Проект какой бывает транспорт в ст группе. Различные виды транспорта для детей: список, описание и особенности

Проект проводится в рамках тематической недели «Транспорт»

Актуальность проекта:

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребенка важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он все время меняется. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Реализуя данный проект ребенок сам постарается получить знания о прошлом машин и получит знания о современных требованиях к машинам настоящего времени и будущего. Постарается в игровой деятельности воплотить свои проекты транспорта.

Дети старшей группы «Ромашка».

Воспитатели

Родители.

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Цель проекта: Расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта.

Задачи:

Обучающие:

Раскрыть значение транспорта для людей.

Закрепить правила поведения в общественном

транспорте.

Расширить представления детей об истории транспорта.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей,

обогащая представления о транспорте.

Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение)

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.

Задачи по работе с родителями:

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Этапы проекта:

    Подготовительный.

Постановка цели и задач, приемов,

Предварительная работа с детьми и родителями,

Выбор и подготовка оборудования и материалов.

    Поисково-познавательный

Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.

    Обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.

Оформление книги о транспорте

Выставка работ из конструктора «Мы поедем, поплывем, полетим».

    Презентационный

Ресурсы:

Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка стихов о транспорте.

Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о транспорте.

Кадровые: рассказы о профессиях, связанных с работой на транспорте.

Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.

План реализации проекта:

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми, рассказы о способах передвижения человека, прогулки по улицам нашего города с познавательной целью, помощь в создании выставки транспорта, альбомов «Транспорт».

I этап- подготовительный

Цель: Формирование мотива к предстоящей деятельности, постановка цели, задач, подбор необходимого материала по теме проекта. Подбор методической и детской литературы. Сбор информации о различных видах транспорта, информации истории его происхождения. Подбор фотоматериалов, иллюстраций, стихов, загадок, пальчиковых игр. Изготовление атрибутов, пособий.

Подбор методической и художественной литературы:

Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,

С. Фангинштейн «Наша улица». С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход. В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”; В. Орлов "Электричка”; С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”; Е. Тараховская "Метро”; Э. Успенский "Троллейбус”; Д. Хармс "Кораблик”; Карл Арон "Человек поднялся в небо”; Карл Арон «Едем, плаваем, летаем»

Подбор дидактических игр:

- «Собери знак».

- «Мы летим, плывем, едем».

- «Чего не хватает».

- «Назови вид транспорта».

- «Подбери запасную часть».

- «Кому, что нужно».

Подбор сюжетно-ролевых игр:

- «Путешествие»

- «Пожарные»

Режиссерские игры с модельными машинками с использованием макета улиц.

Подбор подвижных игр:

- «Самолеты».

- «Гонки».

- «Водители».

- «Красный, желтый, зеленый».

- «Грузовики и легковушки».

- «Опоздавший пассажир».

Подбор настольно-печатных игр:

- «Чего не хватает».

- «Виды транспорт».

- «Ралли».

- «Большие гонки».

Выбор объектов для целевых прогулок:

Остановка Почта, перекресток.

Транспортная стоянка во дворе.

Автостоянка пожарной части

Н О Д:

Развитие речи. «Транспорт». (лексика-грамматика).

Социальное развитие. «Транспорт и его развитие».

Чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль».

ХЭР. Аппликация «Трамвай», лепка «Грузовая и легковая машины»,

Конструирование «Мы поедем, поплывем, полетим».

Определение тематики проблемных вопросов и ситуаций:

- Если бы на свете не было машин?

Зачем нужны дорожные знаки?

Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:

Подборка материала к оформлению альбомов по теме «Транспорт»,

Составление творческих рассказов о транспорте.

Подборка стихов, загадок о транспорте.

Помощь в организации целевых прогулок.

II этап- основной, практический .

Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о транспорте.

Задачи: Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт», Уточнение понятия видов транспорта и его назначения. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество Познавательно-продуктивно-речевое развитие.

В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.

дата

Образовательная деятельность с детьми

Образовательная деятельность с родителями

Беседы:

    «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»

НОД

    «Путешествие в прошлое автомобиля».

П/и

    «Займи место в автобусе»

Д/и

    «Собери знак», «Назови вид транспорта».

Наблюдение

    за проезжающими машинами. (грузовые, легковые).

Игры-имитации

    «Подъемный кран».

дыхательная гимнастика

    «Колесо спустило».

    «Машина»

ХЭР .

Аппликация «Трамвай».

Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов

«Путешествие к бабушке».

«Как мы летели в отпуск».

«Как я отдыхал на море».

Беседа

    «На чем передвигались наши предки».

Чтение художественной литературы

Н. Носов «Автомобиль».

Беседа о прочитанном.

Д/и

    «Выложи из палочек и посчитай»,

    «Чего не хватает?»,

    «Построй машину из «Пифагора»

НОД

«Развитие транспорта»

Целевые прогулки:

К автостоянке во дворе.

Экскурсия на перекресток, остановка Почта.

Наблюдение за светофором.

П/и

    «Красный, желтый, зеленый»,

    «Провези машину, не выронив груз»,

    «Затейники».

С/р игра

    «Путешествие на транспорте»

Привлечь к созданию и оформлению выставки «Мы поедем, поплывем, полетим».

Беседа о прошлом воздушного транспорта. Познакомить с воздушным шаром.

Пальчиковые игры о транспорте.

Д/и

    «Летает, плывет, едет»,

    «Назови одним словом»

    «Подбери запасную часть».

ХЭР

Рисование. «На большом воздушном шаре»

П/и

    «Самолеты».

    «Грузовики и легковушки».

Решение проблемных вопросов:

«Если бы на свете не было машин?»,

ТРИЗ

«Транспорт - это хорошо или плохо?»

Д/и

    «На что похожа буква?»,

    «Летает – не летает»

Проблемные вопросы:

«Зачем нужны дорожные знаки?»

НОД

    «Самолет» (Интегрированное)

Целевая прогулка в ПЧ-33 :

    «Гараж спецмашин»

Создание альбома-книги о транспорте .

Создать условий для рисования

    «Служебный транспорт».

Чтение художественной литературы:

    В. Берестов «Про машину»

Привлечь родителей к подборке стихов о транспорте.

Сделать подборку загадок о машинах разного назначения.

Привлечение родителей к оказанию помощи в организации целевых прогулок.

Проблемные ситуации:

    Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?

Конструирование различного транспорта из конструктора ЛЕГО

Организация выставки

    «Мы поедем, поплывем, полетим».

Д/и

    «Назови вид транспорта».

    «Подбери запасную часть».

    «Кому, что нужно».

Беседа-рассуждение

    «Транспорт – друг или враг?»

Игровые упражнения по теме «Транспорт»

П/и

    «Красный, желтый, зеленый».

Рассматривание книги

    «Едем, плаваем, летаем».

Беседа о правилах поведения в транспорте.

Вечер загадок

Пригласить родителей на выставку, организованную в группе «Мы поедем, поплывем, полетим».

III этап- заключительный.

Цель: Обобщение знаний и представлений детей о различных видах транспорта, его классификации и назначении.

Продукты проекта:

    Оформление альбома с разными видами транспорта.

    Составление связных рассказов.

    Изготовление поделок: «Трамвайчики».

    Коллективная работа «Мы поедем, поплывем, полетим». (конструирование) Организация выставки.

Прогнозируемые результаты:

Дети научатся различать и называть виды транспорта.

Рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.

Научатся классифицировать наземный, водный, воздушный транспорт.

Дети будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта.

На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.

Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.

Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления

- о транспорте специального назначения (снегоуборочные, комбайн, поливальная машина, трактор, пожарная, полицейская),

- расширить и внедрить в активный словарь названия профессий, связанных с работой на спецтранспорте.

- Изучить более подробно подводный транспорт. (желание детей)

Используемая литература:

    Арон К.Д., Сахарнов С.В. Едем, плаваем, летаем. М.: «Детская литература», 1993

    Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

    Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: «Речь», 2013

    Коломийченко Л.В.,Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ «Сфера», 2015

    Лобанова В.А. Учебное проектирование ДОО. Конспекты совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015

    Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2013

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Солнышко»

Конкурс профессионального мастерства

педагогических работников

«Методическая разработка проекта - 2015»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: ТРАНСПОРТ

воспитатель

г. Южноуральск

2015 год

ЦЕЛЬ:

1. Развивать умение сравнивать разные виды транспорта. Находить сходства и различия в соответсвии с их видом; умение отвечать на вопросы, делать выводы.

2. Имитировать разные виды транспорта под соответствующую музыку.

3. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывать у детей эмоциональный, положительный отклик на игровые действия. Вызывать дружеские взоимоотношения между детьми.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.

1. Познание (ФЦКМ)

2.Коммуникация (беседа)

3.Художественная литература (загадки)

4.Социализация (игровая деятельность)

5.Физическая культура (подвиж.игра)

6.Музыкальное развитие (слушание)

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

2.Рассматривание и обсуждение.

3.Слушание.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИГРОВАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ, ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПРОДУКТИВНАЯ, МУЗЫКАЛЬНО — ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.

ПРИЁМЫ:

1. Беседа.

2. Загадки о транспорте.

3. Дид.игра «Что лишнее? »

4. Подвиж.игра » Угадай и изобрази »

5. Слушание музыки.

6. Игра в кругу «Не ошибись «.

7. Настольная игра «Собери пазл «.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Наблюдение за разными видами транспорта.

2. Рассматривание картинок,книг,альбомов.

3. Чтение произведений.

4. Игра: Мы едем на автобусе, самолёте, теплоходе и т.д.

5. Продуктивная деятельность.

МАТЕРИАЛ:

НАГЛЯДНЫЙ:

1. Картинки транспорт.

2. Дид.игра «Что лишнее?»

3. Загадки

РАЗДАТОЧНЫЙ:

3. Построенный из кубиков корабль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : — Давайте ребята поздаровоемся друг с другом и с гостями.

— Ребята, посмотрите на эти картинки, что на них изображено?

Дети: — Машины, трамвай, самолёты, корабль и т.д.

Воспитатель: — Как вы думаете, как можно назвать одним словом самолёт, машину, корабль и т.д.?

Дети: — Транспорт.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, правильно.

Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль, поезд.Что у них общего?

Дети: — Колеса.

Воспитатель: — А зачем им колеса?

Дети: -Что бы передвигаться, ехать.

Воспитатель : — А где они передвигаются?

Дети: — По земле.

Воспитатель : — Подумайте, как можно назвать транспорт, который передвигается по земле?

Дети : — Наземный.

Воспитатель: — Молодцы! Повторяем хором. Назовите ещё наземный транспорт, который Вы знаете.

А теперь посмотрите на корабль, и катер. Как вы думаете где они передвигаются?

Дети: — По воде.

Воспитатель: -А как по другому можно назвать транспорт, передвигающийся по воде?

Дети: — Водный.

Воспитатель : — Ребята, посмотрите на самолёт и вертолёт. Где они передвигаются?

Дети: — По небу, по воздуху.

Воспитатель: -Как мы назовём транспорт,который передвигается по воздуху?

Дети: — Воздушный.

Воспитатель : — Значит, ребята, какие бывают виды транспорта?

Дети: — Наземный, воздушный, водный.

Воспитатель : — Молодцы! Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки,а вы должны их отгадать и сказать к какому виду транспорта она относится.

1. Дом по улице идет, на работу всех везёт, не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках?

Дети : — Автобус.

Воспитатель : — К какому виду транспорта относится автобус?

Дети : — Наземный.

2. Очень быстро в небе мчится удивительная птица. Ввысь летит на ней пилот. Что за птица?

Дети : — Самолёт.

Воспитатель: — К какому виду транспорта относится самолёт?

Дети : — Воздушный.

3. По волнам дворец плывет, на себе людей везет.

Дети : — Корабль.

Воспитатель : — К какому виду относится корабль?

Дети : — Водный.

Воспитатель: — А как вы думаете, для чего нужен транспорт?

Дети : — Для передвижения людей и груза.

Воспитатель: — А теперь мы с вами поиграем. Игра называется,» Что лишнее «? Посмотрите на эти картинки. Здесь у нас весь транспорт перепутался, ваша задача найти какое транспортное средство на каждой картинке лишнее?Молодцы, вы всё правильно сделали.

Теперь, ребята мы с Вами подвигаемся, будем изображать разный транспорт. Будьте внимательны! Я буду включать музыку, Вы должны определить к какому виду транспорта подходит эта музыка и изобразить этот транспорт.

Сели на машину, налили бензину

На машине ехали, до реки доехали (берем рули, изображаем машину)

До реки доехали

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке — пароход (садимся на пароход)

Пароходом ехали до горы доехали

Пароход не везет надо сесть в самолет (заводим матор и изображаем полет)

Самолет летит в нем мотор гудит

Воспитатель : — А сейчас мы поиграем в игру, » Не ошибись». Встаньте все вокруг, а я стану на середину. Я буду говорить вид транспорта и кидать Вам мяч, вы должны ловить и говорить транспорт, который относится к этому виду. Молодцы, Вы все справились!

А сейчас, ребята, я вам раздам пазлы с изображением транспортного средства и посмотрю, как вы умеете собирать пазлы.

воспитатель, МАДОУ Д / С № 35

г.Казань, Республика Татарстан

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Открытое занятие во 2 младшей группе.

Тема: «Транспорт»

Цель: обеспечить условия для формирования понятия «Транспорт»

Задачи:

1.Создать условия для расширения знаний детей о транспорте, классификация транспорта.

2.Содействовать воспитанию у детей партнерских отношений.

3. Научить сравнивать виды транспорта.

4. Воспитывать внимательность на улице, умение соблюдать правила движения.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание игрушек и картинок, работа с макетом улицы.

Словесный: слушание стихов, беседа по вопросам

Игровой: п/и «Красный-зеленый»

Словарная работа: транспорт, грузовик.

Билингвальный компонент: жұргезуші водитель, жол – дорога.

Оборудование: картинки легковой и грузовой машины, автобуса, соответствующие игрушки. Зеленая и красная карточки. Экомобили.

    Ход занятия:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Круг радости:

«Здравствуй - небо голубое. Здравствуй солнце золотое. Здравствуй матушка – земля, здравствуйте Вы и здравствуй я!»

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. Вы ничего не слышите? Или мне это кажется? Кто там? (галстук, фуражка ДПС, в руках жезл)

Здравствуйте дети! Вы узнали меня? Я работник дорожно – патрульной службы.

А куда я попал? (детский сад «Мерей») А какой сегодня день? (ответы детей). А какое время года? (зима) Какие молодцы ребята, все знают. Значит, я правильно пришел. Ребята, помогите, пожалуйста, светофор обиделся и ушел с поста. Надо его найти, чтобы не случилось беды. Как вы думаете, а какая беда может случиться если не будет светофора?

Мы с вами должны выполнить задания, которые оставил светофор, и если все правильно выполним, он обязательно вернется.

(работа с макетом улицы). Посмотрите, у меня есть макет улицы, я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать и показывать на макете место, о котором мы будем говорить.

Как называется место, где едут машины? (Проезжая часть)

А как называется место, где ходят пешеходы? (Тротуар)

Где можно переходить через дорогу? (По пешеходному переходу)

Показывает знак «Пешеходный переход». Кто знает, как называется этот знак?

Стихотворение: ( Лиза )

Пешеход, пешеход.

Помни ты про переход!

Он похож на зебру.

Знай, что только переход от машин тебя спасет!

Игра: «Назови знак».

Дети по очереди достают из «волшебного мешка» знаки: остановка автобуса, пункт питания, пункт первой медицинской помощи, движение запрещено.

Что означают эти знаки? Молодцы ребята!

Посмотрите, а теперь нам надо выполнить задания посложнее. Сейчас мы разделимся на группы. (делит детей на группы: красный кружок – пазлы «Кому что надо для работы»; желтый кружок – простые пазлы; зеленый кружок – мини - игры).

(«Кому что надо для работы» - Арина, Шынгыз, Тимур, Давыд.

Простые пазлы – Валерия, Данил, Элина, Жанерке.

Мини-игры: Лиза, Агата, Назар, Кристина).

Взаимопроверка, дети проверяют друг друга, говорят, если что неправильно.

Физминутка:

Мы веселые ребята, мы ребята – дошколята. (ходят по кругу)

Спортом занимаемся, с болезнями не знаемся.

Раз –два, раз – два. Много силы есть у нас. (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас! (наклоны вниз) Полюбуйтесь - ка на нас!

Раз – два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз прыжок! Два прыжок! Прыгай веселей дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем – «Ш-Ш-Ш» скажем все потом. (вдох носом, не поднимая плеч).

Отгадайте загадку:

Чтоб тебе помочь, путь пройти опасный.

Горим день и ночь – зеленый, желтый, красный.

Молодцы правильно – это светофор. Вот он и вернулся к нам.

Какие сигналы у светофора? На какой сигнал можно переходить дорогу? Что нужно делать на красный сигнал светофора? (стоять)

Показ макета светофора, его сигналов.

Давайте поиграем. У меня карточки – красная и зеленая. Это сигналы светофора. Вы превращаетесь в машинки, на зеленый сигнал светофора машинки…(едут), на красный….(стоят). Когда я покажу красную карточку, надо остановиться, зеленую – можно «ехать».

Дети делятся на пешеходов и «водителей».

Воспитатель проводит игру.

После игры: Ребята, кому мы помогли найти светофор? Какие виды транспорта вы знаете? На какой сигнал светофора можно проходить улицу? А на какой сигнал движение запрещено? Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями.

Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси ).

«Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.

Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»

Воспитатель и дети - маршрутное такси, автобус, троллейбус.

Мужчина с портфелем - Мерседес.

Пожарные - пожарная машина.

Доктор и медсестра - скорая помощь.

Тракторист (комбайнёр) - трактор, комбайн.

Строитель - подъёмный кран.

Рабочие «дорожной службы» - снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.

Что за чудо-грузовик?

Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; .

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.

Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.

Дети. Самосвал - нужен, чтобы перевозить камни, песок.

Грузовик-фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.

Едет, плавает, летает

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (А втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая - воздух; тёмно-синяя - вода; коричневая - земля.

Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

Например: «Автобусом управляет… водитель».

Грузовик - … шофёр, поезд - … машинист, вертолёт, самолёт - … пилот, корабль - … капитан, мотоцикл - … мотоциклист, велосипед - … велосипедист, ракета - … космонавт.

Восстанови предложение

Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.

Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.

Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

Самолёт, небо, лететь, высоко.

Большой, корабль, волны, плыть.

Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

Ехать, тропинка, велосипедист.

Дорожная азбука

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.

Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.

Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.

Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка». )

Небылица

Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.

Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?

Транспорт

Сяду я на самолёт -

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Самолёт летит легко

Выше туч и облаков,

Выше дач, деревьев выше,

И садится он на крыши.

Один - много (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.

Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки ) и возвращает мяч педагогу.

Что общего?

Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.

Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.

Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)

Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)

Какой руль у корабля? У трамвая?

Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем - различий.

За каждый названный верно признак сходства (различия) - фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.

Тише едешь - дальше будешь

Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

Материал:

Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.

Автопарк и депо

Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

Число машин в автопарке постепенно увеличивается.

Станция технического обслуживания

Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.

Авторынок

Цель: ; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Дети делятся на 3-4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.

Каждая команда по очереди называет слово - определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

Так же, как и у машины!

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):

У самолёта - крылья, а у вертолёта - … (лопасти).

Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

Корабль плавает, а самолёт … (летает).

У человека - дом, у автомобиля - … (гараж).

У птицы - гнездо, а у самолёта - … (ангар).

У рыбы - заводь, а у кораблей - … (порт).

У ястреба - клюв, а у самолёта - … (нос).

У автобуса - парк, а у трамвая - … (депо).

У человека - сердце, а у автомобиля - … (мотор).

Утка - крякает, а пароход … (гудит).

Умозаключения

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

Взрослый. Закончите правильно предложение:

В автобусе нельзя баловаться, потому что…

В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …

Корабли строят, чтобы …

Самолёт быстрее поезда, потому что…

Колёса круглые, потому что…

Автомобиль не едет под водой, потому что …

На стройке много техники, потому что…

В городе много разного транспорта, чтобы…

Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.

Речевой тренинг «Опровержения»

Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.

Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.

Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.

Антон за рулем

Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.

Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?

Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени. Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.

В машине окна, колёса… (круглые).

У автобуса - руль, а у самолёта - … (штурвал).

У поезда - рельсы, а у корабля -… (вода).

У штангиста - штанга, а у троллейбуса - …(штанги).

У парохода - пар, а у трамвая - … (электрический ток).

Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).

На море - капитан, а в самолёте - … (пилот).

Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)

Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).

Можно ездить или нет?

Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.

Материал : коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь) : санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.

Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.

Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте».

Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.

Перевёртыш

Взрослый. Самолёт летит. Это хорошо?

Дети. Грузы перевозит.

Взрослый. Грузы перевозит - это плохо, почему?

Дети. Самолёт может сломаться, и груз не дойдёт.

Взрослый. Груз не дойдёт - это хорошо, почему?

Дети. Груз - это плохие письма, и люди не получат эти плохие вести…

Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого объекта.