Материал на тему: Эссе «Моя педагогическая философия» «Я – воспитатель! Эссе воспитателя "Моя педагогическая философия".

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1

ЭССЕ

Тема: «Моя педагогическая философия»

Воспитатель: Полуэктова Нина Михайловна

Острогожск 2014

Предварительный просмотр:

«Детство – важный период человеческой жизни,

Не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная,

неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

30 лет я прихожу в детский сад. И когда вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, то хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше… Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдавал силы… В жизни надо иметь служение какому-то делу. Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе.

Я выбрала профессию такую,

Что лучше мне на свете не найти.

И с каждым годом убеждаюсь,

Что я иду по верному пути!

Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я очень люблю каждый день общаться с детьми, огромное счастье находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить... Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми детскими чертами, а вот увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель.

Что сделать для того, чтобы мои мальчики и девочки ярко, а главное счастливо проживали период неповторимого детства в этом неизведанном, сложном для них мире социальной действительности и информационных технологий?

Много вопросов, на которые я хочу найти ответ. Почему я стала воспитателем? Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны: я так же учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Я создаю свои новые высоты профессионального роста для того, чтобы мои дети вместе со мной прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, таких ещё маленьких. Я стараюсь проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его позицию, видеть мир его глазами. Воспитатель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Только такое искреннее доверие своего мира детям породит доверие ребят.

В современных условиях объем необходимых для жизни людей знаний резко и быстро возрастает. Поэтому так важно привить детям умение самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее. Это главное условие для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение. В это время важно выявлять природные задатки каждого ребенка и на их основе развивать те или иные способности, сохраняя индивидуальность. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, я считаю, проблемно-поисковый и проектный. С их помощью я стремлюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строя свою работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло. Порой необходима целая система заданий разного уровня сложности, позволяющая проявить многообразие решений. Ведь это учит детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты, что способствует в дальнейшем проявлению интереса к обучению в школе.

Пытаясь как можно продуктивнее использовать время занятий, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, интегрируя различные формы работы и новые технологии. Чтобы развить у детей инициативу, старательность и сформировать интерес к познанию нового, стараюсь вовлекать каждого в образовательный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности в любом виде деятельности малышей детского сада нет места!

Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом. Поэтому я на протяжении ряда лет, с удовольствием работаю над темой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Я хочу и могу помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности и талант. Моя главная задача - сделать быстротечный отрезок детства ярким, насыщенным, запоминающимся. От него, сегодняшнего" детства зависит, каким будет завтра наших малышей!... Учить и учиться – вот девиз, с которым стараюсь идти по жизни. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учиться у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.

Работая воспитателем 30 лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможность быть маленьким ребёнком! Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца. Я думаю, мне удается подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в детский сад.

Как приятно слышать слова благодарности от бывших воспитанников и их родителей. Берегите воспитателей детского сада. Только этим увлеченным людям, работающим за небольшую зарплату, можно доверить детей. Случайных людей в этой профессии не бывает. Не приживаются.

Люби, цени свое призвание

И назначением гордись!

Я так считаю:

Воспитатель – это звание!

Через него проходит чья-то маленькая жизнь!


Эссе «Моя педагогическая философия»

«Я - воспитатель!»

Кто с детством свою жизнь связать решил,

Тот молодым останется навек

А значит, повезло ему по праву.

А значит, он счастливый человек.

Каждый день я просыпаюсь с осознанием того, что я - счастливый человек.

Я - воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка, только у воспитателя. Дети - самое лучшее и светлое, что есть в жизни. Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.

Детский сад давно стал для меня вторым домом. Ежедневно, приходя в свой любимый детский сад, я смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка - это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях.

Так кто же такой воспитатель детского сада? Конечно же, воспитатель - это, прежде всего, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно - он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть нелегким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии - дарить, дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. И для того чтобы это осуществить, педагогу необходимо обладать профессиональной компетентностью. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, повышать уровень методической грамотности. Важно уметь каждому педагогу применять профессиональные знания на практике: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом личностных особенностей каждого ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность помогут подобрать ключик к каждому малышу, найти общий язык с родителями и коллегами.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствие с задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо объединять обучение и воспитание детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. И поэтому мне, как современному педагогу необходимо вносить инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий. Я постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникативные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии.

Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». И задача, моя, как воспитателя - не разрушить эту детскую самобытность, а влиться в нее, привив и вложив духовно-нравственные ценности. Ведь, именно мне, как педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский). Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.

Воспитание в детском саду - это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд, требующий выдержки, огромного терпения. Мои старания направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, гражданами своей страны, любящими окружающий мир, людей, природу; чтобы могли отличать хорошее от плохого; чтобы всегда умели постоять за себя и своего товарища; чтобы могли видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание такой личности включает в себя овладение всеми богатствами родного языка, развитие устной речи на основе овладения литературным языком своего народа.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Чтобы сохранить эту «тоненькую ниточку», эту связь с прежними поколениями, я считаю необходимо приобщать ребёнка к народной культуре, играм, традициям своего народа и делать это нужно именно в дошкольном возрасте.

Работая педагогом, я стараюсь уделить внимание воспитанию у детей любви к истории и традициям своего народа, к народным играм. Народная игра - одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историей человечества и находится в постоянном развитии и обновлении. Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Современный дошкольник сталкивается с большим потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Он развитый, любознательный, умный - именно таким вижу его я. Не смотря на то, что ребёнок нового века создан компьютером, у него такие же добрые и пытливые глазки, они блестят, как и прежде, много поколений назад. Он также играет, подражает взрослым, огорчается неудачами и радуется своим успехам.

Общаясь с родителями воспитанников, я заметила, что взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Передо мной, как педагогам стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Поэтому считаю важным создать условия для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Ведь в наших руках находится самое главное в жизни - дети. Мы готовим их к большой жизни, и какими они станут, зависит и от нас - воспитателей.

Развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не только воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать.

Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать. Иначе нельзя. Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, способным обучаться, схватывать все на лету, уметь управлять современными компьютерными технологиями, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. А самое главное он должен быть такой, как и во все времена - добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, ласковый и обязательно любил детей!

Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию и благодарю судьбу за возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!

Название: Эссе воспитателя детского сада «Моя педагогическая философия»
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №18
Месторасположение: Свердловская обл. Пригородный р-он п. Висим

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций.

Профессия педагога одна из самых важных в настоящее время, в эпоху прогресса научных, технических знаний. Именно педагог, как , пример личности, обладающей ценностными ориентирами, сложившимися идеалами, способный меняться и развиваться вместе с ребенком, должен быть опорой для малыша, который видит мир огромным и необъятным.

В чем состоит философия педагога?

Думаю, что со времен античной Греции мало что изменилось. Тогда педагогом назывался раб, водящий ребенка в школу. Сейчас нет рабов, но любой педагог согласится с тем, что это не просто работа. График работы педагога зависит не от установленной нормы, а от потребностей его воспитанников. Ведь если проблема возникает у ребенка или его родителей и им нужна помощь, какой воспитатель сможет отказать в ней, ссылаясь на то, что его рабочий день закончился? Думаю, таких не найдется. , это форма поведения, приверженность этическим и нравственным нормам. . И до сих пор, основная задача педагога – вести ребенка к его цели, быть рядом с ребенком, поддерживать его на пути к цели, ненавязчиво направлять, позволяя ему пройти свой собственный путь.

Почему я стала педагогом?

Мне кажется, вся моя жизнь постепенно вела меня к этому. Мне ни разу в жизни не довелось встретить плохого педагога. Я вспоминаю своих учителей с огромным уважением. Они стали самыми запоминающимися людьми в моей жизни. Они позволяли на своих уроках не говорить прописные истины, которые всем известны и правильны, но рассуждать, иметь свою точку зрения и возможность доказать ее. Они научили меня мыслить, и не только в рамках предмета, но и в практических, жизненных ситуациях. Уже тогда мне хотелось связать свою жизнь с педагогической деятельностью.

Став воспитателем, я понимаю, что впереди еще много работы.

Необходимо настойчиво и последовательно овладевать педагогическим искусством, изучать психологию детей, предугадывать и предупреждать возможные затруднения, принимать во внимание . Всю свою профессиональную жизнь я учусь у детей. Радуюсь с ними каждому дню, удавшемуся событию, открытию, пусть и совсем маленькому в масштабе взрослых людей.

Мой секрет

Мой секрет работы с детьми в том, что я помню себя в их возрасте, знаю, насколько важными были моменты открытий и познания жизни, какими сильными были чувства, будь то радость или обида, насколько неопровержимой была уверенность в собственной правоте. Это помогает мне понимать детей, они чувствуют, что их уважают и понимают, отвечают мне тем же.

В своей работе я преследую цель воспитать у детей самые ценные человеческие качества: эмпатию, нравственность, способность находить решение в любой ситуации, иметь собственное мнение и доказывать его, контактировать с людьми. Детей я стараюсь научить самостоятельности, умению планировать, экспериментировать, рассуждать. Думаю, что главная задача педагога – создать условия для самостоятельного, индивидуального развития ребёнка, формирования личности, способной к саморазвитию, к конструктивным контактам с другими людьми, к осмыслению своих поступков.

Главным критерием того, что я смогла заинтересовать чем-либо ребенка, для меня служит появление у него вопросов, желания узнать больше, получить подробности усвоенной информации.

Свою работу строю под девизом слов П. А. Вяземского «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас». Именно родной язык дает нам возможность не только обмениваться информацией, но и переосмысливать ее, создавать собственное отношение к ней, поскольку человек может говорить на многих языках, но думает он только на родном языке. Тем не менее, в своей работе ставлю цель воспитать детей, не только хорошо владеющих речью, но и прежде всего здоровых, как психически, так и физически. В осуществлении этой цели помогают родители, привлечение которых в образовательный процесс дает ребенку возможность развиваться непрерывно, не только в детском саду, но и дома. Я стараюсь быть помощником родителям в воспитании их детей, чтобы дать возможность выбрать правильное решение и подход к ребенку.

Кредо

В качестве кредо своей педагогической философии мне хотелось бы использовать слова К. Ушинского «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически». Педагог – это профессия, которая требует саморазвития, изучения теории и применения ее в практической деятельности.

По мнению М. Монтессори, ребенок легко учится тогда, когда не замечает, что его учат, поэтому в своей деятельности я использую в основном игровые технологии.

Я стараюсь, чтобы каждый день был наполнен радостью, открытиями и достижениями детей. И думаю, что пока во мне есть интерес к профессии, детям, желание вместе с ними познавать мир, я могу быть достойным педагогом.

Осознание того, что дети приобрели новые знания, навыки и умения, которые помогут им в жизни, подготовят их к успешному обучению в школе наполняет меня радостью и гордостью за себя и за детей, за свой труд, за призвание педагогов и за то, что я правильно выбрала свой профессиональный путь.

Название:
Номинация: Детский сад, Саморазвитие педагогов дошкольного учреждения

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Я – воспитатель!»

Кто с детством свою жизнь связать решил,

Тот молодым останется навек

А значит, повезло ему по праву.

А значит, он счастливый человек.

Каждый день я просыпаюсь с осознанием того, что я - счастливый человек.

Я - воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка, только у воспитателя. Дети - самое лучшее и светлое, что есть вжизни. Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.

Детский сад давно стал для меня вторым домом. Ежедневно, приходя в свой любимый детский сад, я смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях.

Так кто же такой воспитатель детского сада?Конечно же, воспитатель – это, прежде всего,человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть нелегким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии – дарить, дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. И для того чтобы это осуществить, педагогу необходимо обладать профессиональной компетентностью. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, повышать уровень методической грамотности. Важно уметь каждому педагогу применять профессиональные знания на практике: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом личностных особенностей каждого ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность помогут подобрать ключик к каждому малышу, найти общий язык с родителями и коллегами.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствие с задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо объединять обучение и воспитание детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. И поэтому мне, как современному педагогу необходимо вносить инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий.Я постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии.

Детский мир намного интереснее,безграничнее и богаче, чем мир взрослого. В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». И задача, моя, как воспитателя – не разрушить эту детскую самобытность, а влиться в нее, привив и вложив духовно-нравственные ценности. Ведь, именно мне, как педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский). Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.

Воспитание в детском саду - это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд, требующий выдержки, огромного терпения. Мои старания направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, гражданами своей страны, любящими окружающий мир, людей, природу; чтобы могли отличать хорошее от плохого; чтобы всегда умели постоять за себя и своего товарища; чтобы могли видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание такой личности включает в себя овладение всеми богатствами родного языка, развитие устной речи на основеовладениялитературным языком своего народа.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Чтобы сохранить эту «тоненькую ниточку», эту связь с прежними поколениями, я считаю необходимо приобщать ребёнка к народной культуре, играм, традициям.

Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Современный дошкольниксталкивается с большим потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Он развитый, любознательный, умный – именно таким вижу его я. Он также играет, подражает взрослым, огорчается неудачами и радуется своим успехам.

В наших руках находится самое главное в жизни – дети. Мы готовим их к большой жизни, и какими они станут, зависит и от нас – воспитателей.

Развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не только воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать.

Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать. Иначе нельзя. Воспитатель сегодня должен быть способным обучаться, схватывать все на лету, уметь управлять современными компьютерными технологиями, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения.А самое главное он должен быть такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, ласковый и обязательно любить детей!

Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию и благодарю судьбу за возможностьпрожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!

Эссе воспитателя ДОУ «Моя педагогическая философия»

Описание материала:
Предлагаю вашему вниманию эссе «Моя педагогическая философия». Данный материал будет интересен, воспитателям, учителям. педагогам дополнительного образования

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок,
творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».
В. Сухомлинский.

Я - Воспитатель! Педагог! Кто влюблен в свою профессию, тот может о ней говорить бесконечно!
С чего начать? Как много хочется сказать! Начну, пожалуй, я с того, как пришла в эту профессию.
Мне в детстве очень повезло
Мы вместе бабушкою жили.
Она работала в саду
Мы на работу к ней ходили…
Сомнений не было тогда
Кем буду я во взрослой жизни.
Пример бабули навсегда
Вложил мне в душу эти мысли.
Ее находчивость, терпение и гибкость
Ее фантазию, и творчества полет
Любовь к детишкам, артистичность
Я с детских лет впитала - всё!
И вот, династию продолжив,
И став наставником детей.
Горжусь, что дело продолжаю
Любимой бабушки своей!
Так, взрослея, мечтала стать не просто воспитателем, а очень хорошим воспитателем. Возможно, ли однозначно ответить на вопрос: «Что такое «хороший воспитатель?».
Я считаю, что воспитатель - это добрый, любящий детей, искренний, честный, терпеливый и обаятельный человек.
Хороший воспитатель - это и педагог, и психолог, и профессионал, прекрасно знающий своё дело.
Воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие.
«Творчество - вот лучший учитель!»
Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми - педагогами детских садов.
Воспитатель для ребёнка - эталон. Дети, как губка, впитывают наши слова, жесты, позу, манеру поведения, поэтому педагог обязан всегда быть на высоте.
В условиях модернизации системы образования, перехода на качественно новый ее уровень ключевая роль реализации требований общества отводится личности педагога. Кому, как не ему? Ведь он стоит у истоков зарождения будущего страны. А наше будущее, наш потенциал - это, прежде всего, наши дети.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - писал В.А. Сухомлинский.
В процессе реализации ФГОС ДО современный педагог должен создать условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного роста, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, во всех видах деятельности.
Исходя из новой парадигмы образования, я должна вооружить детей не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Мне нравится, что образовательный процесс носит деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ребенка. Я стремлюсь вырастить своих детей, людьми думающими, ищущими, анализирующими, доводящими начатое дело до конца. Мы с детьми экспериментируем, исследуем, не боясь ошибиться, ведь ошибка это тоже опыт.
Страна доверяет нам самое дорогое - свое будущее. Это счастье осознавать, свою причастность к великому делу Воспитания. Дети это наша опора, будущее нашей страны, именно в детстве закладываются основы личности человека будущего, а значит, мы педагоги являемся, не побоюсь этого слова, «творцами» истории.
Мне хочется, чтобы нас окружали не только высокообразованные, но и высоконравственные, духовно развитые люди. И, конечно же, прежде всего, я должна быть сама носителем этих качеств, т.е. эталоном для подражания.
«Современному ребенку - современного воспитателя!» - вот лозунг сегодняшнего дня.
Профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к современному воспитателю, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами педагога.
Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский).
Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию. Личностно-профессиональная позиция воспитателя - не врождённое качество. Она формируется под влиянием образовательной окружающей среды. В процессе модернизации системы образования в России приоритетной становится диалоговая модель воспитания, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и ребёнка. Поднимаются вопросы интеграции личностной и профессиональной составляющих гуманистической позиции воспитателя. Считаю, что воспитатель и ребёнок являются друзьями, и партнёрами, уважающими друг друга.
XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому я должна уметь общаться, обмениваться информацией на современном уровне, быть компетентна в области информационно-коммуникативных технологий, чтобы отвечать требованиям действующих нормативно-правовых документов, получать полное представление о профессиональных составляющих современного педагога.
Воспитатель - это творческий человек, владеющий современными информационными технологиями и внедряющий их в образовательно-воспитательный процесс, ищущий новые методы и формы работы с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Как говорится в русской поговорке «Я и жнец, и жрец, и на дуде игрец».
Каждый ребёнок уникален, открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор.
В силу своей профессии я часто смотрю в детские глаза. Глаза ребенка. Как много в них можно прочесть. Это бездна чистоты, открытости, доверия, всего того, что со временем нельзя увидеть в глазах взрослых. В тот момент, когда мои глаза находятся на одном уровне с детскими глазами, и ребёнок открывает мне свои чувства, говорит об обидах, радостях (пусть не значительных для взрослых, но таких важных для него), сразу все мои «серьезные» взрослые проблемы отодвигаются на задний план. Остается лишь желание защитить ребёнка, вселить в него уверенность, помочь ему не потеряться в такой сложной, порой очень жестокой жизни.
Я считаю своим долгом научить детей оставаться благородными и добрыми в любых жизненных ситуациях. А учатся дети, как известно, на примерах взрослых. Поэтому, каждый день я должна быть примером для подражания, осознавать свое предназначение, свою миссию - сотворение человека в человеке.
Главное назначение педагога, по мнению Я.А. Коменского, состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к детям, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим воспитанникам, чтобы воспитать в них человечность. А для этого нужно самому быть честным и деятельным, любить свое дело и стремиться к самосовершенствованию. Я бы даже сказала, быть одухотворенным всем тем, что ты делаешь вместе с детьми.
Роль ребенка, как пассивного объекта обучения осталась в прошлом. В наше время воспитатель не может быть только источником знаний, а должен выступать как организатор и координатор психолого-педагогического процесса, учить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, учить работать самостоятельно.
Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников.
Цель моей работы - обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создать условия для их личностного роста, развития творческой инициативы. А для этого нужно в первую очередь создать атмосферу психологического комфорта, что позволяет доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах классики и народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.
В первую очередь мне необходимо было понять, как умело построить процесс обучения и воспитания, как развить творческие способности детей. Наука не стоит на месте, поэтому в своей работе применяю новую форму работы - драмогерменевтика («театральная педагогика») , которая стала кульминацией социоигрового стиля обучения в условиях введения нового Стандарта.
Театральная педагогика помогает воспитателю научиться чутко воспринимать особенности поведения, а также обрести свободу и вариативность общения с детьми. Как педагог, открыла для себя и детей новый «язык выразительных действий» , который использую в образовательной деятельности с дошкольниками. Подобрала эффективные методы и приемы: этюды, игры, диалоги, импровизации, тренинги, способствующие развитию вербальным и невербальным средствам выразительности. Создала обстановку свободы и раскованности, побуждая детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта.
Режиссерский «язык действий» помогает детям взаимодействовать со взрослым и друг с другом. Социоигровой стиль и социоигровые технологии помогают мне в работе. В результате использования такого стиля работы дети во время обучения учатся видеть другого рядом с собой, взаимодействовать с ним, помогать друг другу, дружить.
В стенах детского сада я нашла огромную сцену для творчества, где могу выступать в разных ролях, каждый день творить и фантазировать с детьми. Здесь есть уникальная возможность открыть мир прекрасного для каждого своего воспитанника. Для раскрытия этой возможности использую театральное разнообразие: ростовые, пальчиковые и перчаточные куклы, настольные и теневые театры, театры бибабо, театры пантомимы и многое другое.
В чём же значение моей работы? Какие проблемы могу решить лично я через театрализованную деятельность?
Во - первых, театрализованная деятельность - это волшебный мир, где ребенок в качестве «артиста» создает свой индивидуальный, неповторимый образ.
Во-вторых, театрализованная деятельность является не только информационным, но и эмоционально - практическим источником радости открытия, познания, созидания.
И наконец, этот вид деятельности, имеющий обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящий детям радость, восхищение, творческое начало.
Сейчас все больше уделяется внимание духовно – нравственному воспитанию, которое направлено на формирование у детей добрых отношений друг к другу, к семье и обществу, основанных на критериях добра и зла, лжи и истины.
Так ни одна другая детская деятельность для формирования этих качеств не оказывает такого воздействия на детей, как театрализованная деятельность, в ходе которой формируются и развиваются доброта и милосердие, честность и правдивость, эмпатия и дружба, взаимопомощь и взаимовыручка.
Поэтому моей целью воспитания детей средствами театрализованной деятельности являются их нравственное совершенствование, формирование духовного мира с его ценностями, открыть сердце добру и красоте.
Моя задача - научить ребенка любить окружающий мир, привить любовь к его красоте и величию, научить восхищаться, радоваться и беречь его. Только такой человек сможет, уважая окружающих, общаться и договариваться с ними.
Особое внимание я уделяю осуществлению воспитательно -образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного досуга.
Родители воспитанников активные союзники и помощники в организации театрализованной деятельности. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей. Родители с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях в качестве актеров, создают костюмы, организуют посещения театров.
Работая в коллективе единомышленников, всегда готова к сотрудничеству и взаимопомощи коллег.
Мои коллеги - верная поддержка, всех начинаний, интересных идей,Ведь все мы путь единый держим, с любовью мы растим детей.
Счастливый человек - это тот, кто с радостью утром идёт на работу, а вечером - с радостью возвращается домой.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверно, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих ребят.
Моя работа в детском саду является второй «половинкой» моей жизни, дополнением к первой - моей семье. Именно благодаря своей работе, я состоялась как педагог и как мама. Поэтому, моя любимая работа - это часть меня, моего сердца, моих мыслей, эмоций и чувств.