Интеллектуальная игра для родителей детей дошкольного возраста. Организация совместных игр с родителями в детском саду Игровая пятница с родителями в детском саду
Организация объединений с учетом интересов родителей и
детей в детском саду. «Творческая гостиная» и «Родительские
пятницы».
ст.воспитатель Панова Т.Н. МБДОУ Детский сад №19 Г. Великие Луки.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности
за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного
образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых,
их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в
воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его
психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется
степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к
сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ.
Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с
целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов
и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Изменилось и понимание сотрудничества:
от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога
с родителями;
партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение
усилий в развитии и воспитании детей;
атмосфера общности интересов.
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная
работа.
«Клуб родителей будущих школьников»
, цель которого – помочь
родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с
которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного
счастья». Само, название предполагает, что семья может быть по-настоящему
счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же,
ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в
жизни.
В клубной работе решаются сразу несколько задач:
установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению
родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта
взаимоотношений с ребенком.
Основные принципы работы клуба:
принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других
участников встреч;
признание компетентности сотрудничающих сторон;
конфиденциальность общения.
Примерная тематика встреч:
преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие
родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?»,
«Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?» «Сюжетно-
ролевая игра в жизни ребенка »);
актуальные проблемы для определенной группы родителей,
(приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные
общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно », «И
страхи тоже ступеньки детства »);
обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например,
встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее
значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
психологические проблемы детей разных возрастных групп (например,
тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением
случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).
Представляют интерес для родителей встречи в
«Экологическом клубе»
,
работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и
практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе
способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому
воспитанию детей, объединяют родителей, представляю,
возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование,
драматизация игровая деятельность и прочее) и
встречи в
«Творческой гостиной»
, которая создана с целью развития
творческого педагогического потенциала родителей.
С целью определения условий, способствующих развитию у детей
позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на
следующие вопросы:
«Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
«Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение
ребенка?»,
«Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в
детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».
Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей,
педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой
гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее)
как
вызывающие у детей радостное настроение
. Педагоги детского сада,
по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением
заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить
настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не
заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют
вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце
ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием.
Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием
взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь
эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни
ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная
возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Планированием и организацией встреч в «Творческой
гостиной» занимается художественный совет, в который входят:
заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
музыкальный руководитель,
родители.
Художественный Совет осуществляет координацию деятельности
«Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает
контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой
печатный орган –
газета «Театр + Я»
, которая выходит один раз в месяц. В
«Положении о газете» отражены организационно-педагогические
основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме
прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут
быть родители, администрация, воспитатели и, конечно же, дети. «Детский»
материал (высказывания по поводу праздника, игры пожелания друг другу и
взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.
Встречи отражают и
тематические фотографии на стенде
«Счастливы вместе»
.
Каждый из участников художественного совета выполняет свои
функции.
Заведующая детским садом:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих
встреч; дизайн помещения и костюмов.
определяет тематику творческих встреч, основную направленность
мероприятий;
редактирует сценарий;
отвечает за организацию работы с родителями;
контролирует проведение мероприятия.
Педагог дополнительного образования:
определяет тематику творческих встреч;
разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и
детьми по проведению предстоящих мероприятий;
осуществляет поиск литературного материала;
проводит репетиции с родителями и детьми;
участвует в организации и проведении праздников.
Музыкальный руководитель:
осуществляет помощь в разработке сценария;
подбирает музыкальный материал;
разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
проводят подготовительную работу с родителями;
осуществляют организационный сбор;
готовят наглядную информацию;
принимают участие в проведении мероприятия.
Родители:
вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе
есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки,
предложения, идеи по организации и проведению предстоящего
мероприятия);
оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении
костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
принимают участие в проведении мероприятия.
Этапы проведения творческих встреч:
1. Организационный:
знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
распределение ролей и обязанностей;
выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
обсуждение домашнего задания.
2. Подготовительный.
поиск литературного и музыкального материала;
выполнение домашнего задания;
работа над ролью;
изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и
атрибутов к празднику;
репетиции;
приобретение призов и прочее.
3. Проведение праздника.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».
Формы проведения «Творческих встреч»:
театрализованные представления,
тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов»,
«День бантика», «День клоунов» и прочее),
викторины по сказкам,
конкурсные программы,
литературные вечера,
интеллектуально-развлекательное шоу,
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные,
подвижные игры).
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями
наиболее действенными являются
активные формы взаимодействия
, когда
родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной
из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и
родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых
помогают определить родители. Они же проводят игры в детском саду с
детьми.
«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное
понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но
насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети
с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности
играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи,
в том числе:
организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
личностно ориентированные – связаны с самоопределением,
актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием
ресурсов родителей;
содержательные – решение текущих проблем;
инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных
педагогических ситуаций и способов их решения.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить
усилия педагогов и родителей и обеспечить:
детям:
защиту, эмоциональный комфорт;
интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
развитие основных способностей;
умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к
другу;
формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
личностное общение с детьми;
активное участие в делах группы;
опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с
педагогическим коллективом;
взгляд на мир с позиции ребенка;
отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его
недопустимо сравнивать с другими детьми;
возможность моделировать варианты своего поведения в игровой
обстановке;
проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка,
готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
вовлечение родителей в жизнь группы;
воспитание в детях любви и уважения к родителям;
учет пожеланий и предложений родителей.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения
поведения и других проблем психологического характера;
коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной
напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм
поведения;
развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного
настроя, усиление конструктивного поведения.
Каждый из участников совместной деятельности выполняет
свои функции.
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями
определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными
видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному
вопросу;
определяет содержание игротек;
определяет вопросы предметно-пространственного оформления
«Пятниц».
Педагог-психолог:
проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников
мероприятия;
проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам
подготовки к игротекам.
Воспитатели:
являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
проводят подготовительные работы с родителями, организационный
сбор, распределяют проведение игр среди родителей.
Родители:
вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских
пятниц»;
оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов
к играм, оформлении предметной среды;
проводят игры.
Этапы проведения «Родительских пятниц».
1. Подготовительный
(определение теоретических вопросов, практической
части мероприятия).
2. Организационный
(выбор ответственных за проведение игр, дизайн
предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов
(анализ мероприятия всеми участниками).
Структура проведения.
1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога).
Далее детям предлагаются, игры, которые проводят родители: дидактические,
развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная
гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика,
физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.
Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской
деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание»,
«Математическое развитие», «Художественно-творческая
деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое
развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка
ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего
театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической
культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании
родителей).
Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например:
«Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница»,
«Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».
Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах»
может быть различной:
совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта
по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей,
организация командных соревновательных игр экологического содержания в
старшем дошкольном возрасте.
Ирина Смирнова
Весёлые игры с родителями
Программное содержание :
1. Способствовать укреплению эмоционально-положительных отношений в семье, а также укрепить взаимосвязь между семьей и д/садом.
2. Закрепить знания детей о режиме дня, валеологические знания, а также понятия
3. Закрепить основные движения : виды ходьбы (по ограниченной площади опоры, с перешагиванием через препятствия, змейкой, пролезание в обруч, имитационные и танцевальные движения.
4. Развить быстроту и ловкость, внимание и мышление, творчество и воображение.
5. Воспитать чувство здорового соперничества в единстве с добрым отношением друг к другу.
Предварительная работа :
1. Беседы о режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Закрепление понятий : фрукты-овощи, плоды, геометрические фигуры.
2. Разучивание музыкально-ритмической композиции «Весёлая зарядка » (из мультфильма «Зарядка для хвоста» , «Воспи-питание» .
3. Обучение пролезанию в обруч в движении.
4. Пропаганда знаний среди родителей о здоровом образе жизни и необходимости совместных физкультурных досугах в детском саду.
5. Подбор настольно-печатного материала.
Инвентарь :
Кегли, два обруча большого размера, четыре модуля, два зонта, две пары обуви большого размера, 2 мольберта и 2 фломастера.
Две команды (дети с одним из своих родителей ) входят в зал под спортивный марш.
ВЕДУЩИЙ :
ПАПА, МАМА + ДВИЖЕНИЕ
И В СЕМЬЕ НЕТ НАПРЯЖЕНИЯ.
ВСЕМ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО,
ЧТО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ ПРИЯТНО.
Ребята давайте расскажем и покажем вместе с вашими родителями как интересно вы живете в детском саду. Согласны? Тогда я предлагаю начать спортивную игру «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ» с разминки : «Кто дружнее и быстрее придумывает название команде» .
Действие - Команда произносит свое название дружно и вместе
Всем знакома ситуация, когда утром вы с ребенком спешите в детский сад.
Эстафета «НЕ ОПАЗДАЙ В ДЕТСКИЙ САД» .
Действие – под зонтом, который держит взрослый, ребенок передвигается в большой обуви (папины тапки) до ориентира и обратно.
Если вы вовремя пришли в детский сад, то день у вашего ребенка начнется с зарядки, которую ребята сейчас вам покажут.
ТАНЕЦ «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» (песня из мультфильма «Зарядка для хвоста» )
Затем время для проведения водных процедур.
Эстафета «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ» .
Действие – ребенок двигается до ориентира наступая только на мягкие модули, которые ему подкладывает взрослый на каждый шаг. На ориентире ребенок выбирает нужную карточку-запрещение показывающую недопустимые действия : при умывании, при еде, при чтении книги. Обратно ребенок бежит с выбранной карточкой, а взрослый с мягкими модулями (передает на финише модули следующему участнику) .
После умывания – завтрак, а воспитание детей проходит в течении всего дня, о чем следующая песня «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» .
ТАНЕЦ «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» (Сборник Л. А. Бурениной)
(Для танца дети строятся в шеренгу перед родителями ) .
После завтрака – разные интересные занятия.
Сегодня проведём комплексное занятие, в котором надо показать знания по математике, рисованию и физкультуре.
ЭСТАФЕТА «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Действие – взрослый до мольберта прокатывает большой обруч, в который ребенок пролезает по ходу движения, рисуют соответственно большого и маленького человека и бегом обратно.
После занятий наступает любимое время – прогулка, на которой можно поиграть в подвижные игры :
ВЫШИБАЛЫ (МЕДВЕЖЬИ) – дети играют без родителей .
ДОГОНИ МЯЧ – дети с родителями по кругу передают 4 (5,6) мяча.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА – народная игра, проводится с родителями .
А что дети делают после прогулки?
ЭСТАФЕТА «ПРИГОТОВЬ НА ОБЕД ВИНЕГРЕТ И КОМПОТ» .
Действие – бег змейкой до ориентира, обратно по прямой, принести на пластмассовой тарелке соответственно фрукт или овощ.
Тем временем у родителей :
КОНКУРС КАПИТАНОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ :
Для мам – кто быстрее очистит яблоко?
Для пап – кто быстрее съест это яблоко?
Наступает тихий час – звучит спокойная музыка, команды готовят задание «ПОКАЖИ СВОЙ СОН»
Действие – имитационными движениями без слов показать русскую народную сказку, например «Колобок» или «Репка» - отгадывает команда соперников.
После сна и полдника наступает время для спокойных игр.
ЭСТАФЕТА «НЕ ЗАЗВЕНИ КОЛОКОЛЬЧИК»
Действие – тихая ходьба до ориентира и обратно через препятствия с колокольчиком в руке, на ориентире необходимо положить одну карточку настольно-печатной игры .
ОЦЕНКА ЖЮРИ, БЛАГОДАРСТВЕННОЕ СЛОВО И РУКОПОЖАТИЕ КОМАНД.
ОЧЕНЬ РАДА Я ЗА ВАС СЕГОДНЯ
И СОВЕТ ТАКОЙ ВАМ ДАМ :
ЗАНИМАЙТЕСЬ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ!
БУДЬТЕ В ДРУЖБЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПАПЫ, МАМЫ, ДЕТИ.
ВОЗДУХ, СПОРТ И ВИТАМИНЫ
ВСЕМ НУЖНЫ НА СВЕТЕ.
А ЗА ПРАЗДНИК НАШ ВЕСЕЛЫЙ
Я ВАС ВСЕХ БЛАГОДАРЮ,
СВОЙ ПОДАРОК ВИТАМИННЫЙ
НА ЗДОРОВЬЕ ВАМ ДАРЮ!
Награждение фруктами. Выход команд под весёлую музыку .
В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.
Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен принцип не параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в коде которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно важно при подготовке детей к школе.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство ». Слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи.
Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умения найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
Назрела острая необходимость поиска новых подходов к взаимодействию ДОУ и семьи, основанных на интеграции, сотрудничестве и доверительности. На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов.
Из существующих в практике работы дошкольных учреждений многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия, когда родители не только зрители и наблюдатели, но и участники встреч и мероприятий.
Была найдена такая форма сотрудничества с родителями, когда они являются соратниками педагогов в процессе воспитания детей, и общение с ними строится на принципах совещательного голоса, равноправного талантливого участника. Это совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы ». «Родительские пятницы » можно считать и одной из форм работы по развитию речи детей.
Многие детские психологи и педагоги рассматривают совместную игру ребенка со взрослым не только как основное средство развития маленького человека, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Л.П. Бочкарева так определяет значение игры для ребенка:
. «Игра - это образец универсальной жизни детей. Она впитывает в себя многие качества других видов деятельности, формирует яркую и уникальную личность будущего взрослого человека ».
«Родительские пятницы» помогают формировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют у того, кто сам не утратил способности играть, сохранил детскую непосредственность, способность выдумывать и фантазировать, способность любить детей.
Творческие «Родительские пятницы » дают шанс педагогам и родителям вновь попасть в мир детства, но только в роли близких друзей, волшебников, наставников.
«Родительские пятницы » представляют собой совместную игротеку педагогов, детей, родителей, которая помогает решить несколько задач:
Организаторские (создание и сплочение родительского коллектива);
Личностно-ориентированные (связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей);
Инструментальные (позволяющие выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения)
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить детям:
Защиту, эмоциональный комфорт;
Интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
Развитие основных способностей детей;
Умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
Формирование уверенности в себе и своих возможностях.
Родителям :
Радость общения с детьми;
Активное участие в жизни группы;
Приобретение опыта партнёрских отношений как со своим ребенком,
так и с педагогическим коллективом; - взгляд на мир с позиции ребёнка;
Отношение к своему ребенку как к равному себе, понимание, что недопустим его сравнивать его с другими детьми;
Возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, готовность к эмоциональной поддержке своего ребенка.
Педагогам:
Воспитание в детях уважения к своим родителям;
Учет пожеланий и предложений родителей;
Вовлечение родителей в жизнь группы.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушение поведения и других проблем психологического характера;
Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
Развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
Развитие речи детей.
Про ведение «Родительских пятниц » проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов и атрибутов к играм).
3. Собственно проведение
4. Подведение итогов : анализ мероприятия всеми участниками.
Результат проведения «Родительской пятницы » во многом зависит от подготовки. Поэтому воспитатель должен:
Осуществить подбор игр, атрибутов и материалов по выбранной теме;
Провести консультации с родителями по распределению и проведению игр;
Поупражнять детей в выполнении заданий, аналогичных, которые будут использованы на «Родительской пятнице »;
при подготовке к «Родительской пятнице » родители могут:
Вносить предложения по тематике;
Оказывать помощь в изготовлении атрибутов к играм, в оформлении предметной среды.
Структура проведения:
Первая часть мероприятия - это теоретическая. Она включает небольшое выступление ответственного педагога по проблеме.
Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, «оздоровительные» - дыхательная гимнастика, коррекция речи и артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика . Все игры объединены единой, сюжетной линией.
В конце подведение итогов. Возможно чаепитие.
После таких мероприятий родители начинают воспринимать родителей по-новому: как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Тема: «Моя большая, дружная семья».
Цель: развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность, обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение.
Подготовительная работа:
Изготовление именных пригласительных билетов для каждой семьи,
Разучивание родителями и ребенком пословиц и поговорок о доме и о семье,
Оборудование:
Чистые листы бумаги,
Фломастеры, карандаши для изготовления визитных карточек семей.
— два набора строительного конструктора (крупный),
— заготовки из бумаги в виде сердца,
— ножницы,
Чайная посуда для эстафеты,
Диск с песнями
Оформление:
Плакаты «О семье, о доме»,
— высказывание великих людей о доме и о семье,
Воздушные шары
-«Дерево желаний»
— фотографии из семейного альбома
Ход собрания:
Звучит песня Ю. Антонова «Крыша дома твоего». В зал входят дети и родители.
Воспитатель: Добрый день! Мы рады, что все сегодня собрались на нашу встречу «Моя большая, дружная семья».
Ведь только в семье человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждения своей значимости и уникальности.
А, что такое семья? (высказывания родителей и детей)
Воспитатель: Семья — это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. А вы знаете, как появилась семья?
Воспитатель читает стихотворение А. Дмитриева «Семья»
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я – тихо молвит Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «я» —
Вот так на Земле появилась семья.
Воспитатель: Чтобы начать наш вечер, нам надо представиться.
Вопросы родителям:
- Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о своей семье. Сколько детей в вашей семье?
- Почему вы назвали вашего ребенка именно так?
- Какие чувства вы испытываете, когда ваш ребенок впервые пошел в д./сад?
- Какое любимое занятие вашей семьи и ваших детей?
- Как вы воспитывали в ребенке бережливость, доброе отношение к людям?
- Как вы проводите всей семьей выходные дни?
Вопросы детям:
- Чем любит заниматься твоя мама?
- В какие игры ты играешь дома?
- Кем работает папа?
Воспитатель: Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге, и конечно, с дома.
Родительский дом – всему начало. Ведь именно родители закладывают в своего ребенка, то, с чем он живет потом всю свою жизнь.
«Дом – жилое здание; свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство; место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования».
Это житие – бытие под одной крышей, в кругу близких людей, их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом.
Однажды скульптор Роден сказал:
«Дом должен улыбаться улыбой человеческой души».
Давайте все вместе построим наш общий, большой, светлый, дружный, теплый дом.
Взрослые и дети строят дом.
Воспитатель: Наш дом получился уютный, гостеприимный, добрый, полезный для всех.
А вы знаете пословицы о доме, семье, дружбе?
- В своем доме и стены помогают.
- Мой дом – моя крепость.
- В тесноте, да не в обиде.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом как полная чаша.
- Куда мать, туда и дочь.
- Не растет трава без корней.
- Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам.
- Сын за отца не отвечает.
- Хоть дитя криво, а матери мило.
- Сор из избы не выносят.
- Как аукнется, так и откликнется.
- В дороге и отец сыну товарищ.
- Жена приласкает, а мать пожалеет.
- Добрая семья прибавит разума-ума.
- Всякому мужу своя жена мила.
- Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы учимся ценить свою семью, близких и друзей.
Воспитатель: В каждой семье много фотографий. А если у вас визитная карточка вашей семьи? Давайте попробуем нарисовать рисунок «Моя большая, дружная семья»?
Звучит песня «Маленькая страна» Н. Королевой. Дети рисуют свою семью.
Воспитатель: Все визитные карточки разные, каждая интересная по-своему и, конечно, их объединяет дружба, взаимопомощь. Мы организуем выставку визитных карточек.
Говоря о семьи, мы можем говорить о приоритетах в воспитании и развитии детей и семейных ценностях.
Усилия, направленные на работу с детьми, должны быть взаимно приемлемыми, дополняющие друг друга.
Викторина «Ценности вашей семьи»
Из предложенных качеств выберете три наиболее значимых для вас и вашей семьи:
- совесть,
- честь,
- оптимизм,
- здоровье,
- материальный достаток,
- воспитанность,
- образованность,
- интеллигентность,
- верность,
- целеустремлённость,
- уметь находить выход из любой ситуации,
- умение подчинятся,
- ответственность,
- жизнерадостность,
- доброта,
- послушание,
- находчивость.
Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:
- В моей семье было важно…
- Если дети в нашей семье капризничали, то родители…
- В моей семье было запрещено…
- Свободное время в моей семье посвящалось…
Спасибо за ответы.
Воспитатель: Мы знаем, что каждая семья – целый мир. Свая культура, традиция. Одна
из традиций каждая семьи – чайная церемония. А. теперь давайте поиграем.
Дети делятся на 2-ве команды и проводится игра «Кто быстрее накроет на стол».
Воспитатель: И снова семейный конкурс: «Великолепная семерка». (Каждая семья отвечает на один вопрос.)
На все вопросы нужно отвечать быстро и правильно. Все вопросы связаны с цифрой «семь».
- Назовите седьмой месяц года, (июль)
- Назовите седьмую букву алфавита, (Е)
- Какой праздник мы отмечаем седьмого января? (Рождество Христово)
- Название, каких дней недели состоят из семи букв? (вторник, четверг, пятница, суббота),
- Сколько будет семью семь? 49
- Какое действие нужно совершать семь раз, чтобы потом один раз отрезать? (отмерить)
- В какой сказке принцессу оберегают семеро сказочных человечков? («Белоснежка и семь гномов)
- Как правильно пожелать счастливого плаванья, используя цифру «семь»? (семь футов под килем)
- Как называется ансамбль из семи исполнителей? (Септет)
- Как можно охарактеризовать умного человека, используя цифру «семь»? (семь прядей во лбу)
- Как в народе говорят об очень дальних родственниках с использованием цифры «семь»? (седьмая вода на киселе)
Воспитатель: Вы с честью прошли испытание, и вышли из него победителями.
Семья создается родителями. И от вашей любви и согласия семья становится крепкой. Мама в семье готова отдать все, что у нее есть, ради благополучия детей.
Дети читают стихи:
У маленькой мышки – большие заботы:
Зайти в магазин, возвращаясь с работы,
В авоськах мышатам еду принести.
Сварить, накормить и полы подмести.
И кошка спешит от субботы к субботе,
И кошка, как мышка весь день на работе.
И после работы у кошки дела:
Купить, приготовить, убрать со стола.
З кошек и мышек мне стало обидно:
Котята! Мышата! Вам разве не видно,
Что мамам на помощь должны вы прийти.
Согреть, не бросать и полы подмести.
Вам разве не стыдно, что мамы устали?
Совсем телевизор смотреть перестали.
Работают даже по выходным!
Ах, как тяжело без помощников им.
Мне жалко бедняжек – сказал я, заплакав.
А мама ответила: «Мир одинаков»
Я днем на работе, а после шести
Мне нужно готовить, кормить и мести,
Стирать, пылесосить. вязать. убирать.
Смеяться, шутить и с тобою играть.
А. Дмитриев
Воспитатель: Наше знакомство состоялось. Дом для большой и дружной семьи мы построили, а теперь давайте посадим дерево наших желаний.
(Звучит песня «Настоящий друг» музыка Б.Савельева,
слова М. Пляцковского, под музыку каждая семья вырезает сердечко и пишет пожелание себе и всем присутствующим, затем читают и вешают сердечко на дерево желаний.)
Воспитатель : Хочется закончить нашу встречу такими словами:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
О. Высотская
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях.
Звучит песня «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина,
слова С. Шаферана.
Приложение.
Памятка для хороших родителей.
«Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее
искусство воспитания, которое
свидетельствует об истинном и глубоком
контакте между родителями и детьми»
- Каждый вечер уделяйте ребенку время для бесед, игр,
- Рассказывайте сказки на ночь, говорите о том, какой у меня добрый, умный, вежливый, храбрый сын (дочь).
- Вместе с ребенком смотрите детские передачи, мультфильмы, обсуждайте их,
- Перед сном совершайте прогулки перед сном,
- Ребенок никогда не ложится спать непрощеннным,
- Никогда не решайте конфликты взрослых при детях,
- Укладывайте ребенка в одно и то же время, не позже 21часа,
- Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
- Не говорите ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали
Дорогие, родители!
Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей.
Удачи в воспитание ваших детей.
Литература.
Научно — практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №6, 2008г. страница 99
Россия, Кемеровская область, г. Кемерово.
Кемерова Марина Анатольевна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №9 «Детский сад компенсирующего вида»
Оборудование: детские шумовые инструменты: бубны ложки, погремушки; большой лист белой бумаги, гуашь.
План подготовки: разучить песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова Когановой, музыкальную игру на музыку И. Гайдена «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и младших школьников “На лугу”»), песню «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.)
(Зал украшен бумажными цветами, шарами, дети сидят на стульчиках.)
Ведущий:
Как у наших, у ворот,
Нынче все наоборот.
Мы не будем здесь учиться,
Будем петь и веселиться.
Будем в игры играть,
Танцевать и рисовать.
Ребята, вы хотите играть? Но для игр надо выбрать подходящее место. Давайте придумаем свой город и назовем его «Играй-город». В нем будут улицы, переулки, площади, сады и парки. В отличие от обычного города, в нем можно играть везде и всем: и детям, и взрослым. Ну что, согласны отправиться в такой город? (Ответы детей.). Попасть туда можно лишь на ковре-самолете. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Полетели! Приземляемся в лесу, который окружает наш город.
(Дети исполняют песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова А. Когановой.)
Лес у нас не простой, он заколдованный.
(Музыкальная игра на музыку И. Гайдна «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и мл. школьников «На лугу»». Проводится с детьми, затем с детьми и родителями.)
Вы хорошо поработали, расколдовали всех животных и птиц, но осталась одна птичка, которая хочет с вами поиграть.
Игра «Веселая ворона»
Веселая ворона сидела на сосне,
Веселая ворона приснилась мне во сне.
Она сказала: «Мяу», потом сказала: «Хрю».
Потом она сказала: «Красиво говорю».
Потом она звенела, как тысяча звонков.
Потом она гудела, как тысяча гудков.
Потом она скрипела, как тысяча ворот.
Потом она взлетела хвостом наоборот.
И тут же превратилась в прекрасный красный шар,
На землю опустилась и закричала: «Кар-р-р».
(Дети интонационно выразительно рассказывают стихотворение, четко проговаривая звуки и сопровождая каждую фразу пластическими движениями рук.)
Ведущий: Вот мы и пришли к воротам нашего города. На улицах города надо быть очень внимательными.
(Игра «Будьте внимательны». Дети повторяют за педагогом движения, ориентируясь на голосовые команды.)
Давайте проедем в волшебном автобусе. Садитесь прямо, руки лежат на коленях. Отправляемся в путь. Посмотрите направо, какое высокое здание. Посмотрите налево, какая широкая река, а справа вверху светит яркое солнце, слева внизу растут прекрасные цветы. Куда мы приехали, догадайтесь сами.
Игра со словом «Доскажи словечко»
На ветке не птичка
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка,
Кто же это? (Белка.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - ... (медведь).
В реках Африки живет
Злой, зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит... (крокодил).
Хобот длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами.
Как гора, огромный он.
Ты узнал, кто это? (Слон.)
Ведущий : Вы догадались, где можно встретить всех этих животных в нашем городе? Конечно, это зоопарк.
(Подвижная игра с участием родителей «Птички в гнездышке» (См. С.Н. Чистякова «Психогимнастика»).)
В нашем зоопарке в самом центре большая клумба, а на ней столько много красивых цветов. Хотите на них посмотреть?
(Исполняется песня «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.) Вот в этом домике живут слоны и они все время передвигаются. Нам нужно их посчитать. Давайте попросим родителей помочь нам.
(Игра с родителями «Посчитай слонов». Ведущий читает стихотворение М. Пляцковского.)
Слонялся долго в джунглях слон,
Ломая зарослей заслон.
Бедняжка утомился
И к пальме прислонился.
Сколько слонов спрятано в этом стихотворении? (Ответы родителей.) Сейчас мы пройдем по улице Внимания, где жители очень любят играть в различные игры, одна из них называется «Лови ладошку».
(Проводится игра «Лови ладошку. Дети стоят по кругу, водящий в центре.)
Дети (хором):
Мы лепили куличи,
Прилетели к нам грачи.
(Ha каждую фразу дети поочередно показывают ладони.)
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол.
Ну, а пятый не зевал
И пирог у них украл.
(Водящий должен поймать одного участника игры, который занимает его место.)
Ведущий: Теперь мы отправимся на концерт и вы услышите польку на музыку Александрова в исполнении детского шумового оркестра.
(Выступление шумового оркестра.)
Замечательный у нас получился город, но его можно сделать еще красивее. Давайте нарисуем в нем прекрасные деревья.
(Дети рисуют листья на деревьях приемом приложения ладоней.)
К сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Да, во время нашего путешествия мы очень хорошо играли, и у нас все получилось. Вы догадываетесь почему? Потому, что мы все делали дружно.