Ребенок вырос эгоистом, что делать? Как перевоспитать эгоистичных детей? И как не вырастить эгоиста? Что такое детский эгоизм? Усвоение хороших привычек.

Давайте сначала вспомним, что такое эгоизм. Эгои́зм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Эгоизм проявляется тогда, когда человек ставит свои интересы выше интересов других и действует в своих интересах в ущерб интересам других.

Для маленького ребёнка нормально всегда ставить свои интересы выше интересов других. Вырастая, ребёнок начинает заботиться не только о своих интересах, но и думать о других людях. В идеале это происходит естественным путём. Ребёнок видит, как в семье все заботятся друг о друге, чувствует заботу членов семьи о себе и начинает учиться не только брать, но и отдавать.

Однако родители иногда начинают с раннего возраста учить ребёнка «не быть эгоистом». Как они это делает? Требуют, чтобы ребёнок всегда в обязательном порядке делился сладостями, игрушками; ругают ребёнка, если он не хочет этого делать или попросту забыл. Эффективный ли это приём? Если ребёнок делится не по доброй воле, а потому, что на этом настояли родители, то сам ребёнок от этого не меняется. Меняется только его поведение.

Приведу свой пример. Как-то так получилось, что феномен эгоизма своим детям я демонстрировала на примере обезьяньих семей в Сухумском питомнике и в институте физиологии им. И. П. Павлова. Сразу сделаю ремарку для взрослых читателей. Эгоизм – это социальный феномен, феномен человечества. У животных нет ни эгоизма, ни альтруизма. Но детей в такие тонкости психологической науки можно не посвящать. По крайней мере, пока (уважаемых читателей, которые хотят подискутировать на тему того, есть ли у животных эгоизм, отсылаю к классическим трудам А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Л. А. Фирсова и других). Однако наблюдение за животным может быть очень полезно для детей. Вернемся же к эгоизму.

Итак, мы ходили кормить обезьянок. Обезьянки высовывали лапки из клетки, а мы давали им кусочки морковки и яблок. Обезьянки очень разные. Одни тихие и спокойные, другие активные и даже агрессивные. Но особенно детей впечатлила семья обезьянок: самка, самец и малыш. Знаете, как вёл себя самец? Самец всегда отталкивал самку и детёныша и ел сам еду, которую давали посетители. Люди же старались перехитрить самца: кидали самке и детёнышу еду, отвлекали его, чтобы они могли взять кусочек морковки…

Уже через несколько минут наблюдения за животными дети начинают задумываться о том, что происходит. И вот она – педагогическая ситуация! Остаётся только спросить ребёнка, что он думает об этом. Чьё поведение ему нравится, а чьё – нет. Дети обычно очень впечатлены поведением самца. После посещения обезьян они долго рассказывают всем о том, что видели. Это хороший повод поговорить и о поведении окружающих людей и о самом ребёнке. Вы можете спросить ребёнка о том, было ли так, что папа съел целый торт и ни с кем не поделился и т. д. Можно вспомнить ситуации, когда ребёнок поделился и похвалить его.

Таких впечатлений вполне достаточно для ребёнка 4–5 лет: видеть поведение животного, которое в среде людей называется эгоизмом… А дома, наоборот, видеть заботу близких друг о друге. Конечно, это не единственный возможный путь. Уверена, что вы можете придумать и какие-то другие способы показать ребёнку разные типы поведения.

Иногда молодые мамы спрашивают: «Когда начинать воспитание детей?» Воспитание малыша начинается с рождения. Пока ребенок маленький, родители окружают его вниманием и заботой, чутко реагируют на его плач и капризы. Они любят его и готовы многое сделать, чтобы младенцу было уютно, тепло и комфортно.

Кроха познает окружающий мир, наблюдая за взрослыми, осматривая обстановку комнаты, пробуя «на вкус» красочные предметы. Встав на ноги, исследует обстановку дома и улицы. Радуясь первым шагам и успехам своего чада, родители восхищаются малышом, не обращая внимания на мелкие шалости: ведь он еще несмышленыш.

После его «исследований» мама или бабушка начинают убирать за ним разбросанные вещи и игры. Это первые ростки взращиваемого эгоизма. Потакая прихотям подрастающего дитяти, умиляясь его скромным пока желаниям, взрослые совершают типичную ошибку.

Усвоение хороших привычек

Прежде всего учитесь разговаривать с малюткой. Поясняйте, что делать позволяется, а что запрещается. Приучайте его убирать за собой. Поиграл, наведи порядок, показывая на собственном примере. Похвалите за работу, выделяя поступок словами: «Как чисто стало в нашей комнате, у нас растет настоящий помощник».

Научите малыша обслуживать самого себя: ходить на горшок, надевать и снимать белье, правильно держать ложку, аккуратно кушать. Конечно, проще и быстрее сделать самим, но чрезмерно опекая малыша, отбиваете инициативу делать это самостоятельно.

Безусловная польза

Много читайте и рассказывайте. Сначала потешки, песенки, прибаутки, сказки, рассматривая яркие картинки. Есть много детских произведений, в которых показываются положительные и отрицательные черты характера. Это расширяет кругозор и развивает память.

Например, «Заюшкина избушка». Прочтите, рассмотрите иллюстрации и обсудите, кто из персонажей правильно поступил, а кто нечестно. По книжкам научите переживать за героев и оценивать их действия. Это поможет малышу понять реальность. Придумывайте сказки сами, связывая сюжеты с действительностью.

Не упустить момент

Если у ребенка плохое настроение, поговорите с ним, что случилось. Узнайте причину беспокойства. Объясните, что в таких ситуациях можно предпринять. А лучше всего сделайте что-то сообща: покормите дворовых животных или птиц, сходите на спортплощадку, приготовьте обед.

Малец увидел новую забаву у друга и захотел такую же. Не поддавайтесь порыву уступить ему. Уступив единожды, результат не заставит себя ждать.

Внук, приходя к бабушке в гости, забирался с ногами на кухонный стол и требовал конфет. Сначала это было забавно, потому что он был маленький. Но взрослея, он продолжал повторять это из раза в раз. И в случае отказа устраивал истерики. Не допускайте, чтобы дитя манипулировало вами. Уйдите в другую комнату, дайте ему выплакаться и возможность понять, что он неправ.

Через игру – в жизнь

Научите ребёнка играть. Сначала это займет много времени. Но пока малыш не узнает, как обращаться с тем или иным предметом, ему трудно определить ее назначение. Будьте не только учителем, но и образцом для подражания. Активно включайтесь в совместные игры. С их помощью развивается речь, воображение, творческие способности.

Двойняшки выходили на улицу поиграть в песочнице. Там под зонтиком всегда было полно разных игрушек для песка: машинки, ведерки, даже емкость для воды. Но ребятишки не знали, что с ними делать. Воспитательница показала, как поливать песок, что можно из него лепить, какие проложить дорожки для машин, как катать кукол. В дальнейшем дети играли самостоятельно.

Скромность украшает

Мальчик 5 лет любил ходить с папой в детский магазин. Отец покупал ему все, на что тот указывал. Но однажды он пошел туда с няней. Они долго ходили по магазину. Мальчику хотелось купить все подряд: велосипед, машину, мяч. Но наставница подсказала выбрать ту игру, которой не было дома.

Он послушался. Выбрали и подошли к кассе, у которой скопилась небольшая очередь. Мальчик не хотел стоять и ждать, стал кричать и требовать пропустить его. Объясняйте ребенку, как надо себя вести в общественных местах. Чаще бывайте с ним в театре, цирке, посещайте детские праздники и дни рождения сверстников.

Не идите на поводу

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно» считает, чтобы развить мыслительную деятельность и умение находить нестандартные решения, не нужно покупать все, что попросит ребенок.

Научитесь договариваться с детьми о покупках заранее. «Да что он понимает?» — Спросите вы. Дети многое понимают, только не могут свои мысли выразить словами. Если вы пришли за одной покупкой, не покупайте попутно то, что вдруг понравилось малышу. Умейте тактично отказать. Вы и так купите ему недостающие книги и развивающие игры, когда придет время.

И продолжайте читать книги, учитывая возрастные особенности. Кроха подружится с устным творчеством, это поможет пополнить словарный запас, воспитает положительные качества характера. Даже когда карапуз не умеет разговаривать, он накапливает информацию.

«Не стой в стороне равнодушно»

После работы мама взяла сына из детского сада. Придя домой, он самостоятельно переоделся, помыл руки. Но свои вещи кинул на кровать, даже не потрудившись вывернуть. На слова матери убрать их на место мальчик никак не отреагировал. Он схватил пульт от телевизора и включил мультфильм. Ребенку важно было удовлетворить свою потребность.

Воспитывайте уважительное отношение к окружающим, учите детей понимать их состояние и оказывать посильную помощь. Ведь взрослые тоже устают или болеют. Закрепите за малышом его обязанности по дому: помыть свою тарелку, полить комнатные растения, подмести у порога. Воспитывайте ответственность и умение считаться с интересами других.

Дети – наше отражение

Если все-таки со стороны взрослых произошло упущение, то незамедлительно постарайтесь исправить положение. Посвятите время самому родному человечку, подскажите, как нужно поступить в данный момент. Не забывайте, что ребенок – это отражение ваших отношений в семье, потому что он впитывает в себя науку жизни, глядя на близких ему людей.

Всегда интересуйтесь, что делали в детсаду или школе, что произошло нового у него и его друзей. Принимая участие в повседневной жизни дошкольника и школьника вне дома, тем самым приучаете думать не только о себе, но и своих товарищах, их успехах и достижениях.

Старайтесь приглашать маленького члена семьи на домашние советы: что важнее приобрести в квартиру, куда поехать на отдых всей семьей, что подарить дедушке на день рождения. Вы научите его думать, самостоятельно анализировать и находить правильное решение, тем самым готовя к реальной жизни.

Воспитывая детей, воспитываемся сами

Мама попросила дочку помыть посуду и вынести мусор. Она играла и пропустила наказ мимо ушей. Не спешите выполнить сами посильную для дошкольника работу. У родителей тоже должно быть личное время на досуг. Но и за оказанную помощь не расплачивайтесь подарком и тем более деньгами. Это приводит к плачевным результатам: даже стакан воды не поднесет бесплатно.

Дитя всегда нуждается в одобрении его поступков, внимании и ласке. Не лишайте его удовольствия быть любимым и счастливым рядом со старшими. Обделенный в детстве радостью и сочувствием, он станет душевно черствым и эгоистичным. Какими вырастут дети, полностью зависит от наглядных примеров, прочитанных книжек, проведенных вовремя бесед в период формирования подрастающего человека.

Первое время после рождения малыша мама и папа наслаждаются появлением долгожданного члена семьи. Рассматривая нежные и милые черты, они не задумываются о методах и целях воспитания. Как только трудный период адаптации пройден, начинается просмотр страниц интернета для выбора уникального способа формирования маленькой . Итак, как не вырастить эгоиста? Можно с полной уверенностью утверждать об отсутствии абсолютных принципов к подходу воспитания, но основа складывается из морали поведения взрослых и заложенных в доме правил.

Типичные ошибки

Ошибки, допускаемые взрослыми:

  • Замалчивание или преувеличение достоинств ребенка;
  • Лишение инициативы;
  • Присутствие товарно-денежных отношений;
  • Выполнение просьб под давлением;
  • Несоблюдение требуемых правил самими родителями.

Оценка деятельности

Старайтесь хвалить за качественно выполненную работу, чтобы малыш привыкал к результату. Здесь необходимо подобрать золотую серединку, потому что незамеченные попытки могут охладить пыл и внести неуверенность, а слишком возвышенные слова не раскроют правдивый уровень деятельности и не покажут настоящие возможности.
Ребенок должен понимать предъявляемые требования и стараться приближаться к целям, как можно ближе и точнее. Воспринимаемый мир и оценка совершенного дела тогда будет правдивой. В обществе не всегда потребуется присутствие родителей, а окружение принимает конкретные поступки без учета внешнего образа.

Самостоятельность

Подогревайте интерес к самостоятельности. Выполняя несложную задачу, у ребенка накапливается опыт, закрепляются полученные навыки, которые обязательно пригодятся для жизни в социуме. Инициатива стимулирует появлению новых направлений, развивает мышление и утверждает личностные качества.
Чрезмерная опека со стороны родителей лишает возможности проявить себя. Для ребенка любое новое задание будет казаться непосильным. Не попробовав приложить усилия, он привыкнет к постоянному вниманию и не захочет тратить время на преодоление препятствий. Это приведет к инфантильности и равнодушию.

Ты мне – я тебе

Никогда не оплачивайте проделанную работу. Ребенок, получая вознаграждение в денежных единицах, не сможет оценить свои возможности. Деятельность малыша, основанная на постоянном стимуле в виде подарков, приучит его выполнять простые обязанности за обязательную плату.

Часто обычная улыбка или слова благодарности дороже любых шелестящих купюр. Нежные объятия и материнское тепло действуют намного сильнее. Выводы и мысли о том, как в будущем не вырастить отъявленного эгоиста забудутся от ненадобности и отойдут на второй план, а творческий потенциал любимого ребенка раскроется, и с каждым днем будет увеличиваться.

Просьбы о дарении без давления

Не заставляйте малыша делиться игрушками и вещами под давлением. Выполняя, таким образом, просьбу, он проявит недовольство, агрессию или замкнется в себе. Каждый следующий такой «дарственный» поступок сформирует негативное предположение о нелюбви к нему. Разговаривая с ним на тему дарения, постарайтесь учитывать его пожелания.
В семье, где происходит обмен подарков и знаков внимания, такой проблемы не существует. Малыш, чтобы получить одобрительный взгляд с удовольствием поделится конфетой или карандашом. Для него ласка близких людей дороже, чем сладости и игрушки. Происходит взаимообмен, основанный на искренности.

Дурной пример заразителен

Для ребенка поведение и слова родителей являются самым весомым аргументом. Общаясь с ними ежедневно, он наблюдает их реакцию на ситуацию, слышит слова в ответ на вопрос и даже замечает жесты и мимику. Поэтому начните воспитания с себя и старайтесь соответствовать предложенным требованиям.
Не пропускайте без внимания любой изъян. Придерживаясь определенных правил, вы формируете будущую личность посредством собственного примера и модели семьи, которая будет основой жизни и мировоззрения. Конечно, в процессе преодоления препятствий изменения неизбежны, но чистота и искренность останутся в сознании надежным и проверенным фундаментом.

Предпосылки возникновения ошибок

Очень часто малыш появляется после длительных попыток обрести полноценную семью. Долгожданный наследник оберегается и одаривается безмерно. Боязнь потерять заставляет взрослых уступать любым прихотям и желаниям маленького человечка. Привычка получать все необходимое фиксируется и находит свое продолжение в жизни.

Вседозволенность объясняется занятостью взрослых. Заглаживая вину из-за недостатка внимания, они потакают капризам и отдают ведущие позиции в руки неосознанной личности. Привыкая к положению на первом месте, малыш, впоследствии, требует продолжения лидерства.

Из-за нехватки времени или терпения родители прибегают к более легким способам увлечь «почемучку», предлагая вместо ответов на вопросы полюбившийся мультфильм или забавную игрушку. Предоставленный самим себе он отдаляется от опеки и привыкает быть одиноким. В дальнейшем, переставая спрашивать мнения от окружения, ему захочется ориентироваться только своими предположениями.

Выполняя работу за ребенка, взрослые лишают его самостоятельности. Подрастая, малыш продолжает пользоваться услугами и начинает осознанно манипулировать. Лексикон дополняется фразами «я не могу» и перерастает в требование «я не хочу».

Искреннее желание том, как любовью и преданностью не навредить и не вырастить из несмышленого и милого ребенка упрямого эгоиста возникает у каждого родителя. Чтоб не возникали сомнения в правильности шагов и подходов к воспитанию, послушайте советы и попробуйте реализовать на практике для сравнения.
И так:

  1. Перестаньте опекать тогда, когда нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  2. Позвольте совершать малышу ошибки, которые необходимы для приобретения навыков и опыта.
  3. Постепенно нагружайте обязанностями по дому, воспитывая уважение к близким людям.
  4. Учите радоваться успехам друзей и родных.
  5. Поощряйте благородные поступки словами, взглядом, лаской.
  6. Развивайте бескорыстное отношение к другим.

Золотая серединка

Любые советы применимы в доброй и спокойной обстановке. Приучите себя к терпению, осмысливанию того, что вы предлагаете своему малышу. Выбирайте индивидуально и логично возрасту, желанию и способностям. Завышенные или недостаточные требования пагубны своими последствиями. У ребенка сформируется неприятие ко всему, что от него добиваются.

Предоставляйте право выбора и возможности найти свой путь, не ссылаясь на амбиции взрослых. Помогайте приобрести собственное мнение, сформировать мировоззрение и понятие анализа совершенных поступков. Обсуждая выполненную работу, подчеркивайте положительные стороны и осторожно находите отрицательные.

Разговаривайте, как с равноправным членом семьи, обсуждая в допустимой форме сложившиеся обстоятельства. Расскажите об усталости, называя причину, о желаниях, скромных и возвышенных и впускайте в его жизнь небольшие события, не отражающие на психике и здоровье. Не раскрывайте подробностей болезней, ситуаций. Он может испугаться и по непониманию нафантазировать несуществующие факты.

Не добивайтесь беспрекословного подчинения или, наоборот, чрезмерной вседозволенности. Найдите золотую серединку и предлагаемые советы применяйте осознанно к характеру ребенка. Главное, воспитать целеустремленную благородную личность, способную вникать в интересы окружения, не забывая при этом о собственных желаниях.

Обращение к специалисту

В силу занятости родители часто обращают внимание на поведения ребенка слишком поздно. Просмотрев информацию из интернета и попробовав применить рекомендации, они обнаруживают свое бессилие перед маленьким и упрямым ребенком. Видимо, время упущено, и авторитет взрослых значительно подорван.
Не спешите отчаиваться. Терпение и большое желание смогут победить, но потребуется помощь специалиста. Перестав доверь своим близким, малыш откроется человеку, способному не только выслушать, но и понять причины, породившие эгоистическое поведение. Непослушание показывает внутреннюю драму, тревогу или страх.
Для психолога важны начальные признаки, спровоцировавшие последующие изменения. Проследив цепочку действий родителей и ребенка, он полностью восстановит картину поведения и подчеркнет, где была допущена оплошность. Не бойтесь воспользоваться его рекомендациями. Со стороны, глазами взрослого и специалиста, его мнение может оказаться полезным и поучительным. И тогда действия близких, мучающие мысли о постоянном страхе и о том, как не упустить драгоценное время детства и не вырастить в будущем эгоиста, конкретные советы врача психолога сойдутся в единое целое и помогут добиться положительных результатов.
Удачу, счастье для ребенка желают все родители. Но, не выдерживая половину обращений, они легко отказываются от их внимания. Поэтому старайтесь наслаждаться лаской, теплом пока дети маленькие, неопытные и любопытные.

Совсем недавно родителей одного ребенка пугали риском вырастить эгоиста. Но моды на многодетность давно нет, да и к паре «мальчик-девочка» многие уже не стремятся.

Занятые пары и матери воспитывают одного ребенка, на этом и останавливаются. Неужели в ближайшем будущем общество будет состоять из эгоистичных взрослых, требующих к себе повышенного внимания и неспособных ни к каким здоровым связям?

Действительно ли ребенок, выросший без братьев и сестер, из маленького капризного малыша превращается во взрослую неприятную для всех личность? И возможно ли вырастить из единственного ребенка в семье человека, умеющего строить отношения с окружением.

Современные специалисты смотрят на эту проблему по-другому. Во-первых, забота о себе и личных потребностях и для взрослых уже не считается чем-то предосудительным. Во-вторых, некрасивая характеристика «эгоистичности» далеко не всегда может появиться только потому, что ребенок у вас единственный.

Мифы о единственных детях

Ребенок, выросший в одиночестве, излишне окружен вниманием и заботой взрослых, всегда получает желаемое по первому требованию, не готов принимать отказы.

На самом деле. К избалованности приводит не само согласие взрослого помочь или пойти навстречу (купить игрушку, подсказать в приготовлении уроков), а готовность отказаться от своих желаний ради детских капризов. Так можно «посадить себе на шею» кого угодно, и даже не всегда ребенка.

Единственный ребенок растет несамостоятельным, поскольку не успевает получить необходимый собственный опыт – ему всегда помогают взрослые.

На самом деле. Современные дети проводят катастрофически мало времени в обществе родителей, так что переизбыток помощи и поддержки им грозит разве что со стороны бабушек, нянь и гувернанток. Несамостоятельность может быть признаком и «младших» детей, часто находящихся на попечении взрослых братьев и сестер. Если у малыша с раннего возраста будут свои посильные для него обязанности, в дальнейшем он будет способен выполнять требования и к учебе, и к рабочим заданиям.

Единственный ребенок привык добиваться желаемого за счет манипуляций – капризов, угроз и непослушания.

На самом деле. Такой способ взаимодействия с родителями возникает скорее из-за недостатка общения , чем из-за избытка. Дети не понимают своих желаний, часто требуя игрушку или сладость для того, чтобы просто переключить внимание на себя. Не вникая в настоящие его потребности, родители могут пойти навстречу, но проблема не решается. Игрушек становится больше, но вместе с тем усиливается и ощущение, что от тебя просто отмахнулись.

Дети как взрослые

У воспитания единственного ребенка все же есть особенности. Рожая одного, родители могут подразумевать, что контроль за ним – не слишком большая нагрузка. Остается время на карьеру, заботу о себе и собственную жизнь. Есть опасность впасть в крайность, и ребенок оказывается совершенно заброшенным. Проблема эгоизма здесь – уже не единственная и не самая страшная.

Дети, растущие без братьев и сестер, чаще бывают в обществе родителей, чем в своем – детском. Есть плюсы – такие малыши опережают ровесников в интеллектуальном развитии и отличаются более осознанным поведением. В то же время ребенок вынужден постоянно участвовать в жизни взрослых, поневоле становиться собеседником в темах, к которым морально не готов: хлопоты по хозяйству, проблемы взаимоотношений между родственниками и пр. Не все родители умеют отделять свою жизнь от жизни ребенка и уделять время именно детским занятиям. Хотя с мамой все равно не поиграешь так, как с сестренкой или братишкой.

Привыкая к тому, что мамино и папино внимание не делится на нескольких детей, а принадлежит ему одному, ребенок и в другом обществе будет рассчитывать на привилегированное отношение. В группе детского сада и в школе ему придется привыкать, что для педагога – он такой же, как все.

Будучи с родителями один на один, ребенок старается стать для родителей идеальным, лучшим и безупречным. Это может вылиться в его завышенные требования к самому себе, если взрослые поддерживают или поощряют.

Больше не надо

Многие трудности воспитания единственного ребенка возникают вокруг самого родительского решения – родить только одного малыша. Просьбы о братике и сестричке неизбежно будут возникать, так же как и вопросы, почему сложилось так, что их нет и, возможно, не будет. Важно, насколько взвешенно и осознанно сами взрослые это принимают.

Большинство не против второго и третьего ребенка, но не считают себя вправе обделять одного по материальным причинам и из-за занятости. Кто-то не созрел и сомневается. Если есть тревога у взрослых, она может влиять и на детское спокойствие. Поэтому на вопросы очень важно отвечать, разъяснять, почему принято такое решение и как вы к этому относитесь.

Можно компенсировать малышу отсутствие братьев и сестер, если обратить внимание на следующие правила:

лучше не зацикливаться на воспитании ребенка, а искать баланс между участием в его жизни и в своей «взрослой». Так сохраняется дистанция, создается чувство защищенности. Единственные дети часто становятся «друзьями» родителям, что принижает сам родительский статус. Это может создавать иллюзию, что авторитетов нет, прислушиваться к старшим необязательно, ведь ты – уже на одной волне с ними;

стараться не «закрывать» границы собственной семьи, бывать в гостях, приглашать к себе. В непринужденной свободной атмосфере с другими людьми (не в школе, где есть требования и правила) дети получают разнообразный опыт общения;

эгоизм ребенка опасен, прежде всего, для него самого в будущем. Последствия будет иметь не то, что он единственный, а то, что ребенок стоит в центре вашей жизни . Важно, чтобы ваше настроение и отношение к нему не зависело от его успехов или неудач.

Domashniy . ru