Классный час на тему: «Будьте милосердными. Уроки доброты - сочувствие Беседа коллективная помощь и сочувствие

Сочувствие и понимание
(занятие-самопознание)
Цели: воспитание нравственности у младших школьников; развитие способности говорить и слушать друг друга; формирование понятия об этикете, хороших и плохих манерах; развитие умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства.
Ц и т а т а занятия: «Счастье - это когда тебя понимают» (из к/ф «Доживём до понедельника»).
Ход занятия
I. Сидение в тишине. (Тихо (создавая благоприятный фон) звучит спокойная, приятная мелодия.)
- Расслабляйтесь постепенно, начиная с головы и доходя до ног останавливайтесь на каждой части тела на 2 секунды.
- Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, освобождаетесь от усталости и беспокойства.
- Теперь представьте, что в вашем сердце лежит красивый цветок. Он раскрывается постепенно, лепесток за лепестком - это центр Покоя, центр Любви.
- Откройте глазки.
II. Настрой на позитивные мысли (учащиеся произносят хором вполголоса).
- Я желаю здоровья себе и своим родным, друзьям и знакомым. Пусть будет мир в нашей стране и на всей планете Земля.
III. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое сочувствие и понимание. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Один из героев фильма «Доживем до понедельника» говорит: «Счастье - это когда тебя понимают!». Нельзя не согласиться с его мнением. Каждому человеку важно быть понятым, услышанным; чувствовать себя комфортно и спокойно может лишь тот, кого понимают, чьи слова и действия принимают и считают значимыми.
- Что нужно для того, чтобы тебя понимали, чтобы установился контакт с людьми? Ведь без общения не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества.
IV. Словарная работа.
- Что общего и чем отличаются понятия «сочувствие, понимание» и «жалость»? (Высказывания учащихся.)
Сочувствие - отзывчивое отношение к переживаниям других, то есть готовность помочь кому-либо в его переживаниях.
Понимание - способность войти в положение другого.
Жалость - сочувствие, вызываемое чьей-либо печалью, несчастьем.
V. Чтение и обсуждение рассказов.
1. В. Осеева. «Плохо». Беседа по вопросам.
- На кого яростно лаяла собака?
- Что в это время делали мальчики?
- Почему женщина их пристыдила и сказала им «плохо», что они ничего не делали?
- Что им надо было сделать?
- Кого не поняли мальчики?
- В чье положение не вошли?
В ы в о д. Надо непременно пожалеть того, кто слабый и не может за себя постоять.
- Что значит пожалеть? Как можно пожалеть?
2. В. Осеева. «На катке». Беседа по вопросам.
- Почему девочка плакала? Она же улыбнулась, когда к ней подошел Витя?
- Чего испугался Витя?
- Каким мы можем назвать Витю?
- Какие мальчики? Поняли ли они Витю, девочку?
- Приходилось ли вам сочувствовать кому-либо? Как это было?
- Как к этому отнеслись те, кому вы сочувствовали? А как к этому отнеслись окружающие?
- Надо ли стесняться быть к людям внимательным и добрым?
В ы в о д. Не надо стесняться сочувствовать кому-либо. Это так естественно и просто - проявить к ближнему отзывчивость, разделить с ним переживание или радость. Ему становится легко, хорошо и спокойно; а тот, кто проявил сочувствие, испытывает ни с чем несравнимые чувства быть полезным, поднимать настроение, доставлять удовольствие, способствовать приобретению или восстановлению душевного равновесия, вдохновения. Не стесняйтесь жалеть слабых и животных. Считайте это своим долгом. Надо и окружающих вас учить жалеть, сочувствовать, понимать. Если все люди своим привычным делом будут считать способность друг другу сочувствовать, в мире никогда не будет ни зла, ни насилия
3. В. Драгунский. «Друг детства». Беседа по вопросам.
- Почему мальчик раздумал стать боксером?
- Каким он будет, когда вырастет?
- Часто ли вы сталкивались в жизни с непониманием?
- Что вы делаете, если вас не понимают?
VI. Тестирование.
- Что ты делаешь, если тебя не понимают родители? Как выйти из этой ситуации? Подчеркни один из способов разрешения этой ситуации, наиболее удобный для тебя. Следует:
- рассказать бабушке;
- посоветоваться с учителем;
- поговорить по душам с родителями;
- побеседовать с другом.
VII. Игра «Улови настроение ребят».
Два-три ученика выходят из класса, а оставшиеся ребята договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (радость, восторг, огорчение и т. д.). Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным группам и в целом).
Посидим в тишине.
VIII. Настрой на позитивные мысли. (В кругу, взявшись за руки.)
- Мир, Мир, Мир везде, Мир в тебе, Мир во мне.
- Свет, Свет, Свет везде, Свет в тебе, Свет во мне.
- Любовь, Любовь, Любовь везде, Любовь в тебе, Любовь во мне.
IX. Рефлексия.
- Что значит сочувствовать, понимать, жалеть?
- Что полезного взяли для себя из сегодняшнего занятия?
- Каким ты хочешь быть?
- Изменилось ли твое настроение? Каким оно было в начале занятия, каким стало сейчас?
- Когда человек может чувствовать себя счастливым?

Справедливость и сочувствие
Цель: Воспитание высоконравственной личности
Задачи:
1. Познакомить с содержанием нравственных категорий
«справедливость», «сочувствие»;
2.
Развитие

самопознания,

конструктивного
взаимодействия.
Оборудование: карточки с текстом рассказов – для ведущего, плакат
схемы достойного выхода из ситуации.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Вступительное слово.
Как вы думаете, что такое справедливость? (Обсуждение. Вывод:
справедливость – отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более
подробно разобраться в этом.
3. Основная часть.
3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.
А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил
песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить
дорогу к городу, которая будет проходить через пещеру. Дети начали
спорить и кричать».
­ Как вы думаете, как нужно было поступить по справедливости?
(Обсуждение).
Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?
Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла
кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь,
размазня? Заживёт твоё колено»».
­ Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было поступить
Андрею?
­ Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (2­3
минуты).
В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:
 будете драться
 станете кричать, плакать, ругаться
 сделаете вид, что всё хорошо
 будете доказывать, что с вами поступили несправедливо
 перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.
Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации,
которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.
Цель: анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными
ситуациями.
3.2. Игра с элементами тренинга «Это здорово».

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники стоят в кругу. Кто­нибудь выходит из них в круг и говорит
о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое
высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это
здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по
очереди.
4. Закрепление.
­ Давайте обсудим следующую ситуацию: «Однажды Маша не
выучила стихотворение. И она решила обмануть учительницу. Маша
подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет
меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и
я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но лена
отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не
буду с ней больше дружить»».
­
Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете
поступки девочек? Это настоящая дружба? (Обсуждение 3­4 минуты).
4.1 Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: ­ обучение конструктивным способам выхода из конфликтных
ситуаций.
­ Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации:
с кем­то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по­своему
выходит из подобных ситуаций – кто­то обижается, кто­то «сдаёт сдачи»,
кто­то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной
ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших
знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а
другой – в роли обидчика. Тот кто в роли обиженного человека, пытается
достойно выйти из ситуации.
4.2 Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как
итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:
1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не
устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и
поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи
ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий
раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не
изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»,
«Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.

03.07.2015

  • поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта - первооснова человека, основа человеческих отношений;
  • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
  • способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Учитель . Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

· Что же такое милосердие?

· Обратимся к словарю (Ожегов).

· Составьте ассоциограмму к слову «милосердие».

· Милосердный – это какой? (дети подбирают синонимы).

· Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

(Учащиеся рассуждают, приводят примеры )

Учитель . Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890- 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

· в Санкт- Петербурге- 1981327 рублей;

· в Москве- 1813060 рублей;

· в Одессе- 709863 рубля;

· в Риге- 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и покупательную способность рубля тоже:

· 7-9 рублей стоила корова;

· 3-5 рублей костюм тройка;

· 25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

· в 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

· А сколько их, интересно, сегодня?

· Кому они помогают?

(ответы детей).

Учитель. Давайте попробуем с вами нарисовать солнце человечности.

Творческое задание «Солнце человечности» .

Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывает о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».

(рисунки крепятся на доску)

Учитель.

· Стоит ли быть в наше время милосердным?

· Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

· Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?

· Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

· Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?

· Есть ли люди, не достойные милосердия?

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

(Учитель читает статью Д. Гранина «О милосердии»).

· Почему мог произойти такой случай?

· Откуда же в людях равнодушие?

· Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

· Почему утрачивается чувство милосердия?

· Термин «милосердие», к сожалению, непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

· Нужно ли милосердие сегодня?

(Ученики рассуждают и отвечают)

Учитель . Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечений травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: « Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя? » Врач – целитель страшно удивился: « Живу так, а не иначе не потому,что должен, а потому что хочу помочь большему количеству людей».

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А.С. Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, они есть прямой призыв к милосердию.

И закончить наш с вами разговор хотелось бы « Облаком милосердия», которое вы сейчас будете составлять.

(на доске висят 3 облака, дети под музыку пишут на самоклеящейся разноцветной бумаге небольшое рассуждение « Что бы я сделал, чтобы в мире было больше милосердия», выходят, клеят на доску ).

Идёт обсуждение ответов детей.

Учитель . Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Афоризмы о доброте, милосердии.

1. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

2. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон)

3. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (Гюго)

4. Теплота человеческого сердца – это чудесное излучение – обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. (В.М.Кожевников)

5. Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости. (пословица)

Воспитатель: Подлеснова Е.С.
Дата проведения: 17 апреля
ст. Кавказская 2016– 2017 учебный год

Цель: формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • формировать эстетическую культуру
  • воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к инвалидам

Предварительная работа: Просмотр мультфильмов «Цветик - семицветик», «Серая шейка», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением детей разной национальности.

Ход беседы.

Педагог: Ребята недавно мы с вами смотрели мультфильм «Цветик - семицветик».
Давайте с вами вспомним, что попросила девочка Женя у последнего лепестка? Как она поступила? Какие качества она проявила по отношению к мальчику?
(Ответы детей)
Сегодня я хочу поговорить с вами о людях, которые немного отличаются от вас, но они очень хотят, что бы их понимали.
(Педагог выставляет на магнитную доску части силуэта человека)

Педагог : Ребята, давайте, соединим все части и посмотрим, что у нас получится?
(Дети отвечают, что получился человек)

Сколько рук у человека?

Сколько ног у человека?

У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек.

Но случается и такое, что у человека чего - то не хватает.

Мы с вами воспринимаем мир целиком. Ваши глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Вы можете двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать.
Но не всем людям повезло так, как вам. Некоторые, рождаются слепыми, другие не могут ходить, третьи – слышать и говорить.
Задумывались вы когда-нибудь, как тяжело таким людям ходить, общаться?

Ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это инвалиды. Инвалиды - это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы. Как мы, можем помочь этим людям? (педагог выслушивает высказывания детей)
Но есть люди, которые смеются над инвалидами, показывают на них пальцем, дразнят их.

Представьте себя на месте незрячего или глухого. Что бы вы испытали на месте этого человека?

У нас очень много детей-инвалидов, которые с удовольствием поиграли бы со своими сверстниками. Но чаще всего они сидят дома, потому что их проблемы непонятны окружающим.

И нам с вами необходимо сделать жизнь инвалидов легче и интереснее - эта задача стоит перед людьми всего земного шара.
Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Попробуйте закрыть уши и понять,что я вам расскажу.Сложно?

Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.

Физкультминутка

А сейчас мы с вами немного разомнемся.
-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите сандалик с ноги, а затем носочек. Удобно ли вам было выполнять мои команды?

А теперь встаньте и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание? (ответы детей)

Теперь попросите соседа помочь вам присесть на одной ноге. Когда задание «присесть» вам было легче выполнить первый раз или второй? (ответы детей)

Из всего этого мы можем сделать вывод, что инвалидам нужно помогать.
Но жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков.
Когда у некоторых детей-инвалидов нет рук, они начинают учиться рисовать ногами. Я знаю случай, когда мальчик без рук так хотел работать на компьютере, что научился это делать с помощью, вы не поверите, носа. Представляете, какая сила воли есть у этих людей! Такими людьми нужно восхищаться и уважать их за их силу духа и мужество!

Ребята и я хочу, чтобы вы все обладали такими качествами, как доброта , отзывчивость, сострадание, сердечность, понимание, уважение, вежливость. Эти качества помогут вам быть не только терпимее по отношению к людям инвалидам, но желание оказать этим людям помощь.

Эти люди хотят, чтобы их понимали.
В заключение нашей беседы, я хочу показать вам небольшой видеоролик о том, как мы можем общаться со слабослышащими людьми.
Демонстрация видеоролика.