Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования. Формирование естественнонаучных представлений у детей младшего дошкольного возраста Естественно научный цикл для дошкольников

Методическая разработка "Формирование у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений условиях реализации ФГОС ДО"

(Слайд №1)
ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира.
Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.(Слайд №2)
Содержание естественнонаучного образования в дошкольных образовательных организациях включает в себя очень широкие направления и области естественнонаучных знаний о природе и мире, описывающих последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.(Слайд №3)
Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно при следующих условиях:
при интегративном подходе, предполагающем взаимосвязь различных видов детской деятельности:
(Слайд №4)
1. при организации развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада в соответствии со ФГОС должна обеспечить учет специфики ближайшего социально-культурного окружения, быть полифункциональной.
Предметно-пространственная среда детского сада в рамках естественнонаучного образования детей, дополнилась макетами здания ядерного центра г. Димитровграда, макет ядерного ядерного реактора ВК-50 (Слайд №5)
Макет климатических зон, макет Кабинета Функциональной диагностики (Слайд №6)
некоторых боксов (исследовательский бокс) (Слайд №7)
Макет «Детский интеллектуальный Центр», конструкции АЭС,
стелы НИИАРа, моделями атома, молекул и др. (Слайд №8)

2. исследовательская среда
Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования, поэтому в нашем ДОУ созданы и Центры экспериментирования, в которых предоставляется детям возможность самостоятельно проводить простейшие опыты, используя уже полученные знания и умения в детской лаборатории (опыты «Свет», «Вода», «Телевизор», «Мобильный телефон» и др.). (Слайд №9)
Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований. (Слайд №10)
3. игровая среда
Предметная среда дополнилась и игровым оборудованием, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование у дошкольников элементарных представлений об природе и окружающем мире, перчатки, очки, компьютеры, планшеты, игрушечные телевизор, стационарный и мобильные телефоны, фен и т.п.(Слайд №11)
4. экспериментальная среда
В детском саду создана детская лаборатория – Солнечная лаборатория, где дети в процессе проведения опытов под руководством воспитателя (учителя физики) постигают основы протекания различных физических и химических процессов; знакомятся с естественнонаучными понятиями. Специфика работы «Солнечной лаборатории» заключается в подготовке с учетом возрастных особенностей дошкольников к восприятию и осмыслению элементарных физических процессов.
(Слайд№12)
В условиях лаборатории дети являются активными участниками познавательно-исследовательской деятельности. Алгоритм детской поисково-исследовательской деятельности в «Солнечной лаборатории» включает: познавательную мотивацию, определение цели, осуществление поиска, обдумывание хода опытно-исследовательской деятельности, детскую деятельность, формулирование вывода.(Слайд №13)
творческих мастерских для развития познавательной активности;
В нашем дошкольном учреждении силами педагогов создан мини-музей. Его оснащение направлено именно на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует?..(Слайд №14)
Музей «Мой город» и «Моя страна Россия» знакомят детей с историей страны, города.(Слайд №15)
организации взаимодействия с социальными институтами.
В нашем ДОУ уже четвертый год реализуется образовательная концепция развития ДОУ «Формирование гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с социальными партнерами (на примере учреждений, входящих в ядерный инновационный кластер). Ее основная цель – объяснить детям на доступном уровне, что такое ядерная энергетика и почему ее необходимо развивать.(Слайд №16)
ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольной организации на создание условий успешной социализации, которая всегда осуществляется при активном взаимодействии с социумом, с учреждениями, входящими в ядерный инновационный кластер:
научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР),
филиал Национального-исследовательского ядерного университета МИФИ,
культурный центр им. Е.П. Славского,
формируется открытое образовательное пространство, содействующее не только естественнонаучному образованию дошкольников.
многопрофильный лицей.(Слайд №17)
Учащиеся Димитровградского многопрофильного лицея и студенты филиала Национального-исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт) раз в месяц приходят в детский сад для доступного и понятного рассказа о сложном мире энергии, её видах; показа презентаций о необычных физических явлениях (радуга, северное сияние, цунами, водопады); демонстрации опытов с привлечением детей.(Слайд №18)
Важными участниками среды субъектного взаимодействия являются педагоги дошкольной организации.
От их профессиональной компетентности, знаний в области естествознания зависит успешность формирования целевых ориентиров, определенных во ФГОС ДО: ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать.(Слайд №19)
В рамках Всероссийского фестиваля ученических сообществ «Вместе в будущее» и недели российской науки в нашем детском саду было организовано конкурсное мероприятие «Занятия с дошкольниками «Первые шаги» госкорпорации «Школа Росатома», где дошкольники освоили закономерности окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Слайд №20
А также организован и (на примере учреждений, входящих в ядерный инновационный кластер). Вниманию детей был представлен репортаж из города Мирного атома». В ходе репортажа зрители познакомились с работой маленьких ученых Солнечной лаборатории, где дети занимаются исследовательской деятельностью, изучают и опытническим путем добывают различные виды энергии. Совершили небольшую экскурсию в НИИАР
И познакомились с такими профессиями, как доземитрист, инженер-атомщик, эколог и др.(Слайд №21)
Таким образом, одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
Естествознание обладает огромным потенциалом формирования научного, созидательного мировоззрения. Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.(Слайд №21)

Презентация на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений в условиях реализации ФГОС ДО

Автор проекта: Страшнова Наталья Алексеевна, воспитатель МБДОУ детского сада 48 «Пчелка». «Формирование элементарных естественнонаучных представлений о свойствах и признаках веществ у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности »




Актуальность: Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания, основанных на деятельностном подходе. Одним из видов детской деятельности является экспериментирование, которое позволяет не только поддерживать познавательный интерес ребенка, но и приводить их к самостоятельным открытиям. Поэтому необходимость активного внедрения в образовательный процесс методов и приемов, активизирующих исследовательское поведение детей дошкольного возраста является актуальной. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания, основанных на деятельностном подходе. Одним из видов детской деятельности является экспериментирование, которое позволяет не только поддерживать познавательный интерес ребенка, но и приводить их к самостоятельным открытиям. Поэтому необходимость активного внедрения в образовательный процесс методов и приемов, активизирующих исследовательское поведение детей дошкольного возраста является актуальной.


Цель: Цель: Создание условий для получения детьми представлений о свойствах и признаках веществ с последующим углублением знаний в ходе экспериментальной деятельности. Создание условий для получения детьми представлений о свойствах и признаках веществ с последующим углублением знаний в ходе экспериментальной деятельности.


Задачи: Задачи: формирование в доступной форме научных представлений об объектах живой и неживой природы, их значимости в жизни человека; формирование в доступной форме научных представлений об объектах живой и неживой природы, их значимости в жизни человека; развитие любознательности, познавательной активности, навыков моделирования и экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни; развитие любознательности, познавательной активности, навыков моделирования и экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни; воспитание эстетического восприятия окружающего природного мира, бережного отношения к природе. воспитание эстетического восприятия окружающего природного мира, бережного отношения к природе.


Воспитанники общеразвивающей группы для детей 3-4 лет «Семицветик» Воспитанники общеразвивающей группы для детей 3-4 лет «Семицветик» Педагоги МБДОУ. Педагоги МБДОУ. Родители. Родители. Срок реализации проекта: сентябрь - декабрь 2011г. Срок реализации проекта: сентябрь - декабрь 2011г. Основные целевые группы: Основные целевые группы:


Основные целевые группы: Воспитанники Воспитанники общеразвивающей общеразвивающей группы для детей группы для детей 3-4 лет «Семицветик» 3-4 лет «Семицветик» Педагоги детского сада. Педагоги детского сада. Родители. Родители. Срок реализации проекта: Срок реализации проекта: сентябрь -декабрь 2011г.


Гипотеза: Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста систематически использовать экспериментирование в процессе формирования представлений об окружающем мире, то это приведёт к повышению познавательного интереса и активному усвоению предложенного материала, приобретению социальной практики за пределами учреждения, а также положительной адаптации к современным условиям жизни. Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста систематически использовать экспериментирование в процессе формирования представлений об окружающем мире, то это приведёт к повышению познавательного интереса и активному усвоению предложенного материала, приобретению социальной практики за пределами учреждения, а также положительной адаптации к современным условиям жизни.


Ожидаемый результат: Сформированные знания у детей о свойствах и явлениях живой и неживой природы. Сформированные знания у детей о свойствах и явлениях живой и неживой природы. Осознанное использование полученных знаний на практике. Осознанное использование полученных знаний на практике. Высокая познавательная активность. Высокая познавательная активность. Способы оценки: диагностика, наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей; анкетирование среди родителей. Способы оценки: диагностика, наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей; анкетирование среди родителей.


Материал и оборудование: Оборудование для экспериментов различной тематики. Оборудование для экспериментов различной тематики. Алгоритмы опытов, схемы, модели, календари природы, карточки. Алгоритмы опытов, схемы, модели, календари природы, карточки. Различные виды материалов. Различные виды материалов. Растения в уголке природы. Растения в уголке природы. Познавательная литература. Познавательная литература. Дидактические игры. Дидактические игры.


Этапы проекта: Подготовительный: август -сентябрь Подбор методической литературы, Подбор методической литературы, иллюстративного материала по теме, иллюстративного материала по теме, инструментария для проведения опытов. инструментария для проведения опытов. Оборудование мини-блоков развивающей среды по теме экспериментирования. Оборудование мини-блоков развивающей среды по теме экспериментирования. Проведение первоначальной диагностики. Проведение первоначальной диагностики. Разработка перспективного плана работы по экспериментированию. Разработка перспективного плана работы по экспериментированию. Оформление родительского уголка в группе с размещением консультаций, рекомендаций по теме. Оформление родительского уголка в группе с размещением консультаций, рекомендаций по теме.


Реализация перспективного плана работы по экспериментальной деятельности через ознакомление с окружающим. Реализация перспективного плана работы по экспериментальной деятельности через ознакомление с окружающим. Применение полученных знаний и умений в художественно-творческой деятельности. Применение полученных знаний и умений в художественно-творческой деятельности. Организация работы с родителями по ознакомлению с темой «Экспериментирование». Организация работы с родителями по ознакомлению с темой «Экспериментирование». Разработка методических рекомендаций для воспитателей. Разработка методических рекомендаций для воспитателей. Этапы проекта: Практический этап: сентябрь-декабрь


Цикл занятий: «Красящие вещества фруктов». «Красящие вещества фруктов». «Дружба красок». «Дружба красок». «Прятки – игры с водой». «Прятки – игры с водой». «Теплая капелька или Поможем Колобку умыться». «Теплая капелька или Поможем Колобку умыться». «Освобождение бусинок из ледяного плена». «Освобождение бусинок из ледяного плена». «Узнаем, какая вода». «Узнаем, какая вода». «Горячо-тепло». «Горячо-тепло».


Использование экспериментальной деятельности на занятиях по рисованию (рисование водой, смешивание красок). Использование экспериментальной деятельности на занятиях по рисованию (рисование водой, смешивание красок). Проведение конкурса поделок «Природа и фантазия» Проведение конкурса поделок «Природа и фантазия» Создание коллективных работ детей и родителей «Новогодние чудеса своими руками» Создание коллективных работ детей и родителей «Новогодние чудеса своими руками» Художественно-творческая деятельность


Заключительный этап: Декабрь Проведение итоговой диагностики, анализ полученных результатов. Проведение итоговой диагностики, анализ полученных результатов. Организация вечера досуга с детьми и родителями на тему«Волшебница Вода». Организация вечера досуга с детьми и родителями на тему«Волшебница Вода». Оформление выставки игрового и демонстрационного материала для педагогов. Оформление выставки игрового и демонстрационного материала для педагогов.


Результаты проекта: Долгосрочный Проведение опытов, цикла занятий способствовали формированию у детей знаний об окружающем и их применению в повседневной жизни. Проведение опытов, цикла занятий способствовали формированию у детей знаний об окружающем и их применению в повседневной жизни.Краткосрочный У детей сформировалось осознанное отношение к объектам и явлениям природы. У детей сформировалось осознанное отношение к объектам и явлениям природы. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.




Распространение результатов: Разработка методических рекомендаций для воспитателей «Организация пространственно-предметной в группе». Разработка методических рекомендаций для воспитателей «Организация пространственно-предметной в группе». Проведение семинара с воспитателями «Возрастные особенности освоения детьми экспериментальной деятельности». Проведение семинара с воспитателями «Возрастные особенности освоения детьми экспериментальной деятельности». Публикация на сайте учреждения рекомендация для родителей: «Возможности экспериментирования в домашних условиях». Публикация на сайте учреждения рекомендация для родителей: «Возможности экспериментирования в домашних условиях».


Оценка рисков: Популяризация детского экспериментирования среди родителей. Популяризация детского экспериментирования среди родителей. Консультации для родителей на тему: «Поддержание интереса к экспериментальной деятельности в процессе познания окружающего мира», «Соблюдение правил безопасности в процессе экспериментирования», «Детские вопросы». Консультации для родителей на тему: «Поддержание интереса к экспериментальной деятельности в процессе познания окружающего мира», «Соблюдение правил безопасности в процессе экспериментирования», «Детские вопросы».


Развитие проекта: Разработать цикл занятий для детей младшего возраста для более углубленного развития познавательной и творческой активности по теме «Путешествие в песочную страну и водное царство». Разработать цикл занятий для детей младшего возраста для более углубленного развития познавательной и творческой активности по теме «Путешествие в песочную страну и водное царство». Пополнить оборудование для экспериментальной деятельности. Пополнить оборудование для экспериментальной деятельности. Организовать семейный клуб «Давайте исследовать мир». Организовать семейный клуб «Давайте исследовать мир». Разместить рекомендации для родителей в сети Интернет «Увлекательное познание мира через искусство». Разместить рекомендации для родителей в сети Интернет «Увлекательное познание мира через искусство».


Информационные ресурсы: Антуфьева В.А. Встречный эксперимент.//Обруч 4, Антуфьева В.А. Встречный эксперимент.//Обруч 4, Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, Комлева И. Дети экспериментируют? Да! //Д/в 8, Комлева И. Дети экспериментируют? Да! //Д/в 8, Кудрявцев В. Кто над кем экспериментирует? //Обруч 4, Кудрявцев В. Кто над кем экспериментирует? //Обруч 4, Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Марудова Е.В. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Марудова Е.В. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», «МЫ». Программа экологического образования детей/Н.Н.АКондратьева и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», «МЫ». Программа экологического образования детей/Н.Н.АКондратьева и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Наука через искусство /М.-Э.Кол, Дж.Поттер// Пер. с англ. В.А.Басько – Мн.; ООО «Попурри», Наука через искусство /М.-Э.Кол, Дж.Поттер// Пер. с англ. В.А.Басько – Мн.; ООО «Попурри», Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Д/в 12, Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Д/в 12, Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, Тараканова С. Организация экспериментальной деятельности на занятиях// Ребенок в детском саду 12, Тараканова С. Организация экспериментальной деятельности на занятиях// Ребенок в детском саду 12,

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

С. Л. Рубинштейн

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественно-научных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

В течение 2016-2017 учебного года я реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста».

Цель этой работы : развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики в начале учебного года показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. И поэтому чтобы начать решать выявленную проблему, мы в группе создали мини-лабораторию. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размера и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). Также подойдут и большие прозрачные пластмассовые банки, например, для круп. Из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получатся дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю, наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.

В сборе и изготовлении оборудования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы в доходы!»).

В группе для проведения опытов по программе используем имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т. п.). Для исследований в лаборатории и на прогулках мы используем лупы, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, магнитную доску, мини планетарий, миски и другие емкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой, флюгеры, бумагу, фломастеры. Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы).

Особенно интересно детям следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки мы ставим в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Для удобства наблюдения сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Также в уголке экспериментирования храним природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий), шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Детям мы предлагали поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Просили принести их в лабораторию и объяснить свой выбор. Выделили для таких материалов специальный уголок.

Также для повышения познавательной активности детей я разрабатываю проекты. В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования, и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла.

Темы проектов определяются по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности:

– прогулки (по экологической тропе, к оврагу, к роднику);

– экскурсии (в парк, в лес);

– опыты («Имеет ли вода форму?», «Имеет ли запах вода?», «Какой цвет воды?», «Какой вкус воды?», «Песочные туннели», «Что такое вода?», «Сухой песок не держит форму», «Снег-это тоже вода», «Разноцветные льдинки»;

– беседы («Что такое природа?», «Кому нужна вода?» «Какие бывают камешки?», «Как человек использует воду?»»;

– эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства», «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке?»;

– проведение серии регулярных занятий: «Откуда берутся облака?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в твёрдом состоянии»;

– игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?»;

коллективные проекты («Радуга на лугу», «Секреты воды», «Мы-друзья природы!» «Прогулка с интересом»;

– индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?», «Откуда к нам приходит вода?»).

Родители могут быть не только источниками, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы:

тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький Любознайка»;

фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья»;

диспуты («Маленькие почемучки», «Любопытный возраст»);

конкурсы («Лучшее изобретение группы», «Новый наряд для куклы»);

совместные проекты («Мой друг – книга», «Шоколадная сказка»);

встречи с интересными людьми;

беседы («Обученье с увлеченьем», «Развиваем любознательность»;

консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?», «Неизведанное рядом»).


В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные. Большую часть мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии.

В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно-исследовательской деятельности для разных возрастных групп. Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированных научных представлений у детей, я наблюдаю положительную динамику:

Результаты мониторинга детей:

знаниями

На стадии овладения знаниями

Не владеют знаниями

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

Начало уч. год

Конец уч. год

Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.

На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Таким образом, путей развития дошкольника существует много, но исследовательская деятельность, по моему мнению, является одной из самых эффективных. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

И в заключении хотела сказать словами Тимирязева К.Е.: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2013.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».

любовь Журавлева
Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений . Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей , способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей .

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации , поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию , но и уметь целенаправленно искать её.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод проектов в детском саду Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат , который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой) .

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому формирование необходимых универсальных учебных действий является основной задачей воспитателей.

В течение 2013-2016 учебного года реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование основ естественно- научных знаний у детей дошкольного возраста ». В течение трех лет в рамках экспериментальной программы проводила занятия с детьми, вела работу по подготовке детей к овладению программой, что позволило лучше ориентироваться в экспериментальной программе.

Цель этой работы : развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманный, эмоционально положительный, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан план, созданы элементы развивающей среды : уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т. д., различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии и т. д., тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игры-путешествия и т. п., лепбуки.

Работа проводится в трех направлениях : работа с детьми, работа с родителями и методическая работа. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых , способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в дошкольных образовательных учреждениях с интеграцией в различных образовательных областях.

При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей .

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Основной механизм реализации проекта : проведение серии регулярных занятий естественнонаучного цикла .

Темы проектов определяются по инициативе детей : что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя : что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация : иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности : прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии (в парк, на аэродром, опыты («Имеет ли вода форму , «Песочные туннели» , «Варим кашу сами» , беседы («Что такое природа?» , «Какие бывают камешки?» , «Для чего нам кашу кушать?» , эксперименты («Создаем вулкан» , «Что нужно для роста растений?» , «Воздух и его свойства» , проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла : «Откуда берутся облака?» , «Заседание ученого совета» , игры («Плавает-тонет» , «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?» , коллективные проекты («Радуга на лугу» , «Зачем мы кашу кушаем?» , индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?» , «Где живет Дед Мороз?» , «Откуда к нам приходит вода?» ).

Родители могут быть не только источниками информации , реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы : тематические выставки («Я – исследователь» , «Маленький любознайка» , фотовыставки («Мы познаем мир» , «Мама, папа, я – изобретательная семья» , диспуты («Маленькие почемучки» , «Любопытный возраст » , конкурсы («Лучшее изобретение группы» , «Новый наряд для куклы» , совместные проекты («Мой друг – книга» , «Шоколадная сказка» , встречи с интересными людьми, беседы («Обученье с увлеченьем» , «Развиваем любознательность» , консультации («Устроим дома лабораторию» , «Для чего ребенку лупа?» ).

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные . 48% мероприятий проведено с использованием информационно -коммуникационные технологии.

В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно- исследовательской деятельности для разных возрастных групп , проведена консультация для воспитателей «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии А. И. Савенкова» и проведен ряд открытых занятий для педагогов района.

Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированности научных представлений у детей , я наблюдаю положительную динамику :

Результаты мониторинга детей

Год Владеют знаниями На стадии овладения знаниями Не владеют знаниями

2013-2014 уч. год 10% 15% 75%

2014-2015 уч. год 25% 30% 45%

2015-2016 уч. год 45% 35% 20%

Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.

За три последние года увеличилось количество проектов, выполненных детьми.

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания , развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

По отзывам учителей, наших воспитанников отличает высокий уровень познавательного развития, что выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

Публикации по теме:

Формирование основ экспериментально-опытнической деятельности у детей младшего дошкольного возраста В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста Цель:создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: подготовить развивающую предметно.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения. В.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Формирование основ безопасного поведения у детей.

Богданова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №141
Населённый пункт: Город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 03.03.2018
Раздел: дошкольное образование

"Формирование естественнонаучных

представлений у детей дошкольного

возраста"

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение

определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих

успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным

представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у

дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается

очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить

материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления

зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и

требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие

закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в

работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений.

Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует

формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления

являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского

мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию

детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе

занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается

воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия

не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение

детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и

исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи

такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий»,

которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи.

Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.

Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм

работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может

наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное

мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в

дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у

детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности

предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-

дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности,

включение экспериментирования.

Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо

учитывать несколько условий:

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих

образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения

таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного

возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического

обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный

процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и

одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой

предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

самостоятельное расположение игрового материала,

максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки,

игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и

ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;

активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например,

развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный

материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей;

одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их,

вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять

развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность

ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-

лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо

освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой

группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ,

физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства

песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные,

птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

образцы песка, глины, чернозема;

образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);

камни (галька, гравий, керамзит);

медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;

семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница,

рожь, овес, рис, греча и др.);

семена огородных культур;

гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);

хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора,

скорлупа;

соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:

разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики,

песочные формочки и т.д.);

шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;

увеличительные стекла, лупы (микроскоп);

измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

компас, бинокль;

пилочки, наждачная бумага, пипетки;

губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;

микроскопы, глобус.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном

учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает

индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов,

ориентацию педагога на интересы развития ребенка;

открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи

дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;

активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и

методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;

развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками

и взрослыми;

широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);

активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского

сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры

/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические

М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника)

Рыжова Н.А. воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию

дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.

Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-

экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и

младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-

Воробьёва В. М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»,

Архангельск, 1999-61с.

Молодова Л.П. игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для

воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.: ил.