О моем участии в проектах "классические беседы" и "центр поддержки семейного образования" - наталья геда. Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений «Сможем вместе

Конец августа наступил, и я обещано "выхожу из сумрака".
Рассказываю о новых проектах, в которых я участвую.
Оба проекта будут интересны родителям-семейникам, но первый - вероятно, только христианам, а второй - надеюсь, что всем.

1. Образовательная программа "Классические беседы" .

Об этом замечательном проекте я буду рассказывать долго, не в одном посте. потому что, надеюсь, наше сотрудничество продлится не один год. Пока вкратце: это воплощение моей мечты о настоящей образовательной программы для детей, обучающихся в семье. Да, это не оригинальная разработка, а лицензионная адаптация (локализация) знаменитой американской программы Сlassical conversations , по которой сейчас в Америке участся сотни тысяч хоумскулеров. Но, чтоб в России появилась своя, оригинальная программа сравнимого уровня, не обойтись без усвоения лучших образцов, разработанных первопроходцами. Именно таким образцом и является программа "Классические беседы", весьма популярная в США, которая, надеюсь, после адаптации к российской культуре станет не менее популярной и у нас. Чтобы составить более-менее адекватное представление о сути и примерном содержании классического семейного образования, нужно прочитать книгу "Классическое образование в доступной форме" . Пересказывать книгу у меня нет ни сил, ни времени, но какой-то обзор системы КБ от себя лично я, конечно, сделаю. Пока скажу только одно: это именно та система, по которой я пыталась учить детей во время оно - как могла и как умела, без доступных учебных материалов, без консультантов и помощников. А теперь вся система классического семейного образования трудами целой команды разработчиков целиком переносится на российскую почву - с переводом-локализацией учебников, созданием разветвленной сети поддержки - методической, информационной и юридической. Причем все эти разработчики - практикующие семейники, а не школьные учителя, я пока в этой команде - единственный человек со школьной специальностью. В общем, именины сердца и благорастворение воздухов. Почему я рекомендую программу именно для христиан (любых деноминаций)? Потому что Священное Писание и Священное Предание., их дух и буква (буквы) являются неотъемлемой частью программы. Если вы - убежденный атеист или если ваша религия - ислам (иудаизм, буддизм и т.д. и т.п.), то эта программа вас, скорее всего, не заинтересует.

В программе "Классические беседы" я пока играю скромную роль редактор учебных материалов, но на следующей ступени - "Вызов" - я уже буду разработчиком-локализатором курса.

2. Платформа для аттестации семейников "Центр поддержки семейного образования" . Тут все пока в стадии самой начальной разработки, даже сайт заработает только в конце августа, пока есть только паблик ВКонтакте. В этот проект мой вклад - наиболее существенный на настоящий момент, а именно - я разрабатываю систему аттестации. Да, я лично. Если что - бить меня. Принимает ЦПСО в этом году только семейников с 1 по 7 классы - со старшеклассниками мы сейчас не можем связываться. погибнем. Аттестация будет проходить на базе аккредитованной московской частной гимназии "Свет". Вмешиваться в аттестацию они не будут - какую сами захотим, такую и сделаем. Что хотим мы? Мы хотим сделать корректную и удобную тестовую систему, охватывающую все компетенции по ФГОС. В этой системе не будет ничего сложного, но и ничего, вводящего людей в искушение схитрить и схалтурить. Мы все равно не сможем исключить вариант, что все тренажеры и тесты родители будут делать за детей сами. Наверняка такие желающие найдутся. Но я спланировала такую систему, которая вызовет желание ею пользоваться именно для овладения материалом.Если родители побудят своего ребенка честно прорешать все тренажеры, которые я запланировала, могу гарантировать, что нужные навыки в рамках ФГОС у него сформируются, что этот тест не будт просто для галочки - подготовка к нему поможет сформировать у ребенка все необходимые навыки.
Присоединиться к ЦПСО смогут все желающие, независимо от вероисповедания и участия в программе "Классические беседы". Все подробности, касающиеся нашей платформы, будут озвучены на вебинаре, который пройдет в следующую среду. Когда появится официальный анонс, я размещу его и здесь - для тех, у кого нет аккаунта во Вконтакте. Паблик в ФБ тоже появится со временем. Вопросы можно задавать - ответы на них я включу в выступление на вебинаре.

Я ужасно трепещу и переживаю - такой ответственной и сложной работы у меня не было никогда в жизни. Но для меня это вызов от самого Господа Бога - именно как Его волю я восприняла приглашение в команду КБ. Признаться, я не имела понятия. куда мне двигаться дальше. после окончания семейного обучения Ивана. Я даже подумывала о возобновлении карьеры школьного учителя. Но Господь в самый ответственный момент вмешался и указал мне путь. Надеюсь, я действительно готова к тому, чтобы исполнить Его волю.

В первом квартале 2017 года программа «Семейный разговор», направленная на профилактику употребления алкоголя несовершеннолетними, стартовала ещё в пяти регионах России: Краснодарском крае, Калужской, Пензенской и Тульской областях и городе Челябинске.

В этих регионах в феврале-марте 2017 года состоялись семинары для учителей и школьных психологов, на которых участники знакомились с методикой и принципами программы «Семейный разговор», изучали, как должна быть организована в школах работа с педагогами, родителями и несовершеннолетними для достижения целей программы. Кроме того, рассматривались вопросы планирования работы по профилактике употребления алкоголя, взаимодействия между учителями, родителями и «трудными» учениками, разбирались основные мифы об алкоголе, бытующие среди несовершеннолетних.

Во всех регионах программа осуществляется при прямой поддержке и участии местных министерств и управлений образования.

В Сочи в семинаре приняли участие специалисты-психологи и педагоги 70 образовательных учреждений всех районов города, а также представители администрации города.

В Челябинской области «Семейный разговор» реализуется с 2014 года, и если раньше основной акцент был сделан на работу в районах области, то теперь проект проходит непосредственно в столице региона. В феврале 2017 года в семинарах-практикумах «Семейного разговора» приняли участие представители 105 образовательных учреждений Челябинска. Планируется, что до конца года программа охватит более 9 000 учащихся 7-9 классов школ Челябинска и их родителей.

В Калужской области в семинаре приняли участие специалисты-психологи и педагоги 35 образовательных учреждений. Это были не только представители школ, лицеев, но и детских домов и школ-интернатов. Реализация программы «Семейный разговор» в образовательных учреждениях региона начнется в апреле 2017 года. Планируется, что программа (через учителей и психологов) затронет более 4 000 учащихся средних классов.

В Тульской области семинар-практикум «Семейного разговора» прошел 21 марта в Тульском государственном педагогическом университете (ТПГУ) им. Л.Н. Толстого. На семинар съехались 135 участников, в том числе более 100 специалистов-психологов и педагогов из 60 образовательных учреждений Тульской области, преподаватели и студенты 3-го курса психологического факультета ТГПУ. В Тульской области до конца года «Семейный разговор» охватит более 6 000 учащихся школ региона и их родителей.

В Пензенской области первый семинар-практикум программы «Семейный разговор» состоялся 29 марта 2017 года. В нем приняли участие 140 специалистов из 110 образовательных учреждений города и области. Открывая семинар, ведущий эксперт Управления профессионального образования и молодежной политики Министерства образования Пензенской области Любовь Грунина отметила актуальность и значимость предлагаемой программы как для школьников и их родителей, так и для педагогов и психологов. Планируется, что в Пензенской области «Семейный разговор» вовлечет более 7 000 учащихся средних классов.

Комплексная обучающая программа «Семейный разговор» ориентирована на профилактику алкоголизма среди несовершеннолетних. Программа стала лауреатом Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»» и получила гриф «Рекомендована Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных учреждениях. Программа отмечена грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Достоинством и отличительной чертой программы является то, что она способствует переосмыслению проблемы алкоголизма, изменению своего отношения и поведения через организацию совместной деятельности взрослых и несовершеннолетних. Программа стартовала в 2012 году при поддержке Союза российских пивоваров и с тех пор активно развивается. Сегодня «Семейный разговор» реализуется уже в 20 регионах нашей страны, география проекта будет расширяться.

Ирина РОМАНЕЦ, вице-мэр города Сочи: ««Семейный разговор» позволит эффективно решить задачи, определенные Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, в числе которых обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей».

Ольга МЕДВЕДЕВА, начальник Управления по образованию и науке администрации города Сочи: «На сегодняшний день программа очень актуальна. Несовершеннолетние не должны употреблять алкоголь, и мы в городе ведем активную борьбу с этим явлением. «Семейный разговор» – большое подспорье в этой работе, в профилактике употребления алкоголя несовершеннолетними».

Ирина КАЧУРО, начальник Отдела обеспечения развития воспитательных систем и дополнительного образования Комитета по делам образования г. Челябинска: «Уверена, что программа «Семейный разговор» сможет повлиять на снижение потребления алкоголя. Считаю необходимым использование данной программы в образовательных учреждениях».

Татьяна МАРКИЧЕВА, руководитель проекта «Семейный разговор»: «Эта программа – эффективный инструмент, который помогает наладить прямой и честный диалог между взрослыми и подростками на такую непростую тему, как употребление алкоголя. Хочу также подчеркнуть, что программа направлена на формирование определенного типа поведения, повышение культуры внутрисемейных отношений и духовно-нравственных ценностей».

___________________________________________________________________________

СПРАВКА . СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИВОВАРОВ – некоммерческая организация, крупнейшее в России отраслевое объединение производителей пива. В Союз входят 90 компаний, имеющих 90 производственных площадок на территории Российской Федерации и выпускающих более 80 процентов пива в стране. Союз образован 15 сентября 1999 года.

На Факультете психологии НГПУ прошел семинар, посвященный психолого-педагогической профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних «Семейный разговор».

Образовательно-профилактическая программа «Семейный разговор» создана специалистами как эффективный инструмент предотвращения употребления алкоголя несовершеннолетними, налаживания открытого, честного диалога между родителями и детьми. Данный проект стал лауреатом III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», удостоен грамоты министерства образования и науки РФ.

К сожалению, алкоголизм, а, соответственно, и его профилактика все еще актуальный предмет обсуждения в нашей стране. Непростая тема рассматривалась в зале ученого совета НГПУ, куда приехали несколько десятков педагогов-психологов и студентов факультета психологии. Со всем сказанным на семинаре хорошо знакомы слушатели - те, кто работают в образовательных учреждениях, а значит, периодически сталкиваются с проблемой алкоголизма в среде несовершеннолетних.

Работа с детьми, как ни странно, должна начинаться с работы со взрослыми, - рассказывает исполнительный директор Федерации психологов образования России Ольга Станиславовна Мелентьева. - Наша программа построена следующим образом: мы включаем все субъекты образовательного процесса - работу с педагогами, работу с родителями, работу с детьми. Именно эта последовательность. Обычно основная проблема - отсутствие у ребенка позитивного контакта со взрослыми. Нам нужно организовать понимание между взрослым и подростком, это является основой. И уже после идет разговор об алкоголизме.

По словам Ольги Мелентьевой, проблема алкоголизма среди несовершеннолетних существует потому что дети не находят другой модели поведения, и виноваты в этом взрослые. Если найти в себе достаточно мудрости правильно выстроить отношения с детьми, то проблемы не возникают. Важно уметь расположить к себе ребенка, даже если он кажется трудным, и установить доверительный контакт.

Семинар прошел именно сейчас, в конце учебного года и в преддверии подготовки к следующему, и это тоже не случайно. Педагоги-психологи могут включить в планы своих работ данную программу.

К сожалению, семинары с подобной темой проходят в университете не так часто, - говорит декан Факультета психологии (ФП) НГПУ Ольга Олеговна Андронникова. - Но в будущем мы планируем проводить цикл семинаров по консолидации психологического образования. Будем работать с центрами, со школами.

На семинаре обсуждали ракурсы решения сложного вопроса - алкоголизма среди несовершеннолетних. Обычно в его разрешении используют медицинский подход, но участники делали уклон к социальному аспекту проблемы. Как влияет среда, как влияет окружение, и как детям не попасть в проблемную ситуацию. Все слушатели семинара получили сертификаты участников.

21 февраля для педагогов общеобразовательных учреждений и гимназий Клинского муниципального района проведен обучающий тренинг. Участникам была представлена образовательная профилактическая программа «Семейный разговор».
Основная цель этого проекта - помочь предотвратить употребление алкогольных напитков несовершеннолетними, способствуя открытому, честному разговору между родителями и детьми на эту сложную тему.
В обучении приняли участие педагоги 32 среднеобразовательных школ и гимназий района, а также центра образования «Планета детства» и Клинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Мероприятие было организовано при поддержке и активном содействии районного управления образования. Начальник управления Алена Сокольская выразила уверенность в том, что и другие районы области поддержат эту актуальную инициативу.
Ведущим тренинга выступила Ольга Мелентьева - директор московского Центра практической психологии образования и соавтор программы «Семейный разговор». Тренинг проходил в интерактивном режиме с ролевыми играми, упражнениями и практической отработкой навыков в форме моделирования реальных ситуаций. Обсуждались особенности проведения программы как для подростков, так и для родителей. В процессе обучения использовался специально разработанный комплект методико-практических материалов.
Клинские педагоги, принявшие участие в обучении, сошлись в единодушном мнении, что программа «Семейный разговор» является прекрасным практическим пособием и может с большой эффективностью использоваться в повседневной педагогической работе со школьниками и их родителями.
Программа «Семейный разговор» впервые стартовала в США в 1982 году. Компания «Анхойзер-Буш», российским подразделением которой является ОАО «САН ИнБев», выступившая разработчиком программы, в общей сложности инвестировала в ее реализацию порядка 830 млн долларов. Консуль-
тативной группой специалистов «Семейного разговора» были разработаны специальные пособия по детской психологии, которые разошлись потом тиражом более 7 млн экземпляров. Сегодня программа «Семейный разговор» действует практически по всему миру.
По инициативе «САН ИнБев» в 2011 году к разработке отечественной версии этой программы приступили и в России. Ее методическую основу составили последние достижения отечественных и зарубежных специалистов в области инновационных моделей педагогической работы по предупреждению детского алкоголизма. «Семейный разговор» стал лауреатом III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы».
- Дети живут в мире взрослых и их традиций, - рассказывает участник этих тренингов, менеджер по корпоративным отношениям компании «САН ИнБев» Ольга Пономарева, - и, конечно, постоянно видят отношение к алкоголю своих родителей. Именно поэтому важно обратить внимание взрослых на то бесспорное обстоятельство, что именно они в этом плане оказывают самое сильное влияние на своих детей.
Андрей ШУГАЕВ.