Поэтапное изготовление куклы из соломы. Как сделать куклу-оберег из ткани самостоятельно: пошаговая инструкция изготовления

Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми.

Куклы используются не только для игр, но и как сувениры, реклама, как театральные персонажи и герои мультфильмов.

На смену ручным народным куклам на витрины магазинов пришли "барби" и "кены", а в сувенирных лавках появились куклы в богато расшитых народных костюмах.

Но наряду с этими промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации.

"Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей."И тема эта далеко не исчерпана.

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемы злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку: "Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная".

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы, будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и поставила среди стерни.

Это, наверное, и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных.

Всевозможные корзины, короба и другие изделия плели крестьяне из соломенных жгутов. Сущность этого вида спирального плетения заключался в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой и укладывается по спирали плотными витками.

В Нижегородской, Тверской и Вятской и других областях золотистой соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки, игрушки.

Традиционной среди мастеров стала техника инкрустации из соломки.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла?

Обычно начинаем занятия с чтения сказки "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таится в этой сказке! ":Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ":Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета:.."

Дальше выясняем, для чего ещё нужна была такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации. Параллельно с тряпичной куклой, мы пробуем изготовлять куклу из соломы Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем, какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы.

А потом весёлых забавных человечков забыли. Но так уж устроен наш мир, что не может безвозвратно исчезнуть то, что приносит радость и делает людей добрее.

Вот тут-то мы и начинаем творить свою несравненную куклу-красавицу.

Учебный год начинается с празднования "осенин", с изучения темы "Хлебная Матушка" и изготовления традиционной игрушки из соломы, Продолжается эта тема ближе к весне, когда мастерят чучело Масленицы (Костромы)

Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся, Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

В основе "Хлебной Матушки" лежит пучок соломы, перегнутый посередине веерообразно, сложенный вдвое или перекрученный. Руки и косы такой куклы выполняют способом отведения части материала основы от линии сгиба или шеи.

Для придания устойчивости и пышности юбке подвязывают дополнительные соломинки по линии талии или насаживают основу на специально подготовленный соломенный подъюбник.

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

Такие куклы часто называют "стригушами", потому что в ходе работы солому подравнивают, стригут, выстригают.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.

Работая с тканями, мы изучаем их орнаментацию и колористику, знакомимся с ценнейшими коллекциями тканей и платков, изучаем историю народного костюма.

Вариантов соломенной куклы несколько:

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству.

Осень – время, когда хочется в дом привнести чуть больше тепла и уюта. И помогают в этом даже такие мелочи, как подделки, сделанные своими руками. Одними из самых необычных, оригинальных и красивых получаются подделки из соломы. Солома – лёгкий и податливый материал, с которым интересно работать.

Что можно сделать из соломы?

Идей для поделок можно придумать много, начиная от простых букетов с добавлением осенних цветов и куколками из соломы, которые раньше всегда плели на праздник урожая на Руси, и заканчивая сложными картинами, какими-то животными, которых можно сделать вместе с детьми, декором цветочных горшков, зеркал и фоторамок и других поделок для дома.

Букеты из соломы своими руками

Очень эффектно будут смотреться букеты цветов, сделанные из этого природного материала. Для того, чтобы выполнить один такой цветок, вам понадобится ткань нравящегося вам цвета и неброские нитки, проволока, бумага или картон, клей, ножники, аммиак, гидроперит (несколько таблеток) и вода.

Как сделать?

Для начала следует составить раствор из воды, аммиака и гидроперита. В данной смеси стебельки соломы оставить на 6-8 часов, в зависимости от насыщенности вашего раствора. Затем тщательно промойте трубочки соломы и разрежьте их вдоль волокон. Аккуратно приклейте получившиеся ленты на бумагу, тщательно прижмите их, чтобы не было загнутых концов. Затем возьмите второй лист бумаги, желательно более плотный, и, предварительно прорисовав на нём трафарет, прижмите его к получившемуся слою соломенных стебельков.

С задней стороны вырежьте несколько аккуратных листиков и приклейте к ним лоскутки ткани. По краям отделайте листики ниточками, приклеив их на клей. После того, как получившееся изделие высохнет, вырежьте его. Затем сделайте ещё 6 листиков и заготовьте круг из картона. Листики приклейте к кругу с обеих сторон, затем проколите цветок в двух местах и соедините все элементы в одну композицию с помощью проволоки. Цветок можно украсить ленточками или бусинками. Для создания букета сделайте несколько таких цветков.

Вот мастер класс, как сделать цветок колокольчик из соломы :

Картины из соломы своими руками

Одна из самых популярных техник — изготовление одновременно плоских и визуально объемных картин из соломы. Ее несложно освоить и самим, достаточно разобраться, как это делается, хоть это и довольно трудоемкий процесс.

Как сделать?

Для создания аккуратной и красивой картины из соломы вам понадобятся, опять же, ножницы, плотные листы бумаги (либо картона), клей, кисти, карандаши и, безусловно, сама соломка. В первую очередь необходимо придумать, что вы будете изображать на своём «холсте». Далее легонько прорисуйте главные детали на бумаге или же возьмите за основу, к примеру, картинки из раскрасок, книг и журналов. Обратите внимание, что основы вашей картины мы рисуем не на той бумаге, что будет являться основой подделки, а на любой другой.

Затем приготовьте солому по тому способу, что упоминался выше: опустить в раствор аммиака, разрезать солому ножницами, выгладить утюгом. Приклеить солому на прорисованные детали, дать им высохнуть, затем аккуратно вырезать. После всего этого можете смело брать заготовленный вами для основы лист бумаги или картона. Приклеиваем получившиеся кусочки картины непосредственно на «холст», бережно прижимаем. Картина готова! Если хотите сделать её чуть ярче, раскрасьте её красками или лентами.

Соломенные куклы своими руками

Изготовление соломенных кукол – занятие, которым так любили заниматься наши предки. Для того, чтобы сделать одну из таких кукол или оберегов, понадобятся зубочистки, проволока, ножницы и ткань.

В данном случае ни выпрямлять, ни разглаживать солому не понадобиться. Её необходимо просто подравнять, чтобы все соломинки были одинаковой длины. Согните их пополам, чтобы концы оставались ровными. Определите, где будет кончаться голова у вашей куклы, и затем аккуратно обозначьте её с помощью проволоки. Далее сформируйте талию, опять же перевязав её проволокой. Если кукла ломается, вставьте в узел между «головой» и «телом» зубочистку наподобие позвоночника. Руки можно сделать как обычным плетением из соломы косички, так и с помощью зубочисток – в этом случае соломку следует обмотать вокруг стержня. С помощью проволоки прикрепите получившиеся ручки к кукле. Это будет последним штрихом – игрушка готова!

Соломенные домики своими руками

Миниатюрные домики, выполненные из соломы, смотрятся интересно и сказочно. И, что главное, выполнить такую подделку достаточно просто. Для её изготовления вам понадобятся плотная бумага (либо картон), клей, ножницы, карандаши, бусинки или ленточки для украшения и соломка. Сперва необходимо изготовить «каркас» домика, его стены. Для этого нужно взять листы картона или плотной бумаги и расчертить их таким образом, чтобы при склеивании они образовывали коробочку.

Обозначьте дверь и окна вашего домика, затем аккуратно вырежьте их. Получившиеся стены склеиваем в прямоугольную коробку. Затем можно приступать к следующей части работы – обклеивать домик соломой. Для этого измерьте длину его стенок, чтобы соломинки не получились длиннее или короче. После того, как бы обклеили стенки домика, нужно сделать крышу по такому же принципу, что и коробочку – из плотной бумаги или картона должен получиться треугольник. Далее крышу обклеиваем пучками соломы. Соединяем крышу со стенами – получился домик. Для того, чтобы сделать его красивее, можно использовать краски и кисточки, дополнительные украшения в виде перьев, что могли бы «выглядывать» из-под соломинок крыши. Проёмы двери и окон можно украсить тканью или тоненькими деревянными пластинками.

Поделки из соломы своими руками: фото галерея

Работа заняла

1 место

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ.

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение.

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

"Конь златогривый"

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы.

  • Отбеливание соломы
  • Окрашивание соломы
  • Размягчение соломы
  • ПЛЕТЕНИЕ
  • Плетежок - двухконцовка
  • Плетежок - трехконцовка
  • Плетежок - четырехконцовка
  • Зубчатый плетежок-четырехконцовка («елочка»)
  • Плетежок - пятиконцовка
  • Плетежок - шестиконцовка
  • Сшивание плетежков
  • Плетение отделочных плетежков
  • Плетение квадратов и многоугольников
  • НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
  • Декоративное настенное панно «Сова»
  • «Конь златогривый»
  • Страница 17 из 19

    Изготовление куклы из соломы

    Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину.
    Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

    В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

    Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. ЗЗв). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лентами (рис. ЗЗг). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

    Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать «Хозяюшка».

    Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной соломы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички-четырехконцовки («елочки»), имитирующие оборки и узоры (рис. 33е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

    Мастер-класс по изучению различных техник обработки соломки

    Мастер - класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детских садов.

    Назначение мастер-класса:

    1. педагогам для изучения с детьми различных техник обработки соломки;

    2. для использования в оформлении праздников, для изготовления подарков.

    Конспект мастер - класса «Соломенная скульптура»

    Тема: «Вязание соломенной куклы»

    Цель: Познакомить учителей, педагогов и воспитателей с соломенной скульптурой, как одним из видов обработки соломки.

    Задачи:

    Познакомить педагогов с технологией подготовки соломки к плетению и изготовления соломенной куклы.

    Обучать последовательности изготовления соломенной куклы (женской или мужской фигуры).

    - Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

    Воспитывать художественный и эстетический вкус.

    Материалы и инструменты: распаренная соломка, ножницы, шпагат, подкладные листы, разовые тарелочки, салфетки, лоскутки ткани

    Ход мастер-класса:

    Один, который нас творил,

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил .

    Работа с соломкой - художественный ручной труд - оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые поделки, игрушки, сделанные своими руками, помогут детям приобрести первые трудовые навыки, развивать фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. И не надо бояться, что это хлопотное дело, любое дело хлопотное, оно этого стоит.

    Итак, по мере наших сил мы превратимся в творцов-мастериц - соломенной скульптуры.

    I этап. Вначале даю историческую справку:

    Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое.

    Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы - игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

    Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

    Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность - в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол - «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

    На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

    Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

    Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

    II этап. Обзор приёмов.

    Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол:

    1. Кукла из одного пучка соломы. Пучок из 50-70 соломин перекручивают по центру в жгут, сгибают пополам и его концы меняют местами так, чтобы в середине жгута свернулась петля. Пучок туго перевязывают нитками. Чтобы подравнять концы соломин, пучок сжимают рукой и низ подстригают ножницами. Получившаяся кукла-игрушка условно передаёт женскую фигуру в длинном сарафане

    2. Из одного пучка соломы можно выполнить куклу - игрушку с условно обозначенными руками. Пучок соломы перевязывают вверху, получается голова куклы. От основного пучка соломы отделяют два небольших пучка по 15-20 соломин для рук, переплетают их косичкой в три пряди, выгибают полукругом, присоединяют к пучку-туловищу, туго перетянув ниткой по линии талии

    3. Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь выгибается. После чего части пучка- туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии

    4. Мужскую соломенную фигурку можно связать также как и женскую, из двух пучков, лишь с той разницей, что из пучка предназначенной для юбки, изготавливаются ноги

    5. Соломенный ангел. Каркас изготавливается также как и каркас женской фигуры, только в одну из соломин предназначенных для рук вставляют проволоку для того чтобы в последствии придать рукам согнутое положение. Для крыльев берут 6-8 соломин, перевязывают их в центре и закрепляют сзади под небольшим пучком соломы. Каркас также перетягивают по линии талии

    6. Кукла из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте 3, юбка изготавливается из отдельного пучка соломы, она вставляется внутрь пучка-туловища и соединяется с ним перевязкой по линии талии

    7. Еще один прием изготовления куклы из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте №3. Для юбки стебли соломы сшиваются в верхней части пучка, таким образом, что при развороте юбки она имеет вид веера. Юбку оборачивают прошивкой вокруг талии куклы и связывают с туловищем