Написать сочинение проблемный вопрос по «Аси» Тургенева, на тему. Ася – одна из тургеневских девушек Монолог что за хамелеон эта девушка

помогите написать сочинение проблемный вопрос по «Аси» Тургенева, на тему » Что за Хамелеон эта девушка»

  • Повесть «Ася» - это прекрасная история любви с печальным концом - влюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично. Главная героиня Ася - это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита». Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве … Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин». Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура. Героиню впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня… «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н. Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.Я считаю, даже хорошо, что у Аси не получилось связать свою жизнь с Н. Н., потому что он ее не любил, а просто симпатизировал ей. Ася еще молода и найдет подходящего мужа, который по-настоящему будет ее любить. Просто нужно подождать. Даже сам Н. Н. считал, что все получилось правильно, Я хоть и грустно: «Я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». В какой-то степени он поступил благородно, не став обманывать девушку и не портя ей всю жизнь. Я Зато Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Урок 3. Тема: «Что за хамелеон эта девушка!»

Цель:
- углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль;
- развивать умение характеризовать литературных героев;
- развивать умение анализировать эпизоды.

I. Опрос - проверка домашнего задания.
1.Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах?

(В начале 4 главы Ася предстаёт перед нами бесстрашной и своевольной девчонкой. Не думая об опасности, она тревожно карабкается по уступам стен башни всё выше и выше: «Экая сумасшедшая!» - восклицает Гагин, увидев сестру, примостившуюся на развалинах прямо над пропастью», но к чувству восхищения у повествователя присоединяется немалая доля досады, ибо он отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием (не случайно Гагин, зная сестру, предупреждает её: «Полноте, не дразните её, вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся»). Однако на этом Асины проказы не прекращаются.
Ася не приемлет никаких условностей, не ведёт себя в соответствии с этикетом и остаётся всегда самобытной.
Многое в поведении может показаться смешным и наивным. Н.Н. встретил Асю на уступе стены, на развалинах феодального замка, над пропастью. Это говорит о романтическом характере героини.
- Какие роли принимает Ася?
(Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной)
- Почему она так поступает? Может ли господин Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?
(Нет, так как не понял ни Аси, ни самого себя)
3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н.Н. о ней: "Что за хамелеон эта девушка!"?
(Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях". В словах повествователя звучит восхищённое удивление подвижностью, изменчивостью облика героини).
В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих.
- Что символизирует приглашение принять «условия игры»?
(брошенный цветок герани)

Слайд 13
Итак, в характере Аси много необычного. Со своими «странными ужимками» она совершенно не понятна главному герою, и попытки разгадать тайну этих «странностей» на первых порах оказываются безрезультатными.
- В чём же «странности этой девушки»?
- Каковы их причины?

Перечислите "странности" Аси. (С помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим сначала 1,2 колонку таблицы, а потом 3-ю)

Главы

"Странности"

Причины

Было что-то свое, особенное.

Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно.

Гл. VIII. История семьи Гагиных.

Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить.

Естественна.

Она вся - чувства и эмоции.

Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга "низшего".

Показалась совершенно русской девушкой.

Что за хамелеон эта девушка!

Полузагадочное существо.

II. Влияние Аси на героя.
1)Что дает возможность Н.Н. назвать Асю "совершенно русскою девушкой"?
(В ней не чувствовалось барыни, а было что-то диковатое; одежда, прическа, пальцы)
2)Что понимает Н.Н., глядя на Асю?
(осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни).
- Как заканчивается второй день знакомства для Н.Н.? Какие мысли и чувства им овладевают?
(Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду, то ревнивое подозрение, что Гагины - не родственники)
- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра?
(Подслушанный разговор в беседке стр. 337, гл. 6)
- Какие чувства овладевают героем после этого?
(Конец 6 - начало 7 гл., стр. 337)
Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но мы понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от нё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой же день отправляется к ним.
III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:
- 1-ое свидание - показалось Н.Н. очень миловидной;
- в домике Гагиных - герой чувствует себя беспричинно счастливым:
- сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о "капризной девочке с натянутым смехом";
- смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость;
- но в начале 11 главы говорит, что "о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".
Он такой же: "жил без оглядки" и сейчас не думает о будущем.
Почему это так - ответим на следующем уроке.
IV. Беседа по 8 главе.
1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси. (Стр. 340)
(Автор приоткрывает завесу над тайными страницами биографии Аси. Тайна рождения героини во многом помогла понять Н.Н. «странности» характера девушки: «Мне стало жаль её…»
. Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
. Каковы же истинные причины “странностей” Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию. Слайды 15, 16)
2) Почему Гагин поведал историю Аси Н.Н.?
(Понял, что у Аси есть чувство к Н.Н. От взора брата не ускользнула перемена, произошедшая в Асе. С тревогой он отмечает внезапные резкие перепады настроения, переход от смеха к слезам)
V. Анализ 9 главы.
- Составление в тетрадях и на доске таблицы
"Две встречи - два разговора" (глава 9 и глава 16)

Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова, помогающие понять состояние героев. 9 глава (свидание) Слайд 17 и 16 глава (разрыв)
1) Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами, темно, бледный, как мрамор.
2) Свет ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу.
3) Как говорят герои: Ася - доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом.
Н.Н. промолвил, засмеялся, испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова.
4) Ключевой образ: образ летящей птицы, словно мертвая птица, испуганная птичка.
5) Интонация, настроение светлое, печальная, горечь, печаль
(На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы).
- Прочитайте диалог героев в 9 гл., стр. 347 от слов: «В это мгновение…» до реплики Н.Н.: «Попытайтесь». В чём различие жизненных позиций героев?
(Асе, в силу её юного возраста, свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Её манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить недаром, след за собой оставить», а также совершить трудный подвиг по силам любому человеку.
Н.Н. давно разуверился в подобных вещах, и хотя на вопрос юной собеседницы: «А разве это невозможно?» - он отвечает: «Попытайтесь». Про себя же с грустной уверенностью констатирует «Невозможно…»
2) Прочитайте диалог героев о крыльях (стр. 347, гл.9). В чем смысл этого разговора? О каких крыльях идёт речь?
(Конечно, среди чувств, поднимающих нас от земли, пальма первенства принадлежит любви. И крылья, о которых упоминает тургеневский герой - это крылья любви)
- «Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…» Как понимать эти слова?
(Любовь окрыляет человека, приподнимает над обыденностью)

Литературовед М.Гершензон писал:
«Вот образ любви по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей»
Исходя из сказанного видно, что говоря об окрылённости, ещё имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью.
«Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья» - здесь сразу высвечивается главная черта характера героини: тревожная порывистость души в её устремлённости к возвышенно-идеальному.
- Удалось ли героям взлететь?
(Да, на мгновенье. Плавные звуки вальса словно приподняли их над землёй. Музыка и танец раскрепощают героев. Ася становится «мила и проста», исчезает её угловатость, и сквозь «девически строгий облик» проступает что-то мягкое, женское». Даже Н.Н. веселится как ребёнок)
VI. Роль 10 главы.
1)Что почувствовал герой, возвращаясь домой?
(Тайное беспокойство, тревогу - с одной стороны, с другой - упоение радостью сближения, в нём загорелась жажда счастья.)

2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Как? Почему тревога?
Прочитаем, 10 гл., стр. 348.

(Предчувствием, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Но то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую ещё герой не смел назвать по имени.)
Домашнее задание.
1) Читать 11-16 главы
1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н.Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
3) Продумать ответы на вопросы:
- Почему Асе "лететь некуда"? Почему она не танцует?
- Виноват ли герой в своей судьбе?

Тема. "Что за хамелеон эта девушка!"

1) углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль;
2) развивать умение характеризовать литературных героев;
3) развивать умение анализировать эпизоды.

Ход урока.

I. Опрос - проверка домашнего задания.

1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах?
3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н. Н. о ней ("Что за хамелеон эта девушка!")?
(Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях").

II. Влияние Аси на героя.

1) Что дает возможность Н. Н. назвать Асю "совершенно русскою девушкой"?
(В ней не чувствовалось барыни, а было что-то диковатое; одежда, прическа, пальцы, песня - все это тоже напоминает Россию)
2)Что понимает Н. Н., глядя на Асю?
(осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни).

III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. (сообщение учащихся). Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:

1-ое свидание - показалось Н. Н. очень миловидной;
- в домике Гагиных - герой чувствует себя беспричинно счастливым:
- сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о "капризной девочке с натянутым смехом";
- смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость;
- но в начале 11 главы говорит, что "о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".
Он такой же: "жил без оглядки" и сейчас не думает о будущем.
Почему это - ответим на следующем уроке.

IV. Беседа по 8 главе.

1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси.

2) Почему Гагин поведал историю Аси Н. Н.?
(понял, что у Аси есть чувство к Н. Н.)

3) На что в сестре обращает внимание рассказчика Гагин?
Докажите текстом. (нравственный максимализм, импульсивность, высокая требовательность в выборе предмета любви)

4) Каково отношение Н. Н. к Асе после этого разговора? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Мне стало очень жаль ее…")

V. Анализ 9 главы.

1) Составление в тетрадях и на доске таблицы
"Две встречи - два разговора" (глава 9 и глава 16)
Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова.

9 глава (свидание) 16 глава (разрыв)

1) цвет Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами Темно, бледный, как мрамор
2) свет Ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу
3) как говорят герои Ася - доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом, Н. Н. промолвил, засмеялся Испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова
4) ключевой образ Образ летящей птицы Словно мертвая птица, испуганная птичка
5) интонация, настроение Светлая, печальная Горечь, печаль
(На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы).

2) В чем смысл разговора о крыльях?

3) Какая музыка звучит? (вальс)
Когда он уже звучал? (при первом знакомстве)

VI. Роль 10 главы.

1) Что почувствовал герой?
(тайное беспокойство, тревогу)

2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Почему тревога?
Предчувствуем, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Как Онегин с Татьяной, так и Ася с Н. Н. слишком разные люди. Вот и попробуйте это доказать.

Домашнее задание.
1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н. Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
3) Продумать ответы на вопросы:
- Почему Асе "лететь некуда"? Почему она не танцует?
- Виноват ли герой в своей судьбе?

2 часа – спаренные уроки

Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

  • Обучающие – формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
  • Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.
  • Воспитательные – воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование: текст повести И.С. Тургенева “Ася”, музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.

Ход урока

I. Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И.С. Тургенев “Ася”.

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н.Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Аси и Н.Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.

1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)

Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)

  • Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?
  • Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)
  • Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное)
  • Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить…” - были и такие ассоциации – Асю тоже “аршином общим не измерить”.)

III. “Что за хамелеон эта девушка!”

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

  • Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, …)
  • Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX – Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной. )
  • Назовите черты сходства. (“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша!”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)
  • Перечислите “странности” Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)
  • Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала.”)
  • Гл.VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася – дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
  • Почему Гагины уехали за границу?
  • Каковы же истинные причины “странностей” Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию)

IV. Композиция и сюжет повести.

Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Кольцевая композиция

  • Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)
  • Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”)

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

V. Главный герой повести – Н.Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.

  • Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин – зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в “светскости”.)
  • Кто же он – главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране)

Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня…” XX гл.)

Назовите тему урока.

VI. Рефлексия.

Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье “было так возможно”, но…

Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на “Временах года” П.И. Чайковского. Приложение 2)

VII. Список литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. – М.: Баласс, 2004.
  2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии “Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002”. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
  3. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. – М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Слинько А.А. Русская литература XIX века (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский): книга для учителя. – Воронеж: “Родная речь”, 1995.
  7. Тургенев И.С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М.Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.

Повесть Ася - это повесть, которая учит читателя быть честным, ответственным, порядочным человеком. Она учит отвечать за действия и чувства, которые ты совершаешь и внушаешь окружающим.

«Девушка, которую он называл своей сестрой, с первого взгляда показалась очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».

Тургеневская девушка в повести Ася - это девушка - хамелеон. Ася - воплощение молодости, здоровья, чистоты, страсти, нежности, гордости и прямоты. Тургеневская девушка сознает свою власть над другими и готова жертвовать всем ради любви и высокой цели. Ася открытая и пылкая, она привлекает внимание своей непосредственностью и озорством.

Встретив господина Н., Ася влюбляется в него, эта любовь делает ее еще смелее и решительнее, у нее вырастают крылья, ей хочется летать. Возлюбленный кажется ей идеальным человеком, героем из романов, которые она читала.

Герой, вступивший в отношения с тургеневской девушкой, проходит испытание любовью и не выдерживает его. Тургеневской девушке противопоставлен мужской образ: дряблый, совершенно лишний и ни для чего не нужный, безвольный, отступающий перед трудностями, духовно и нравственно оскудевший тип.