Что такое пластилинография в детском саду. Пластилиновые картины в нетрадиционной технике рисования

Лариса Савчук

В своих предыдущих двух постах я описывала, как осваивала новую для меня технику "пластилинография". А сейчас, предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги небольшой опыт обучения детей этой технике. Может кто-то из Вас найдёт для себя, что-то новое и интересное.

МАСТЕР-КЛАСС "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе.

1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую) основу.



3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем заполняется фон.

Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.




5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем в рамочку. Вот такие первые работы у воспитанников пятого года жизни получились.



Пластилинография на пластиковых крышечках.


Пластилинография на цветном картоне.



Рисунки на пластилине.


1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, ножом или пальцами.


2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или стеком, как в технике граттаж.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Этапы обучения "пластилинографии"

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Спасибо за внимание!

Ленара Хасанова
Пластилинография

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №315» городского округа Самара

Пластилинография

Выполнила : Хасанова Л. М.

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как : внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Занимаясь пластилинографией , у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

ЦЕЛЬ : всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии .

ЗАДАЧИ :

1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии .

2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаг.

4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.

5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином .

Основной материал - пластилин , а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Существует несколько видов нетрадиционной техники

работы с пластилином :

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы :

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски) .

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали

Обратная пластилинография - (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура) .

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков» .

Особенности выполнения работы :

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография –объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина .

2. Делаем из них пластинки . Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог» , при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография – изображение лепной картины на

горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина .

Особенности выполнения работы :

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином : они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики» , вытягивают пластилин , слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно : размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку» .

Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет : «Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг , а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей, «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы, «Бусы на елочку» , «Снежинки» , «Осенние листья» , «Новогодняя ёлочка» и т. д.

В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков , сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.

Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды, а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев) . Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке» , включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр., смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать : процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы) .

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Пластилинография – источник творческого развития ребенка.

« Истоки способностей и дарования

детей на кончиках их пальцев.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения пальцами и руками,

посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы. Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти рук и поэтому развитие мелкой моторики ладоней и рук напрямую связано формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления. Развитие мелкой моторики необходимо еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будут требоваться тонкие, координированные движения кистей и пальцев для того, чтобы писать и рисовать, а также выполнять множество различных бытовых, учебных и производственных действий.

Одним из способов развития и тренировки моторики является изобразительная деятельность. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Внедрение новых методов работы дает толчок развитию как личности ребенка в целом, так и развитию его творческого потенциала.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки. Таким образом, творчество – создание на основе того что есть, того, чего еще не было. Творчество – это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это относится работы с пластилином, ведь каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребенка. Именно поэтому наибольшие возможности для развития творческих способностей дошкольников предоставляют нам занятия пластилинографией. Данная техника хороша и тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее увлекательной и интересной.

Пластилинография («графия» - создавать, изображать; «пластилин» - материал, используемый в работе) – это создание лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно. Освоение технике «пластилинография» предполагает реализацию трех этапов:

1 этап – подготовительный, на котором педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности пластилина. В младшем дошкольном возрасте вводится рисование пластилином. Взрослый знакомит детей с простыми приемами изображения: нажим, размазывание (ягодки, снег, бусы и т д.).

2 этап – основной, продолжение освоения доступных приемов; создание условий для самостоятельного применения накопленного опыта. В средней группе обогащаем рисование пластилином как оригинальный способ рисования, сочетающий цветовые и рельефные возможности. На этом этапе знакомим детей с приемами лепки круговыми и прямыми движениями, сплющивание. Знакомим пластинографией шариковым способом (грибы, цветы, листья).

3 этап – обобщение полученных знаний, умений и навыков. На этом этапе дети комбинируют известные способы деятельности с новыми, ищут альтернативные решения.

В старшем дошкольном возрасте дети всеми доступными для них нетрадиционными приемами изображения, составляют более сложные рельефные композиции, используют в работе засушенные плоды, цветы, травинки. Для придания объема и фактурности – ракушки, бусинки, камешки и др. Детей знакомят с витражным способом обратной пластилинографии, учат получать «эффект мраморности», «мерцание цвета», делать пластилиновый фон. На этом этапе широко применяются модели, схемы алгоритмы, а показ взрослого в основном отсутствует. Детям предлагаются следующие темы: «Пейзаж», «Натюрморт», «Любимый мультфильм» и другие.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания труда игры и отдыха. Опыт совместной работы помогает устанавливать взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Очень важно проводить занятия в игровой форме, так как это обеспечивает динамичность процессу обучения и максимально удовлетворяет потребность детей в поведенческой и речевой самостоятельности. Занятия составляются с учетом возрастных, психологических и познавательных особенностей ребенка. На каждом занятии педагог решает не только практические, но воспитательные и образовательные задачи, что позволяет развивать личность ребенка. Дети учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает 3 части: вводную, основную и заключительная.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются разные приемы: чтение художественной литературы, обыгрывание персонажей, подвижные или пальчиковые игры.

В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом или провести индивидуальную работу. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Детям это нравится и позволяет ребенку осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветного колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, ярко и богато.

Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы надо использовать не тонкую бумагу, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых объектов. Фоном для работы может служить подмалевок, выполненный акварелью или гуашью. В этом случае, чтобы выглядело аккуратно и со временем не появились жирные пятна от пластилина, надо покрыть лист прозрачным оракалом. А можно затонировать лист тем же пластилиновым тонким слоем. Можно в качестве фона использовать глянцевый цветной картон. Для того, чтобы работу долго сохранить ее покрывают лаком. Для обратной пластилинографии используют любую прозрачную основу: оргстекло, пластик, крышки от пластиковых контейнеров, упаковок и др. Ребенку нужно объяснить, что работу начинают с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков.

Занятия пластилинографией способствуют не только овладению практическими навыками, но и учат любоваться природой, бережному к ней отношению, помогают проникнуться любовью к самому неприметному цветочку. Дети уже никогда равнодушно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда всему живому сами, но и остановят от неразумного шага других.

Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, который открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н.Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  2. Доронина Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
  3. Казакова Т.С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под редакцией Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись.- «ТЦ СФЕРА», 2010.

Пластилин - один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Что такое пластилинография

Пластилинография - разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.

Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал - это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры - зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Преимущества пластилинографии

Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать:

  • простоту в работе;
  • снятие мышечного и нервного напряжения;
  • развитие моторики рук;
  • легкую корректировку: картину всегда можно переделать.

Пластилинография в детском саду

Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку.

Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
  2. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  3. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. При этом можно использовать различные способы лепки - раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
  4. В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином

Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.

Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.

Рисование мазками - необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится объемное исполнение . Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких колбасок и создать из них задуманный шедевр.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности:

  • При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым - оранжевый, синий с красным - фиолетовый.
  • При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества.
  • Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.
  • Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого - пастельный.

Приемы лепки

Лепка фигур может производиться несколькими способами:

  • Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей - самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.
  • Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  • Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  • Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  • Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  • Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

Рисование пластилином для детей - это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.


«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить». Ольга Новикова




Занятия пластилинографией способствуют: снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивают детское воображение, художественное и пространственное мышление; положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей; будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности; формируют эстетический вкус; дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.


Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Стеки. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый и природный материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т. д.

























Розочка из «колбаски» и «капельки» Делаем из пластилина «колбаску» и «капельку». «Колбаску» разминаем пальчиками до плоского состояния. «Капелька» – база нашего бутона, ее мы обязаны обернуть лепестками. Чем больше будет «колбасок»-лепестков, тем пышнее будет роза. Продолжаем прикреплять лепестки один за одним. Получилась благовидная желтоватая роза.