Россия: жизнь лгбт через личные истории. «быть собой»: скандальный фотопроект об лгбт-подростках

50 интересных и занимательных фактов из истории ЛГБТ.

1. Самое древнее порно в мире, созданное более 3000 лет назад, изображает как гетеросексуальные, так и однополые (и женщина-женщина, и мужчина-мужчина) пары.

2. Старейший из известных нам комплиментов, сказанных для соблазнения объекта страсти, по-видимому, был произнесен мужчиной в адрес другого мужчины. Мифологический сюжет эпохи 20 династии Древнего Египта рассказывает о том, как Гор и Сет в течение 80 лет спорили о том, кто должен править. Сет убеждал Гора переспать с ним, сказав: “Как прекрасны твои ягодицы! Как мускулисты твои бёдра!”. После этого они занялись сексом.

3. В Египте двое смотрителей королевского маникюра Хнумхотеп и Нианххнум были найдены похороненными вместе в общей гробнице, подобной тем, в которых часто хоронили супругов. Посвященная им надпись гласит: “Вместе в жизни и вместе в смерти”. Они жили в 25 веке до н.э. и считаются самой древней зарегистрированной однополой парой.

4. Некоторые известные гомосексуальные и бисексуальные исторические личности превращали своих любовников в богов. Александр Великий хотел сделать своего любовника Гефестиона богом после смерти последнего, но ему позволили назвать его лишь божественным героем. Римский император Адриан, в честь которого назван Адрианов вал, был успешнее Александра Великого в этом вопросе, сделав своего любовника Антиноя богом, после того как юноша утонул в Ниле.

5. Церковь освящала однополые браки в эпоху так называемых Темных веков. Один из примеров – Византийский император Василий I (867-886) и его партнер Джон.

6. В мифе о творении, рассказанном Аристофаном, говорится о трех полах: существа с 2 мужскими головами, которые происходили от солнца, существа с 2 женскими головами, которые происходили от земли, и существа с мужской и женской головой, которые происходили от луны. Недовольный ими, Зевс разделил их на 2 части. С того самого дня, как говорит история, мы ищем свою половинку, чтобы снова соединиться в единое целое. Этот сюжет рассказывает о происхождении любви.

7. Гермес представляет гармонию мужского и женского начал. Согласно мифам, Гермес был отцом Гермафродита, который имел как женские, так и мужские половые органы.

8. Древние греки не верили в гомосексуальность и гетеросексуальность, но говорили об активном и пассивном начале. Наиболее распространенной формой однополых отношений были отношения между более страшим мужчиной (эрастес – любящий), который выступал в качестве наставника и любовника, и юношей (эроменос – любимый). Древние греки считали, что сперма является источником знаний, которые можно было принять в себя.

9. Существовал отряд из 150 пар воинов-геев из Фив, которые победили спартанскую армию, оставаясь непобедимыми в течение 30 лет.

10. В древнем Китае гомосексуальность передавалась словами “отрезанный рукав” или “удовольствия от надкушенного персика”.

11. До конца 1400-х годов слово “girl” (современное “девушка”) обозначало просто ребенка любого пола. Если нужно было обозначить разницу между мальчиком и девочкой, про мальчиков говорили “knave girls” (девочки-валеты), а про девочек – “gay girls” (девочки-геи).

12. Слово “drag” (женская одежда, надеваемая трансвеститами), по-видимому, является акронимом, режиссерским указанием, придуманным Шекспиром, означавшим для его современников “Dressed Resembling A Girl” (Одетый, напоминая девушку).

13. Суд в Вирджинии в 1629 году впервые зафиксировал гендерную неоднозначность среди американских колонистов. Слуга по имени Томас(ина) Холл был официально провозглашен губернатором одновременно “мужчиной и женщиной”. Чтобы никого не смущать, Холл был обязан носить каждый день предметы одежды обоих полов.

14. В начале 17 века в Лондоне существовал гей-бордель. На том же самом месте сейчас находится Букингемский дворец.

15. Николас Бидл, один из первых исследователей Америки, узнал в 1806 году, что среди индейского племени минитариев было принято отправлять мальчиков, которые демонстрировали симптомы изнеженности и девичье поведение, к девочкам, их воспитывали вместе с девочками, одевали, как девочек, и иногда выдавали замуж.

16. В Уганде был король-гей. Известно, что король Мванга II, правивший с 1884 по 1888 год, имел связи со своими слугами-мужчинами.

17. В 19 веке словом “gay” называли женщин-проституток, а мужчина-гей – это мужчина, который переспал со множеством женщин.

18. Гомосексуальные мужчины в Лондоне 1900-х годов создали целый сленговый язык, чтобы общаться в общественных местах без опасения быть арестованными, – полари (Polari). Некоторые из слов полари дожили до наших дней, например: “naff” (безвкусный, дрянной (об одежде, стиле, произведении искусства)), “TBH” – “to be honest” (быть честным) или “to be had” (поиметь) и “tjuz” (прихорашиваться).

19. “Кармилла” (Carmilla) – история о вампире-лесбиянке, которая охотилась на молодых женщин, появилась на 25 лет раньше “Дракулы”.

20. Вероятно, в США уже был президент-гей – Джеймс Бьюкенен. Он сожительствовал в течение 10 лет с будущим вице-президентом Уильямом Руфусом Кингом. Президент Эндою Джексон называл Бьюкенена “Мисс Нэнси” и “Тетушка Фэнси”.

21. Современное использование слова “gay” происходит от слова “gaycat”, сленгового слова в среде бродяг, обозначавшего мальчика, сопровождавшего более старого, более опытного бродягу, подразумевая сексуальные услуги в обмен на покровительство.

22. Хотя монокли и вышли из употребления, но они были сильно распространены в кругу “стильных лесбиянок в начале 20 века”.

23. Первой знаменитостью, совершившей камин-аут, стал Билли Хейнс, который “вышел из шкафа” в 1933 году.

24. Старейшая из существующих в мире ЛГБТ-организаций – нидерландский “Центр культуры и досуга” (Center for Culture and Leisure (COC)), основанный в 1946 году и использовавший маскирующее название, скрывавшее запрещенные тогда цели.

25. Гомосексуалы – жертвы Холокоста, носившие обращенный к низу розовый треугольник, остались преступниками даже после освобождения из концентрационных лагерей. Часто их снова отправляли в тюрьму отбывать их наказание.

26. Менса (крупнейшая, старейшая и самая известная организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта), основанная в 1946 году, утверждает, что название организации происходит от слова “Mensa” (в переводе с латинского языка “стол”), что подразумевает идею круглого стола, где все равны. На самом деле первоначально организацию планировали назвать “Mens” (по-латыни “ум”, “разум”). Однако это название было отвергнуто из опасений, что будет путаница с названием мужского журнала. “Не такое и умное решение”, – отмечает редакция портала GayStarNews.

27. В 1950-х геи пытались заменить слово “homosexual” (гомосексуал) на “homophile” (гомофил), надеясь, что акцент на однополой любви (гомо-фил, “фил” – любить), а не на сексе (гомо-секс-уал), сможет помочь.

28. В течение десятилетий “Плейбой” является любимым журналом натуралов, но его репутация была основана на коротком рассказе о геях. Хью Хефнер оказался единственным, кто в 1955 году согласился опубликовать фантастический рассказ о гетеросексуалах, оказавшихся меньшинством в обществе, где преобладали геи. Когда хлынул поток писем, он сказал: “Если считать неправильным преследование гетеросексуалов в гомосексуальном обществе, тогда обратное – тоже неправильно”.

29. В течение 1950-х годов в Королевском флоте имелся ряд патрульных кораблей, в названии которых было слово “gay”, в том числе Gay Bruiser (bruiser – “силач, здоровяк”) и Gay Charger (charger – “заряжающий”).

30. Все знают о ханки-коде (от английского “handkerchief code” – код носового платка), однако не так известно, что лесбиянки носили голубые звезды на своих запястьях в 1950-х и в 1970-х, чтобы находить друг друга в клубах.

31. Джими Хендрикс (американский гитарист-виртуоз, певец и композитор) притворился геем, чтобы покинуть армию в 1962 году.

32. В 1969 году научно-фантастический роман предсказал широкое принятие ЛГБТИ-людей. Также в романе был предсказан рост Китая как мировой экономики, Евросоюз, видеорекордеры, спутниковое ТВ и лазерные принтеры.

33. В 1960s-х года термин “AC/DC” стал популярным сленговым обозначением бисексуальности. Термин происходит от сокращенных названий 2 типов электрического тока (от англ. alternating current/direct current – переменный/постоянный ток) .

34. Барбара Джордан в 1973 году стала первой афроамериканкой, избранной в Техасе. Она была женщиной, представителем демократической партии, гомосексуалом. Позже она стала первой чернокожей женщиной, выступившей с речью на Национальном съезде Демократической партии.

35. Серийный убийца Дудлер (Doodler) убивал геев в 1970-х годах в Сан-Франциско. Он рисовал своих жертв обнаженными, перед тем как расправиться с ними (Своё прозвище преступник заработал неслучайно. Английское слово “Doodler” примерно можно перевести как “что-то машинально рисующий человек, думающий о чем-то своем”). Хотя три его жертвы выжили и подозреваемый был идентифицирован, никто из них не пожелал раскрыться, чтобы выступить против подозреваемого.

36. Имя Брюса Баннера было изменено на Дэвид Баннер в 1970 году во время показа шоу “Невероятный Халк”, так как имя “Брюс” стереотипно считалось гейским.

37. Первая открытая гей-кукла Гей Боб (Gay Bob) была выпущена в 1977 году. У куклы был пирсинг в ухе, а ее упаковка была выполнена в форме шкафа.

38. Леонард Мэтлович стал первым открытым геем среди американских военнослужащих. Когда он умер, он был похоронен без имени и известен только как “Гей-ветеран Вьетнамской войны”. Его эпитафия гласит: “Когда я служил в армии, мне дали медаль за то, что я убил двоих, и отобрали ее за то, что я любил одного”.

39. В начале 1980-х Военно-морская следственная служба расследовала дело о гомосексуализме в Чикаго. Следователи слышали, что геи называют себя “друзьями Дороти”, и начали искать неуловимую женщину с таким именем (термин обязан своим происхождением сказке “Волшебник страны Оз”, где у главной героини, девочки по имени Дороти, было несколько друзей: Страшила, Трусливый лев и Железный дровосек. Все они, как и геи, считались странными и отвергнутыми социумом, и только Дороти их любила и понимала. В одноименном фильме 1939 года роль Дороти сыграла одна из ярчайших гей-икон всех времен и народов Джуди Гарленд. “Друзьями Дороти” геев стали называть благодаря этому совпадению фактов).

40. В фильме “Назад в будущее” (1985) была вырезанная сцена, где Марти говорит Доку, что волнуется из-за того, что ухаживание за его матерью может сделать его геем.

41. Режиссерский дебют Бена Аффлека в 1993 году назывался так: “Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма”.

42. Считается, что правительство США работало над производством “гей-бомбы”. Ученые в 1994 году утверждали, что если над вражескими войсками распылить женские половые феромоны, то солдаты начнут испытывать сексуальное влечение друг к другу.

43. Сыгравший в сериале “Доктор Кто” Джон Барроумэн, не скрывающий, что он гей, почти получил роль адвоката-гея Уилла в сериале “Уилл и Грейс” в 1998 году. Но продюсеры посчитали, что он “слишком гетеросексуален”. В итоге роль гея досталась натуралу Эрику МакКормаку.

44. Питер Тэтчелл (Peter Tatchell), австралийский борец за права геев, который живет в Британии, предпринял попытку гражданского ареста президента Зимбабве Роберта Мугабе в 1999 году. Он подошел к Мугабе, схватил диктатора за руки и сказал: “Президент Мугабе, я арестовываю вас за пытки”.

45. В 2004 году австралийские ЛГБТИ-активисты основали виртуальное Королевство геев и лесбиянок на островах Кораллового моря у берегов Австралии. Национальный флаг государства – радужный флаг, официальная валюта – евро. Государство существует до сих пор.

46. В 2008 году группа жителей греческого острова Лесбос требовала судебного запрета на использование гей-организациями слова “лесбиянка” в своих названиях, заявляя, что это “оскорбляет” их. Иск не был удовлетворен.

47. Китайское новостное агентство Синьхуа в 2009 году сделало расплывчатое сообщение о том, о существовании города в Швеции, где 25000 лесбиянок запрещено разговаривать с мужчинами. Несколько шведских туристических сайтов легли из-за наплыва посетителей из Китая.

48. В 2010 году Microsoft запретила пользоваться сетевым игровым сервисом Xbox Live игроку, который указал в качестве своего адреса город Форт-Гей (Fort Gay). Когда он попытался объяснить, что Форт-Гей действительно существует в Западной Вирджинии, понадобилось даже обращение мэра города, чтобы исправить ситуацию.

49. Миллиардер из Гонконга пообещал $65000000 мужчине, который сможет добиться руки его дочери-лесбиянки и жениться на ней, но это не сработало.

50. Первый гей-поцелуй, показанный на экранах Саудовской Аравии, датирован 2012 годом. Это был поцелуй из британского сериала “Бруксайд”, в котором впервые в Англии на телеэкранах был показан поцелуй лесбиянок в 1993 году. Это стало возможно только благодаря церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году.

Во многих странах мира в июне проходят гей-парады и празднования сексуальных меньшинств. Большинство из них проходит примерно в годовщину Стоунволлских бунтов 1969 года, когда постоянные посетители гей-бара «Stonewall Inn» в Нью-Йорке устроили серию демонстраций против полицейского рейда и ввели моду на движения за права геев. Но есть страны, где жить, открыто заявляя о своей нетрадиционной сексуально ориентации, сложно или даже опасно. Эти три человека из сегодняшнего поста на себе испытали, что значит минимальное принятие. Их истории рассказывают три фотографа Али Сонг рассказывает историю Сяо Као – артиста из Шанхая, Аднан Абиди – историю Симы, проститутки из Нью-Дели, а Тобин Джонс – историю Морин, парикмахерши из Найроби.

(Всего 33 фото)

1. Сяо Као, 57-летний гей, в образе красного гвардейца времен Культурной революции. Сообщество геев в Китае всегда находилось в тени, но постепенно становится все более открытым. Безработный Као – один из тех, чья жизнь приподнимает завесу тайны над далеко не романтичным взглядом на китайское гомосексуальное сообщество. Он живет в центре Шанхая, в комнатке в 8 кв.м., расположенной за общественным туалетом. Сяо Као получает социальное страхование в размере 500 юаней (79 долларов США) в месяц, выступает с танцами на публике и сидит с друзьями в гей-клубах. (Aly Song/Reuters)

2. Сяо Као переодевается в своей комнатке в центре Шанхая. (Aly Song/Reuters)

3. Сяо Као разговаривает по телефону у себя дома. (Aly Song/Reuters)

4. Старые фотографии Сяо Као в его квартирке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

5. Сяо Као переодевается в пустой комнате для собраний в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

6. Сяо Као наносит макияж перед тем, как выступить на публике в общественном парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

7. Сяо Као готовится к танцевальному выступлению в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

8. Сяо Као меняет костюмы между выступлениями. (Aly Song/Reuters)

9. Сяо Као выступает в парке Шанхая в образе феи из китайского фольклора. (Aly Song/Reuters)

10. Выступление Сяо Као в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

11. Сяо Као поет в гей-клубе в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

12. Сяо Као танцует в шанхайском гей-клубе. (Aly Song/Reuters)

13. Сяо Као смотрит телевизор в своем доме в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

14. Сима, 33 года, в местном офисе неправительственной организации, которая помогает сексуальным меньшинствам в Нью-Дели. Сима – транссексуал, один из сотен тысяч хиджр в консервативной Индии. Их часто обижают, позорят и вынуждают заниматься проституцией, ведь их позиция жизни не признана законом. (Adnan Abidi/Reuters)

15. Сима танцует в офисе неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

16. Сима сидит дома со своей женой и детьми в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

17. Сима выщипывает щетину с подбородка, пока его жена готовит обед. (Adnan Abidi/Reuters)

18. Сима кормит свою дочь. (Adnan Abidi/Reuters)

19. Сима со своей фотографией в женском образе. (Adnan Abidi/Reuters)

20. В офисе неправительственной организации, где висит ящик с презервативами, Сима готовится выйти на улицы Нью-Дели на работу. (Adnan Abidi/Reuters)

21. Сима на лестнице офиса неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

22. Автомобили проносятся мимо, пока Сима ждет клиентов. (Adnan Abidi/Reuters)

23. Сима ждет клиентов на улице в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

24. Если в западном сообществе люди стали более терпимы к нетрадиционной сексуальной ориентации некоторых своих сограждан, то в большинстве стран Африки люди все еще не принимают тех, кто не выбирает для себя традиционные ценности. Однако в некоторых городах власти разрешили проживать сообществам геев. Транссексуал Морин живет в Найроби, Кения. (Tobin Jones)

25. Мало кто признает себя транссексуалом. Кенийское правительство до сих пор считает Морин мужчиной, хотя он сам с детства считал себя девушкой. (Tobin Jones)

26. Хотя Морин не может иметь собственных детей, он чувствует материнский инстинкт. На этом фото его (или ее?) племянник смотрит, как Морин наносит макияж. (Tobin Jones)

27. В отличие от таких стран, как Индия, в Кении нет истории транссексуалов. В результате то, как их видит сообщество и то, как они сами себя ощущают, - все это новая территория. Морин наносит воск на лицо, чтобы удалить ненужные волосы. (Tobin Jones)

28. Морин – владелица салона красоты, так что на работе она спокойно может быть женщиной. (Tobin Jones)

29. У Морин отличная репутация по всей Найроби, и женщины со всей столицы приходят к ней, чтобы сделать прическу. (Tobin Jones)

33. Хотя благодаря своему салону красоты, Морин и смогла выбраться из нищеты, она все равно живет недалеко от трущобного района, в котором родилась. (Tobin Jones)

Кто они? Обычные дети. Но эти дети в России – вне информационного поля. Вы не увидите их по телевизору, не услышите по радио, не прочитаете интервью с ними в газете. Они сами прекрасно это понимают.

"Мы вместе уже больше года. На переменах, в школу, из школы – вместе. Ничего не афишировали, не целовались прилюдно. Просто были счастливы. Но все вокруг как-то догадались. Сидела на биологии. В классе есть группа девчонок, они всех подкалывают, издеваются. Стали приставать. Шипели в спину: "Лесбиянка, лесбиянка..." Я слушала, молчала, а потом надоело. Крикнула: "Заткнитесь". Они – ржать. Ну, меня и выгнали...

Да, учителя не заступаются. Почти никто. Биологиня наша вообще говорила о геях, что они мутанты и должны вымереть, раз не оставляют детей. А мне так и хотелось встать и крикнуть: что, я тоже мутант?! И должна вымереть?! Но страшно. Я треснула дверью, ушла домой. Там мама. Спрашивает: что явилась раньше времени? Я в слезы. Все и выложила. Не хотела, просто молчать не могла, так обидно.

Мама тоже знает. Я пыталась год назад ей сказать, что влюбилась в Веру, но она велела мне заткнуться. Потом она поняла: это правда. Отбирала телефон, хотела перевести в другую школу, папе рассказала. Он решил, что это несерьезно, просто баловство.

Понимаете, это ведь не первый раз, что надо мной издеваются. Меня однажды побили эти же девчонки. Шуточки отпускают, смеются, по школе растрезвонили. Тяжело. Не представляете как. И тут мама стала орать… Что я сама виновата и всех провоцирую. Мол, у всех дети как дети, а я извращенка. Что я больная. Что к Вере не пустит и запрет в комнате. Орала-орала, потом – полотенцем по лицу. А я не чувствую. У меня как щелкнуло в голове: хватит. Я умру, вот прямо сейчас. И легко так стало. Улыбаюсь, а она меня опять полотенцем... Прогнала потом к себе: "Уроки учи!" А я уже все решила. Так устала. И мама, и учителя, и одноклассники – все против меня. Выбрала дом, с которого прыгну, чтоб наверняка.

Про Веру я вообще не думала. И про папу. А про маму – да. Но решила, что она обрадуется, если я умру. Зачем ей ненормальная дочь?! "Ты меня позоришь, соседи про тебя спрашивают, ты больная..." Вот умерла бы и выздоровела! Перестала позорить! Но это все не по правде, конечно, я понимаю, – от обиды. Плакала и думала: "Мама, мамочка, зачем ты так со мной? Я же люблю тебя. Почему ты не можешь меня хотя бы принять?" Извините, я не могу спокойно… Опять плачу.

Нет, буду говорить. По привычке смотрела новости в Интернете. Зачем, не знаю. Смешно, правда? Решила умереть и читаю новости! Реву и смотрю. И увидела ваш материал. Перепост. Прочитала. И у меня снова в голове щелкнуло, только наоборот. Не знаю, почему раньше так не было. Я поняла, что есть люди, которые могли бы меня поддержать, – просто они не рядом. И тут уже страх такой нахлынул: а если б я умерла?

Я стараюсь забыть все. С мамой по-прежнему тяжело. Сходила к школьному психологу. Раньше боялась. Та мне помогла. Сказала, что все в порядке, это не болезнь и не страшно. Даже если в будущем пройдет, то все равно это нормально. Мне не хватало простой поддержки. Простых слов. Поговорить было не с кем. Все отвернулись. Я хочу жить спокойно, чтобы меня никто не трогал. Я обыкновенная, но меня считают неправильной. Да, я люблю девушку. Но что в этом плохого?

Ненавижу эту тупость… Уеду вместе с Верой за границу. Куда угодно, где нас не считают людьми второго сорта и отбросами… В Канаду или США. Или в Европу... Больше не стану делать таких глупостей. У меня теперь есть цель.

Я рванула в Интернет. И не обнаружила там абсолютно никаких данных, сведений, цифр – практически ни-че-го о гомосексуальных подростках в России. Оставалось только одно: провести свое исследование. Составила вопросы и (спасибо соцсетям и Интернету) обратилась с просьбой о помощи в тематические сообщества, где общаются лесбиянки. Думала, девушки проще пойдут на контакт. Думала – откликнется хоть пять-шесть человек, и то хлеб... Пять человек действительно откликнулись – за первую же минуту. И посыпалось: "Я буду, только анонимно", "Здравствуйте, давно хочу выговориться", "Хочу поддержать других", "Хочу ответить на ваши вопросы, это очень важно", "Может, это кого-то спасет? Давайте", "Боюсь, что вычислят. Но я всю жизнь молчал. Надоело!"

Аня, Санкт-Петербург, 15 лет: "А зачем вы говорите со мной, с нами? Зачем вы спрашиваете, что я думаю? Вам и вправду интересно? Я не верю. Кому какое дело? Понимаете, меня не существует. Все делают вид, что меня нет, – от родителей до государства".

Сташа, Одесса (Украина), 15 лет: "Меня никто не послушает. Я – никто, мой голос на данный момент ничего не значит".

За две недели мне написали 115 человек (105 – Россия, 2 – Беларусь, 8 – Украина) от 12 до 18 лет. Вопреки ожиданиям, письма от юношей были тоже, хотя и не так много – всего шесть. Откликнулись не только Москва и Петербург, но и Миасс, Тула, Воронеж, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ногинск, Тамбов, Воркута, Самара, Бологое, Арзамас, Смоленск, Южно-Сахалинск, Казань, Йошкар-Ола, Омск, Калининград, Тольятти, Иркутск, Элиста, Белгород, Новосибирск, Волгоград, Таганрог… Даже города Щекино и Лабытнанги, о которых я услышала впервые.

"Я родила тебя не для того, чтобы ты стала лесбиянкой!"

История Нади из Самары – можно сказать, история со счастливым концом. Дело в том, что слова об уходе из жизни – не просто громкие слова. Из 115 опрошенных 37 человек (32%) задумывались о самоубийстве из-за неприятия их сексуальной ориентации, из-за насмешек и оскорблений по этому поводу. Совершали попытку суицида 13 (11,3%). Из них делали это неоднократно пятеро (4,3%).

На мой взгляд, это ужасающие цифры. Вдумайтесь: каждый третий ЛГБТ-подросток хоть раз задумывался о самоубийстве из-за неприятия его ориентации. Каждый десятый пытался умереть. А сколько их погибло – мы не знаем.

Как причину мыслей об уходе из жизни, попытки покончить с собой или депрессии подростки чаще всего называли физическое (побои, ограничение свободы) и психологическое насилие (сплетни, оскорбления, презрение, насмешки, издевательства, непонимание) с трех сторон.

Во-первых, со стороны сверстников.

Виктория, Владивосток, 17 лет: "Было время, когда не могла спокойно пройти по школе, вслед слышала "Лесбуха. Фу-у-у..." Так обидно. Начинала чувствовать себя ущербной. Полное детское непонимание: почему так? На этой почве и проявились суицидальные наклонности. Попытки были, и не раз".

Александра, Москва, 16 лет: "… Я думала, что в Москве, в новой школе, все будет по-другому. Уже полтора года я здесь учусь. Познакомилась с замечательной девушкой, считала ее лучшей подругой. Она говорила, что будет дружить со мной, кем бы я ни была… Я решила довериться ей. И снова презрение и непонимание в глазах… А на следующий день об этом узнала вся школа. Я не ходила на уроки 2,5 недели, ссылаясь на болезнь. На самом деле обдумывала план самоубийства. Наглоталась таблеток… откачали. Я действительно сожалею, что меня тогда спасли. Приходится постоянно терпеть насмешки. Даже учителя смотрят с нескрываемым отвращением".

Во-вторых, что весьма печально, со стороны своих наставников.

Лена, Санкт-Петербург, 17 лет: "Прихожу в школу… и нам начинают вбивать в голову, что такие люди, как я, не имеют права на жизнь. Я учусь в 11-м классе, и учителя решили обсуждать с нами злободневные темы. Гомосексуальность тоже. И все они – учитель ОБЖ, русского языка и литературы, даже учитель биологии – говорят одно и то же. Что однополые браки подрывают здоровье общества. Что скоро следом узаконят педофилию. Что содомитов ждет ад. Что в нашей православной стране такого быть не должно (у них вообще все в религию упирается). Что это противно природе, мутация и извращение..."

Анна, Тольятти, 16 лет: "Во время обсуждения в школе мне говорили, что этот закон принимается как раз для того, чтобы не было таких, как я! Что я и есть жертва этой самой гомопропаганды".

И в-третьих, что еще печальнее, со стороны родителей.

Майя, Измаил (Украина), 15 лет: "Мама – врач высшей категории. Говорила, что я больная на голову, и пыталась положить в психушку".

Ксения, Таганрог, 17 лет: "В семье трудно. Угрозы ("Я не выпущу тебя из города учиться никуда, если ты не перестанешь с ней общаться!"), насильные походы по врачам (они думали, что психолог поможет, а эта "детская влюбленность" уйдет сама собой). В мой адрес в семье постоянно звучит: "никчемная", "да ты вообще никто", оскорбления… Сейчас реже: я не молчу и могу за себя постоять. Никогда не забуду ссору с матерью, когда она выкрикнула: "Я родила тебя не для того, чтобы ты у девок лизала!" К слову, она сама живет с человеком, который не боится и не стесняется унижать ее даже при детях".

Антон, Екатеринбург, 17 лет: "Отец узнал и избил меня. Сказал, что выставит из дома, если я еще раз заикнусь о таком. Мне пришлось врать в школе, что я упал на улице. Как я мог сказать правду? Мать не вмешивалась. После он часто унижал меня словами вроде "Да что ты как баба?", "У всех нормальные дети, а у меня урод". Я пытался покончить с собой. Помешала случайность".

Отсюда – из непонимания сверстников, учителей и родителей - вытекает и вторая причина, толкающая подростков на суицид: одиночество, ощущение своей "ненормальности" и ненужности, страх за будущее.

Я читала эти истории и думала: а где же наши законодатели? Неужели их не волнует, каково приходится ЛГБТ-подросткам? Не беспокоит, что многие из них живут с мыслью о суициде? Что общество наше, гомофобное до мозга костей, – тому причина? Неужели не задумываются, что нужно просвещать людей, чтобы те не затаптывали подростков, которые чувствуют себя никому не нужными изгоями?

Но вскоре поняла: нет, не волнует.

Во-первых, многие считают, что ЛГБТ-подростков – не существует. Как, например, директор Института демографической безопасности Ирина Медведева: "Кто вам сказал, что у них [детей] есть такая [нетрадиционная] ориентация? Это все миф, я вижу массу детей".

Депутат Госдумы Елена Драпеко (Справедливая Россия) назвала одну из причин принятия "закона о пропаганде". По ее словам, Госдума заботится о том, чтобы "население России увеличивалось", а толерантное отношение приведет "к вырождению нации".

А во-вторых – еще интереснее...

Бытует мнение, что детей нужно ограждать от любой информации о гомосексуальности. Мало того, детей то и дело предлагают ограждать от полового просвещения. Представители Уральского родительского комитета перебирают в книжных детские издания и то и дело нездорово возбуждаются, увидев в них слова наподобие "педофил" и "гомосексуальность".

Президент фонда "Уральский родительский комитет" Евгений Жабреев: "Я считаю, что доступность такой информации несет только негативный фактор, это психологическая атака на наших детей и нарушение закона" (Российская газета).

Правда, не так давно, по сообщению ИТАР-ТАСС, эксперты из Москвы, проштудировав детскую литературу, пришли к выводу, что в книгах нет никаких намеков на растление молодежи. Разумеется, УРК этим выводом не удовлетворился и выступил с предложением приравнять подобную литературу… к экстремистской.

Ну и, разумеется, всех переплюнули создатели "закона о пропаганде", запретившие говорить о "социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений". Никого не смущает идиотизм формулировки (курам на смех… где вы видели в нашей стране нетрадиционные брачные отношения?). Проще – нельзя говорить о социальной равноценности гетеро- и гомосексуалов, что автоматически делает последних людьми второго сорта.

Резюмирую. По мнению взрослых дядь и теть, детям до 18 лет не нужно знать о сексе (и о гомосексуальности в частности) ничего. Половое влечение у детей просыпается только после совершеннолетия. Секс-литература – экстремизм и происки грязного Запада для растления невинных русских деточек. Если ребенок хоть что-то узнает об ЛГБТ, он обязательно "попробует" (?!!) и станет таким же "извращенцем", так что нужно внушить ему, что геи – больные уроды (что с успехом и делает большинство российских СМИ).

Дорогие законодатели, я не буду с вами спорить. Увы, просто не верю, что вы прислушаетесь к мнению не столь сановитого человека, как вы сами. Но все же – audiatur et altera pars – послушайте, что глаголют уста младенцев, которых вы так усердно защищаете и пытаетесь оградить от ненужной и неправильной информации.

Дмитрий, Белгород, 17 лет: "Когда осознал, кто я, первое время думал о самоубийстве. Хотел перед смертью сделать обращение к нашим гомофобным властям… Знаете, если бы я не прочитал об ЛГБТ, я бы наложил на себя руки, потому что считал себя неполноценным".

Ася, Москва, 15 лет: "Спустя полгода после попытки суицида я стала ходить на группы поддержки ЛГБТ, тогда поняла что я не одна, и правда стало легче".

София, Саратов, 17 лет: "Привет. Ваш закон неконструктивен и основан лишь на предрассудках. В России у граждан свобода выбора. Нет ничего ужасного в том, что люди увидят другие стороны жизни. Нужно владеть достаточным количеством информации о предмете, чтобы разбираться в нем. И никто с дулом пистолета у виска не заставляет становиться геем!

Более того! Я считаю, что нужно не только предоставлять людям информацию, но и бороться со стереотипами. Вроде "Место женщины на кухне", "Натуралы лучше геев", "Гомосексуализм мешает демографии"… Вот так".

Евгения, Харьков, 17 лет: "Вы ведете себя настолько глупо, что слов не хватает выразить возмущение. Все просто. Ребенок, который увидит по телевизору или в Интернете инфу о ЛГБТ, не станет лесбиянкой или геем. Это невозможно ни навязать, ни запретить проявлять".

Лена, Санкт-Петербург, 17 лет: "Я выросла в обычной семье, у меня перед глазами всегда был пример крепкого и любящего союза. Но это не помешало мне влюбиться в девочку"

Диана, Ульяновск, 14 лет: "Я считаю, что большая проблема сейчас – это дезинформация. Люди не знают о гомосексуалах ничего, кроме Бориса Моисеева, слова "пра-а-ативный" и того, что это неправильно. Не знаю, возможно, в крупных городах вроде Москвы или Санкт-Петербурга все обстоит лучше, но мой город нуждается в объективных данных и непредвзятых сведениях. А это называют пропагандой..."

Стася, Кемерово, 16 лет: "Закон о пропаганде забавно непродуктивен. Я гомосексуальный подросток и могу сказать, что ориентация не зависит от СМИ и прочего мусора. Все проще. Мне комфортно быть с девушками. И я не стану менять жизнь из-за гнета. Я люблю свою страну и свято верю, что когда-нибудь она перестанет заниматься издевательством над людьми. Это моя жизнь, и все, что в ней есть, по определению естественно".

А. [девушка], Томск, 17 лет: "Если мне начать пропагандировать гетеролюбовь, то я не изменюсь, я не пойду искать себе парня, не побегу замуж… Мне с детства рассказывали только про обычные семьи, а про нетрадиционные я не слышала ни слова. Так почему же я хочу жить с девушкой, а не с парнем?"

Евгения, Норильск, 16 лет: "Единственное проявление пропаганды, с которым я сталкивалась за свою недолгую жизнь, – это шум вокруг закона, причем поднятый его сторонниками".

Наташа, Новосибирск, 17 лет: "Бред. Правительство еще больше внимания привлекает к ЛГБТ! Такими законами оно их поневоле выгоняет пикетировать на улицы".

Дарья, Иркутск, 15 лет: "Дорогие дяди и тети! Я от лица детей нашей необъятной Россиюшки заявляю: лучше бы вы уделили внимание сиротам и больным детям, а нам никто ничего не навязывает! Не стоит ради спокойствия кучки агрессоров лишать других права на полноценную жизнь".

Лада, Нижний Новгород, 16 лет: "Законодатели! Вы в последнее время все больше и больше чудите. Так вот, не пытайтесь нас обмануть. Мы не то поколение, которое верило в капусту и аистов. Мы с детства знаем, кто такой гей, а кто гомофоб. Пропаганды нет; значит, и защищать нас не от чего".

ЛГБТ-подростки оказываются в изоляции, в одиночестве. Порой в полном. А информация, которую услужливо предоставляют нам СМИ, только усугубляет их состояние. Церковь, медийные персоны, учителя, родители говорят одно и то же: ты плохой, ты больной, ты ненормальный, среди нас тебе не место. К чему это приведет? Вернее, уже приводит? Дети замыкаются в себе, страдают и – самое страшное – пытаются покончить с собой.

В России испокон веков принято "решать вопросы", строя стены. Тюремные стены. Железные занавесы. Сегодня российские законодатели практически оградили стенами ЛГБТ-подростков, видимо, считая, что сидеть в четырех стенах для них куда полезнее. И любые аргументы этим властным дядям и тетям – как о стенку горох. Что ж, если закон закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди подростков будет принят, в России де-факто появятся несовершеннолетние узники, приговоренные к вечной изоляции – от правдивой информации, от общества, от самих себя…

История третья. Ник, 18 лет, гомосексуал

Я идентифицирую себя как сознательный гражданин, гомосексуал, волонтер, дизайнер, студент. Нельзя считать себя кем-то одним, вся твоя идентичность – это части тебя.

Я понял, что мне нравятся парни лет в 13. Хотя нет, еще в первых классах, у нас были такие дневники-анкетки. Там нужно было отвечать на вопросы, и был вопрос «девочка, которая тебе нравится». Вот мне было очень сложно на него отвечать. Тогда я уже начал задумываться.

Я вырос в эпоху интернета, так что я просто гуглил много по этой теме. Конечно, влюблялся в школе, была любовь «по интернету». Но это все мимолетное, а потом я уже встретил человека, с которым мы прожили год. Мы встретились на КиевПрайде в 2015 году, разобщались и влюбились.

У меня есть сестра, у нее инвалидность, она не верит в себя и не хочет искать работу, потому, что думает, что ее не возьмут из-за инвалидности. Страх, что тебя не примут, потому, что ты отличаешься – он универсален

Конечно, у меня была в голове куча непоняток. Я думал, что это нужно скрывать, и не надо никому говорить. Принятие не приходит за один день. Никто не просыпается с мыслью, что все в порядке. Есть стадия непонимания, потом какого-то анализа и сравнения с другими. Потом уже ты чувствуешь себя равным с другими и принимаешь себя. Меня мама так воспитывала, что мы все равные, и что мы должны друг другу помогать. Общество работает так. Поэтому у меня не было жесткого непринятия себя.

У нас в Запорожье есть каскад «Радуга» — я не выбирал его специально, там просто хорошо и зелено – я там гулял с подругой. Я ей рассказал о себе, она была в шоке и даже немного расстроилась, потому, что ее подруга была в меня влюблена. Потом эта подруга рассказала всему нашему классу, в итоге вся школа узнала. Но все было в порядке. Я никакого буллинга не ощущал – может мне повезло. Я знаю, что в других школах было по-другому – например, одного мальчика били мячом в спортзале. Он не хотел ничего об этом рассказывать, хотел уехать из Запорожья и не возвращаться. Я считаю, что это неправильно – нужно идти в полицию и заявлять.

У меня в школе были друзья, которые меня поддерживали. В целом, мне кажется, украинское общество тоже зрелое и толерантное. Мы внутри себя думаем, что к нам негативно относятся. Внутренняя гомофобия как состояние может быть применима не только к ЛГБТ-сообществу. У меня есть сестра, у нее инвалидность, она не верит в себя и не хочет искать работу, потому, что думает, что ее не возьмут из-за инвалидности. Страх, что тебя не примут, потому, что ты отличаешься – он универсален. На самом деле, ты можешь идти, целоваться и все будет нормально, если не наткнешься на это агрессивное меньшинство радикалов.

Маме я открылся еще в школе. Она разрыдалась, сказала: «Ой, а что, это теперь у меня не будет внуков?». Но потом она поняла, что есть другие методы образования семьи и больше переживала за мою безопасность. Но это тоже все индивидуально – у кого-то родители не принимают детей годами.

Буду помогать волонтерским организациям, оставаться в Украине и делать ее лучше. Я уверен, что у нас тоже легализуют однополые браки. Все к этому идет, и любая страна это проходит

Конечно, мне бывает страшно. Меня уже один раз побили после прайда в 2015 году, хотя я никого за руку не держал. Наши знакомые разбежались по городу, а мы шли, увидели ларек с печеньем и водой, остановились там. И тут на нас накинулись трое парней, начали нас бить, подруга начала кричать «Помогите!», потом нападающие убежали. У меня разбились очки, а потом оказалось, что у меня сломан нос. Я приехал домой и в тот же день моя мама вернулась с фронта – она волонтер в АТО. Первым делом она спросила, что с моим носом.

Я хотел обратиться в полицию, но мне еще не было 18-ти, я не мог подать заявление от своего имени. Мама была против, потому, что, если мы бы подали заявление, это привлекло бы внимание СМИ и было бы опаснее.

Я думаю, еще будет несколько лет борьбы, будут гомофобные гонения в стране. Я буду помогать волонтерским организациям, оставаться в Украине и делать ее лучше. Я уверен, что у нас тоже легализуют однополые браки. Все к этому идет, и любая страна это проходит.

Люди далеко не всегда принимают тех, кто одновременно относится к ЛГБТ-сообществу и является членом христианской церкви. Но выбора между любовью к Господу и самим собой вообще не должно происходить. Эшли Ригден (Ashleigh Rigden) погружается в мир ЛГБТ-христиан.

Сидя в на диване, Джеймс трясся от ярости, пока истерически рыдающие родители спрашивали у него, сколько раз он спал с мужчинами и почему он решил стать таким и изменит ли он это. Если бы кто-то узнал об этом, его отца перестали бы принимать всерьез как пастора в церкви, потому что гомосексуальность считается грехом.

Джеймс — с детства член церкви адвентистов седьмого дня. В этой христианской конфессии есть очень строгие правила — например, не праздновать Рождество и не есть «нечистое мясо», то есть свинину или моллюсков. Но прежде всего, однополые отношения совершенно выходят за рамки дозволенного этой религией.

Недавнее исследование показало, что 6 из 10 христиан верят, что гомосексуальность неправильна всегда или почти всегда. Некоторые христианские группы могут быть более принимающими, чем другие. Джеймс знает истории ЛГБТ-людей в своей церкви, и из-за этого ему все сложнее оправдывать свою веру. Он говорит: «Они думают, что это выбор, и они говорят, что это отвратительно, и что мы попадем в ад, и что вопрос в том, зачем нам это делать. И такие разговоры окружали меня, пока я рос».

Каждую субботу проводятся службы для молодых членов общины, и они дискутируют о гипотетических ситуациях, включая те, с которыми они не согласны. Джеймс объяснил: «Они говорили о сексуальности, о том, как две женщины в нашей церкви жили вместе, и они обсуждали, как бы поступили в этой ситуации.

И они говорили так — зачем бы им это делать, это неправильно, и если они не понимают, что это неправильно, то мы ничем не можем помочь». Обычно традиционные взгляды ассоциируются со страшим поколением, но это не всегда так. Даже чаще эти ценности разделяются молодыми людьми. Джеймс сказал: «Когда они переходят в новую религию, они из кожи вон лезут. Как раз они и хотят делать все как надо, соблюдать все правила. Они ко всему относятся предельно серьезно.»

Во многих строгих христианских общинах, детям и подросткам не рассказывают о вопросах сексуальности. Они могут прочесть об этом где-то еще или увидеть по телевизору. «Я не знал, как это называется. Я рос, и меня все больше привлекали парни, и я не знал, что происходит, потому что никто не говорил об этом со мной», — признался он.

Камин-аут перед родителями — всегда важный и сложный момент, который многие ЛГБТ-люди никогда не забудут. Он может построить отношения с семьей или разрушить их. Однажды вечером Джеймс проговорился, что он гей. Давление, которое он чувствовал из-за необходимости скрывать свою идентичность, рвало его в клочья. Он признался: «Я сделал камин-аут перед родителями случайно, потому что сказал им, что хочу съехать и жить с другом. Они поняли, что это мальчик, и начали давить на меня и спрашивать, почему на самом деле я хочу съехать от них». Тогда он признался, что «испытывает гомосексуальные мысли», на что его отец хмыкнул и сказал: «Ну он хотя бы признал это.»

Джеймс глубоко вздохнул и продолжил свой рассказ: «Моя мама начала спрашивать, был ли у меня секс, сколько раз, сколько лет им было. Я сказал ей, что у меня был секс с одним человеком, и это было ложью. Тогда она спросила, соврал ли я, и я сказал, что да, у меня было двое. И это все еще было неправдой. Тогда она спросила — у тебя был секс с двумя одновременно? Она подумала, что раз я гей, то я участвовал в абсолютно любых вариантах секса, какие только есть в мире.» Камин-аут Джеймса закончился тем, что он сказал родителям, что изменится. Они все еще верят в это. Он признает, что ему стало их жалко. Они истерически рыдали над чем-то, с чем на самом деле ничего нельзя поделать.

Несмотря на обещание родителям, сейчас Джеймс встречается с парнем. Он объяснил: «Теперь они знают, и я сказал им, что меняюсь. Может быть, однажды, когда они увидят моего парня, я скажу им, что у меня не получилось.»

Его мать, тем не менее, очень четко дала понять, что она думает об ориентации Джеймса. Он смеется: «Однажды мама сказала, что если я приведу домой парня, она спросит его, хочет ли он чаю. Потом она принесла бы ему чай и вылила бы ему на колени — «случайно», чтобы его позлить.»

Часто религиозные группы обвиняют людей в том, что они стали частью ЛГБТ-сообщества. Многие христиане верят, что через гомосексуальность проявляется вытесненная детская травма. Джеймс прошел через такие разговоры: «Многие христиане пытаются найти причину, почему ты такой. Например, они думают, что отца не было рядом, или семья была насильственная — и, увы, в моем случае и то, и другое вполне правдиво. У меня было насильственное детство, а отец не всегда был рядом, но я не верю, что это сделало меня геем. Да, это случилось, но это не сделало меня тем, кто я есть».

Некоторые люди рождаются в неподходящем для них теле, так что когда они делают трансгендерный переход и могут быть самими собой, они наконец-то освобождаются. Но этих людей нечасто принимают в христианских церквях, точно так же как и семьям таких людей требуется время, чтобы принять трансгендерных родственников. Исследование, проведенное МВД Великобритании, показало, что 70% трансгендеров не вовлечены в общественную и/или политическую жизнь. Вот история трансгендерной женщины Анны-Джейн.

Анна-Джейн была членом трех разных церквей за несколько последних десятилетий. Она начинала в Евангелической церкви, которая “расшумелась на тему того, что они меня принимают, когда я сделала камин-аут.» В результате, рассказывает она «священников поувольняли, и новое руководство попросило меня уйти. Они нашли мне англиканскую церковь неподалеку.»

С тех пор, как Анна-Джейн совершила камин-аут, она выступала на конференциях и рассказывала свою историю и давала советы людям, оказавшимся в схожей ситуации. Она объяснила: «Очень легко прожить жизнь, пытаясь заслужить одобрение людей, хотя на самом деле все, что мы можем делать — делать как лучше.»

Траснгендерный камин-аут перед родителями может иметь свои последствия, и об это Анна-Джейн тоже, к сожалению, знает все. Она вспомнила, как это произошло: «Мои родители переехали, не сказав мне, а я в это время разводилась Я тоже переехала, и это не было моим выбором.

Я нашла новый дом, сделала переход и получила последнюю открытку на Рождество от моих родителей. Они послали ее на мое предыдущее имя, и это было ужасно.» Она попыталась связаться с родителями после того, как старый сосед рассказал ей, куда они переехали. Она вспоминала: «Я позвонила папе, хотя до того шесть лет никак не проявлялась, и я сказала, что люблю его несмотря ни на что, а он бросил трубку.»