Сценарий на масленицу в начальной школе. Масленица

МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

Учитель начальных классов высшей категории

Хлопянова Татьяна Витальевна

Сценарий Масленицы для 3 класса «Провожаем зиму»

ЦЕЛЬ:

Дать детям представление о народном празднике – Масленица.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • заучить с детьми заклички, обряды, посвящённые Масленице;

Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа

Предварительная подготовка: заранее необходимо напечь блинов

Ход мероприятия

Учитель:

Праздник общий, мирской

И все-таки самый важный!

Праздник семейный, домашний

Ведется порядком строгим давно.

Не нами, а умными заведено!

Масленица - обряд древний! (слайд 1)

Февраль и март в России - месяцы переломные. На улице еще зима, да все знают, что к концу она подходит. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, да все знают, что световой день на прирост пошел. А главное отличие зимы от весны - звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а пригреет солнце - зазвенят капели, потекут ручьи. Еще о наступлении весны рассказывает нам птичье пение. Даже петухи в конце зимы поют звонче и веселее - тепло чуют. А еще в конце зимы люди празднуют Масленицу. Масленица - самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник. У нее много других названий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя.

Первый день – «встреча Масленицы». Малые ребятишки, такие, как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали нет, били того лаптями.

В этот же день катались с гор. Была примета: кто дальше скатится с горы – у того лён вырастет длиннее.

Наряжали чучело масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни:

Масленица – обмануха,

Масленица – обируха,

Обманула, провела,

До Поста довела.

Или:

Ой, Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом.

Второй день – «заигрыши».

В этот день строили дети снежные крепости, катались с гор и играли в различные игры.

Ведущий проводит игру «Гори, гори ясно!». Дети стоят в кругу. Один с бубном в руках - за кругом. Дети произносят слова, одновременно выполняя движения: поднимают руки вверх и покачивают ими сначала влево - вправо, а потом вперед - назад. Затем хлопают в ладоши.

Дети.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птицы летят, колокольчики звенят.

Ученик с бубном подскоками движется по кругу, ритмично ударяя в бубен. Ведущий говорит: «Раз, два, три - беги!» На последнее слово ребенок с бубном останавливается и вытягивает руку с бубном вперед, между двумя ближайшими детьми. Они бегут в разные стороны по кругу; первый, кто ударит в бубен, становится водящим.

Конкурс «Перетягивание каната». Участвуют две команды, которые берут канат с двух концов, каждая команда тянет Канат на себя.

Если дружно взять канат,

Протянуть вперед-назад

И сказать при этом «эх!»,

Победит, наверно, смех!

Конкурс «Толкание» (кулачный бой, «кулачки»). Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Третий день – «лакомка». В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами с мёдом, маслом, сметаной вволю. А вы, с чем блины любите?

Четвёртый день – «широкий четверг» или «широкая Масленица».

В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, общее катание с горок. Веселились, пели, плясали до вечера.

Масленица – блиноеда,

Масленица – жироеда,

Масленица – обмануха.

Обманула, провела,

До Поста довела!

Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели –

Животы заболели.

Частушки звенели с утра до вечера.

Пятница и суббота – были днями посещения родни.

ВОСКРЕСЕНЬЕ – прощённый день. Почему он так назывался?

Ответы детей.

Ведущий. Встречают Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем лучше Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.

Просим всех к столу отведать блинов.

Ведущий.

Пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

Провожая масленицу, исполняли такие песни:

Масленица догорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожили,

До Поста довели.

После этих слов сжигали Масленицу. Пока горит огнь, пели:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.


Масленица в школе. Сценарий для 1-6 классов
Терехова Кристина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Беляевской ООШ, г. Велиж.

Описание материала: Сценарий представляет собой конкурсно-игровую программу для детей младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы). Разработка будет полезна учителям, которые ответственны за внеклассную и воспитательную работу в школе, а также классным руководителям. Содержит исторические данные о праздновании масленицы, то есть несет информативное и развлекательно-игровое значение.

Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица».

Задачи:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;

Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.

Развитие творческих способностей учащихся.

Ход мероприятия:

Ведущий: Да будут здравы, гости наши! Мы сегодня собрались, чтобы весело встретить праздник, проводить зиму и встретить весну, и традиции вспомнить старорусские. Вспомнить, как предки наши Масленицу праздновали. Все ждут ее с нетерпением. Запасы сметаны и сыра у нас заготовлены были уж за неделю, да и про масло не забыли. Каждый день Масленой недели издавна имеет свое название и значение. Неделя вся именовалась Широкая и честная Масленица,.

Я предлагаю вам путешествие по всей неделе Масленицы. Начнем с первого дня, который называется «Встреча».

Понедельник первый вечно

и называется он «встреча»,

В этот день Весну встречают,

И блины печь начинают!

(Дети вносят чучело)

2 девочки выходят ее встречать:

Катя: Ой да Масленица, во двор приезжает,

Наша щедрая во двор приезжает!

А мы, девочки, ее же встретим,

А мы, красные, ее же встретим!

Вместе (напевая):

Валя: (кланяясь чучелу) Масленица же ты кривошейка,

Встречаем мы тебя хорошенько

Блинами да караваями и вареничками вкусными!

Вместе (напевая):

Ах, да Масленица, отгости как тут недельку,

Ах, да Масленица, отгости-ка здесь другую!

(Танец в честь Масленицы в форме хоровода. Масленица находится в центре круга)

Ведущий: Как же мы весело и хорошо встретили Масленицу! Задобрили, приветили. Тем временем наступает день второй – «заигрыш».

Не пора ли нам размяться

Да с зимою поквитаться?

Вспомним русские забавы,

Чтоб блины вкуснее стали!

Традиционно на Масленицу проводились кулачные бои, чтобы силушкой померяться да народ повеселить. А ну-ка, молодцы-удальцы, не хотите ли померяться силушкой?

Конкурс 1 «Кулачки или же толкание»

Противоборствующие команды выстраиваются лицом к лицу, друг напротив друга. Расстояние между ними около полуметра. Когда подается сигнал, то они упираются друг в друга руками. Побеждает тот, кто затолкает противника назад, за определенную линию.

Конкурс 2 «Кто перетянет канат»

Конкурс 3 «Самый сильный»

Участвуют два человека. Каждому дается по половинке лимона и стакану (прозрачному). Кто больше выдавит сока, тот и победил. Проигравший выпивает надавленный сок.

Ведущий: Наигрались, нарезвились

И домой заторопились.

Третий день сейчас настал

«Лакомкой» его народ назвал.

Традиционным Масленичным блюдом являются блины. Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу: "Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев ". Блины на Масленицу пекут каждый день.

Песня «Ой, блины, мои блины»

Ведущий: Кто блинов уже наелся,

На угощенья насмотрелся,

Просим милости сюда –

«Разгуляй» уж у двора!

Наступает день четвертый - «разгуляй». В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.

Конкурс 4. «Ряженые».

Создаются две команды по 3 человека. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

Конкурс 5. «Петушки».

На площадке чертят круг.

В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.

Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Конкурс 6. «Снежки».

Выбирают 4 человека, делят их на пары. У одного в руках урна, у другого – 10 снежков ( или мячиков). Чья пара больше набросает в урну снежков, та и выигрывает. Расстояние между урной и снежками 1,5-2 метра.

Ведущий: Завтра будет день попроще,

Если кто имеет тёщу,

Пусть для проводов зимы

К тёще едет на блины!

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины». Тёща – это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Наступает пятый день – тёщины вечерки!

Танец «Барыня»

Ведущий: На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой. Наступает день шестой - «золовкины посиделки». А что принято делать на посиделках? Себя развлекать да людей веселить!

Конкурс 7. «Достать приз».

Участники - два человека. По команде участники начинают ползти по полу. Кто первый доползет да приза, тот и победил.

Конкурс 8. «Горячий блин»

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Конкурс частушек.

Каждому участнику раздается карточка с частушкой. Выбирается самое задорное исполнение.

Ведущий: У воскресенья званий много,

Но скажем лишь одно мы,

Прощенное зовется воскресенье,

И просят все друг у друга прощения!

В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, после чего со спокойной душой весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. (Дети построились в 2 шеренги)

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Все кланяются друг другу.

Разжигают костёр, сжигают Масленицу)

Песня «Эх, масленица, да ты красавица»

Литература:

Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии», М.: Рольф, 2000.

Если домашнее задание на тему: » Сценарий школьного мероприятия «Масленица» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

Действующие лица

1-й скоморох

2-й скоморох

Зима, гости (шесть человек)

Ведущая . Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох . О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох . И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й. скоморох . Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох . Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

1-й скоморох . Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох . Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

Ведущая . В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами. Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох. Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

Зима . Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости. Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох . Поможет нам в этом Масленица.

Зима . И где же это ваша помощница?

Ведущая . Сейчас мы с вами сделаем Масленицу. Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

1-й скоморох . Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

2-й скоморох. Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох. Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок- хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»).

1-й скоморох . Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

2-й скоморох. «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Начинается конкурс на знание пословиц. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.

Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день — «Заигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

Ведущая. В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

Объявляется конкурс исполнителей частушек. Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки. Например:

Не смотрите на меня, -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

1-й скоморох . Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

2-й скоморох . А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

Ведущая . Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог — все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

Ведущая . А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая первой.

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.

Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов.

Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

(Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.

Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

Дворовоуй — покровитель двора мужского пола.

Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой — дух лугов, помогает косить траву.

Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.

Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Леший — дух леса.)

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым.)

7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

8. Назовите древних славянских богов. (Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

Белее — бог скотоводства и богатства.

Зембог — бог земли.

Дидилия — богиня деторождения.

Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.

Морозко — бог зимы и холода.

Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Викторину можно завершить совместным хороводом.

1-й скоморох . Пора пятницу объявлять.

2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

Ведущая . Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

Дети отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая . Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

1-й скоморох . Шестой день — «Золовкины посиделки».

2-й скоморох . В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1-й скоморох . Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

Ведущая . Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох . Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох . Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая . Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

Школьные мероприятия и школьные праздники

Сценарий праздника масленицы в школе Широкая Масленица

Артишок

Мероприятие посвящено празднованию Масленицы, проводам русской зимы.

Проводится ведущей (классным руководителем или воспитателем) в форме тематического праздника с конкурсной программой.

Цель: ознакомление с русскими национальными традициями

Возраст участников: от 8 до 12 лет

Подготовительный этап: Украсить класс можно плакатами, на одной стене с зимними пейзажами, на другой - весенними, летними, на доске нарисовать солнце. Для проведения конкурсов учащихся нужно заранее разбить на две команды. Мамам учеников можно предложить испечь дома блины и устроить в конце праздника чаепитие. Можно провести конкурс «У кого блины вкуснее».

Оборудование: мяч, теннисный мячик, платок, веревка, блины.

Действующие лица: солнышко, петрушка.

Ведущая

Приглашаем всех на Масленицу русскую праздничную, вольную, вкусно-хлебосольную! Масленица - самый шумный русский народный праздник. Масленицей провожали всегда на Руси зиму и встречали весну. В своих старинных обычаях русский народ часто обращался к образу Солнца. Солнце всегда было желанным другом. А на Масленицу принято было призывать Солнце, приближая этим весну. Для того чтобы ускорить приход солнца, помочь ему совершить свой круг, люди изображали круг или круговые движения (пекли блины, водили хороводы и т. п.). Давайте и мы, ребята, позовем Солнышко. Я буду задавать вам загадки, а вы хором отвечать, что это:

Взглянешь - заплачешь,
А краше его на свете нет.
(Солнце )

Что без огня горит?
(Солнце )

Встает рано, светит ярко, греет жарко.
(Солнце )

Один костер весь свет согревает.
(Солнце )

Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
(Солнце )

Входит Солнышко, оно грустит.

Солнышко

Кто меня звал? Кто потревожил? Не хочу вам светить, землю согревать, пусть зима продолжается, грустно мне.

Ведущая

Солнышко, не грусти мы тебя не просто так позвали. У нас сегодня веселый-веселый праздник - Масленица.

Солнышко

С песнями, конкурсами, играми?

Ведущая

Обязательно!

Играет веселая русская народная песня, вбегает Петрушка.

Петрушка

А вот и я! Какое веселье, игры без Петрушки? Я на Руси всегда был заводилой на праздниках.

Много разных потех и игр устраивали на Масленицу. Во время праздничных маскарадов пели, плясали, лепили из снега скульптуры, любили устраивать состязания, которые назывались игрища. На Масленицу всегда устраивали кулачные потехи, во время которых участники стремились показать удаль молодецкую. А не хочет ли кто из вас помериться силой, поучаствовать в состязаниях, потешить Солнышко? Есть среди мальчиков будущие богатыри русские?

Игра «Петушиные бои»

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают им руки за спиной. Задача играющего, «петушка»: прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Игра «Перетягивание каната»

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом чету. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат, так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Петрушка

Солнышко, вижу, ты уже не такое грустное, потешили тебя наши удальцы-молодцы!

Ведущая

Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Игра «Снежный городок»

Команды пусть встанут напротив друг друга.

Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки лепили снежки. Теннисный мячик будет снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Солнышко

А почему никто не водит хороводы?

Петрушка

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Встанем вместе в хоровод
Солнце пусть быстрей придет.

Петрушка приглашает всех в хоровод, детей и родителей. Дети водят хоровод, поют любые русские хороводные песни.

Солнышко

Как мне стало весело с вами, я хочу предложить тоже поиграть всем в веселые игры, оставаясь в кругу.

Игра «Воевода»

Катилось яблоко вокруг хоровода.
Кто его поднял - тот воевода.
Воевода, воевода, выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них.

На слова последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становиться «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Игра «Шепоток»

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего палочка. Он идет по кругу и, прикасаясь до кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного - двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями, а если ошибся, все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

Солнышко

Повеселилось вместе с вами,
Теперь весна не за горой,
Согрею землю я лучами
Весна придет, вслед за Зимой!

Петрушка

Масленица, Масленица! Широкая Масленица!
Гостья нагостилась,
С зимушкой простилась,
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Ведущая

Подожди, Петрушечка, ты забыл еще про одну традицию Масленицы - блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный с маслом, медом иль сметаной,
Прямо с печки, с пылу с жару - заходи, отведай пару!

Сценарий праздника Масленицы для мл. классов

Музыка Фанфары

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы встречаем праздник масленицу – самый веселый праздник в старину. На масленицу провожают зиму и встречают весеннее солнышко. Весна одолевает Зиму, а Зима уходить не хочет, сопротивляется. Встретим дружными аплодисментами наших скоморохов.

Скоморох 1: Бояре и боярыни! Судари и сударыни!

К нам на праздник поспешите, с нами спойте и спляшите!

Скоморох 2: Что за праздник? Что за праздник?

Скоморох 3 :Не слыхали о нем, разве?

Будет праздник здесь большой!

Встретится Зима с Весной.

Зиму песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе.

А весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

Скоморох 4 : Как же к вам Весна придет?

Разве по снегу дойдет?

Нет, напутали вы что-то!

Скоморох 5 : А скажите, вам охота

Встречу эту увидать? (ДА!!!)

Что ж, тогда придется звать!

Встреча эта состоится.

Кто же там, на тройке мчится?

Под музыку «Под дугой колокольчик поет» въезжает Зима на тройке лошадей. (ритмика)

Зима: Здравствуй, весь народ честной!

День сегодня непростой!

На санях, да с бубенцами.

Я пришла проститься с вами!

Время быстро пролетело,

Я заметить не успела

Что закончен мой черед.

Вслед за мной весна идет!

Скоморох 1 : Погоди, Зима, прощаться и с народом расставаться!

Мы с тобой хотим сплясать, песни спеть и поиграть.

Песня весенняя веселая

Ведущий: Всю неделю на Масленицу люди зиму провожали, Весну встречали, веселились, катались с горки, водили хороводы, песни и частушки пели.

Скоморох 3 : Зазывай, народ, весну,

Синеоку и красну!

Дети зовут весну: Весна-весна, приди красна!

Под музыку «Весна» появляется Весна

Весна: Здравствуй, милая Зима!

Тебе на смену я пришла!

Зима: Здравствуй, милая Весна!

Домой на север мне пора!

Весна : Ты, сестрица, не спеши, со мной весняночку спляши!

Танец Ритмика

Зима: Прощайте, люди и простите, на Зиму зла вы не держите!

Желаю Вам добра и света, и лишь добра весной и летом!

Весна: Зиме счастливого пути желаем,

На север Зиму с миром отпускаем.

Зима уходит

Ведущий: Надо бы нам с вами покричать,

Солнышко ясное в гости позвать.

1 «Б» : Солнце, солнце! Выгляни в оконце!

2 «Б» : Солнышко, появись! Красное, нарядись!

3 «Б» : Выйди, выйди, солнышко

На родное полюшко!

На хлебный колосок.

Там ребята играют,

Масленицу провожают.

Под музыку выходит Солнце

Ведущая: Дружно дети покричали, солнце красное позвали!

Солнце ясное появилось, солнце красное нарядилось!

Ребята, давайте вместе поиграем с солнышком. Когда день на дворе, солнце всходит. Вот как оно высоко сидит на небе! (показ – руки вверх). Когда ночь наступает, солнышко за гору прячется (показ - присели).

Утром солнышко встает выше-выше выше!

Ночью солнышко взойдет ниже-ниже ниже. (2-3 раза)

Ведущий : А теперь послушайте частушки в исполнении 6 «А» класса.

Частушки:

Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.

Папа мне купил коня вороные ножки.

Я девчонок покатаю по большой дорожке.

У меня 4 шали, а одна в цветочек.

Я девчонка боевая, просто ангелочек!

Самовар, самовар, тоненькая ножка.

Я посеяла горох – выросла картошка.

Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.

Ведущий: (хвалит артистов). Как на Масляной неделе

Из печи блины летели.

Ой, блиночки мои, блины масляные.

Румяный блин означал весеннее солнышко. И в наше время на масленицу пекут блины. Это такой старинный русский обычай – встречать весну блинами.

Песня «Ой, блины, блины, блины»