Как научить ребенка быстро запоминать прочитанное: простые техники тренировки памяти. Как быстро выучить алфавит с ребенком: проверенные способы Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

Для начала нужно сделать две вещи: распечатать саму таблицу умножения и объяснить принцип умножения.

Для работы нам понадобится таблица Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Выглядит она так:

Также вы можете увидеть таблицу умножения в таком формате:

Так вот, это не таблица. Это просто столбики из примеров, в которых невозможно найти логические связи и закономерности, поэтому ребёнку приходится учить всё наизусть. Чтобы облегчить ему работу, найдите или распечатайте настоящую таблицу.

2. Объясните принцип работы

Когда ребёнок самостоятельно находит закономерность (например, видит симметрию в таблице умножения), он запоминает её навсегда, в отличие от того, что он вызубрил или что ему сказал кто-то другой. Поэтому постарайтесь превратить изучение таблицы в интересную игру.

Приступая к изучению умножения, дети уже знакомы с простыми математическими действиями: сложением и умножением. Вы сможете объяснить ребёнку принцип умножения на простом примере: 2 × 3 - то же самое, что 2 + 2 + 2, то есть 3 раза по 2.

Объясните, что умножение - это короткий и быстрый путь провести вычисления.

Дальше нужно разобраться с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки, а правильный ответ - на месте их пересечения. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице.

3. Учите небольшими порциями

Не нужно пытаться за один присест выучить всё. Начните с колонок 1, 2 и 3. Так вы постепенно подготовите ребёнка к усвоению более сложной информации.

Хорошая методика: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет не запоминать, а считать.

Когда он разобрался и достаточно хорошо усвоил самые простые столбцы, переходите к числам посложнее: сначала к умножению на 4–7, а затем на 8–10.

4. Объясните свойство коммутативности

То самое известное правило: от перестановки множителей произведение не меняется.

Ребёнку станет понятно, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, и некоторые примеры он уже знает. Например, 4 × 7 - то же самое, что 7 × 4.

5. Находите закономерности в таблице

Как мы уже говорили ранее, в таблице умножения можно обнаружить множество закономерностей, которые упростят её запоминание. Вот некоторые из них:

  1. При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
  2. Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное - 5.
  3. Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
  4. Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
  5. Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
  6. Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.

6. Повторяйте

Чаще занимайтесь повторением. Сначала спрашивайте по порядку. Когда заметите, что ответы стали уверенными, начинайте спрашивать вразброс. Следите и за темпом: сначала давайте побольше времени на размышление, но постепенно увеличивайте темп.

7. Играйте

Пользуйтесь не только стандартными методами . Обучение должно увлекать, интересовать ребёнка. Поэтому используйте наглядные средства, играйте, применяйте разные методики.

Карточки

Игра проста: подготовьте карточки с примерами умножения без ответов. Перемешайте их, а ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, откладываем карточку в сторону, неправильный - возвращаем в стопку.

Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание побить свой вчерашний рекорд.

Играть можно не только на время, но и до тех пор, пока не кончится вся стопка примеров. Тогда за каждый неправильный ответ можно поручать ребёнку задание: рассказать стихотворение или прибрать вещи на столе. Когда же все карточки разгаданы, вручить небольшой подарок.

От обратного

Игра похожа на предыдущую, только вместо карточек с примерами вы готовите карточки с ответами. Например, на карточке написано число 30. Ребёнок должен назвать несколько примеров, которые в результате дадут 30 (например, 3 × 10 и 6 × 5).

Примеры из жизни

Обучение становится интереснее, если обсуждать с ребёнком вещи, которые ему нравятся. Так, у мальчика можно спрашивать, сколько колёс нужно четырём машинам.

Также можно использовать наглядные средства: палочки для счёта, карандаши, кубики. Например, возьмите два стакана, в каждом из которых по четыре карандаша. И наглядно покажите, что количество карандашей равно количеству карандашей в одном стакане, помноженному на количество стаканов.

Стихи

Рифма поможет запомнить даже сложные примеры, которые никак не даются ребёнку. Самостоятельно придумывайте незамысловатые стихи. Подбирайте самые простые слова, ведь ваша цель - упростить процесс запоминания. Например: «Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два».

8. Не нервничайте

Обычно в процессе некоторые родители забываются и совершают одни и те же ошибки. Вот список вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:

  1. Заставлять ребёнка , если он не хочет. Вместо этого пытайтесь его мотивировать.
  2. Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
  3. Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. К тому же нужно помнить, что все дети разные, поэтому к каждому нужно найти правильный подход.
  4. Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учитесь постепенно.
  5. Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. В такие моменты у него появляется желание учиться дальше.

Быстро запоминать прочитанную информацию - умение, которое обязательно пригодится каждому школьнику. Пытаясь развить память своему ребенку, родители часто допускают ошибки. Чтобы избежать их, нужно просто придерживаться некоторых правил.

Как научить ребенка запоминать – тренируем память

Дети в школе получают очень много разной информации. Всю ее нужно быстро запоминать и воспроизводить. Чтобы не пришлось учебный материал просто зазубривать, стоит развивать память школьника.

Развитие памяти - это быстрый способ научить ребенка запоминать прочитанное

Для тренировки памяти можно использовать такие техники:

  • ассоциативный ряд;
  • выделение ключевых моментов;
  • составление алгоритма.

Техника «ассоциативный ряд» развивает образную память и творческое мышление. Ребенку дается задание – в процессе прочтения нового материала мысленно связывать незнакомые слова с чем-то понятным. Потом ученик сможет быстро воспроизвести информацию, вспомнив ассоциацию.

Выделяя ключевые моменты, ребенок учится работать с текстом, анализировать его. Запоминать нужно только важную информацию, несущую смысл. Таким образом, уменьшается количество материала для заучивания и сокращается затраченное на это время.

Составление алгоритма необходимо для улучшения понимания текста. С помощью простой схемы можно отобразить принципы работы предметов, механизмов, особенности явлений или другие закономерности. Вспоминая алгоритм, ребенок легко сможет воспроизвести весь материал по теме. При этом он потратит минимум времени.

Возможные ошибки в процессе тренировки памяти

Если родители задаются вопросом, как научить ребенка быстро запоминать прочитанную информацию,то в первую очередь им нужно учитывать его способности и интересы. Нельзя требовать от детей знаний или умений, которые не соответствуют их возрасту.

Часто родители, пытаясь помочь ребенку, повышают голос и срываются на крик. Такое поведение негативно влияет на желание учиться. Поэтому взрослые должны быть терпеливыми и снисходительно относиться к детским ошибкам.

Сейчас Ваш ребенок стоит только на самых первых ступенях, и ему за столь короткое время предстоит узнать так много нового, непонятного, необычного, интересного! От того, каким будет его старт, зависят все его дальнейшие успехи в учебе и в жизни.

Так важно задумываться над тем, что мы вложим в его первые шаги – внимание, веру в его силы, любовь, доверие, понимание. Для этого нам самим необходимо знать, что делать, быть открытыми всему новому, и развиваться вместе с нашими детьми!

Особенный и важный возраст…

Возраст младшего школьника (с 1-го по 4-ый класс) полон изменений, затрагивающих всю жизнь ребенка, его интеллект, поведение, качества личности. Происходит переход от наглядно-образно го к словесно-логичес кому мышлению – ребенок начинает думать не «картинками предметов» а их «кодами – словами», что гораздо сложнее, хотя и кажется нам, взрослым, обычным делом. Формируется теоретическое мышление, которое позволяет решать задачи, опираясь на внутренние свойства и отношения предметов.

Восприятие еще не достаточно дифференцировано, поэтому ребенок иногда может путать цифры, буквы или слова, похожие по начертанию. ВАЖНО тренировать у ребенка способность к наблюдению! Рассматривайте вместе с ребенком предметы или картины, изображения в книгах, вместе анализируйте, находите логические связи между частями.

Память становится произвольной (запоминается даже то, что не интересно, но необходимо) и осмысленной. В этом возрасте очень хорошо развита механическая память, ребенок механически заучивает учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Поэтому ВАЖНО тренировать осмысленную память! Выполняя вместе с ребенком домашние задания, учите его разбивать текст на смысловые части, составлять план пересказа, воспроизводить смысл абзаца одним предложением.

Внимание в этом возрасте только начинается развиваться. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. Поэтому ВАЖНО не требовать в этом возрасте от ребенка больше того, что могут позволить ему его физиологические особенности!

Именно в этот непростой период ребенок нуждается в Вашей поддержке, контроле, понимании. Ведь чтение – основа учебной деятельности, успех которой закладывается в начальной школе.

Правило 1: Интерес

Конечно же, важно, чтобы чтение стало интересным занятием, и не только во время уроков, а в повседневной жизни ребенка.

    Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.

    Заведите доску, или просто прикрепите на холодильник лист бумаги, и оставляйте пожелания хорошего дня, интересных уроков и т.д.

    Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, — прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

Правило 2: Положительный пример

Дети все повторяют за взрослыми, даже если это внешне не сразу заметно.

    Развивайте вкус к чтению не только у своих детей, но и у себя, ведь это бесконечно увлекательный процесс!

    Делитесь с детьми своими чувствами от прочтения книг, чтобы они понимали, насколько это интересно и захватывающе!

    Читайте вместе, ведь ничто так сильно не сближает и не воодушевляет на новые свершения, как совместная деятельность с близкими!

Правило 3: Режим и тренировка

Слово «РЕЖИМ» очень значимо для младшего школьника не только в отношении чтения и учебы, но в отношении всей его жизни в целом. Ведь в этом возрасте у ребенка только формируется навык самоконтроля, поэтому сначала он должен усвоить этот опыт извне, как Ваш заботливый контроль, а затем превратить его в свой внутренний распорядок.

    Выберите в течение дня удобное время для тренировки техники чтения. Для этого достаточно 10-15 минут в день. Так Вы разовьете у ребенка привычку к каждодневному чтению.

    Используйте различные упражнения для тренировки скорости, развития дыхания, интонации. Подключите творчество и сделайте этот процесс интересным для вас обоих.

Упражнение «Карлики-Великан ы»

Чтение по-разному. Сначала прочитайте отрывок текста радостно, потом его же грустно. Так будто вы читаете на огромной людной площади (громко и помпезно), а затем, будто передаете кому-то секретное сообщение (шепотом с интонацией заговорщика). Меняйте тексты и роли.

Чтение на одном дыхании

Читайте на выдохе. Зафиксируйте сколько слов ребенок прочитает в первый раз. Попросите снова прочесть на выдохе этот же отрывок и посмотрите, насколько больше слов он прочтет в этот раз. Поменяйте отрывок и повторите упражнение несколько раз.

Упражнение «Бросок-Засечка»

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздается команда «Засечка» читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Упражнение «Молния»

Его смысл — в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.

Упражнение для развития памяти «Игра в спички»

Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого закройте спички непросвечивающим листом бумаги и попросите ребенка с помощью других 5 спичек сделать такую же картину.

«Подслушивание»

Когда ребенок смотрит мультик по телевизору, попросите его запомнить короткий отрывок диалога между героями, а затем воспроизвести его, сохраняя интонации и мимику.

Проводите время со своим ребенком так, чтобы это приносило радость вам обоим, заведите совместные ритуалы, которые будут не только приносить удовольствие, но и развивать способности Вашего ребенка, обсуждайте с ним то, что происходит вокруг. Используйте даже маленькие незначительные возможности, что поговорить с ребенком об окружающем мире, его законах, удивительных чудесах, ведь то, что давно известно взрослым, он только начинает для себя открывать. В такие моменты ребенок ощущает свою значимость в этом мире, развивается его уверенность в себе, которая является залогом хорошей учебы и счастливой жизни!

Вы можете узнать больше полезной и нужной информации, если запишитесь на наш ближайший семинар для родителей. На нём мы расскажем:

    об особенностях детей школьного возраста

    об интересных упражнениях по формированию навыка чтения

    о том, как зажечь в ребенке интерес к чтению

Мы рады Вам помочь и знаем, как это сделать!

Каждый родитель знает, что учить стихи ребенку необходимо. Они помогают развитию памяти и речи. Каждый родитель помнит первое стихотворение, которое он выучил со своим ребенком наизусть. Как он испытывал чувство гордости, когда малыш громко с выражением рассказывал стихотворение дедушке с бабушкой или на утреннике в детском саду. Но иногда эти чувства смешаны с неприятными воспоминаниями, связанными с процессом заучивания стихотворения. Но этого можно избежать. Зная особенности памяти человека можно выучить стихотворение с ребенком без особых усилий.

Если хотите чтобы ребенок запомнил стихотворение, прочтите стих с выражением, заинтересуйте ребенка. Помните, что малыш будет делать только то, что ему самому интересно. Проявите сами интерес к произведению, читайте стихотворение ярко представляя себе сюжет, стараясь прочувствовать все то, о чем говориться в стихотворении. Можно подключать мимику, жестикулировать. Все способы хороши, чтобы включить ребенка в процесс. Потом закройте книгу и попробуйте вместе с ребенком рассказать все то, о чем прочли. Не забывайте использовать жесты и мимику, чтобы помочь ребенку вспомнить содержание. В этот момент совсем не важно наличие запинок и пропусков. Помогайте ребенку.

Снова откройте книгу и прочтите стихотворение, уделяя особое внимание тем местам, которые не смог вспомнить малыш. Еще раз расскажите вместе. Затем пусть ребенок сам попробует рассказать. Не забывайте хвалить и приободрять ребенка. Он должен чувствовать, что он делает большое дело, восхищайтесь его успехами!

Через несколько часов пусть малыш расскажет стихотворение папе, пришедшему с работы. Не забудьте повторить стихотворение с ребенком на следующий день. Тогда, возможно, это стихотворение ребенок запомнит на всю жизнь и с удовольствием будет учить уже со своим малышом – с вашим внуком.

Желаем удачи! Помните только, что подбирать ребенку стихи нужно в соответствии с его возрастом. Первые стихи должны быть очень простые, короткие с хорошо знакомыми ребенку словами.

Анна Пономаренко

Все мы разные. Мы по-разному воспринимаем и решаем проблемы, влюбляемся и любим, по-разному мы и воспитываем детей. Почему у одних родителей дети в 5 лет читают свободно, а у других в 7 даже букв не знают? Кто виноват – дети или родители? Как научить ребенка читать?

Методы обучения

Родителей можно разделить условно на 3 категории:

  • первая – занимаются с детьми, чтобы похвастаться их успехами перед окружающими;
  • вторая – задумываются, как с ребенком выучить буквы, перед тем, как отдать в школу.

Третья категория родителей вряд ли себе признается в желании пораньше с малышом выучить алфавит, но делают они это, чтобы «развязать себе руки» . Что будет читать малыш – книжки или комиксы на сайтах компьютера – неважно, главное – он будет занят.

Конечно, классификация для родителей больше шуточная, но с проблемой, как научить ребенка читать и помочь выучить буквы, приходится сталкивать практически всем папам и мамам. Как быстро выучить буквы с ребенком и сделать так, чтобы занятия приносили ему радость?

Если подносить информацию в игровой форме, малышу будет проще запомнить названия символов.

Помощь электроники

Если раньше для обучения использовали кубики с обозначениями – ребенку показывали картинки и называли звуки, то теперь быстро научить ребенка произносить звуки поможет «Говорящая азбука» .

Эта игра представляет собой таблицу из букв, но имеет несколько вариантов.


  • Экран, типа электронной книги для чтения, где набираешь буквы, а потом их озвучивает
    электронный голос. Это устройство не только озвучивает отдельные символы, но еще слоги и слова;
  • Таблица, в которую буквы вставляют самостоятельно, соединяя контакты. Озвучиваются звуки и слоги. Приобрести такую модель «Говорящей азбуки» очень непросто;
  • Самый часто встречающийся вариант – таблица с уже готовыми буквами на определенных местах. При нажатии на нужный символ устройство его озвучивает.

Можно изучать азбуку с помощью компьютера – обучающих программ достаточно, но если задумываешься, как выучить буквы с ребенком 3 лет, за компьютер лучше его не сажать. Сетчатка глаз недостаточно развита, и мерцание экрана отрицательно скажется на состоянии зрительного аппарата.

Лепка или раскраска

Можно с раннего возраста привить малышу желание выучить азбуку, если читать ему книжки. Разумеется, он и сам захочет узнать, что там написано.

Маленьким детям будет интересно запоминать буквы, если они будут символы лепить или закрашивать – ребенок до 5 лет еще не в состоянии писать четко, у него еще недостаточно развита моторика.

Родители вырезают символы из бумаги и предлагают их закрасить, или вместе лепят из пластилина или керамической глины – в дальнейшем весь этот «материал» пригодиться для составления слогов. Дополнительный бонус – развитие мелкой моторики.

Ассоциации

Названия букв запоминают после ассоциаций:

  • домик – Д;
  • бублик – О;
  • крестик – Х.

Этот способ не очень удобный.


  1. Найти на всю азбуку похожие предметы довольно трудно, и взрослые скатываются к сопоставлению слов с необходимой первой буквой. Малыши путаются: «Почему А – аист, а крестик – Х, а не К?» ;
  2. В дальнейшем очень трудно научиться воспринимать слоги. Чаще запоминаются не буквы, а именно ассоциации. Как взрослые сами составят слово из полумесяца, колечка, Р и сломанной лесенки –А?

Кстати, в учебных пособиях для младшеклассников и ассоциации различаются: авторы могут назвать сломанной лесенкой А или Е.

Аппликации

Мелкую моторику развивает и аппликация, этот способ подходит для обучения детей от 5 лет – они уже должны освоить работу с ножницами. Родителям предстоит помочь детям рисовать буквы на цветной бумаге, а вырезать их аккуратно они должны сами.

Буквы также можно находить в старых журналах, вырезать, составлять сначала слоги, затем слова.

Навыки письма

Как выучить буквы с ребенком 6 лет?


Дошкольников можно уже учить писать. «Классические» уроки не приветствуются – это скучно и быстро надоест. Есть еще один минус самостоятельных занятий – детей учат писать с помощью определенных педагогических приемов для формирования разборчивого почерка. То есть малыш должен сначала освоить палочки и петельки, а потом уже буквенные обозначения.

Цель же – обучить названию букв. Поэтому их даже не пишут – рисуют: фломастером, мелом, красками – на асфальте, альбомных листах, пальцем на песке пляжа.

Все, что ребенок изобразил – родители четко проговаривают.

Методика обучения

Не следует сразу заставлять малыша запоминать весь алфавит. Достаточно сначала выучить несколько более часто употребляемых букв, а потом составлять из них слова – иначе будет неинтересно играть. Наиболее часто используются М, А, У, С, О.

  • мама;

Мало символов, а слов много – малышу играть будет интересно. По мере его успехов осваиваются и остальные буквы – их вводят, составляя слова.

Например: «Ума. А если добавить букву К, получится имя медвежонка из мультфильма – УМКА» . И показать картинку с медвежонком.


Есть дети, для которых составить слоги в слова намного труднее, чем выучить название отдельных
букв. Для них лучше нарисовать карточки – сначала с отдельными буквами, потом со слогами. Запомнив целиком двухбуквенные слоги, они быстрее научатся составлять слова.

Сначала обычно осваивают гласные, а уже потом согласные. Запомнить на слух их трудно, особенно глухие. Если ребенок уже освоил методику слогов, то произносить согласные ему будет легче.

Следует обязательно анализировать, понимает ли малыш те слова, которые уже читает. Если он будет знать, что каждая комбинация буквенных символов означает определенный предмет, действие или качество, ему будет учиться интересно. Можно поиграть в игру слово – предмет.

Карточки изготавливаются заранее. Малыш должен назвать буквы, прочитать слово, а затем найти предметы в помещении. Сначала он наверняка будет путать «СТОЛ» и «СТУЛ» , «ЛАМПУ» и игрушечную «ЛАМУ» . Это оживит уроки и доставит «учителю» и «ученику» массу веселых минут.