Монета с квадратной дыркой посередине. Древние деньги китая и японии

Китайские монеты - важный компонент в практике фэн шуй. Это - самый мощный символ богатства, особенно когда монеты связаны желтой, красной или золотой нитью. Они имеют круглую форму с квадратным отверстием в центре. Круг представляет форму небес, в то время как квадрат представляет форму земли. Когда эти монеты используются людьми, они представляют триаду удачи «Небо-Человек-Земля». На каждой китайской монете есть янская сторона (с четырьмя китайскими символами в соответствии с господством того или иного императора) и иньская сторона (2 символа).

Китайские монеты были созданы старейшими советниками императора, которые являлись Гранд Мастерами фэн шуй, и именно поэтому китайские монеты являются мощными символами богатства, бесконечного счастья и процветания. Они также являются мощным амулетом для защиты от вреда. В настоящее время эти монеты были дублированы, чтобы широко использовать в практике фэн-шуй, так как реальные монеты - это редкость и их трудно заполучить.

Китайские монеты часто уже имели отверстия и использовались не для сувениров, а для декоративного украшения элементов одежды или предметов быта. В Китае именно монеты использовали в качестве амулета.

Круглые металлические монеты как денежное средство были введены в Китае императором Тай Гуном ещё в XI в до н.э. Китайские монеты имели квадратное отверстие в середине, символизирующее землю, и круглую внешнюю форму, символизирующую небо.

Квадратная форма отверстия также символизировала добродетель личности правителя, а круглая форма монеты была более удобной при обращении с ней.

В период династии Ранней Хань (206 г. до н.э. – 25 г. до н.э.) в качестве оберега часто использовали копию монеты у чжу. Её изготавливали из золота, серебра, бронзы или нефрита и носили на шнурке на шее.

Во время правления династии Хань (206 г. до н.э. – 219 г. н.э.) была известна также форма амулетов в виде монеты под названием са чжан-цянь «монеты для бросания на постельное покрывало». Монеты-амулеты были изготовлены по приказу императора Жуя и использовались впервые во время бракосочетания его дочери. Монеты также были из золота. На них был нанесён текст из благопожеланий.

В эпоху династий Тан (618-906 гг.) и Сун (960-1279 гг.) популярность монет-амулетов необычайно возросла. Их можно было свободно купить в уличных лотках.

Монеты-амулеты использовались и в период последней династии маньчжурских императоров Цин (1644-1911 гг.). Поскольку на реверсе монет всегда были написаны иероглифы, отражающие девиз правления императора, то считалось, что амулет из монет будет оберегать хозяина, если монеты подвесить в таком порядке, что иероглифы образуют рифмованный стих.

В Китае известна также монета от зла под названием би-се-цянь. Соответствующая монета, выполненная из нефрита, служила для декоративных целей и входила в набор из Восьми сокровищ (Ба бао), обладающих оберегающими свойствами.

В древние времена существовал обычай, когда несколько монет на красном шнурке на некоторое время подвешивались на шее городского божества для обретения добродетели. После этого их носили дети для отвода дурного влияния.

На шее ребёнка часто вешали монеты по числу прожитых лет. Каждый год до 15 лет добавляли по одной монете. Считалось, что к этому времени ребёнок должен уже преодолеть тридцать опасных барьеров, которые случались по дороге жизни (барьер беззащитной жизни, неодолимых препятствий, разбитого моста, барьер огня и воды и т.д.).

Китайские монеты – это талисманы, обладающие чудесной силой. Соединение энергии Неба и Земли, Ян и Инь активизирует энергию изобилия, которая пробуждает к жизни удачу и приносит богатство. Монета является талисманом гармонизации пространства, потоков энергии и времени. В древности монеты назывались Цюань, а перевод этого слова – «источник». Есть другое слово Цюань, которое переводится как «целостность». Поэтому в древности монеты использовали как символ достижения 10 видов целостности. Этим символом мастера фен шуй активизировали источник благополучия и целостности, т.е. счастья. Особенно широко использовали для этого связку из 9 монет, расположенных по кругу и одной монеты в центре.

С тех пор, как монеты перестали быть денежным средством и стали талисманом, используемым для привлечения богатства и защиты людей от негативной энергии, началось производство их копий различного вида, размера и качества. И носить их стали не только в кошельках, но и на теле.

Например, монеты-амулеты носят на шее для привлечения удачи и защиты от злых сил. Для этого используются монеты, на которых изображены дракон и феникс, играющие с жемчужиной или просто дракон и феникс.

Со временем монеты стали связывать в форме декоративного меча. Такой «меч» используют для защиты от Ша Ци и нейтрализации неблагоприятных летящих звезд фэн шуй 5 и 2. Мечи связывают из разного количества монет, но самым эффективным считается меч из 108 монет.

Для гармонизации супружеских отношений две монеты кладут под подушку.

Есть монета, на одной стороне которой, на янской стороне написано имя одного из 8 бессмертных даосов Чжун Ли Цюаня, а на другой, на иньской стороне – его изображение. Эта монета предоставляет защиту именно этого бессмертного даоса. Ее рекомендуют либо носить с собой, либо положить или повесить дома в секторе помощников.

Если монеты используются для привлечения денежной удачи, то их вешают в любом месте, прямо или косвенно связанном с деньгами: над дверью магазина (одну или две связанные монеты), на дверные ручки, на кассовые аппараты, на компьютеры, их кладут в кошелек, в сейф, под коврик перед входной дверью, приклеивают к папкам с финансовой документацией и так далее. При этом необходимо соблюдать одно важное правило – монеты должны быть прикреплены янской стороной вверх, иньской стороной вниз.

Для обеспечения благосостояния семьи, при строительстве дома монеты замуровывают в пол и стены.

Считается, что использование многих монет эффективнее использования одной монеты, поэтому их в разном количестве собирают и перевязывают почти всегда красной, но иногда и золотой нитью.

Хотя подлинность монет не принципиальна, но знатоки предпочитают использовать настоящие, древние, бывшие в обращении монеты, потому что считают, что именно эти монеты несут в себе энергию денег и процветания. Считается, что амулет, сделанный из подлинных древних китайских монет, а не их современных копий, работает более эффективно. Однако, старинных монет уже мало и купить их не просто, поэтому и начали делать разнообразные копии.

Разное количество монет связывают вместе и используют в разных целях, потому что в китайской культуре и в фен шуй символизм чисел очень важен и он отражает разный смысл, разную символику и ассоциации, связанные с тем или иным числом.

Когда две монеты связывают в пару красной нитью, это символизирует накопление богатства, и они широко используются для привлечения богатства в бизнесе. Их также носят в качестве амулета для защиты от злых сил. Говорят, что китайское название двух связанных монет в переводе означает «деньги матери и сына». Связь матери и сына символизирует приход денег и приумножение состояния.

Три древние монеты, связанные вместе, символизируют единство Неба, Земли и Человека. Они также символизируют три источника богатства: обычное, заработанное богатство; богатство, пришедшее извне и заработанное нетрадиционным способом; неожиданное богатство. Три связанные нитью монеты – это как магнит для привлечения процветания. Лучше связать монеты трех последовательных императоров Kang Hsi (Кан Си, 1661-1722), Yung Cheng (Юн Чжэн, 1723-1735), Chien Lung (Цянь Лун, 1736-1796). Вот эти монеты:

Связка из пяти монет символизирует приток богатства со всех четырех компасных направлений и накопление его в центре. Этот амулет широко используется предприятиями розничной торговли.

Шесть монет, связанных вместе, символизируют небесную удачу.
Их вешают на северо-западе для привлечения удачи, прихода наставника и помогающих людей. Размер монет приблизительно 2,5 см. в диаметре.

Семь монет не используют в качестве талисмана, но число 7 – это число металла, поэтому связку из 7 монет используют для усиления летящих звезд стихии металла или ослабления неблагоприятных летящих звезд стихии земли.

Связка из восьми или девяти монет (если одна монета расположена в центре связки) символизирует приток богатства со всех восьми компасных направлений, т.е. отовсюду.

Девять монет символизируют целостность и полноту вселенной. Считается, что если удалось собрать в одну связку 9 монет, выпущенных во времена правления 9 императоров династии Цинь, то такой амулет принесет материальное благополучие для 9 поколений одной семьи. Правда амулет будет работать эффективно, если состоит из подлинных древних китайских монет, а не их современных копий, а найти такие подлинники сложно, если вообще возможно.

Узнать, во время правления какого императора выпущена монета «просто», ведь имя императора написано на монете, или сверьте лицевые стороны монет с изображением на приведенных мною фото. Если у вас есть связка таких 9 монет, подлинных или даже хороших копий, то ее можно повесить за спинкой рабочего кресла и это обеспечит финансовую поддержку девяти императоров. Если вам не удалось собрать связку из 9 монет времен правления 9 императоров, то не огорчайтесь, потому что распространены также связки монет трех, пяти и шести императоров одной династии. Конечно, поддержка 9 императоров велика, но иметь поддержку даже 3 или 5 императоров тоже очень хорошо.

Изначальный смысл формы китайских монет – это единство Неба и Земли. Круглая форма монеты символизирует энергию Неба - энергию Ян, а квадратный вырез в центре монеты символизирует энергию Земли – энергию Инь. Такие монеты, сделанные обычно из меди, действительно использовались в Китае в качестве денег с 11 столетия до нашей эры. А еще раньше в Китае использовали металлические деньги не в форме монет, а в форме других символов.

В фен шуй считается, что одна сторона монеты является Янской, а другая Иньской. На янской стороне монеты изображены 4 иероглифа, два из которых – нижний и верхний определяют, к какой династии относится монета. На иньской стороне изображены только два знака.

Иногда на старинных монетах чеканили девиз правления императора, например «Свет на пути» или «Великое равновесие» или другие значимые изображения.

Китайские монеты – это талисманы, обладающие чудесной силой. Соединение энергии Неба и Земли, Ян и Инь активизирует энергию изобилия, которая пробуждает к жизни удачу и приносит богатство. Монета является талисманом гармонизации пространства, потоков энергии и времени. В древности монеты назывались Цюань, а перевод этого слова – «источник». Есть другое слово Цюань, которое переводится как «целостность». Поэтому в древности монеты использовали как символ достижения 10 видов целостности. Этим символом мастера фен шуй активизировали источник благополучия и целостности, т.е. счастья. Особенно широко использовали для этого связку из 9 монет, расположенных по кругу и одной монеты в центре.

С тех пор, как монеты перестали быть денежным средством и стали талисманом, используемым для привлечения богатства и защиты людей от негативной энергии, началось производство их копий различного вида, размера и качества. И носить их стали не только в кошельках, но и на теле.

Например, монеты-амулеты носят на шее для привлечения удачи и защиты от злых сил. Для этого используются монеты, на которых изображены дракон и феникс, играющие с жемчужиной или просто дракон и феникс.


Есть монеты с изображением преднебесной последовательности триграмм, символа Багуа, скрещенных мечей и других символов защиты и удачи фен шуй.

На фото, которое я сделал в Гонконге, за стеклянной стеной можно заметить две большие монеты, служащие защитой от негативной энергии.

Со временем монеты стали связывать в форме декоративного меча. Такой «меч» используют для защиты от Ша Ци и нейтрализации неблагоприятных летящих звезд фэн шуй 5 и 2. Мечи связывают из разного количества монет, но самым эффективным считается меч из 108 монет.

На следующем фото, сделанном в фэншуйном ресторане на Макао показана люстра, целиком составленная из копий монет, на которых изображены 24 горы фен шуй, заимствованных из метода летящих звезд Сань Юань.



Для гармонизации супружеских отношений две монеты кладут под подушку.

Есть монета, на одной стороне которой, на янской стороне написано имя одного из 8 бессмертных даосов Чжун Ли Цюаня, а на другой, на иньской стороне – его изображение. Эта монета предоставляет защиту именно этого бессмертного даоса. Ее рекомендуют либо носить с собой, либо положить или повесить дома в секторе помощников.

Если монеты используются для привлечения денежной удачи, то их вешают в любом месте, прямо или косвенно связанном с деньгами: над дверью магазина (одну или две связанные монеты), на дверные ручки, на кассовые аппараты, на компьютеры, их кладут в кошелек, в сейф, под коврик перед входной дверью, приклеивают к папкам с финансовой документацией и так далее. При этом необходимо соблюдать одно важное правило – монеты должны быть прикреплены янской стороной вверх, иньской стороной вниз.

Для обеспечения благосостояния семьи, при строительстве дома монеты замуровывают в пол и стены.

Считается, что использование многих монет эффективнее использования одной монеты, поэтому их в разном количестве собирают и перевязывают почти всегда красной, но иногда и золотой нитью. Лично я считаю, что перевязывать монеты лучше золотой нитью, потому что согласно фэн шуй, золотистый цвет соответствует стихии металла, усиливающей стихию земли, и тогда стихии, соответствующие амулету (стихии почвы и металла), «дружат» друг с другом. Если перевязать монеты красной нитью, как это обычно и делается, то, согласно фэн шуй, красный цвет соответствует стихии огня, которая усиливает стихию земли, но разрушает стихию металла, представленного круглой формой и гармония стихий амулета нарушается, несмотря на то, что красный цвет в Китае – цвет привлечения удачи.

Хотя подлинность монет не принципиальна, но знатоки предпочитают использовать настоящие, древние, бывшие в обращении монеты, потому что считают, что именно эти монеты несут в себе энергию денег и процветания. Считается, что амулет, сделанный из подлинных древних китайских монет, а не их современных копий, работает более эффективно. Однако, старинных монет уже мало и купить их не просто, поэтому и начали делать разнообразные копии.

Как отличить оригинальную старинную монету от копии? По закону 1973 года, на всех копиях старинных монет должен стоять штамп «Копия», но лично я не видел монет с таким штампом. Копии монет сейчас делают так умело, что отличить их от оригинала под силу разве что опытному нумизмату.

Все мастера сходятся во мнении, что для привлечения материального благополучия лучше всего использовать не любые монеты, а только те, которые выпущены во времена правления императоров, обеспечивших расцвет экономики и культуры. Они рекомендуют использовать монеты последней китайской династии Цинь (17-20 века). Действительно, Китай достиг наибольшего расцвета в правление династии Цинь, поэтому монеты именно этой эпохи считаются наиболее эффективными и именно они наиболее распространены. Используются монеты первых 9 императоров династии Цинь – Shun Chi (Шунь Чжи, 1644-1661), Kang Hsi (Кан Си, 1661-1722), Yung Cheng (Юн Чжэн, 1723-1735), Chien Lung (Цянь Лун, 1736-1796), Chia Ching (Цзя Чин, 1796-1820), Tao Kwong (Тао Квон, 1820-1850), Shen Fung (1850-1861), Tung Chi (1862-1874) и Kwong Shui (1875-1908). Десятый император не считается успешным, потому что он правил всего три года и империя рухнула во время его правления.

Особой популярностью пользуются монеты времен правления императоров Цянь Луна и Кан Си. Монеты этих императоров были и бронзовыми и золотыми. На фото внизу – монеты императора Кан Си.



А это монета Цянь Луна:

Монеты императора Wu Chu (Ву Чу) или монеты династии Хань (206 год до нашей эры – 25 год нашей эры) тоже приносят удачу. Вот они:

Разное количество монет связывают вместе и используют в разных целях, потому что в китайской культуре и в фен шуй символизм чисел очень важен и он отражает разный смысл, разную символику и ассоциации, связанные с тем или иным числом.

Когда две монеты связывают в пару красной нитью, это символизирует накопление богатства, и они широко используются для привлечения богатства в бизнесе. Их также носят в качестве амулета для защиты от злых сил. Говорят, что китайское название двух связанных монет в переводе означает «деньги матери и сына». Связь матери и сына символизирует приход денег и приумножение состояния.

Три древние монеты, связанные вместе, символизируют единство Неба, Земли и Человека. Они также символизируют три источника богатства: обычное, заработанное богатство; богатство, пришедшее извне и заработанное нетрадиционным способом; неожиданное богатство. Три связанные нитью монеты – это как магнит для привлечения процветания. Лучше связать монеты трех последовательных императоров Kang Hsi (Кан Си, 1661-1722), Yung Cheng (Юн Чжэн, 1723-1735), Chien Lung (Цянь Лун, 1736-1796). Вот эти монеты:


Связать монеты можно по-разному:


На фото показаны лицевые и оборотные стороны трех монет династии Сун. Это монеты трех разных императоров, правящих в Китае с 960 по 1126 годы нашей эры, им примерно 1000 лет. Лицевой частью является сторона монеты с 4 иероглифами. Два иероглифа (слева и справа) говорят о том, что это официальные императорские деньги, а два другие (сверху и снизу) являются двумя знаками официального имени императора. На обратной стороне этих монет нет иероглифов, в отличие от монет 150-400 летней давности. Хотя это очень старые монеты и сделаны они грубее, чем современные, их можно было использовать в обращении вплоть до 1910 года. Эти монеты используются и в фен шуй и для предсказаний по И Цзин. Это очень мощные амулеты.

Кто увлекается фэн шуй, тот знает, что связывать монеты по четыре штуки нельзя.

Связка из пяти монет символизирует приток богатства со всех четырех компасных направлений и накопление его в центре. Этот амулет широко используется предприятиями розничной торговли. На фото внизу, которое я сделал в Гонконгском Клубе Спасателей, показаны пять монет. Хочется думать, что это «правильные» монеты «правильных» императоров, но знаки на них написаны на древнекитайском языке.





Шесть монет, связанных вместе, символизируют небесную удачу. Очень хорошо, если 6 монет, связанные нитью, являются шестью медными монетами первых императоров династии Цинь: Shun Chi (1644-1661), Kang Hsi (1661-1722), Yung Cheng (1723-1735), Chien Lung (1736-1796), Chia Ching (1796-1820), Tao Kwong (1820-1850). Ниже изображены янские стороны этих шести монет.


Их вешают на северо-западе для привлечения удачи, прихода наставника и помогающих людей. Размер монет приблизительно 2,5 см. в диаметре.

Семь монет не используют в качестве талисмана, но число 7 – это число металла, поэтому связку из 7 монет используют для усиления летящих звезд стихии металла или ослабления неблагоприятных летящих звезд стихии земли.

Связка из восьми или девяти монет (если одна монета расположена в центре связки) символизирует приток богатства со всех восьми компасных направлений, т.е. отовсюду.



Девять монет символизируют целостность и полноту вселенной. Считается, что если удалось собрать в одну связку 9 монет, выпущенных во времена правления 9 императоров династии Цинь, то такой амулет принесет материальное благополучие для 9 поколений одной семьи. Правда амулет будет работать эффективно, если состоит из подлинных древних китайских монет, а не их современных копий, а найти такие подлинники сложно, если вообще возможно. Узнать, во время правления какого императора выпущена монета «просто», ведь имя императора написано на монете, или сверьте лицевые стороны монет с изображением на приведенных мною фото. Если у вас есть связка таких 9 монет, подлинных или даже хороших копий, то ее можно повесить за спинкой рабочего кресла и это обеспечит финансовую поддержку девяти императоров. Если вам не удалось собрать связку из 9 монет времен правления 9 императоров, то не огорчайтесь, потому что распространены также связки монет трех, пяти и шести императоров одной династии. Конечно, поддержка 9 императоров велика, но иметь поддержку даже 3 или 5 императоров тоже очень хорошо.

Выше я уже привел фото лицевых сторон монет первых 6 императоров, а ниже приведены лицевые стороны монет 7, 8 и 9 императоров Shen Fung (1850-1861), Tung Chi (1862-1874) и Kwong Shui (1875-1908).

Связку из 9 монет размещают на юго-востоке для усиления богатства, на северо-западе для привлечения нужных людей, используют для защиты от звезд 5 и 2. Некоторые утверждают, что если использовать монеты для привлечения богатства, то эффективнее всего связать 9 монет красной нитью и носить эту связку на шее.


Эти монеты не похожи на привычные нам денежные знаки и, действительно – не являются таковыми. Причудливые изделия с квадратным отверстием посередине и четырьмя иероглифами по углам представляют собою талисманы, способные принести удачу, благополучие и процветание! Если, конечно, обладатель такой диковинки понимает истинную ценность монеты и знает, как правильно использовать такой удивительный подарок.

Создание этих монет тесно связано с различными эпизодами истории Китая. Древнейшие китайские монеты с отверстием посередине датируются XI-ым веком до нашей эры, однако самые «счастливые» монеты создали советники императора Сянь Лун (1736-1796), правление которого признано наиболее благоприятной эпохой для Китая. Процветающая, развивающаяся торговля сделала народ этой удивительной страны богатым и счастливым, и сегодня монеты счастья несут в себе частичку того бесконечного успеха, который принес своему государству Великий Император.

Сегодня китайские монеты счастья стали важнейшими элементами в практике Фен-Шуй. Учение рассказывает о том, кто круг – форма монеты – символизирует собою небо, квадрат – отверстие – землю, а замыкающим в данной триаде становится человек. Монеты имеют 2 стороны – Ян и Инь. Ян – лицевая сторона монеты, содержащая четыре символа, Инь – оборотная, с 2-мя символами. Монеты скрепляются красной нитью в количестве, кратной трем – таким образом, их мистическая сила активизируется, привлекая в дом богатство и удачу. 3 монеты в связке привлекают деньги, 6 монет - удваивают богатство, 9 монет – даруют удачу свыше! Связки из монет также защищают обладателя от бед и невзгод, взывая к помощи высших сил!

Приобрести оригинальные китайские монеты счастья XVIII-го века в простом магазине невозможно, ведь в продажу поступает сувенирная продукция, являющаяся копией оригинальных монет (купить настоящие монеты вы можете у коллекционеров, причем стоимость китайских монет редко превышает 100 рублей). Однако, как говорят ведущие практики Фен-Шуй, сувениры ничуть не уступают оригиналам по своим мистическим возможностям, ведь сила монеты обусловлена, в первую очередь, расположенными на ней изображениями, выполненными по всем правилам мастеров-создателей. Особенно, если материалом для изготовления монеты становятся золото или бронза.

Такие монеты могут стать своеобразным оберегом жилья или места работы, а также личным талисманом. Зачастую их размещают в автомобиле – и тогда сила монет защищает водителя от неприятностей на дорогах. Популярность китайских монет счастья не знает границ – и они действительно способны принести удачу тем, кто верит в лучшее!

Статья из книги "Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет." А.А. Щелоков, М. 2007

Тсю, пу и цянь

Считается, что монеты как средство платежа появились в Малой Азии. Письменные источники и богатые материалы археологических изысканий свидетельствуют, что первые металлические деньги зазвенели в Лидии. Затем, на рубеже VIII—VII веков до нашей эры, их стали чеканить на острове Эгина. К началу VI века они уже переходили из рук в руки на рынках многих греческих государств-городов. Однако и древние китайские монеты по праву являются современниками малоазийских. Хотя монетная система здесь заметно отличалась от античной как по материалу, так и по форме. Античные монеты делались из золота и серебра, китайские изготавливались из бронзы.

История возникновения и развития китайских денег наглядно демонстрирует общемировые закономерности. Первыми посредниками в товарном обмене стали ракушки каури, игравшие роль примитивных монет. Красивые раковины, похожие на искусные изделия из фарфора, поначалу использовались в качестве украшений, а потому очень высоко ценились. Это и придало им внутреннюю стоимость, которая обеспечивала равноценность обмена.

Именно ракушки на заре китайской цивилизации породили иероглиф «бэй», который в самом древнем его начертании выглядел схематическим изображением брюхоногого моллюска в раковине.

Сделаем небольшое отступление. Мы, европейцы, часто удивляемся сложности китайской письменностии недоумеваем, почему ее не пытаются упростить или реформировать. Все дело в том, что в Китае, где на протяжении веков сосуществовали десятки языков,; множество наречий и диалектов, объединяющим началом служило не слово, а иероглиф — символ, обозначающий предмет или понятие.

Слева — иероглиф «бэй» в древнем начертании. Справа — в таком виде он входит в современные слова, связанные с торговлей, ценой, богатством.

Как бы ни звучало на огромной территории слово «нож» или «лопата», люди легко узнают его смысл в определенных иероглифах. Газету, изданную в Пекине, свободно читают в разных регионах, произнося названия иероглифов на свой лад. Там, где два гражданина Китая не могут объясниться устно, они передадут друг другу записки и поймут их содержание. А если перевести китайскую письменность на буквенный или слоговой алфавит, то нарушится письменная связь языков и культур огромной страны.

Каждый из нас встречал пиктограммы — примитивные рисунки, которые объясняют назначение арен, помещений или стадионов на крупных международных спортивных соревнованиях. Это своеобразные иероглифы, которые помогают ориентироваться в чужой стране с незнакомым языком. Запрети употребление пиктограмм, замени их надписями, и вы поймете, что испытали бы китайцы, лишившиеся своего традиционного письма.

Символ бэй входит во многие иероглифы, с которыми жители Китая сталкиваются повседневно: цена, товар, торговля, покупки.

По мере расширения масштабов торговли внутри страны ракушек каури, которые привозили в Китай с Мальдивских островов, стало не хватать. Поэтому их копии начали вытачивать из камня, а позднее — отливать из бронзы.

Что же покупали ремесленники на базарах? В первую очередь продукты, будь то дары моря или земли. Рыбаки и земледельцы приобретали у ремесленников лопаты, мотыги, ножи, топоры, рыболовные крючки... Естественно, что символы всеобщего эквивалента изначально имели форму миниатюрных ножей, прясел, мотыг, колокольчиков. Широкое распространение этих предметов, сделанных путем примитивного литья, фиксируется со второй половины второго тысячелетия до нашей эры.

Впрочем, сам металлургический процесс в Китае находился уже тогда на высоком уровне. Сперва мастер вырезал углубленную форму нужного предмета в куске известняка. Затем выравнивал плоскость разреза и подгонял вторую часть «изложницы» к первой. Потом обе части складывали, скрепляли, прорезали желобки для расплава. Отливку зачищали от заусенцев, придавали ей товарный вид, и монета была готова.

Интересна такая деталь: для разных уделов государства были характерны свои типы монет-вещей. Так, в уделе Ци мастера предпочитали лить ножи (тао), в уделах Цинь, Чжао, Янь — мотыги (пу). В уделе Чу обращались монеты в виде музыкальных инструментов.

Со временем монеты приобрели форму круглых дисков с круглым или квадратным отверстием посередине. Квадратные отверстия постепенно стали характерной особенностью китайских монет. Кроме того, на каждой монете указывался ее вес, ставилась метка (иероглиф) монетного двора и знак «бэй», чтобы все знали — это деньги.

Не стоит думать, что предметы-деньги на этапе формирования рыночных отношений были свойственны только Китаю. Еще Гомер писал, что деньги-топоры вручались в виде призов победителям соревнований. В девяностых годах прошлого века вблизи немецкого города Галле совершенно случайно обнаружили клад. Его составляли бронзовые бруски, отлитые в виде топориков.

Круглая китайская монета цянь с отверстием в центре впервые упомянута в летописных источниках в 947 году до нашей эры. Считается, что ее форма обязана своему происхождению кольцу, которое в то время все еще выступало в качестве менового предмета (русское название цяня — чох, английское — cash).

Самые первые цяни имели круглое отверстие. Монеты нанизывали на шнурок, образуя связки по 100 штук. Десять связок именовались дяо или гуаню.

На бронзовых монетах помещали иероглифы, обозначающие номинал и сообщавшие название монетного двора.

Где-то в VI веке до нашей эры, в эпоху, когда в Греции появилась серебряная драхма, китайцы начали делать отверстие в центре монеты квадратным.

Император Цинь Шихуанди (259—210 годы до нашей эры) внес в жизнь Китая много нового. Он начал строительство Великой китайской стены и занялся реформированием денежной системы. В частности, приказал унифицировать вес монет и одновременно изъять из обращения все примитивные знаки обмена: каури, черепашьи щиты и т.п. Единственной монетой в Империи стала круглая бронзовая монета с квадратным отверстием в центре и надписью «пол-ляна». Лян, служивший в те времена мерой веса, равнялся 35—38 граммам.

Войны, которые приходилось вести Китаю, не позволили унифицированной монете сохранить свою покупательную способность. И уже в начале первого тысячелетия нашей эры император Ван Ман (9—24 годы) разрешил восстановить в обращении ракушки каури, черепашьи щиты и деньги-предметы.

В царстве Южное Сун (502—556 годы) появились и чугунные монеты номиналом в 5 шу, но они имели в два раза меньшую покупательную способность, нежели ли бронзовые деньги того же достоинства (позже в обращении находились только литые чугунные монеты). При этом вывоз этих денег за пределы страны был запрещен. Законодатели стремились предотвратить использование железа для изготовления оружия, ведь из монет получались неплохие наконечники дротиков, стрел, пик, да и ножи. А если учесть, что весовая стоимость железа на рынке равнялась монетному весу, то такое сырье было вполне рентабельным.

До 1889 года монетным металлом в Китае служила исключительно бронза. Бронзовые монеты были удобны для ремесленников, ведущих розничную торговлю, но постепенно становились тормозом для развития крупного бизнеса. Представьте, что на сумму, примерно равную одному доллару, приходилось передавать с рук на руки почти 1,8 килограмма бронзовых монет.

Чтобы преодолеть эти затруднения, стали выпускать серебряные слитки разной массы. Точная дата их появления в денежной системе Китая не установлена. Наиболее широко слитки применялись в обращении в середине XIX — начале XX веков. В 1935 году правительство запретило их использование, заменив слитки серебряными монетами и банкнотами.

По своей форме серебряные слитки походили на примитивные лодочки или корытца. Русские на Дальнем Востоке именовали их «ямбы». Англичане называют их инготс (ingots) — слитки, бруски, а также монетами-корабликами (boat money) и монетами-башмачками (shoe money), поскольку по форме они напоминали «шу » (башмачки). В самом Китае слитки в разных местах именовали по-разному: юань-пяо, вень-ян и т.д. На дне ямбов ставились клейма, гарантировавшие точность веса и пробу металла.

Слитки-ямбы различались по массе, пределы которой строго выдерживались и номинировались в таэлях. Ямб в 1/2 таэля весил примерно 19 граммов, 1 таэль — 38, 10 — 380, 50 таэлей — 925 граммов. Существовали и другие промежуточные номинации ямбов, что обеспечивало удобство пользования ими.

Сталкиваясь с надписями, выполненными на восточных монетах иероглифами, коллекционер нередко испытывает трудности в определении места их производства. Не претендуя на всеобъемлющее раскрытие методов нумизматического анализа (это дело опыта, знаний, умения пользоваться справочниками и каталогами), обозначим лишь некоторые отправные точки для возможного «опознания» монеты.

На монетах Чосон — Страны утренней свежести — Кореи присутствует иероглиф «бо». Вглядитесь, и вы увидите на нем черты уже знакомого нам знака каури.

На монетах Японии — в том или ином виде присутствует изображение многолепестковой розетки (так называемый мон). Этот древний символ империи в виде красного диска до сих пор изображает солнце на государственном флаге страны.

Кроме того, в начертании иероглифа «иена», обозначающего японскую денежную единицу, опять же нетрудно угадать черты стилизованной раковины каури.

Современные монеты Китайской Народной Республики определяет присутствие иероглифа джун (середина)

Джун-го, Джун-хуа — «Срединное государство», «Срединный цветок» — самоназвание Китая. Запомнить ключевой иероглиф достаточно просто — это прямоугольник, разделенный вертикальной линией пополам.

Бронзовые монеты с квадратными отверстиями находились в Китае в обращении до конца XIX века, установив своеобразный рекорд долгожительства формы, избранной на заре зарождения денег. Более того, эта форма определила внешний вид монет в сопредельных с Китаем государствах. В Японии деньги с квадратным отверстием носили название мон, в Корее — чон, во Вьетнаме — ван.

Древние китайские монеты прошли путь от примитивных денежных форм (раковины каури и их бронзовые имитации, монеты-ножи, монеты-мотыги и т.п.) до круглого литого цяня с квадратным отверстием, форма которого оставалась фактически неизменной с IV-III в. до н.э. и вплоть до начала XX в.

Однако эта монетная форма стала базовой не только в самом Китае. Влияние его монетной системы не ограничилось непосредственным участием китайских монет в денежном обращении сопредельных земель (известно, что до организации своего монетного дела Корея, Япония, Вьетнам в огромном количестве импортировали китайские монеты). Тип китайских цяней ("чох ", "cash ") был использован в качестве базового во многих государствах и регионах.

Самая ранняя китайская монета, послужившая прототипом для соседних с Китаем государств - это, по всей видимости, цянь с легендой У Шу (), выпускавшийся со 118 г. до н.э. (династия Ранняя/Западная Хань и последующие династии - почти 7 столетий ).

Прежде всего обращают на себя внимание древние монеты Восточного Туркестана (Синьцзяна), в частности, государства Куча (Цюци), игравшего важную роль с I по VII в. в регионе, примыкавшем к Великому Шелковому Пути. Области на север и запад от Китая всегда были в сфере интересов китайских правителей и поэтому неудивительно появление местных монет, подражающих китайским. Выпускались монеты китайского типа трех видов . Первый вид - двуязычный: китайская надпись У Шу на одной стороне и местная надпись (пока не расшифрована окончательно, предположительно тохаристанская) - на другой (). Второй вид - только с местной надписью. Третий тип - анэпиграфный, очень маленького размера (). В 649 г. государство Куча прекратило существование под ударами войск династии Тан .

Ютянь - также одно из восточнотуркестанских государств в районе нынешнего Хотана, примыкавшее к западной окраине Китая. Основной тип монет I-II вв. - двуязычные с легендами письмом кхарошти и по-китайски . Но имеется очень редкий выпуск хотанского правителя Фан Цяня (129-132 гг. н.э.), для которого за прототип, видимо, также взят китайский цянь У Шу : круглая свинцовая монета с двумя горизонтально расположенными китайскими иероглифами Ю Фан , правда, с весьма необычным и уникальным в своем роде прямоугольным отверстием ().

Следующей монетой, сыгравшей исключительно важную роль в развитии монетного дела не только Китая, но и большинства окружающих стран, стала монета династии Тан с легендой Кай Юань Тун Бао , первый выпуск которой состоялся в 621 г. (). Выпуском этой монеты был заложен стандарт легенды лицевой стороны, остававшийся неизменным на протяжение всех последующих тринадцати веков обращения литых китайских цяней. Монеты с крестообразно расположенными четырьмя иероглифами по сторонам центрального квадратного отверстия выпускались и ранее, начиная с правления Ван Мана (9-23 гг.). Как правило, два иероглифа из четырех обозначали номинал монеты (например, Да Цюань У Ши - "великая монета достоинством 50 "). Начиная с монеты Кай Юань Тун Бао легенда лицевой стороны в большинстве случаев содержала так называемый "девиз периода правления " (пара верхнего и нижнего или верхнего и правого иероглифов) и наименование монеты (юань бао - "первоначальная драгоценность ", тун бао - "обращающаяся драгоценность ", чжун бао - "тяжелая драгоценность ").

Гаочан - государство, существовавшее на территории Турфанского оазиса (Синьцзян) в период с 499 г. по 640 г. Единственная монета (), выпущенная его правителями предположительно в 620-640 гг. , имеет легенду Гао Чан Цзи Ли ("удачное достижение [государства] Гаочан ") и прототипом для нее послужила китайская монета Кай Юань Тун Бао . Гаочан также был покорен династией Тан.

Средняя Азия . Круглые монеты с квадратным отверстием отливались с VII в. в Согде . За образец и здесь была взята монета Кай Юань Тун Бао - с этой легендой выпускались первые согдийские "чохи" (), а к середине VII в. на этих монетах появились согдийские надписи и родовые знаки местных правителей (). Подобные монеты выпускались и в Тюргешском (VIII в., ) , и в Уйгурском каганатах (конец VIII - начало XIII в., , ). Известна монета китайского типа из Семиречья с четырьмя арабскими словами на л.с., атрибутируемая как протокараханидская X в. (). Характерно, что переход к размещению родовых знаков и надписей на местных языках не сопровождался отказом от китайского типа монеты.

В китайской истории есть три государства, которые принято упоминать в перечне династий, относя их при этом к так называемой "нерегулярной линии " династий. Это располагавшиеся на китайских и близких к ним территориях некитайские государства - киданьское Ляо (916-1125 гг.), тангутское Западное Ся (1038-1227 гг.), чжурчженьское Цзинь (1115-1234 гг.). Правителями этих государств выпускались в официальное обращение монеты китайского типа, с легендами на китайском (большинство из известных монет) и тангутском языках, а также, по некоторым сведениям, с киданьскими и чжурчженьскими надписями. Все эти монеты традиционно включаются в сферу китайской нумизматики [см., например, 9].

Япония . В письменных источниках прямо указывается, что первая японская монета Вадо Кайцзи () была выпущена в 708 г. по образцу Кай Юань Тун Бао . Интересно, что ранние варианты этой монеты отличаются в худшую сторону от более поздних выпусков. По-видимому, при отсутствии опыта японские монетные мастера не смогли должным образом справиться с достаточно сложной задачей. Об этом же говорит и тот факт, что на самом деле два горизонтально расположенных иероглифа До () и Цзи () представляют собой сокращения от более сложных иероглифов До () и Хэ () - неопытным мастерам так было проще. Вскоре после начала выпуска первых японских цяней (сен ) из Китая были приглашены монетные мастера, которые и занялись постановкой монетного дела в Японии. Первый период монетного обращения получил в японской нумизматике специальное название - "12 древних монет " , по числу различных легенд, размещенных на выпущенных до 923 г. монетах. После этой даты государственный выпуск собственных монет ввиду острой нехватки меди в Японии был прекращен на несколько веков. Для денежного обращения использовались монеты династий Сун и Мин, ввозимые из Китая. Особняком среди монет, использовавшихся в денежном обращении этого периода, стоит монета с девизом Эйраку Цухэ (), в силу разных причин ставшая весьма популярной в те годы и выпускавшаяся в Японии в многочисленных вариантах из меди, серебра и золота. Девиз Эйраку Цухэ - это повторение девиза монеты династии Мин Юн Лэ Тун Бао (), выпущенной в 1413 г. в Китае императором Чжэн Цзу. Кроме того, выпускались монеты местного назначения, имевшие хождение на ограниченной территории - провинциальные выпуски ( , ). Интересны выпуски, которые в японской нумизматике называют битасен ("плохие цяни" - некачественно сделанные имитации китайских монет, а также фальшивые монеты) и шимасен (очень необычная группа японских неофициальных выпусков, характерной особенностью которых являются фантазийные легенды, искаженный почерк, перестановка иероглифов известных монетных легенд). С 1587 г. регулярная отливка в Японии своей государственной медной монеты "китайского" образца возобновилась и продолжалась она вплоть до 1867 гг. (), когда была освоена чеканная технология монетного дела. Интересно отметить и такой факт, что специальным декретом 1659 г. властям Нагасаки был разрешен выпуск монет, предназначенных исключительно для торговли с другими странами. При этом нельзя было использовать легенды японских монет, поэтому японцы опять обратились к девизам китайской династии Сун ( , ).

В 970 г. во Вьетнаме императором Дин Тьен Хоангом выпущена первая монета (страна тогда носила название Дайковьет) Тхай Бин Хунг Бао () - мы видим тот же тип, что и в Китае. Два вертикально расположенных иероглифа обозначают девиз периода правления, два горизонтальных - название монеты. Вьетнамцы помимо использовавшихся в Китае названий юань бао , тун бао , чжун бао ввели в оборот еще десятка полтора разных эпитетов для монет (хунг бао - "процветающая драгоценность", фэн бао - "изобильная драгоценность", вин бао - "вечная драгоценность" и т.д.). В истории денежного обращения Вьетнама присутствуют официальные выпуски правящих императорских домов, монеты различных претендентов и повстанцев, а также многочисленные частные цинковые и свинцовые монеты (), получившие особенно широкое распространение с XVII века на юге Вьетнама вследствие нехватки меди. Выпуск литых монет во Вьетнаме, бывшем тогда французской колонией "Протекторат Аннам", прекратился в 1945 г. после того, как император Бао Дай отрекся от престола ().

Выпуск собственных монет в Корее начался в 996 г. . В качестве прототипа был взят цянь династии Тан с легендой Цянь Чжун Юань Бао (758-759 гг., ), причем на оборотной стороне добавлены иероглифы Тон Гук - "восточное государство " (). Следующий монетный выпуск имел уже полностью самостоятельную легенду - Тон Гук Цзюн Бо (). Первый этап корейского монетного дела закончился в начале XII в., дальше следует перерыв в выпуске собственной монеты, обусловленный внутренними распрями и завоеваниями страны киданями и позже монголами. Следующие монетные выпуски появились только в 1423 - монеты имели легенду Чо Сон Тхон Бо - "обращающаяся драгоценность Чосона " (Чосон - древнее название Кореи). Появившаяся в 1633 монета с легендой Сан Пьон Тхон Бо была названа в честь официального учреждения - "Стабилизационного офиса", получившего право на выпуск монеты. Монеты с легендой Сан Пьон (), по-видимому, уникальное явление среди литых монетных выпусков китайского типа. При одной легенде лицевой стороны насчитывается более 3000 типов этих монет, отличающихся дополнительными иероглифами и знаками, нанесенными на оборотной стороне. Эти знаки обозначали различные монетные дворы, серии выпусков и даже номера плавильных печей. Выпуск монет Сан Пьон в Корее прекратился в 1891. Интересно отметить, что в корейской нумизматике не отмечено частных и локальных выпусков монет.

Каракитай (1141-1218). После завоевания государства Ляо чжурчженями (государство Цзинь) кидани переместились в Западный Туркестан и основали здесь государство Каракитай. По письменным источникам известно о 3-4 типах монет китайского типа. Но эти сведения пока не подтверждены реальными образцами монет.

Тибет , несмотря на непосредственное соседство с Китаем, на протяжении многих веков сохранял свое своеобразие и независимость в культуре, во многом оставаясь terra incognita. Это справедливо и для монет, в производстве которых, в основном, нельзя найти никакого китайского влияния. Тем не менее, в истории Тибета есть период зависимости от Китая, когда в обращение выпускались монеты так называемого сино-тибетского образца . Китайцы открыли монетный двор в Лхасе в 1792 г., выпустив серебряные шо с девизом периода правления Цянь Лун династии Цин. Выпуски монет этого типа продолжались до 1836 и несут также названия периодов правления Цзя Цин и Дао Гуан (). На каждой из сторон крестообразно расположена надпись - на китайском или тибетском языках - "тибетская монета периода... ", на полях - дата в китайском стиле ("... год периода... ") или на основе тибетского циклического календаря. В центре - имитация четырехугольного отверстия. Интересно, что надпись на "китайской" стороне читается нетрадиционно - не "сверху вниз справа налево", а в "тибетском" направлении - "сверху вниз слева направо".

Прямое типологическое влияние традиционных китайских цяней прослеживается не только в монетном деле ближайших соседей (Япония, Вьетнам, Корея, государства Восточного Туркестана), но и в более отдаленных регионах. Активное освоение китайскими поселенцами территорий стран Юго-Восточной Азии нашло свое отражение в тех монетах и монетовидных выпусках, которые имели хождение в этих государствах. С XV в. известны свинцовые, оловянные и латунные жетоны - подражания цяням в коммунах китайских торговцев на территории Малайзии , Явы и Индонезии (). Эта традиция была даже перенесена на официальные выпуски ряда государств, например, в султанате Келантан выпускались оловяные питис по форме китайских цяней и с арабскими легендами (). Фарфоровые игральные жетоны азартных домов (один из основных бизнесов китайской диаспоры в Таиланде в XVIII-XIX вв.) во многочисленных своих разновидностях имитируют металлические цяни (). Магические амулеты Явы , самые старые из которых датируются XIII в. , имеют ту же самую форму, что и китайские монеты () - и традиция эта сохранялась до XX в. ().

Из представленного краткого обзора видно, насколько обширна, как во временном, так и в пространственном измерении, распространенность китайского типа литой монеты. История круглой монеты с квадратным отверстием началась в Китае в конце периода "Борющихся царств" (475-221 гг. до н.э.) с выпуска в царстве Янь монеты с девизом Мин Дао . В самом Китае последней монетой этого типа была Минь Го Тун Бао ("обращающаяся драгоценность Республики "), выпущенная в завершающий период перехода от литья к машинной чеканке монет в 1912-1914 гг. Распространение китайского типа за пределы империи началось в начале нашей эры с северо-западных границ Китая (государства Восточного Туркестана и Средней Азии), далее - Япония, Вьетнам, Корея, Юго-Восточная Азия, Тибет. Самые поздние выпуски литых цяней китайского типа, участвовавшие в денежном обращении, по-видимому, были во Вьетнаме, вплоть до 1945 г. Но данная монетная форма продолжает свою жизнь, правда, уже не в виде официальных выпусков, а в виде жетонов самого различного назначения, памятных серебряных и золотых монет, выпускаемых официальными монетными дворами Китая и Японии, монетовидных амулетов современного изготовления и сувениров для туристов.

Литература

  1. Воробьев М.В. "К вопросу определения древних китайских монет "5 шу" ("ушуцянь") ", "Эпиграфика Востока", т.XX, 1971, c.15-28.
  2. Dong Qingxuan , Jiang Qixiang Xinkiang Numismatics , Hong Kong, 1991 {XN}
  3. "Очерки истории Китая ", под ред. Шан Юэ, М., 1959.
  4. Cribb, J. "The Sino-Kharosthi Coins of Khotan. Their Attribution and Relevance to Kushan Chronology ", part 1, "The Numismatic Chronicle", v.144, London, 1984, pp.128-152; part 2, NC, v.145, London, 1985, pp.136-149.
  5. Воробьев М.В. "К вопросу определения древних китайских монет "кайюань тунбао ", "Эпиграфика Востока", т.XV, 1963, c.124-146.
  6. Смирнова О.И. "Сводный каталог согдийских монет. Бронза", М., 1981. {Смирнова}
  7. Francois, T. "Les Monnies de Boquq Qaghan des Ouighours (795-808) ", in:Turcica, vol.30, 1998, pp. 263-278.
  8. Настич В.Н. "Монетные находки из Казахстана и Киргизии ", Вторая всесоюзная нумизматическая конференция, Москва, 1987, стр.52-53.
  9. Ивочкина Н.В. "Медь в денежном обращении чжурчженьского государства Цзинь (1115-1234 гг.) ", Труды Государственного Эрмитажа, XII, Ленинград, 1971, с.37-48.
  10. Munro, N.G. "Coins of Japan ", Yokohama, 1902, repr.1962.
  11. "The catalog of Japanese coins and bank notes ", published by Japan Numismatic Dealers Association, Tokyo, 1997.
  12. Mandel, E.J. "Cast coinage of Korea ", Racine (USA), 1972. {Mandel}
  13. Krause C.L. , Mishler C. "Standard Catalog of World Coins, 1701-1800 ", Krause Publications, 2 nd ed., 1997. {KM}
  14. Krause C.L. , Mishler C. "Standard Catalog of World Coins, 1801-1900 ", Krause Publications, 2 nd ed., 1998. {KM}
  15. Kann, E. "Illustrated Catalog of Chinese Coins (Gold, Silver, Nickel and Aluminium) ", Hongkong, 1954. {Kann}
  16. Singh, S. "The Encyclopaedia of the coins of Malaysia, Singapore and Brunei. 1400-1967 ", 2 nd edition, 1996, Kuala Lumpur, Malaysia, 604 pages. {SS}
  17. Ramsden, H.A. "Siamese porcelain and other tokens ", Yokohama, 1911; in "Siamese coins and tokens. An anthology ", London, 1977.
  18. Cribb, J. "Magic coins of Java, Bali and the Malay Peninsula ", 1999, London. {JC}
  19. Дин Фубао , "Ли Дай Гу Цянь Ту Шо ", 1940, переиздана в 1996 с комментариями Ма Динсяна, на кит.языке. {Дин}
Иллюстрации
  • Для просмотра в увеличенном масштабе нажмите на изображение монеты.
  • В тексте использованы китайские иероглифы из этимологической базы данных "Вавилонская башня" (