Детский проект «Веселая физкультура для здоровья. «Веселая физкультура» практическое пособие для воспитателей, специалистов для работы с детьми дошкольного возраста Веселая физкультура
Руководитель творческого коллектива: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
МБДОУ "Детский сад № 32 "Росинка"
Л.В.Мальцева
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Для того чтобы физическое и психическое развитие ребёнка шло в соответствии с возрастными нормами, чтобы стимулировалась его познавательная и творческая активность, нужна оборудованная предметная и двигательная среда, способствующая укреплению здоровья. Двигательная среда должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Зачастую, листая различные журналы и рассматривая публикуемые на их страницах рекламные проспекты игрового материала и
физкультурного оборудования для дошкольных учреждений, мы радуемся и огорчаемся одновременно. Радуемся тому, что многие фирмы проявляют неподдельный интерес к нашим проблемам и выпускают необходимые для создания развивающей среды товары. Огорчаемся, потому что нашим детским садам все эти «чудеса» не всегда доступны...Что делать? Делать самим!
Создание нестандартного оборудования - это всегда творчество, изобретение нового: по дизайну, по способу действий.
Оригинальность оборудования, уникальность, неповторимость и финансовая доступность - это несомненные достоинства, отличающее наше оборудование от типовых, массовых образцов. Материалы для изготовления такого пособия разнообразны и малозатратны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки из-под йогуртов, разные пуговицы, ткань, бобины из -под линолеума и т.д.
Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных физкультурных упражнений и корригирующей гимнастики.
Изготовленное из бросового материала физкультурное оборудование способствует развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.
Данное методическое пособие содержит не только фотографии нестандартного физкультурного оборудования, но и способы его изготовления, а также речевой материал для сопровождения упражнений, варианты смоделированных ситуаций общения, интервью, творческих рассказов, игр-фантазий, хороводных и музыкальных игр, дидактических игр с использованием данного оборудования и пр., что способствуют не только физическому, но и социально-нравственному, познавательно-речевому и художественно-
Спортивный досуг «Веселая физкультура»
Задачи : приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой и утренней гимнастикой; воспитывать дух соревновательности, ловкость, быстроту и уважительное отношение друг к другу.
Дети под музыку заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
Вступление «Для чего нужна зарядка»
Ведущий : Состязание, ребятки,
Мы начнём сейчас с зарядки!
1 ребенок : Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
2 ребенок : Если кто-то от зарядки
Убегает без оглядки, -
Он не станет нипочём
Настоящим силачём!
Ведущий : - Самая веселая зарядка получается под нашу любимую песенку «Каждый делает зарядку» (муз. Ю. Чичикова, сл. Я. Халецкого)
(построились в 3 колонны, выполняем упражнения под музыку)
Ведущий : Сделать нас не только сильней, но и умней упражнения тоже помогут. Сейчас вас ждут очень интересные эстафеты и игры.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Предлагаю поиграть.
По командам разделитесь
И в колонны становитесь.
1 эстафета называется «Собери матрёшку»
На другой стороне зала стоят половинки матрешек (5 штук для каждой команды) . Нужно правильно собрать матрёшек. Скажем вместе «Раз, два, три - беги!»
2 эстафета называется «Перенеси обруч» (обручи по количеству детей)
Нужно по очереди бежать к маячку (стулу, надеть обруч на маячок и вернуться назад, задеть следующего рукой и встать в конец колонны.
Ведущий : А сейчас мы поиграем в игру «Ловишки-ёлочки» или «Ловишки с ленточкой»(выбрать считалкой ловишку)
Молодцы, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Будем с вами мы играть
И картинки рисовать!
3 эстафета называется «Закончи картинку» . Я приготовила листочки, на которых нарисованы полукруги, и фломастеры. Надо подбежать к столу, подрисовать к полукругу что-нибудь, чтобы получился предмет и убежать. Сейчас я дам вам подсказку, слушайте внимательно :
Оглянись вокруг –
Всюду-всюду полукруг.
Полукруг на голове,
Под березой на траве,
В облаках, и на песке,
И у девочки в руке…
(подрисовать можно гриб, зонтик, шарик, голова, шапочка)
4 эстафета называется «Выложи солнышко»
У первого ребенка в руках кольцо, у других – деревянные палочки. Нужно на противоположной стороне выложить солнышко.
Ведущий : А сейчас поиграем в игру «Не опоздай»
Обручи лежат кругом, их меньше, чем участников. Под музыку по кругу дети бегают за обручами, когда музыка закончится, нужно запрыгнуть в обруч. Кому обруча не хватило, тот выбывает из игры.
Ведущий : - А сейчас встанем в круг и поиграем в игру «Покажи отгадку движениями»
1. Любит петь и драться, и в пыли купаться,
Носит красный гребешок забияка (петушок)
2. Он коричневый, лохматый
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив тёплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (медведь)
3. Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)
4. Прыгун-трусишка :
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета
На зиму, на лето. (заяц)
Ведущий : Молодцы, ребята, всех отгадал
и и показали.
Наш праздник подходит к концу и сейчас мы споём песню « Физкульт-ура !» (муз. Чичкова. Ю, сл. Петровой. З)
Ведущий : До свиданья, детвора!
Расставаться нам пора!
Вы не ленитесь, старайтесь ,
Физкультурой занимайтесь !
В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова станут девизом вашей семьи.
Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5—10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.
ЗАРЯДКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.
На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.
Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.
Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»
Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.
Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».
Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!
Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!
Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.
Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.
◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!
◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».
◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.
◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.
Двигаемся под песенки
При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:
А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички).
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок,
Зажимаем в кулачок.
Руки вверх и в кулачок,
Разжимаем на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ноги вместе, ноги врозь.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки, ноги шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — руки вверх махнули,
И при том вздохнули,
Два — три нагнулись, пол достали.
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем.
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок.
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок.
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:»Такого свиста, мы не слышали пока».
плечи поднять
Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три — опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.
Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встав на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.
Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок.
В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! - пусть эти слова станут девизом вашей семьи.
Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5-10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.
Зарядка для самых маленьких
Достань солнышко . Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.
На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.
Приседания . Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.
Мостик . Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»
Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.
Самолетик . Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».
Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное - старание!
Кошечка . Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!
Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.
Бег и прыжки . Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.
Профилактика плоскостопия
Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.
◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!
◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».
◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.
◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.
Двигаемся под песенки
При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:
А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)