Как сделать свой почерк красивее? Как сделать почерк красивым: секреты каллиграфии.

Красивый почерк – явление редкое, особенно в наше время. Это в девятнадцатом веке в школе был такой предмет, как каллиграфия, на котором детей учили выводить каждую буковку. Тогда в этом была необходимость: принтеров и ксероксов не было, вся документация писалась и размножалась вручную. И, чтобы можно было понять написанное, почерк у писавших должен был быть четкий, понятный, ровный и красивый. Сейчас, в век компьютерных технологий, люди постепенно утрачивают умение писать от руки. А тем более – писать красивым каллиграфическим почерком. Даже в системе образования в наше время почерку придается не такое значение, как раньше.


С одной стороны, это правильно: не всем малышам даются ровные буквы, к тому же есть более важные и нужные умения. С другой стороны, способность красиво писать еще никому не мешала, а многим собственный красивый почерк доставляет немалое удовольствие.

Что же делать? Как научиться писать красивым почерком? Это вполне возможно при наличии желания и некоторой усидчивости. Хотя некоторые считают, что умение красиво писать - врожденное качество и тому, кому не повезло им обладать, не стоит и пытаться. На самом деле это не совсем так. Хотя существует некоторая природная предрасположенность к красивому почерку, так же, как существуют способности к рисованию или сочинению музыки, но можно эту предрасположенность в себе развить. До уровня умения или даже мастерства. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!

Советы для тех, кто пишет не лучше, чем курица лапой, обозначая буквы невнятными и неупорядоченными символами, которые невозможно прочитать.

  1. Практикуйтесь. Пишите как можно больше. Причем делать это надо с полным вниманием: медленно, сосредоточено, выводя каждую буковку.
  2. Купите пропись. Ту самую, в которой рисуют свои палочки, кружочки и крючочки первоклассники. Заодно вспомните детство. Это методика, проверенная десятилетиями и реально работающая. Ваше преимущество перед первоклассником заключается в том, что вы, в отличие от него, будете заниматься не из-под палки, а по доброй воле, с энтузиазмом и желанием. Поэтому и результаты ваши должны быть более значительные, чем у первоклассника. Хотя бы по сравнению с вашими собственными результатами в этом возрасте.
  3. Переходите к тетради. Когда заполните пропись, можете купить еще одну и снова ее заполнить. В том случае, если вам понравилось или, наоборот, вы не очень довольны результатом и хотите его улучшить. После прописи, где вы пишете крючочки по специальным линеечкам, можно переходить к написанию их в обычной тетради. Лучше взять школьную тетрадь в линейку, такую, где есть обычная линия, но нет вспомогательной. Теперь пишите то же самое, что писали в прописи, только в этой тетради. Сравните результат. Если результат в тетради хуже, старайтесь еще.
  4. Отдельные буквы. В прописи и в тетради вы писали палочки, крючки и прочие загогулины, и только в конце – буквы. Теперь сосредоточьтесь на написании отдельных букв. Берите любую букву и начинайте ее выводить. Строчную, заглавную, снова строчную, снова заглавную и т.д. Обычно обнаруживается, что какие-то буквы получаются лучше, какие-то хуже. Те, которые получаются хорошо, вы готовы писать хоть целый день, а те, которые не получаются, вызывают у вас раздражение, переходящее в ненависть. Расслабьтесь. Глубоко вдохните. Выдохните. И продолжайте работать над нелюбимыми буквами до победного результата.
  5. Не торопитесь. Вряд ли у вас получится писать красивым и безупречным почерком через пару дней занятий. Настройтесь на долгий процесс. Но не превращайте это в неприятную обязанность. Занимайтесь с удовольствием. Тогда и результат придет быстрее, и от процесса вы получите удовольствие.
  6. Развивайте мелкую моторику пальцев. Это помогает сформировать красивый почерк. Занимайтесь любыми действиями с мелкими предметами: плетите из бисера, вяжите крючком, лепите поделки из пластилина и глины, уделяя особое внимание мелким деталям.
  7. Рисунки. Рисование, особенно рисование мелких предметов и деталей также помогает улучшению почерка. Так что как можно больше рисуйте, для начала лучше рисовать ручкой. Можно не рисовать, а обводить рисунки. Найдите какое-нибудь графическое изображение с обилием деталей, и начинайте обводить все линии. Еще можно заняться штриховкой, это тоже будет очень полезно. Купите книжку-раскраску и заштриховывайте рисунки небольшими и ровными параллельными линиями.
  8. Работайте не только запястьем. Если при письме вы используете только запястье, а мышцы предплечья в работе не задействованы, вам будет трудно добиться красивого почерка. Ведь у вас не будет нужного размаха, амплитуды, и, соответственно, плавности и округлости.
  9. Следите за осанкой. Правильная осанка при письме важна не только для вашей стройности и здоровья позвоночника, но и для красивого почерка. Если вы сутулитесь, опускаете одно плечо или вытягиваете шею вперед, в вашем теле возникают ненужные зажимы и лишнее напряжение, которое мешает писать легко и свободно.
  10. Тренируйтесь в воображении. Вы должны очень четко представлять, как выглядит та или иная буква, как прорисовываются соединения букв, каким должно получиться все слово целиком. Заниматься подобными воображаемыми тренировками навыков письма можно в любое время и в любом месте. Например, если вы застряли в пробке или сидите в очереди у стоматолога. После того, как буква или слово нарисованы в воображении, можно очертить их контуры пальцем на любой поверхности или в воздухе. В очереди у стоматолога лучше этим не заниматься. Ваши действия могут вызвать у медсестер подозрения.
  11. Пишущие инструменты. Когда более или менее освоите обычную шариковую ручку, попробуйте писать другими инструментами: простым карандашом, цветными карандашами, пером, которое нужно окунать в чернильницу, перьевой ручкой, фломастерами и даже красками при помощи кисточки. Зачем это нужно? Во-первых, эти занятия могут принести вам немалое удовольствие. Возможно, вы даже погрузитесь в состояние медитативного транса, как бывает у буддистов, рисующих иероглифы специальной кисточкой. Это хорошее упражнение для снятия стресса. Во-вторых, таким образом вы закрепите приобретенные умения и, возможно, разнообразите и украсите свой почерк.
  12. Фирменный стиль. Когда у вас начнут получаться ровные, достаточно красивые и во всех смыслах приличные буквы и даже целые слова, стоит задуматься о выработке вашего собственного, оригинального и непохожего на другие, почерка. Ведь почерк, которому учат в прописи, при всей своей ровности и понятности, не очень подходит взрослому человеку. А мы стремимся к тому, чтобы почерк был не только понятным, но и красивым. Подумайте, как его можно украсить. Возможно, вы удлините какие-то вертикальные линии, добавите черточки над некоторыми буквами, внесете какие-то завитки и другие элементы украшения. Ваш почерк может быть крупным и округлым, мелким и вытянутым, среднего размера и приземистым. Считается, что почерк зависит от характера человека. Возможно, это и так. Вы можете изменить что-то в своем почерке и повлиять тем самым на свой характер или просто его украсить.
Исправить почерк в лучшую сторону вполне реально. Нужно просто проявить терпение и упорство в развитии каллиграфических способностей.

Улучшить почерк – значит сделать его более выразительным, каллиграфическим, более понятным для чтения и приятным восприятия. Если у вас далеко не идеальный почерк, то начать занятия по его улучшению нужно с анализа исходных данных, а именно: ответить на вопрос, чем плох тот почерк, которым вы владеете.

Обладая достаточно развитой самокритикой, с анализом можно справиться самому. Для этого, взять страничку с текстом, написанным собственноручно и дать объективную оценку тому, что у вас перед глазами.

  1. Буквы слишком мелкие, слишком большие, либо разной высоты;
  2. Наклон чрезмерно скошен вперед, назад, или вообще отсутствует;
  3. Нажим слишком сильный, или слишком слабый;
  4. Соединение букв отсутствует или неоднородно;
  5. Какие-то буквы написаны просто невыразительно, а какие-то вовсе нечитабельны, написаны с отклонением от норм каллиграфии.

Что касается пункта 5, то его лучше анализировать с посторонней помощью, потому что человек привыкает к своему почерку и зачастую не понимает, почему для других людей он не читабелен.

Итак, анализ исходных данных сделан. Он и будет той программой-минимум, которую надо выполнить посредством занятий для улучшения почерка.

  • Если буквы слишком мелкие, слишком крупные или разной величины, значит надо заново учиться писать ровными буквами, используя обычную ученическую тетрадку-прописи, чтобы не выходить за рамки горизонтальных линий.
  • Если наклон слишком скошен вперед, назад или вообще отсутствует, то необходимо обзавестись стопкой тетрадей в косую линейку и методически работать над написанием слов и букв под правильным наклоном. Кстати, графологи утверждают, что манера письма с наклоном вперёд - признак сердечности, эмоциональности; а почерк с наклоном назад - признак холодности и сдержанности. Так что, кроме улучшения почерка вы еще и узнаете кое-что о себе с точки зрения графологии.
  • Если нажим слишком сильный, значит нужно учиться контролировать то, как вы держите ручку. Не надавливайте на нее, учитесь держать ее непринужденно. Следить, чтобы во время письма шея, плечи, руки были расслаблены, а осанка была бы правильной.
  • Если соединение букв отсутствует, либо оно неоднородно, рекомендуется упражняться в написании букв, используя метод «безотрывного» письма. Он предполагает соединение букв, не отрывая ручку от бумаги. Кроме того, вам опять же пригодятся прописи для отработки написания соединительных элементов.

Труднее всего, конечно, справиться с отдельными буквами. Их нужно учиться писать заново по всем правилам каллиграфии, выводя все элементы от начала и до конца. Заниматься этим нужно систематически, но без принуждения. Чтобы в написании букв задействовать механическую память, придется писать отдельные буквы и отдельные слова по нескольку страниц до победного результата.

Еще несколько практических советов:

  • Сформировать красивый почерк помогают упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев. Это любые действия с мелкими предметами: плетение, вязание, лепка и пр.
  • Определите цель, к которой вы стремитесь: каким вы хотели бы видеть свой почерк. Выберите желаемый вариант из образцов рукописных или компьютерных шрифтов. Создайте образец на листе бумаги, а затем тщательно имитируйте выбранный стиль письма.
  • Выберите для тренировок прозу или стихи классиков – так вы не только улучшите почерк, но и повысите свой культурный уровень.
  • Если вы владеете техникой медитации, используйте ее для работы над совершенствованием почерка. Представляйте, как вы ровно и красиво пишете. Придумайте соответствующую аффирмацию, чтобы ускорить желаемый результат.
Раздел:

Красивый и аккуратный почерк становится все большей и большей редкостью. Компьютер есть уже, пожалуй, в каждом доме и уж точно в каждом офисе, так что подавляющее большинство текстов и посланий не пишутся от руки, а набираются на клавиатуре.

Впрочем, для двух категорий граждан – школьников и студентов – этот вопрос более чем актуален. Для первых написание а-ля «курица лапой» чревато низкими оценками, а у вторых к этому добавляется еще и неспособность прочитать собственный конспект. Да и многие из взрослых предпочли бы иметь красивый почерк.
Если ваша задача - улучшить почерк и научиться красиво писать, настройтесь на тренировки, несложные, но регулярные. Для начала присмотритесь к тому, как вы пишете. Возможно, причина плохого почерка - слишком сильный нажим, и как следствие – быстрая утомляемость. Если ручка продавливает тетрадный лист так, что он становится ощутимо неровным – значит нажим чрезмерный. Нужно меньше давить на ручку, а также чаще делать перерывы и гимнастику для рук.

Если вопрос «Как улучшить почерк?» возник у вас относительно ребенка – все советы и рекомендации, приведенные здесь, тоже подойдут. Однако для детей, только осваивающих письмо, одним из самых важных факторов будет то, насколько правильно они держат ручку. Неправильная постановка руки при письме приводит к тому, что ребенок быстро устает и тут уж не до красоты. Чтобы избежать этого, можно приобрести ребенку специальную ручку с «подсказками» - углублениями для пальцев. Такую ручку будет удобно держать лишь правильно. Взрослым и старшим школьникам для уроков чистописания лучше взять перьевую ручку с чернилами.

Кроме того, детям нужно помочь развить мелкую моторику рук, которая играет большую роль в каллиграфических способностях. Моя учительница начальных классов в свое время для этого рекомендовала всем родителям подключать своих детей к перебиранию различных круп перед приготовлением (рисовой, гречневой). Сейчас крупы никто не перебирает, но появилось множество других методик для развития мелкой моторики.

Первое правило того, кто хочет улучшить свой почерк – писать нужно медленно, конспектирование на лекциях и совещаниях ситуацию не улучшит, скорее наоборот. Так что научиться красиво писать без отрыва от производства не получится - тренироваться придется отдельно.

Для того чтобы вспомнить правильное начертание букв, придется вернуться к основам – к «Прописям». Покупать их вовсе не обязательно – достаточно скачать шрифт с названием Primo, а после набрать и распечатать любой нужный текст. Результат будет точь-в-точь как в «Прописях».

Для тренировок лучше выбирать стихи классиков – так можно не только улучшить почерк, но и повысить свой культурный и образовательный уровень. Особенно это важно, если вы работаете над почерком ребенка. Высокую поэзию наподобие «Мама мыла раму» лучше заменить на «Мороз и солнце; день чудесный!».

Для сторонников позитивного мышления подойдут всевозможные аффирмации как отличный способ сочетать полезное с очень полезным. Еще одна знаменитая фраза поможет отработать правильное написание букв: «Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю», ее особенность в том, что тут встречаются все 33 буквы русского алфавита.

В качестве тренировки можно просто переписывать тексты, поглядывая на образец и стараясь писать буквы ровно. Поначалу не нужно гнаться за скоростью – не важно сколько времени уйдет на написание одной строки, важно лишь чтобы написано было красиво. Скорость начинайте увеличивать только тогда, когда качество написания будет вас устраивать.

Для первых занятий можно распечатать все тем же «письменным» шрифтом Primo несколько стихотворений на принтере и, положив наверх тонкий лист бумаги, обводить буквы – это упражнение поможет, что называется, набить руку.

Можно принять за образец почерка не стандартные «Прописи», а почерк, который вам нравится, где бы вы его ни встретили – у знакомого или же это автограф кого-то из знаменитостей. В этом случае нужно иметь пред глазами несколько строк, идеально, с вашей точки зрения, написанных.

А еще работа над улучшением почерка – это отличный повод взять в руки цветные карандаши и прикупить несколько раскрасок. Почему бы не вспомнить детство? Раскрашивание – отличное вспомогательное упражнение для тех, кто твердо решил сделать свой почерк красивее. А как будут рады дети! Совместное художество сплотит семью. Чтобы эта работа была эффективной, не «выступайте» за линии и следите, чтобы штрихи были ровными и аккуратными. Вы удивитесь, когда обнаружите, что такое «детское» занятие требует сосредоточенности и ловкости рук.

Еще один секрет красивого почерка – совершенно ни к чему настраиваться на исключительно «безотрывное» письмо. Если соединять буквы правильно, ручку можно и отрывать от бумаги – ничего страшного не случится. А вот уставать рука будет меньше.

Ведите дневник, ежедневник, записывайте свои мысли, а также желания и цели. В «нарядной» тетрадке вы, безусловно, будете стараться писать красивее. Берите ее в руки только тогда, когда у вас достаточно времени, чтобы не торопясь и красиво написать несколько важных фраз.

А еще, стараясь улучшить почерк, не переусердствуйте. Графологи утверждают: безупречный каллиграфический почерк – признак человека исполнительного, серьезного и… немного скучноватого, лишенного творческого подхода. Так что ваши «родные» закорючки, возможно, не так уж и плохи. Если ваш почерк разборчив и легко читается, это уже хорошо.

Красивый почерк – необязательное, но очень полезное умение. Четкое написание слов школьниками помогает учителям и родителям хорошо разбирать слова, а самому ученику – лучше ориентироваться в своих записях и запоминать грамматические правила. Сегодня мы узнаем, какие факторы влияют на формирование почерка, и рассмотрим несколько упражнений и советов для выработки красивого письма.

Формирование почерка

Формирование почерка – довольно длительный процесс. Оно начинается еще в дошкольном возрасте (когда ребенок впервые берет в руки ручку/карандаш и пробует что-то изобразить) и заканчивается в возрасте 20-25 лет. На процесс формирования и закрепления почерка влияют:

  • Анатомические и физиологические особенности ребенка. Какой рукой он пишет (правой, левой, обеими), как держит ручку при письме, какого размера у него ладони и пальцы рук, какова привычная поза при написании текстов и пр.
  • Тип темперамента. Влияет на характер, усидчивость, способность долго и кропотливо работать, которые в свою очередь формируют тот или иной почерк. Например, дети-холерики находятся в постоянном движении, не способны длительное время выполнять однообразную работу, быстрые. Поэтому почерк у таких детей очень часто неразборчивый, буквы неровные, «скачущие», имеют разный размер. У флегматиков, напротив, написанные слова и строки получаются ровными, четкими, зачастую небольшими, но одинаковыми и очень аккуратными. Что объясняется их спокойной натурой, умением неторопливо и обстоятельно выполнять любую работу, долго заниматься одним видом деятельности.
  • Качество и количество письменной практики. Чем чаще ребенок будет писать и при этом стараться, тем более четким и красивым будет его почерк. Под качеством письменной практики понимается правильная поза при письме, удобное расположение листа бумаги на плоскости и усидчивость ученика.

Влияние этих факторов определяющие, но вполне поддается коррекции. Специальные упражнения и простые хитрости помогут сформировать у ребенка идеальный почерк или исправить недостатки письма у старших школьников и взрослых.

Советы и упражнения для красивого почерка

Чем раньше начинается серьезная тренировка почерка, тем более четким и красивым он будет. С возрастом выправить письмо сложнее, но вполне реально, если иметь огромное желание и не жалеть сил.

Главное – желание


Желание иметь каллиграфический почерк – отличная мотивация для того, чтобы приступить к упражнениям и тренировке. Но дети очень часто не стремятся писать четко и красиво, а некоторые даже не понимают, зачем это нужно, ведь мы живем в век компьютерных технологий. В этих случаях замотивировать ребенка можно одним из следующих способов:

  • Рассказать о значимости четкого почерка. Аккуратное и красивое письмо позволяет лучше разбирать написанное как самим учеником, так и посторонними людьми, развивает творческие способности, может приносить дополнительную пользу школьнику (например, ребенка будут просить подписывать плакаты, стенгазеты и пр.).
  • Ввести систему поощрений. Привлечь ребенка к сотрудничеству в работе над почерком можно, пообещав ему покупку желанной вещи за успешное выполнение заданий, освободив от части обязанностей по дому и т.д.
  • Сыграть на гордости ребенка. Если ученик любит быть во всем первым и стремится к успеху в разных областях, то можно показать ему, что красивый почерк вызывает восхищение других людей, является образцом для подражания и т.п.

Развиваем мелкую моторику

Хорошая мелкая моторика рук позволяет более уверенно управляться с письменными принадлежностями, что способствует выправлению почерка. Развить этот навык помогут:

  • Занятия с пластичным материалом. Это пластилин, глина, соленое тесто и т.д. Достаточно несколько раз в неделю вылепливать какие-нибудь фигурки, постепенно усложняя задачу и добавляя мелких деталей.

  • Бисероплетение, перебор бусинок. Детям дошкольного возраста можно давать специальные развивающие игрушки, в которых необходимо передвигать небольшие шарики с одного места на другое. Более старших детей можно занять рукоделием: созданием бус и браслетов, плетением различных фигурок и украшений из бисера, вышиванием бисером.
  • Складывание пуговиц различного диаметра. Важно, чтобы упражнение выполнялось обеими руками одновременно.
  • Соединение точек. Это на вид простое упражнение позволяет развивать координацию движений, наладить контакт глаза-руки, научить выполнять точные действия на бумаге. Можно использовать готовые точечные/пунктирные рисунки из детских книжек или создать контур для соединения самостоятельною.
  • Массаж пальцев рук. Можно выполнять самостоятельно: тщательно разминать каждый палец второй рукой.

Прописи

Это идеальный вариант для тренировки красивого почерка для детей любого возраста и даже взрослых. Регулярное и старательное написание букв по образцу способствует закреплению навыка писать определенным образом.

ВАЖНО! Записи в прописях должны проверяться. Если ребенок сильно отклоняется от заданного образца, необходимо исправить неточности, показать, как писать правильно, направить руку. Объяснение может быть словесным, сопровождаться демонстрацией правильного написания символа, ведением руки ребенка рукой взрослого.

Срисовывание (копирование)

Еще один отличный способ выправить почерк – срисовывание (копирование) различных символов и изображений. Для начала ребенку даются простые образцы, (например, перерисовать геометрическую фигуру на клеточную бумагу), далее задача усложняется (дается нелинованный лист, в изображении добавляются детали и пр.).


Выводим каждую буковку

Для тренировки почерка важны старательность и усидчивость. Ребенку необходимо тщательно выводить каждый знак, стараясь максимально приблизить его написание к образцовому. Хорошо помогут в этом видеоуроки, где детально показывается, как нужно писать ту или иную букву (можно использовать алфавит абсолютно любого языка). Сначала ученик просто просматривает, как нужно писать. Затем выполняет действия совместно с видео. И, наконец, выводит символы по памяти.

Можно установить время написания каждого вида буквы в секундах (например, 5-6 секунд). Ребенок не должен тратить на выполнение действия меньше установленного времени. Это обеспечит необходимые аккуратность и тщательность.

Выбираем удобные письменные принадлежности

Наверняка вы замечали, что от типа ручки или карандаша, которыми мы пишем, зависит красота и четкость почерка. Именно поэтому важно подобрать удобные принадлежности для письма: попробовать ручки с разным типом пасты, с разной толщиной стержня и корпуса. Важным фактором также является размер ручки/карандаша и тип бумаги. Последняя не должна быть слишком тонкой или чересчур прозрачной (видны символы, написанные на предыдущей странице).

Выбираем удобную позу

Очень важно, чтобы ученик тренировал свой почерк в правильной позе. Спина прямая, пишущая рука полностью лежит на столе (недопустимо, чтобы свисал локоть). Выполнять упражнения необходимо строго на твердой поверхности. Остальные нюансы позы (наклон головы, поворот туловища, расположение ног и т.д.) подбираются самим школьником в зависимости от того, как ему наиболее удобно.

Несколько секретов красивого почерка

Иногда достаточно исправить малозначительные моменты, чтобы почерк стал четким, красивым, понятным. Для этого существуют некоторые хитрости:

  • Старайтесь писать буквы ровно, без наклона. Прописные буквы не всегда красивее печатных, а неправильные соединения часто портят всю картину. Написание символов без наклона визуально сделает почерк деловым, четким и компактным.
  • Все буквы должны быть одного размера. Только заглавная буква имеет отличия, остальные – должны иметь одну высоту и схожую ширину. Для тренировки можно расчертить лист на тонкие полосы и писать буквы в пределах одной строки, ограниченной сверху и снизу.
  • Между словами должно быть достаточное расстояние. Не делайте пробел слишком коротким – это может привести к тому, что слова будут сливаться в один сплошной текст. Для начала можно делать расстояние равное кончику ручки/карандаша, просто подставляя его к последней букве слова. Далее необходимый пробел будет ставиться автоматически.
  • Старайтесь использовать как можно меньше сокращений. Особенно это актуально для текстов, которые будут читаться другими людьми. Сокращения визуально делают слова и предложения обрубленными да и просто могут быть непонятны.

Больше практики!


И наконец, последний, но не менее важный совет - обеспечьте ребенку максимум практических упражнений. Всячески поддерживаете его желание улучшать свой почерк, хвалите за успехи и не критикуйте, если что-то не получается. Пусть в доме всегда будут прописи, большое количество бумаги и письменных принадлежностей различных типов.

Можно превратить упражнения для почерка в увлекательную игру или соревнование. Чаще просите школьника писать письма, списки покупок, подписывать открытки и пр. Если что-то возможно написать от руки, а не напечатать на компьютере, то обязательно настаивайте на первом варианте.

Ровный четкий и красивый почерк - предмет гордости для школьника. Он существенно облегчает понимание написанного текста, способствует развитию творческих способностей и лучшему запоминанию грамматики. Во многом тип почерка определяется природными характеристиками человека, но при большом желании и усидчивости можно выработать идеальное написание в любом возрасте.

Обучая письму, традиционная школа последовательно придерживается двух своих основополагающих принципов: во-первых, обучать неэффективно, а во-вторых, обучать не тому, что могло бы пригодиться в дальнейшем. В самом деле, так ли уж часто в реальной жизни возникает необходимость написать что-либо каллиграфическим шрифтом?

Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», безо всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

Я предлагаю целенаправленно обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. С этой целью я разработал еще один (TrueType) шрифт под названием Tempo , который и представляю на этой странице. Он выглядит следующим образом:

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

В принципе, этим шрифтом можно написать безотрывно любое слово русского языка. Но на практике, это делать совершенно необязательно. Если ваш способ держать ручку больше похож на «модерн», чем на «классику», то ваша рука поневоле передвигается по листу бумаги скачками. Во время этих скачков ручка неизбежно отрывается от бумаги. А раз так, то и писать соединительную линию, на которую пришелся такой отрыв, разумеется, не нужно. Весь смысл соединительных линий состоит в том, что они позволяют писать безотрывно и за счет этого увеличивать скорость письма. А если отрыв всё равно произошел, то никакого смысла в соединительной линии нет.