Немецкие клейма и пробы серебра. Из истории клеймения серебра в государствах европы

На сегодняшний день науке известно более 80 видов металлов. И только восемь из них называют благородными. Рядом с золотом и шестью металлами платиновой группы в этом ряду по праву стоит серебро (аргентум). Высокая пластичность, отличная тягучесть и ковкость, невосприимчивости к коррозии и окислению – уникальные свойства, которые определяют его широкое применение. Особенно часто используются соединения серебра с другими металлами. Так, серебро 800 пробы нередко применяется для производства столовых приборов, письменных принадлежностей, предметов декора.

Сплав и проба: состав и признаки

При целом ряде достоинств у серебра в чистом виде есть существенные недостатки. Аргентум – мягкий металл, который подвержен быстрому механическому износу и легко деформируется.

Чтобы повысить прочность серебра, его легируют, иными словами - соединяют с другими металлами. В результате образуется технический либо ювелирный сплав. При этом в качестве лигатуры, то есть примеси неблагородных металлов, как правило, используется медь. В некоторых случаях серебро может соединяться с алюминием, никелем, цинком либо кадмием.

В зависимости от предназначения сплава процентное соотношение его компонентов может быть различным. Чтобы ориентироваться в этом вопросе, был введен такой показатель, как проба. Применяемая в Российской Федерации и постсоветских странах система проб действует с 1927 года и отражает количественное содержание серебра в конгломерате. Так, 800 проба серебра - это соединение, в котором на 800 граммов аргентума приходится 200 граммов лигатуры. Пробой также называется клеймо, проставленное на изделии.

В Российской Федерации на сегодняшний день актуальны следующие показатели, характеризующие состав ювелирных сплавов из серебра:

С учетом соотношения серебра и примесей других металлов различают высокопробные и низкопробные сплавы. Подход к определению этого норматива в разных странах не совпадает. В России к низкопробным сплавам относится 800 проба. На Украине этот показатель равен 750, в Египте – 600.

Клеймение серебра ниже 800 пробы в РФ не производится. Соединения, содержащие более 20 процентов легирующих материалов, относятся к техническим металлам. Аналогичны требования международных стандартов.

800 проба: достоинства и недостатки

Достаточно высокая прочность, ковкость и пластичность, относительно демократичные стоимостные показатели, эстетическая привлекательность обеспечивают широкое применение серебра 800 пробы в повседневной жизни. Его отличные литейные характеристики с успехом используются производителями предметов сервировки и интерьера, столовых приборов.

У посуды из серебра давняя и богатая история. Как свидетельствуют археологические раскопки, она высоко ценилась в Древнем Египте и Греции, Вавилоне и Ассирии. Такую утварь брали с собой в поход воины, поскольку в серебряном кувшине вода долго не портилась, более того, предотвращала желудочные расстройства.

Прошло много лет, прежде чем ученые выяснили, что дело в антисептических свойствах аргентума. Ионы серебра убивают более чем 650 видов болезнетворных бактерий, притом что антибиотики воздействуют только на несколько их десятков.

Особенную популярность столовое серебро приобрело при Екатерине ІІ. Из него изготавливались обеденные приборы, подстаканники, портсигары, подсвечники. Со временем наличие в доме таких предметов стало свидетельством высокого материального достатка и общественного статуса. Серебряные приборы нередко входили в состав приданого.

Знатоки антиквариата свидетельствуют о распространении столового металла во многих странах мира. В конце девятнадцатого — начале двадцатого века кувшины, вазы, шкатулки из него производились в Германии, Италии, Австрии.

Для изделий из восьмисотого сплава характерны красота и изящество, прочность и сопротивление быстрому изнашиванию.

К немногим минусам относится их возможное потемнение. Почему это происходит? Ученые выяснили, что медь, входящая в состав сплава, активно взаимодействует с находящимися в воздухе серосодержащими веществами. Результатом становится окисление металла и – соответственно — его потемнение. Скорость потускнения растет с увеличением влажности воздуха. Это обстоятельство следует учитывать при хранении столовых приборов.


Следует также помнить, что при длительном взаимодействии с кислой средой на поверхности серебряных изделий образуются небезопасные для здоровья соли меди.

Появление на сплаве налета черного цвета – итог воздействия воздуха с повышенным содержанием озона. Такое явление может наблюдаться во время грозы либо при работе озонатора.

Легкий желтоватый оттенок серебра 800 пробы, связанный с наличием в нём меди, также можно отнести к недостаткам сплава. Но это, в большей степени, вопрос вкусовых предпочтений.

Изделия из 800 пробы серебра – прочны, эстетически привлекательны, доступны по цене.

О чем говорят клейма

Опробирование и клеймение бытовых изделий, изготовленных из , к которым относится и серебряные сплавы, осуществляется в Российской Федерации на государственном уровне.
Основу порядка пробирного надзора, который с определенными изменениями и дополнениями просуществовал до 1917 года, заложил еще Петр І. За прошедший период стандарты, применяемые для контроля содержания в конгломерате благородного металла и примесей, претерпели значительные изменения.

В 1927 году на смену популярной в 18-19 веке золотниковой системе пришла система метрическая, которая действует по настоящее время. В рамках этой концепции проба обозначается в соответствии с количеством долей благородного металла, приходящегося на тысячу единиц сплава. Аналогичные требования к клеймению предъявляются в государствах, которые руководствуются Конвенцией по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Государственный контроль за тем, чтобы проставленная изготовителем проба соответствовала объективным показателям, в настоящее время осуществляет Пробирная палата. В компетенцию её представителей входит клеймение серебряных изделий с пробой не ниже 800. Примечательно, что аналогичная проба ещё в 1884 году была объявлена минимальной в Германии. На каждый проверенный предмет наносится маркировка, включающая клеймо изготовителя, ярлык и государственное пробирное клеймо.

Знак государственного клейма стандартизирован. Это профиль женщины в кокошнике, которая смотрит вправо. До недавнего времени профиль был повернут в левую сторону, а во времена СССР на клейме изображалась сначала голова рабочего с молотком, затем - звезда, если продукция предназначалась для внутреннего рынка, или кораблик – для экспортного варианта. На знаке имеются цифры, которые обозначают пробу, и маленькая буква, адресующая к Госинспекции, осуществлявшей проверку. Клейма на ювелирных изделиях почти незаметны, на столовом серебре они крупнее.

Официальными документами являются также клеймо производителя и ярлык, который крепится к изделию. В соответствии с законодательством изготовитель несет полную ответственность за указанные на нём сведения.

Клеймение изделий из серебра 800 обеспечивает надежную защиту интересов покупателей.

Германия

В Германии (и Австро-Венгрии), по установившейся традиции, в клеймении серебра широко применялась система буквенного обозначения города, в котором была произведена вещь, мастера - изготовителя предмета, который как бы ручался за качество металла, и годового клейма. Но в отличии от английской системы они не всегда соответствовали установленному порядку и стандарту пробы (800/1000) серебра, который существовал скорее только в теории и редко встречался в реальном производстве. Недаром знаменитый российский "левок", серебро 62 пробы, был родом из Австро-Венгрии и предназначался европейскими купцами исключительно для торговых операций со странами Северной Африки и Турции.

Первое упоминание о клеймении серебряных изделий в Германии относится еще к 1289 году. Но только в 1548 году императорским указом официально устанавливается, что все предметы из серебра более 4 лотов весом после оттиска самой пробы должны получить клеймо мастера и городского магистрата или же правителя данной местности, т.е. курфюрста.

Более чем через столетие, в 1667 году, окончательно устанавливается порядок клеймения в виде так называемой "кельнской марки" для стандарта пробы, который просуществовал более двух столетий. Кельнская марка была принята в Германии для расчета содержания пробы. Она равнялась 16 лотам, или 96 золотникам, а так как 1 лот = 6 золотникам, а 1 золотник = 1/96 фунта, или 4,26 г, то проба колебалась в пределах 800 пробы.

В Германии сейчас в качестве базового действует закон 1888 года с дополнениями и изменениями от 24.03.1934 (BGBL. S. 240), 24.05.1968 (BGBL. S. 528), 02.03.1974 (BGBL. S. 590), 12.03.1976 (BGBL. S. 513) и 10.11.2001 (BGBL. S. 2997). В 1888 году была произведена официальная унификация всех германских клейм. С этого времени на предмет из золота и серебра наносят только:
1. Клеймо мастера-изготовителя или фирмы.
2. Клеймо со стандартом пробы, обозначенное только цифрой, например "800".
3. Клеймо золота содержит изображение солнечного круга, а для серебра - изображение полумесяца, обращенного вправо, и императорской короны, что служило государственным подтверждением стандарта пробы 800/1000.

В настоящее время золотые и серебряные изделия для продажи должны иметь одно обязательное клеймо (правила см. на http://www.bv-schmuck-uhren.de). Техническая информация в клейме должна указывать только массовое содержание металла. Клеймо должно характеризовать всё изделие в целом при том, что в разных его частях допускается отклонение по золотой пробе на 5/1000, а на серебрянных - до 8/1000. Импортные изделия из золота и серебра, проба на которых не указана, должны предлагаться на продажу только после клеймения. За правильность указанной пробы отвечает продавец товара. Если происходило клеймение внутри страны, то одинаковую ответственность несут и продавец, и автор клейма.

Интересны германские исключения из правил. Так, на золотые и серебреные изделия, которые заполнены другими металлическими материалами, не может быть указана проба. Это же относится к золоту и серебру, какими наполнены изделия из других металлов. Пробы устанавливаются на все металлические элементы составных изделий, за исключением:
1. металлы служат для декорирования (украшения) изделия;
2. требуются в качестве механических устройств;
3. когда требуются для укрепления изделия без металлического сочленения.
Параграф 9 закона описывает нарушителей порядка торговли ювелирными изделиями, с умыслом или по неосторожности:
1. золото или серебро без клейма;
2. золото и серебро с недостоверным указанием пробы;
3. имитаторы золота и серебра с неправомерными клеймами;
4. изделия с завышенной пробой.
Примечания: предписания абзаца 1 номер 3 и 4 не имеют значение для посеребренных наборов инструментов и столовой посуды. Нарушение порядка может наказываться штрафом до 5 тысяч Евро. Предметы, на которых совершены нарушения порядка, могут быть конфискованы.
Для назначения размеров штрафа используется § 27 уголовного кодекса.
Забавно, что Германский закон никак не регулирует изделия и украшения из платины и палладия. Клеймение совершается добровольно и произвольно. Например, вместо пробы 750 допускается также 749 или 751.

Италия

Распад Древнеримской империи на множество вольных городов, свободных государств и полузависимых владений исключал возможность введения единой системы клеймения изделий из драгоценных металлов. На практике использовались клейма государств и оттиски содружеств ювелирных мастеров (гильдий). Строгая государственная система клеймения была в Республике Венеция, в которую входили собственно Венеция, города Верона, Бергамо, а также часть Истрии и Далмации; падение республики в 1797 положило конец этой системе.

В 1810 году по декрету Наполеона во всей Итальянской Империи была введена государственная система пробирного надзора по французскому образцу. Пробирные инспекции были созданы в 5 городах: Милан, Венеция, Анкона, Верона и Брестия.
После разгрома Наполеона в 1815 году его приобретения в Италии были поделены. На территории Королевства Ломбардии и Венеции, которая была оккупирована Австрией, продолжала до 1866 г. действовать французская система с Пробирными инспекциями в Милане и Венеции. На независимых территориях Модена и Парма действовали в 1818-1872 годах оригинальные системы.
После объединения Италии в единое государство по закону от 2 мая 1872 года была введена либеральная система: производство ювелирных изделий дозволялось в рамках свободной инициативы, причем контроль за чистотой и качеством ювелирных сплавов был в ответственности фабрикантов.

В своих базовых положениях этот закон существует до сих пор. Естественно, в него вносились поправки и дополнения. Так, со временем были введены стандарты чистоты 960, 900 и 800. Этот закон остался либеральным и во времена фашистской диктатуры.
В 1922 году, как известно, к власти пришёл Муссолини. В 1925 он сформировал однопартийное фашистское правительство. Фашисты образовали централизованную систему государственно-монополистического капитализма. С 1927 года они приступили к созданию так называемого корпоративного государства, имевшего целью установление "сотрудничества классов". Важнейшую роль в стране стали играть государственно-монополистическое объединения во главе с созданным в 1933 году так называемым Институтом промышленной реконструкции ("ИРИ"). Неправда ли, эта организация промышленности наиболее близка к советской модели. А может, успехи сталинской индустриализации так впечатлили пылкого дуче, что, душой оставаясь с Гитлером, кошелёк он посчитал возможным наполнить за счёт идей Сталина.

Однако в области ювелирной промышленности Муссолини оставался верен либеральной, германской системе клеймения. Единственно, по редакции закона от февраля 1934 года была унифицированная форма и содержание клейма. Клеймение осталось прерогативой производителей и импортёров. Допускалось апробирование и клеймение в Пробирных лабораториях в спорных случаях или для тестирования части партии изделий. Роль государства была в том, что именники производились на Монетном Дворе.
Затем последовали дополнения января 1968 года (Акт 46), мая 1999, января 2000 (декрет 251) и мая 2002 (Декрет 150).
Правила клеймения согласно Декрету 150 от 2002 года изложены на http://www.sagoritalia.it/legislazioneitaliana.htm . Пожалуй, это самый подробный и дотошный законодательный акт в мире по проблеме клеймения. Он содержит около 500 статей и массу примечаний!!! Укажем только на основные разделы: 1) термины и определения, 2) драгоценные металлы и их легальные пробы, 3) клейма именников и проб, 4) порядок регистрации владельцев именников, 5) исторические фабричные клейма и факультативные штампы, 6) изделия плакированные, накатанные, электропокрытые, 7) ответственность предпринимателей перед Торговой палатой, 8) система сертификации, 9) санкции.
Таким образом, апробирование и клеймение ювелирных изделий полностью лежит на производителях, зарегистрированных в Торговой палате и получивших на Монетном Дворе именное клеймо. В Италии есть две независимые лаборатории драгоценных металлов - Лаборатория благородных металлов провинции Ареззо (LABORATORIO METALLI PREZIOSI S.A.G.OR) и Лаборатория благородных менталлов Веченцы (LABORATORIO METALLI PREZIOSI). Они аккредитованы в SINAL per le analisi sui Metalli Preziosi (Norma UNI EN ISO 11426; UNI EN ISO 11427). Негосударственные пробирные лаборатории имеют задачу держать рынок под эффективным аналитическим контролем.

Италия - крупнейший производитель ювелирных изделий из золота. Ежегодно здесь перерабатывается около 400 тонн золота. На 60% это 18К, а на 20% - 14К сплавы. Также перерабатывается 1400 тонн серебра и 30-35 тонн платины. До 70% продукции идёт на экспорт в большинство стран мира. В отрасли действует примерно 10 тысяч фирм и занято 60 тысяч рабочих и служащих. Одних оптовых фирм около 400. Поскольку Италии не добывает золото, в работе используются банковские слитки. Местные банки предоставляют их фабрикантам на условиях отсрочки платежа . Такая система с совокупности с Налоговыми законами позволяет производителям не платить за металл при его покупке, что и является “коньком” итальянской ювелирной конкурентноспособности.

Япония

В этой стране до 1998 годы действовала Государственная Инспекция (Japanese Government Inspection Office), но для тестирования качества жемчуга, главной национальной драгоценности. В 1999 году в ходе реорганизации правительства этот госорган был упразднён. Однако потребность в тестировании жемчуга, объективно сильная, перешла под эгиду негосударственной Инспекции по Жемчугу (Cultured Pearl Quality Inspection), тесно связанной с общественной организацией Japan Pearl Exporters" Association (JPEA). Жемчуг оценивается по 6 параметрам (толщина перламутрового слоя, блеск и чистота, совершенство поверхности, сколы и повреждения перламутра, дополнительная обработка).

Что касается ювелирных сплавов на основе драгоценных металлов, никогда в истории Японии не существовала государственная система тестирования, опробования или клеймения ювелирных изделий.
Присоединяясь к международным стандартам качества, Япония признает стандартные сплавы золота, серебра и платины Международной организации по стандартизации (ISO). Так, приняты стандарты
Gold/000 917, 835, 750, 625, 585, 500, 417, 375
Silber/000 950, 925, 900, 800
Platin/000 950, 900, 850

На практике ювелиры руководствуются только законом о защите прав потребителей (Product Liability Law), который точнее перевести как «Закон об Ответственности Поставщиков). Государственное клеймение даже не обсуждается.

До 1888 года в немецкой пробирной системе каждый город или провинция ставила собственное клеймо на свои изделия. Этот знак обычно частично совпадал с гербом города.

Рядом с клеймом города обязательно указывалась проба материала. Проба указывалась в так называемых "Лотах" (Loth).
Значения соответствовали следующим содержаниям драг.металла:
16 Loth = чистое серебро
15 Loth = 937/1000 = .937 проба
14 Loth = 875/1000 = .875 проба
13 Loth = 812/1000 = .812 проба
12 Loth = 750/1000 = .750 проба

Ниже приведена таблица с клеймами немецких городов 17-18 веков:

г. Ахен (Северный Рейн - Вестфалия).
Орел использовался во многих городах, поэтому Ахен добавлял клеймо с буквами "S" над "ACH"
г. Альтенбург (Тюрингия) .
г. Альтона (Гамбург).
Клеймо похоже на клеймо Гамбурга, но башни имеют коническую форму. Часто в воротах указывается буква года.
г. Ансбах (Бавария).
16-18 века.
г. Арользен (Гессен).
19 век.
г. Ашаффенбург (Бавария).
18 век.
г. Аугсбург (Бавария) .
Начиная с 1734 года под "сосновой шишкой" стали добавлять букву даты.
г. Баутцен (Саксония).
19 век.
г. Бамберг (Бавария) .
С 17 до 19 века использовалась буква "B" в различных исполнениях. Иногда рядом изображался перечеркнутый по диагонали щит со львом.
г. Берлин (Брандербург).
Медведь в круге.
г. Бремен (Бремен)
Ключ в овале, прямоугольнике или щите.
г. Вроцлав (наст. Польша)
С 17 по 19 века клеймо в виде лица. С 19 века добавляются буквы года.
г. Брауншвейг (Нижняя Саксония).
Год начал указываться только с 1819.
г. Бютцов (Мекленбург - Передняя Померания) .
Со 2 половины 19 века.
г. Дармштадт (Гессен).
Лев на задних лапах. Картуш имел форму щита, овала или алмаза.
г. Данциг (Пруссия).
C 17 по 19 век - вариации на тему короны и двух крестов.
г. Дессау (Саксония-Анхальт) .
Вариации с буквой "D"
г. Дрезден (Саксония).
С 18 по 19 век. Скрещенные мечи и буква "D"
Эльберфельд (Северный Рейн - Вестфалия) .
18 век
г. Эльблонг (Пруссия)
г. Эрфурт (Тюрингия).
Буква "E" в различных картушах.
г. Фленсбург (Шлезвиг-Гольштейн).
Башня замка с львами.
г. Франкфурт-на-Майне (Гессен)
Проба ставилась не всегда. Иногда на орле можно встретить букву "F".
г. Франкфурт-на-Одере (Бранденбург)
На клейме изображался петух.
г. Фрейберг (Саксония)
Два молота и буква "F"
г. Фюрт (Бавария)
19 век.
г. Гиссен (Гессен)
Лев в букве "G"
г. Глюкштадт (Шлезвиг-Гольштейн)
Девушка-фортуна.
г. Герлиц (Саксония)
"G" с короной.
г. Greiffenberg (Пруссия)
Грифон.
г. Хальберштадт (Саксония-Анхальт)
"Железный захват"
г. Гамбург (Гамбург)
Три башни на щите.
г. Ханау (Гессен)
Шевроны.
г. Ганновер (Нижняя Саксония)
В 17 веке - цветок и снизу две цифры. В 18 веке - цветок без цифр.
г. Хайльбронн (Баден-Вюртемберг)
Похож на клеймо Франкфурта. В ранних изделиях - орел, в более поздних орел в прямоугольном картуше.
г. Ильменау (Тюрингия)
На клейме изображен петух.
г. Карлсруэ (Баден-Вюртемберг)
В знаке выделяется диагональная полоса. Иногда не в овале, а в щите.
г. Кассель (Гессен)
Форма щита менялась. В четвертом варианте знак существовал с 1850 года
г. Киль (Шлезвиг-Гольштейн)
Стилизованные листья крапивы.
г. Кенигсберг (Пруссия) .
Корона и крест. В самых ранних изделиях отсутствует значение пробы.
г. Лейпциг (Саксония).
Скрещенные мечи и буква "L". Возможны вариации без "L".
г. Легница (Пруссия).
Скрещеные ключи.
г. Любек(Шлезвиг-Гольштейн)
С 15 по 18 век. Двуглавый орел.
г. Люнебург (Нижняя Саксония)
До 19 века - использовался лев. С 19 века используется полумесяц и буква "E".
г. Магдебург (Саксония-Анхальт)
С 16 под 19 век. Святая Екатерина между башнями.
г. Майнц (Рейланд-Пфальц) .
С 16 по 19 век. Клеймо в виде колеса. Чаще всего без короны сверху.
г. Мюнден (Ганновер).
Использовалась литера "M" с указанием пробы.
г. Мюнхен (Бавария).
С 17 по 19 век клеймо в виде монаха. С 19 века стали добавлять год.
г. Мюнстер (Северный Рейн - Вестфалия).
Клеймо в виде разрезанного горизонтальной линией шита.
г. Нойштадт-ам-Рюбенберге (Нижняя Саксония).
Лев на задних лапах. Очень легко спутать с клеймом Брауншвейга.
г. Норден (Нижняя Саксония)
Пяти-, шести-, семиконечные звезды.
г. Нюрнберг (Бавария).
Литера "N".
г. Оснабрюк (Нижняя Саксония).
С 17 века. Клеймо - колесо. Похоже на клеймо города Майнц.
г. Познань (Пруссия).
Скрещенные ключи. С 1780 по 1834 можно найти клейма с указанием года. Ранние клейма - без короны и цифр.
г. Пренцлау (Брандербург).
Орел в шлеме.
Королевство Пруссия.
Знак налоговой пошлины в 1809- 1812 гг. Инициалы короля Фридриха Вильгельма.
г. Росток (Мекленбург-Передняя Померания).
Литера "r" использовалась с конца 16 до середины 17 века.
г. Заальфельд (Тюрингия).
Две рыбы.
г. Бад-Заульгау (Баден-Вюртемберг).
Башня с годом.
г. Шлезвиг (Шлезвиг-Гольштейн).
Полумесяц и звезда.
г. Штаде (Нижняя Саксония).
Клеймо похоже на клемо Бремена. Но ключ имеет готический крест в ручке.
г. Щецин (Пруссия).
Голова грифона с короной.
г. Stolp in Pommeran (наст. Ступск, Польша)
Гриффон и три волны.
г. Штутгард (Баден-Вюртенберг).
В 16-17 веках на клейме был вздыбленный конь. С 18 века - бегущий конь, с указанием пробы.
г. Ульм (Баден-Вюртенберг).
С 16 по 19 век использовались различные вариации щита. Иногда без кроличьих ушей.
г. Веймар (Тюрингия).
Такой же лев использовался в Дармштадте.
г. Вертхайм (Баден-Вюртенберг).
Использовались вариации герба с 17 века.
г. Вормс (Рейнланд-Пфальц).
Горизонтальный ключ. В ранних изделиях можно встретить вертикальный ключ, ручкой вниз.
г. Цвиккау (Саксония).
Лебедь.
г. Цербст (Саксония-Анхальт).
Литера "Z"text="таблица">
СТОИМОСТЬ СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ зависит от рыночной цены драгоценного металла.
Соответственно обладание функциональными и декоративными серебряными предметами (не говоря уже о золотых) испокон века рассматривалось как показатель уровня достатка. Более того, поскольку изделия можно продавать на вес для переплавки в слитки, серебро также представляет капиталовложение "на черный день".

Однако при определении коллекционной ценности и стоимости серебряных изделий коллекционеру важны иные достоинства, а именно - художественный уровень дизайна и мастерства, равно как форма и декор, хотя оценка последнего зависит от личных пристрастий и постоянно меняющейся моды.
О многом говорит патина на поверхности металла, однако решающее слово принадлежит клеймам с именем мастера и датой. Умение распознать наличие или отсутствие этих характеристик дает ключ к успешному коллекционированию серебра. Как "смотреть" серебро

КАК СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА " Не все то золото, что блестит" остерегает потенциальных покупателей этого драгоценного металла, так же и клейма на серебре остерегают коллекционера, поскольку они могут ввести в заблуждение. Как-то меня попросили идентифицировать серебряный бочонок с клеймом "EPNS". "Ведь это чистое английское натуральное серебро и, вероятно, дорого стоит?" К сожалению, мне пришлось огорчить ее. Бочонок был из накладного никелевого серебра и, разумеется, стоил гораздо дешевле чисто серебряного.

Мечта коллекционера обрести серебряный предмет в отличном первоначальном состоянии осуществляется редко. Поэтому следует внимательно изучать изделия, сопоставляя поверхность, стиль и декор с информацией, предоставляемой клеймами, и решать, связаны ли несоответствия с починкой или подделкой.

Изменения и починка могут иметь место, но отражаются на цене. Учитесь распознавать пивные кружки, переделанные в кувшины (добавлен носик), и ранние предметы с поздним декором (чаще всего викторианского периода). Старые выгравированные гербы и инициалы часто стирали и наносили новые, - серебро делалось таким тонким, что прогибалось при легком нажиме. Иногда эти тонкие участки закрывали "заплаткой" или, что сложнее определить, стертый участок вырезали и вставляли новый, а швы скрывали под гравировкой.

Особенно важное значение имеет цвет серебра. Я всегда тру поверхность мягкой тряпочной, чтобы проверить цвет. С течением времени антикварное серебро приобретает голубой оттенок, а современное имеет яркую зеркальную поверхность. Остерегайтесь яркой сверкающей поверхности на антикварных предметах; возможно, слой серебра скрывает свинцовый припой. Один из способов отыскать следы реставрации, скрытые под сияющей полировкой, - слегка подышать на подозрительное место, и все огрехи тут же "высветятся".

Возьмите с собой карманные весы: стоимость зависит от веса. Магнит поможет выявить посеребренные железо или сталь, а сквозь карманное увеличительное стекло вы будете рассматривать клейма.

Хороший указатель клейм поможет индентифицировать английское серебро; не стоит выучивать все литеры, обозначающие дату, и клейма мастеров - их слишком много. В Англии существует подробнейшая система клейм, но у большинства стран имеются специфические клейма (в том числе и России).

После изучения клейм следует проверить их подлинность, проще подделать клеймо, чем все изделие. Фальшивые клейма, штампованные из мягкого металла, имеют более мягкий очертания, чем подлинные стальные клейма.

Еще один ключ к определению фальсификата - расположение клейм, меняющееся в зависимости от года производства. Верное расположение подробно описано в хорошем справочнике. Один из известных трюков - взять набор подлинных клейм с небольшого предмета (ложки) и припаять его на крупное изделие. Фальшивые клейма выдают скученность расстановки и следы пайки по контурам клейма. Клейма

Серебро - мягкий металл, редко употребляемый в чистом виде; в серебряные сплавы добавляется медь. Тем не менее количество чистого серебра в изделиях варьировалось вплоть до 1300г., когда Эдуард I установил систему клеймения английского серебра, приведя его к общему стандарту. По стандарту серебро должно было составлять в сплаве 92,5% (7,5 отводилось меди), чтобы официально называться "стерлинговым" и иметь право на клеймо с головой леопарда.

Клеймо мастера вводится в 1363 г., лишив возможности фальсификаторов чеканить голову леопарда. Литера с указанием года пробы добавилось в 1478 г., и наконец, в 1544 г. идущий лев подтвердил королевский контроль над пробирной палатой. Это основная система английских клейм, к которым время от времени добавлялись другие.

Пробирные клейма означали город, где серебро проверялось на чистоту. С 1478 г. пробирные мастера (проверявшие и клеймившие серебро) обязывались делать это в здании Гильдии золотых дел мастеров, чтобы предотвратить незаконное клеймение некачественных изделий. Лондон, первый английский центр клеймения, сначала не имел пробирного клейма. В 1544 г. голова леопарда (изначально - клеймо стерлингового серебра) стала клеймом лондонской пробирной палаты. С конца ХVII в. были учреждены другие пробирные палаты. Каждый центр имел свое клеймо: Честер (1686-1962) - меч и три снопа пшеницы; Эксетер (1701-1883) - замок с тремя башнями; Ньюкасл (с1702) - три замка; Бирмингем (с 1773) - якорь и Шеффилд (с 1773) - корону.

Клеймо мастера. С 1363 г. клеймо мастера, "именник", было его символом (многие тогда не умели читать). В конце ХVII в. к символу добавились инициалы мастера. На протяжении следующего века символы вышли из употребления, и клеймо состояло из инициалов имени и фамилии мастера. В период британского стандарта (1697-1720) мастеров обязывали зарегистрировать новые знаки, состоящие из первых двух литер их фамилии.

Буквенные годовые клейма. Означающая дату литера, появившаяся на лондонском серебре в 1478 г. и используемая до сих пор, указывает год пробирования предмета в пробирной палате. Литера изменялась ежегодно, так как поначалу пробирные мастера ежегодно сменялись. Литеры (обычно в алфавитном порядке) в каждой пробирной палате различные. Буква заключена в щиток, также ежегодно меняющий форму.

Клеймо стерлингового серебра. В Англии серебро, соответствующее требуемому высокому стандарту, клеймилось головой леопарда. Так как этот знак восходил к королевскому гербу, его называли "королевским клеймом". Когда клеймом стерлингового серебра стал идущий лев (1544), голова леопарда стала клеймом лондонской пробирной палаты. Клеймо "идущий лев" сменилось клеймом британского стандарта (1697-1720).

Британский стандарт. Во время гражданской войны в Англии (1649-1660) огромное количество стерлингового серебра было переплавлено в монеты для выплаты жалованья солдатам. После реставрации монархии (1660), когда на престол вступил Карл II, спрос на домашнее серебро возрос настолько, что монеты пустили на переплавку для производства необходимой домашней утвари. Делалось это нелегально, и для уничтожения этой практики в 1697 г. был введен британский стандарт: 95,8 % беспримесного серебра. Для контроля над системой установили новые клейма. Идущий лев сменился фигурой женщины, олицетворяющей Британию, а львиная голова - головой леопарда в короне (клеймо лондонской пробирной палаты того времени). Стерлинговый стандарт был вновь принят в 1720 г.

Налоговое клеймо. Впервые налог на серебро стал взиматься в Англии в 1720 г. Расходы Англии в период Американской войны за независимость (1775-1783) увеличили потребность в финансовых средствах, что привело к увеличению налога. В 1784 г. использовалось клеймо с профильной головой монарха, свидетельствующее об уплате налога во время пробирования. Профили монархов появлялись на английском серебре до 1890 г., когда серебряных дел мастера добились отмены налога.

Юбилейные клейма. По просьбе мастера пробирное управление на определенный период может легализовать клеймо в честь важного события или юбилея. Эти клейма не являются обязательными. В Англии среди юбилейных клейм - "Золотой юбилей" Георга V и королевы Марии (1935), коронация Елизаветы II (1953) и ее "Серебрянный юбилей" (1977).

ЕВРОПЕЙСКИЕ КЛЕЙМА

франция
С ХVI в. гильдия серебряных дел мастеров, La Maison Commune, клеймила французское серебро литерой под короной. Контроль за пробированием и клеймением серебра перешел от гильдий к государству после Французской революции (1789). В 1797 г. были установлены два стандарта серебра - 95% и 80% чистого серебра - обозначавшиеся французским петухом в щитке и цифрами 1 или 2 - для более высокого или более низкого стандарта соответственно. С 1833 г. для крупных предметов использовалось клеймо Минервой.

Россия
Пробирные палаты были основаны в Москве и Санкт-Петербурге в ХVII в., на серебре ставились городское и пробирное клейма, а также "именник" мастера. Изначально московским городским клеймом был двуглавый орел. В 1741 г. его сменил Георгий Победоносец на коне, пронзающий копьем змия. Стандартизированная система клейм появилась в России в 1896 г.

Германия
До создания единого немецкого государства в конце ХIХ в. гильдии торговцев контролировали стандарт серебра, и предметы метились городским клеймом и клеймом мастера. Такие города, как Дрезден и Нюрнберг, также имели систему клейм с литерами, обозначающими дату. В 1888 г. клеймо с короной и полумесяцем обозначало беспримесное серебро от 80%. Точная пропорция чистого серебра указывается цифрой. К примеру, число - 800, обозначало 800 частей чистого серебра к тысячи.

Испания
В Испании с ХVI в. серебро имело клеймо мастера и городское. Клеймо Мадрида - башня; цифра внизу - годовое клеймо. Пробирный мастер также добавлял свое клеймо.

КЛЕЙМА США
В США никогда не было универсальной системы клеймения. Однако многие американские мастера клеймили изделия инициалами имени и полной фамидией, а не инициалами, как в Англии. Большинство мастеров ставили на изделиях свое имя или название компании, сокращенно или полностью. Это помогает определить, где и когда был сделан предмет, так как дизайн зависит от места и времени производства. Некоторые фирмы также применяли собственную систему датировки изделий. Например, фирма "Горэм" из Провиденса (штат Род-Айленд) обозначала каждый год разными символами. История светильников

ХОТЯ СВЕЧИ СЛУЖИЛИ ИСТОЧНИКОМ СВЕТА со времен Средневековья, первоначально подсвечниками пользовались только церковь и состоятельные люди. Производимые в огромных количествах с ХVIII в., подсвечники в ХIХ в. стали покрываться роскошным декором. По сей день подсвечник - один из самых излюбленных предметов коллекционирования.

В Средние века, до появления свечей, использовались масляные лампы. Ранних подсвечников сохранилось очень немного, так как во время войн их переплавляли на монеты. После реставрации монархии в 1660 г. подсвечники ковали из тонкого листового металла.

К концу ХVII в. искусные мастера-гугеноты, бежавшие из Франции от религиозных преследований, ввели в практику литье подсвечников из цельного серебра. Цоколь, стоян (ножка) и сам свечник отливались по отдельности, а потом спаивались. Литые подсвечники были тяжелые, прочные, часто со сложным рельефным декором.

Мода начала ХVIII в. на простые, минимально декорированные подсвечники сменилась в 1730-х гг. более богатой орнаментикой. Некоторые талантливые мастера переняли пышный стиль французского рококо. Наиболее изящные подсвечники того времени представляют искусно отлитые стояны в виде женских фигур, держащих над головой розетки для свечей. К 1780 г. модная вычурная орнаментика уступила место сдержанному декору неоклассического периода. В то же время рост таких промышленных центров, как Бирмингем и Шеффилд, обеспечивал массовое производство подсвечников. Теперь их чеканили из листового серебра, а полые части для устойчивости заполняли смолой, деревом, иногда металлом.

Для производства менее дорогих подсвечников в Бирмингеме и Шеффилде применялся процесс механической чеканки с закладыванием листового серебра в пресс-форму с рельефным узором (с 1760-х гг.).

Как и подсвечники, канделябры часто были парными. Они вошли в обиход с середины ХVII в., однако большинство сохранившихся экземпляров относится к ХVIII - ХIХ вв. Сначала канделябры делали с двумя простыми рожками. Количество рожков увеличивалось с конца ХVIII в., когда обеденное время переместилось с дневного на вечернее.

Масса полезных принадлежностей, включая щипцы для снятия нагара и подсвечники для тонких свечей, также изготовлялась из серебра. Щипцы для снятия нагара со свечи - инструмент с двумя кольцами, как у ножниц, с небольшой коробочкой, применялись для подрезания прогоревшего фитиля до изобретения самопоглощающего фитиля в 1820-х гг. Маленькие подсвечники предназначались для тонких свечек, от которых прикуривали трубку, освещали письменные столы или расплавляли сургуч для запечатывания писем.

В ХIХ в. декоративный стиль в соответствии с викторианским вкусом обрел преувеличенную вычурность. В последние годы века к литью прибегали редко, поскольку этот прием обработки серебра стал непомерно дорогим, а механизация производства предполагала выпуск не парных подсвечников или канделябров, а больше наборов.

В конце ХIХ - начале ХХ в. многие серебряных дел мастера противились массовому производству. Они сосредоточились на работе в стиле средневекового ручного ремесла с использованием первосортных материалов и простого дизайна в духе японского искусства. От стилей "Искусства и ремесла" и ар нуво до ар деко мастера ХХ в. сумели охватить и возрождение исторических стилей, и минималистский современный дизайн. История сосудов для питья

В СТАРИНУ СТОПЫ, кружки и стаканы были приблизительно одной формы. В начале ХVIII в., когда привозные чай, кофе и шоколад отодвинули пиво на второй план, пивные кружки превратились в декоративный предмет для подарков. Потребовались сосуды для подачи экзотических напитков, какими считались тогда чай и кофе, и появились серебряные чайники и кофейники.

До ХIХ в. фарфоровые, стеклянные и серебряные сосуды оставались привилегией высших сословий. В богатых домах пили только из серебра. Емкости для пунша, вина и крепких напитков также были серебряными, повторяя разнообразные формы керамической или оловянной утвари.

Простая цилиндрическая стопа с простой гравировкой - один из ранних видов серебряных питьевых сосудов, сохранившиеся экземпляры которых относятся к ХV в. Устойчивые пивные кружки с откидной крышкой к концу ХVI в. стали производиться, по ранним деревянным образцам, из цельного серебра. Наравне с этим популярными сосудами делали кружки, чаши и кубки. На больших застольях подавались "заздравные чаши" - высокие кружки с деревянными колышками внутри, указывающий меру питья на одного человека, и шотландские низкие чары с двумя ручками. Кувшины для напитков также делались из серебра. К середине ХVIII в. надобность в емкостях для экзотических чая, кофе и шоколада создала большое поле деятельности для серебряных дел мастеров. Чайники, кофейники и шоколадницы стали основными изделиями нового производства. В течение ХVIII в. серебряных дел мастера производили столовые принадлежности, в том числе сахарницы, корзинки для печенья, сливочники и чайницы, совочки для сухого чая. Большие серебряные чайники-бульотки и кофейники с подставками подавались на стол вместе со спиртовками.

Обычай подавать к столу вино способствовал появлению бутылочной, а также рюмочной передачи для охлаждения напитков. Со времен Средневековья лед хранили в переносных емкостях, специально сделанных для охлаждения фляг, бутылок и стаканов. Серебряные полоскательницы, ведерки для охлаждения вина и чаши для пунша занимали почетное место в буфете, демонстрируя богатство их обладателя. Среди других изделий - кубки, бытовавшие с ХVI в., ярлыки-пластинки с названием вина, подвешивавшиеся на горлышко бутылки или графина, воронки, подносы для стаканов, графины и кувшины. для приготовления пунша требовались ситечки для процеживания лимонного или апельсинового сока и терки для мускатного ореха.

До конца ХVIII в. большинство сосудов сохраняло форму ранних образцов. Развитие механизированного производства в ХIХ в. и расширившееся использование листового серебра позволили производить цилиндрические и овальные чайные и кофейные принадлежности. Более поздние викторианские изделия имели форму луковицы.

С конца ХIХ в. сосуды для питья делались в различных стилях. В ХХ в. новые идеи способствовали широкому развитию производства в стилях ар нуво, ар деко и модернистском. Некоторые английские ювелиры отвергали механизацию и работали в русле движения "Искусства и ремесла", черпая вдохновение в далеком прошлом.

КОФЕЙНИК

Первые кофейники появились в самом конце ХVII в., когда кофепитие вошло в моду. Кофейники того времени имеют прямые или восьмигранные тулова, крышку в форме купола или конуса, прямой или граненый носик. Их можно отличить по скупому декору: простой гравированный герб или рельефный декор вокруг носика или основания. К 1750-м гг. форма сменилась балясовидной или грушевидной, появилось фигурное основание. Образцы того времени имеют изогнутый носик и чеканный или гравированный декор. С приходом неоклассицизма предпочтение было отдано форме урны. Изогнутые ручки сделаны из дерева или слоновой кости. Многие стили
ХVIII в. имитировались в ХIХ - ХХвв., поэтому клейма очень важны при определении даты производства.

ЧАЙНИК

Активная торговля с Китаем в ХVII в. способствовала импорту чая в Европу. Сначала только состоятельные люди могли позволить себе новый напиток - по причине его дороговизны. Первые европейские чайники были миниатюрными, так как их использовали не для заварки, а для кипятка, которым заливали листья чая в чашке. Они были шарообразной или грушевидной формы, а иногда - восьмигранной, напоминавшей форму кофейника. Сферический чайник в форме ядра вошел в моду в 1720-х гг. и был очень популярен в Шотландии на протяжении последующих 40 лет. Другие формы чайников - урна, ваза и барабан - использовались в неоклассический период в Европе и США, а чайники в форме ладьи были модны в период регентства. Викторианская эпоха возродила все дизайны.

ПИВНЫЕ КРУЖКИ

С конца ХVII в. пивные кружки были самой распространенной посудой для питья в Англии. Ранние образцы, как правило, имели цилиндрическую форму, плоскую ступенчатую крушку с одной или несколькими ободками и изогнутую, почти без декора ручку. Когда к концу ХVIII в. вошло в обычай пить вино, кружками стали пользоваться гораздо реже, превратив их, по сути, в сувенирные - массивные, тяжелые и пышно украшенные. Плоские крышки сменились куполообразными, многие поздние экземпляры покрывали позолотой. В ХIХ в. на простые кружки ХVII в. и георгианского периода часто наносили чеканный и гравированный декор в угоду викторианским вкусам; к некоторым кружкам припаивали носики, превращая их в кувшины.

История столовых приборов

СТОЛОВОЕ СЕРЕБРО представляет отличный объект коллекционирования. Ложки использовались с древних времен и служили подарками со времен Средневековья; вилки же вошли в обиход только в ХVI в. Традиция подавать к столу приборы берет начало в ХVII в. Позднее столовое серебро определяло достаток и статус хозяина.

До ХVI в. еду брали руками или ложкой, и когда на континенте появилась вилка - до того ее использовали только для десертов - она стала самым употребимым прибором. Двор Карла II приобщился к еде вилкой во время изгнания во Франции и привез эту практику в Англию после Реставрации (1660).

После возвращения Карла II французское серебро вошло в обиход в фешенебельных английских кругах. Среди новых моделей - усовершенствование ранней, более простой английской модели, стебель которой завершается теперь плоским расширяющимся черенком с тремя фестонами.

На одной распространенной модели с "кружевным" узором ложка имела декоративные завитки на выпуклой стороне чашечки. К концу ХVII в. фестончатый край вилок и ложек превратился в волнистый. У столовых вилок было два-три зубца. Ранние вилки были довольно маленькими. В то время столы сервировали по французской моде - ложки клали чашечкой вниз, в вилки - черенками вверх, чтобы продемонстрировать гербы владельце.

Под влиянием моды на столовое серебро в едином стиле в ХVIII в. сильно возросло производство приборов. Однако лишь единичные комплекты сохранились полностью. Первая модель называлась "ганноверской", с плоским закругленным, загнутым вверх концом стебля и рубчиком по черенку.

С 1760-х гг. "ганноверская" модель переродилась в "староанглийскую". Ее стебель имел простой закругленный конец, загнутый вниз, а не вверх, в соответствии с новой модой класть столовые приборы лицевой стороной вверх. Примерно в то же время появились вилки с четырьмя зубцами вместо трех. С развитием столового этикета появились позолоченные приборы для десерта.

С конца ХVIII в. разработка механизированного производства в Шеффилде позволила выпускать столовое серебро разнообразнейших моделей. Самыми популярными в конце ХVIII - ХIХ вв. были модели "Скрипка", а также "Король" и "Королева" (с начала ХIХ в.) с узором раковин и лиственных завитков. С этого времени приборы ценятся значительно выше, если продаются в специальных ящиках для столового серебра.

Американские столовые принадлежности ХIХ в. не уступали европейским. В США производили десертные приборы оригинальных моделей. Часто применялась позолота, чтобы подчеркнуть рисунок изделий. Также серебро комбинировали с медью и бронзой для создания высокохудожественных дизайнов в стиле "Эстетического движения" 1870-х гг.

источникhttp://antiqueshop.ru

WMF - аббревиатура, которую дословно можно перевести, как Вютембергская фабрика металлоизделий. Все 160 лет существования предприятию сопутствовал постоянный успех благодаря невероятной предприимчивости, постоянному расширению, внедрению новых стилей, материалов и технологий. Качественные, функциональные, великолепного дизайна товары для кухни, дома, пищевой промышленности, ресторанного и отельного бизнеса известны по всему миру.

Продукция фирмы всегда была ярким отображением современности. Потому есть определенные категории, произведенные в конкретный период, которые имеют особое значение для ценителей антиквариата. К примеру, посеребренная посуда и предметы домашнего обихода 1900-1910 гг. вызывают повышенный интерес в среде западных коллекционеров. В это время фирма произвела лучшие образцы стиля модерн и уникальные предметы с характерными особенностями немецкого и австро-венгерского модернизма.

В ежегодном руководстве «Antique Price Guide», лондонского издательства «Dorling Kindersley», где отображается текущая ситуация на британском антикварном рынке, отведено две страницы с пунктами WMF. Притом что о других известных изготовителях таких, как Charles Christofle (Франция), August Wellner Soehne (Германия), Arthur Krupp Berndorf (Австро-Венгрия) не упомянуто вообще. Через интернет-аукционы проходят десятки тысяч лотов изделий WMF. Цены достигают сотен, порой тысяч евро.

Недавно «Antique Collectors» Club переиздал каталог WMF, выпущенный в 1906 г. Это роскошное издание на 400 страниц содержит описания с указанием характеристик и цен более двух тысяч посеребренных экземпляров посуды и домашней утвари. Оно стало для коллекционеров настоящим путеводителем в поиске лучших европейских изделий стиля модерн.






Происхождение: 1850–1881 года

Сегодняшний гигант «Württembergische Metallwarenfabrik» вначале не имел ничего общего с искусством и посудой. Основателем считается Даниель Штрауб, деятельный предприниматель из города Гайлинген королевства Вюртемберг (юго-запад Германии). Имея изначально небольшую мастерскую по ремонту металлических изделий, он в 1850 году открыл сталелитейную фабрику «Maschinenfabrik Geislingen» по изготовлению металлоконструкций и турбин. В это же время он получил подряд на производство деталей для крупного строительства Гайслингенской железной дороги. В 1853 году Штрауб решил объединить свои силы с братьями Швейзер («Schweizer Brothers»). Вместе они создали компанию «Metallwarenfabrik Straub & Schweizer», где начали производство разнообразной посеребренной продукции.

В 1862 году, за представленные на всемирной Лондонской выставке, посеребренные подносы, сосуды для охлаждения вина и , компания награждена золотой медалью. Непонятно почему, в 1866 году братья Швейзер покинули успешный бизнес и продали свою долю Штраубу. В предприятии под новым названием «Straub & Sohn» у Штрауба появился новый совладелец, его сын Генрих. Семейное предприятие преуспевало и разрасталось, вскоре после разрыва с бывшими совладельцами, Штраубы открыли свой первый фирменный салон в Берлине. За десять лет деятельности ассортимент фабрики увеличился до 960 наименований, а количество работников было близко 200 человек.

После простуды, перешедшей в туберкулез, в 1876 году Генрих умер. Трагическое событие подкосило старого бизнесмена, он ослабил свою коммерческую хватку. К этому добавилось неудачное вложение капитала в местный серебряный рудник и потеря крупной суммы. Даниель Штрауб оказался в положении, вынуждавшем к объединению его Вюртембергского завода, с основным конкурентом «Ritter & Co» из Эсслингена, который в этот период также испытывал трудности. Конкурирующая фирма была создана Альфредом Риттером и Карлом Хёгелем, химиком, который первым начал применять гальваническое серебрение в этой части Германии. Новый метод был не только чрезвычайно экономичный и давал равномерный слой серебра, он позволял покрывать изделия из металлов, которые ранее такой обработке не подлежали. При этом формы удавалось изготавливать сложнее и виртуознее, чем при старом способе серебрения.

В 1880 году произошло слияние более успешной, в коммерческом отношении компании «Straub & Sohn» и, технологически продвинутой, фирмы «Ritter & A Co», результатом чего появилось акционерное общество (AG) «Württembergische Metallwarenfabrik» с аббревиатурой WMF. В том же году произошло присоединение Union Bank Württemberg к WMF, которым Даниель Штрауб остался недоволен, и решив организовать дополнительный холдинг, сосредоточился на машиностроительном производстве. В 1881 году управляющим директором WMF стал Карл Хёгел, весьма мудрый и деятельный бизнесмен. Тогда же завод в Эсслингене был упразднен, а оборудование перевезено в Гайлинген.

Первая кофеварка WMF, выпущенная в 1880 г. Действовала по принципу перколятора, где вода поднималась через цилиндр и смешивалась с молотым кофе.

1882–1905 года

С момента слияния, следующие тридцать лет, прогресс компании был невероятен: постоянное расширение, разработка новых отраслей и технологий, распространение на европейском рынке. Производилось огромное количество наименований различной продукции интерьерных, столовых и кухонных предметов. WMF быстро стала лидером среди промышленников этой отрасли Вюртемберга.

Дальновидным действием стала покупка земли под стекольный завод, выстроенный в 1883 г. Из Богемии на отличных условиях были приглашены квалифицированные специалисты по производству и обработке хрусталя. Теперь фирма могла производить не только вазы, бокалы, стаканы, но самостоятельно выпускать хрустальные и стеклянные изделия с металлическими крепежами, не прибегая к посредничеству стекольных фабрик. Завод действовал до 1982 г.

В 1886 году, происходит поглощение Варшавской металло-производственной компании «Plewkiewicz & Co», которая с 1900 г. становится филиалом WMF, предназначенным для завоевания восточноевропейского рынка, в том числе и Российского. Отделение занималось в основном серебрением заготовок, поступавших из Гайлингена, и выпускало готовую продукцию под собственной маркой.

В 1890 г. WMF выкупает мюнхенское художественное гальвано-пластическое предприятие, которое в 1894 г. вместе со всем оборудованием перевозится в Гайлиген, где и просуществовало до 1950 г. Направление этого отделения: орнаментальные детали архитектуры, надгробная скульптура и памятники, интерьерные статуэтки, копии античных произведений и эпохи Возрождения.

В 1892 г. предприятием был изобретен и запатентован уникальный метод серебрения Silverplating, который WMF применяет и сегодня. Этот способ позволяет перераспределить серебро на поверхности столовых принадлежностях так, чтобы его слой был вдвое толще и крепче в местах наибольшего износа. В 1897 г. приобретен в Гёппингене завод никелированных изделий Шауфлера и Сафта. Ханс Шауфлер некоторое время был управляющим директором этого завода, а затем с 1898 г. занял пост Карла Хёгела. В 1900 г. WMF поглощает, выпускавшую посеребренные изделия, Венскую литейную компанию «AK & CIE». Эта фирма не полностью контролируется WMF и выпускает продукцию под собственной маркой до 1914 г.



Вид главного завода WMF, взятый из плаката 1012 г.

Начало нового столетия было не менее продуктивным для WMF. Возрастал спрос на бытовые предметы фирмы и расширялся экспорт. Каталоги публиковались на трех языках и продавались в двенадцати странах. Филиалы находились в Лондоне, Варшаве и Вене. Фирменные салоны были представлены в нескольких странах. WMF стал крупнейшим производителем отрасли Вюртемберга. Количество работников только на заводе в Гайслингене насчитывалось 3000 человек в 1900 г. и за десять лет увеличилось до 4000.



1900 г. WMF, шкатулка
«Времена года» в стиле
модерн.

ORIVIT

В 1905 году, WMF делает одно из важнейших приобретений: контрольный пакет акций фирмы «ORIVIT -AG» в Кёльне. Иногда изделия, выпущенные до этого года, приписывают WMF, но с 1894 по 1905 год это было самостоятельное предприятие, которое за девять лет стало широко известным, благодаря своим художественным изделиям из сплавов на основе олова.

Компанию основал в 1894 г. как «Rheinische Broncegieserei fur Kleinplastiken» Вильгельм Фердинанд Шмитд. В 1896 году начался выпуск предметов роскоши из так называемого металла ORIVIT, состоящего из 89,85% олова 7,9% сурьмы 1,9% меди 0,12% серебра.

В 1900 году завод изменил свое название на «ORIVIT -AG Kunsthandwerkliche fur Metalwarenfabrikation». В 1901–1902 гг. построена фабрика в Braunfels Кёльна. Фирма получила несколько призов на выставках: золотые медали на всемирной выставке в Париже 1900 года и Дюссельдорфской выставке промышленного дизайна в 1902 г., на выставке в Сент-Луисе (США) в 1904 г. кроме золотой медали достались два гранприза.

В результате кризиса, фабрика обанкротилась и WMF выкупила ее, до 1914 г. на выпущенных изделиях нет обозначения «ORIVIT».

Дизайнеры «ORIVIT»: Герман Градль, Георг Гралегер, Уолтер Шерф, Генрих Зайферт, Иоганн Кристиан Крон, Жорж Шарль Колдрей.

К моменту выкупа «ORIVIT -AG», модерн был на пике популярности. Большая часть металлоизделий WMF в стиле арт-нуво (югендстиль в Германии) производилась на приобретенной фабрике, и сейчас высоко ценится коллекционерами. Художественную студию завода в этот период возглавлял опытный скульптор и дизайнер Альберт Мейер. Работавшими под его руководством художниками, были созданы эскизы самых красивых изделий со скульптурными элементами. Во многих проектах использовалось стекло. Часть работ в полной мере отражала особенности модерна: извилистые и растительные формы, изображения животных, насекомых, рептилий. Под влиянием плакатов Альфонса Мухи на некоторых предметах встречаются женские фигуры в стиле этого знаменитого чешского художника. Такие изделия особо ценятся на аукционах, некоторые из них, в зависимости от сложности работы, достигают тысяч фунтов.

Другие изделия выполнены в духе модернизма, который с начала века параллельно развивался с модерном и к двадцатым годам стал ярко проявляться в искусстве. Влияние австрийских сецессионистов (Wiener Sezession) Хоффмана, Мозера, художника Густава Климта отражается в изделиях «ORIVIT». Все чаще появляется простая геометрия, линейность, упрощенность форм и декора.

1918–1945 гг.

Для восполнения, утраченных в период Первой мировой войны, большинства экспортных рынков и для принятия антикризисных мер, WMF акцентируется на внутреннем рынке и открывает две новые линии. Продукция действительно вызвала спрос и способствовала открытию отечественных филиалов. Вместо 12 послевоенных торговых точек, в 30-х годах их насчитывалось 136.

IKORA

В 1925 г. под руководством Гуго Дебаха, знатока и страстного собирателя азиатского искусства, создан Нью Арт-Коммерческий отдел (НКА), отвечающий за изделия новой производственной линии IKORA. Товары бренда были рассчитаны на покупателей, увлеченных современным искусством, потому дизайн продукции разрабатывался с особым артистизмом. В обработке был использован специальный метод серебрения, который применялся только для этой марки. Слои серебра наносились частично химическим способом, частично с помощью теплового индукционного процесса. Было разработано несколько методик, которые повышали возможности ручной отделки. Это позволяло предметы массового производства дополнять декором так, чтобы каждый пункт смотрелся, словно штучный товар. Вначале ассортимент бренда был представлен в двух линиях: «lkorametall» металлические изделия из мельхиора, латуни, никеля, и «Myra-Kristall», предметы с использованием цветного хрусталя и стекла. Товары под маркой IKORA производились до 1970 г. У коллекционеров неизменным спросом пользуются предметы, выпущенные в стиле модернизма и ар-деко, в которых металл нередко сочетался с эмалью, образуя геометрические орнаменты. В этот период, вдохновленные простыми линиями форм и японским искусством, для НКА создавали эскизы такие дизайнеры, как Бройхаус и Римершмид.



Решающим фактором в истории компании стало приобретение эксклюзивных прав на использование пищевой нержавеющей стали класса V2A . Материал был зарегистрирован под торговой маркой GROMARGAN, из которой первые образцы посуды и столовых приборов WMF представила на Лейпцигской ярмарке 1927 года, после чего вскоре начала серийный выпуск продукции.


В 1927 г., несмотря на поглотивший Европу кризис, WMF запустила новый коммерческий проект. И в начале 30-х годов наладила производство кофе-машин для пищевой промышленности, оснащенных автоматическим регулятором уровня воды. Произведена первая скороварка. Это было небывалое нововведение, которое также принесло фирме успех.

Первая промышленная
кофе-машина и
скороварка, разработанные
WMF в 1927 г.

В 1935 г. расширяясь, художественный отдел НКА открыл керамический цех. До начала войны его обслуживало примерно 100 человек. В дальнейшем, здесь производилось множество художественных изделий. Производство и торговля расширялись, фирма предоставляла новые рабочие места, и финансовый кризис никак не отразился на деятельности организации.

В годы Второй мировой войны сталелитейные цеха WMF перешли на военное производство.

От 1945 г. до наших дней

До конца войны компания потеряла свои зарубежные активы, филиалы и выходы для розничной торговли. В течение пяти лет предприятию удалось восстановить потери. После долгого военного периода лишений и ограничений последовало стремление к благосостоянию. Спрос на бытовые и красивые вещи стремительно возрастал. Две трети товарооборота предприятия составляли изящные посеребренные изделия, которые выставлялись в магазинах, где продавались часы, золотые и серебряные вещи. К началу 1950 г. число сотрудников фирмы увеличилось до 3000 человек. Структура сбыта восстанавливалась, и вскоре экспорт был налажен в Швейцарию, Австрию, Голландию, Италию, Соединённые Штаты, Канаду.

В конце пятидесятых производственный акцент сместился в сторону функциональных домашних и кухонных принадлежностей. Запущена в массовое производство линия классических столовых и кухонных предметов, разработанная специально для фирменного сплава GROMARGAN по проекту Вильгельма Вагенфельда. Многие из товаров этой линии представлены в ассортименте WMF до сих пор. Начинают выпускаться изделия из пищевой стали V2A для гастрономической отрасли. Увеличивается количество наименований товаров из стекла.

К началу 1960 г. на заводе в Гайслингене работало близко 5800 человек. Из-за нехватки места и рабочей силы, WMF открывает новые отраслевые заводы. На приобретенной территории бывшего, горнодобывающего предприятия, в баварском городе Хаузхаме WMF налаживает фабричное производство сопутствующих товаров. Запускается завод кухонной посуды Silit в Ридлингене. В швабском городе Хайнгене приобретен и переоборудован завод, где с 1970 г. производятся лезвия для фирменных ножей.

В ответ на возрастающую интернационализацию рынков, с 1975 года открывается дочернее производственное предприятие в Сингапуре. С 1977 г. WMF начинает переходить на централизованное компьютерное управление.

Вновь, путем поглощения и покупки предприятий, увеличивается количество дочерних организаций. Выкуплен в 1987 г. завод во Вертхайме по упаковке продуктов. В 1988 г. приобретено возле Пфорцхайма производство «Биркенфельд» братьев Хепп, поставщиков оборудования для общественного питания. Поглощение в 1993 г. «Hogatron AG» в Берне, предоставило новые возможности для WMF в секторе автоматического дозирования напитков и электронных систем для ресторанов. В 1995 году состоялось присоединение производства столовых приборов компании Auerhahn из Алтенштейга.

С 1997 года работает сайт для заказа товаров организациями через интернет.

В 2002 г. WMF открывает новый коммуникационный центр поддержки для онлайн-связи с клиентами

В 2003 году WMF отметило свое 150-летие.

Изделия из стекла и посеребренного металла

Модерн, арт-нуво



1906 г. Блюдо для сладостей с
фигуркой девушки,
основной металл Britannia.


1905 г. Ваза из цветного стекла с обрамлением из металла Britannia, выполненным с растительными
элементами. Экземпляр входит
в каталог
WMF 1906 года.




1900–1909 гг. Кувшин для вина
«Орел» из меди
и латуни.




1900 г. Ваза для фруктов из
оловянного сплава
с женской фигуркой
и виноградной лозой.




Приблизительно 1905 год.
Высокий кувшин.
Стекло цвета зеленого мха,
базовый материал
- оловянный сплав,
место производства
Гайслинген.




1915 г. Сосуд для пунша с черпаком.
Стекло и посеребренный
металл.




Изготовлено в 1920-х годах в Австрии. Молочник и сахарница на подносе.




1900–1910 гг. Сосуд для охлаждения
вина, сделанный в
Австрии.
Основной металл -
оловянный сплав, чернение.




1906 г. Зеркало, основной материал
рамы - оловянный сплав.




1900 г. Высокое зеркало с
женской фигурой,
основной металл Britannia.




1906 г. Ваза на подносе с зеркальной поверхностью.
Основной металл Britannia.




1904 г. Сервиз для чая и кофе:
кофейник, чайник,
сливочник, сахарница.
Основной металл -
оловянный сплав.




Комплект для шампанского, стекло, основной металл - сплав оловянный
и Britannia.

Модернизм, ар-деко



1930 г. Торшер из хрома
с бакелитовыми сферическими
украшениями. Дизайнер
Fritz August Breuhaus de Groot.







1930 г. Подсвечник, основной металл
латунь.




1925 г. IKORA, ваза-тюльпан,
основной металл латунь,
чернение, серебрение,
позолота.




Ваза «Радужный стеклянный шар»,
дизайн Карла Вайдмана
для WMF IKORA
«Myra-Kristall».




1930 г. Изделия из радужного стекла
IKORA «Myra-Kristall».


1930 года. Бокал и
стеклянные бусы
IKORA «Myra-Kristall».

Другие стили



1900 г. Небольшая вазочка,
цветное стекло и металл,
чернение.


Ваза-ладья в форме гондолы,
основной металл Britannia,
чернение.

Клейма WMF

Полуторавековая деятельность привела к большому разнообразию клейм «Württembergische Metallwarenfabrik». Предполагается, что изображение знаменитого страуса - дань основателю предприятия Даниелью Штраубу (STRAUB и Strauss в немецком языке). Кроме зарегистрированных фирменных клейм есть ряд неофициальных маркировок.

1880-1885 года

Клеймо состоит из букв, стоящих в ряд W, М и F, иногда буквы M и F соединены вместе. Все надписи выполнены шрифтом без засечек. В некоторых случаях присутствуют точки внутри надписи и после нее. Длина WMF надписи изменяется в диапазоне 3.1-4.0 мм. Некоторые знаки из этой группы очень редки.




Знак «I/O» означает среднюю толщину серебра, нанесенного на поверхность основного металла, обычно латуни. Знак «as» - искусственное затемнение поверхности серебра почти черного цвета так называемая антикварная серебряная отделка.


1885-1895 года

Буквы без засечек изображены без точек, с точками между букв и после них. В конце аббревиатуры находится одна из букв «M», «N» или «B», которые обозначают вид основного металла изделия: «М» - латунь; «N» - Neusilber или Alpacca, сплав меди, никеля, цинка); «В» - металл Britannia, оловосодержащий сплав. Длина четырех буквенной надписи - 3.9-5.5 мм. Есть группы клейм, не приведенные здесь, но на них есть ссылки в литературе: WMF, соединенные с «М», «N» или «F» (WMFМ); WMF с точкой, соединенные с «М», «N» или «F» (WMF.М). Некоторые штампы этого периода крайне редки.




Знак «OX» (окисляется, oxydiert) означает искусственное затемнение поверхности серебра серого цвета.


1895-1903 года

Разница с предыдущей группой состоит в том, что у букв появились засечки, а надписи помещены в прямоугольные картуши.




Среди знаков появились новые маркировки. «О» в ромбе означает удвоенную толщину серебряного покрытия.

«NS» в картуше - использование мельхиора в качестве основного металла.

«ЕР» в картуше - гальваническое серебрение. Такое сокращение было использовано на предметах, экспортируемых в Великобританию или США.

"GG" - аббревиатура от немецкого выражения «Ganz vergoldet», что означает «полностью позолоченное».

Олений рог - знак, взятый из Вюртембергского герба, используется в основном на мельхиоровых столовых приборах. Размер картуша рога - 1,1 мм х 2,7 мм и 1,4 мм х 3,1 мм.


1895-1903 года

Буквы без засечек, появились надписи шрифтом «Sans Serif», длина трехбуквенных надписей - 4.5-4.8 мм. Длина надписей из четырех букв - 3.4–5.4 мм. Есть другие варианты, которые не показаны здесь, но упомянуты в литературе, например, «WMFN.», «WMF.N», «WMFN». Эти знаки широко распространены.


В 1901-1903 годах используется на протяжении короткого времени очень редкое клеймо, оно содержит одно слово "Geislingen", в картуше длиной 6,7 мм.


1903-1920 года

Знаменитое клеймо состоит из образа, бегущего страуса внутри ромба, с надписями в две линии WMF / G (G для Geislingen), которые, в свою очередь, помещены, в заштрихованный прямоугольник. Размер прямоугольника варьируется между 3,6 мм х 4,2 мм и 3,9 мм х 4,7 мм. Широко распространенное клеймо, хотя довольно трудно найти хотя бы одно в хорошем состоянии.


«МB» означает комбинацию двух сплавов латуни (M) и металла Britannia (B) в качестве базовых металлов.

1903-1910 года

Малогабаритное клеймо использовано в случае нехватки свободного пространства для маркировки. Этот знак сочетал изображение страуса в гладком ромбе и надпись «WMF» в картуше с правой стороны. Размер ромба: 1,3 мм х 2,5 мм и 1,8 мм х 3,1 мм. Встречается редко.



"IG" - аббревиатура от немецкого выражения «INNEN vergoldet» (позолоченный интерьер).


1909-1914 года

Это клеймо было разработано для экспортных товаров, отправленных во Францию. Ромб со страусом помещен внутри полностью заштрихованной арки. Размер арки варьирует между 1,3 мм х 2,2 мм и 3,7 мм х 5,2 мм. Встречается редко.


1910-1920 года

Клеймо такое же, как предыдущее, но фон арки заштрихован частично. Размер арки колеблется между 1,2 мм х 1,8 мм и 2,2 мм х 3,5 мм. Клеймо встречается часто. Существует редкое клеймо, где страус делает больший шаг.


«Alpacca», относятся к использованию мельхиора (Alpacca) в качестве базового металла. Однобуквенное надпись «g», вероятно, означает «vergoldet» (позолоченный). Розетка из шести лепестков, означает «Специальный заказ» или «Специальный выпуск».



1920-1925 года

Клеймо WMF содержит комбинацию из двухрядной аббревиатуры, расположенной в прямоугольнике. Размер прямоугольника 2,1 мм х 2,4 мм. Встречается нечасто.


1925-1935 года

Прямоугольник с аббревиатурой помещен в заштрихованную сверху арку. Размер арки варьирует между 2,3 мм х 3,9 мм и 2,2 мм х 4,0 мм. Встречается редко.


1925-1932 года

Клеймо для ар-деко WMF, с изображением страуса в гладком ромбе, существует в двух версиях. В первой версии у страуса изображен закругленный хвост, размер ромба около 4,7 мм х 5,6 мм. Во второй версии у страуса хвост обычный, ромб крупнее: 7,3 мм х 9,0 мм. Никаких вторичных маркировок не было отмечено для этого клейма.


Тогда же появилось клеймо для изделий марки IKORA, который применялся до 1950 г. и за это время менялся дважды. Стилизованное изображение башни происходит от герба Geislingen, где оборонная башня стала местной достопримечательностью.




1935-1945 года

Аббревиатура в прямоугольнике помещена в пустую арку. Размер арки варьирует между 1,7 мм х 2,5 мм и 2,2 мм х 3,3 мм. Никакие вторичные маркировки не были упомянуты для этого клейма.


1945-1950 года

Это клеймо похоже на предыдущее, но значительно меньшего размера, около 1,4 мм х 2,1 мм, и всегда используется в комбинации с надписью в две строки «Württ. METALLW. FABRIK» / «Geislingen-Steige», где последние два слова обозначают местоположение завода.


1950-1965 года

Это клеймо отличается от предыдущего тем, что аббревиатура размещается в прямоугольнике. Размер прямоугольника варьируется между 1,3 мм х 1,4 мм и 1,4 мм х 1,6 мм.


После 1965 года

Отсутствует рамка вокруг двухрядной аббревиатуры. Размер по периметру этого изображения составляет около 2,1 мм х 2,3 мм.