Аппликация три поросенка из цветной бумаги. Аппликация из листьев для детей средней группы детского сада "Три поросёнка"

Надежда Емельянова

Методическая разработка "Игры-забавы для детей раннего возраста"

Эмоционально-положительные реакции у детей появляются очень рано.

Ученые заметили, что к концу первого года ребенок начинает понимать шутку-интонацию и шутку-действие и выражает стремление шутливо обманывать и пугать взрослых. В начале второго года жизни у детей появляется чувство комического, которое выражается в том, что ребенок начинает замечать искажение человеческого лица и необычное движение (Д. Ф. Николенко, О. И. Никифоров и др.)

Самым сильным эмоциональным раздражителем для малыша является человек – его улыбка, прикосновения, ласковый голос, общение . Ученые установили, что без эмоционального воздействия на детей со стороны взрослых, малыши мало радуются, редко смеются, эмоции их очень бедны, мимика однообразна и маловыразительна. Врачи, педагоги и психологи считают, что для формирования здоровья и полноценного развития ребенка раннего возраста крайне необходимо, чтобы малыш часто радовался, улыбался, смеялся и был активен. Мы считаем, что одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста, является проведение игр-забав, которые призваны вызвать у детей радостное оживление, расширить поводы для возникновения у них эмоционально-положительных состояний, обогащать их эмоциональные переживания. Поэтому нами была составлена методическая разработка по теме «Игры-забавы для детей раннего возраста».

Цель разработки

– содействие гармоничному развитию ребенка и его эмоциональному взаимодействию с воспитателем посредством проведения игр-забав. Методическая разработка включает в себя план проведения игр-забав с детьми раннего возраста, сценарии игр-забав. В плане подробно описаны 36 игр-забав, например, «Заводные игрушки», «Пальчики пляшут», «Артист из платка», «Наш любимый мишка», «Матрешка, где ты?», «Чудесный мешочек».

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой игры-забавы включены в раздел «Музыкальные игры, развлечения и праздники». Одна из основных задач данного раздела: вызывать у детей радость, чувство удовлетворения от игровых действий.

Ни одна игра-забава не может обойтись без соответствующего оборудования. Поэтому в совместной деятельности с детьми очень важно применять игрушки – забавы.

По определению Е. А. Флериной, игрушки-забавы - «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка - «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

ПРС нашей группы пополнена игрушками-забавами. В группе имеются промышленные игрушки-забавы:неваляшки, матрешки; деревянные дергунчики; заводные игрушки; кукла – марионетка; дерево «Серпантин», «животные на бегу», клюющие курочки; кузнецы и т. д.

Сделанны своими руками:дергунчики (котик, заяц, кукла - Забава); театр игрушек - марионеток (заяц, свинка, котик, собачка, корова).

Методика проведения игр-забав


Основная формой общения с детьми раннего возраста - индивидуальное общение. По данным педагогов и психологов Е. И. Бондаренко, Р. С. Садыкова и др., эффективность эмоционального реагирования у маленьких детей гораздо выше в групповом эксперименте. Поэтому при проведении игр-забав у воспитателя появляется возможность привлечь внимание нескольких детей одновременно, способствуя тем самым установлению положительных взаимоотношений между ними.

Игры-забавы с детьми раннего возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.



При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого.


Все действия педагога целесообразно сопровождать словами:

Сначала прямыми указаниями,

Потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.

Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.

Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий.

Особая задача педагога - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:

Создают у детей хорошее, радостное настроение;

Способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;

Развивают речь детей;

Развивают мелкую моторику рук;

Знакомят ребенка с игрушками-забавами;

Обогащают эмоциональные переживания детей;

Способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.

Предлагаемая методическая разработка по играм-забавам может быть использована педагогами, работающими с детьми раннего возраста (с года до двух лет, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования.

Лучше воспринимаются малышами, когда в сценарии задействованы знакомые сюжеты — например, русские народные сказки. Сказки можно предварительно повторить на занятии, а канву сказки вставить любимые детьми упражнения и игры в детском саду.

Праздники в детском саду по мотивам сказок:

  • помогают закрепить знания о лесных животных,
  • вырабатывают умение у детей выполнять элементарные ритмические движения: топать, хлопать, выставлять ногу на пятку,
  • доставляют радость.

Публикуем сценарий музыкальног развлечения для детей раннего возраста, разработанный музыкальным руководителем — Обориной Екатериной Алькафовной, МБДОУ «ЦРР-детский сад №161» города Перми.

Сценарий праздника ВЕСЕЛЫЙ ТЕРЕМОК

Дети вместе с родителями заходят в зал, рассматривают его, затем садятся на стульчики.

Ведущий: — Какие к нам хорошие гости пришли, хочу с вами поздороваться. Приготовьте свои ладошки, будем звонко хлопать!

Ведущий проводит с детьми музыкальное приветствие.

Ведущий: — А у наших крошек славные ладошки. Родители, погладьте крошек по ладошкам!

Упражнение «Ладошечка».

Ведущий: — Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. Поедем мы на поезде.

Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес!

Ритмическое упражнение «Поезд».

Дети с родителями двигаются по залу паровозиком.

Ведущий: — Посмотрите, куда это мы попали? Наверное, в сказку! Давайте с вами присядем и посмотрим, что же будет?!

Дети с родителями располагаются перед ширмой. Звучит песня «Теремок».

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю-полю мышка бежит…
(Появляется мышка, двигается по ширме.)
Увидала теремок и говорит:

Мышка:

Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто не в высоком живет?

Ведущий: — Ей никто не ответил, и стала она одна там жить да поживать. Вот как-то мышка вышла погулять.

Мышка выходит из домика, гуляет, видит детей.

Мышка: — Ой, в домике никого нет, скучно одной. Ой, а тут столько ребят! Здравствуйте, ребята! Давайте играть в прятки.

Ритмическое упражнение «Прятки».

Ведущий: — Вот и лягушка-зеленое брюшко.

Лягушка:

Я зеленая лягушка,
Ква- Ква! Ква-ква-ква!
Я веселая квакушка!
Ква-ква! Ква-ква-ква!
На болоте я живу,
Свою песенку пою!
Здравствуйте, ребята!
Очень я люблю играть,
Предлагаю поплясать!

Ритмическое упражнение «Ручками мы хлопнем».

Лягушка: — Я тоже буду жить в теремке!

Лягушка исчезает.

Ведущий:

Лягушка с мышкой стали жить-поживать,
А из леса скачет зайчик,
Длинноухий Побегайчик.

Скачет зайчик.

Заяц:

Я зайчишка, не трусишка.
Не видать ли в поле вкусной,
Сочной, свеженькой капусты?
Здравствуйте, ребятки.
Наши детки топотали,
Ленточки все вверх подняли.

Ведущий раздает ленты.

Ведущий:

А мы ленточки возьмем,
С ними мы плясать начнем!

Дети танцуют с ленточками.

Заяц: — Я тоже в теремке жить буду.

Ведущий:

Вот живут они, не тужат,
И представьте — крепко дружат.
По тропинке шла лиса,
Всему лесу краса!

Появляется лиса.

Лиса:

Я лисичка, хвостик рыжий,
Встану к домику поближе.
Веселиться к вам пришла,
Погремушки принесла!

«Игра с погремушками».

Лиса:

Ой, как весело играли
И нисколько не устали.
Тоже в домик жить пойду,
В гости к вам еще приду.

Лиса исчезает.

Ведущий:

Стали жить да поживать,
Песни петь да танцевать!
Вышел из лесу волчок,
Греть на солнышке бочок!

Появляется волк.

Волк:

Я-то серенький волчок,
Серый хвостик и бочок!
Здравствуйте, ребята.
Я, волчок, приглашаю вас на танец «Чок да чок».

Танец «Чок да чок».

Волк:

В теремке я буду жить
Больше не с кем мне дружить!

Волк заходит в теремок.

Ведущий: — Весело в теремке зверятам живется! Тут на терем посмотреть вышел из лесу медведь.

Карточка№1

Игра : «Шла коза по мостику»

Цель

Шла коза по мостику Взрослый покачивает коленями

Вверх – вниз.

И виляла хвостиком Взрослый поворачивает ребенка из

Стороны в сторону.

Зацепилась за перила. Вновь покачивает.

Прямо в речку угодила, плюх! Имитирует падение в ямку.

Карточка№2

Игра : «На лошадке»

Цель : развитие доверительных, партнерских отношений.

По кочкам, по кочкам, Взрослый резко поднимает и

По маленьким кусточкам, опускает колени.

На молодой лошадке

В горку трюх, трюх, трюх! Взрослый вытягивает вперед

И на старой кляче ноги и скатывает по ним ребенка.

С горки – бух!

Карточка№3

Игра : «Карусели»

Цель : обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра! кланяются друг другу!

Карточка№4

Игра : «Маленькая птичка»

Цель : развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Карточка№5

Игра : «Гуси летят»

Цель : слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят! - Летят!

Мухи летят! - Летят!

Воробьи летят!- Летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают : - Летят!

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит :

Не летят! Не летят!

Игра : «У оленя дом большой» ---Карточка №6

Карточка№6

Игра : «Зайчик»

Цель : развитие пространственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять, Игрушка вверх – вниз,

Вышел зайчик поскакать.

Огляделся, повертелся, Влево, вправо.

Посмотрел наверх и вниз,

Пробежался, забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? Спрячьте игрушку за спину.

Карточка№7

Игра : «Попрыгунчик»

Цель : развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. Сидя на корточках, накройте голову руками.

Дверка открывается. Медленно приподнимаются руки над головой.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! Подпрыгивает, вытягивая руки вверх.

Попрыгунчик там!

Карточка№8

Игра : «Солнечные зайчики»

Цель

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

Карточка№9

Игра : «Цап »

Цель : снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

На горе стояли зайцы, Водить по ладошке

И кричали – прячте пальцы : цап! «цап» сжать ладошку малыша.

Карточка№10

Игра : «Кукушка»

Цель : развить воображение, повышение настроения.

Летела кукушка мимо сада, Машут руками

Поклевала всю рассаду, руками клюют, на др. руке

И кричала –ку-ку мак! Клюв из пальчика

Зажимай один кулак 2-3 раза повторить.