Нравственное воспитание в современных условиях как педагогический процесс. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: основы, средства, методы

Контрольная работа по предмету: «Этика»

студентки заочного отделения

группы ПС – 3 № 07555 курс 2

вариант 05

Бабич Ирины


Нравственное воспитание

Введение

1. Сущность нравственного воспитания.

2. Структура и функции нравственного воспитания.

3. Методы нравственного воспитания.

Литература


Введение

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». .

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».


1. Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.


2. Структура и функции нравственного воспитания.

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист-с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно-цepковная (Н. в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н. в. как результат освоения науч. знаний, подверженных суду разума); к о м-мунитарная (Н. в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в к-рых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, филос. статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении Н. в. В тех случаях, когда в них (как, напр., у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые нравств. -воспитат. программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные пед. рекомендации и рационально организованные действия, в ходе к-рых достигался бы заранее планируемый нравств. результат, свидетельствует об условности понятия Н. в. Попытки интерпретировать Н. в. как нек-рое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т. д., иными словами, профессионализированную сферу пед. деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.

Воспитат. процесс предполагает наличие воспитателей - людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, к-рая является предметом соответствующих воспитат. усилий. Логично считать, что применительно к Н. в. это должны быть люди, к-рые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Однако одной из отличит, особенностей подлинно нравств. человека является осознание им собств. несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравств. принципам (именно потому, что обладает необходимыми для этого качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (и именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль.

Противоречивы представления об объекте Н. в. В традиц. теории воспитания индивиды подразделяются на две группы - воспитателей и восгштуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внеш. образом, она основывается на личностной автономии; нравств. закон, в отличие от всех др. предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразное «повивальное» иск-во (Сократ, И. Кант).

Воспитанию, как и любой рациональной деятельности, присуще такое различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при к-ром действия-средства получают смысл и оправдание только в связи с данной целью (напр., чтобы научиться хорошо играть на муз. инструментах, надо выдержать муки ежедневных упражнений); достигаемые в процессе воспитания цели в свою очередь получают оправдание в более широком жизненном контексте, выступая в качестве средств по отношению к другим, более важным и общим целям (напр., овладение трудовыми и эстетич. навыками напрямую связано с благополучием человека, его социальным самочувствием и статусом). Н. в. не укладывается в логику целе-рациональной деятельности. Нравственность не является обычной целью, к-рую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью определенной совокупности конкретных действий; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, к-рая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»; как нет средств, к-рые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель. Возникает еще одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ ее реального существования.

Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых и ответственных за дело Н. в., исключительно важно для понимания механизмов вос-произ-ва нравственности в обществе. По мысли др.-греч. философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, гос-во и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравств. формирующее воздействие на вовлеченных в них индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во все многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддается целенаправленному воздействию и сознат. контролю гл. обр. в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимуществ, полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несет полную ответственность за собств. нравств. становление и развитие.

Человек может влиять на собств. нравств. развитие через культивирование определенных поступков, поведение, суммирующихся в нравств. черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравств. качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравств. воздействие на др. людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собств. примера. Т. о., поступок является основой нравств. самовоспитания человека, а также гл. каналом, по к-рому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Н. в. может также приобретать крайние, превращенные формы - морализаторство и моральный террор. Морализаторство переоценивает добрую волю индивида, подменяет пед., экон.-хоз. и иные практич. проблемы моральными, а решение последних связывает с назиданием, проповедью. Моральная назидательность, как правило, является выражением фактич. беспомощности или прикрытием безнравственности. К морализаторству чаще всего прибегают воспитатели по положению (родители по отношению к детям, учителя - к ученикам и т. д.) и тем охотнее, чем менее они являются воспитателями по своему существу, а также люди, порочные склонности к-рых получили такое сильное развитие, что требуются спец. усилия для их прикрытия. Морализаторство - один из источников лицемерия, социальной фальши. Моральный террор недооценивает добрую волю человека. Его суть - насильств. осчастливливание людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных внеш. норм поведения, нравств. значимость к-рых сама по себе не вызывает сомнения. Нравств. предписания выступают в данном случае как скрытое средство для подавления и унижения личности. Моральный террор возникает в условиях патерналистских отношений, свойствен структурам, тяготеющим к открытому тоталитаризму.

Существует буквальное понимание Н. в. как обучения нравственности, что является не вполне адекватным: обучить нравственности нельзя; Н. в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении - как обучение нормам обществ. приличия. В этом случае речь идет о диктуемых культурой формах поведения индивида в разл. ситуациях и отношениях - от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ.отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, - нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нем чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что емко именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя считать нравственностью (добродетелью), но является ее необходимой и надежной составляющей. Человеку воспитанному, культурному, цивилизованному противостоит дикарь, невежа, грубиян. Есть культуры (восточные, в отличие от западных, рыцарская - от мещанской), в к-рых воспитанности (нормам вежливости, этикета) уделяется акценти-рованно большое внимание. В отд. эпохи нормы воспитанности в обществе были строго кодифицированы (напр., «Домострой» или «Юности честное зерцало» в России), в совр. обществе они более размыты и индивидуализированы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Проблема нравственного воспитания является одной из наиболее острых в современном обществе. Сейчас, когда весь мир пребывает в духовном упадке, очень важно уделять этому особую роль. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование морального сознания, а также комплекс мер по развитию нравственных чувств, а также привычек нравственного поведения. Роль нравственного воспитания сложно приуменьшить – ведь именно оно позволяет видеть нравственно здоровую нацию.

Основы нравственного воспитания

Рассмотрим, что включает в себя концепция нравственного воспитания, какие стороны и качества она должна затрагивать:

  1. Воспитание нравственных чувств: ответственности, гражданственности, долга, совести, веры, патриотизма.
  2. Воспитание нравственного облика: милосердия, кротости, терпения, сочувствия, незлобивости.
  3. Воспитание нравственной позиции: умение различать добро и зло, хорошее и плохое, способность к проявлению любви, готовность к жизненным испытаниям.
  4. Воспитание нравственного поведения: проявления духовной рассудительности, готовности служения обществу и Отечеству, добрая воля.

Нравственное воспитание личности в семье – процесс отнюдь не однобокий. Здесь важно не только то, что говорит воспитатель, родитель, но и ответные действия воспитанника, которые должны быть способны применить воспринятые навыки в жизни. Стоит понимать, что нравственные понятия не сразу становятся руководством к действию, а только тогда, когда человек глубоко осмыслил их и принял как собственные моральные убеждения. Говорить о хорошем социально-нравственном воспитании можно только в том случае, если была достигнута конечная цель, а не просто приняты меры к воспитанию.

Как воспитать нравственность у ребенка?

Самое главное, что нужно понять родителям – дети учатся у жизни, а жизнь в раннем детстве для них – это семья. Вы можете прочитать ребенку сотню книжек о том, что нужно быть дружелюбным, но если в вашей семье постоянно царят скандалы и упреки, ребенок научится агрессии, а не нравственности. Поэтому начинать такое воспитание нужно, прежде всего, со своих отношений с супругом.

Именно ваши личный пример и не что иное позволит ребенку наиболее точно и правильно воспринять все моральные принципы. Ребенок в детстве просто воспринимает, и все, что он видит вокруг себя, кажется ему нормальным и обоснованным. Модели поведения, свойственные его родителям, непременно воплотятся и в его жизни.

Поэтому, если вы хотите развить у ребенка терпение – никогда ни на кого не кричите, относитесь ко всем и всему снисходительно. Если вы хотите, чтобы ребенок был дружелюбным, общительным и гостеприимным – приглашайте в гости его друзей.

Для того, чтобы ребенок умел сопереживать, нужно не шарахаться от больных людей и животных, а уметь сочувствовать, бескорыстно помогать, пожалеть.

Не нужно говорить ребенку, что ему делать, ведь это «неживая» информация, и ее ребенок не воспримет. Нужно просто самим поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступал он. Если ребенок с детства видит отца, сидящего с пивом на диване, и загнанную мать, которая постоянно кричит на него – о каком развитии нравственности может идти речь? Выросший ребенок займет или позицию матери, или отца, но вряд ли что-то из этого принесет ему счастье.

Именно поэтому так важно гармонизировать свои отношения в семье, соблюдать дружелюбную атмосферу, чутко относиться к людям и животным, уметь проявить сочувствие и найти компромисс в сложной ситуации, а не закатить скандал. Нравственное воспитание возможно только в той семье, которая сама живет по таким принципам.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер.

Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате “ наставление нравов” он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”.

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность”.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: “из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.

Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. в статье “о нравственном элементе в воспитании ” он писал:

Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…

Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние – пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее внешние и внутренние психологические механизмы?

4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств. Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В процессе формирования всесторонне развитой личности главное место принадлежит нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.

Результаты нравственного воспитания характеризуются понятиями "мораль", "нравственность", "моральное сознание", "моральные чувства", "моральные убеждения", "моральная направленность" и проч.

Мораль - система идей, принципов, представлений, норм, оценок, правил поведения и деятельности, которые регулируют гуманные отношения между людьми. Опирается она не на нормы права, а в силу личностного убеждение, общественное мнение, авторитет отдельных личностей.

Нравственность - воля к действию и самое действие в соответствии с нормами морали.

Другими словами, нравственность есть реализация личностью своих моральных установок, принципов, то есть моральной практикой.

Моральное сознание - выражение идеального должного, на которое ориентируется человек.

Она может быть общественной (моральные взгляды и оценки групп) и индивидуальной (моральные взгляды и оценки индивидов).

Ее соотнесение с действительностью происходит не непосредственно, а через моральные предписания и оценку деятельности людей.

Моральные чувства - устойчивые переживания в сознании человека, которые обусловливают ее волевые реакции, отношение к себе, другим людям, явлений общественного бытия.

Вместе с моральным сознанием моральные чувства являются основой нравственных убеждений личности.

Моральные убеждения - пережитые и обобщенные нравственные принципы, нормы.

На основе моральных убеждений реализуется нравственная направленность личности.

Моральная направленность - устойчивая общественная позиция личности, которая формируется на мировоззренческой основе, мотивах поведения и проявляется как свойство личности в разных условиях.

Методологической основой нравственного воспитания является этика.

Этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и соответствующих отношений между людьми в обществе.

В современной цивилизации обозначились западноевропейская и американская моральные системы. В соответствии с западноевропейской моральной системой ради достижения даже "большого добра" недопустимо "меньшее зло" (скажем, помогать товарищу, передав ему шпаргалку), сторонники американской (она доминирует на постсоветских просторах) считают приемлемым сочетание добра и зла.

В нравственном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, по которой человеку от природы присуще стремление к добру, правде и красоте. Воспитания учащихся, по мнению 0. Вишневского, должна обеспечить формирование у них таких нравственных ценностей:

а) абсолютно вечные ценности. Это общечеловеческие ценности, имеющие универсальное значение и неограниченную сферу применения (добро, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и др.);

б) национальные ценности. Они являются значимыми для одного народа, однако их не всегда разделяют другие народы. Например, чувство национализма понятное и близкое только порабощенным народам и чужое тем, которые никогда не теряли своей независимости. К таким ценностям относятся патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т. п;

в) гражданские ценности. Основываются на свойственном для демократических обществ признании достоинства людей. Ими являются права и свободы человека, обязанности перед другими людьми, идеи социальной гармонии, уважения к закону и т. п;

г) семейные ценности. К ним относятся нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях, память о предках и др.

Моральные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связано с сильными переживаниями, формируют основы нравственных отношений человека к обществу, труду, других людей.

Ценности личной жизни имеют значение прежде всего для человека, определяют черты ее характера, поведение, стиль частной жизни и др.

Содержание нравственного воспитания учащихся обусловлен требованиями общества к формированию всесторонне развитой личности, уровнем его нравственности. Учитывая это, задачей нравственного воспитания в школе является формирование национального сознания и самосознания учащихся, стремления жить в гармонии с природой, сознательной дисциплины, долга и ответственности, уважения к закону, к старшим, женщины.

Формирование национального сознания и самосознания предполагает воспитание любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины, освоение национальных ценностей (языка, территории, культуры), патриотизм, что способствует утверждению национального достоинства, привлечения учащихся к практическим делам, формирование чувства достоинства и гордости за свою Родину.

В воспитании национального достоинства большое значение имеет правдивое освещение истории культуры и образования народа, возвращение к культурным ценностям прошлого, открытие неизвестных страниц исторического наследия.

Патриотические чувства укрепляет героико-патриотическое воспитание, призванное производить глубокое понимание гражданского долга, готовность стать на защиту Родины, овладевать военными знаниями, изучать боевые традиции и героические страницы истории народа, его вооруженных сил.

Подчеркивая важность формирования чувства национального в человеке, К. Ушинский писал: "Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет много сильнее убеждения, восприятие только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но сколько любви бывает иногда в этой ненависти!"

Воспитатель должен четко видеть процесс становления национального сознания ребенка, глубоко понимать содержание ключевых понятий ("национальный", "патриотизм", "национализм", "гражданственность" и тому подобное).

Развитие национального сознания личности, по наблюдениям А. Вишневского, охватывает следующие этапы:

1. Этническое самосознание личности, которое является первоосновой, корнями патриотизма. Етнизация ребенка начинается с раннего периода жизни в семье, с маминой колыбельной, бабушкиной сказки, участия в народных обычаях и обрядах, из народной песни, причастности к народному творчеству. В раннем детстве формируется культ родного дома, семьи, предков, родного села, города. Фундаментальное значение в процессе етнізації имеет родной язык, усвоению которой до определенного времени не должны мешать другие языки.

2. Национально-политическое самосознание личности. Приходится оно в основном на подростковый возраст и предполагает осознание ребенком себя как части нации, своей причастности к ней как политического феномена, что имеет или занимает определенное место среди других наций. Важными моментами этого этапа национального воспитания является восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства.

3. Общественно-государственное самосознание личности. Предусматривает формирование правильного понимания явлений патриотизма и национализма, воспитание уважения к национально-культурным ценностям других народов, привитие чувства национальной, расовой, конфессиональной толерантности.

Большие возможности для формирования национального самосознания заложены в неписаных законах рыцарской чести, которые предусматривают: воспитание любви к родителям, родному языку; верность в любви, дружбе, товариществе; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушки, женщины, бабушки; непоколебимую верность идеям, принципам народной морали и духовности; отстаивание свободы и независимости личности, народа, государства; заботу о развитии народных традиций, обычаев, обрядов; бережное отношение к родной природе, земле; - содействие в строительстве храмов, учебно-воспитательных и культурных учреждений; целенаправленное развитие собственных физических и духовных сил, воли, возможностей своего организма, умение всегда и везде поступать благородно, обнаруживать другие добродетели.

Важным в нравственном воспитании является празднование дат народного календаря - системы исторических дат, событий, наблюдений за окружающей средой, народных праздников, других торжеств, которые отмечают течение года. Он является энциклопедией знаний о жизни людей, их быт, образ жизни, воспитательную мудрость, природные явления.

После обретения Украиной независимости в жизни и быту народа утверждаются такие торжества, как День независимости Украины (24 августа), День Конституции Украины (28 июня), День соборности Украины (22 января), Праздник казацкой славы (2-5 августа) и др. Народный календарь пополняется общенациональными праздниками: День знаний, День матери, День отца, День семьи. Предусматривает он и региональные торжества по случаю определенных исторических событий, посвященные специфическим видам трудовой деятельности (например, проводы на полонины в Карпатах).

Есть в народном календаре даты, связанные с религиозными праздниками: День Андрея, День Николая, Сочельник, Рождество, Крещение, Сретение, Пасха, Ивана Купала, Покрова Матери Божией и тому подобное.

Составной народного календаря является семейный календарь, который охватывает важные даты, вехи жизни семьи, каждого ЕЕ члена (дни рождения членов семьи, юбилеи свадьбы родителей, бабушки и дедушки).

Эффективность нравственного воспитания учащихся зависит от следующих факторов:

Создание в учебном заведении психологического климата уважения моральных норм, правил человеческого общежития;

Соответствие содержания нравственного воспитания его цели и уровню нравственного развития школьников;

Рациональное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного воздействия, что обеспечивает единство нравственного сознания и поведения;

Своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом коллективе;

Особенно важно, чтобы декларируемые педагогом моральные принципы подтверждались его моральной практикой, которая бы отвечала самым высоким критериям нравственности.