Православная масленица и языческая комоедица. Комоедица — славянская масленица! Вкратце о блинах на масленицу

Масленица, которую в старых белорусских сёлах до сих пор называют ещё Комоедицей, - древнейший праздник славян, корнями ушедший в далёкие языческие времена. Тогда славяне не знали христианства, поклонялись Велесу, Яриле, Перуну и другим своим божествам. В этот праздник они выпроваживали зиму и радовались скорой весне, весело празднуя пробуждение природы. Самое интересное - значение праздника Масленица для славянского сообщества осталось прежним, несмотря на десятки веков, разделивших современность и прошлое.

Масленица, или Комоедица, - славянский праздник

Особенно весёлая после зимнего покоя Масленица - древний славянский праздник, который символизирует приход весны и связанное с этим энергетическое и эмоциональное обновление всего мира. Комоедица - один из важнейших праздников славян, связанных с заметными природными явлениями. В день осеннего равноденствия (Таусеня) закрываются врата Ирия, природа засыпает, а земля отдыхает. В день зимнего солнцестояния народился Коляда - бог юного Солнца, во время летнего празднуют Купалу. В день весеннего равноденствия распахиваются врата Ирия, давая возможность предкам попасть в мир Яви. Их появление символизируют птицы, прилетающие к этой поре. Комоедица - время, когда связь с родом наиболее сильна и ощутима.

Масленица - древний славянский праздник

Такое масштабное явление, как начало в приРоде нового цикла, наши предки просто не могли оставить без внимания. Жившие в суровом климате славяне ценили летний период, считали время не годами, а летами, поэтому так радовались приходу тепла. Даже новый год в России до 1492 года начинался с марта. Пик языческой Масленицы приходится на время весеннего астрономического равноденствия (19–21 марта), когда день побеждает ночь. После этой даты светлое время с каждым днём прибавляется, солнце греет всё сильнее, пробуждая природные силы.

После крещения власти пытались отменить языческий праздник славян, но у них не получилось. Несмотря на запретительные меры и суровые наказания, праздник по-прежнему оставался популярным у народа. Тогда языческую Комоедицу, как и многие другие славянские праздники, попытались адаптировать под христианские традиции. Масленица стала преддверием Великого поста, и её даты изменили, подстраивая под христианские ритуалы. В церковном календаре нет Масленицы, масленичную неделю устав называет сырной седмицей, приписывая ей отличное от первоначального значение, добавив свои ритуалы, подменив понятия.

Однако в большинстве своём люди по-прежнему видят в празднике только прощание с холодной неприветливой зимой, возможность повеселиться в ожидании скорого пробуждения долгожданной весны.

Праздник Масленица в славянской вере

Славяне начинали отмечать Масленицу за неделю до дня солнцестояния и продолжали ещё неделю после него. Причём неделя у наших предков продолжалась не семь, а девять дней. В этот период юный зимний бог Коляда становится Ярилой-Солнцем, олицетворением расцвета и силы жизни, любви, всего доброго. На вторые сутки равноденствия люди провожают богиню Марену на отдых в её владения на севере Мидгард-Земли.

Когда богиня вновь вернётся, чтобы наблюдать за отдыхом природы, всё живое опять погрузится в покой и долгий сон. Славяне боялись и почитали Марену - божество зимы, ночи и смерти, дочь Лады и Сварога, сестру Перуна. Она не прерывала жизнь человека, а показывала его душе дорогу в тот мир, который та заслужила. Героев, отдавших жизнь за род, она награждала поцелуем и направляла в небесную страну Ирий.

Комоедица - откуда название

Главным яством праздника до сих пор считается блин, символизирующий солнце, растапливающий масло, как светило - снег. Съесть блин значило наполнить душу и тело живительной солнечной энергией. Другой обрядовой едой были комы - хлебцы, выпеченные из смеси ячменя, овса, гороха с добавлением сушёных ягод и орехов. По одной из версий, комы - это медведи, встающие после зимней спячки, а вместе с пробуждением могучего лесного хозяина просыпается и все живое.

Как полагают уважаемые славянофилы, языческое название масленичных дней - «Комоедица» пошло от одного из этих понятий. «Масленицей» праздник назвали позже, в XVI веке. Блинами и хлебцами было принято потчевать медведя, задабривая его. С утра пораньше подношения относили в лес и складывали на пеньке, только потом приступали к пиршеству.

Масленица: борьба двух начал

На протяжении всех событий праздника женщины и мужчины действуют по большей части отдельно, символизируя противоборство двух сил Всемирья. Мужское начало - горячее, светлое олицетворение будущего лета, женское - холодное, тёмное, как зима. Мужчины - это сторонники нового Света, Яри, благодаря которой зарождается новое. Женщины - защитницы Равновесия, Устоев. На празднике весенние силы должны победить зимние, чтобы сила Ярилы начала проявляться всё активнее. Силы Чернобога и Марены, а также их слуг - духов болезней и несчастий, за несколько дней до сжигания чучела значительно возрастают. После жертвенного костра Чернобог и Марена уходят, оставляя только духов, способных навредить человеку.

Создание чучела - это не так просто

Большое чучело Зимы создают женщины отдельно от мужчин. К шесту с перекладиной привязывают руки, туловище из соломы или сена. Чучело одевают в старую одежду, с которой в обрядовый огонь отправятся все несчастья и беды

бывших владельцев нарядов. После того, как будет прикреплена голова, девушки рисуют рот, нос и последними - глаза, которые обязательно должны быть закрытыми. Марена не должна до поры смотреть на людей глазами чучела Зимы. До своего времени готовый образ оставляют в снежной крепости.

Забавы и состязания праздника Масленница

Игрища (ручеёк, городок, лазание на столб, другие), народные гуляния, хороводы - безудержное веселье на празднике бьёт ключом, радуя всех присутствующих. Разводят костры (не жертвенные) и парни с девушками прыгают через них, очищая тело и душу огнём. Во время праздника мужчины показывают свою силу и удаль, соревнуясь в различных состязаниях.

Раньше на Масленицу приходился настоящий разгул кулачных боёв - поединков, во время которых показывалась отвага бойцов. Не зря славяне всем другим народам были известны как доблестные воины. Кулачные бои регламентировались строгими правилами, позволявшими избежать увечий. Бились «стенка на стенку», «один на один». Для участия в свальном бою, когда каждый стоял сам за себя и против всех, требовались особенные хладнокровие, сила удара, ловкость. Участие в сражениях поочерёдно принимали как ватаги мальчишек, так и женатые мужчины в возрасте.

Штурм Зимней крепости

После состязаний и забав мужчины штурмуют снежную крепость, в которой стоит чучело Зимы. Всё в Мире основано на триединстве, поэтому победа должна достигаться только с третьей попытки. При каждом наступлении штурмующие отвоёвывают по одной стороне бытия: реальность Явь, Правь, Навь. Именно поэтому первые два раза мужчины должны отступить, как будто защитницы снежного укрепления сильнее. Но каждый раз они должны унести с собой какой-нибудь трофей в знак мировой победы. Окончательной победа станет, когда чучело будет захвачено и доставлено к костру Марены.

Сжигание чучела Зимы

Перед помещением чучела в огонь, его обносят перед собравшимися людьми по кругу по направлению движения солнца. Расположившись вокруг костра, участники праздника навешивают на соломенную куклу наузы, в которые мысленно вкладывают всё, от чего нужно избавиться в наступающем лете. Вплетённые фигурки животных, человечков, цветов и других символов усиливают эффект, если образно поддерживают цель хозяев. В огонь также помещают куколки из соломы, на которые наговорены пожелания счастья, богатого урожая и многое другое. Вместе с куколками в пламя бросают зёрна, блины, прося у богов хорошего урожая.

После завершения Круга Марена открывает «глаза» (их прорисовывают) и внимательно осматривается, чтобы запомнить и унести с собой всё отжившее и ненужное. По этой причине славяне закрывали лица масками, чтобы уберечься от наказания Марены-Мары. Шест водружается в кострище, чучело вспыхивает и тает под языками пламени. Провожают сгорающую Зиму хороводом против часовой стрелки и песнями-приговорами. Славяне верили, что если пепел с кострища развеять над полями, то будет богатый урожай.

Праздник заканчивается общим пиром: поеданием блинов, питьём медовухи (сброженного мёда), кваса. Не забывали славяне и своих предков, которые незримо присутствовали на празднике: им предназначалась часть самых вкусных кушаний с накрытого стола.

Масленица - одно из самых добрых и светлых славянских торжеств, когда пламя рассеивает мрак, а на Мировом Древе, набравшемся сил во время зимнего покоя, появляются молодые побеги. Это время новых свершений, надежд, когда люди радуются красоте и плодородности расцветающей природы. Комоедицу отмечали наши предки, жившие в согласии с природой, почитавшие своих прародителей и очень уважительно относившиеся к своему роду. Проникнуться их духовной сутью, а не внешней обрядовой стороной - значит приблизиться к своим корням и очиститься.

Мало кто помнит, а некоторые даже и не знают, что Комоедица и Масленица это одно название ведического торжества и раньше оно имела совершенно другое значение, чем сейчас. Этот праздник не имеет никакого отношения к христианской религии, и является своего рода земледельческим Новым годом.

История и значения Комоедицы

Славянская Комоедица, праздник, который отмечался на Руси в языческие времена, еще до установления христианской веры. Это торжество всегда приходилось на день весеннего равноденствия.

Комоедица, праздник, посещенный проводам зимы и приходу весны. Именно в этот момент, по преданиям, бог солнца дитя Хорс, превращается в сильного юношу Ярилу и вступает в свою максимальную силу.

Второе название этого торжества – Медвежий праздник. Все потому, что в этот день так же было принято почитать медвежьего Бога – Кома. От сюда и произошло выражение «первый блин комом», правда изначально оно звучало как «комам», что означало медведям.

Блины тоже носили символичное значение. По своей форме и цвету они напоминают солнце, а именно это небесное святило играет центральную роль в праздновании этого дня.

Какого числа Масленица-Комоедица

Славянска Комоедица отмечается всегда в одно и то же время. Торжества начинаются за неделю до весеннего равноденствия, и продолжаются еще одну неделю после, т.е. в общей сложности две недели. В 2017 г. В России Комоедица будет отмечаться с 13 по 27 марта.

Различия между Масленицей и Комоедицей

На самом деле, название религиозной Масленицы – «семипутная» или «сырная» неделя. Церковь специально ввела это торжество, для замены старославянской Масленицы, так они пытались искоренить на Руси все традиции ведической культуры. То, как сегодня празднуется Масленица, к ведическому празднику отношения не имеет.

Различия между Масленичной неделей и Масленицей-Комоедицей, можно охарактеризовать так:

Традиции и обряды

Таким образом, Комоедица это древний ведический праздник, который прославлял наступление весны и Медвежьего бога. Праздную это торжество сегодня, постарайтесь думать о хорошем, представляйте как солнечная энергия наполняет вас теплом и новой энергией.

Комоедица - прародительница Масленицы

Древняя прародительница Масленицы - Славянская языческая Комоедица
Праздник встречи даруемой Небом Весны священной - Древнеславянский Новый год
Великий праздник религии волхвов – День весеннего равноденствия
(в современном научном понимании – начало астрономической весны)

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

Наступление весны было для древних великим праздником.
Ее приход отмечался и в Азии, и в Европе.
Весне посвящены многие языческие праздники, а также весенние фестивали, сопровождаемые земельными ритуалами, призывающими плодородие.
«Богиня Весна на Землю пришла» - этому событию посвящена славянская Комоедица.

Празднуем и радуемся! Наступил праздник встречи даруемой Небом Весны священной – День весеннего равноденствия.

Вот и пришёл Зиме-Марене конец! С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи, всюду звенит веселая капель.

Накрывайте на столы печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски.
Приход Весны неумолим.
Однако, Хозяин леса медведь, чьим древним именем «Ком» назван праздник, всё ещё спит в берлоге.

Живущие рядом с лесом, в котором он спит, радуют пробуждающегося Хозяина первыми блинками - с песнями, плясками и прибаутками относят их в лес и оставляют на пеньке, вокруг которого водят праздничный хоровод.

Первый блин - Ко́му! - Великому Первопредку, Хозяину Леса и Отцу людей.

КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) - один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

Празднование Комоедицы

Начало праздничного дня
Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.
Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены (Зимы)
Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами
Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса - великому Медовому зверю кому...

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:
«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»


Прыжки через костёр
Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков такое уже не рекомендуется).
Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи
Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток - сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" - «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»


Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»

«Пробуди»
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди).
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

После пробудей начинались игрища.
Первая игра - городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк…

Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.

Прощание
При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:
«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.


Смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм «Снегурочка» 1952 года по пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца - это попытка мультипликационной "реконструкции" обычаев языческого праздника Комоедицы и славянской встречи Весны священной в День весеннего равноденствия, в который растаяла Снегурочка.

В древности этот день был у наших славянских предков первым днем Нового года.

После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица - великий праздник Весны священной, приходящей с Небес в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) - попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались.

После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником, он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.

Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием - днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной - что разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (друидов), в которой именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.

В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий пост перед Пасхой).


Масленица-Комоедица - один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию . С этого времени Природа начинает пробуждаться, медведи выбираются из своих берлог. Души Предков прилетают на птичьих крылах из Небесного Ирия навестить нас, своих потомков.
По одному из поверий, название празднику дали комы - обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес, укладывали на пни для пробудивщихся духов деревьев. По другим поверьмя - потчевали ими пробудившегося медведя - лесного хозяина.

Есть ещё мнение, что медведя в древности звали «ком», отсюда и название праздника - Комоедица, который начинался с подношения еды медведям.

В весенний праздник веселья да угощения хватает всем! Разворачивается широкое гулянье. Люди катаются на лошадях, соревнуются в лазании на столб за дарами, берут с боем снежные городки, рядятся в личины, водят хороводы, пекут солнышки-блины - круглые, золотистые да горячие! Мужчины чествуют праздник особым медвежьим плясом и борьбой.


Обрядовая праздничная треба: блинчики, блины-«комы» с пшеном, пироги, лепёшки, овсяный кисель, калачи, мёд, квас, пряники, коврижки, оладьи, творожники, орехи, молоко, масло, рыба, печенье.
Главным яством великого праздника Масленицы является блин - в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.

Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.
Слава Родным Богам нашим и Предкам премудрым!

Слушая по ТВ, как иудохристианские церковники объясняют своей пастве, что есть Масленица, сначала разобрал меня смех, а затем одолела меня горькая обида за наш народ... Сколько же можно нас оболванивать?

И так, давайте разберемся, что такое Масленица? И что за непонятное слово Комоедица?
Комоедица - один из четырех древнейших солярных славянских праздников. Двухнедельное празднование Дня весеннего Равноденствия (начало астрономической весны, 20 - 21 марта), прощание с Зимой и сжигание чучела Зимы, торжественная встреча Весны. Ярило - солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 лета /года/ - март открывал счет Новому Лету /году/).
Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали медведя: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Наши предки называли медведя Ком (отсюда правило - «первый блин комам», т.е. медведям).
Комоедицу начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.
На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.


Давно утрачен первоначальный, сакральный смысл древнего священного праздника Комоедицы.
После навязывания Руси иудохристианства и последовавшего запрета старых обычаев, иудохристианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником.
Именно прежняя ведическая Вера Предков, представляла главную конкуренцию иудохристианским церковникам. Древнюю Веру Предков церковь на дух не переносила, борясь с ней самыми жестокими способами.
С внедрением на Русь новой религии иудохристианства с её "Великим" предпасхальным сорокадневным постом, во время которого полагается всем поститься, каяться, телесно и духовно воздерживаться, усмиряя плоть - праздник встречи Весны Комоедицы отодвигается с даты весеннего Равноденствия на более ранние плавающие даты иудохристианского календаря. А поскольку иудохристианская Пасха - праздник преходящий, то и Масленица также уже несколько последних веков двигается относительно неё. Поэтому и случаются «Проводы Зимы» у нас порой в феврале, что вообще абсурдно....
А также патриархом Адрианом «бесовский праздник» в 1698 году сокращается до восьми дней. Полностью запретить праздник и стереть из народной памяти ему так и не удалось...

Так что представляет из себя празднование Масленицы?
Когда в течение нескольких столетий попы все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной Традицией, которую они изводили самыми жестокими и кровавыми способами, церковные иудохристианские архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри» .
В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы.
Церковь просто приватизировала (как и многое другое) древнейший народный праздник встречи Весны и, по своему церковному обычаю, эту встречу извратила и опошлила.
И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать иудохристианскую "Масленицу" с прежним разгульным размахом.
Т.к. прежняя Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья строго запрещены, иудохристианские церковники «сдвинули» праздник во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.

Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы уничтожить и стереть былые Традиции из памяти народа. И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.

Существенное смещение к началу года, заменившего Масленицу-Комоедицу насильственно введенного иудохристианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.

Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих "православные" россияне.
Новый иудохристианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). Церковная «сырная седмица» стала предшествовать ихнему Великому посту.
В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица.
Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу.
Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств.
Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается народным праздником (всенародный обжорный и пьяный разгул), и религиозным христианским (это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - традиционная Русская масленичная неделя).

Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего.
Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия.
И смысл нынешней народной Масленицы, тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы.

- Комоедица - это торжественная встреча нашими древними Предками наступления для Природы астрономической весны и начала древнеславянского Нового Лета (года), а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ.

Иудохристианская Церковная Сырная седмица - это подготовительная неделя к Великому посту, последняя неделя перед Великим постом. Посвящена в иудохристианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом иудохристианская составляющая их т.н. "Масленицы". В продолжение церковной Сырной седмицы (Масленицы) не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица - это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Определенной церковным календарем народной "Масленице" (просторечное название Сырной седмицы) праздновать, собственно говоря, нечего - это просто устройство некой гулянки, которой церковники заменили древнюю Комоедицу, чтобы стереть ее из памяти. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы (Масленицы) начинается долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно.

Если некоторые обычаи живших в жаркой пустыне и породивших иудохристианство древних евреев еще допустимы в теплой Европе, то они весьма глупы, а то и вредны в России - самой холодной стране на свете. Холоднее России только Антарктида, но люди там не живут; среднегодовая температура в России +4оC, 64% территории - вечная мерзлота. Перенимать чужие обычаи можно, но с умом, а не бездумным обезьянничаньем.

Конечно, никакое иудохристианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др., а также на более 17-ти разных "православных" автокефальных (возглавляемых патриархами, РПЦ среди них 5-я) и автономных (возглавляемых митрополитами) церквей, не может определять или переносить даты народных праздников других верований, тем более, даты астрономических событий.

Древний праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы весеннее Равноденствие 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием - это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной , даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной Природе.

День весеннего Равноденствия - начало астрономической Весны, которое никакие иудохристианские церковники и никакой иудейский бог «переместить» не в силах.

И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу - светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы.

). Дата весеннего равноденствия приходится с 19 по 25 марта. Масленица — это весёлый языческий праздник проводов зимы, с радостным ожиданием весеннего тепла и обновления Матушки Природы. Такое природное явление, которое наши Предки просто не могли обойти стороной. До сих мы ассоциируем весну с перерождением и обновлением, на всех планах, физический и энергетический. Поэтому сопровождается данный обряд: кулачными боями, вкусными блинами, хороводами, катаниями на санях, молодецкими играми и сжиганием чучела Богини Мары. По традиции бралась солома и в течении масленичной недели ею каждый день ометали углы хаты. Потом из этой соломы делали чучело и сжигали весь негатив.

В 2019 году Славянский Праздник Масленица приходится на 21 марта

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица – наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались – древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное – блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки славили Бога Ярила, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Каждый блин символично означал один солнечный день, потому пекли блинов как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год.

Почему же праздник называется Масленица?

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса – покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели — не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения – это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки.

Праздник Масленица — гулянья и обряды

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник – встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник – заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики – такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной – человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные – такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья – те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Среду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов – и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг – разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу – зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу – золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье – последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан – перед Великим постом.

Блины – самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины – такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець, в болгарском – млин. Млин – это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных.

Просмотры: 4 022