Методика раннего развития ребенка от 1 года. Раннее развитие ребенка на втором году жизни

Изучая различные книги для родителей, рано или поздно вы наткнетесь на словосочетание "раннее развитие". Обязательно остановите взгляд, задумаетесь. Термин не совсем удачный, поскольку изначально содержит в себе негативную оценку- понимание "раннего" как "преждевременного". И, тем не менее, такое обозначение целого ряда авторских и групповых методик устоялось в течение десятков лет, может, как раз потому, что оно "цепляет" глаз.

В понимание большинства взрослых "ранние" занятия означают лишь то, что родители начинают заниматься с детьми по той или иной методике, когда другие вокруг (в том же возрасте детей и в тех же условиях) даже и не помышляли, что к обучению малыша можно подходить серьезно. Несомненно, ребенок и без вашей помощи научится ползать, ходить. Однако если вы организуете тренировки, то он пойдет в 10 месяцев, а без них - в 11. Согласитесь, что за этот месяц столько всего обойдет, увидит, познает! В этом и заключается суть "раннего" развития - достижение определенных результатов или закладка на будущее как можно раньше (но в пределах индивидуального графика развития ребенка!). Таким образом, "ранним" для кого-то будет освоение чтение в 3 года, а для кого-то в 7 лет. Жаль, что нет такой методической книги, в которой бы комплексно описывались необходимые занятия с ребенком от и до. Каждая семья проходит свой путь, выбирая то, что им подходит. Из авторских методик пробует часть, дорабатывает дальше.

Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем "развести" их на "физические" и "творческие". С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова....Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют "психологические" методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Методики для физического развития.

Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины . Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее), шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой поверхности), рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а перебирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение "по первому кругу"- не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет - учиться "заново", что дается труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и обливание), массажа.

Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием "После трех уже поздно", в которой говорит о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет - в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обществе, закладывается иммунитет. Конечно, все это накладывается на существующие гены. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максимуму. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижении любых вершин, относится с уважением к крохе.

Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов
Динамическая гимнастика удовлетворяет потребности ребенка до года, связанные с движением: развивает врожденные рефлексы. Методика уходит корнями в прошлое: на Руси детей часто брали подмышки, слегка подбрасывали, вместе с ними делали самолетики, отпрысков постарше обхватывали за руки-ноги, крутили вокруг себя, сами при этом крутились вокруг своей оси наподобие карусели. Родители предоставляют ребенку возможность двигаться, когда тот сам не может реализовываться. После ребенок сам ползает, ходит, - прежние упражнения утрачивают свою силу и смысл, теперь нужно использовать силы ребенка, менять центр тяжести, подключать различные игры, зарядки, упражнения на спорткомплексе, куда переносить все наработанные элементы.

"Плавать раньше, чем ходить" или грудничковое плавание.
Неизвестно, кто первым предложил не просто купать новорожденного, но и плавать с ним. Однако теперь плавание- это мощная оздоровительная и лечебная процедура для малыша: избавляет от болезней неврологического характера, проблем с позвоночником, развивает дыхание, увеличивает выносливость и общий тонус, улучшает аппетит, способствует укреплению здоровья, позволяет организму правильно развиваться. Проводиться в обыкновенных городских поликлиниках и в группах по занятию с беременными и детьми. Плаванье малышей - совершенно особый вид плаванья. В нем своя техника и упражнение. В то время как передвижение ребенка еще ограничено, он не умеет управлять своим телом, передвигается в водном пространстве за счет уменьшения массы своего тела. А, следовательно, чуть-чуть раньше начинает вставать, ходить по ванне в воде, делать гимнастику, укреплять мышцы и так далее. Занятия проходят с рождения сначала в домашней ванне, потом в "большой воде" бассейна. Главная задача - привить любовь к воде, постановка дыхания, ныряние - потом. Если вы не чувствуете уверенность в своих действиях, не пытайтесь обучить ребенка плавать самостоятельно: найдите опытного инструктора в детской поликлинике, в бассейне, позовите для обучения на дом. Грубые ошибки, которые вы можете допустить, отобьют у ребенка желание не просто плавать, а вообще находиться в воде, поселят страх.

В возрасте от 0 до 2-3-х лет для ребенка главными остаются тактильные ощущение, контакт с матерью, сенситивные ощущения. Сейчас широко известен тот факт, что дети до трех лет, живущие в племенах, где, детей носят на себе матери (при отсутствии элементарных условий, не говоря о каких-то методиках) опережают по своему развитию европейских сверстников. И только к школе, благодаря игрушкам, быту и развивающим методикам, европейские дети уже позже обгоняют детей из племен. Через тактильные ощущения маленький ребенок ощущает мир, формирование образа физического предмета происходит через органы чувств - зрения, слуха, осязания. Кроме того, психологи считают, что дети вплоть до 5-ти лет познают мир через чувства и эмоции, от общего к частному.

Самое главное на этом этапе развития научиться переживать вместе с ребенком. Выделять положительные эмоции. Кто-то из великих сказал, что человека можно воспитать до 5-ти лет, а после уже только ПЕРЕвоспитать. Обучите своего ребенка состраданию, сопереживанию, взаимопониманию, проявлению ласки, заботы, любви. Это гораздо важнее, чем ставить цель "досрочного" обучению чтению, рекорда для книги рекордов Гиннеса по прыжкам в длину. Помните, что чрезмерные усилия родителей в этом вопросе - это лишь желание потешить СОБСТВЕННОЕ тщеславие. Приятно, когда все вокруг говорят "Какой умный ребенок: в свои 3 года уже знает второй закон Ньютона". Но не спешите сузить окружающий мир до размера буквы и цифры, покажите его во всем многообразии.

"Творческие" методики

Обучение счету, письму, энциклопедическим знаниям.
Одна группа методик целиком посвящена обучению чтению, счету, получению энциклопедических знаний, другая - творчеству: знакомству с рисованием, природой, музыкой...

Семья Никитиных.
Они открыли в каждом ребенке индивидуальность. Показали, как можно заниматься, достигая результатов "в игре". За опытом в гостеприимный дом ездили родители со всей страны, а также из других стран- Японии, Америки. Всем посетителям Никитины не уставали говорить о том, что растят не гениев (рождается от природы), а просто талантливых детей, которых развивают их "по максимуму" того, что могло бы из них получится.
Их игры - "уникуб", "кубики для всех", "сложи квадрат" - рассчитаны на совместную игру детей и родителей. Они вариативные, многоуровневые. Это игры- головоломки для развития логического и образного мышления. Каждая игра - набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика, деталей из конструктора-механика. Игры строятся в порядке возрастания сложности "от простого к сложному" (некоторые задания, порой не под силу среднему взрослому(!), легко преодолеваются смышленым ребенком). А потому игры не имеют возрастного ограничения - познавательны в течение всей жизни. Игры Никитиных напоминают блоки Фридриха Фребеля, немецкого педагога 19 века, основателя первых детских садов - KinderGarten, что знакомят ребенка со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое.

"Погружающая среда" Марии Монтессори
Мария Монтессори - итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина - доктор медицины. Изначально работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала "посильные" игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы - сам ребенок. Он самостоятельно (!) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребенок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет. Девиз педагогики Монтессори - "помоги мне это сделать самому" . Большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков, соответствующие возрасту. В психическом развитии ребенка Мария Монтессори выделила такие особенности как "возрастная сензитивность (чувствительность)", "впитывающее мышление".

Сензитивные периоды. Обязательные, заложенные от природы, периоды особой чувствительности в развитии детей: развития речи (0-6 лет), восприятия порядка (0-3), сенсорного развития (0-5.5), восприятия маленьких предметов (1.5-2.5), развития движений и действий (1-4), социальных навыков (2.5-6). Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.

Впитывающее мышление. Мышление ребенка - это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на "хорошие", "плохие", "полезные", "бесполезные". А потому большая роль отводится предметной и социальной среде, окружению ребенка. Взрослый должен создать "правильную среду": огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, крупные кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, переливание и пересыпания сыпучих предметов, жидкости в самых разнообразных вариантах), которые являются естественной потребностью ребенка. Такая обстановка обеспечивается только в специализированном детском саду. Есть сады, которые полностью работают по этой методики, есть те, в которые встречаются группы по-Монтессори.

Исходное оборудование дорогое, но аналоги вполне воссоздаваемы дома. Например, переливание из бутылочек в кастрюли в ванной, на кухне, перебор гороха, чечевицы, крупы на улице- "упражнения Золушки".

Вальдовская педагогика - методика подражания природа. Отрицание раннего развития.
Вальдоф занимал пост директора сигаретной фабрики в начале 20 века. Под руководством австрийского философа Рудольфа Стайнера создал школьную методику для детей своих рабочих. Обучение разделено на три этапа: до 7 лет дети учатся через подражание, с 7 до 14 по преобладанию чувств, эмоции, и лишь старше 14 на первый план выступает развитие логики. Вальдорфская методика избегает любого раннего интеллектуального развития вплоть до школы (обучение чтению дается лишь в 3-м классе). До школы детям "разрешается" только играть, развивать интуицию, воображение: в жизнь ребенка не надо досрочно вводить неестественные абстрактные символы - буквы, цифры. Игрушки разрешены только самые примитивные, исключительно из природных материалов, что способствует максимальному развитию внимания, воображения, ведь ребенок сам "додумывает" недостающие детали: так, у тряпичных, деревянных кукол отсутствует выражение лица (оно не успевает за развитием сюжета игры). Предпочтение в методике отдается занятиям искусством (особенно театру), ремеслам. Телевизор, компьютер строго запрещены. Система старается до времени оградить ребенка от стрессов "большого мира": политики окружающего общества, хотя бы до подросткового возраста. Ученики как бы живут внутри себя, развивая таким образом свои способности. В течение одного дня дети проходят только один предмет, требующий серьезной умственной работы, изучение предметов в средней школе идет эпохами, много внимания уделяется психологии индивидуума. В то же время у ребенка должен наблюдаться особый склад мышления, характер, быть легко внушаемым, не являться лидером. В нашей стране существуют вальдофские сады и школы, о которых можно узнать в центре Вальдофской педагогики.

Биты информации или карточки Глена Домана.
Глен Доман - американский военный врач 40-х годов. Успешно развил идею Цицерона о том, что "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Работал в Филадельфии, институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он пришел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. Доман убежден, что учеба эффективна только в период роста мозга - до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорожденного - 35 см, двухлетки - 50 см, взрослого в 20 лет - 55 см), и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-хлетних малышей. У новорожденного огромный потенциал, который надо сохранить: кол-во нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки отмирают.

Обучение математике - происходит по карточкам с крупными красными точкам. При этом вслух называют их количество: показывается не цифрой (абстрактным значком), а точками, дабы ребенок смог почувствовать реальное количество. После первых двадцати цифры следуют примеры. Каждую карточку рекомендуется показывать вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 10-30 секунд, повторяется несколько раз в день. Исходя из практики, можно сказать, что лучше показывать карточку настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа.

Энциклопедические знания. Доман считал, что заучивание голых фактов, их систематизация - легкая задача. Дети выучат все, тем более что изучать начинают с чистого листа предметы, цифры, все остальное. Более того, чем они моложе, тем легче заучивать. Родителям необходимо сделать тематическую подборку карточек с сериями изображений растений, животных, великих людей и другие. Память ребенка, безусловно, развивается. Но минусов немало. Во-первых, сам процесс подготовки чрезвычайно трудоемкий. Почти за столетие не было издано "детских" энциклопедий готовых карточек по Доману. Родитель должен сам резать старые журналы, клеить, подбирать. Во-вторых, часто запоминается лишь одна ассоциация: например, фотография верблюда и подпись "верблюд". А ведь для более полного изучения нужен рассказ о том, какой это верблюд, его цвет, характер, манеры поведения, ареал распространения. Всю эту поистине энциклопедическую информацию (плюс выложенную доступным ребенку языком) на карточку не уместишь. Подготовить, адаптировать для малыша еще сложней. Конечно, родители "выходят" из положения - создают электронные галереи, компьютерные презентации карточек (когда не тратятся дополнительно бумага, цветные чернила и прочие расходные материалы). И все же, подкрепление "примерами из жизни", истории, рассказы и сказки, так мудро начитываемые нашими бабушками гораздо ценнее для ребенка: ведь тогда информация поступает не безликой, что гораздо интересней ребенку.

Обучение чтение по Доману - показ, озвучивание целого слова. Те же белые карточки с написанным на них крупно красными словами. Начинать следует как можно раньше, до года. Хотя, "опытный" родитель выскажет свое мнение, что в этом возрасте ребенок недостаточно знает предметов, тем более их названий, имя часто не ассоциируется с предметом. Подобное заучивание абстрактных названий противоречит образному восприятию по Монтессори. Предпочтительней показывать одновременно на одном листе и картинку и подпись. В обучение чтению по этой методики таятся еще две опасности. Первое: она обращена на изучение иностранных языков, в которых нет системы падежей. А в русском слово меняется: верблюд-у-а, верблюдица по числам, родам и падежам. Второе: при изменении цвет написанного слова или его размер на карточке, ребенок "не узнает" казалось бы, выученное навсегда слово. Третье: ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения он пассивен, работает только его зрительная система, поглощающая лишь ту информацию, которая расположена на карточках. Он нагружается фактами, становится "ходячей энциклопедией", но не учится думать, использовать, применять полученные знания. Страдает эмоциональное развитие. Маленькому ребенку ничего нельзя брать на веру: вещь надо пощупать, потрогать, исследовать со всех сторон, определить место в иерархии своих ценностей.

По мере взросления ребенка Доман увеличивает продолжительность занятий. В 1,5 - 2 года начинает изучать японский язык, знакомить его с современным искусством, обучать игре на скрипке, другом музыкальном инструменте.

Несомненным плюсами методики является то, что ребенок усваивает большой объем информации, абсолютно не назойливо со стороны взрослого. Более того, он привыкает постоянно тянуться к новому, к большим количествам "свежей информации", вырабатывается тяга к познанию, классификации. Помимо этого воспитываются и родители, которые понимают, что с ребенком нужно много заниматься, чтобы достичь реальных результатов. Факты говорят сами за себя: десяток нобелевских лауреатов в детстве учились по Доману!

Сесиль Лупан - понятные и практичные рекомендации мамы
Сесиль Лупан - бельгийская актриса, считала вслед за одним из мудрецов, что "Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь". Она не ставила экспериментов на детях, не работала в садах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих двух дочерей, подвергала осмысленной критики существующие методики развития детей, адаптировала их для себя. Ее рекомендации - просто мамы, увлекшейся идей раннего развития, вылились в книгу "Практическое руководство "Поверь в свое дитя". Книга не содержит рецептов "выращивания гениев". Ее цель - дать советы родителям, желающим открыть мир ребенка с момента его появления на свет.

Счет по Лупан лежит в основе всех вычислений, поэтому ему нужно обучать в первую очередь. Чтобы считать, нужно понимать суть самого процесса счета. Считайте все. Повторяйте цифры вслух, громко и четко, прежде чем что-либо сделать - потушить свет, включить телевизор, открыть дверь. Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки. Объясните, что такое ноль: при переходе к символам ноль понадобится для записи цифры после 9. Чтобы дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее - совершенно особое число, задавайте ему шуточные вопросы: "Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?". Переходите к другим видам счета.

Счет до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин, попросите отсчитать 3 из них. Когда поймет это, попросите сделать несколько кучек, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд, попросите отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Регулярно просите малыша считать до определенной указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.

Поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т.д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т.д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроем, потом вчетвером и т. д. Теперь, когда он быстро разберется, что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.

Четные и нечетные числа. Если разделить горох поровну- это четное число, останется "излишек"- нечетное. Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте в поочередный счет, при этом один называет нечетные числа, а второй - четные. Крайне важно, чтобы счет вошел в привычку. Приведенные варианты нужны, чтобы, с одной стороны, избежать монотонности, а с другой - научить считать разными способами. В результате малыш начнет считать все, что его окружает. Поощряйте такое стремление: ежедневные упражнения в счете готовят его ум к вычислениям.

Речь по представлениям Лупан начинает развиваться не в момент, когда ребенок произносит первое слово, а с рождения. Задолго до этого идет длительный процесс, который можно ускорить или замедлить своим поведением. Здесь Лупан солидарна с выводами Франсуаза Дольто о том, что "с малышами нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!"

Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. Знакомьте с частями тела - во время массажа и игры называйте части тела, до которых дотрагивайтесь, скажите: "Это нос Сашеньки! Это нос мамы!" Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; о нем самом, о том, что сейчас он отправится в страну снов, и т. п. Показывайте все, что его окружает, ясно, четко называйте это.

Зайцев. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей.
Пытаясь говорить, младенец "выдает" целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющиеся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р.1939).

Его пособия - самым известным являются "кубики Зайцева" для освоения чтения - основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе. Изучение чтения построено на принципе "складов" - пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика - например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими согласными. Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.

Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребенку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребенка и взрослого. Не стоит спешить с одновременным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются логопеды: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение - это работа глаз, а письмо - руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари. Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад- это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на подготовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией), обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов. Таким образом, на достижение того же результата ("зачитал!") в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение - процесс творческий. Ребенок "реально" читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа "баба, иди", осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не "Оля хочет", а "я хочу"). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.

Обучение математике отличается системным подходом. Это комбинация таблиц, наглядно показывающая "значение" числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры - количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц "Сточет", пособия родителям "нам в сотне тесно". Стоимость пособий- 500-600 рублей, при этом в комплект входят достаточно объемная книга для родителя, на освоение которой нужно время. Так что в каких-то случаях имеет смысл вызвать специалиста-"зайчиста" для домашних занятий. Будьте готовы и к тому, что сам материал является "полуфабрикатом": картонные вырезки предстоит склеивать, "укреплять" изолентой, самостоятельно находить "наполнение" в виде железных крышечек из-под бутылок, деревянных палочек. Но достижение результата стоит затраченных усилий.
Развитие творческих способностей - знакомство с рисованием, природой, музыкой...

Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребенок уже был хорошо координирован, крепко держал карандаши, кисточку в руках, мог усидчиво заниматься хотя бы полчаса. Потому, в основном, почти методики обучения музыке, рисованию предназначены для детей с 4 лет. Здесь крайне важно познакомиться с хорошим педагогом или посещать занятия досугового центра. До этого времени все, что требуется от родителей, - это "предподгтовка" или закладка эталонов: прослушивание хорошей классической музыки, ознакомление с классическими картинами. А также "создание" характера ребенка: ведь для занятий в группе (а именно они эффективны в этом возрасте) ребенок должен быть общительным (легко входить в коллектив), здоровым (не пропускать занятия). Ребенок должен уже быть любознательным, стремиться чего-то достичь- это результат творческой работы родителя. Повторимся, что методик, подходящих малышам крайне мало. Может вы будете первым, кто их придумает и активно внедрит в жизнь родителей.

Художники в памперсах. Методика Гмошинской.
Малышу дают "съедобные" краски как только он начинает ползать. Для рисунков предоставляются листы, старые обои. Жестких ограничений в использовании того или иного цвета или задание рисования по образцу нет. Ребенок "творит", что ему хочется выразить в данный момент. Малыши рисуют ладошками, пальчиками, мягкими фломастерами. Цветовая гамма - привычные цвета: оранжевый, красный, желтый, синий. Рисовать можно вместе рельсы, лесенку, треугольники, круги, овалы, при этом называть, что появляется на бумаге, какой цвет используется. На "каракульный" цветовой фон можно наклеить фигурки животных, геометрические фигуры для аппликации. Так родитель становится для малыша волшебником. Начинать лучше с акварели.. Технику не стоит оставлять на потом, сразу ставьте руку, следите, чтобы кисть шла за рукой, рисуйте с ребенком одной кисточкой. Можно использовать как рисование по сухой бумаге, так и по мокрой (второй способ дети просто обожают), на сырую краску можно потом насыпать соли - получаются красивые разводы. Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, используйте такую игру: на листе белой бумаги предварительно обычной парафиновой свечкой нарисуйте что-нибудь - мишку, бабочку, цветок - а потом вместе с малышом ищите, кто спрятался, закрашивая лист красками. Но помните, что не следует за один раз использовать все известные вам приемы. Смешивайте различные цвета. Учите вашего ребенка искать знакомые цвета в окружающем мире - на прогулке, на рисунках, в книгах. Вводите названия основных фигур - круг, треугольник, квадрат - рисуйте их, вырезайте - из бумаги, теста, формочками - из пластилина. Когда малыш научится их различать, выявляйте эти фигуры в сложных предметах, ищите созданное на их основе.

Продолжить "карьеру художника" можно в изостудиях, музеях. При художественных музеях всегда существуют группы рисования. Их посетители не только учатся изображать предметы, но также постоянно сверяют свой взгляд с изображениями маститых художников. Слушают лекции о картинах и рисуют с натуры.

Впитывание музыки - методика Виноградова
Прослушивание отрывков хорошей музыки разных жанров. Автор убежден, что даже самые маленькие способны понять сложные классические произведения. При прослушивании- минимум научных пояснений. Ваш рассказ должен быть похож на сказку-картинку. Еще лучше оставить ребенку возможность самому решать, что же такое означает музыка. Ребенок достаточно легко и можно сказать адекватно воспринимает мировые шедевры. Гармоничная музыка так близка его психологической природы. Благодаря музыкальным занятиям- прослушиванию музыки и начальным танцевальным движениям, самовыражению ребенка- у него формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.

Еще с первых дней жизни бабушки напевали колыбельные, покачивали в такт пению. Сегодня существует немало "адаптированных" кассет, выпущенных специально для малышей. Они-то и могут стать прекрасным началом к музыкальному Олимпу. Услышав знакомую мелодию, ребенок успокаивается, двигается, проявляет эмоции. У мамы появляется прекрасная возможность расслабиться самой, на время заняться своими делами.

Кирюшин предложил изучать музыку под мифы-сказки - книги, плакаты с цветными иллюстрациями. Они развивают музыкальный слух, мышление, память, подготавливают к освоению курса сольфеджио.

Другие методики обучения малышей с 3 лет в музыкальных школах и с личным преподавателем строятся не на пассивном восприятии музыки, а на активном участие в музыкальном процессе. Под музыку ставятся движения, играют ладошками, пальчиками, ставят сказки в группе. Обо всем этом можно узнать как у воспитательницы в детском саду, так и у педагогов традиционных музыкальных школ.

Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская
Занятия по второму языку должно проходить в игровой форме. Эта круглая доска на четырех ножках называется не только как "стол", но и table. Ребенок с удовольствием включается в заколдованный кодами мир иностранного языка. Тем более, если занятия проводятся всегда одним и тем же "иностранцем", "не разумеющим" на родном для малыша языке. Группы включения существуют в различных детских садах. Системно обучать второму языку логопед советуют лишь после усвоения грамматики и лексики родного - после 3-4 лет.

Все методики, несмотря на различие, сходятся в одном, что задача родителей - дать ребенку хороший старт. Не просто научить читать, а сделать так, чтобы он полюбил книгу, с удовольствием занимался математикой, химией. Тогда в будущем он легко сделает свой выбор в пользу той или иной науки. Ранее развитие подразумевает вырабатывание навыков самостоятельности, любознательности, тяги к новым знаниям. Лишь при вложении в занятии максимум любви, терпения к ребенку, достигаются результаты. Талантливыми дети вырастают вовсе не из-за освоения раннего чтения в 2 года, скорости чтения, билингвизма и грамотности речи. Ребенку нужно создать ту обстановку, которая поможет им раскрыться. Вполне справедливо Томас Эдисон считал, что "гений - это на 99% тяжкий, до пота, труд и на 1% вдохновение".

Впрочем, чтобы не "загружаться" лишними терминами, и не путаться в методиках, вы можете не только самостоятельно изучить список рекомендуемый литературы (это не одна книга на каждого автора), но и посетить лекции для родителей в развивающем центре, где вам более подробно изложат ту или иную точную зрения, ответят на ваши вопросы профессиональные педагоги.

Вкратце о других именах, которые могут вам встретиться.

Джон Хольт. Теории обучения. Unschooling.
К концу 70-х понял, что школа никогда не станет эффективным методом в обучении детей. Так зародилась идея альтернативного обучения unschooling (от английских слов un "не" и schooling "обучение"). Сейчас unschooling используется для описания особого типа обучения дома, когда обучение тесно связанно с повседневной жизнью семьи, и дети набирают знания следуя своим интересам. Хольт доказывал, что дети усваивают больше знаний, если их учить быть частью окружающего их мира, дать детям свободу исследовать свои интересы, отвечать на их вопросы, когда дети их задают, и самое главное уважать детей, а не смотреть на них свысока.

Пиаже. Когнитивное развитие
Теория основывается на предположении, что дети проходят несколько четких ступеней когнитивного развития. Сенсорико-моторная (рождение-2 года)-ребенок учится посредством ощущений и движения. Преоперационная (2-7)- дети начинают осваивать систему символов (например, язык) и начинают строить предположения, основанные на прошлом опыте. Конкретная операционная (7-11)-дети учатся делать обобщения (хотя эта способность ограничивается их конкретным опытом). Формальная операционная (11 и старше) - дети могут справляться с абстрактными понятиями, строить гипотезы и догадки.. Последовательность ступеней когнитивного развития наблюдается у всех детей, а вот возраст в котором дети осваивают новые функции сильно разнится от ребенка к ребенку. Обучающая деятельность строиться с учетом степени развития ребенка.

Шарлотта Мейсон: Направление естественной любознательности.
Мейсон рекомендовала изучение природы для развития наблюдательности и способности ценить красоту творения Бога. Обучение проходит наиболее успешно, если принимать во внимание особенности умственного развития и характера ребенка. В то же время, подчеркивалась необходимость развития способности управлять своим характером и закладывания прочных моральных принципов.

Гарднер. Совокупный интеллект
Психолог Говард Гарднер (Howard Gardner) выдвинул теорию о том, что интеллект не является единым целым, а состоит из совокупности интеллектов (multiple intelligence). Он различал 8 видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, натуралистический, телесно-кинестический, межперсональный и внутриперсональный. Интеллект каждого человека состоит из совокупности различных интеллектов, поэтому обучение строится исходя из особенностей и сильных сторон каждого человека, в отличие от традиционных лингвистического и логико-математического подходов школ. Например, человек с телесно-кинестическим интеллектом легче поймет геометрические понятия, если их представить в виде наглядных пособий, а не традиционным логическим описательным способом.

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

Отпраздновав первый день рождения своего ребенка, родители начинают задумываться о том, как стремительно летит время. И многим из них в голову приходит мысль о том, что нельзя упускать драгоценные моменты. То, что мама с папой не дадут своему малышу в раннем возрасте, в будущем наверстать будет очень сложно, а иногда и невозможно. Но как развить ребенка в 1 год? Что нужно делать в этом возрасте, чтобы малыш рос не только умным, но и счастливым и беззаботным? Как сохранить гармонию и не перегнуть палку в раннем развитии ребенка? Попробуем разобраться в этом сложном и важном вопросе.

Психологические особенности детей второго года жизни

После года малыш - это уже не тот мирно спящий (или постоянно плачущий) сверток в кроватке. Ребенок в течение первых двенадцати месяцев жизни освоил огромное количество умений, но впереди его ждет еще больше открытий. Отличными помощниками в этом будут различные развивающие занятия для детей 1 года.

В этом возрасте у малышей наряду с самостоятельностью и неуемной тягой к постоянному изучению своего окружения проявляются страхи и сомнения. Очень важно, чтобы родители помогали справляться с первыми трудностями своему ребенку, это поможет ему не бояться делать новые открытия, а значит, ответ на вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, придет сам по себе. Малыши очень мудрые, в них от природы заложена настоящая жажда знаний. Они во всем стараются подражать родителям, и эта особенность - отличная возможность своим примером подвигнуть малыша на освоение нового.

Физиология детей 1-2 лет

При условии правильного развития к году малыш уже начинает самостоятельно ходить. К большому изумлению своих родителей, через месяц после первых шагов он уже вполне уверенно ходит без посторонней помощи, а еще через два - начинает бегать. Темпы роста в этот период несколько замедляются, организм тратит огромные ресурсы на то, чтобы развить все системы малыша. В том числе его ловкость, координацию движений. Поспособствовать в этом могут спортивные :

  • игры с мячом;
  • занятия на спортивном комплексе или ;
  • зарядка и простые гимнастические упражнения;
  • плавание в большой ванной или бассейне.

В этом возрасте очень важно не ограничивать физическую активность ребенка. Прогулки на свежем воздухе - в парке и на специальных детских площадках - отличная возможность дать малышу вволю набегаться и проявить свой исследовательский дух. А как развить ребенка в 1 год, если не посредством общения с окружающим миром?

Раннее развитие ребенка

Вокруг этой темы витает огромное количество мифов и легенд. Противники и сторонники раннего развития имеют диаметрально противоположенные точки зрения. Одни считают, что ребенок должен сам всему научиться тогда, когда придет подходящее время. Другие искренне верят, что с малышом можно и нужно заниматься обучением едва ли не с рождения (в поддержку этой теории педагоги создают для своих маленьких подопечных специальные дидактические материалы, развивающие игры для детей от 1 года).

Ученые в своем мнении однозначны: ребенок - это чистый лист бумаги. До 4-5 лет его мозг в состоянии запомнить и усвоить огромные объемы информации, так почему бы не воспользоваться этим, и наряду со знаниями, необходимыми для самообслуживания, не помочь ребенку быстрее освоить речь, не научить его различать цвета, фигуры и животных?

Школа Монтессори

Одним из наиболее популярных направлений в ранней педагогике является система Монтессори, которая учит родителей тому, как развить ребенка в 1 год. Созданная итальянкой Марией Монтессори в первой половине XX века, эта система нашла сторонников во многих странах. Что же это такое? Изначально Мария Монтессори занималась с детьми, которые имели различные отставания в развитии. Со временем ее методы стали применять для воспитания абсолютно здоровых детей.

В этой методике педагоги и психологи учат малыша принимать решения, быть независимым в своих суждениях и действиях, но при этом подчиняться общепринятым правилам и нормам. Примечательно, что игрушек как таковых в группах, где занимаются дети по этой системе, нет. Там невозможно отыскать машинку, пистолет или куклу, наоборот, дети занимаются и учатся. Помогают им в этом развивающие игрушки для детей 1-2 лет:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • сортеры;
  • пазлы;
  • музыкальные инструменты.

Занятия по системе Монтессори предполагают развитие у самообслуживания, то есть малыш должен научиться самостоятельно играть, кушать, пить. Если родители и дома планомерно придерживаются данных принципов, то ребенок вырастает самодостаточной личностью, которой с детства привиты нормы общения в социуме. Такой малыш в состоянии справляться с конфликтными ситуациями и с достоинством выходить из них.

В Москве тоже созданы специальные развивающие центры для детей от 1 года, основанные на педагогике Монтессори: «Ступеньки», «Монтессори-сад», «Клуб раннего развития» на ул. Трофимова и многие другие.

Нужно ли мучить малыша?

Раннее развитие ребенка - это нелегкий процесс как для малыша, так и для его родителей. Выбрав одну тактику поведения, создав определенные правила и нормы, не стоит поддаваться соблазну и уходить в сторону от заданного курса.

Когда родители решают для себя важный вопрос, касающийся будущего их чада: «Развиваем ребенка дома, 1 год - это подходящий возраст», - очень важно, чтобы мама и папа совместно занимались с ним. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, иначе добиться можно противоположного эффекта - ребенок замкнется в себе. В этом возрасте маленький человек познает многие вещи через призму сравнения, подражания и только в игровой форме. Поэтому даже развивающие игры для детей 1-2 лет должны быть интересными для малыша.

Во время самостоятельных занятий не стоит наседать на ребенка; если ему не интересно, он плохо себя чувствует или занят другим, важным для него делом - необходимо дать ему вволю наиграться. Обучение лишь тогда принесет плоды, когда будет происходить в атмосфере взаимного расположения и ученика (ребенка), и его учителя (мамы). Тогда процесс принесет удовольствие и, конечно же, результат, который не заставит себя долго ждать! Многих родителей смущает вопрос касательно того, можно ли детям в таком возрасте смотреть мультфильмы? Как показывает практика, оградить полностью ребенка от благ современной цивилизации практически невозможно, но если подойти к вопросу с умом, давать малышу возможность смотреть развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет, но недолго и именно те, которые подходят по возрасту, ничего страшного не произойдет.

Во что поиграем?

После года дети начинают совершать первые шаги по своей социализации. Они учатся играть вместе с мамой, братом или сестрой. Чем взрослее малыш, тем шире становится его круг общения. У него появляются новые друзья на детской площадке, он с удовольствием рассматривает их, слушает и пытается не просто наблюдать за игрой других детей, но и поучаствовать в процессе.

В этот период развивающие игры для детей от 1 года можно разнообразить. Очень важно дать ребенку возможность развивать моторику, для этого можно создать несколько простых занятий (под присмотром родителей!):

  • Сортировка различных мелочей - для этого можно взять крупные бусины, природный материал (каштаны, орехи), помпоны. Они могут быт разного цвета или фактуры, ребенок должен разложить предметы по отдельным лоткам или ячейкам.
  • Переливание, пересыпание - это очень важный аспект в развитии ребенка. Игра с водой, кинетическим песком, крупами - это увлекательно и полезно, развивает усидчивость и
  • Рисование - не стоит ожидать, что ребенок создаст шедевр, но сам процесс принесет ему и родителям удовольствие. Рисовать можно чем угодно - мелом, карандашами, красками (пальчиковыми, гуашью, акварелью).

Такие развивающие занятия для детей 1 года помогут показать ребенку разницу между большим и маленьким, он научится распознавать свои тактильные ощущения, это также способствует речевому развитию.

Не стоит забывать и о подвижных играх. С ребенком можно научиться делать простые физические упражнения: показать ему, как приседать, ходить на месте, играть с мячами разных размеров.

Чем поиграть?

Часто родители в поисках идеальной игрушки теряются и скупают все подряд. Предоставлять такую свободу выбора малышу нецелесообразно. В силу своего возраста он еще не в состоянии сделать его и остановиться на чем-то одном, тем более самостоятельно. Развивающие игрушки для детей от 1 года должны быть дома обязательно, но их соответствие возрасту и уровню развития, а также предпочтениям самого ребенка - обязательное условие. Что можно предложить:

  • кубики, конструктор «Городок»;
  • различные пирамидки;
  • деревянные пазлы, рамки-вкладыши;
  • сортеры разных модификаций - с геометрическими фигурами, животными, фруктами и овощами;
  • конструктор с крупными элементами;
  • крупную мозаику (пластиковую, магнитную или деревянную);
  • кукол, пупсов;
  • надежные машинки, в том числе и толкатели.

Иногда полезную идею того, чем поиграть родителям и малышу, подают развивающие мультфильмы для детей от 1 года. Их персонажи, а также ненавязчивая форма обучения помогают ребенку понять, что же нужно делать с игрушками.

Учимся разговаривать

В год многие малыши имеют достаточный запас слов, который дает возможность поддерживать коммуникацию с мамой. Он знает, кто есть кто в его окружении, может попросить кушать, пить, высказать одобрение или неудовольствие. Весь последующий год знаковый - словарный запас ребенка будет расти не по дням, а по часам, во многом это зависит от самих родителей. С ребенком нужно разговаривать, комментировать ему все процессы, но делать это доступным и простым языком.

Большими помощниками в этом есть развивающие мультфильмы для детей от 1 года с короткими песнями и стишками. Их простые рифмы и незатейливые слова легко воспринимаются на слух, а сочетание звука и изображения дает возможность ребенку быстрее выучить названия персонажей и их действия.

Книга - лучший друг с первых дней жизни!

Привить любовь к чтению совсем маленькому ребенку гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Современные издательства печатают великолепную литературу для детей самого раннего возраста. Плотные картонные страницы, крупные рисунки с четким изображением и без мелких деталей - требования, которым должны отвечать книги для малыша. Ну а список авторов очень обширный:

  • Елена Благинина.
  • Борис Заходер.
  • Корней Чуковский.
  • Агния Барто и многие другие замечательные детские писатели.

Развивающие мультфильмы для малышей

Как уже говорилось выше, просмотр мультфильмов в столь раннем возрасте возможен лишь в ограниченном количестве. Для того чтобы мультики не стали для ребенка только удовольствием, но и приносили пользу, их нужно подбирать с умом. В современном прокате их огромное количество на любой вкус и возраст, но какие же развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет действительно будут полезны?

Среди наиболее популярных есть короткометражные истории: «Грузовичок Лева», «Тетушка Сова», «Черепаха Аха-Аха», «Тини Лав». Кроме того, полезными будут мультфильмы, которые помогают учить буквы, цвета, фигуры, животных и названия предметов.

Творите!

В то время, когда малыш научился сидеть, перед ним открылся удивительный мир. Он смог взглянуть на окружающую его среду под новым углом, еще интереснее ребенку стало, когда он пошел. Маме необходимо постоянно искать новые источники познания для своего чада, и творчество - отличное подспорье для этого.

С ребенком раннего возраста тоже можно рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и собирать конструктор, научить его составлять изображения из мозаики и всячески поощрять его творческие порывы.

Развивающие центры для детей от 1 года практикуют подобные занятия. Среди признанных мамами значатся: «Радуга», «Мозаика», «Муравейник». Очень важно, что сейчас создано большое количество материала для совсем несмышленых малышей - это и нетоксичные кинетический песок, безопасный пластилин. Очень многие группы для развития практикуют лепку из соленого теста, подкрашенного пищевыми красителями.

Дите в массы

Да-да, гармоничное развитие малыша невозможно без общения. Закрыв ребенка в квартире, ограничив его общение, невозможно ожидать от него великих свершений. Конечно, самостоятельно можно добиться интеллектуального развития, ребенку просто не останется ничего другого, как заниматься тем, что предлагают ему родители.

Однако процесс познания гораздо стремительнее и естественнее происходит, когда ребенок находится в обществе. Так он сможет почерпнуть что-то полезное не только от горячо любимых родителей, но и от родственников, других детей на площадках, в игровых комнатах и центрах раннего развития.

Детство - это праздник!

Взращивая вундеркинда и будущего гения, родители должны помнить о том, что они в первую очередь занимаются этим для себя. Ребенок, а особенно в таком малом возрасте, не нуждается в мировом признании, ему не нужно знать алфавит и таблицу умножения. Как бы сильно ни хотелось маме и папе, чтобы их малыш преуспел в жизни, вряд ли у него это получится без счастливого, беззаботного и безоблачного детства.

Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.

Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.

Методики раннего физического развития

С первых минут и до годовалого возраста ребенок проживает целую эпоху. Он обучается поднимать головку, сидеть, делать первые самостоятельные шаги, произносить первые слова. Вот почему на этом этапе самым важным для малышей является именно физическое воспитание.

Методика Никитиных

Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, .

Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:

  • свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);
  • спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша;
  • неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.

Посмотрите видео Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Ребёнка (НУВЭРС Никитиных)

Развивающая динамическая гимнастика

Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его . Динамическая гимнастика основывается на древнерусских традициях, когда младенцев брали за подмышки и слегка подбрасывали. Детей постарше, схватив за руки и ноги, вращали вокруг себя, образуя что-то вроде карусели. В таких незамысловатых играх взрослые давали возможность малышам двигаться, когда те еще не имели для этого сформированных навыков. После того как ребенок , эти упражнения уже перестают оказывать стимулирующее воздействие. Все наработанные умения нужно переносить на спортивные игры, зарядку и упражнения на спорткомплексах.

Динамическая гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут расти вашему ребенку здоровым!

Эти упражнения динамической гимнастики подходят как для мальчиков, так и девочек. Смотрите видео и вы узнаете с чего начать!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Плавание с грудничком

Согласно данной методике, важно не просто , но и плавать с ними. Хотя передвижение маленького ребенка в воде сильно ограничено, плавание укрепляет его мышцы, обучает ориентироваться в пространстве. Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше других детей. Сначала упражнения проводятся в ванне, а уже затем в бассейне. Если вы боитесь причинить вред грудничку, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок во время плавания.

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. .

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Каждый маленький человечек с самого рождения наделен огромным потенциалом. Именно в первые годы жизни формируется большинство его будущих умений и способностей, поэтому раннее начало обучения поможет в будущем избежать проблем с учебой.

Ученые доказали, что малыша в возрасте 3-4 лет научить намного проще, нежели семилетнего ребенка. В Институте Домана было утверждено, что использование методики развития детей во время роста головного мозга наиболее эффективно.

Активное обучение, начатое практически в младенческом возрасте, и есть смыслом всех методик раннего развития, разработанных некоторыми выдающимися педагогами.

Большинство таких работ научно подтверждены, и часто применяются родителями и учителями. Чтобы выбрать метод развития малыша, необходимо вкратце ознакомиться с каждым из них и выбрать оптимальный для своего ребенка. Правильный выбор поможет раскрыть детский потенциал, заложенный в генах, всесторонне развить и подготовить ребенка к дальнейшей жизни.

Карточки Домана

Система, изобретенная американским врачом Гленом Доманом, изначально была предназначена для детей с отставанием в развитии. Заметив хороший результат, он решил попробовать позаниматься со здоровыми детьми, что в итоге принесло еще лучшие плоды. Можно применять эту методику развития детей до года, оптимальное начало занятий – с 6 месяцев.


Система имеет несколько направленностей:

  • интеллектуальное развитие – математика и чтение;
  • восприятие и творческие способности – работа с цветами, оттенками;
  • характер, воспитание;
  • знания об окружающем мире.


Доман утверждал, что все знания основаны на фактах. Чем больше их заложено в уме человека, тем шире база его знаний. Усвоение реальных фактов малышом приводит к стимуляции его мозговой деятельности и развитию интеллекта. Маленькие дети схватывают новую информацию очень быстро и просто, поэтому ее нужно преподносить правильно, четко, систематизировано.

Основной материал для обучения – это карточки, на которых с одной стороны размещены изображения, а на другой – точная информация. Занятия проводятся близкими для ребенка людьми – мамой, папой, бабушкой. И малыш, и обучающий, должны быть в хорошем настроении. Все действия выполняются в игровой форме.

Карточки показываются по одной в течение 3-5 секунд, таким образом, чтобы ребенок обратил на каждую внимание. Более продолжительное рассматривание карточки может привести к потере заинтересованности.

После каждого «урока» ребенка обязательно нужно похвалить, чтобы мотивировать его к новым познаниям и достижениям. Повторять занятия следует 3 раза в день, они должны быть короткими, чтобы не переутомлять малыша. Материалы надо ежедневно пополнять несколькими новыми картинками. Залог успеха – это регулярность и систематичность занятий.

Методика Домана помогает всестороннему развитию малыша, положительно влияет на его интеллект и память. Возможность заниматься практически с самого рождения дает отличный старт для мозговой деятельности и закладывает прочный фундамент для успешного обучения ребенка в будущем.

Методика Марии Монтессори

Известный на весь мир итальянский педагог и врач Мария Монтессори создала оригинальную и очень эффективную методику раннего развития детей от 0 до 3 лет, и старше. Лучше всего начинать занятия с детками начиная от 8-10 месяцев.

Основой методики является свобода ребенка.

Девиз системы: «Помоги мне это сделать самому».

Главный принцип – самостоятельность малыша.


Педагог или родители должны установить порядок, показать, объяснить и наблюдать, не мешая при этом выполнять задания ребенку самому, в собственном темпе. Методика выделяет в процессе роста и развитии малыша возрастную чувствительность, именуемую сенситивными периодами, в соответствии с которыми и должно вестись обучение.

Система заключается в создании вокруг ребенка среды, в которой он сможет найти все необходимые предметы для саморазвития и самообучения. Ведь как раз из окружающего его мира малыш впитывает правильные способы поведения, физического взаимодействия и эмоционального реагирования. Эта методика развития детей предполагает наличие практических материалов для совершенствования имеющихся навыков и обучению новых. Материал включает в себя рамки-вкладыши, наборы для рукоделия, игрушки со шнуровками и застежками, геометрические фигурки, буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.


Сегодня во многих городах работают детские садики и группы раннего развития, где с детками занимаются по методике Монтессори. Если вы планируете отдавать своего малыша в такой садик, то узнайте, относится ли он к Ассоциации Монтессори- педагогов и как проводятся занятия с детками. Здесь создана соответствующая среда, есть все необходимые предметы, материалы и пособия. Подход к каждому ребенку индивидуальный. Такое же окружение можно создать и дома, чтобы мама имела возможность заниматься с малышом самостоятельно.

Система Монтессори помогает малышу стать более внимательным, независимым и уверенным. Развивает его моторику, сенсорику, память, воображение, образное, логическое и творческое мышление. Ребенок раскрывает свой внутренний потенциал, проявляет индивидуальные способности. При этом он становится личностью, с собственным, никем не навязанным мнением и взглядом на жизнь.

Кубики Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал методику развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, которая называется «Кубики Зайцева». По данной системе можно заниматься с детьми младшего возраста, с 1,5-2 лет.

Метод развития основан на наглядных пособиях. Это различные кубики, таблички, карточки, а также песенки. Кубики между собой различаются по цветам, размерам, и звукам, которые они издают. На каждой грани написаны слоги, и больше ничего. Складовая теория обучения чтению дает намного лучший результат, чем, если начинать сначала осваивать буквы, потом учиться складывать их в слоги, а затем в слова.

Звучание кубиков помогает научиться различать гласные и согласные, мягкие и звонкие звуки, благодаря чему малышу будет легче учиться читать. Слоги выучить проще, чем буквы, несмотря на то, что их намного больше. Отсутствие других изображений обусловлено тем, что в обычной азбуке малышей могут отвлекать красочные картинки, вызывающие излишние ассоциации.

Материал обязательно преподносится в игровой форме. С ребенком необходимо заниматься регулярно, систематизировано, всячески пробуждая у него интерес к занятиям. Когда малыш освоит слоги, можно постепенно переводить навык чтения в письмо.

Дети, которые обучаются чтению по методике Зайцева, уже к 3-4 годам показывают отличные результаты. Основные преимущества этой системы, кроме обучения чтению, это развитие логического мышления, расширение словарного запаса, отсутствие логопедических дефектов. В будущем ребенок будет грамотно разговаривать и писать.

Кроме вышеописанных, существует еще множество других методик развития детей от года, до года, от 3-х лет, и так далее. Они с определенной направленностью и всесторонне развивающие. Кроме интеллектуального, следует помнить о физическом развитие малыша. Например, водить ребенка в бассейн или на танцы.

Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям следует подбирать систему, наиболее подходящую его характеру и темпераменту.

Также выбор зависит от того, чему бы вы хотели его научить. Но, запомните, какую бы методику вы ни практиковали, она обязательно даст хороший результат и поможет ребенку в будущем.