Что такое разум человека? Удивительный мир, созданный разумом человека. Три разума и единый разум

В последнем нашем чтении мы изложили скрытый смысл учения йогов, относящийся к реальной природе вселенной и всего, что в ней заключается. Мы надеемся, что читатели внимательно продумают основные положения этого учения, потому что в них заключается самая сущность высшей философии йогов.

Мы старались изложить эти высшие истины в возможно более простой форме, однако для умов недостаточно подготовленных для того, чтобы усвоить главную мысль, может оказаться трудным понять сущность изложенных учений. Но читатель не должен отчаиваться – человеческий ум развивается постепенно, как цветок, и Солнце Истины проникает в самые сокровенные его изгибы. Поэтому не следует огорчаться, если для вас окажется трудным понимать что-нибудь и движение вперед будет медленным; все придет к вам в свое время, – ни вы не избегнете истины, ни истина не избегнет вас. Она не придет к вам ни на одну минуту раньше, чем вы будете готовы принять ее, и ни на одну минуту она не опоздает после того, как вы будете для нее готовы. Таков закон и никто не может избегнуть его или изменить его. Все хорошо, и все повинуется закону; ничто никогда не может "случиться".

Многих может поразить мысль, что мир и все, что в нем заключено, – это просто "мыслеформы" бесконечного ума, – мысленные творения Абсолюта, – и человеком может овладеть чувство нереальности всего существующего. Это неизбежно, но вслед за этим придет реакция. У некоторых людей, схвативших эту великую истину, является ощущение, что "все – есть ничто", и эту идею они воплощали в своих учениях и писаниях. Но это просто отрицательная фаза истины, – существует положительная фаза, которая раскрывается для человека, идущего вперед.

Отрицательная фаза показывает нам, что все, что мы считаем реальным и постоянным, – самые основания вселенной, – есть только мысленный образ в уме Абсолюта, и поэтому во вселенной не хватает основной реальности, какую мы раньше ей приписывали. Понимая это, мы сначала склонны почувствовать, что на самом деле, "все – есть ничто", впасть в состояние апатии и потерять желание играть нашу роль в этом мире. Но, к счастью, вскоре вслед за этим наступает реакция, и мы начинаем видеть положительную фазу Истины. Эта положительная фаза показывает нам, что, хотя все формы, виды и явления вселенной оказываются только частями великого призрачного мира, – однако, – сущностью всего этого должна быть настоящая реальность, потому что иначе не было бы и "видимости" мира. Для того, чтобы какая-нибудь вещь могла стать мысленным образом, должен существовать Ум, порождающий этот мысленный образ и существо, обладающее этим умом. И душа этого существа должна проникать собой каждый образ, создаваемый умом и быть ему присущей. Вы, в действительности, находитесь в ваших мысленных образах, точно так же, как они находятся в вас. Так и абсолют должен находиться в своих мысленных образах, созданиях или мыслеформах, а они должны находиться в уме Абсолюта. Ясно ли вам это? Подумайте об этом хорошенько, – взвесьте это, – так как в этом заключается истина.

Таким образом, положительная фаза истины совсем не должна приводить в отчаяние; наоборот, это самое бодрящее представление, какое только может иметь человек, если только он охватывает истину во всей ее полноте и цельности. Даже, если правда, что все эти виды, формы, видимости, явления и внешности оказываются только иллюзиями в сравнении со скрытой Реальностью, – то что это должно значить? Разве это самое не дает вам уверенности, что Дух внутри вас – есть Дух Абсолюта, что Реальность внутри вас – есть Реальность Абсолюта; что вы – существуете, потому что Абсолют существует, и что все это не может быть иначе? Разве тогда мир, спокойствие, уверенность и блаженство, которые придут к вам с этим сознанием, не перевесят намного те ничтожные мелочи, которые вы отбросили? Мы думаем, что на это можно ответить только тогда, когда Истина вполне осознана.

Что дает вам величайшее удовлетворение и удовольствие в жизни? Посмотрим. Во-первых, это должно быть бессмертие. Человеческий ум инстинктивно стремится к нему. Но даже высшее понятие о будущей Жизни не может сравниться с уверенностью в действительном Бытии в Абсолюте? Что значат в сравнении с этим маленькие идеи небес, "рая", Елисейских полей, блаженных стран и тому подобные образы, создавшиеся различными религиозными сектами? Все это чересчур ничтожно в сравнении с идеей вашего собственного бесконечного и вечного существования в Духе, – вашей связи с Единым, – идеи Бесконечной Мудрости, Бытия и Блаженства. Когда вы схватите эту истину, вы увидите, что вы уже теперь находитесь "в вечности", что вы бессмертны сейчас, и были бессмертны всегда.

Все сказанное не стремится отрицать "небо" или "небесный мир". Наоборот, относительно этих идей вы найдете в учениях йогов много деталей. Но мы считаем, что за всеми "небесами" и "небесными сферами" есть еще высшая стадия бытия – "Абсолютное Бытие". Даже "небо" и "небесный мир" и стадия Девов или Архангелов, являются лишь относительными состояниями; есть состояние выше, чем эти относительно очень высокие состояния, а именно состояние сознания единства и тожества с Единым. Когда человек вступает в это состояние, он становится более, чем человеком – более, чем богом, – он находится тогда "в лоне Отца".

А теперь, прежде чем приступить к, рассмотрению феноменальных проявлений Абсолюта, – к возникновению Вселенной в бесконечном Разуме, – мы снова хотим обратить ваше внимание на факт, лежащий в основе всего мира форм, видов и видимостей, содержание которого уже было формулировано нами в следующих выражениях:

Все проявления и эманации Абсолюта суть мысленные создания Абсолюта, – мыслеформы, находящиеся в бесконечном уме, – в них пребывает Бесконечный Дух. И единственная реальная вещь в человеке есть Дух, облеченный в мыслеформу; остальное только личность, которая меняется и перестает существовать. Дух в душе человека – есть Душа Души, которая никогда не рождается, никогда не меняется, никогда не умирает, – это есть реальная сущность человека, чувствуя которую он становится на самом деле "Единым с Отцом".

А теперь рассмотрим учения йогов о сотворении мира и об эволюции в мире живых форм. Мы постараемся изложить все это по возможности просто, близко придерживаясь главной мысли и не вдаваясь, насколько это будет возможно, в подробности и т.п.

Прежде всего мы должны перенестись воображением далеко назад, к самому началу "Дня Брамы"; мы находимся на рассвете этого дня, занимающегося из темноты "Ночи Брамы". Но прежде, чем двинуться дальше, мы должны сказать нечто относительно этих "Дней и Ночей Брамы", – о которых часто говорится в Восточных писаниях.

Учение йогов знает многое о "Днях и Ночах Брамы", о "Вдохе и Выдохе Творческого Принципа", о периодах "Манвантары" и периодах "Пралайи". Эта идея проходит через всю историю мысли Востока, хотя в различных формах и различных толкованиях. Идея эта заключает в себе оккультную истину, что в Космической Природе существуют чередующиеся периоды Деятельности и Бездеятельности, – Дни и Ночи, – Вдох и Выдох, – Пробуждение и Сон. Этот основной закон проявляется во всей Природе, от вселенных до атомов. Рассмотрим его в его применении к мирам.

Обратим здесь внимание на то, что во многих изложениях индусских учений говорится, будто и сам Абсолют подлежит этому закону ритма и имеет, подобно своим проявлениям, свои периоды покоя и работы. Это неправильно. Высшие учения этого не говорят, хотя на первый взгляд и кажется, что они содержат такое утверждение. На самом деле учение говорит, что Творческий Принцип, хотя и проявляет этот ритм, но сам он, как он ни велик, является все же только проявлением Абсолюта, а не самим Абсолютом. Высшие учения индусов очень тверды и не колеблются относительно этого пункта.

Есть еще другая сторона вопроса, относительно которой существует много разногласий. Когда в мире наступает период Творческой Бездеятельности, то это вовсе не значит, что деятельности нет нигде. Наоборот, у Абсолюта никогда не бывает прекращения деятельности. Пока в одном мире или одной системе миров – ночь, в других системах идет интенсивная деятельность полдня. Когда мы говорим "вселенная", мы подразумеваем мир солнечных систем, – миллионов таких систем, – составляющих ту вселенную, о которой мы знаем. Высшие учения говорят нам, что эта вселенная есть только одна из систем вселенных, число которым миллионы, – и что эта система – составляет часть Высшей, и так далее и так далее – до бесконечности. Как сказал один индусский мудрец: "Мы хорошо знаем, что Абсолют постоянно создает миры в Своем Бесконечном Уме, – и постоянно их разрушает; – и что, хотя между созданием и разрушением проходят миллионы миллионов лет, Самому Абсолюту это кажется лишь мгновением ока".

Таким образом выражение "день и ночь Брамы" говорит только о чередовании периодов деятельности и бездеятельности в одной определенной вселенной среди бесконечного количества других вселенных. Упоминание об этих периодах деятельности и бездеятельности вы найдете в "Бхагавадгите", великой эпической поэме индусов. Кришна говорит:

"Миры и вселенные, – и даже весь мир Брамы, один день которого равняется тысяче "Юг" (четыре миллиарда земных лет), и каждая ночь которого занимает столько же времени, – и этот мир должен возникнуть и исчезнуть..."

"Дни Брамы сменяются ночами Брамы. В дни Брамы все вещи возникают из невидимости и становятся видимыми. А с приходом ночи Брамы, все видимые вещи снова исчезают в невидимость. Вселенная, которая раз существовала, растворяется, и потом сотворяется вновь".

"В конце Кальпы, – Дня Брамы, – периода Творческой Деятельности, – Я отзываю в свою природу все вещи и все существа. А в начале следующей Кальпы Я выпускаю из себя все вещи и все существа и снова осуществляю мой творческий акт".

Здесь мы можем сказать, кстати, что современная наука придерживается теории периодов ритмической смены подъема и падения; эволюции и распада. Она говорит, что с какого-нибудь известного момента прошлых периодов времени началось поступательное или эволюционное движение, продолжающееся и теперь; и что, согласно закону Природы, должно наступить время, когда будет достигнута высшая точка, и начнется обратное движение по нисходящему пути, которое придет к своему концу; за ним последует длинный период бездеятельности; а затем опять начнется новый период Творческой Деятельности и Эволюции – новый "День Брамы".

Эту идею о законе ритма, в мировом проявлении, поддерживали мыслители всех времен и народов. Герберт Спенсер определенно проводил ее в своих "Основных Началах"; он говорит: "Эволюция должна закончиться полным равновесием или покоем". И затем: "Из общего прогрессирующего движения к равновесию отнюдь нельзя вывести заключения, что будет достигнуто состояние всеобщего покоя или смерти; но если процесс рассуждения заканчивается таким выводом, то дальнейший процесс рассуждения указывает на возобновление деятельности и жизни". И затем: "Ритм – в общем итоге перемен – чередует эры эволюции и распада". Древние западные философы также проводили свою идею. Гераклит учил, что мир проявляется в циклах, а стоики утверждали, что "мир движется по бесконечному циклу, проходя те же самые стадии". Последователи Пифагора шли даже далее и утверждали, что "следующие один за другим миры, похожи один на другой до мельчайших деталей". Эта последняя идея – идея – "Вечного Возвращения" – хотя ее сторонниками является много мыслителей, не входит в учения йогов, которые, наоборот, говорят о бесконечном прогрессе, – об эволюции самой эволюции. Учения йогов в этом отношении более сходятся с линией мысли Лотце, выраженной в его "Микрокосмосе". Так он говорит: "ряды космических периодов... каждое звено которых связано с каждым следующим звеном... последовательный порядок этих отделов составит единство, как бы идущую в одном направлении мелодию". И таким образом через творения Гераклита, стоиков, пифагорейцев, Эмпедокла, Вергилия и до настоящего времени, до Ницше и его последователей, мы видим проходящую одну и ту же идею Мирового ритма, – основное понятие философии древних йогов.

А теперь, возвращаясь к главному пути нашей мысли, – остановимся на первых лучах рассвета начинающегося дня Брамы. Это поистине начало, потому что еще ничего нельзя видеть, – нет ничего, кроме пространства. Никакого следа материи, силы или ума в том виде, как мы понимаем эти термины. В этой части Бесконечного Пространства, – т.е., конечно, в этой "части" Бесконечного Ума Абсолютного, Единого, так как даже пространство является только "понятием" этого Ума, – есть одно "ничто". Это "самое темное время перед рассветом".

Затем начинает заниматься заря дня Брамы: Абсолют начинает "сотворение" мира. Но как же он сотворяет его? Нельзя сотворять что-нибудь из ничего. А кроме самого Абсолюта есть только ничто. Поэтому Абсолют должен сотворить мир из себя самого, из Своей собственной "субстанции", – если в этом случае можно употребить слово "субстанция".

Но что же такое эта "субстанция" Абсолюта? Есть ли это материя? Нет! Потому что материя, как мы знаем, сама по себе есть только проявление силы или энергии. Тогда, может быть, это сила или энергия? Нет. Потому что сила или энергия, сами по себе, не могут обладать умом, а мы должны мыслить об Абсолюте, как об обладающем разумом, так как он проявляет разум; а то, что проявляется, должно быть в проявляющем. Тогда, значит, эта "субстанция" должна быть разумом? Да, в известном смысле, – и, однако, это не тот разум, который мы знаем, – конечный и несовершенный. Это должно быть нечто подобное уму, только бесконечное по степени и по природе, – нечто настолько большее, чем тот ум, который мы знаем в человеке, что оно может быть признано Причиной этого ума. Но мы вынуждены думать о разумной силе, проявляющейся в мире, как о "Бесконечном" уме, потому что наш конечный ум не может выработать более высокого понятия. Таким образом мы можем сказать, что "субстанция", из которой Абсолют должен сотворить мир, есть нечто, что мы будем называть Бесконечным умом. Закрепите это в своем уме, как первый шаг в том понимании, к которому мы вас ведем.

Но как может быть Бесконечный ум обращен на сотворение конечных умов, видов, форм и вещей, не уменьшаясь при этом в количестве, – как можете вы взять часть чего-нибудь так, чтобы это что-нибудь осталось в прежнем виде? Это невозможно! И, однако, мы не можем подумать об Абсолюте, как о "делящемся на две или более части". Если бы это было возможно, то образовалось бы два Абсолюта или ни одного. Но двух Абсолютов быть не может, – так как, если бы Абсолют разделился, то не было бы больше Абсолюта, но были бы две относительные вещи, – две конечные величины вместо Одной Бесконечной. Понимаете ли вы невозможность такого решения вопроса?

Но тогда каким же образом может совершиться дело сотворения мира, имея в виду эти трудности, бросающиеся в глаза даже нашим конечным умам? Сколько бы вы ни переворачивали этот вопрос в своей голове, – а люди занимались этим во все времена, – вы все-таки не найдете другого ответа, кроме ответа, составляющего основную идею учения йогов. Эта основная идея говорит, что сотворение мира есть чисто мысленное сотворение, что вселенная есть – ментальный образ или мыслеформа в уме Абсолюта, т.е. в самом Бесконечном Разуме. Никакого другого "сотворения" – не может быть. И это, – как говорят учителя йоги, – есть тайна сотворения мира. Вселенная исходит из Бесконечного Ума и в нем находится; и это – единственно, как все может быть. Закрепите в своем уме эту вторую идею нашего миропонимания.

Дальше вы спросите, откуда явились сила, материя и конечный ум? Вопрос правилен, – ответ на него сейчас же последует. Конечный ум, сила или энергия и материя, сами по себе, не существуют. Это просто ментальные образы или мыслеформы в Бесконечном Уме Абсолюта. Все их существование и видимость зависят от мысленного представления и пребывания в Бесконечном Уме. В нем они рождаются, возникают, растут и умирают.

Но что же тогда реально во мне? – можете вы спросить у меня. – Несомненно, есть живое сознание реальности – неужели это только иллюзия или тень? Нет, это не так; чувство реальности, которое имеете вы, которое имеет каждое существо или предмет, – это чувство, говорящее "Я существую", есть постижение мыслеформой своей сущности; а эта сущность есть Дух. И этот Дух есть субстанция Абсолюта, воплощенная в его представлении, – в ментальном образе. Это есть восприятие Конечным своей Бесконечной Сущности. Или восприятие Относительным своей Абсолютной Сущности. Или же постижение вами, мной, или каким-нибудь другим человеком, истинного Себя, лежащего в основе всех ложных "Я" и всех личностей. Это отражение Солнца в капле росы; и в тысячах капель росы – в которых, как кажется, отражается тысяча Солнц, хотя в действительности Солнце одно. Однако же отражение Солнца в капле росы есть более, чем "отражение", так как это – субстанция самого Солнца; и однако Солнце сияет с высоты, единое и нераздельное, тем не менее проявляясь в миллионах капель росы.

Только подобными образами мы можем говорить о Невыразимой Реальности.

Чтобы сделать все это для вас более ясным, позвольте вам напомнить, что даже в ваших конечных мысленных образах явно появляются многие формы жизни. Вы можете представить себе, что ведете армию во много тысяч людей. И однако – единственное "Я" в этих людях – будет ваше "Я". Это действующие лица в вашем уме, которые живут, и движутся, и существуют, а между тем в них нет ничего, кроме "вас". Герои Шекспира, Диккенса, Теккерея, Бальзака и других писателей были настолько сильными мысленными образами, что не только самих творцов уносила за собой их сила, но даже вы, читающие о них много лет спустя, чувствуете их кажущуюся реальность, и плачете, смеетесь или сердитесь над их поступками. А между тем не существовало Гамлета вне ума Шекспира, не существовало мистера Микаубера вне воображении Диккенса, ни Pere Goriot, вне фантазии Бальзака.

Эти примеры являются только конечными образцами Бесконечного, но они должны дать вам идею той истины, которую мы стремимся раскрыть вашему уму. Однако же вы не должны думать, что вы и я, все другие люди и все вещи только "воображение", вроде созданных нами героев; это была бы самая неудачная мысль. Мысленные творения, идущие от вас, и от меня и от других конечных умов, – будут только конечным созданием конечных умов, тогда как мы сами являемся конечными творениями Бесконечного Ума. Наши создания, а также создания Диккенса, Бальзака и Шекспира живут, движутся и существуют, но у них нет другого "Я", кроме нашего конечного ума; тогда как мы, действующие лица Божественной Драмы, Истории или Эпоса, мы имеем в качестве своего "Я" или истинного себя Абсолютную Реальность. Созданные нами лица имеют в качестве своего фона наши собственные личности и умы, в которых они и живут до тех пор, пока не исчезнет самый фон, вместе с которыми исчезают и движущиеся на нем тени. Мы за нашими личностями имеем Фон Вечной Реальности, который не меняется и не исчезает. Таким образом, хотя наши личности только тени на экране, этот экран Реален и Вечен. Конечный экран исчезнет вместе с тенями, но бесконечный остается всегда.

Мы мысленные образы Бесконечного Ума. Бесконечный Ум держит нас в себе прочно, – мы не можем быть потеряны, нам не может ничто повредить, мы не можем исчезнуть, если только мы не будем поглощены самим Бесконечным Умом, но и тогда мы все еще существуем. Бесконечный Ум никогда не забывает, он никогда не может проглядеть нас, он всегда знает о нашем присутствии и существовании. Мы целы, мы невредимы, – мы существуем. Точно так же, как мы не могли быть созданы из ничего, мы не можем быть превращены в ничто. Мы находимся во Всем, – и нет ничего вне всего.

На рассвете Брамического дня Абсолют начинает сотворение нового мира или воссоздание прежнего, назовите это как хотите. Высшие учения йогов говорят нам, что знания, относящиеся к этим явлениям, лежат за пределами возможных личных знаний человека, как мы его знаем, и были переданы человеческой расе учителями, получившими эти знания от еще более высоких учителей, и так выше и выше, пока, как говорят, это знание не возникло в одной из тех необыкновенно развитых душ, которые сходили на землю с высших плоскостей Бытия; а таких плоскостей много. В этих чтениях мы не претендуем на такой высокий источник; мы просто передаем вам учение, веря, что истина этого учения привлечет тех, кто созрел для нее; мы не пытаемся выдать себя за тот авторитет, о котором мы только что говорили. Мы упомянули об этом высоком источнике излагаемых учений потому, что такое верование принято на Востоке, а также оккультистами всех стран.

Учения йогов говорят нам, что вначале Абсолют создал мысленный образ или мыслеформу мирового ума, т.е. мировое начало ума. Здесь проводится различие между мировым началом ума и самим Бесконечным Умом. Бесконечный Ум – безгранично выше своего создания мирового начала ума, и последний – такая же эманация первого, как и материя. В этом отношении не должно быть ошибок, – Бесконечный Ум есть Дух; мировое начало ума есть "материал", частями которого являются все конечные умы. Мировое начало ума было первой идеей Абсолюта в процессе сотворения мира. Это был материал, из которого образовывались все конечные умы. Это – мировая ментальная энергия. Знайте ее, как таковую, но не смешивайте ее с Духом, которого мы назвали Бесконечным Умом, потому что у нас нет другого слова. Между этими двумя понятиями есть тонкое различие, чрезвычайно важное для правильного понимания вопроса.

Учения йогов говорят нам, что из этого ментального начала было развито мировое начало силы или энергии. А из этого мирового начала силы развилось мировое начало материи. Санскритские термины этих трех начал следующие: Читта или мировое начало ума; Прана или мировое начало энергии; и Акаша или мировое начало материи. Мы говорили об этих трех началах или трех великих проявлениях в нашей книге "Пути достижения индийских йогов", и в предыдущей книге "Основы миросозерцания индийских йогов". Но теперь нам необходимо опять вернуться к этим основным началам в связи с излагаемыми в настоящей книге идеями. Как говорилось в книге "Основы миросозерцания", эти три проявления или начала, в действительности, составляют одно и незаметно переходят одно в другое. Более подробно этот вопрос был рассмотрен в заключительных главах книги "Пути достижения". К этим главам мы и просим читателей обратиться за подробностями, так как мы не хотим целиком повторять все здесь. Вы найдете удивительное соответствие между этими, насчитывающими за собой века, учениями йогов и новейшими взглядами современной науки.

Но вернемся еще раз к главной теме. Учения йогов говорят нам, что Абсолют "мыслью" вызвал к существованию Читту – т.е. создал ментальный образ или мыслеформу Читты, мирового начала ума. Эта Читта конечна, и подчинена законам конечного ума, наложенного на нее Волею Абсолюта. Все, что конечно, – управляется законами, наложенными великим Законом, который мы называем Абсолютом. Затем началась великая Инволюция, необходимая, прежде чем стала возможной эволюция

Поэтому, раньше процесса эволюции от грубых форм материи к высшим, и затем – дальше к ментальным формам, от высших к еще более высшим и переходящим на духовную плоскость, т.е. раньше эволюции, совершающейся на наших глазах, – должен был совершиться процесс инволюции. Дух Абсолюта окутал себя своими ментальными образами; погрузился в мысли совершенно так же, как может погрузиться в мысль человек. Разве вам не приходилось иногда "потонуть" в мыслях или "забыться", увлекшись какой-нибудь идеей? Когда вы подумаете об этом, вам легко будет понять, что значит процесс "инволюции". Вы погружаетесь в ваше размышление, – Абсолют погружается в свои ментальные творения, – но первое конечно, а второе – бесконечно, и результаты соответственно оказываются слабыми или бесконечно сильными.

Повинуясь наложенным на него законам, ментальное начало облеклось тогда началом энергии или Праны, и возникла к существованию мировая энергия. Затем, следуя тому же закону, Прана облеклась в Акашу, т.е. мировое начало материи.

Разумеется, каждое "облечение" создавало "оболочку", состоящую из низшего начала. Каждое начало поэтому зависит от родственного ему высшего, которое является рождающим его началом по выражению йогов. В этом процессе инволюции, прежде чем стал возможен процесс эволюции, была достигнута крайняя степень материальности. Эта крайняя степень материальности нам теперь, на нашей планете, неизвестна, потому что мы вышли из ее пределов. Но учения йогов говорят нам, что существовала материя более грубая, чем все известные нам в настоящее время виды материи, которые так же отличаются от нее, как тонкие газы отличаются от твердого тела, как его понимает современная наука. Человеческий ум не может схватить этих крайних степеней материальности, так же, как и высших степеней эволюции материи.

Здесь мы должны обратить внимание читателей на некоторые широко распространенные оккультные учения, с которыми не согласны и против которых возражают учителя йоги. Мы говорим об учении, утверждающем, что в процессе инволюции заключается вырождение или деволюция от высших форм к низшим, до тех пор, пока достигаются грубые состояния материи. Такое учение – ужасно, если его рассмотреть в подробностях. Выходит, что Абсолют нарочно создал высшие формы жизни, – архангелов и еще высших существ, т.е. богов, и затем заставил их падать до тех пор, пока они не достигнут самых низких состояний. Это означает процесс, обратный эволюции, - падение вниз, будто бы в согласии с Божественной Волей, в противоположность эволюции, которая есть восхождение вверх, согласно Божественной воле.

Это противоречило бы лучшим инстинктам человека и высшие учения йогов говорят нам, что это только иллюзия или заблуждение, созданное людьми в их стараниях разрешить тайны духа путем чисто интеллектуальных рассуждений. Истинное учение заключается в том, что процесс инволюции совершался началом, облекавшимся в более низкое начало, созданное им внутри самого себя – и так далее – до тех пор, пока не была достигнута самая низшая плоскость. Заметьте разницу: это совершали "начала, как начала", а не индивидуальные живые формы или отдельные существа. В этом процессе не было никакой деволюции, так же как не могло быть ее в действиях Абсолюта, окутывавшего себя в ментальный образ мирового начала ума. Здесь не было ни деволюции, ни падения вниз, только инволюция или облечение одного начала в другое начало. Индивидуальная жизнь еще не появлялась и не могла появиться, пока не начался процесс эволюции.

Если бы Абсолют создал сначала высшие существа и заставил бы их затем опускаться в низшие и низшие формы, тогда весь процесс был бы жестокой, бесцельной вещью, достойной одного из злых Божеств, созданных воображением невежественных людей. Но это невозможно. Все усилие божественной воли было ясно направлено к "поднятию" индивидуальных "Я" до все высших и высших форм. Ради создания подобных "Я", вероятно, и был вызван процесс "инволюции" начал, и последовавший за ним удивительный эволюционный процесс. "Причина" всего этого, как мы уже говорили много раз, для нас непостижима. Мы не можем заглянуть в Бесконечный Ум Абсолюта, но мы можем образовать некоторые заключения, наблюдая и изучая законы вселенной, которые как будто стремятся к известным целям. Мы, изучая проявления Воли Божественного Единого, можем сделать попытку отгадать ее цели и эти цели по-видимому всегда заключаются в движении "вверх" и в эволюции. Даже самое наступление "Ночи Брамы" не составляет исключения, как мы увидим дальше.

В процессе инволюции от ее исходного пункта, лежащего в ментальном начале – до самой низшей точки, достигнутой ей в грубых проявлениях вещества – есть очень много постепенных этапов. И инволюционное стремление шло от высших степеней конечного ума, спускаясь все ниже и ниже на плоскость материи и силы, переходя от высших начал к низшим; когда была достигнута плоскость материи, она, разумеется, сначала показала высшую степень проявленного вещества – самую тонкую форму эфира или Акаши. Потом свойства материи опускались все ниже и ниже, пока не достигли самой грубой формы; тогда наступила короткая пауза и уже после нее начался процесс эволюции или движения по восходящей линии. Импульс начальной Воли или Мысли истощил свое понижающее давление и началось давление вверх или стремление ввысь. Но тут проявилась новая сила.

Этой новой силой было стремление к индивидуализации. Во время нисхождения движение шло в массе, т.е. целыми началами (принципами) без раздробления на части или на отдельные центры. Но с первым же движением вверх проявилась тенденция к созданию центров энергии или действующих единиц, которая потом, по мере развития эволюционного движения, передавалась от электронов к атомам, и от атомов – к человеку. Грубая материя послужила материалом для образования более тонких и более сложных форм; эти последние в свою очередь составляли комбинации и образовывали еще высшие формы и т.д. и т.д. Формы энергии действовали точно таким же образом, а также и проявления центров ума или сознания. Но все стояло в связи друг с другом. Материя, энергия и ум образовали тройственное начало и действовали в зависимости одно от другого. И работа их была все время направлена к созданию все высших и высших "форм" – высших и высших единиц, – высших и высших центров. Но в каждой форме, в каждом центре или единице проявлялись все три начала – ум, энергия и материя. И в каждой единице присутствовал вечный Дух. Ибо Дух должен быть во всем, так же, как все должно заключаться в Духе.

Таким образом процесс эволюции с тех пор продолжался непрерывно и будет продолжаться еще долгие периоды времени. Абсолют выражается все в более и более высоких "Я", которым он дает все более и более тонкие и сложные оболочки. И как мы увидим в этих чтениях далее, эволюция идет не только по линиям физическим, но и ментальным. Она касается не только "тел", но и "душ", которые также от времени до времени делают шаги вперед и воплощаются в тело для того, чтобы пройти свой эволюционный путь.

Конец же и цель всего этого, по-видимому, заключается в том, чтобы "Я" могли достигнуть той стадии, где они начинают сознавать истинных "Себя", т.е. дух внутри себя и свое отношение к духу Абсолютного, и затем, дальше и дальше до таких плоскостей жизни и бытия и до такой деятельности, о какой даже самые высоко развитые люди нашей расы не могут мечтать.

Как говорили некоторые древние учителя йоги: "Люди эволюционируют в сверх-людей, и сверх-люди в богов, боги в сверх-богов, и сверх-боги в нечто еще более высокое, пока от простейшей частицы материи, заключающей в себе жизнь, до высшего существа – до самого Абсолюта – не будет бесконечной лестницы существ, которых всех будет проникать один Дух. Этот Дух есть во всем и все есть в Нем".

Творческая воля, о которой мы говорили в этих чтениях, проникает своей деятельностью всякую жизнь. Естественные законы – это законы жизни, установленные Абсолютом в его мысленном образе. Они являются естественными законами для нашей вселенной, другие вселенные имеют другие законы. Но для самого Абсолюта нет никаких законов – он сам по себе – есть Закон.

Все эти законы жизни и природы на всех своих разнообразных плоскостях проявления – материальных, энергетических и психических – заключаются в Божественном Уме, потому что иначе они бы не существовали даже по видимости. Если же их преступает или действует помимо их человек особо высокого развития, то это происходит потому, что он поднимается выше плоскости, для которой обязательны эти законы. И тогда это кажущееся нарушение законов совершается в соответствии с каким-нибудь высшим законом.

Итак, мы видим, что все высокое и низкое, доброе и злое, простое и сложное – все содержится в Уме Единого. Боги, ангелы, адепты, мудрецы, небеса, сферы – все находится во Вселенной, а вселенная в Уме Единого. И все совершается согласно закону. Все движется вверх и вперед, по линиям эволюции. Все есть благо. Нас крепко держит в себе Ум Единого.

И точно так же, как раньше существовало стремление к образованию индивидуальных душ из общего принципа, так дальше должно наступить примирение индивидуальных душ; потому что индивидуальная душа, развиваясь и раскрываясь теряет свое чувство отдельности и начинает чувствовать свое тождество с Единым Духом; а, раскрываясь дальше, она вступает в сознательное единение с Богом. Духовная эволюция не значит "рост Духа" – потому что Дух не может расти; он уже совершенен. Выражение это означает раскрытие индивидуального ума, пока ум не увидит в себе Дух.

Запомните основную мысль этого чтения.

Основная мысль

Существует только Единый. Единый – есть Дух. В Бесконечном Уме этого Единого Духа возник мысленный образ или мыслеформа нашей Вселенной. Возникнув из мысли об умственном начале, переходя к энергетическому началу и затем к началу материальному, шел инволюционный процесс творения. Затем начался идущий вверх эволюционный процесс и образовались индивидуальные центры или единицы. Эволюционный процесс стремится к раскрытию "Я", ведет к реализации живущего там Духа. Начиная сбрасывать оболочку за оболочкой, мы ближе и ближе подходим к Духу, находящемуся внутри нас, который есть единый Дух, проникающий все вещи. Это – значение жизни, – тайна эволюции. Вся вселенная заключена в Уме Единого. Нет ничего за пределами Бесконечного Ума. Нет никакого "вне", потому что Единый есть "Все" во всем; пространство, время и законы – это только мысленные образы в этом Уме, точно так же, как виды формы и явления. И по мере того, как Я раскрывается и приходит реальное ощущение самого себя, его мудрость и сила растут и расширяются. Я вступает во владение все большей и большей частью своего наследства. В Уме Единого находится все, что существует. И я, и вы, и все вещи на земле находятся здесь, в этом бесконечном Уме. Абсолют всегда "держит нас в уме" – мы всегда там, в полной безопасности. На самом деле нет ничего, что могло бы повредить нам, потому что наше реальное Я есть реальное Я Бесконечного Ума. Все находится в Уме Единого. И самый крошечный атом подлежит действию закона и охраняется законом. Закон есть все, что существует. И в этом Законе мы можем оставаться спокойными, ничего не боясь.

О РАЗУМЕ СОДЕРЖАНИЕ: Стихи Начало Дары Гении Решение Законы Боль Одиночество Искра Любимому Ностальгия Обращение Всё на месте Прощение Во все времена Проза Сознание Момент «Я» Просветление Проявление Разумы Смысл жизни Точка зрения Одновременность противоположностей Круг Мы – Разум. Все Формы и Миры – наши одежды, Иллюзия, и какой она будет, глупой или умной, жестокой или милосердной, зависит от нас, наших Мыслей, ибо мы то, что наши Мысли. Начало Я выпадаю песчинкой в Материю, Вокруг меня пустота и безмолвие, Подобных себе, я не ведаю, И кто я, не знаю тем более.


Дары Свет нам дан, чтоб видеть и радоваться Миру, Вода, чтоб жажду утолить, быть чистым и красивым, Прочие богатства нам даны – Чтоб жить легко и быть счастливым, Не отвергайте же дары, Берите столько, сколько вам необходимо. Гении В каждой Среде рождается свой Гений, Гений Добра иль Гений Зла, К процветанию приводит Добрый Гений, К разрушению своей Среды, Приводит Гений Зла. Решение Бог дает одной купюрой, И не старайтесь разменять, Больше от этого не станет, Но замучайтесь считать. Принимайте Всё как есть, Не увлекаясь мелочами, Если вопросы крупные решать, То мелкие решатся сами. Законы Законы – Разума дробление, На своды, нормы и статьи, Сила их в объединении, Чем больше их, тем меньше действенны они. Боль Что у кого болит, тот о том и говорит, Нет здоровья – о здоровье, Нет справедливости – о ней, В нищете, лишь о богатстве, Глупость, будет всех умней. Одиночество Стоит старушка в сереньком платочке, В стареньком поношенном пальто, Просит милостыню, нету дочки, Не помогает ей никто, А в глазах мольба: «спасите, помогите, Очень страшно – я одна», И попробуйте ей объясните – Бог с тобой, ведь ты же вечная, Душа.

Искра Когда есть Искра Божья в Человеке, То окружающими он любим, Тянутся к нему Сердца навстречу, Им хочется быть рядом с ним. Есть в нем притягательная сила, Такая, что глаз не отвести, И это только маленькая Искра, Вселенского Огня Любви. Любимому Люби меня милый, люби, И будут светлыми Мысли твои, Будет радостным день и дурманящей ночь, Пока в твоём Сердце Любовь. Люби меня милый, люби, И помни, как руки мои ложатся на плечи твои, Как губ моих нежных тепло, Волнует Сердце твоё. Люби меня милый, люби, Разлуки нам не страшны, Мы будем всегда вдвоём, Пока я в Сердце твоём. Ностальгия Будущее планеты – это жизнь, Где города с космическими станциями, Но мы не понимаем и они нам не видны, Земля сегодня – планета, таящая в себе опасности, Как джунгли необузданных страстей, Где Разум только, только зародился, И не понимая причастности своей, Бесчинствует и над собой глумится. Мне грустно, и я хочу «домой», Здесь сумрачно, здесь глухо так, и слепо, И я хочу туда, где все со мной, Где вместе мы и много, много Света. Но путь один: сначала по земле, потом уж к звездам, Сначала учимся ходить, потом летать, И я хочу быстрей, быстрей как можно, Всё видеть, чувствовать и знать. Обращение Я обращаюсь к вам, стоящие у грани в Вечность, И не смеющие перешагнуть её, Вам осталось сделать только шаг: Смирить величие своё.


Мы на пороге в Новый Мир, Но перейти не все готовы, И чем быстрей прозрение придёт, Тем меньше будет слёз и крови. Всё на месте Всё на месте, всё внутри себя, Куда спешить? Куда бежать? Лишь добежишь до края круга, Не стоит выход в стороне искать, Лестница наверх внутри себя. Прощение Мне не достичь высот заветных, Когда б не падать и не подниматься вновь, Не пройдя дорогой неизведанной, Не познать ни горечь, ни любовь. Кто скажет мне, Что я не так жила, Что своё имя запятнала, Что я совсем не то познала, Что познать должна была. Я и сейчас всё то, что было, И из того я состою, Я то, что преданно любило, Я то, что вероломным было, Я то, что разрушало и хранило, И вновь, рождаюсь и живу. Во все времена И что вы видите с заветной высоты: Там абсолютно всё другое, Законы эти не нужны, Они останутся в покое, Канут в лета Учения Мудрецов, Оставив в памяти уроки, Но выбор будет, вновь и вновь, И будут новые дороги. Сознание Все Миры и Формы в Высшем Разуме существуют всегда на разных его Уровнях (это видно по окружающему нас Миру - всё, что мы пока познали). Человек рождается не в пустом Мире, всё существует до него, он познает то, что есть и открывает новое. Человечество планеты зарождается не в пустой Вселенной, все Миры существуют до него, оно познает свою планету и открывает новое. И именно на этом Уровне, сейчас, в Форме Человека, Сознание начинает осознавать себя Разумом, именно сейчас, на этом

Уровне в Форме Человека, его Сознанию открываются тайны Мироздания. Именно с этого Уровня, с Формы Человека движение Сознания по Пути к совершенству становится осознанным. Путь к совершенству бесконечен, совершенствуется не только Сознание, но и Формы и Миры. И если есть разные Уровни Сознания одной Формы (Человека), то есть разные Уровни Сознания (бессознательного) и между всеми Формами, и это значит, что Сознание и Форма Человека не конечны. В масштабах Вселенной, Уровни Сознания настолько различны, что одно Сознание не только не видит другого, но и не знает, о его существовании это значит, что Человек не знает всех существующих Форм. Незнание не исключает существования. Через подобный Уровень «проходит» каждая планета, он неизбежен как любой возраст в жизни Человека. Даже когда мы его «пройдем» он там и останется, только мы будем ощущать уже другой Уровень, выше. Когда – то Человечество одного материка планеты не знало о существовании другого материка и его обитателях, а сегодня планета одно информационное поле. То же будет и во Вселенной. В Духе-Разуме нет времени и расстояний, в пространстве существует всё всегда, но до всего можно только дорасти Сознанием. Момент «Я» На каждом Уровне множество подобных «Я». Каждое «Я» имеет Форму и состоит из множеств «Я» Уровней ниже, одновременно являясь частью «Я» Уровня выше. Для «Я», Уровни ниже - пройдены и проявлены, из них состоит «Я» и окружающий Мир. Уровень выше - «Я» не знает, и стремится к нему в познании. Уровней потому и множество, что все они разное «Я». На одном Уровне Форма «Я» умирает, чтобы на следующем стать другой Формой «Я». Подобно тому, как Форма Человека меняется на протяжении всей его жизни, (детство, юность, зрелый возраст) оставаясь тем же «Я». Во всем аналогия (повторение), ребенок рождается от Человека и становится взрослым Человеком. Человечество рождено Высшим Разумом, Высшим Разумом и станет. Все известные Человеку Формы пройдут Путь от зарождения, получения Сознания до Высшего Разума. Все Формы это Высший Разум но, мы ощущаем себя именно в Форме Человека, а не в какой то другой это доказывает, что существует Путь познания от примитивного к совершенному. Как есть Закон причин и следствий (Карма) в Судьбах Человека, так, есть он и в Судьбах Вселенной. Разум ниже – младший брат, Разум выше – старший брат. Отец наш – Солнце и мать – Материя, нас учат. Любые концепции, гипотезы, теории в познании Мира и стремлении к Высшему Разуму – будут верны т.к являются составляющими единого целого. На то и Разум Человека, чтобы учиться мыслить. Человек не может знать больше, чем ему предопределено иначе это был бы не Человек, а Высший Разум. Также Высший Разум, воплощаясь в Мире Человека, становится – Человеком, частью себя. Высший Разум знает все свои части, но каждая часть не способна вместить все знания Высшего Разума. Как нет двух одинаковых Человека, так нет двух одинаковых Миров. «Дважды в одну реку не войдешь», каждая жизнь единственна, в своём роде, могут быть похожие, могут быть подобные, но идентичных нет. Нет смысла идентичности во Вселенной, всё идентичное сольётся в одно. Многообразие Миров от разных Уровней Сознания. Просветление Сознание растет, меняется и на определенном Уровне, благодаря жизненному опыту и Учениям Мудрых, достигает просветления. Просветление (прозрение) –

способность осознать себя множеством и частью множества. «Познать себя» значит, зная что «я есть», осознать «кто я», «где я» и «зачем я» в Едином Разуме, в этом бессмертие, ибо мы там, где наши Мысли. Ничто не отбрасывается, все Учения становятся знанием. Пустота – «смерть» мирских мыслей ума, при жизни Формы, а также несовершенных Сознаний со смертью Формы, или сон Сознания между Формами. На высших Уровнях Разума, где Мысли полностью управляемы Сознанием, Пустота отсутствует. Нирвана – состояние Сознания (чувство радости, любви, счастья, свободы) и готовность ощутить Новый Мир более совершенный и прекрасный. Рай – Мир просветленных Сознаний. Ад – состояние Сознания, страх перед неизвестным, порождающий соответствующие Образы и Миры, ибо все Мысли обладают способностью воплощаться. Небытие это то, чего Сознание не знает. В Высшем Разуме нет «пустоты» и «небытия». Разум не может быть без Мыслей, потому что всё вокруг нас и мы – это проявление Мыслей Высшего Разума. Всё – Разум, а потом уже Формы, Миры и Жизнь в Мирах. Сознание привыкает ко всему, пройдет время и то, что сейчас кажется невероятным, станет реальностью. Не надо забывать, что Человек, общество и Природа есть Единый Высший Разум, и Человек, осознающий себя множеством и частью множества (просветленный), не может быть неудобен обществу и тем более Природе. Проявление Любое объяснение и углубление, в какую либо тему, есть деление (дробление) Разума, оно подобно делению Высшего Разума на Уровни и Формы. Деление присутствует во всех проявлениях и не только в живых, в нашем понимании, Формах. Деление необходимо для познания и в то же время, при делении (дроблении) усложняется взаимопонимание и понимание Истины. Деление Разума на Формы – да, но не отделение Разума Формы от Высшего Разума. Деление – падение и объединение – подъем по Уровням, в Разуме происходят всегда и одновременно. В Мире Разума не может быть искусственного интеллекта. Человек и всё, что он создает – Разум. Жизнь созданных Форм зависит от того насколько их смысл (Разум), связан с Высшим Разумом через Создателя – ученого, программиста, врача, строителя и т.д. Любовь - стремление к познанию, Долг - ответственность за созданное. Проявление Разума это Космос: все космические тела, в том числе Звезды, Планеты и наше Солнце. Проявление Разума это Природа планеты, и её живые Формы: минералы, растения, животные, Человек и всё, что создано им. Проявление Разума это чувства, поэзия, речь, музыка, живопись, всевозможные знаки, в том числе письменность и числа. Человек может создавать только в своём Мире, потому что и Человек и его Мир это один из Уровней проявления Высшего Разума. Разумы Разум – это множество. Высший Разум может принять любую из своих Форм, при этом становясь, всегда, частью множества, как на низших Уровнях, так и на Высших. Каждая Форма имеет свой Уровень Разума и соответственно Мир. Разум Форм не знающих (не ведающих) Высшего Разума - это низшие, темные Миры. Разум Форм осознающий, что такое власть и отрицающий ради неё Разум выше - его Миры могут быть в начале всех Уровней.

Разумы Форм бессознательных, не знающих и отрицающих Высший Разум, также – Разум (действующий, творящий) и составляет целые Миры. Победить в этих Мирах можно только бесстрашием с верой в Высший Разум. Для Высшего Разума, все Формы – свои и все – любимы. Всё разумно, всё духовно. Планета – это неисчислимое множество Миров, сколько Форм, столько Миров, как на поверхности планеты, так и внутри её. Самый высокий по Сознанию – Мир Человечества сейчас (этот уровень). Любое мысленное обращение не к Высшему Разуму (в т.ч. гадание, колдовство и пр.) есть общение с темными (прошедшими для Сознания) Мирами. К кому обращаешься, от того и зависишь. На всех этапах развития Человеческого общества происходят одни и те же события. От того насколько высок Уровень Сознания Человечества, будет зависеть исход этих событий. Тьму невежества не победить войнами и казнями, её можно победить только Светом знания. Смысл жизни Жизнь зависит от того, какую цель ставит перед собой Человек в этом Мире. Если он пришел в него чтобы познать и приобрести как можно больше для своего Сознания, чтобы подняться, выше осознавая, что он часть Высшего Разума (Бога), то всё получится. А если Человек ставит своей целью благополучное существование в этом иллюзорном Мире, не признавая Высшего Разума (не веря в Бога), а если и веря, то только ради своей иллюзорной цели, то жизнь его будет полна мучительных испытаний, пока Человек не придет к пониманию истинного своего существования. С истинным пониманием жизни, трудности воспринимаются по – другому, Человек стремится преодолеть их, чтобы испытать радость победы, а любой труд становится творческим. Высший Разум не ставит перед Человеком испытаний в виде зла. Зло – это результат действий несовершенного (неопытного) Разума Человека. Голос Высшего Разума звучит в нас всегда, но мы либо не умеем, либо не хотим его слушать в угоду своим личным интересам, этот голос называется Совестью. Каждому Уровню Сознания соответствует свой образ жизни, образ жизни следующего Уровня – мораль и этому образу жизни надо учиться, как и всему. Чем ниже Уровень Сознания, тем труднее обучение, тем строже кажется мораль. Благополучие, как результат роста Сознания. В Разуме, сначала всё зарождается, а потом созревает, задумывается, а потом создается (проявляется), совершенствуется и чем выше Сознание, тем цивилизованнее существование, но основная цель - рост Сознания, стремление к Высшему Разуму. Точка зрения Вселенная – сознание «Я» и состоит из множества множеств «Я». Во Вселенной всё происходит по одному и тому же замыслу Разума, во всём аналогия, повторение – уровни разные. Можно представить бесчисленное множество Миров, и все они будут Мирами одной точки зрения. Невозможно в ОДНОЙ точке зрения постичь знаний ДРУГОЙ точки зрения - НИКОГДА (бесконечность пути познания), ибо в каждой точке зрения свои знания и свой Мир. Каждый следующий миг (завтра), это уже ДРУГАЯ точка зрения ТОГО ЖЕ «Я» и, хоть чуть-чуть, но другие знания и другой Мир. Вот это «чуть-чуть» и даёт Разуму сохранение (жизнь) Формы в определенном Мире. Знания и Мир каждой следующей точки зрения – есть слияние знаний и Миров предыдущих точек зрения того же «Я».

Нет хаоса, есть незнание и непонимание первоначальных Уровней Разума, на Уровнях выше, тот же хаос проявляется порядком. Одновременность противоположностей Сейчас не происходит ничего такого, чего бы, не происходило ранее и не произойдет потом и в то же время, всё происходит по-другому, по-новому. Поэтому всё: прошедшее и будущее проявлено в настоящем в разных Формах разных Уровней. Движение (вверх и вниз по спирали Уровней Разума) одно, и в то же время движений в каждом круге спирали множество, чем выше Уровень Разума, тем больше движений и какими бы они ни казались, все они - спираль. Падение (деление) – зарождение нового, подъём (объединение) – для, зарождения нового. Жизнь одна, вечная и бесконечная, и в то же время, жизней множество в каждом круге (Форме), на каждом Уровне и каждая из них неповторима. Судьба (круг) одна и в то же время судеб, на каждом Уровне Разума, множество и каждая из них - неизменный круг. Дух-Разум един и один, и в то же время, ОН - множество проявлений Форм в Материи. Нет ничего вне Разума и вне его Форм. Круг Человек, почему-то, всегда всё рассматривает только со своей точки зрения считая себя исключительным из природы, существом, воспринимая окружающий Мир, как данное (кем и зачем?) не задумываясь над тем, что человечество – это звено одной цепи, этап одного процесса начиная с атома. Даже не цепь и не процесс, а изменения внутри себя - уровни Разума и они существуют всегда. Точно так же как периоды возраста в жизни человека. Каждый человек, рождаясь, переживает детство, юность, зрелый возраст, неизменно проходя тот же путь, при этом не повторяясь. То же происходит и во Вселенной: Галактики, Звезды, Планеты рождаясь, проходят один и тот же путь не повторяясь. Изучение окружающего Мира человеком – это изучение Уровня Разума человечества, где свои законы, своё измерение и время соответствующие сознанию (пониманию) человека и только в совокупности всех направлений науки, не выделяя какое либо одно (как например, человек выделяет себя из природы) можно увидеть всю картину Мира, где всё повторяется, но нет ничего одинакового. Не человеком создан Мир, а значит, есть Разум выше. Путь к Высшему Разуму (Духу), по той же лестнице, что и спускались, но не возвращаясь в прошлое, а изучая, понимая, объясняя, прощая и исправляя пройденное. Не пропуская ни одной ступени, в обратном порядке и никак иначе. Любовь не иссякнет и не перейдет в ненависть, пока есть непознанное.

Человечество у Вселенского Разума едино. Все люди равны перед отцом Богом Высшим Разумом Вселенной, Творцом и Создателем. Он не делает различий между людьми. Любые разделяющие людей различия и предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, финансовые и социальные должны кануть в прошлое до 2033 года.

"Вы – плоды с одного древа и листва с одной ветви. Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и товариществом. Дневное Светило Разума Вселенской истины, есть Мой свидетель! Свет Вселенского Разума и единства столь могуществен, что может осиять всю землю"


Единство – это единство в многообразии. Различия – не повод для разногласий . Человечество можно сравнить с прекрасным садом, красота которого – именно в различии произрастающих там цветов, и глупо было бы превращать его в единообразную плантацию.

На всем протяжении своей истории люди последовательно объединялись на всё более высоком уровне. В начале на уровне семьи и племени. Потом – на уровне города-государства, нации. Наконец, уже возникают объединения, включающие в себя несколько стран и народов, где люди чувствуют себя как в одной стране. СССР было первым таким крупным объединением с одним правителем и одной политикой и одними правилами жизни для всех. Хотя блин первый и получился комом, но это была первая попытка обьединить мир в одну семью путем мировой социалистической революции и построения общемирового коммунизма(рая). Следующий неизбежный шаг в развитии человечества – объединение на всемирном уровне, которое даст возможность сосредоточить усилия всех землян на решении всех проблем, всех народов и людей всего мира глобального всемирного характера.


Благополучие рода людского, его мир и безопасность не достижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство всего мира людей. До тех пор не решатся не одна из его проблем пока мир не будет объединен в одну семью. И все идет к этому, хотя и не мирным, а военным путем в соперничестве трех супертяжеловесов мира сего США, Китая и России. Творец Разум Вселенной и матушка Природа позволят произойти этому поединку в эти 12 лет до 2030 года. Ведь теневые хозяева мира масоны все 20 веков мечтают об этом как завладеть всем миром. Они уже многократно пытались это сделать во все векам но особенно в последнем 20 веке устроив два мировых побоища вовлекая в мировые войны все народы мира и весь мир людей, с одной лишь целью прибрать мир и все что в нем к своим рукам. Они и по сей день не пбросили этой затеи и мечты и снова начинают третью мировую войну. После чего, остатки потрепанного мира будут объединены в одно государство с одним правителем и мессией в одном лице.. Такова воля Творца и Природы, наших родителей. И не зависимо от нашей людской воли все будет именно так.

Человек — существо, животное. Но его отличает от других живых существ наличие разума, умение мыслить и совершать Как же он обрел эти способности? И как он стал их использовать? Что такое разум человека?

Как появился разум

Человек обрел разум благодаря труду, как обычно принято говорить. Некоторые могут поспорить о том, как, держа в руках палку и пытаясь из нее что-либо соорудить, человек мог развиться до нынешнего уровня?

Человек развивался лишь в одну сторону — для облегчения выживания в земных условиях. Пытаясь приспособиться к земной жизни, человек начал обращаться к своему разуму. Он сумел использовать его для достижения успехов в использовании даров природы и тем самым научился создавать блага. Человек нашел путь к выживанию не через врожденные рефлексы, а логически выполняя свои действия. Со временем это позволило ему осознать, что его разум способен на большее. И так появился удивительный мир на Земле благодаря разуму человека.

Но если человек — высокоразвитое существо, то почему он не может побороть свои первородные инстинкты, взять верх над своими пороками? Сейчас человеку не нужно защищать свою жизнь от хищников и окружающей среды. Но теперь он ищет пути спасения от самого себя.

Что такое разум человека в духовном плане? Значит ли это, что он развивается односторонне? Или мы просто не в силах расстаться со своими инстинктами и первобытными нуждами, из-за чего развитие разума, кроме как на приспособление к удовлетворению своих потребностей, невозможно?

Из этих размышлений можно сделать вывод о том, что труд не создавал разум человека, а только помог развить.

Мозг — источник разума?

Этот орган был создан природой для регулирования функций в организме. Он помогает ориентироваться в окружающей среде, хранит и использует врожденные инстинкты, и он сравним с библиотекой, которая хранит множество книг с информацией. Мозг подчинен чувствам, рефлексам, эмоциям, но не является чистым разумом и не функционирует как орган, образующий его.

Но у других животных отсутствует возможность мышления, ведь у них недостаточно развит мозг. Тогда как это объяснить?

Этот орган помогает ответить на вопрос, что такое разум человека в биологическом смысле. Совместно со всеми нашими ощущениями — инстинктами, эмоциями, раздражениями — он является составной частью нашего разума. И часто человек совершает поступки, руководствуясь не своим высокоразвитым интеллектом, а чувствами и эмоциями, которые у каждого индивидуально развиты в большей или меньшей мере.

Развитие личности

С древних времен люди считали сознание божественным даром. Поэтому многие философы придерживались религиозных убеждений. То есть они их придерживались не потому, что становились философами. Это религия учила их размышлять. За одним вопросом следует ряд прочих размышлений. Некоторые считали, что каждая великая мысль, которая пришла им в голову, была ниспослана Богом. Что можно отмечать в такой религии, как буддизм.

Что такое разум человека? Высокого развития личности может достигнуть не каждый человек. Она тесно связана с интеллектом, но овладеть ею непросто. Личность — следующая ступень после развития разума. Она тоже является частью сознания, разума.

Интеллект отвечает за логическую деятельность, воспринимает и обрабатывает информацию. А личность — это связь принципов, идей, правил поведения, способов восприятия полученной информации, умений ее сопоставлять.

Религия для нашего разума

Появление религий — одно из проявлений развитий человеческого разума. Атеисты считают верующих только фанатиками и не относятся серьезно к словами священых писаний. И вправду, не каждый человек, будь то христианин или мусульманин, правильно понимает и трактует то, что предписано.

Но если убрать лишние изречения, можно сказать, что еще тысячелетия назад человек понял, что является высокоразвитым существом, и начал задумываться о том, как он появился, почему он так воспринимает мир, почему сама Вселенная так устроена? Удивительный мир разума человека не останавливается на достигнутом.

Придумав письменность, человек начал изречать свои мысли и предположения по этому поводу. Не имея в древние времена высоких технологих и довольствуясь небольшим опытом в познании этого мира, человек пытался объяснить себе вопросы о возникновении своего существования.

Это свидетельствует о том, что люди были также направлены на удовлетворение духовных потребностей (интерес к жизни, появление искусств, обращение к своему внутреннему миру), а не только сосредоточены на выживании. Религия сподвигла человека к этому. Удивительный мир, который создан благодаря разуму человека, не был бы таким, если бы в нем не было стремления к духовной пище.

И пусть многие предположения из древних времен оказались неправильными, они хотя бы свидетельствуют о том, что мы умели последовательно мыслить, создавать логические цепочки и искать им подтверждение.

Это удивительный мир, созданный разумом проводили ритуальные обряды над усопшими, что показывает нам их отношение к живому существу. Жизнь для них была ценна.

Борьба природы и разума

Существование высокоразвитой науки, техники, экономики в нашей жизни не означает, что мы достигли высшего уровня разума. Они лишь объясняют мир, созданный благодаря разуму человека и природой. Родная планета интересовала нас с древнейших времен. И именно этот интерес и стремление к его удовлетворению показывает нас как существ, обладающих интеллектом.

Мозг — наш инструмент, который помогает добиваться желаемого. И он также является связующей между природными инстинктами и истинным интеллектом. Он способен улавливать тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа, как говорил

Способы мышления

Человек способен производить как эмоциональное, так и логическое мышление. Второе как раз используется в создании науки, техники.

Эмоциональное же задействуется в решении сложных задач, которые не поддаются алгоритмическому размышлению. Оно также способствует принятию решений, выбору поступка, поведения.

Разум и личность человека невозможно сформировать, желая конкретного результата. Каждый встречается с разными людьми, слышит от них информацию, и по частице выбирая из нее, складывает знания. Даже чужие поступки формируют у человека личность. Этим и отличается внешний и внутренний удивительный мир, который создан благодаря разуму человека.

Жизнь руками человека

Древние постройки до сих пор поражают своими красотой и величием. До сих пор мы пытаемся разгадать, каким образом людям удалось добиться такого совершенства, какие технологии они применяли? Многие исследования, опыты и изучения так и не помогли это установить точно. Мир благодаря разуму человека стал благоприятнее для нашей жизни.

Сделав впервые орудие труда, человек не стал им ограничиваться. Он начал создавать блага, которые удовлетворяют другие его потребности, то есть предметы быта.

Человек не стал останавливаться на удовлетворении своих нужд. Постепенно в рукотворной жизни, по мере развития человеческого разума, стали проявляеться его отголоски. Дом и одежда перестали удовлетворять людей только как средство защиты от непогоды, а оружие — в качестве предмета охоты и средства от нападения хищников.

Удивительный мир благодаря разуму человека менялся и совершенствовался с каждым поколением, которые менялись, оставляя после себя усовершенствованные антропогенные земли. Постройки становились сложнее и искусснее. Одежда изящнее и удобнее. Оружие — надежнее и опаснее.

Грандиозные строения человечества

До сих пор люди не останавливаются на достигнутом. Они каждый раз превосходят предыдущее поколение.

Человек всегда стремился превзойти того, кто стоит выше. Примером этого является миф о Вавилонской башне. В нем рассказывается о том, как люди стремились достичь уровня своего создателя, Бога. Они хотели быть с ним наравне. Правда, это не удалось. Ведь быть человеком — это не только иметь высокое материальное развитие, но и духовное.

Постройки как носители информации

Практически все постройки несут в себе религиозные представления, которые отражаются в орнаментах, фресках, мозаиках, рельефах. Многие имеют практическое значение, отражают в себе стремление человека к достижению совершенства в искусстве.

Немало построек дошли до наших дней, что показывает высокий уровень развития технологий и старание сохранить свои материальные ценности. Также немаловажны были ценности духовные. И этим не ограничивается удивительный мир, созданный разумом человека.

Глава 11

Единый Разум

Мы говорим: "Ко мне пришла идея". Откуда она пришла? Идея должна иметь источник, который был бы подобен ей. Идеи невидимы для глаза, они неслышимы для уха, их невозможно ощутить, и, тем не менее, мы говорим о них как о реальности. Мы признаем, что идеи живут, движутся и существуют в сфере, которую мы обозначаем словом "разум".

Традиционно считается, что сфера разума определенным образом связана с видимым миром, но, поскольку характер их связи не поддается измерению, его, как правило, оставляют без внимания. Но люди, занимающиеся изучением разума, утверждают обратное: Законы, по которым он действует, можно узнать и понять.

Не уделять должного внимания разуму и его законам - это значит быть ребенком, играющим с огнем, или же с сильными химикалиями. Мы можем с уверенностью говорить об этом, потому что разум является творческой причиной, формирующей обстоятельства, проявляющиеся в жизни мужчин и женщин. Разум является единственным резервуаром, из которого мы черпаем все, что включает в себя наш мир. Мы формируем нашу жизнь, подчиняясь законам разума. Таким образом, нет ничего столь же важного, как познание того разума, которым мы обладаем.

Следует раз и навсегда отвергнуть идею, что разум невозможно понять. Человек является проявлением разума, он обитает в разуме, и, следовательно, может знать о разуме больше, чем о материальном мире.

Только благодаря сфере разума человек может познать Истину в абсолютном смысле этого слова. То, что мы считаем истиной, полагаясь на данные изменчивых чувств, относительно. Относительная истина постоянно меняется, но абсолютная Истина пребывает вовек. То, что истинно сегодня, всегда было и всегда будет истинным.

Для того, чтобы понять принципы действия разума, не требуется быть высокообразованным человеком. Люди, которые не умеют даже читать и писать, могут иметь хорошее представление о сфере чистого разума. С другой стороны, человек, который говорит о разуме наиболее красноречиво, не обязательно является тем, кто в действительности его понимает. Подлинное понимание не может быть исключительно теоретическим, для него необходимо применение законов разума на практике.

Разум не является языком или формулировкой. Язык появился в силу необходимости обмениваться идеями с другими людьми. Но бывает так, что простые люди знают о разуме то, что не способны передать языком.

Как правило, женщины знают о чистом разуме больше, чем мужчины, потому что они больше доверяют своему внутреннему знанию, называемому интуицией. Самые образованные доктора не способны объяснить, как слабая женщина, ничего не знающая о психологии или медицине, способна вернуть к жизни тяжело больного, и даже умирающего пациента, просто сидя рядом с его постелью. Они не смогут понять этого до тех пор, пока не научатся видеть в исцелении работу Духа.

Нам важно уметь отличить интеллектуальное знание о материальном мире от чистого знания. Они столь же различны между собой, как материя и дух.

Интеллект делает выводы на основании анализа внешних проявлений материального мира, не принимая во внимание сферу духовных идей. Вот почему ему часто недостает мудрости.

Мы можем узнать о потенциальных способностях разума и о том, как они проявляются, лишь благодаря изучению самого разума, не прибегая к рассмотрению вещей и их взаимосвязей.

Человек способен построить логичное мировоззрение на основании абстрактных интеллектуальных рассуждений, но, в этом случае, ему будет недоставать живого огня, который свойствен чистому разуму.

Люди, занимающиеся изучением разума, знают, что даже если им придется утратить контакт с окружающим миром, они смогут получить наслаждение от своих мыслей. Ни один человек не должен думать, что он неспособен изучать науку разума по причине отсутствия формального образования. Какими бы невежественными, с точки зрения мира, вы ни были в тех или иных вопросах, вы непременно станете мудрыми, если сосредоточите свои мысли на Едином Разуме. Закон, согласно которому единение разума человека с Божественным Разумом приводит к мудрости, был известен во все века и среди всех народов. Книжники и фарисеи, которые хорошо знали об отсутствии образования у Иисуса, недоуменно восклицали: "Как Он знает Писания, не учившись?" (Иоанна 7:15).

Разум представляет собой хранилище благ, из которого человек черпает все необходимые ресурсы. Если вы проявляете жизнь, вы уверены в том, что существует источник жизни. Если вы проявляете разум, вы знаете, что Бог предусмотрел определенный источник разума. Таким образом, рассмотрев все элементы, которые составляют ваше бытие, можно убедиться в том, что они коренится в невидимом и непонятном для ограниченного человеческого сознания источнике.

Мы называем этот источник Разумом, потому что именно в этом качестве мы можем лучше понять его. Избираемые нами термины во многом произвольны, и мы не должны уделять слишком большое внимание различиям, поскольку они являются лишь техническими. Наша цель - понять суть того, что скрывается за тем или иным названием.

Говоря о невидимом источнике как о Разуме, мы делаем это потому, что он подобен нашему разуму. Разум многогранен в своих проявлениях. Он производит все видимое. Суть, однако, не в том, что создание видимого осуществляется действием сознательной воли Разума, а в том, что все видимое несет на себе отпечаток его природы. Вот почему нам крайне важно понимать Разум и то, как его потенциальные возможности становятся проявленными.

То, что мы называем Разумом, представляет собой резервуар Вселенной и человека, и в нем заложено все, что мы только можем пожелать. Знание этого вынуждает нас учиться законам, по которым действует этот резервуар. Мы называем его Разумом потому, что наше изучение привело нас к открытию качества, которое не осознается людьми, которые исследуют материальный мир. Ученые утверждают, что существует универсальная энергия, проявляющая себя как движение, свет, тепло, цвет и тому подобное.

Мы заявляем, что это открытие ученых показывает одну из сторон Бога, и что существует другой фактор, ассоциируемый с универсальной энергией, который они не принимают во внимание. Этот фактор - Божественная мудрость. Ученые признают, что разнообразные манифестации вселенской энергии свидетельствуют о наличии в мире единого замысла, но они не имеют возможности познакомиться с Тем, Кто составил этот замысел. Наша система развития разума учит познанию Творца субстанции и энергии Вселенной. Она показывает, каким образом человек может использовать способности своего разума для того, чтобы практически применить субстанцию и жизнь Вселенной для того, чтобы положительно повлиять на свое физическое состояние, и на все дела. Лишь немногие ученые-физики пытались задуматься о том, насколько это возможно. Материалистическое мировоззрение не способно увидеть эту истину. Вне всякого сомнения, ученые стремились узнать о мудрости Творца, но они не смогли понять тот факт, что мудрость Божья равномерно присутствует повсюду как материя и субстанция. С помощью методов, известных науке, они исследовали молекулы земли и воздуха и убедились в их слаженной работе. Некоторые осмеливаются утверждать, что каждый атом материи обладает разумом, но, поскольку атомы не говорят на языке, который был бы понятен нам, это предположение не может быть доказано.

Мы убеждены в том, что каждый атом Вселенной является центром мудрости, жизни и субстанции. Мы утверждаем, что человек может обратиться к атому, или к горе, состоящей из атомов, с просьбой раскрыть секрет, который они в себе содержат, и необходимая информация будет дана ему. Тайны природы раскрываются в общении разума человека с Разумом Вселенной, поскольку мы называем Разумом внутреннюю причину существования всего.

Бог есть Разум, и человек создан по образу и подобию Бога. Существует только один Разум - Разум Бога. Будучи личностью, человек считает, что у него есть свой разум, и что он материализует мысль из своей внутренней субстанции. Но, когда он приходит к пониманию Единого Разума, личный разум уходит. Божественный Разум является единственным творцом. Являясь источником всей реальности, он порождает то, что неизменно. Создания Единого Разума имеют характер, сложный для понимания человека, руководствующегося чувствами, поскольку его сознание ограничено рамками пространства и времени. Материальное, видимое творение изменчиво, в то время, как созданное Единым Разумом постоянно. Но человеку дана привилегия понимать создания Единого Разума, потому что, через них он создает свой мир. Создания Единого Разума - это идеи. Божьи идеи представляют собой потенциальные силы, которые ждут возможности показать, на что они способны, направив энергию в созидательное русло. Видимая Вселенная сформирована под влиянием мышления человека. Человек ничего не "создает", если под созданием имеется в виду процесс творения "из ничего", но он придает бесформенному определенную форму и вид. Вот почему человеку так важно сотрудничать с Богом в каждой своей мысли. Если в его сознании нет мудрости, он может вызвать формирование таких ситуаций, которые окажутся болезненными как для него самого, так и для окружающих.

Мышление - это ментальный процесс, благодаря которому абстрактное становится конкретным, и нематериальные идеи Единого Разума принимают видимую форму. Бог не видит вещи и обстоятельства так, как их видит человек, кроме как мыслительной способности в человеке.

Идеи Божественного Разума целостны и совершенны. Они способны все более и более раскрываться под влиянием мышлении человека. Улавливая свет идеи в Божественном Разуме, человек начинает конкретизировать ее в терминах, понятных для него. Все идеи берут свое начало в Боге, но степень их воплощения в жизнь зависит от знакомства человека с Ним. Так например, идея дома может принимать как форму вигвама, так и форму прекрасного собора. Первоначальная же идея дома, в том виде, в котором она существует в разуме Бога, не может быть меньшим, чем совершенное сознание человека, символом которого является тело. Этот "нерукотворный храм" является единственным храмом, где достоин обитать Бог.

Ни один человек не может должным образом служить Богу или исполнять Его волю до тех пор, пока он не поймет основополагающие принципы мышления и того, как мысли становятся видимыми формами и состояниями сознания. Принципы работы сознания открыты каждому, кто стремится познать закон Отца и следовать ему. Когда человек концентрирует все свои мысли на Боге, желая получить руководство от Него, он начинает познавать, что существует неразрывная связь между ним и Создателем, и что только признавая эту связь он может прийти к гармонии с Богом и начать творить Его волю.

Человек, сознание которого отделено от Божественного Разума, может считать, что он был сотворен по прихоти Бога, Который мог бы и не создавать его. Поскольку, по его мнению, люди не ответственны за собственное существование, они имеют право становиться раздражительными и недовольными в тех случаях, когда в их жизнь приходят страдания. Подобный взгляд на мир является крайне незрелым. Каждый верующий, который в смирении и кротости принимает указания Духа, начинает видеть божественный план творения и свое место в нем. Понимая, что закон дан в окончательной форме, и не может быть изменен ни Богом, ни человеком, он с готовностью начинает сотрудничать с Создателем. Они настолько тесно переплетены друг с другом, что от их взаимного понимания зависит гармония бытия. Когда человек понимает эту истину, с готовностью принимая ту работу, которую ему надлежит исполнить, в мире утверждается новый порядок, и кладется начало новому творению. Первый шаг в новом творении - это осознание человеком того факта, что он пришел в мир для определенной цели. В возрасте двенадцати лет, Иисус сказал Своим родителям: "Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Луки 2:49). Последней Его молитвой были слова: "Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" (Иоанна 17:4).

Отец послал каждого из нас в мир для того, чтобы мы совершили определенное дело. Исполняем ли мы его? Задаем ли мы вопросы о том, в чем она заключается? Или же мы бесцельно блуждаем по земле, пытаясь найти удовлетворение в ускользающем мире чувственных наслаждений?

"И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
Иоанна 8:32

Освобождающая истина - это истина о взаимоотношениях человека и Бога, и о том, каким образом осуществляется творение. Взаимоотношения Бога и человека, с одной стороны, подобны отношениям родителя и ребенка, с другой - они подобны отношению творца, творческого инструмента и проявленного творения. Человек представляет собой инструмент Бога, через который Он проявляет Свои потенциальные качества в видимой форме. Не будучи пассивными инструментами Создателя, люди имеют возможность влиять на этот процесс. Человек обладает свободной волей. Тем не менее, свободная воля иллюзорна, поскольку в том случае, если созидательная активность человека находится в противоречии с Божественным планом, результаты его деятельности полны внутренних противоречий и недолговечны. Люди могут либо избрать творить в согласии с планом Бога, либо поступать самостоятельно, обращая свою жизнь в хаос.

Столетия созидательной активности человека показывают, что дела его рук часто оказываются непрочными. В тех случаях, когда люди не сверялись с божественным планом, создания быстро приходили в упадок и разрушались.

Разум представляет собой кладовую идей. Идеи о Боге, рае, аде, бесах, ангелах и многом другом коренятся в Божественном Разуме, но та форма, которую они принимают в сознании, полностью зависит от сферы жизни, из которой человек черпает свои ментальные образы. Если, поняв ту или иную истину о Божьем характере, он начинает облекать эту идею внешними образами, уподобляя Бога творению. Если же он обращается к внутренней мудрости для того, чтобы развить ключевую мысль, он начинает понимать, что Бог есть вездесущий Дух.

Человек, духовное сознание которого не развито, считает, что где-то наверху существует место, называемое небом, а под землей - место, называемое адом. Но тот, кто имеет постоянный доступ к мудрости Отца, понимает, что как небо, так и ад находятся в нашем сознании и являются результатами нашего мышления.

Таким образом, для нас крайне важно понять, каким образом мы используем силу разума для того, чтобы формировать нашу жизнь. Стремясь к гармонии и успеху, следует обращаться к единственному зарекомендовавшему себя методу - общению с Божественным Разумом.