных произведений (легенд, сказаний, былин) с целью формирования представлений о народной культуре, ценностях..

Словарная работа:введение в словарь понятий «семья, традиция, легенда».

Активизация прилагательных: дружная, сплоченная, заботливая, многодетная.

Предварительная работа:1. Анкетирование родителей на тему: «Семейный досуг».

2.Создание генеалогического дерева.

3. Выпуск сборника семейных рецептов национальной кухни.

4. Сбор коллекций:а) «Заглянем в бабушкин сундук»(старинные предметы домашнего обихода, утварь, посуда, игрушки, монеты, открытки и т. п.)

б) «Страницы семейного фотоальбома»(старые, старинные фотоснимки).

Предметы и материалы:

-альбом с фотографиями

-сундучок с предметами-символами

-сладкие медали

Ход занятия:в группе стульчики стоят по кругу, на столике в центре сундучок и атрибуты, необходимые для презентаций детей.

Воспитатель:

-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое?(варианты детей)

(дети садятся на стульчики)

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.

Мы с вами проделали большую работу: брали интервью у бабушек, заглядывали в сундучок с семейными ценностями, листали страницы фотоальбома и слушали рассказы старших о близких родственниках, чтобы узнать – что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими дорожат.

(воспитатель открывает сундучок)

Воспитатель:

-Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций.

(воспитатель достает деревце)

Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево. Вы тоже вместе с родителями составляли родословную своих семей. У многих ребят не по одному десятку имен на дереве.

-Кто положил деревце?

(один из детей(выбранный заранее) читает рассказ о своей семье, демонстрирует плакат с родословной)

Спасибо за интересный рассказ. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь ты передашь её своим детям.

(воспитатель достает фото)

- Как вы думаете, почему фото лежит здесь, с какой традицией это связано?

Дети:

-С традицией хранить семейные фотографии.

Воспитатель:

Традиция это очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях жизни. Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме?

(рассказ ребенка по фотографии)

-Молодцы, ребята, а теперь я достаю следующий предмет.

(воспитатель достает значок)

-Ребята, что дается каждому человеку при рождении?

Дети:Имя

Воспитатель:Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо в честь кого-то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени?

(Рассказ ребенка о своем имени)

Воспитатель:Давайте, поиграем. Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остаётся. И мы продолжаем её хранить. Многие из вас принесли из дома вещи, которые хранятся в ваших семейных хранилищах и хранят память о дорогих людях. Это очень хорошая традиция - передавать по наследству семейную реликвию. Кто узнал свою ценность?

(воспитатель достает предмет, рассказ ребенка о том, кому принадлежит предмет).

Воспитатель:Давайте поблагодарим за интересный рассказ.

Воспитатель: К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.

Ребята, а какие семейные праздники принято отмечать в вашей семье?

Воспитатель достает праздничный колпачок: Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок?

Дети: - День рождения!

Воспитатель:

- Правильно., расскажите, как в вашей семье празднуется день рождения. (выступление ребенка).

Давай(имя) поиграем с ребятами так, как это происходит на твой день рождения. Ты будешь надувать мыльные пузыри, а ребята будут загадывать желания и стараться их как можно больше поймать.

(звучит музыка, ребята играют)

- Одна из самых распространенных русских традиций - это застолье. За общим столом собираются гости, родственники, а хозяева угощают их различными кушаньями. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь. Из ягод - клюква, морошка, брусника , из напитков - квас. Время идет, вкусы людей меняются, а традиция готовить семейные блюда остается. Ребята, кто расскажет о своем семейном блюде?

(воспитатель достает фартук, рассказ ребенка, демонстрация книжки-малышки)

С незапамятных времен особым почетом на Руси пользовались сказители (те, кто красиво рассказывал сказки, истории, легенды). Вы знаете, что такое легенда?

(ответы детей)

Давайте заглянем в словарь. Легенда – это фантастический рассказ, о каком либо событии, герое. Наша русская земля славится своими легендами, и я знаю, что в семье одного из нас существует замечательная традиция совместного прочтения книг, в том числе и с легендами. Мама не просто читает книги своим детям, она рисует к ним иллюстрации.

(Выходит ребенок, показывает рисунки к легенде, пока воспитатель читает.)

Воспитатель обращает внимание на все предметы из сундучка, лежащие на столе.

Вот с каким количеством замечательных семейных традиций мы с вами сегодня познакомились. Для чего же они нужны?

Дети: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Воспитатель:А теперь я предлагаю вам оценить выступления ваших товарищей.

(дети высказывают своё мнение)

- Мне кажется, что каждый из вас постарался на славу, и будет вполне справедливо наградить всех.

(воспитатель достает из сундучка памятные медали, вручает их детям)

- В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Я надеюсь, что вы будете следовать вашим семейным традициям, чтить их, бережно хранить для своих потомков.

Гостеприимство тоже является нашей общей традицией. Я предлагаю пройти к столам и попить чай.

Жукова Татьяна

Цель занятия:

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Задачи:

Подвести детей к пониманию слова «традиция»,

Побуждать их к рассказыванию

Учить правильно, строить простые и сложные предложения.

Активизация словаря: семья, традиция;

прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная,

Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, беседа;

Совместная работа с родителями и детьми.

Материал:

кукла би – ба – бо - мишутка; карточки; цветок - пословиц; рисунки детей; фотографии семей, презентация «Родословное дерево».

Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые

упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Ведущий: Ребята давайте с вами вспомним игру «Дом».

Пальчиковое упражнение «Дом»

Па поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворога открываем,

В этот домик приглашаем!

2. Основная часть.

Кто же живёт в этом домике?

Отгадаете загадку - узнаете!

Картинка «семья»

Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).

У каждого из Вас есть своя семья.

Ведущий: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Вопрос - ответ

1) Если в семье все заботятся друг о друге.

То какая это семья? (ответы)

Заботливая семья -

2) - В семье все дружат друг с другом.

Какая семья? (ответы) - Дружная семья -

3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

Какая семья? (ответы)

Музыкальная семья -

4) - В семье все занимаются спортом.

Какая семья? (ответы)

Спортивная семья,

5) - В семье много детей.

Какая семья? (ответы)

Многодетная семья -

Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик - дедушка,

Второй пальчик - бабушка,

Третий пальчик - папочка,

Четвёртый пальчик - мамочка,

Пятый пальчик - Я.

Вот и вся моя семья!»

Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. – Какое слово вы услышали?

«Традиция»

Сегодня в гости к нам пришёл Мишутка. Он хочет рассказать вам о своей семье и её традициях.

Появляется персонаж Мишутка.

Мишутка. Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам из сказки про трёх медведей. У меня небольшая семья, но очень дружная. Моего папу зовут – Михайло Потапыч, маму – Настасья Петровна, а я – Мишутка.

Мы все вместе любим, гулять по лесу, папа знакомит меня с лесными правилами (быть осторожным, ловким, быстрым и т. д.) учить охотиться в лесу. Мама рассказывает о лечебных травах и съедобных ягодах, грибах и корешках. Вот такая у нас семья, а какая ваша семья?

Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают.

В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или

большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок.

Ведущая. Давайте расскажем ребята о ваших семьях и их традициях мишутке.

Рассказы детей. (показ презентации «Родословное дерево»)



Мишутка. Благодарю детей - за ваши рассказы очень понравились!

3. Заключительная часть.

Сюрпризный момент:

Ведущая. Ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!

Пословицы о семье.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Ведущая. Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)

Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции.

А я для вас придумала традицию.

(Поднос с предметами)

Что это? Краски.

Кто ими рисует? Художник.

Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы.


Согласны!

Нравится вам такая традиция?

Подведение итога занятия:

Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семейные традиции» Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни,.

НОД «Семейные традиции» для детей старшего возраста Тема: "Семейные традиции" Задачи: -воспитывать интерес к истории семейных традиций; -заинтересовать детей происхождением своего имени; -воспитание.

Участие в Окружном открытом конкурсе чтецов «Семейные традиции», в рамках XXIX Лапцуевских чтений. Конкурс проводится среди воспитанников.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции» ГБДОУ комбинированного вида Детский сад № 39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Проект «Моя семья и семейные традиции» Семья-любви.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 65 г.Балаково Саратовской области Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по познавательному развитию Развиваем кругозор и любознательность " Семья и её традиции" Воспитатель: МБДОУ детский сад № 65 Вдовина Людмила Владимировна январь 2013год " Семья и её традиции" Приоритетная образовательная область: "Познание". В интеграции: "Коммуникация", "Социализация", "Безопасность", "Художественное творчество", "Физическая культура", "Музыка". Цель: Обогатить представление о семье. Задачи: Образовательные: -формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; -подвести детей к умению строить элементарные родственные связи; -активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивающие: - продолжать развивать умения рассуждать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи. Воспитательные: - продолжать воспитывать любящее заботливое отношение ко всем членам своей семьи; - воспитывать в детях уважение к семейным традициям. Методические приёмы: - беседа, - игра "Настроение", - физ. минутка "Семейная зарядка", - пальчиковая гимнастика "Дружная семья". - метод поощрительного словесного стимулирования. Словарная работа: Семейная традиция. Материал: генеалогическое древо "Моя семья", персонажи сказки "Репка" - фланелеграф. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок на тему семья, чтение рассказов - Л. Квитко "Бабушкины руки", А. Яковлев "Мама", совместные рисунки родителей и детей на тему "Моя семья"; составление генеалогического древа своей семьи с родителями. Ход НОД. Орг. момент. (Дети стоят в кругу). - Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Настенька, Варенька...). Сообщение темы занятия. Дети в игровой зоне. - Ребята, я предлагаю вам сегодня помочь малышам рассказать и показать сказку. Хотите? Давайте её вспомним, отгадав загадку: "Бабка, Старый дед и внучка. Мышка, кот, собака Жучка - вместе все меня смогли вытянуть из - под земли". Да эта сказка называется "Репка", в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? (показывается репка). - Эта сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.) Ребята, а можно назвать в сказке Жучку, кошку, мышку членами семьи? Посмотрите внимательно, что вы видите (на фланелеграфе сказка " Репка", но перепутанная). - Я, ничего не пойму. Как называется эта сказка? Что случилось в сказке? (перепуталась). -Ребята, я предлагаю вам все исправить, ведь эту сказку к себе пригласили и другие ребята, только они младше вас. И они могут познакомиться с неправильной сказкой. -И так кто начнет рассказывать нам сказку громко выразительно (ребенок начинает рассказывать сказку). - "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. - Воспитатель останавливает ребенка и говорит за бабку, а бабка говорит: "Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят? (Предварительно дети с родителя дома сделали генеалогическое древо своей семьи, остальные нарисовали свою семью). Воспитатель: - Ребята, расскажите бабке по рисунку о своей семье. (Расскажите, пожалуйста о количестве членов вашей семьи, её статус, перечислите их по И.О. (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.) Воспитатель: - Так что же такое семья - это ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки. Семья - самое дорогое, что есть у человека. Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда обитания, а мама и папа - самые близкие ребёнку люди. Можно задать наводящие вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Как ты заботишься о членах своей семьи? - Ты любишь своих близких? Почему? - А почему у твоего папы отчество Иванович? - Как зовут твою сестру, бабушку? Воспитатель: - Посмотрите на бабку, как вы думаете, какое у нее настроение? А давайте поиграем, какое сейчас у вас настроение. Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? А если они хмурятся? (Дети ставят героев сказки в правильном порядке дед, бабка). Воспитатель: - Слушаем сказку "Репки" дальше. Кто хочет продолжить сказку дальше? "Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, воспитатель останавливает ребенка и говорит за внучку, а внучка говорит: "С удовольствием помогу, но я не внучка, а Маша. Воспитатель: - Ребята, а почему Маша говорит, что она не внучка. Давайте расскажем Маше, кем она приходится бабке. А кого называют бабушкой. А теперь послушайте, я начну, вы продолжайте на вопросы отвечайте: - Мне она тётя, а моей маме...(сестра). - Моему папе он папа, а мне...(дедушка). - Моему папе она жена, а мне...(мама). - Папе он родной брат, а мне...(дядя). Воспитатель: - Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как называются родные нам люди. (Дети ставят в правильном порядке героев сказки за бабкой внучку). Воспитатель: - Сказка продолжается: помогайте ребята: "Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Воспитатель останавливает ребенка и говорит: - Та охотно прибежала на помощь, и ей захотелось у нас остаться с вами. Разрешим Жучке? Воспитатель: - Ребята, а скажите на улице можно подходить к чужим собакам? Конечно, нет, все собаки разные, по- разному воспитаны своими хозяевами. Дети, а у животных есть семьи? Воспитатель: - Все мы любим, отмечать праздники с семьёй. Какие вы отмечаете праздники дома? (День рождения, день свадьбы, юбилеи...) - Скажите, как обычно готовятся к семейным торжествам? Правильно. Гости готовят подарки и цветы; посвящают юбилярам стихи и песни; хозяева украшают дом или квартиру; готовят угощения и накрывают стол. Воспитатель: - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое традиция, семейная традиция? Семейные традиции - это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по- своему, у каждой - свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества, на Новый год - украшать елку, на Пасху - печь куличи, красить яйца...1 Чтобы хорошо встретить праздник, весело нужно быть здоровыми, крепкими, что для этого нужно делать? Физ. минутка "Семейная зарядка". Осенью, весною, летом и зимой мы во двор выходим Дружною семьёй встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку мама руки поднимает (руки вверх и вниз). Папа бодро приседает (приседания). Повороты вправо-влево делает мой братик Слава (руки на поясе, повороты всем корпусом). А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны). Воспитатель: -Ребята,а вы можете рассказать о своей традиции в семье?(Можно рассказать, как проводите свободное время, отпуск с семьей).Так чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями). Воспитатель: - Понравилось Жучке вместе с вами играть, но "Репку" надо дальше тянуть. (Дети ставят за внучкой Жучку). " Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут вытянуть не могут. Воспитатель: -Кого тогда крикнула Жучка? (Кошку). -Кошка прибежала и предлагает вам превратиться в художников и нарисовать одного из членов семьи, любого,но одного. Все люди одинаковы, и чем они отличаются? (цветом глаз, волос, ростом, выражением лица). И мы с вами сделаем одну большую семью, а ваши родители посмотрят и узнают себя. (Дети ставят кошку за Жучкой, садятся за столы рисовать). Воспитатель: - А пока вы рисуете - сказка продолжается: "Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, ____________________________________________________________________ 1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева М.: Мозаика-Синтез, 2011. вытянуть не могут. Позвала кошка мышку". - Мышка прибежала и предлагает вам поиграть. Пальчиковая гимнастика "Дружная семья". Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, А вот этот пальчик - я, вместе - дружная семья! Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. Воспитатель: - Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей). Итог. Воспитатель: - Что такое семья? Какие бывают семьи? - эта сказка про дружную семью. - Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково, помогают, жалеют, сочувствуют. Семья объединяет родных: родителей и детей. - Как нужно относиться к членам своей семьи? - Дети, запомните одно: семья - самое дорогое для человека. Любите свою семью, почитайте своих родителей, помните своих предков и уважайте традиции своей семьи. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже, На этой сказочной земле. Воспитатель: - Что вы хотите пожелать своей семье? - Мы с вами сказку исправили и поэтому можем отправить ее другим ребятам, чтобы они с ней познакомились. Подойдите ко мне и помогите сложить ее по порядку в конверт, чтобы отправить. Дети складывают и отправляют в другую группу. Воспитатель: - Понравилось ли вам ребята наша сказка? Что больше всего тебе понравилось? А как ты думаешь, все ли у тебя сегодня получилось? - Закончить наше игровое путешествие я предлагаю песней, которая называется "Неразлучные друзья". Приложение Песня "Неразлучные друзья". 1. Ехать замечательно на плечах на папиных, Доставать макушкою до сигнала "Стоп". Папы даже важные - все одноэтажные, А вот так, с добавкою, папа-небоскреб. Припев: Неразлучные друзья, неразлучные друзья Есть на белом свете. Неразлучные друзья, неразлучные друзья - Взрослые и дети! 2. До чего же вкусная, булка калорийная, Постовой не сердится, транспорт - подождет: Переходит улицу мама двухсерийная, А вторую серию за руку ведет! 3. Дети смогут по морю плавать капитанами, Докторскими каплями насморки лечить, Управлять послушными башенными кранами, Этому лишь только их надо научить!

Светлана Новикова
Конспект занятия «Русские народные традиции»

Цель : Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Образовательные : Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Использовать русские народные потешки , загадки, пословицы. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры

2. Развивающие : Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных психологических особенностей.

3. Воспитывающие : Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством , искусством. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

Интеграция с образовательными областями : познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы

Предварительная работа :

1. Чтение произведений устного народного творчества ,

2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества (художники : Ю. Васнецов, В. Пименов,

3. Ознакомление с родным краем, его промыслами

4. Разучивание народных игр ,

5. Рассматривание предметов быта.

Материалы и оборудование :

1. Слушание музыки

2. Использование картотек : «Русские народные игрушки , «потешки» ,

«кухонная утварь» , «кокошники» , «народные игры » .

4. Использование дидактических игр : («Составь узор» , «Изба» )

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем входят в группу. Присаживаются.

-Воспитатель :

Хорошо на колокольне,

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья,

Зазвучал со всех сторон. (Звучит колокольный перезвон)

-Воспитатель : Ребята, а какой главный православный праздник отмечают все христиане?

Ответ детей (Пасха) .

-Воспитатель : правильно. Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово. Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает Катя.

-Катя : Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу,

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой.

Для людей, для красоты.

Крашу кисточкой тихонько :

Крестик, солнышко, цветы.

-Воспитатель : А какие вы еще знаете русские праздники ?

Варианты ответов детей.

-Воспитатель : существует очень много календарных и обрядовых праздников, это- Масленица, Пасха Христианская, Рождество Христово, Аграфены Купальница да Иван Купала. А обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства : песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы . Так на масленицу делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, так встречали весну. На Пасху пришел обычай приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", дарить на Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами. А Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

-Воспитатель : пришла пора поиграть детвора.

Р. Н. игра «Волшебный платок!»

-Воспитатель : Умели русские люди работать , умели и отдыхать. Следуя принципу : «Делу – время, потехе – час» , крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Ребята, давайте вспомним о русских пословицах и поговорках. Их существует очень много.

Дети произносят вместе с воспитателем :

Жизнь прожить - не поле перейти

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В гостях хорошо, а дома лучше.

-Воспитатель : ребята, а какие р. н. игры вы знаете?

Ответы детей. («Карусели» , «Пирог» , «Бабушка)

Проводится хороводная игра «Бабушка» :

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Горячие и пышные

С малиною и вишню,

С малиною и вишню.

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Душистые и вкусные

С грибами, да капустою

С грибами, да капустою

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

С малиною, сметаною

Как бабушка румяные.

-Воспитатель : А сейчас ребята, отгадайте загадки.

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Проводится дидактическая игра «Составь узор» .

-Воспитатель : Ребята, Национальная культура – это национальная память народа , то, что выделяет данный народ в ряду других , позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

-Воспитатель : итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии ?

Варианты ответов детей.

О каких праздниках мы говорили? (Ответы детей)

Какие обычаи узнали? (ответы детей)

Какие игры и пословицы вспоминали? (ответы детей)

-Воспитатель : ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.

Конспект интегрированного занятия-путешествия в подготовительной группе «Русские народные игры» Цель: познакомить детей с русскими народными играми. Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Интеграция образовательных.

Конспект развлечения для детей на день города «Русские народные игры с бабками Ёжками» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 21 «Детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» г Шарыпово Красноярского.

Конспект совместного досуга в младшей группе «Русские народные сказки» Цель: Закрепить и систематизировать полученные знания у детей, раскрыть таланты детей и родителей при совместной работе. Задачи: расширить.