Проблемы с одноклассниками. Проблемы в школе

Здравствуйте, я заканчиваю 11 класс и у меня начались проблемы с некоторыми одноклассниками.раньше наш класс всегда ассоциировался с гадючником- каждый сам по себе и лишь кого нибудь погнобить(имелись товарищи которые в момент могли сделать любого изгоем. но после 9 класса больше половины ушли,в том числе и те язвы.в 10 все было хорошо,мы стали сплоченными, всегда сидели кучкой общались,веселись и думали ну наконец то мы нормальным коллективом стали,и через год еще дружнее станем. Но нет,как обычно на смену одним "лидерам" приходят другие. так вот в этом году один из низ за каникулы изменился: стал хамоватым,вести себя как быдло, оскорбить не задумываясь.он выставлял себя как мужик,качек и тд. мне это было бы параллельно,но в этом году я перевелась на другой факультет,где учиться он и еще один парень,которого всегда унижали,подкалывали,не замечали как личность.он(буду отмечать его цифрой 2,а того(качка)1 чтобы не путать вас) заучка и знает эти профильные предметы,поэтому 1 его держит при себе,а тот шестерит под него(всюду поддакивает,подражает его поведению,хотя сам щуплый немощный и выглядит нелепо в эти моменты).даже был случай когда 1 поссорился с 2 и на уроке химии сел ко мне,нам дали задачу персонально,так тот заучка решил 3задачи а мы с 1 сидели над одной все думали,и он наверно понял и уже на след уроке подсел к 2.Ну так вот,(извините что так размусолила)я за счет того что потеряла год уча другие предметы порой уступаю ребятам в знаниях(просто не проходила тему какую либо) и тут начинаются подколы и шуточки.постоянно хотят меня как то занизить.не сказать что они меня прям унижают и хотят загнобить,но я очень раздражительная и эмоциональная на этот счет,и никому не позволю себя ломать.конешно они ведут себя так не постоянно,но в 60процент случаев,а так порой они нормальные и посмеемся и поболтаем.4 месяца терплю их,тк сориться пока мне не выгодно.как вести себя мне посоветуете? я даже несколько раз психовала и говорила 1-не можешь по нормальному общаться,не разговаривай вообще со мной. но ничего не действует.неужели еще 4 месяца терпеть,а потом оторваться на них?

Женя, а Вы не можете пожаловаться кому-то взрослому, классному руководителю или психологу школы, чтобы им поставили на вид. Дело в том, что те молодые люди, которым не дают нормальный отпор, считают, что так же себя и нужно вести и вне школы, и конечно попадают во взрослую жизнь, получая сразу не шуточные удары.

Вы дочь граждан Российской Федерации, тебе по закону, дано право, учиться в нормальных условиях, получать образование от адекватных учителей и одноклассников, иметь юридическую защиту. И никак Вы не должны чего-то там терпеть !

Женя, не стесняйтесь - обратитесь к взрослым. Если ваша мама чего-то боится, пусть напишет нам, мы ей поможем и как себя вести и куда идти. Этого хамоватого подростка надо ставить на место!

Удачи Вам и смелости!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 2

Женя, мне искренне жаль, что вы очутились в таком окружении. Но можно поискать положительные моменты. Например, подумать о том, что очень хорошо, что у вас сейчас есть опыт общения с такими людьми и попробовать разные варианты взаимодействия (подумайте, чего больше всего они ждут от вас и не делайте так). Если проблема в Вашей успеваемости, это может быть хорошим стимулом для того, чтобы показать, что вы можете все это знать, достаточно только захотеть!

Прежде всего, признайтесь сами себе, чего вы хотите или не хотите от этих отношений, от учебы вообще. В Вашем сообщении я увидела только жалобы, а вашего истинного проявления, выражения чувств и мыслей по поводу сложившейся ситуации нет, а значит, нет и ответственности за себя,свое поведение.

Вы сейчас находитесь на пути становления и взросления, и мне понятен ваш страх !

Подумайте, от кого сейчас вы можете получать поддержку в классе, школе шкое и вне ее, и не бойтесь обращаться к этим людям, только сначала поймите для себя, чем конкретно они могут помочь (поддержать словом, помочь в учебе, повлиять на поведение одноклассников, просто выслушать вас).

Успехов вам в учебе и построении взаимоотношений!

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2

«В моей практике случаи активной травли в школе встречались нечасто: все-таки для того чтобы возникла такая ситуация, должно совпасть сразу несколько факторов – наличие в классе агрессоров и их жертв, попустительство классного руководителя, молчаливое наблюдение остальных учеников, – рассказывает детский психолог Светлана Пронина. – Зачинщиками травли бывают 1-2 человека, причем это могут быть и мальчики, и девочки. Девочки чаще устраивают бойкоты, подговаривают не общаться с теми, кто вызывает у них неприязнь, а мальчики могут активно преследовать своих жертв, применять физические меры воздействия, обзываться, портить вещи. Безусловно, на роль «жертвы» подходит далеко не каждый ребенок. Был случай, когда один и тот же мальчик вызывал острую неприязнь одноклассников в трех совершенно разных коллективах – родители его трижды переводили из школы в школу, и в каждой у него возникали серьезные конфликты с соучениками. Проблему удалось решить только после длительной работы не только с классом и преподавателем, но и с самим мальчиком».

Если у ребенка возникли проблемы с одноклассниками, нужно действовать. Очень важно заметить проблему в начале ее развития, и наладить контакт со всеми заинтересованными лицами для ее решения.

Итак, по каким признакам родители могут заметить, что у ребенка проблемы с одноклассниками:

1. Скрытность и замкнутость . Ребенок стал замкнутым, необщительным, не рассказывает ничего о своей школьной жизни. Особенно такое поведение должно насторожить родителей, если раньше он часто рассказывал о школе и охотно отвечал на ваши вопросы о ней.

2. Постоянная агрессия . Если ребенок стал агрессивным, негативно реагирует на вопросы родителей о школе, ругает учителей и одноклассников и постоянно их в чем-то обвиняет – это очень серьезный повод для беспокойства.

3. Ваш ребенок не общается с одноклассниками по телефону . Обратите внимание на то, как часто вашему ребенку звонят его одноклассники и как часто им звонит он сам.

4. Ребенка не зовут в гости одноклассники и сами к нему не приходят . Это тоже может быть признаком неблагополучных отношений в классе.

5. Нежелание участвовать во внешкольных совместных мероприятиях . Если весь класс собирается в поход или в кино, а ваш ребенок отказывается участвовать, обязательно обратите на это внимание – особенно если это стало нормой.

6. Прогулы . Иногда причиной частых прогулов может быть конфликт с одноклассниками. Если вы узнали о том, что ребенок стал пропускать уроки, не спешите его ругать, а постарайтесь разобраться в причинах.

7. Ребенок часто жалуется на конфликты в классе . Такие жалобы ни в коем случае не стоит оставлять без внимания, ожидая, что все наладится само собой. Обращайтесь к учителю, проконсультируйтесь со школьным психологом, если не знаете, как самостоятельно справиться с этой проблемой.

По статистике, не менее четверти учащихся в той или иной степени участвуют в конфликтах в течение всей своей школьной жизни. В начальной школе, впрочем, такие конфликты – большая редкость, в старших классах – тоже, т.к. дети в целом уже умеют налаживать социальные связи и решать свои проблемы с одноклассниками за пределами школы. Чаще всего на неудачные отношения с соучениками жалуются учащиеся средних классов.

Итак, что же нужно сделать в первую очередь, если у вас появились подозрения на то, что у вашего ребенка не все благополучно в отношениях с одноклассниками?

«Во-первых, необходимо сказать ребенку, что вы на его стороне, и очень постараетесь ему помочь, – советует психолог Светлана Пронина. – Расспросите, что именно беспокоит его сильнее всего, постарайтесь узнать, в чем он сам видит причину конфликта. Подскажите ребенку, как лично вы видите проблему со стороны, и какое ее решение вам кажется самым приемлемым. Во-вторых, постарайтесь обсудить проблему с классным руководителем, так как зачастую он обладает более полной информацией о причинах конфликта и его течении. Третий шаг – обращение за помощью к детскому психологу. Школьный психолог, работающий в основном именно с такими проблемами, проведет тестирование, все необходимые собеседования с учащимися, и подскажет наиболее оптимальные пути к разрешению конфликта. Возможно, к обсуждению проблемы стоит привлечь и родителей других учеников, если они вовлечены в конфликт. Вместе с учителем и психологом выработайте план совместных действий, и придерживайтесь его в дальнейшем вместе с ребенком».

Даже среди первоклашек есть разделение на популярных и непопулярных одноклассников.

Хорошо, если ребенка просто игнорируют или терпят, но гораздо хуже, если нелюбовь проявляется с и насмешками.

Есть дети, которых такая ситуация совершенно не беспокоит - они живут в своем замкнутом мире, но есть такие школьники, которые сильно страдают от невозможности изменить положение вещей.

Повлиять на ситуацию можно в младшей школе , когда общение между сверстниками проходит пока еще на уровне совместных игр, и состав постоянных групп (кругов друзей) еще неясен. В этом возрасте дети прислушиваются ко взрослым, к мнению родителей и учителей, ждут от них поддержки и помощи.

Если к старшим классам скорректировать коммуникативные проблемы ребенка не удастся, то же самое ждет его и в студенческих, и в рабочих коллективах.

Основные причины недружелюбности:

  • физические дефекты или особенности внешности;
  • низкий интеллектуальный уровень, отставание в учебе;
  • одаренность ребенка;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение гигиенических норм;
  • застенчивость или, наоборот, навязчивое стремление к ;
  • ребенок ябедничает, стараясь привлечь внимание;
  • низкий достаток родителей;
  • гиперопека родителей;
  • переход ребенка в другую школу или другой класс;
  • этнические и национальные отличия.

Наталья Григоренко, психолог : «Довольно сложно выделить четкие причины непопулярности ребенка в школе. Общение между людьми в каждом коллективе - разное. Чтобы выяснить истинную причину и помочь школьнику, нужно пообщаться с ним лично. Конечно, многое зависит от коллектива, правильного поведения взрослых, в частности, родителей. Ни в коем случае нельзя бросать ребенка одного в такой сложной ситуации» .

Чтобы выявить истинные причины непопулярности своего ребенка, разговаривайте с ним как можно больше . Не о конкретной проблеме, а просто ни о чем и обо всём. Поговорите о том, как дела в школе, может, мимоходом всплывет информация о взаимоотношениях в классе, о зарождающихся проблемах. Проанализируйте поведение ребенка в будни и в выходные дни.

О проблемах в общении с одноклассниками могут говорить такие «сигналы» :

  • одноклассники звонят крайне редко либо не звонят вообще;
  • ребенок сам не звонит им или делает это очень редко;
  • не рассказывает об одноклассниках;
  • ребенка не зовут на вечеринки или дни рождения;
  • он сам не знает, кого позвать на свой День рожденья;
  • постоянно ищет предлоги, чтобы не ходить в школу;
  • сидит дома по выходным или гуляет только с родными;
  • не участвует в школьных мероприятиях.

Что делать?

Важно, чтобы ребенок не сломался за то время, пока он будет оставаться отвергнутым: не озлобился, не замкнулся и не опустил руки.

Коммуникативные проблемы . Учите ребенка рассказывать о себе, своих увлечениях, интересоваться желаниями и стремлениями других людей. Объясните, как поддерживать разговор. Поощряйте его желание звонить сверстникам, но предварительно обсудите, что он хочет сказать. Проговорив и осмыслив информацию, ваш младшеклассник будет чувствовать себя более спокойно во время телефонного разговора.

Если ребенок застенчив . Поговорите с учителем, чтобы он включал вашего школьника в совместную внешкольную (или школьную) деятельность. При этом важно создавать ситуацию . Такой ход поможет ребенку почувствовать себя более уверенно.

Сложности в общении могут появиться и у детей, которые навязчиво стремятся к лидерству . Научите ребенка выражать свои желания, потребности, чувства. Объясните, что это поможет окружающим понять их и более адекватно на них реагировать.

Неуспеваемость в школе тоже влияет на отношение одноклассников. У всех детей разные способности, и требовать от каждого быть отличником - по крайней мере, глупо. Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, найдите ему , где он сможет реализоваться. Поощряйте новые увлечения своего ученика, предлагайте новые варианты. Помогите ему найти себя.

Физические недостатки или особенности внешности . Здесь нужно сразу действовать! Когда дефект нельзя устранить сразу, компенсируйте его физически или психологически. Очень полный ребенок пусть сядет на диету и займется спортом, а слабый и худенький - усилит физические нагрузки. Если проблем с нет, то очень скоро сверстники перестанут замечать внешние недостатки у веселого и доброго друга.

Низкий достаток родителей . Если в классе устоялось мнение, что положение человека определяется его материальным достатком, то ребенку будет сложно донести, что это не самое главное в жизни. Ему же хочется быть, как все6 дорого одеваться, иметь дорогой гаджет и т.д. При выборе одежды легко можно слукавить: выбирать вещи того же стиля, но менее популярных брендов: выглядеть школьник будет не хуже. Научите ребенка копить деньги на желаемую вещь, объясните ему ценность заработанных денег.

Переход в другую школу или класс . Часто резкая смена коллектива сопровождается . Но сейчас ребенку нужно абстрагироваться: присмотреться к созданным в коллективе группам, выбрать похожие увлечения, взгляды, интересы. Ему нужно быть активным, но не навязчивым, включаться в совместную деятельность, ведь одноклассникам нужно узнать о новичке как можно больше.

Наталья Григоренко, психолог : «Если в детском саду или в другой школе проблем с коммуникацией с одноклассниками не было, то в новом классе появились некие обстоятельства, которые провоцируют защитные механизмы ребенка. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе, пусть рисует картинки на тему «Моя школа», «Мой класс», «Мои школьные друзья», «Моя первая учительница», «Мой лучший друг», «Я и класс» и т.д. Конечно, не всё сразу, а постепенно. Расспрашивайте, что он нарисовал, кого изобразил черным, коричневым или серым цветом, какого размера, в какой части листа. Рисунки покажут Вам проблему».

Конечно, причин не складывающихся отношений в классе может быть гораздо больше. Но вам главное - поверить в своего ребенка, разговаривать с ним как можно больше о его жизни и возможных проблемах. Помогите ему найти друзей, ведь поддержка родных и сверстников - это важная составляющая социальной адаптации.

Будьте внимательны к своему ребенку. Успехов!

Дышать носом

Хотите научить ребенка дышать носом? Чаще давайте ему сосать леденцы, чтобы рот был закрыт. Для укрепления мышц и носа, и рта, и глотки полезно читать вслух.


Дети в начальной школе не всегда понимают, как наладить дружеское общение с одноклассниками. В силах родителей помочь своему чаду улучшить коммуникативные навыки и объяснить, как можно избежать или решить конфликтные ситуации.

Роль позиции родителей

Отношение родителей к окружающим зачастую становится определяющим в умении ребенка общаться с другими ребятами. Можно выделить две ситуации, которые повышают риск неприятия малыша сверстниками. Одна из них - это замкнутые, необщительные родители, не способные научить свое чадо эффективному взаимодействию с детьми и взрослыми. Когда кроха видит, что мама и папа сторонятся людей и проводят большую часть времени в уединении, они неосознанно перенимают эту модель поведения. Ведь родительский пример авторитетен для любого ребенка.

Другая ситуация - это родительская агрессия по отношению к окружающим. Нередко можно встретить взрослых, которые винят в своих проблемах других и занимают довольно крайнюю позицию. Дети таких родителей обычно ведут себя агрессивно и эгоистично в коллективе, из-за чего у них не получается по-настоящему сдружиться со сверстниками.

Однако стоит признать, что чаще всего проблемы с общением возникают у робких, нежели эксцентричных детей. Поэтому стеснительный и замкнутый ребенок остро нуждается в помощи взрослых.

Распространенные ошибки детей

По наблюдению психологов, многие дети, у которых не ладятся отношения в коллективе, совершают одну и ту же поведенческую ошибку: они проявляют излишнюю эмоциональность и обидчивость. Когда ребенок легко поддается на провокации одноклассников, рыдая или крича из-за мелкого замечания в свой адрес, сверстники это замечают и начинают пользоваться.

Разумеется, родители должны объяснить ребенку эти моменты, даже если у него никогда не было конфликтов с одноклассниками. Необходимо донести мысль о том, как важно управлять своими чувствами, сдерживать эмоции и вести себя спокойно, общаясь с людьми.

Чтобы вовремя помочь малышу наладить отношения с одноклассниками и не допустить конфликтов, мягко контролируйте ситуацию. Не все дети могут рассказывать родителям о своих проблемах. И чем старше ребенок, тем больше он замыкается в себе, отгораживая свою личную жизнь от членов семьи. Стоит регулярно проявлять интерес к делам своего малыша, но делать это очень ненавязчиво.

Если у вашего чада есть определенные проблемы, будь то нервные тики или необходимость принимать лекарство по часам, обязательно предупредите об этом классного руководителя, чтобы он помог ребенку почувствовать себя комфортно в классе при этих обстоятельствах.

В случае, когда у ребенка уже были неприятные столкновения с одноклассниками, посоветуйте ему немного переменить тактику поведения. Например, предложите ему похохотать вместе с ребятами над обидной шуткой, вместо того чтобы размахивать руками и кричать. Если же малыш, напротив, слишком робкий, пусть он посмотрит в глаза нападающему сверстнику и покажет, что готов дать отпор. Поведение по непривычной схеме может выбить окружающих из колеи и прекратить конфликты.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники и поддерживайте участие во внеклассных мероприятиях. В расслабленной и не учебной обстановке ребятам гораздо проще сдружиться между собой. И самое главное: развивайте у ребенка уверенность в себе. Именно родители лучше всех могут помочь преодолеть комплексы и фобии, в том числе страх общения. Но если члены семьи слишком критичны или требовательны к малышу, это будет только усугублять ситуацию.

Спокойные родители, с пониманием относящиеся к детским неудачам и успехам - залог уравновешенного, счастливого и общительного ребенка.

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 19 317 раз(a).