Моему ребенку 9 месяцев. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни

Вот и наступила середина второго полугодия, все более активным становится развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни характерен кардинальными переменами в поведении, умениях и восприятии окружающего мира. Лежание в кроватке и сидение на одном месте постепенно отходит на задний план, уступая место подвижности, постоянному стремлению ползать, играть и осваивать новые территории. Развитие новорожденного ребенка наконец-то достигает той фазы, когда маме не обязательно постоянно держать его на руках, чтобы общаться и контролировать малыша. Достаточно просто наблюдать за младенцем и поддерживать зрительный контакт.

Что касается физиологии, то девятый месяц жизни ребенка является временем, когда совершенствуется костная и мышечная системы организма, а с психологической и физической стороны развитие малыша направлено на то, что в скором времени он уже должен пойти. Далее поговорим о том, к каким именно изменениям следует быть готовыми молодым родителям и что девятимесячный ребенок должен уметь.

Физические показатели развития.

Если ранее малыш активно набирал массу, то на девятом месяце жизни ребенка увеличение веса происходит медленнее. Это объясняется тем, что младенец постоянно двигается, все меньше лежит или сидит на одном месте, что стимулирует расход энергии. Детки за этот месяц набирают от трехсот до пятисот с половиной грамм, а в росте увеличиваются на пару сантиметров. По итогам, нормальный вес девятимесячного младенца, который предполагает календарь развития, составляет от восьми с половиной до девяти с половиной килограмм, допуская отклонение на один килограмм. Рост малышей колеблется от шестидесяти девяти с половиной до семидесяти двух с половиной сантиметров, отклонение может достигать трех сантиметров.

Навыки и развитие: что должен уметь в 9 месяцев?

В этом возрасте большинство малышей уже овладели следующими способностями:

Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает способность самостоятельно принимать , и без особых усилий сидеть на протяжении десяти минут. Кроме этого, когда младенец сидит, он может брать предметы, находящиеся в его досягаемости, даже если необходимо слегка потянуться к ним;

Если у ребенка есть, о что опереться, то он может сам стать на ноги, и даже сделать несколько шагов, но в этот момент ему необходимо держаться за что-либо, например за детский стульчик, слегка продвигая его перед собой. Ходунки использует на протяжении десяти минут, и совершенно не устает, при этом может прыгать и приседать;

Большинство малышей уже активно ползают по-пластунски, но стать на коленки и ручки им пока тяжело. Но ребенок на 9 месяце очень старается поползти, иногда ему нужна помощь родителей: специальные упражнения и задания, которые стимулируют развитие навыка. Если же пока младенцу не удается освоить навык, не переживайте – пройдет немного времени и он поползет также, как и его сверстники;

В этом возрасте младенцам уже интересно не столько взять предмет, сколько поднять мелкие крупицы, крошку, используя при этом не всю руку, а несколько пальцев, как бы ущипнув. Это характеризует развитие мелкой моторики, которое также сопровождается желанием дотронуться до всех окружающих предметов. 9-ти месячный ребенок уже без труда может разорвать бумагу на мелкие кусочки;

Когда младенец берет в руку ту или иную вещь, он с большим трудом отдает ее. Это объясняется тем, что разжимать пальцы все еще нелегко, а вот желание взять в руки кусочек еды, кружку или какой-либо другой предмет, крайне велико. Наиболее вероятная реакция, которую проявит ребенок в 9 месяцев, если у него попытаться отобрать предмет – это попытка оттолкнуть или отвернуться;

Не удивляйтесь, что младенец может стать капризным и нервным, его температура может достигать тридцати семи градусов, а слюноотделение значительно повыситься. Это все следствия , или же продолжения этого процесса. Развитие новорожденного ребенка является индивидуальным, поэтому если резцы не появились на девятом месяце – это не повод для паники. Вполне вероятно, что они начнут резаться немного погодя, причем не по одному, а сразу два или три зубика;

Психологические нюансы развития девятимесячного младенца.

Развитие ребенка в девять месяцев является всесторонним, поэтому включает в себя не только физические особенности или новые навыки, но и психологический аспект. Что же нового в этой области происходит на девятом месяце?

В 9 месяцев ребенок умеет говорить по слогам, и только начинает формулировать из них первые слова, чаще всего это обращения к маме, папе, бабе и деде. Процесс развития речи происходит в ускоренном темпе, параллельно малыш начинает воспринимать такое понятие, как интонация, и самостоятельно пытается управлять ею, произнося звуки и первые слова;

Когда ребенка называют по имени, он реагирует, оживляясь, поворачивая голову в сторону источника обращения и улыбаясь;

На девятом месяце развитие новорожденного ребенка касается и его эмоциональных проявлений: теперь он более четко реагирует на внешние факторы. Например, если смешить малыша, то он смеется, если его ругают, он обижается, а когда у него забирают что-либо, может проявлять злость;

Если ранее младенец указывал только на определенные, знакомые ему предметы, то сейчас он также с помощью пальца может показать, куда он хочет попасть, какую дверь открыть. Помимо этого он сам кладет предметы в свой карман и достает их.

Ребенок на 9 месяце знакомится с кивками головы, заменяя ими ответы на вопросы в формате да или нет. Кроме этого, просьба взять что-либо или подойти, уже понятна ребенку в таком возрасте;

Что касается игрушек, то 9-ти месячный ребенок еще не умеет правильно использовать их: ему интересно побить их друг об друга, бросить и смотреть на процесс падения, а также вложить один предмет внутрь другого;

Процесс одевания становится интересным для малыша, и он проявляет активное желание в нем поучаствовать. Календарь развития ребенка на 9 месяце указывает на то, что младенец старается сам просунуть руку в рукав, ноги в брюки, одеть или снять шляпку. Для еды малыш использует пальцы, и может сам держать в двух руках кружку с питьем.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков;
Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить;
Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении;
Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку;
Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика;
Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев;
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям;
Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Развитие ребенка в девять месяцев: питание, рацион.

Календарь развития малыша предполагает продолжение кормления по тому же принципу, что и на восьмом месяце жизни, но с некоторым расширением рациона. Что касается грудного молока или смеси, то они остаются в ежедневном рационе малыша в количестве четвертой части от всего питания на протяжении дня. Для малышей, которые начали употреблять прикорм в полгодика, полагаются следующие продукты:

Пюре: овощное – до ста восьмидесяти грамм, а фруктовое – до восьмидесяти;
Различные виды каш – не более ста восьмидесяти грамм;
Половина желтка не чаще, чем дважды за неделю;
Пятьдесят грамм мяса;
Пять грамм сухариков и столько же пшеничного хлеба;
Сливочного и растительного масла по пять грамм;
До восьмидесяти грамм соков из овощей или фруктов.

Кроме этого, девятый месяц жизни ребенка предполагает употребление в пищу творога и кефира, желательно во время вечернего питания. Еще одним из новых продуктов для малыша станет нежирная рыба, в количестве пятидесяти грамм в неделю, и шарики из мяса, которые готовятся на паровой бане.

Ребенок на 9 месяце отлично кушает пюре, состоящее из двух и более компонентов, приправленное зеленью. Если у него нет аллергий и отрицательных реакций на продукты, то можно включать в рацион овсянку и пшеничную крупу, кашки, которые включают в себя различные злаки. указывает на то, что манка не желательна для пищеварения малышей, которым еще не исполнился годик. Эта крупа сложно переваривается в организме и тяжело усваивается.

Отдых на девятом месяце жизни малыша.

Календарь развития ребенка в 9 месяцев предполагает два дневных сна длительностью по два часа, и один ночной, десятичасовой отдых. Часто малыш предпочитает вечерний и ночной сон, поэтому проснуться может немного позже.

Если младенец привык к грудному вскармливанию, то вполне вероятно, что он захочет покушать в любое время. Руководит этими инстинктами не голод, а скорее чувство привязанности и потребности в маме.

9-ти месячный ребенок не всегда спит по часам – иногда у него есть свой график, поэтому не стоит переживать, если малыш просыпается рано или поздно ложиться. Развитие к 9-ти месяцам достигает того этапа, когда младенец сам не может контролировать фазы активности. Он заинтересован в постоянном движении, общении и изучении окружающего мира.

Стимуляция развития младенца.

Для того чтобы психика малыша развивалась правильно, ему необходим постоянный тактильный контакт с родителями, поэтому не смотря на увеличение массы ребенка, желательно чаще брать его на руки. Развитие ребенка по месяцам включает в себя широкий спектр направлений, поэтому необходимо уделять внимание всем аспектам. Что касается способности говорить, здесь отличным помощником станут книги, картинки, стишки и четверостишья. Показывая малышу тот или иной рисунок, попросите его указать на знакомые ему элементы картинки.

Очень важна стимуляция ползанья, так как ребенок в 9 месяцев уже должен активно осваивать эту способность. Для этого можно использовать ряд упражнений, например:

Скрутите одеяло в форму валика и положите его младенцу под грудь, при этом поднимая малыша за уголки одеяла, чтобы он мог продвинуться к какому-либо предмету, лежащему впереди;

Развитие к 9-ти месяцам уже достигает того этапа, когда малыш сам хочет ползать, но он все еще нуждается в опоре для ног. Чтобы он научился перекрестно ползать, можно приставлять опору под ноги поочередно;

Если развитие ребенка в девять месяцев уже позволяет ему ползать практически самостоятельно, отличной игрушкой для него станет детский дом с тоннелями, который в принципе родители могут смастерить самостоятельно;

В этом возрасте детки очень любят смотреть за тем, как что-либо делают взрослые, например, строят башни из колец или кубиков. Сам малыш еще не может выполнить такую задачу, но уже стремиться освоить процесс выстраивания пирамиды, когда ставит одну фигурку на другую. Построив сооружение, предложите ребенку его разрушить – этот процесс вызывает восторг у младенцев. Учите малыша убирать за собой игрушки, допустим, поиграв с пирамидкой, пусть он аккуратно выложит кубики в коробку;

Развитие новорожденного ребенка предполагает постоянное знакомство с новыми предметами. 9 месяц – самое время изучить, что же собой представляет туалетная бумага. Младенец постарается ее порвать, скомкать, тем самым разминая пальцы и ;

Пупсы и куклы – игрушки не только для девочек, малышу-мальчику будет очень интересно играть с маленьким человеком, кроме того, пупс поможет малышу познакомиться с названиями частей тела и лица. Укажите младенцу, где у куклы нос, рот, рука, нога, а потом попросите его повторить названия;

Очень хорошо влияют на развитие ребенка в 9 месяцев игры с водой: переливания ее из одной посуды в другую, купание, хлопки по поверхности воды и так далее.

Положите несколько маленьких игрушек в посудину и засыпьте крупой – пусть младенец поищет их;

Дети очень любят веселые песенки и музыку, поэтому периодически можно включать ему разные мелодии, чтобы младенец мог похлопать, подвигаться в ритм;

Для развития тактильных ощущений можно сделать специальную коробку, в которую сложить самые разные вещи, отличающиеся по своей текстуре. Например, некоторые ткани, бумагу, крышку от бутыли, мочалку и другие не опасные предметы;

Не забывайте про спортивные занятия: игры с мячом, колечками, и другими гимнастическими снарядами.

Девятимесячный малыш нуждается в постоянном общении и внимании. При этом у него всегда должна быть возможность самостоятельно определить, чем он хочет заняться, с какими игрушками поиграть и так далее. Это важный момент, который определяет развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни является началом в формировании человеческих качеств у малыша, таких как самостоятельность и умение самому принять решение.

В этом возрасте он кардинально изменяется. Это уже не тот неповоротливый малыш, который большую часть времени проводил в манеже или на руках. Грудничок стал очень активным и невероятно любопытным. Расскажем подробно, каким же должно быть развитие ребенка в 9 месяцев.

Развитие

Девятимесячный малыш умеет быстро ползать в различных направлениях, легко может залезть на небольшие возвышения (например, подушку, лесенку детской горки). Он без труда ложится из положения сидя и садится из положения лежа. Может сидеть самостоятельно длительное время, играя с игрушками. Большинство малышей уже могут стоять, подпрыгивать, передвигаться приставным шагом, держась за опору одной или двумя руками.

В 9 месяцев ребенку нравится подражает взрослым: хлопать, опускать и поднимать ручки, мотать головой. Он с большим интересом рассматривает в зеркале свое отражение. С легкостью берет в руку небольшую игрушку, рассматривает ее, пробует на вкус, размахивает и гремит ей.

В этом возрасте карапуз осваивает пинцетный захват: теперь он берет игрушки только двумя пальчиками — большим и указательным. Он совершенствует свои действия с небольшими предметами: высыпает, вынимает их из емкости, собирает все обратно, открывает и снимает крышки с коробок. Малыш может одновременно играть с двумя игрушками, держа по одной в каждой ручке.

Девятимесячный малыш начинает проявлять особый интерес к некоторым игрушкам. Радуется в ответ на получившиеся действие (например, высыпал игрушки из коробки). Ему интересно наблюдать за другими детьми и их играми. В этом возрасте ребенок выражением лица может показать интерес, радость, обиду, удовольствие, внимание.

В 9 месяцев ребенок знает названия многих окружающих предметов, игрушек. Он прекрасно понимает слова «кушать», «ложись», «брось», «вставай», «дай», «на», «мама», «папа», «деда», «баба» и многие другие, которые чаще всего слышит. Он воспроизводит множество звуков и интонаций. Его лепет потихоньку начинает приближаться к осмысленной речи. Малыш повторяет за взрослыми различные звуки, слоги. Подражает взрослым: чихает, пищит, гудит, фыркает.

Девятимесячный малыш может самостоятельно пить из поильника, кушать хлеб, печенье, сушку.

Рост и вес

Вес мальчиков 7900 — 10500 г
Вес девочек 7500 — 9700 г
Рост мальчиков 68,2 — 75,1 см
Рост девочек 67,5 — 74,1 см
Окружность головы мальчиков 41,5 — 47,4 см
Окружность головы девочек 40,5 — 46,4 см


Питание

Основной пищей крохи по-прежнему остается грудное молоко либо молочная смесь. Меню становится более разнообразным. В рационе присутствуют каши (гречневая, кукурузная, рисовая, пшеничная, перловая, овсяная), фрукты (яблоки, бананы, персик, чернослив, груша), овощи (картофель, кабачки, морковь, тыква, капуста), мясо (курица, телятина, индейка, нежирная свинина), кисломолочные продукты, супы, яичный желток, сухари, сок.

Можно давать в качестве прикорма готовые овощные, мясные и фруктовые консервированные пюре, растворимые каши, соки. Также можно готовить прикорм самостоятельно.

Примерное меню:

  • 06:00 — грудное молоко или молочная смесь;
  • 10:00 — овсяная каша, фруктовое пюре, сок или компот из сухофруктов;
  • 14:00 — суп, мясное пюре, овощное (фруктовое) пюре, сок или компот из сухофруктов;
  • 16:00 — печенье, детский кефир;
  • 18:00 — овощное пюре, творог, сухарик;
  • 21:00 - грудное молоко или молочная смесь.

Режим

Очень важно для физического и интеллектуального развития младенца соблюдать его режим дня. Сон, как правило, позволяет крохе восстановить силы и быть всегда в хорошем настроении. А регулярный прием пищи в нужном количестве для данного возраста, сохранит малышу его здоровье и обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта. Также следует выполнять регулярно и другие занятия с малышом — купание, прогулки на свежем воздухе, массаж, игры.

Грудничку по-прежнему необходим продолжительный сон — 14-15 часов в сутки, 9-10 часов из которых приходится на ночной сон. Некоторые малыши могут укладываться на дневной сон 3 раза по 1-1,5 часа, другие — 2 раза по 2-2,5 часа.

Просмотров: 30513 .

Сейчас ваш ребенок учится познавать мир. Малыш становится как никогда непоседлив и любознателен. В 9 месяцев происходит становление и расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. Умение помочь ему, выслушать его, понять и быть терпеливым необходимо каждому родителю.

Что новенького?

Девятимесячный непоседа почти не сидит на одном месте, поэтому требует постоянного внимания родителей. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новые достижения: он не только ползает, но уже встает на ножки, держась за опору, и даже пробует стоять без нее. Первый раз это может произойти спонтанно. Но, оценив новый навык, кроха не остановится на достигнутом успехе. Вертикальное положение очень нравится любознательному малютке. К концу месяца он, скорее всего, сможет вставать без опоры.

Среди некоторых родителей существует мнение, что ползать крохе необязательно. Такая точка зрения ошибочна.

Полезно знать

Ползанье развивает мышцы всего тела. Ползая, кроха укрепляет спину для хождения и совершенствует ручки для развития мелкой моторики. В процессе ползанья происходит укрепление связи между двумя полушариями мозга, что напрямую влияет на развитие речи и интеллекта малютки. Ползая по комнатам, малыш получает опыт передвижения, совершенствует вестибулярный аппарат, учиться ориентироваться в окружающем его пространстве, развивает любознательность, самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Вы можете и обязаны научить вашего малыша ползать. Для этого почаще выкладывайте его на пол, если вам кажется, что прохладно просто подстелите плотный плед, покажите малышу как нужно ползать, поставьте его с опорой на коленки и на руки, передвигайте по очереди его ручки и ножки, спустя довольно короткое время малыш поймет, что от него требуется. Используйте игрушки для детей 9 месяцев, побуждающие ползание. Это должны быть шумящие яркие предметы, удобно хватающиеся одной ручкой крохи и легко бросающиеся или укатывающиеся, например, неваляшка или тканевый звенящий мячик. Они покатятся на небольшое расстояние, а кроха захочет переместиться и взять их снова.

Совершенствуется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Также оттачиваются навыки взаимодействия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Полезно знать

Будьте внимательны во время игр малыша с мелкими предметами!

Карапуз знает свое имя и откликается на него. Он отлично понимает, кто мама, кто папа, кто бабуля или дедуля, а также помнит имена всех из ближнего окружения (брата, сестры и так далее). Помимо этого, малыш знаком с названиями многих предметов, встречающихся ежедневно.

Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность является важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

В этот период можно услышать, как он обращается к определенному человеку. Это обращение наполнено смыслом и может быть в виде различных слов: «мама», «папа», «баба», «ляля» и другие. Возможно, они звучат несовершенно, но главное - осмысленное постоянство в их использовании. То есть, желая обратить внимание мамочки, кроха говорит именно «мама», а к возникшему на горизонте папочке обращается «папа».

9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

В 9 месяцев малыш тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

За девятый месяц ребенок набирает в среднем 500 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес девятимесячного ребенка около 8600–9000 г, а рост - 70–75 см.

Полезно знать

Следует учитывать, что на физические данные влияет наследственность. Не стоит впадать в панику, если малыш не соответствует стандартам. Однако заострить на этом внимание и проконсультироваться со специалистом нужно. Оценивать вес малыша необходимо с целью выявления проблем с питанием и здоровьем. Например, если ребенок интенсивно набирает или теряет массу тела без видимых на то причин - это предмет для внимания.

Как выглядит ребенок в 9 месяцев






Физическое развитие ребенка в 9 месяцев

К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет. Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают, подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.

Мелкая моторика и игра ребенка в 9 месяцев

Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами - захват «пинцетом». Ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев. Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты.

Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами « » и « » малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8–10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т.е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

Игрушки и игра ребенка в 9 месяцев

Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью. Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.

Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т.е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2–3–4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т.п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9–12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.

Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.

Понимание речи ребенком в 9 месяцев

Если вы обучили ребенка, то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек-ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.

Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два-три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по-настоящему понимать речь.

Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов - машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.

Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.

На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.

Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т.д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных», то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав-ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав-ав», - а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му-у».

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.

Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма-ма», «ба-ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.

Игра-упражнение
Когда ребенок говорит «ба-ба-ба» или «па-па», то, повторяя за ним «ба-ба» или «па-па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т.д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. ) и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма-ма», «ба-ба», «па-па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.

Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания - ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

Внимание!

Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.

Какой режим у ребенка в 9 месяцев?

Ваш ребенок уже спит ночью от 10 до 12 часов. И еще два раза в день по 1,5–2 часа. Убедитесь, что ему этого достаточно - продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как уложить ребенка спать?

Вечерний ритуал
Соблюдайте постоянный ритуал вечернего отхождения ко сну. Это важно: ванна, сказка перед сном, укладывание в кровать. Вы можете также добавить тихую игру, только убедитесь, что следуете одной и той же схеме каждый вечер. Дети предпочитают последовательность и чувствуют себя в безопасности, когда знают, чего ожидать.

Режим дневного и ночного сна
В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5–2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2–2,5 часа.

Сон ребенка станет лучше, если вы будете соблюдать режим не только ночью, но и днем. Если ребенок ест, играет и ложится спать четко по часам, в одно и то же время, скорее всего ему будет всегда легко заснуть.

Полезно знать

Давайте ребенку возможность заснуть самостоятельно. Не мешайте ему тренировать этот важный навык. Если сон ребенка зависит от кормления, укачивания или колыбельной песни, ему будет тяжело заснуть снова, когда он проснется в течение ночи. Возможно, он даже будет плакать.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам. В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж. Гулять с ребенком следует не менее 2–3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5–3 часа. Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день. После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну - спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Режим кормления ребенка в 9–10 месяцев должен быть уже сформированным, а интервал между приемами пищи в среднем должен составлять 4 часа.

Как кормить ребенка в 9 месяцев?

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище. Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья. Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре. Предлагают и детское печенье. Оно очень хорошо растворяется в слюне, поэтому можно не бояться за то, что малыш подавится слишком большим откушенным куском.

С этого возраста вводить новые продукты можно уже каждый день, но постепенность остается главным правилом. Не больше одного кусочка или ложечки нового продукта в один день! Ведите дневник питания, в котором отмечайте, что, когда и сколько начали давать. Также записывайте в нем реакцию детского организма. Так, если вдруг появятся высыпания или плохой стул, будет проще понять на что именно.

Полезно знать

Ученые и врачи провели множество исследований, которые неоднократно подтвердили, что меню ребенка 9 месяцев начала прошлого века и сегодняшнего дня должно существенно отличаться.

Рацион 3-х месячного малыша, например, существенно отличается от того, что ест ребенок 9 месяцев. Питание (меню) в таком возрасте более разнообразно: вводятся новые продукты, увеличивается порция потребляемой пищи, меняется консистенция. Ведь в 9 месяцев он может сам пережевывать небольшие кусочки пищи. В этом возрасте нужно соблюдать пропорции между материнским молоком, протертыми блюдами и пищей в виде очень мелких кусочков. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Молоко матери составляет только треть от суточного рациона, а в общем ребенок в 9 месяцев должен употреблять 1200 мг еды в сутки, при этом соки и вода не считаются.

Детское питание промышленного производства отвечает всем требованиям и стандартам, что гарантирует качество и безопасность применения. Жизнь бежит, и молодой маме нужно многое успеть, поэтому проще и удобнее открыть баночку готового пюре, чем готовить его самостоятельно.

Но все же пюре и каши для малыша лучше начинать готовить самостоятельно, так ребенок постепенно будет привыкать ко взрослому общему столу. Рекомендуется давать пюре из различных фруктов, свежих овощей и некоторой зелени. Отлично подойдет капуста, тыква, свекла, горошек, морковь, а из фруктов предпочтительнее яблоки и груши. У ребенка в 9 месяцев, как правило, есть несколько зубов, и поэтому можно менять способ измельчения пищи. Сначала половину порции овощного пюре разминают вилкой и дают маленькими ложечками. Как только дитя научится жевать, овощи режут маленькими кусочками, увеличивая порцию с кусочками постепенно. В этом возрасте дают маленькие кусочки сухариков, печенье. Ребенок в 9 месяцев побуждается к самостоятельности тем, что родители предлагают сухарик или печенье для того, чтобы он их жевал, а бутылочку заменяют чашкой. Грудное кормление один раз в день заменяют молоком из чашки, чтобы малыш постепенно отвыкал от груди.

Полезно знать

Следует начинать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

  • Протертое мясо можно заменить мясными фрикадельками, а затем и паровыми котлетами. Чередовать мясные продукты можно с рыбными, которые уже спокойно можно вводить в рацион малыша в этот период. Готовить рыбу нужно очень тщательно, чтобы ни в коем случае не пропустить косточки. Предпочтительнее всего выбирать богатого кальцием речного судака.

  • Настало время познакомить малыша с пшеничным хлебом, начинать давать который нужно с 5 г. Следует учесть, что в первый год жизни он должен быть исключительно белым. Также альтернативой хлебу может стать детское растворимое печенье, дневная норма которого постепенно может доводиться до 15 г.

  • При кормлении ребенка еще в 8 месяцев можно начинать постепенно приучать его к жеванию. Для этого овощное пюре на обед необязательно взбивать блендером, а достаточно лишь помять его вилкой. В случае, если у малыша еще не появились зубки, волноваться не стоит, так как он будет стараться жевать еду «чешущимися» десенками, получая при этом удовольствие.

  • 9 месяцев - отличный возраст для обучения ребенка самостоятельности, поэтому можно смело давать ему в ручки ложку, приобщая к процессу кормления, а бутылочку с питьем заменить на удобную чашку-непроливайку.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:


  • 6.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

  • 10.00 - 120–130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом.

  • 14.00 - 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок.

  • 18.00 - 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок.

  • 22.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Стоит отметить, что молоко не является напитком, хорошо утоляющим жажду. Поэтому рацион ребенка должен быть дополнен фруктовыми компотами, травяными чаем и водой.

Особенности приготовления «детских» блюд

Если вы решились готовить самостоятельно, то нелишним будет ознакомиться с основами детской кулинарии.

Один из залогов правильного меню ребенка в 9 месяцев - рецепты, по которым следует готовить детям. Со временем каждая мама приспосабливается к своему чаду и безошибочно определяет, любит ли он то или иное блюдо. Несмотря на изобилие детского питания в магазинах, многие мамы стараются самостоятельно готовить завтрак, обед и ужин своим малышам. Как сделать так, чтобы ребенку было не только вкусно, но и полезно?Существуют общие правила приготовления: добавлять минимальное количество соли и зелени, избегать специй, использовать только свежие исходные продукты. Детям нельзя давать жареные, копченые, острые, слишком горячие или холодные блюда. Еду для самых маленьких лучше всего готовить на пару: так в продуктах сохраняется наибольшее количество различных полезных веществ, витаминов и микроэлементов. Они получаются ароматными и сочными, что важно для малышей.Для того чтобы привередливый гурман с удовольствием ел обед, нужно красиво и привлекательно оформлять тарелку с едой. Вид, вкус, аромат пищи должен пробуждать в ребенке аппетит. Если малыш в 8–9 месяцев может похвастаться зубами, пищу для него уже не нужно перетирать блендером, так он может самостоятельно справиться с мелкими кусочками - просто разминайте приготовленное блюдо вилкой.

Домашний творог
Ингредиенты:

Кефир необходимо вылить в эмалированную посуду и поставить на водяную баню. Через несколько минут начнет отделяться сыворотка. Тогда необходимо откинуть творог на сито или марлю. Сыворотка стечет, останется вкусный нежный творожок.К нему можно приготовить фруктовое или фруктово-овощное пюре.

Пюре из тыквы и яблока
Ингредиенты:


  • Яблоко - 1 штука.

  • Тыква - 100 грамм.

Тыкву нужно очистить от семян и кожуры и нарезать небольшими кубиками. Яблоко также очищаем от семян и кожуры и нарезаем кубиками крупнее. Выкладываем в пароварку, сверху немного присыпаем сахаром. Готовим на пару минут 25. По окончании приготовления можно размять вилкой или протереть через сито.

Суп-пюре из телятины с овощами
Ингредиенты:


  • Телятина - 60 грамм.

  • Картофель - 50 грамм.

  • Морковь - 40 грамм.

  • Лук - 10 грамм.

  • Цветная капуста - 60 грамм.

  • Растительное масло - треть чайной ложки.

  • Зелень - по вкусу.

Телятину необходимо нарезать кусочками, залить холодной водой и проварить до полуготовности. Затем добавляют овощи поочередно, сначала морковь, затем лук, картофель, цветную капусту. Когда все будет готово, добавляем масло и выключаем. Подавая, необходимо добавить зелень.Как бы долго мясо ни варилось, оно остается жестковатым для ребенка. Поэтому супчик лучше измельчить при помощи блендера или провернуть только мясо, а овощи растереть.

Какой стул у ребенка в 9 месяцев. Сколько раз он писает.

С введением прикорма стул становится более густым и редким. У детей до 3-х лет нормальная частота стула - 5–6 раз в неделю.

С 6 месяцев до года, при нормальном питьевом режиме, кратность мочеиспускания составляет 15–16 раз.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

Игры с ребенком 9 месяцев имеют такие направления:

Развитие мелкой моторики

Дома можно предложить малышу картонные плотные книжки для перелистывания вместе, поиграть в собирание мелких предметов в мешочек или коробочку. На улице крохе понравится позаниматься в песочнице совочками, ведрышками и формочками, а при купании будет интересно переливать водичку из формы в форму.

Стимулирование речи

Ежедневно как можно больше времени нужно общаться с малюткой на прогулке и дома. Люди и окружающие предметы должны быть представлены крохе, а ежедневные действия, поступки и события описаны и объяснены. Так формируется его пассивный словарный запас. Необходимо в игровой форме побудить малыша повторять звуковые сочетания за родителями. В этом возрасте полезно рассказывать короткие стишки и сказки, петь вместе песенки.

Физическое развитие

Полезны игры, направленные на развитие навыка ползанья. На этом этапе для него важны и первые шаги за ручку с родителями. При любой возможности нужно чаще водить кроху дома и на улице. Необходимо следить за положением ручек малыша - не поднимать их высоко. Он должен использовать руки мамы в качестве опоры, а не висеть на них.

Развитие интеллекта

Разложить перед малюткой варежки, носочки, перчатки и предложить ему найти пару. При купании можно мыть куклу и называть ее части тела. Полезно будет прятать предмет при ребенке, называть его и искать вместе.

Полезно знать

Заполняя игровую зону, не следует заваливать ее огромным количеством игрушек. Их должно быть не слишком много. Лучше периодически прятать одни, а доставать другие. Игрушки для детей 9 месяцев должны быть разнообразными: легенькая и тяжелая, мягкая и жесткая, маленькая и большая. Главные требования к игровому арсеналу: он должен быть сертифицирован, качественно сделан и безопасен (не имел легко отрывающихся мелких частей). В этом возрасте полезно выбрать любимую игрушку для сна. Она поможет успокоиться крохе и быстро заснуть.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной.
Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему - покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики.
Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера.
Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь.
Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки.
Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Примеры игр с 9-месячным ребенком

Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.

«Осязательная» игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т.д.). Посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей.

Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.

Улучшение координации
Поиграйте с вашим ребенком в «ладушки». Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.

Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.

Дайте ребенку «пирамиду»
Если ребенок хоть один раз надел «кольцо» на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.

Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.

Дай мне игрушку
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Нужно ли идти в поликлинику в 9 месяцев

Ежемесячное посещение педиатра актуально для всего первого года жизни. Специалист проводит измерение главных физических показателей и оценивает их. В 9 месяцев вероятно вам предстоит плановая диспансеризация проводится (обратите внимание, что это лишь примерный план вакцинации и диспансеризации, в зависимости от особенностей и медицинского обеспечения вашего региона).

Консультации:


  • Педиатр.

  • Ортопед (или детский хирург).

  • Детский стоматолог.

Плановая вакцинация не проводится.

К девяти месяцам ваш ребенок поменялся кардинально. Это уже не тот неповоротливый толстячок, которым он был недавно. Теперь малыш подвижен, любопытен и много времени проводит на полу. Мамины руки все чаще остаются свободными, теперь ей достаточно временами просто держать малыша у себя на виду, при этом полноценно общаясь с ним. Развитие ребенка в 9 месяцев большей частью направлено на совершенствование костного и мышечного аппарата. Начало третьего триместра – это время физической и психологической подготовки детского организма к прямохождению.

Что нового в физическом развитии?

В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц малыш может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг (± 1 кг), рост 69.5 – 72.5 см (±3 см).

Что умеет малыш в 9 месяцев?

  1. Малыш в девять месяцев сам садится и может без труда просидеть до 10 минут. Из положения сидя умеет дотянуться и взять игрушку.
  2. Самостоятельно встает у опоры, может сделать несколько маленьких шажков, идет за стулом (держась за спинку стула, двигает его и идет за ним). может пробыть не уставая до 10 минут, подпрыгивает и приседает в них.
  3. Кроха пытается ползать. Встать на четвереньки малышу еще сложно, а вот по-пластунски могут ползать уже многие дети. Но если у крохи это не получается пока, не стоит переживать, .
  4. Ребенок в 9 месяцев все чаще использует щипковое хватание – берет предмет двумя или тремя пальчиками, может подбирать даже крошки. Активно развивается мелкая моторика малыша, он сует свои пальчики, куда только можно, все пытается потрогать. Умеет рвать на клочки бумагу.
  5. Малыш уверенно держит в руках предметы: кусочки пищи, чашку, но разжать пальчики ему пока трудно, поэтому если кроха за что-то схватился, то забрать у него это крайне сложно. Если вы попытаетесь отнять у ребенка какой-то предмет, то он оттолкнет вашу руку и отвернется.
  6. У ребенка в 9 месяцев продолжают или начинают расти зубки со всеми сопутствующими этому явлениями (капризность, слюнотечение, температура 37 0 С). Не переживайте, если зубов пока нет, в норме они могут появиться позже и вырасти сразу несколько.

Что нового в психическом развитии?

  1. Речь малыша в девять месяцев продолжает развиваться быстрыми темпами: он постоянно повторяет слоги, начинает связывать их в короткие слова (папа, мама, баба) и ассоциирует их с объектами. Ребенок меняет интонацию во время «разговора».
  2. Знает свое имя, отвечает на него комплексом оживления: поворачивает голову, улыбается.
  3. Эмоции ребенка в 9 месяцев становятся определенными: он радуется или смеется, когда его смешат, не скрывает обиду и гнев, когда злится.
  4. Показывает пальчиком не только на те предметы, которые хотел бы достать, а и туда, куда хотел бы забраться: просит открыть шкафчик, холодильник, достать что-то из кармана.
  5. Понимает простые просьбы: «возьми это», «иди сюда». Начинает осваивать жесты: кивает головой – «нет» или «да».
  6. Ребенок помогает одевать себя: просовывает в рукава ручки, тянет ногу в штанину. Сам может снять шапку. Держит чашку двумя руками, ест пальцами.
  7. Играя в прятки, понимает где вы, даже если вас не видно. Может найти по голосу или шороху.
  8. Чаще всего игрушки пока использует не по назначению: любит ударять одной о другую, вкладывать друг в друга, кидать и смотреть, как падает.

Тест на развитие малыша в 9 месяцев.

  • Малыш должен уметь сидеть без опоры, пытаться вставать, пробовать ползти за игрушкой, держать чашку в двух руках, хватать двумя пальчиками.
  • Лежа на животике должен тянуться за игрушкой и пытаться ползти.
  • В положении сидя ребенок должен уметь повернуться и взять предмет сбоку или чуть сзади.
  • Малыш подражает вашим жестам и действиям: покажите, как нужно барабанить палочками, ребенок должен суметь повторить.
  • Когда вы пытаетесь отнять игрушку, малыш должен уметь препятствовать этому: крепко держать, перетягивать на себя.
  • В речи ребенка обязательно должны присутствовать повторяющиеся слоги.
  • Малыш должен различать близких и чужих, реагировать на свое имя.

Отсутствие каких-либо из вышеперечисленных навыков должно насторожить вас. Обязательно посоветуйтесь по этому поводу с детским врачом.

Как кормить малыша в 9 месяцев?

Продолжайте кормить грудью или смесью и вводить в прикорм новые продукты.

Грудное молоко (смесь) должны составлять 1\4 суточного рациона ребенка в 9 месяцев. Если вы начали в 6 месяцев, то у вас заменены три грудных кормления и в питании малыша присутствуют все основные продукты:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

овощные 150 -180 г и фруктовые пюре 50 — 80 г, каши до 180 г, мясо 50 г, желток 1\2 два раза в неделю, кефир и творожок 30 – 40 г, сухарик и пшеничный хлеб по 5 г, масло растительное и сливочное по 5 г, сок (фруктовый или овощной) до 80 г. Творожок можно давать с кефиром в вечернее кормление. На девятом месяце начинайте вводить рыбу нежирных сортов около 50 г, раз в неделю, а также мясные фрикадельки, сваренные на пару. Пюре можно делать теперь из нескольких овощей с добавлением зелени. Каши могут быть из смеси злаков, в том числе глютеновые (овсяная, пшеничная), при хорошей переносимости. Манную кашу лучше не давать до 1 года, так как она трудна для переваривания.

Режим – сон и бодрствование

Малыш спит 2 раза днем по 2 часа, а ночью — до 10 часов. К этому возрасту может несколько поменяться режим дневного сна: поскольку ночью кроха стал спать дольше и позже просыпаться, то дневной сон может несколько сдвинуться. Но многие малыши продолжают спать и играть в том же режиме.

Груднички так же просыпаются по ночам и просят грудь, но не из чувства голода, а из-за психологической потребности в близости к матери. Скорее всего, так будет, пока вы .

В таком возрасте у младенцев бывают со сном проблемы. Связано это с тем, что малыши могут уже намеренно растягивать время бодрствования, как им захочется. Они начинают понимать, что есть день, а есть ночь, и ночью все спят, а днем играют. Поэтому приучайте ребенка к режиму, следите, чтобы он не переутомлялся играми.

Как помочь малышу развиваться?

Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.

Продолжайте развивать речь: разговаривайте с малышом, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.

  • Сделайте из одеяла валик и просуньте его под грудью ребенка. Приподнимая малыша за концы одеяла, помогайте ему доползти до игрушки.
  • Когда ребенок пытается ползать, создавайте у его ножек опору то для одной ножки, то для другой. Так он быстрее освоит технику перекрестного ползания.
  • Если у малыша уже получается ползать, купите ему домик с тоннелем. Ребенок наверняка будет в восторге, переползая из домика в тоннель и обратно, и находя там разные сюрпризы. Можно сделать тоннель самим из картонных коробок.
  • Покажите малышу как построить башню из кубиков или сложить пирамидку. И хотя малыш сам еще не сможет это повторить, но ему будет очень интересно наблюдать, как это делаете вы. Возможно, он попытается поставить один кубик на другой или надеть колечко на палочку – это тоже шаг к новому. Позвольте крохе разрушить башню, которую вы построили и сделайте еще одну – пусть ломает. В этом возрасте малышам нравится наблюдать, как что-то падает, рассыпается. Попросите его сложить кубики в коробочку, после того как башня разлетелась.
  • Пора познакомиться с туалетной бумагой! Покажите крохе как она разматывается. Малыш с удовольствием начнет комкать, рвать и раскидывать бумажки – хорошая разминка для пальчиков. Так же можно кусочек скотча прилепить к детской ладошке, малышу буде весело отрывать его от себя.
  • Даже если у вас мальчик, купите ему куклу. Чем больше игрушка будет походить на настоящего ребенка, тем лучше. Посадите пупса напротив вашего малыша и покажите, где носик, глазки, ротик и все остальное. Потом попросите ребенка показать, где и что у куклы, а где у него.
  • Продолжайте играть в ванной: покажите малышу как перелить водичку из одного стакана в другой.
  • Насыпьте в миску крупу и закопайте в ней маленькие игрушки. Предложите ребенку рукой отыскать их в крупе.
  • Заведите для малыша сундучок с маленькими предметами из разных материалов, туда можно положить: кусок линолеума, лоскутки разных тканей (шелк, фланель, шерсть), картонка, пробка от бутылки, губка, в общем все, что безопасно. Пусть малыш познает тактильные ощущения.
  • Продолжайте играть в «Ладушки», включайте детские песенки или веселую музыку, хлопайте вместе в ладоши под нее.
  • В 9 месяцев ребенок может ползать и сидеть, поэтому можно усложнить многие упражнения для него, ввести в занятия гимнастические снаряды: мячик, деревянная палочка, пластмассовые кольца.

Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре.

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.


В 9 месяцев ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.


Проконсультируйтесь с врачом на тему беспокоящих вас симптомов

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.


Играйте с ребенком и игры, которые обучают малыша эмоциям

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Каждый ребенок индивидуален, приведенные нормы и режим дня являются лишь ориентиром

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.


По возможности сохраняйте кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма