Как научить ребенка кушать ложкой комаровский. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Прежде чем задаваться вопросом, как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно, есть смысл рассмотреть различия между тем, что такое ложка для вас и чем она является для вашего малыша.

Ложка + сноровка: трудно ли малышу освоить новый инструмент

Чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно отучить его ее грызть

Для вас – это привычный столовый прибор, которым вы пользуетесь ежедневно. Для малыша – новое «орудие» для действия, к которому он ещё не успел приспособиться. То, что является для вас обыденным и простым действием, от крохи требует немалого напряжения.

Конечно, вы подпаивали своего грудничка водичкой с чайной ложечки, и когда только начинали прикорм, вам пришлось учить его есть с ложечки, но тут совсем другое дело, тут придётся учиться самому!

Ложка «устроена» таким образом: ею надо зачерпнуть еду, поднять вертикально без наклонов и переворачиваний, а только потом отправить в рот по горизонтальной линии.

Но малыш привык пользоваться «невооружённой» рукой – сразу в рот, по прямой. Значит, ребёнок должен перестроить привычное ему движение руки, а для этого понадобится определённое время. Должна выработаться та самая сноровка, без которой ложка мимо рта и попадает. Сноровка сразу и ниоткуда появиться не может, так же, как привычка есть самостоятельно.

Сначала маленький человек будет воспринимать ложку как продолжение собственной руки: он станет захватывать её как можно ближе к «чашечке» -углублению (порой и саму «чашечку») и, зачерпнув чуть пищи, попытается доставить её в рот по косой, словно ложки у него в руке нет вовсе.

Это происходит ещё и оттого, что внимание малыша сконцентрировано на самой еде, а не на «орудии», доставляющем эту пищу. Естественно, большая часть того, что манюня должен съесть, при таком подходе остаётся на столе, на полу, где угодно, но только не в намеченном конечном пункте – во рту.

Не расстраивайтесь, а уж тем более не ругайте ребёнка! Постепенно, через короткое время, кроха уловит связь между тем, ЧЕМ он действует, и тем, НА ЧТО это действие направлено: ложка – пища – рот. Успех не придёт мгновенно, он будет проявляться от случая к случаю, пока рука юных джентльмена или леди не приспособится к свойствам нового «орудия» — ложки — в достаточной степени и не научится правильно её держать.

Будьте готовы к тому, что действия эти ещё долгое время будут оставаться несовершенными и отрабатываться в дальнейшем «по ходу пьесы». И, конечно, помощь ваша в этом увлекательном освоении нового предмета будет неоценима, т. к. каждое новое умение — существенный шаг, влияние на интеллектуальный уровень развития вашего чада. И в освоении этого шага – перехода от младенческого прикорма к полноценной самостоятельной еде — у вас, помимо желания «научить», должны быть ещё и помощники.

В процессе обучения маме придется много стирать — ребенок будет пачкать едой все вокруг

Время

  • Время-возраст. Возраст малыша подскажет, когда можно начинать переход от прикорма к самостоятельному питанию. Если вашему малышу уже исполнился год, то время приучения его к ложке пришло – пора давать «ложечную» инициативу в молодые руки! Исключения по возрасту могут составить те случаи, когда манюню нужно срочно подготовить к яселькам. Тогда начало обучения придётся на возраст 8-9 м-цев, и то, если малышок уже уверенно сидит сам, без какой-либо поддержки. Родителям не стоит особо переживать: то, чему малыш не доучился дома, он легко освоит в группе сверстников. Конечно, в этом возрасте откусывать и пережёвывать еду малыши ещё не способны (они только учатся этому при помощи кусочка хлеба и печенья), но продолжать кормить его через соску попросту вредно: задержка на этом этапе приведёт к отказу от любой пищи, которая не течёт в рот, т. к. частицы твёрдой пищи будут вызывать рвотные спазмы. «Правильный» малыш, получая пюре-кашеобразную пищу с ложечки, инстинктивно сделает пару-тройку жевательных движений перед её проглатыванием.
  • Время-режим. Соблюдение общего режима дня, в частности, режима питания помогает выработать условный рефлекс у желудка: желудочный сок вырабатывается в определённое время, значит, в это время ребёнок чувствует голод и готов «пойти на уступки» в виде того, чтобы попытаться сделать несколько зачерпываний ложкой самостоятельно.
  • Время-ритуал. Повторяющийся изо дня в день в одно и то же время ритуал подготовки к обеду поможет крохе осознать важность предстоящего действия. Когда наступает час кормления, крохе обязательно надо сообщить: «Сейчас будем кушать!», вымыть руки, посадить за стол, повязать салфетку, поставить перед ним его посуду и вручить в одну руку ломтик хлеба, а в другую – его ложку.

Терпение

Придётся многое терпеть. Потерпеть лужи и кляксы от еды вокруг будущего эстета. Придётся потерпеть и капризы, если малыш отказывается есть новую пищу или выплёвывает с любовью приготовленный суп-пюре. Призовите своё терпение тогда, когда ваше чадо пытается есть из тарелки прямо руками. Просто вытрите ему руки и вновь вручите ложку.

Вам очень понадобится ваше терпение, когда по вашим «прикидкам» или по мнению бабушек, соседей и пр. любимое щекастое солнце не доедает, не допивает. Только в этом случае терпение надо распространить на себя: не впихивайте в малыша больше, чем он хочет съесть!

Его организм пока ещё сам диктует «правила игры» с едой – дети этого возраста не знают понятий анорексии и уморить себя голодом не способны!

Зато вы вполне способны своими действиями развить у ребёнка чёткое неприязненное отношение к процессу еды или же вырастить многокилограммового обжорку. Ни то, ни другое не пойдёт малышу на пользу, сдерживайте себя, не надо кормить его насильно!

Настойчивость

Мама учит ребенка правильно укладывать пищу на ложку

Это разумное действие идёт рука об руку с вашим терпением.

Проявите это разумное действие, даже если малыш требует «подать сюда Ляпкина-Тяпкина» в виде привычной бутылочки: сначала едим из ложки, а потом доедаем из бутылки! Дождитесь того момента, когда «домашний деспот» перестал истерить и морально готов приучаться к новому стилю питания, и предложите ему начать трапезу с ложкою в руках.

Настойчиво показывайте ребёнку поэтапный «путь следования» ложки: зачерпываем, поднимаем, несём ко рту.

И учимся держать ложку правильно! Не «душим» её у углубления, а перехватываем за черенок. Лучше всего усваивается этот приём, если кулачок малыша находится в вашей ладони и именно вы делаете те необходимые поступательные движения своей рукой, помогая пище из тарелки попасть в рот «галчонку».

Чтобы чадо-чудо не забывало о полученных вчера навыках, вы сегодня терпеливо и настойчиво будете «рекомендовать» малышу вновь справиться с непослушной ложкой, так же, как будете это делать завтра и послезавтра, столько, сколько ему нужно для усвоения навыка.

Исключениями в процессе обучения могут стать лишь дни, когда бедолажка заболел и отказывается есть самостоятельно (например, режутся зубки) или попросту очень устал. В этом случае мама имеет полное моральное право покормить малыша сама, но всё равно, — с ложечки!

Есть ещё правильный вариант, часто используемый родителями, это принцип «две в одной», когда в тарелке у ребёнка две ложки: одной он с удовольствием «орудует» сам, а вторая «на подхвате» у мамы или папы.

Если чудный ребёнок устал «орудовать», то родительская ложка «поможет» ему доесть остаток пищи до самого дна со спокойной настойчивостью.

Здравствуйте, дорогие родители. Ваш малыш подрастает, рано или поздно наступит момент, когда понадобится приучать карапуза к процессу самостоятельного кормления. Запаситесь терпением и внимательно изучите все рекомендации по приобретению данного навыка малышом. Вы должны понимать, что всё необходимо делать правильно и своевременно, иначе можете столкнуться с тем, что ребёнок будет противиться вашему процессу обучения.

Признаки готовности

Очень важно убедиться в том, что малыш действительно готов переходить от кормления с ложечки к самостоятельному обслуживанию. Родители должны понимать, что все детки индивидуальны. Один малыш может проявить интерес к ложечке ещё в полугодовалом возрасте, тогда, как другой и в два с половиной года будет отказываться брать ложку в свою ручку. Маме нужно будет понаблюдать за ребёнком, выявить признаки готовности:

  • малыш проявляет интерес к еде;
  • начинает кушать ручками;
  • самостоятельно берёт и тянет в ротик кусочки хлеба, фрукт, печенье;
  • пытается вырвать ложечку из маминой руки.

Когда ребёнок кушает самостоятельно

При выборе подходящего возраста для начала процесса самостоятельного обслуживания в процессе кормления, необходимо учитывать все особенности развития и личные характеристики вашего карапуза.

Нужно понимать, что в возрасте шести месяцев, даже если малыш проявляет интерес к ложечке и пытается её забрать у мамы, ему ещё рано начинать кушать без сторонней помощи. Ребёнок ещё не сможет координировать свои движения, максимум чего вы добьётесь – еда будет находиться где угодно, но практически не попадёт в ротик к крохе.

Однако, не нужно слишком затягивать с процессом обучения. Некоторые мамочки так привязаны к своим деткам, сильно их опекают и долго не могут свыкнуться с мыслью, что малыш уже достаточно взрослый, не прекращают его кормить до трёх лет, а то и дольше. Помните, что этим вы только вредите развитию карапуза. К тому же, в трёхлетнем возрасте начинается такой период, когда ребёнок хочет всё делать наперекор маме. Дотяните до этого возраста – столкнётесь с сильным сопротивлением и капризами ребёнка.

Если вы планируете , должны понимать, что там никто не станет кормить вашу кроху с ложечки. Но стоит учитывать, что на процесс обучения вам может потребоваться не один месяц, поэтому начните заранее адаптировать карапуза к самостоятельному обслуживанию во время еды.

Необходимые приспособления

Когда вы решили, что пора приучать малыша кушать ложкой самостоятельно, нужно позаботиться о необходимых приспособлениях. К ним относятся:

  1. Тарелка. Вашему карапузу идеально подойдёт посуда из термостойкого пластика (предназначенного для пищи). Отдавайте предпочтение красочным тарелочкам с изображением животных, машинок или персонажей из мультфильмов. На первое время лучше приобретать посуду с присоской, так будет больше шансов, что она не окажется на полу. Также пользуются популярностью тарелки, имеющие наклонное дно. Ведь, такая особенность посуды позволит ребёнку с лёгкостью справляться с зачерпыванием еды.
  2. Чашка – непроливайка. Опытные мамочки советуют использовать именно такое приспособление, а не обычную чашечку для взрослых, даже если вы приобрели маленькую двухсотграммовую. Как правило, большая часть жидкости прольётся и практически ничего в ротик не попадёт.

Обязательно убедитесь, чтоб материал, из которого изготовлена непроливайка был нетоксичным. Выбирайте чашечки с пластиковым, а ещё лучше силиконовым носиком. Не лишним будет и наличие резиновой подставки.

  1. Ложечку стоит выбирать подходящего размера. В выборе материала определись самостоятельно, но рекомендуется использовать пластиковое приспособление. Важно, чтоб у ложечки была округлая ручка, которая не будет скользить в руке карапуза.
  2. Вилка в первое время вам не понадобится. Но когда придёт время, лучше выбирать с округлыми зубчиками, чтоб малыш не смог пораниться.
  3. Слюнявчик. Возможно, вы его уже используете при кормлении малыша. Когда карапуз начнёт самостоятельно кушать, в первое время не обойтись без пролитой еды, поэтому обязательно позаботьтесь о приобретении непромокаемого слюнявчика.
  4. Ну и немаловажное значение имеет собственный стульчик со встроенным столиком. Хотя специалисты рекомендуют приобретать, как раз без столика, сажать ребёнка на его стульчик, но за общий (взрослый) стол. Таким образом, ребёнок сможет наблюдать за остальными членами семьи и брать с них пример.

Как научить ребёнка в год кушать самостоятельно

Многие родители решают начать процесс обучения именно с наступлением двенадцатимесячного возраста. При этом рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Первые блюда должны быть достаточно густой консистенции, чтоб малышу было удобнее захватывать пищу ложечкой.
  2. Поначалу вам придётся вкладывать ложечку в ручку крохе.
  3. Будьте готовы к тому, что еда часто будет пролетать мимо рта. Позаботьтесь о наличии слюнявчика, освободите пол от ковра, если такой имеется, можно застелить клеёнкой место, над которым ест малыш.
  4. Первые приёмы пищи должны наступать при условии хорошего самочувствия ребёнка. Важно, чтоб малыш был голоден на момент кормления.
  5. Очень важно хвалить карапуза за каждое верное попадание ложечки по назначению.

Вырабатываем навык самостоятельного питания

Чтобы приучить малыша кушать без вспомогательной помощи, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Начинать процесс обучения не раньше, чем вы заметите, что малыш заинтересовался ложкой, у него проснулся интерес к самостоятельному питанию.
  2. Важно не приучать кроху кушать перед телевизором в комнате, дайте понять, что приём пищи и кухня неразлучны. Идеально, если ребёнок будет есть вместе с другими членами семьи. Карапузу будет проще учиться на их примере.
  3. Никогда не поторапливайте малыша. Запаситесь терпением, может понадобиться не один месяц, пока малыш научится орудовать ложкой.
  4. Если вы видите, что первые попытки заканчиваются провалом, поддержите кроху, помогайте ему на первых порах справляться с этим нелёгким трудом.
  5. Хорошим тренировочным примером будет использование лопатки в песочнице. Она по форме и процессу манипуляций напоминает ложку.
  6. Пусть первыми блюдами, которые предстоит попробовать ребёнку, были его любимые. Не лишним будет украсить трапезу в игровой форме.
  7. Обязательно докормите карапуза, если он не осилил всю порцию или больше проронил, чем донёс до ротика.

Мой сын начал проявлять интерес к еде и ложке ещё с семи месяцев. Но приучать его я начала лишь с десяти месяцев. Хоть и этот возраст может кому-то показаться ранним. Сначала объяснила, как пользоваться ложкой. Показала, как папа кушает. Приготовила его любимую кашку. Поначалу сынок не мог даже толком наполнить ложечку, но еда практически не проливалась мимо ротика. Сажала его кушать за стульчик со встроенным столиком, но обязательно на кухне и в то время, когда у всех идёт приём пищи. Позаботилась о наличии слюнявчика, чтоб Никитушка не сильно пачкался. Первый месяц контролировала каждое движение сына, помогала, если была необходимость. Окончательно орудовать ложкой малыш научился в годик.

Учим малыша пить

Первой чашкой карапуза может стать непроливайка. Использовать её можно начиная с полугодовалого возраста, а точнее, как только ребёнок научится сидеть самостоятельно. Покажите крохе, что нужно брать в ротик носик чашечки, немного наклонять поильник и потихоньку пить, потягивая жидкость.

Однако, совсем не обязательно, чтоб у ребёнка был поильник в промежутке между бутылочкой и обычной чашкой. Вы можете попробовать сразу приучить пить с чашечки, но для этой цели придётся выбрать посуду с объёмом не больше, чем 250 мл; а процесс обучения стоит начать не раньше восьмимесячного возраста. Покажите крохе на личном примере, как нужно пользоваться чашечкой, потом предложите малышу попить с неё, при этом аккуратно придвиньте край чашки к губкам малыша и слегка её наклоните, пусть малыш попытается совершить один-два глотка. Если всё польётся мимо ротика карапуза, значит ему ещё рано пить с обычной чашечки.

Помните, что в первые разы в чашке не должно быть больше половины жидкости и обязательно это должен быть напиток, который ребёнок пил ранее.

Когда моему сыну исполнилось полгода, первым делом я решила приучить его к чашке-непроливайке. У нас была с пластиковым носиком. Сынок практически с первого раза освоил эту науку. Но уже буквально в восьмимесячном возрасте сам потянулся к чашечке. Поначалу он, конечно, проливал какую-то часть воды, но буквально за неделю, наловчился её использовать и к непроливайке больше не возвращался.

Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно

В первую очередь определитесь с выбором вида данного приспособления:

  1. Резиновая. Безопасна в применении. Хорошо подойдёт для прикормов, когда мама будет кормить карапуза. Однако, самому ребёнку будет достаточно сложно и неудобно удерживать такое приспособление.
  2. Серебряная. Может оказаться тяжёлой для ребёнка и этим будет вызывать неудобства в использовании. Большим преимуществом считается то, что серебро имеет свойство обеззараживания.
  3. Чайная или кофейная ложечка. Хороший вариант для самостоятельного приёма пищи. Она достаточно удобна и хорошо удерживается малышом.
  4. Анатомическая. Специально разработана с учётом анатомических особенностей руки ребёнка. Удобна даже для самых маленьких. Единственный минус в использовании подобной ложечки – после приучения к такому приспособлению, малышу будет гораздо сложнее привыкнуть к обычным ложкам и вилкам.

Запаситесь терпением, пройдёт немало времени, пока малыш освоит технику использования ложечки. Как правило, этот процесс происходит поэтапно:

  1. Ребёнок знакомится с ложкой, рассматривает её, может даже играться ею.
  2. Малыш наблюдает за другими членами семьи, как они используют данное приспособление.
  3. Карапуз учиться удерживать ложку, но ещё не набирает ей пищу.
  4. Ребёнок начинает самостоятельно кушать, но при этом не всегда еда доходит до ротика, малыш ещё часто промахивается.
  5. Процесс приёма пищи становится осознанным, движения стают более скоординированными. В очень редких случаях малыш терпит неудачу.
  6. Карапуз уверено и самостоятельно орудует ложечкой.

Важно хвалить ребёнка за каждое удачное попадание еды в ротик. Никогда не ругайте малыша, если он промахнулся и рассыпал еду. Будьте терпеливы, не подгоняйте ребёнка, пусть процесс приёма пищи длится столько, сколько это необходимо крохе.

Соблюдаем этикет

С самого детства нужно приучать малыша к соблюдению элементарных правил этикета. Неудивительно, что при приёме пищи также необходимы эти знания:

  1. Приучайте кроху мыть ручки перед едой.
  2. Никогда не сопровождайте приём пищи просмотром телевизора, не обкладывайте карапуза целой горой игрушек. Процесс кормления должен проходить исключительно на кухне.
  3. Разрешается играть с ложечкой только на начальном этапе знакомства. Потом игры с едой и посудой недопустимы.
  4. Соблюдайте режим. Пусть карапуз кушает строго по часам. Это приучит его к порядку, да и для процесса пищеварения это большая польза.
  5. Учите малыша, если он испачкался, вытираться салфеточкой. Объясните, если ложечка упала на пол, она уже грязная и её нельзя использовать, пока не помоете.

Ребёнок не хочет сам кушать

Бывает и такое. Тогда нужно прибегнуть к следующим советам:

  1. Если ребёнок противится, а время ещё позволяет, отложите процесс обучения на месяц, другой, а потом повторите попытку. Не стоит заставлять малыша кушать насильно.
  2. Сажайте карапуза за обеденный стол, комментируйте, что все члены семьи едят самостоятельно и ему уже пора так кушать.
  3. Ходите в гости к деткам, которые уже умеют кушать сами. Главное, чтоб возраст малышей приблизительно соответствовал годам вашего карапуза.

Главное, не сильно затягивайте с процессом обучения. Лучше успеть научить карапуза до того, как ему исполнится три года или, пока он не отправится в дошкольное учреждение.

  1. Предупредите всех членов семьи, чтоб они не кормили ребёнка.
  2. Не заставляйте карапуза самостоятельно кушать в первый раз, если у него плохое настроение или он заболел.
  3. Хорошо, если процесс обучения приходится на летний период. Так гораздо проще помыть малыша.
  4. Не ругайте карапуза, если первые попытки самостоятельного приёма пищи он будет совершать ручками, а не ложечкой.

Приучайте ребёнка кушать самостоятельно только, если он уже психологически и физиологически к этому готов. Не нужно процесс обучения начинать, когда малыш болен. Не принуждайте карапуза и не ругайте его, запаситесь терпением, может понадобиться даже полгода, пока ребёнок уверено научится орудовать ложкой. Сил вам и терпения, а также родительской мудрости и заботы!

Здравствуйте! Если ребёнок кушает сам - это отлично. Но бывает, что ребёнок отказывается есть самостоятельно и приходится ему в этом помогать. Об этом и поговорим: как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Здравствуйте, Людмила. Кушать мы научились благодаря Вашему курсу! Четко исполняя все рекомендации, потихоньку, не спеша, вводя новые правила! Даже и не заметила, как стало все получаться. Времени ушло где-то 1,5 мес.

Единственный вопрос, который остался это КАК научить ребёнка есть самостоятельно?

Мы пытались, но ложкой только играем и раскидываем еду, естественно из-за стола переместились за свой столик -играли там, но дальше размазанной каши по столу и раскрошенному хлебу дело не идёт…

1,2 ребёнку

Очень рада, когда вы делитесь своими успехами! Учитывая, что прошло всего 1,5 месяца, результаты замечательные.

Как можно научить ребёнка есть самостоятельно?

Как и в любом процессе, во взрослении ребёнка есть периоды, когда он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЙ интерес к познанию нового.

Научился ходить? Хочет ходить сам! Отталкивает руку и топает.

Дали чашку и учим пить? Хочет пить только сам и только из чашки. Уже никакие поильники, бутылочки не устраивают. В 1,2 уже немного поздновато, поэтому ребёнок видимо и не хочет сам кушать.

Что можно сделать?

  1. Обязательно кушайте всей семьей. Ребёнок должен видеть, что все взрослые пользуются столовыми приборами по назначению. Включается врожденное стремление «быть взрослым» и ребёнок начинает повторять за вами ваши движения.
  2. Ходите в гости к подругам с более старшими детьми. Пусть ребёнок везде видит подтверждение того, что взрослые детки кушают сами. У них это получается и они это делают.
  3. Всегда вначале давайте ребёнку время кушать самому. В 1,2 ребенок уже может сидеть на своём месте (идеально, если это взрослый стул, придвинутый к столу), у него есть своя чашка и свои столовые приборы. Накладывайте ребёнку еду и давайте ложку/вилку в зависимости от пищи. Сами садитесь и активно кушайте, не заглядывая в его тарелку. Не делайте тревожное лицо, выражающее «Нет, у тебя не получится. Надо тебе помочь».
  4. Столовые приборы должны быть удобными ребёнку. Сейчас много разных видов ложек и вилок продаётся: ортопедические, супер-изогнутые и т.д.
    Честно говоря, я ни одной из дочерей не покупала специальные приборы. Выдавала по возрасту: обычная вилка и вначале чайная ложка, потом десертная, и сейчас обычная большая столовая ложка. Но в практике были случаи, когда ребёнок обычной ложкой не ел, а вот специальной детской, облегчённой и яркой, с мультяшными рисунками, ел. Можно попробовать этот вариант.
  5. Вилкой ребёнок учится есть быстрее, чем ложкой. Ложкой хорошо кушают к 2-м годам, а вилкой могут прекрасно управляться уже в 10-11 месяцев. Главное в этом деле тренировка и практика. Поэтому разрешайте ребёнку кушать самому. Давайте возможность тренировки, но не «свинячества» за столом.
  6. Если ребёнок пока плохо ест ложкой, то обязательно докормите его после еды.

Ребёнок действительно устает справляться с этим «непослушным» предметом и может из-за усталости съесть 1-3 ложки супа и отказаться. Если вы видите что он в принципе готов кушать, но не может – то просто возьмите к себе на ручки и докормите.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о том как научить ребенка кушать самостоятельно:

После прохождения курса Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом вы сможете отличить, когда ребёнок хочет есть, а когда нет – и я уверена, не станете насильно его накармливать.

Ведь вы четко понимаете, что способствует аппетиту ребёнка, а что мешает.

Задавайте свои вопросы по питанию ребёнка в комментариях.

Людмила Шарова.

Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года —

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.