Конспект урока роль кожи в терморегуляции организма. Конспект урока на тему «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов

РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
У р о к 54
Ц е л и: определить роль кожи в терморегуляции; условия
сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть
физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях;
причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой
помощи. Формировать умения: разъяснять механизм терморегуляции;
оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции;
самостоятельно работать с учебником и научно­популярной
литературой;
логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е: таблица «Кожа».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
А н а л и з р и с у н к а и т а б л и ц ы «Кожа. Ее строение и функции».
Слои,
образующие кожу
1
Верхний наружный
(эпителиальный)
Внутренний
(собственно кожа)
Особенности строения
2
Поверхностный (роговой)
слой из плотно
прилегающих друг к другу
погибших клеток. Клетки
постоянно слущиваются и
заменяются новыми. Более
глубокие слои образованы
живыми клетками.
В них находится пигмент
Образован соединительной
тканью, много
эластических волокон
Рецепторы
Функции
3
Защитная от внешних
воздействий, от
проникновения инфекции.
Защитная от
ультрафиолетовых лучей
Придает коже упругость,
она легко растягивается
при движении
Воспринимают холод,

тепло, прикосновение,
боль

1
2
Кровеносные сосуды
Потовые железы
Сальные железы
Волосы на теле развиты
слабо, обильнее на голове
Окончание табл.
3
Питают клетки кожи,
участвуют в
терморегуляции
Выделительная функция и
терморегуляция
Предохраняют кожу от
высыхания
Защита от воздействий
лучей солнца
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.
Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.
Задержка всего тепла хотя бы на один день вызвала бы смерть.
Образование тепла зависит от обмена веществ. Как у человека, так и
у большинства теплокровных животных зимой и летом количество тепла
в организме одинаково. Меняются внешние условия, а температура тела
остается постоянной. Значит, в разное время идет разная теплоотдача.
Она зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.
Человек легко может переносить жару и холод, хотя температура –
30 С или +43 С губительна для изолированных из организма органов.
Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счет
регуляции теплоотдачи.
Человек все время выделят тепло, и даже во сне он в среднем
расходует за час 4,2 кДж на 1 кг массы тела. За сутки человек выделяет
столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 л ледяной
воды.
Установлено, что температура воздуха над головой человека выше на
1–1,5 С окружающего воздуха. Высота своеобразного теплового
факела достигает 30–40 см от темени. Теплый воздух из­под одежды
выходит наружу у воротника. Над головой создается тепловой конус,
точно воздушный капюшон.
2. У ч а щ и е с я с а м о с т о я т е л ь н о з н а к о м я т с я с текстом

учебника на с. 209–210.
3. О б с у ж д е н и е п р о ч и т а н н о г о (под руководством учителя с
использованием вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 211
учебника).
– Что такое терморегуляция?
(Терморегуляция – это способность организма поддерживать
постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней
среды.
Или:
Терморегуляция – это уравновешивание процессов образования и
отдачи тепла в организме.)
– Почему терморегуляция необходима организму?
(Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в
рамках от 36,5 до 36,9 С, что очень важно для функционирования
белков и других органических веществ. Человек может переносить
лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение
выше 43 С и падение ниже 25 С, как правило, смертельны.)
– Каковы механизмы терморегуляции?
(Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета
сосудов и потоотделению.)
– Какова температура тела человека?
(Температура на поверхности кожи здорового человека
составляет 36,6 С.)
– Как изменяется просвет кровеносных сосудов при изменении
температуры воздуха?
(Когда температура окружающей среды становится высокой,
кровеносные сосуды кожи расширяются, через них протекает
больше крови, кожа нагревается, отдача тепла в окружающую
среду увеличивается. Если же температура окружающего воздуха
падает, организм стремится сохранить тепло. Просветы
кровеносных сосудов суживаются, отдача тепла уменьшается.)
– Какую роль играет кожа в процессе терморегуляции?
(Кожа – орган терморегуляции. Терморегуляция осуществляется
благодаря изменению просвета сосудов, расположенных в коже, и

потоотделению с помощью потовых желез, сосредоточенных тоже
в коже.)
4.
Р а с с к а з у ч и т е л я о влиянии нервной системы на
теплорегуляцию.
Изменение просвета сосудов, а также увеличение и уменьшение
потоотделения происходит рефлекторно.
Если температура окружающей среды повышается, происходит
раздражение рецепторов кожи, чувствительных к теплу. Возникшее в
них возбуждение проводится центростремительными нервами в
центральную нервную систему. Здесь возбуждение переходит на
центробежные нервы сосудов и потовых желез кожи.
Сосуды под влиянием пришедшего к ним возбуждения расширяются,
а потовые железы усиливают свою работу. Следствием этого является
увеличение теплоотдачи.
При охлаждении организма раздражаются рецепторы,
воспринимающие холод. Возникшее в них возбуждение передается через
центральную нервную систему на сосуды, вызывая их сужение, и в
потовые железы, деятельность которых от этого понижается. В
результате происходит уменьшение теплоотдачи.
Рассмотренные рефлексы являются безусловными. В течение жизни
образуется целый ряд условных рефлексов на раздражители, которые
постоянно предшествуют действию на организм холода или тепла. Так,
например, приготовления к утренним обливаниям или обтираниям тела
являются условным раздражителем, вызывающим сужение кровеносных
сосудов кожи еще до соприкосновения тела с холодной водой. У людей,
работающих в горячих цехах, вид заводского двора служит условным
раздражителем, вызывающим расширение сосудов и усиление
потоотделения до начала работы.
Значение условных рефлексов совершенно очевидно: они
подготавливают организм к действию на него безусловного
раздражителя (холода или тепла). Способность организма образовывать
условные рефлексы сильно увеличивает возможность его
приспособления к постоянно меняющимся условиям среды.
5. С а м о с т о я т е л ь н о е и з у ч е н и е у ч а щ и м и с я в о п р о с а

«Повышение температуры тела при заболеваниях» на с. 210 учебника и
последующая б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Почему во время многих болезней температура тела повышается?
(При проникновении инфекции в организм наряду с защитными
веществами образуются особые пирогенные (теплорождающие)
вещества. Они действуют на нервные центры теплорегуляции.
Реакция нервной системы на пирогенные вещества приводит к
повышению температуры и является показателем благоприятного
течения болезни. Это отражение активной борьбы организма с
инфекцией, его естественная реакция.)
– Что дает повышенная температура больному организму?
(Повышенная температура ускоряет химические процессы,
увеличивает обмен веществ в тканях, повышает активность
лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы
организма.)
– Почему же в таком случае применяют жаропонижающие средства?
(Стойкая высокая температура создает большую нагрузку на
сердце, у больного учащается пульс, слабеет весь организм.
Переносить такое состояние долгое время больной обычно не
может. Но подавление высокой температуры осложняет
инфекционный процесс, поэтому нужно не просто снизить
температуру лекарством, а воздействовать на основную причину
болезни.)
6. Р а с с к а з у ч и т е л я об оказании первой помощи при тепловом и
солнечном ударе.
При перегревании на солнце в безветренную погоду, особенно в
атмосфере, насыщенной парами, при физической работе в душных,
плохо проветриваемых помещениях или в плохо пропускающей воздух
одежде отдача организмом тепла затрудняется.
Нарушение равновесия между образованием и отдачей тепла может
стать причиной теплового удара. Появляются головная боль, одышка,
головокружение, шум в ушах, слабость, учащается пульс, мелькают
«мушки» перед глазами. Человек бледнеет и может потерять сознание.
При тепловом ударе пострадавшего нужно перенести в прохладное

место, раздеть его или расстегнуть одежду, на голову положить
смоченное холодной водой полотенце, а ноги приподнять с помощью
валика из одежды. Если больной не потерял сознание, ему дают выпить
прохладной воды. Для снижения температуры тела пострадавшего
оборачивают мокрой простыней или одеждой и обмахивают его, чтобы
создать движение воздуха и усилить испарение.
Если у пострадавшего остановилось дыхание и пульс не
прощупывается, необходимо сделать искусственное дыхание и
непрямой массаж сердца.
Для предупреждения солнечного удара надо летом прикрывать
голову. Признаки солнечного удара примерно такие же, как и
теплового. Одинаковы и меры первой помощи пострадавшему.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 209–211; выполнить в
рабочей тетради задания 185–186; желающие готовят сообщения на
темы «Гигиена кожи», «Закаливание организма».

Данный видеоурок посвящен теме «Роль кожи в теплорегуляции». Организм человека все время вырабатывает тепло. На уроке преподаватель расскажет, какова роль кожи в теплорегуляции. Вы рассмотрите много интересных фактов, связанных с человеческим организмом. К примеру, вы узнаете, что позволяет сохранять постоянную температуру нашего тела даже в самую жаркую погоду.

БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

Тема: Выделительная система. Кожа

Урок 54. Роль кожи в теплорегуляции

Шевяхова Юлия Олеговна

учитель биологии высшей категории, лауреат премии ПНПО, ЦО №1445

Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.

Человек все время выделяет тепло. За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 л ледяной воды

Как и у всех теплокровных организмов, у человека и зимой и летом количество тепла в организме одинаково. Меняются внешние условия, а температура тела остается постоянной. Значит, в разное время идет разная теплоотдача. Теплоотдача зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.

Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счет регуляции теплоотдачи.

Терморегуляция – это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды.

Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру в рамках от 36,5 до 36,9 градусов, что очень важно для функционирования белков и других органических веществ.

Человек может переносить лишь незначительные колебания температуры внутри своего тела. Ее повышение до 43 и падение до 25 градусов, как правило, смертельны.

Терморегуляция осуществляется благодаря двум важным процессам: изменению просвета кровеносных сосудов и потоотделению.

При высоких температурах окружающего воздуха происходит расширение кровеносных сосудов, следовательно, через них проходит больше крови, кожа нагревается, и теплоотдача в окружающую среду увеличивается

При похолодании сосуды кожи рефлекторно сужаются, кровоток в коже уменьшается, и потеря тепла снижается.

Изменение кровотока в коже приводит к изменению ее цвета. При сильных эмоциях, например при испуге, мелкие сосуды кожи перекрываются и кожа бледнеет. Когда же человек сердится, приток кожи к крови увеличивается и человек краснеет.

В сильную жару, когда температура тела ниже температуры окружающей среды, расширение сосудов уже не может усилить отдачу тепла. В этом случае опасность перегревания устраняется потоотделением. Испаряясь, пот поглощает с поверхности кожи большое количество тепла. Вот почему температура тела человека не повышается даже в самую жаркую погоду.

Конечно же, все процессы, о которых мы говорили, происходят под влиянием нервной системы.

Но иногда все же температура нашего тела повышается. Происходит это, когда мы заболеваем. Дело в том, что при проникновении в наш организм инфекции наряду с защитными веществами образуются и пирогенные (теплорождающие) вещества. Реакция нервной системы на эти вещества приводит к повышению температуры и является показателем благоприятного течения болезни, это отражение активной борьбы организма с инфекцией, его естественная реакция.

Повышение температуры ускоряет химические процессы, увеличивает обмен веществ в тканях, повышает активность лейкоцитов, печени, гипофиза. Так мобилизируются защитные силы организма.

Но все же очень высокую температуру врачи советуют снижать, применяя жаропонижающие средства. Дело в том, что стойкая высокая температура создает большую нагрузку на сердце. У больного учащается пульс, слабеет весь организм, может ухудшиться работа некоторых ферментов. Переносить такое состояние долгое время больной обычно не может.

При перегревании на солнце в безветренную погоду, особенно в атмосфере, насыщенной парами воды, при физической работе в душных, плохо проветриваемых помещениях или в плохо пропускающей воздух одежде отдача организмом тепла затрудняется.

Нарушение равновесия между образованием и отдачей тепла может стать причиной теплового удара. Появляются головная боль, одышка, головокружение, шум в ушах, слабость, учащается пульс, мелькают «мушки» перед глазами. Человек бледнее и может потерять сознание.

Пострадавшего нужно перенести в прохладное место, раздеть его или расстегнуть одежду; на голову положить смоченное холодной водой полотенце или лед, ноги приподнять с помощью валика из одежды. Если больной не потерял сознание, ему дают выпить прохладной воды.

Для снижения температуры тела пострадавшего обворачивают мокрой простыней и обмахивают его, чтобы создать движение воздуха и усилить испарение.

И, конечно, сразу надо вызвать скорую помощь!

Кобзева Ирина Валерьевна

Тема урока: Роль кожи в терморегуляции.

Цель: сформировать понятие "терморегуляция", выделить причины, влияющие на потоотделение.

Задачи:

1. Раскрыть роль кожи в регуляции температуры тела.

2. Уметь использовать личный опыт при установлении зависимости теплоотдачи от условий окружающей среды.

3. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника для получения необходимой информации.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемной ситуации.

3. "Открытие" темы урока, постановка цели и задач урока.

4. Эксперимент.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

Ход урока.

Проверка д/з

Слайд № 1. Вопросы:

1) По какому принципу разделены на две группы эти животные? (Карась, лягушка, змея, ящерица, заяц)

2) К какой из этих групп относится человек?

Слайд №2. А теперь представьте, что мы оказались в Италии XV века. В роскошном замке миланского герцога Моро идет великолепный праздник, идею которого придумал великий Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу.

После праздника о нем все забыли. И только на следующий день Леонардо да Винчи обнаружил малыша в темном углу холодного зала. Он плакал и дрожал от холода. Через несколько дней мальчик умер.

Вопрос: В чем причина гибели "золотого мальчика"?

Версии, которые предлагают ребята, можно записать на доске.

Учитель: Вы догадались, что темой нашего урока является одна из функций кожи: терморегуляция.

Совместно с учащимися формулируется тема урока, цель, задачи.

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX веке, установили, что причина связана с нарушением терморегуляции.

III . Изучение нового материала.

    Кожа – орган терморегуляции.

    Реакция кожи на температуру окружающей среды (рассказ учителя).

    Причины, влияющие на потоотделение (рассказ с элементами беседы, исследование).

С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,6С, а в классе – 24С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так? (нет)

Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует)

Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной.

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 3)

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается в несколько раз. И все же температура тела не меняется.

Вопрос:

Как вы думаете, почему температура тела остаётся постоянной?

Предполагаемый ответ:

Температура тела не меняется, потому что организм отдаёт тепло.

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. И эта роль принадлежит нашей коже, т. к. этот орган непосредственно контактирует с внешней средой и, следовательно, регистрирует изменение ее температуры.

1.Что такое терморегуляция? (Это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды; или это уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме).

2. Почему терморегуляция необходима организму? (Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в рамках от 36,5ºС до 36,9ºС, что очень важно для функционирования белков и других органических веществ. Человек может переносить лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение выше 43ºС и падение ниже 25ºС, как правило, смертельно).

3. Каковы механизмы терморегуляции? (Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению).

Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду. Процессы терморегуляции зависят от количества протекающей через кожу крови.

А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении перетяжки».

У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1) Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев? Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается.

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. Видео.

Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.

Расширение сосудов может происходить под влиянием некоторых факторов внешней среды, например, раздражающее действие, может оказать нанесение на кожу различных веществ (золотой краски), содержание алкоголя в крови и т.д.

Снова обсуждается гибель "золотого мальчика", устанавливается причина. (Под действием раздражения сосуды кожи расширились, в зале было очень холодно, организм отдавал тепло и мальчик умер от переохлаждения).

Более 200 лет назад английский доктор Ч.Блэгден провел опыт: вместе с несколькими друзьями он провел 35 минут в сухой камере при температуре +126°С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода под слоем масла закипела. (через кожу происходило потоотделение и охлаждение поверхности кожи).

Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости.

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,70С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.

Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи»

Цель: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи человека Вывод: Кожа человека выделяет воду, вместе с ней выделяется избыток солей. Испаряясь, влага охлаждает кожные покровы, тем самым участвуя в терморегуляции организма.

Ход работы:

Наденьте пакет на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка. Записывайте наблюдения в течение 5-6 минут.

Пока протекает эксперимент, мы выполним следующее задание.

Задание: проанализируйте данные и определите зависимость теплоотдачи от условий окружающей среды. Заполните таблицу (видео) .

Условия среды

Препятствует отдаче тепла

Способствует отдаче тепла

1. Воздух сухой, его температура ниже

температуры тела.

2. Воздух насыщен парами воды, его температура низкая,

3. Воздух сухой, его температура выше температуры тела.

4. Воздух влажный и имеет высокую температуру.

Ответьте на следующие вопросы: 1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента? (происходит теплоотдача) 2. Почему повышается влажность в пакете? (происходит потоотделение). 3. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей?
4. Какое значение для организма имеет функция потоотделения?

Закрепление.

Что мы изучили сегодня на уроке?

А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку. 1) Какова роль кожи в терморегуляции? 2) В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают две группы животных (теплокровных и холоднокровных). 3) Что такое Терморегуляция? (– это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды). 4) К чему может привести Нарушение процессов терморегуляции (может привести к перегреванию или переохлаждению организма).

Д.З. Решите биологические задачи:

    Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

    Ноги в тесной обуви зимой замерзают. Объясните почему?

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 27.05.2011 13:50 Просмотров: 5508

    Тема урока: Роль кожи в терморегуляции.

    Цель: сформировать понятие "терморегуляция".

    Задачи: 1. Раскрыть роль кожи в регуляции температуры тела.

    2. Усвоить правила оказания первой помощи при нарушении терморегуляции.

    3. Уметь использовать личный опыт при установлении зависимости теплоотдачи от условий окружающей среды.

    4. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника для получения необходимой информации.

    План урока: 1. Организационный момент.

    2. Постановка проблемной ситуации.

    3. "Открытие" темы урока, постановка цели изадач урока.

    4. Эксперимент.

    5. Тестовый опрос.

    6. Изучение нового материала.

    7. Закрепление.

    Ход урока.

    Слайд № 1. Вопросы: 1) По какому принципу разделены на две группы эти животные?

    2) К какой из этих групп относится человек?

    Слайд №2. А теперь представьте, что мы оказались в Италии XV века. В роскошном замке миланского герцога Моро идет великолепный праздник, идею которого придумал великий Леонардо да Винчи. "Золотой век" Возрождения олицетворяет маленький мальчик, чье тело было сплошь покрыто золотой краской. После праздника о нем все забыли. И только на следующий день Леонардо да Винчи обнаружил малыша в темном углу холодного зала. Он плакал и дрожал от холода. Через несколько дней мальчик умер.

    Вопрос: В чем причина гибели "золотого мальчика"?

    Версии, которые предлагают ребята, можно записать на доске.

    Учитель: Вы видите, что пока у вас не хватает знаний, чтобы дать правильный ответ на вопрос.

    Совместно с учащимися формулируется тема урока, цель, задачи.

    Слайд № 3.

    Эксперимент. Ребятам предлагается измерить температуру разных участков тела (ладонь, кисть руки, лицо, подмышечная впадина), данные записываются на доску. Пока 3-4 человека выполняют эксперимент, остальные выполняют тест по теме "Строение и функции кожи".

    Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов. 1) Различные участки тела имеют разную температуру. 2) 36,6°С - средняя температура тела человека. 3) 25°С>смертельна>43°С.

    Изучение нового материала.

    В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Почему? (Обсуждение проблемы учащимися).

    Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. И эта роль принадлежит нашей коже, т. к. этот орган непосредственно контактирует с внешней средой и, следовательно, регистрирует изменение ее температуры.

    Слайд № 4. Работа со схемой.

    Сообщение о способах отдачи тепла организмом можно дать заранее или предложить сильным учащимся работу со статьей, пока остальные выполняют тест и эксперимент. Снова обсуждается гибель "золотого мальчика", устанавливается причина. Более 200 лет назад английский доктор Ч.Блэгден провел опыт: вместе с несколькими друзьями он провел 35 минут в сухой камере при температуре +126°С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода под слоем масла закипела.

    Залание: проанализируйте данные и определите зависимость теплоотдачи от условий окружающей среды. Заполните таблицу.

    Слайд № 5. Проверяется првильность выполнения задания.

    Самостоятельная работа с учебником. Задание: заполнить таблицу "Оказание первой помощи при нарущении терморегуляции".

    Закрепление.

    Вопросы для проверки знаний на обязательном уровне:

    Какова роль кожи в терморегуляции?

    Как предупредть тепловой и солнечный удар?

    Чем опасен значительный ожог тела?

    Вопросы для проверки знаний на повышенном уровне:

    Почему жару легче переносить в сухой пустыне, чем во влажном тропическом лесу?

    Какой должна быть летняя и зимняя одежда?

    Почему недопустимо употреблять спиртные напитки для "согревания" при переохлаждении?

    Домашнее задание.

    Тест по теме "Строение и функции кожи"

    1. Кожа предохраняет глубже лежащие органы и ткани от повреждений, так как она...

    А) прочная и упругая

    Б) поддерживает постоянство внутренней среды организма

    В) водонепроницаема

    Г) содержит много рецепторов

    2. Кожа защищает организм от ультрафиолетовых лучей, так как в ней...

    А) много волокон

    Б) есть подкожная жировая клетчатка

    В) есть рецепторы

    Г) вырабатывается витамин Д

    3. Эпидермис располагается...

    А) на поверхности кожи

    Б) под собственно кожей

    В) на поверхности подкожной жировой клетчатки

    Г) под подкожной жировой клетчаткой

    4. Собственно кожа...

    А) образует ороговевшие клетки

    Б) придает коже эластичность

    В) задерживает ультрафиолетовые лучи

    Г) не пропускает жидкости и газы

    5. Жир выделяют...

    А) потовые железы

    Б) сальные железы

    В) рецепторы

    Г) лимфатические сосуды

    Учитель биологии и экономики

    МСОШ №1

    Имени М.А.Погодина

    Город Полярный

    Котельникова Я.А.

    Тема: « Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов»

    Слова Лебедев-Кумач В.

    Закаляйся,

    Если хочешь быть здоров

    Постарайся,

    Позабыть про докторов,

    Водой холодной обливайся

    Если хочешь быть здоров!

    Нам полезней

    Солнце, воздух и вода

    От болезней

    Помогают нам всегда

    От всех болезней нам полезней

    Солнце воздух и вода!

    Закаляйся,

    Если хочешь быть здоров

    Постарайся

    Позабыть про докторов,

    Водой холодной обливайся

    Если хочешь быть здоров!

    Тип урока : изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).

    Цель урока:

    образовательная – конкретизировать знания о строение кожи;

    — сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;

    Теплорегуляция при повышение и понижении температуры

    развивающая — продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками в рабочей тетради к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

    — развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний кожных покровов;

    Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека;

    — развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;

    Развить умения оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

    Общеучебные умения: работать с учебником и дополнительной литературой, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

    Специальные умения: решать биологические задачи, работать с компьютерными рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.

    Задачи урока:

      Познакомиться с ролью кожи как органом теплоотдачи.

      Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела.

      Раскрыть секреты теплорегуляции.

      Познакомиться с причинами повышения температуры тела при заболеваниях.

      Выявить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

      Научиться оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

    Предварительная подготовка учителя:

    разработать презентацию по теме «Строение кожи».

    Разработать презентацию по теме “Роль кожи в терморегуляции организма. Повреждение кожных покровов”;

    Составить карточки с заданиями для работы по группам

    Подобрать биологические задачи по данной теме.

    Предварительная подготовка учащихся:

    Подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.

    Ход урока

    1 этап – Организационный – отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.

    Здравствуйте, кто отсутствует в классе. Не зря сегодня наш урок начинается с песни в исполнении Леонида Утёсова, ведь именно о здоровье сегодня мы и будем говорить на уроке. Нам сегодня будет необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма и какие бывают повреждения кожных покровов. Но вначале урока, мы вспомним материал предыдущего.

    НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ

    2 этап – Контроль знаний по теме прошлого урока:

    И так, кто может напомнить тему прошлого нашего урока? (Строение кожи) Сегодня в начале урока мы вспомним материал прошлого, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. А без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему.

    Проверка знаний у учащихся по строению кожи и ногтя. Для выполнения данной работы ученик сажается за учительский стол, где расположен компьютер с мультимедийной системой. На экране уже высвечивается ранее подготовленный слайд со строением кожи. Ученику необходимо только выбрать один из нескольких вариантов ответа. В тот момент, когда один ученик работает с тестом, другой названный учителем (более способный) ученик рассказывает о строении и функциях кожи. Чуть позже после проверки домашнего задания, в устной форме первого ученика, второй анализирует свой ответ (тест), и только в этот момент тест высвечивается на экран с помощью мультимидийной системы.

    Вопросы для письменной работы на первой парте — выдаются карточки с тестовыми заданиями. Для данной работы вызываются два ученика, время для их работы оговаривается- пока идёт устная проверка не более.

    Вопрос первому ученику:

    Расскажите, из каких слоёв состоит кожа и о их функциях в нашем организме. При ответе слои кожи необходимо подписать, используя компьютерную программу.

    Вопрос второму ученику:

    Расскажите о функциях потовых и сальных желёз и о строении волоса и ногтя. При ответе строение ногтя необходимо подписать, используя компьютерную программу.

      После проверки домашнего задания, учитель оценивает учеников.

    НА ВЕСЬ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    Актуализация знаний Учитель « На прошлом нашем уроке мы изучили строение и функции кожи. А сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма. И так ли она необходима для нашего организма».

    3 этап – Постановка проблемы – В конце урока, я хочу услышать ответ на вопрос: «Какую роль играет кожа в здоровье организма.

    4 этап – Изучение нового материала – изучение в группах роли кожи в процессе терморегуляции, ознакомление класса с результатами работы группы.

    Для изучения нового материала вы разбиты на группы, перед каждой из групп стоят определённые задачи, которые написаны у вас на карточках. Для решения ваших задач вы можете пользоваться учебником и книгами лежащими у вас на столах. Через 10минут приступим к обсуждению.

    Вопросы первой группе:

      Если все органы выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?

      Почему может возникнуть перегревание тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку СООБЩЕНИЕ .

      Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

    Вопросы второй группы:

      Как достигается постоянная температура тела?

    ВКЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДТВЕРДИВ ОТВЕТ УЧЕНИКА.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДИСКА 8кл.ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ И ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ с диска8кл ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

      Почему может возникнуть замерзание и обморожение тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку— СООБЩЕНИЕ.

      Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны

    Вопросы третьей группы:

      Почему же повышается температура тела при болезнях и зачем её необходимо понижать?

      В результате чего могут возникнуть солнечные, термические и химические ожоги у человека и какую первую доврачебную помощь необходимо оказать СООБЩЕНИЕ.

    3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

    Показывается материал через мультимедийную систему- рецепторы кожи, показываются процессы проходящие в коже при повышении и понижении температуры, показываются схемы про закаливание, обморожение…, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТСЯ В МОМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

    Темы сообщений детей (темы выдавались на предыдущем уроке):

      Солнечные, термические, химические ожоги и оказание первой помощи.

      Общее замерзание организма человека, обморожение и оказание первой помощи.

      Перегревание тела и оказание первой помощи (Степени перегревания тела . Лёгкое перегревание тела Оказание первой помощи при лёгком перегревании тела. Тепловой и солнечный удары Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах).

      Закаливание .

    Для более полного представления роли кожи в нашем организме давайте проанализируем лабораторную работу которую вы выполняли дома в течении двух недель и одну работу выполним в классе.

    НА ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    5 этап – Закрепление и первичная проверка знаний – тест по теме.

    И так вот мы и решили все необходимые задачи тем самым, изучив новую тему. Но теперь для закрепления материала, мы выполним устно лабораторные работы с помощью мультимидийной системы. В момент выполнения работы вы можете заработать оценки.

    Тест высвечивается с помощью мультимедийной системы на экран. Для проверки вызывается ученик, но для привлечения внимания всего класса учитель зачитывает вопросы теста в слух. А это в свою очередь позволяет детям систематизировать знания по пройденному материалу и возможно даже лучше запомнить его. Так как в этот момент у детей включается и зрительная и слуховая память. Тест берётся с диска 1С:Школа. Биология, 8кл.Человек. При решении теста если ученик допускает ошибку, то на следующий вопрос он не переходит, а это в свою очередь позволяет ещё раз обратить внимание детей на изучаемый материал.

    НА ПЯТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    6 этап – Подведение итогов.

    Выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям. При хорошей подготовке детей к уроку и правильному распределению времени учитель сможет поставить оценки на уроке более 60% класса. В конце урока для проверки, так же собираются рабочие тетради детей с выполненными лабораторными работами.

    И так сегодня на уроке мы изучали тему: «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов».

    И мне бы хотелось услышать ответ на вопрос поставленный в начале урока: «Какую роль играет кожа в терморегуляции организма (в здоровье организма)?»…

    Кожа является органом терморегуляции нашего организма. А сама терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению. И если мы будем правильно проводить процессы закаливания нашего организма, то будем меньше болеть и дольше жить.

    8 этап – Домашнее задание.

      К следующему уроку прошу выучить материал со стр.178-179.

      Устно ответить на вопросы стр.180.

      На следующем уроке мы будем говорить: «О уходе за кожей. Гигиене одежды и обуви. А так же о болезнях кожи». Все желающие из вас могут подготовить сообщения о кожных болезнях. Особое внимание прошу обратить на стригущего лишая и чесотку.

    Итог урока :
    Сегодня мы познакомились с ролью кожи в терморегуляции организма. Вы, надеюсь, сделали вывод, что внешняя красота ещё не гарантирует здоровье. Здоровье всё-таки самое важное. И помните, что в здоровом теле здоровый дух. Спасибо, вы все сегодня замечательно работали и заслужили высокий бал.

    Слои кожи Строение

    2) внутренний слой ткани;

      Роговой слой кожи наименее развит на

      Корни волос окружены:

    IV . Напиши нужное слово.

    V .Дерма кожи имеет происхождение:

    VI . Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

    VII . Дерма состоит из клеток:

    Г) способных к делению;

    Тест на урок «Кожа как орган терморегуляции»

    I . Роговой слой кожи наименее развит на

    А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.

      Корни волос окружены:

    А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;

    Б) капиллярами; Г) особой сумкой.

      Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.

    Слои кожи Строение

    1) наружный слой А) представлена пучками соединитель-

    (надкожица) тканных волокон и жировыми

    клетками рыхлой соединительной

    2) внутренний слой ткани;

    Собственно кожа (дерма) Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;

    3) подкожно-жировая клетчатка В) представлена клетками многослойного эпителия;

    Г) представлена клетками однослойного эпителия;

    IV . Напиши нужное слово.

    Собственно кожа состоит из_____________ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.

    V . Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

    А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;

    VI . Дерма состоит из клеток:

    А) орговевших и постоянно слущивающихся;

    Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;

    Г) способных к делению;

    VII .Дерма кожи имеет происхождение:

    А)эктодермальное; В) энтодермальное;

    Б) мезодермальное; Г) смешанное;