Русские свадебные обряды. Свадебные традиции русского народа

Обычаи проведения свадьбы меняются вместе с течением лет. Каждый год молодые предпочитают отказываться от каких-то примет и ритуалов или же вспоминают свои корни и добавляют в торжество все новые и новые нюансы. Например, традиция обмениваться кольцами есть почти в каждом народе, от нее не отказываются по сей день. А вот христианский обычай встречать молодых иконой чтят не все даже в нашей стране, это личный выбор жениха и невесты.

Свадебные традиции и обычаи русского народа

Русское торжество бракосочетания – это целый ряд различных обычаев и примет. В давние времена люди свято чтили и соблюдали каждый ритуал.

Как сейчас у нас есть тамада или ведущий, наши предки так же выбирали человека- руководителя. Его называли дружкой, позже – тысяцкий. Он следил за соблюдением всех обрядов, тостами, поздравлениями. Иногда в качестве ритуального действа дружку или тысяцкого принято было ругать, а он должен был достойно отвечать на это.

В традиции русской свадьбы входило также рукобитие, которое сейчас уже почти не встретишь. Родители молодых собирались и за распитием крепкого алкоголя обсуждали все нюансы свадьбы: где будет жить молодая семья, кто за что платит, как гулять свадьбу.

Конечно же, каравай по сей день себя не изжил. Многие до сих пор пекут свадебные караваи, которые должны обязательно попробовать жених с невестой. Раньше это угощение пеклось на огромное количество человек, поэтому диаметр хлеба достигал невероятных размеров. Сейчас эту роль частично исполняет торт.

Существовал на Руси и обряд сводов, который проводился еще до того, как молодые пойдут под венец. Это магическое действо призвано было сплотить молодую семью, обеспечить им долгие годы совместной жизни. Жениха подводили к невесте, соединяли их руки, связывали лентой или полотенцем и водили по кругу определенное число раз.

Невесты обязательно должны были плакать перед венцом, причитать и петь особые прощальные песни, в которых говорилось, как им не хочется уходить из отчего дома и как чудесно было в девичестве. При этом совершенно не важно, по душе ли девушке этот союз или нет. Плакать нужно было обязательно.

Традиции свадьбы в России: современность

Не все свадебные обычаи и традиции в России неукоснительно соблюдаются. Некоторые уже отжили себя, другие мы начали заимствовать из прочих стран. В результате получается целых комплекс трансформированных ритуалов.

Шуточный выкуп невесты пришел на замену самому настоящему выкупу, когда жених буквально отдавал деньги родителям девушки, чтобы жениться на ней. Сейчас это веселое действо призвано повеселить гостей, проверить силу и смекалку жениха. Все собранные деньги идут в бюджет новорожденной семьи.

Поездку в загс трудно назвать традицией, это скорее необходимость, которую нужно пройти, чтобы официально стать мужем и женой. Конечно, раньше на Руси загсов не было, было венчание. Сейчас некоторые молодые также предпочитают венчаться, чтобы их брак был заключен и перед богом.

Конечно, принято дарить свадебные подарки. Раньше это были вещи, необходимые в хозяйстве. Сейчас чаще дарят деньги на начало семейной жизни.

Свадебные традиции в России включают в себя первый танец молодых. В далеком прошлой танец имел магическое значение. Вокруг молодых водили хороводы, и сами они кружились в определенном направлении. Таким образом прогоняли беды и злых духов. В наше время танец молодых – это часть банкета, когда жених и невеста показывают свои хореографические возможности под красивую музыку, развлекая гостей и показывая любовь друг к другу. Это может быть вальс, танго или что-то другое.

«Горько!» гости кричат с бокалом в руке не просто так, чтобы заставить новобрачных поцеловаться. Раньше это был знак, что в рюмках не вода, а действительно водка, «горькая».

Свадебный каравай: традиции

Хлеб всегда был особенно почитаем на Руси. А уж свадебный каравай и вовсе назывался оберегом. Его можно было хранить, брать с собой в дорогу, защищаться от сглаза.

Такой каравай выпекали только женщины, которые имели легкую руку и крепкий брак. Вдовы, разведенные и бездетные ни в коем случае не допускались до этого важного дела.

До нас дошла традиция встречать караваем молодых, а также делить его, чтобы узнать, кто в доме будет главенствовать.

Этот круглый хлеб обязательно украшался различными символами: кольцами для крепкого брака, колосьями пшеницы для богатства, листочками и лепесточками для здоровых детишек.

Его нужно было разделить между всеми гостями. Никто не должен уйти со свадьбы, не попробовав каравай. Кусочек также уносили домой и делили между всей семьей, которой не довелось побывать на свадьбе. На него даже совершались заговоры, которые и наделялись магическим значением.

Современные новобрачные предпочитают покупать готовые или заказывать караваи. Однако самые умелые пекут их сами, что считается особой честью.

Традиция на свадьбе: семейный очаг

Это очень волнительный и красивый обряд, который пришел к нам из самой древности. Молодые любят его за красоту и романтичность, но он имеет и символическое значение.

Суть этого ритуала в том, что родители жениха и невесты зажигают свечу и передают ее молодым, а вместе с тем произносят напутственное слово, как нужно хранить уют и тепло в семье.

Чаще всего современные молодожены покупают специальную красивую свечу, чаще красного цвета. А родители зажигают ее огнем своей свечи под красивые слова ведущего. После этой церемонии очаг остается у новобрачных. Говорят, что в трудные времена можно зажигать его, и в семью вернется мир и покой, а все беды пройдут стороной. Зажигать его могут как мамы или папы, так и все родители вместе.

Традиции армянской свадьбы

Армения, как и любая другая страна, менялась с течением времени. Одни обычаи отходили на второй план, другие же остаются неизменными по сей день.

Как и на Руси, в Армении обязательно свадьбе предшествовало сватовство. Раньше жених не принимал в нем участия, приходили только сваты. Затем уже стало принято брать и жениха.

Сваты приходили после наступления темноты, чтобы скрыться от глаз соседей. Ведь отказ мог сильно снизить рейтинг несостоявшегося мужа. Мужчины всегда считались главнейшими, поэтому сваты всегда были мужского пола. Отец никогда не выдавал свою дочь с первого раза, это считалось позором. Будто невеста чем-то ущербна, поэтому ее хотят отдать поскорее.

Отказывать в лицо было непринято. Существовало множество иносказаний, которые означали либо «Мы подумаем, зайдите еще раз», либо «Нашей невесте другой жених нужен».

Обязательно давалось приданное за невестой. И чем больше приданного, тем завиднее невеста. Но этот обычай уже устарел. Сейчас в знак уважения сторона жениха говорит, что никаких денег не нужно, они желают лишь, чтобы эта девушка стала членом их семьи.

Армянские свадьбы обычно справлялись поздней осенью или ранней зимой. На это есть множество причин. Во-первых, урожай уже собрали, а значит еды много. Во-вторых, организм после лета укреплен и полон сил, а значит и дети будут рождаться крепкими и здоровыми.

Торжество всегда пышное, громкое с бесчисленным количеством гостей. Это и по сей день так. Приглашают всю родню, даже дальнюю, чтобы никого не обидеть. Раньше гостей созывали музыкой, а самых уважаемых жителей приглашали с особыми почестями.

Гости со стороны будущего мужа старались подарить как можно больше золотых украшений. Ведь именно так и нужно показывать благосостояние рода.

Обязательно на свадьбе присутствовали макары – вооруженные крепкие молодые парни, которые выполняли роль телохранителей. Они защищали всю процессию и жениха в частности.

Еды всегда было много, а танцы не прекращалась. Стороны соревновались в том, что больше рад и весел. Никто не должен уступать в танце другому.

Свадебные традиции и обычаи в Беларуси

Белорусская свадьба похожа на нашу, исконно русскую. Обязательно было сватовство, причем здесь приметы играли настолько важную роль, что, завидев черную кошку, сваты могли вернуться. На сватовство брали с собой подарки, угощения, чтобы задобрить родителей невесты.

Женились чаще в конце лета, в начале осени, когда заканчивался сбор урожая. А вот в середине января, по белорусским обычаям, свадьбы запрещены.

Перед вступлением в брак будущая жена устраивала девичник, на котором прощалась со своими незамужними подругами. Они плели венки. У невесты должен быть самый пышный, красивый и тугой венок.

Молодую наряжали в чужом доме неподалеку от дома жениха. Считалось очень плохой приметой переводить девушку через дорогу в день ее свадьбы. Ей надевали подвенечное платье, заплетали тугую косу. Фата (или платок) надевалась в самый последний момент.

Обязательно был выкуп, шуточный и веселый с играми и стишками.

После приезда жениха, руки будущих супругов вкреплялись платком, их несколько раз обводили вокруг стола с белой скатертью. После чего угощались и ехали в храм венчаться.

После венчания новоиспеченная семья должна была объехать семь мостов и посетить могилу предков. Эти традиции живы до сих пор. Новобрачные стараются побывать на семи мостах, чтобы жених перенес на рукам невесту через каждый из них. Вместо могилы предков часто посещают мемориалы, братские могилы.

После прогулки все провожали молодых домой. Порог был особенным местом. Его часто ассоциировали со смертью, поэтому муж обязан был нести свою жену на руках через порог, а гости осыпали их зерном.

Уже в доме с молодой супруги снимали фату, отдавали старшей подружке, чтобы она тоже вышла замуж в скором времени. На голову новобрачной надевали простой платок, символизирующий женскую долю, роль в семье.

Многие традиции сохранились по сей день, другие же трансформировались. Но выкуп, каравай и девичник всегда имели и имеют большое значение в свадебном обряде.

Свадебные обряды и традиции в Украине

Свадебный украинские традиции мало чем отличаются от исконных русских. Но в них больше языческих нюансов. Мы рассмотрим только самые интересные и необычные украинские обряды.

  • Воровство девушек. Во время танца вполне можно было украсть девушку, даже из богатой семьи, а потом жениться на ней, если она не против, конечно. От парня требовалось немало смелости и ловкости, чтобы унести свою добычу как можно дальше от дома и там продержать не менее суток. Если его найдут раньше, не сносить ему головы. А вот после 24 часов его прощали, если похищенная не желала за него идти, или женили, если оба были согласны.
  • Девичье сватовство. Не было запрещено девушкам свататься к понравившемуся молодому человеку. Отказывать ей было нельзя. Такое сватовство применялось только в очень редких случаях, если девушка была обманута парнем. Так она могла себя защитить.
  • Освобождение путем брака. Долгое время на украинской земле существовал обычай не казнить осужденного, если какая-то девушка пожелала стать его женой. Осужденных женщин это тоже касалось. Есть поверье, будто однажды казака повели на казнь, ему навстречу вышла девушка и пожелала стать его женой. Но взглянув на нее, молодой человек пожелал скорее быть повешенным, чем жениться на ней.
  • Женили всегда по старшинству. В семье, где несколько детей одного пола, в брак вступал сначала всегда старший и никак иначе. Средние и младшие обязаны были ждать своей очереди. Ведь если более молодая сестра выйдет замуж раньше, это будет оскорблением для старшей. Ее уже могли и не взять.
  • По языческой традиции, можно было жениться и весной, когда природа расцветает, а не только осенью после сбора урожая.
  • К языческим символам можно отнести и свадебную веточку, которая обозначала красоту невесты. Ее запекали в тесте и ставили на праздничный стол. После торжества все подружки и дружки отламывали от нее по кусочку.
  • Украинские свадьбы всегда широкие, шумные, на них алкогольные напитки льются рекой. По этой причине детей даже старшего возраста на такие празднества не брали.

Традиции татарской свадьбы

Татарские свадебные торжества отличаются от русских по понятным причинам: татары – мусульманский народ. Однако есть у нас и немало общего. Например, сватовство и помолвка.

Одним из интересных мусульманских обычаев является обряд никах. По сути это то же самое венчание. Мулла дает молодым советы и наставления, а также благословляет их. Пока не будет совершен никах, жених не должен оставаться наедине со своей избранницей.

Выкуп у татар не шуточный, а самый настоящий, когда семья жениха отдаем калым за будущую жену. Тамада на таких свадьбах также присутствует, но его не нанимают, а выбирают среди гостей самого веселого и смелого. В настоящее время ведущего предпочитают все же нанимать.

Конечно, среди праздничных блюд должен быть традиционный плов, а среди сладостей медовый чак-чак.

Существует и специальный брачный домик, где находится брачная постель. Ее тщательно освещали. Все гости касались ее и клали монетки на блюдце. После чего в этом доме оставались лишь старшие женщины и невеста. Они поучали молодую, как нужно встретить мужа.

Когда все гуляния завершены, проводились особые конкурсы и игры, в которых жених доказывал, насколько он силен и умен. Только после этого он получал право остаться с новоиспеченной супругой наедине.

В день свадьбы принято также ходить в баню. Гости и жених мылись, после чего муж надевал новую чистую одежду, которую сшила ему невеста.

Как и причитания невест на Руси, у татарского народа есть так называемые «ласкания». Молодая жена садилась спиной к гостям и пела песни о тяжелой женской доле. Гости же подходили, утешали ее и гладили по спине.

Раньше, если жених не отдал сразу весь калым, он помог навещать свою жену не чаще раза в неделю до выплаты полной суммы. Современные свадебные традиции татар таких мер не предполагают.

Свадьба в Индии: традиции

Индийский народ больше кого бы то ни было чтит свои обычаи с древних времен. Местные жители стараются соблюдать все ритуалы и обряды, чтобы обеспечить молодым долгую и счастливую жизнь.

Мы привыкли думать, что индийское торжество – это песни и пляски в духе любых фильмов. Это тоже имеет место быть, но в большей мере это духовное таинство. Обряд под названием виваха связывает две семьи воедино, а также накрепко сплетает две души на следующие семь жизней. Поэтому так важно соблюсти его правильно.

Свадьбу организовывают и оплачивают родители невесты. Саму молодую наряжают в красивое сари красного цвета и украшают особым образом. Цвет и покрой праздничной одежды может разниться в зависимости от района Индии.

Прическа у невесты может быть только одна – тугая длинная коса. Распускать волосы прилюдно индийской женщине запрещено. Перед свадьбой волосы девушки тщательно мылись и смазывались драгоценными маслами. После чего заплеталась коса.

У будущей жены есть и особый макияж. Это черная подводка для глаз, которая делает взгляд более таинственным. Маленькая красная точка на лбу, называемая бинди, равнозначна обручальному кольцу, как и колечко в левой ноздре. Это признак замужней женщины.

Индийская свадьба длится 4-5 дней. Все это время проводится множество различных обрядов, ни один из которых нельзя пропустить.

Одним из основных качеств невесты считалось (и считается по сей день) целомудрие. Женщину сравнивали с полем, а мужчину – с его владельцем. Первый, кто вспахал поле, владеет им по праву, а также всем, что растет на нем. Поэтому браки с девушками, которые потеряли девственность, считались бессмысленным занятием. Получается, что жених украл жену у кого-то другого, эта женщина и все ее дети принадлежат не ему.

Сейчас, как во многих других странах, молодая семья уезжает на машинах, но раньше невесту увозили на украшенном слоне или лошади, а все гости провожали их песнями и танцами.

Итальянская свадьба: традиции

Италия – это всегда безудержное веселье, шумные игры, танцы и обилие вина.

Считается, что обычай переносить невесту на руках через порог пришел именно отсюда. Ведь если невеста споткнется о порог дома, это предрекает множество бед и неприятностей.

Помимо танца молодых, невесте еще нужно станцевать отдельно, продемонстрировав свои хореографические навыки. Начинает она обычно одна, а потом к ней присоединяются гости, которые просто не могут усидеть на месте.

Основное правило итальянских свадеб – все должно быть весело. Гостей обычно много, это родственники, близкие и дальние, друзья, семьи друзей, друзья семьи друзей и т.д.

К медовому месяцу итальянцы также относятся очень ответственно. До сих пор для них это не просто отдых. Чтобы жизнь молодых была счастливой и богатой, сладкой, им положено первые две недели после свадьбы есть мед, что они и делают.

Одним из интересных обрядов является распиливание бревна молодыми супругами сразу после свадьбы. Причем пилить надо вручную. Это символизирует крепкий союз и сотрудничество новобрачных. Стоит добавить, что у итальянцев не принято жениться рано. Брак в 30-35 лет у них считается ранним.

Цыганская свадьба: обычаи и традиции

Те ассоциации, которые возникают у вас при представлении цыганского веселья, как нельзя лучше подходят под определение свадьбы.

Цыганский народ совершенно не жалеет денег и сил на свадьбу, так как она считается самым важным событием в жизни. Поэтому кто бы ни женился, гуляют все и угощают всех прохожих.

Сватовство происходило интересными образом. Дети еще могли быть малышами, а их родители уже договорились о свадьбе. Когда дети достигали определенного возраста, договоренность о браке обязательно соблюдалась. Можно даже обмениваться невестами, если у двух семей есть сын и дочка. В этом случае и выкупа не нужно, так как это обоюдовыгодное решение.

Если у юноши нет денег на выкуп или его любимая предназначена другому, он мог ее украсть.

На торжестве гости –мужчины и женщины не могли сидеть вместе, для них предполагались разные столы. Первая брачная ночь должна проходить не после застолья, а во время. Молодых уводили в шатер, где никого не должно быть, кроме них самих. Когда на подносе выносили рубашку невесты, начиналось особое веселье. Родители поздравляли друг друга, гордились своими детьми.

Если невеста была невинна, ей дарили дорогие подарки. Если же нет (что бывало очень редко), ее родители должны были возместить все расходы на свадьбу.

Американская свадьба: традиции

Всем нам знакомы обычаи свадебного американского торжества из фильмов и сериалов. В США не принято экономить на свадьбе. Если устраивать торжество по всем правилам, придется оплатить помолвку, репетицию, саму свадьбу, а также фуршет во время медового месяца.

Оттуда пришел обычай делать предложение оригинально и красиво, чтобы потом можно было рассказать друзьям и подругам. Сватать совсем не обязательно. Влюбленные сами все решают, а потом лишь сообщают эту радостную новость остальным. Репетиция не всегда необходима, но ее иногда устраивают, чтобы познакомить гостей и создать благоприятную атмосферу.

Шуточные церемонии регистрации брака в Америке неприняты. Чем больше романтики, тем лучше. Считается, что на самой церемонии гости должны плакать, а уже на банкете смеяться.

Чтобы семейная жизнь удалась, у невесты должно быть что-то голубое, что-то одолженное и что-то новое во время церемонии.

В США гораздо чаще венчаются в церквях, чем у нас, даже если пара не является сильно верующей. После церемонии жених выносит невесту на руках, их осыпают лепестками и рисом.

Второй день свадьбы: традиции

Не все новобрачные хотят отмечать второй день. Однако свадебный обряд в русских традициях предполагает, что на следующий день после свадьбы должно быть веселье и продолжение банкета. Раньше свадьбы гуляли неделю, теперь принято праздновать только два дня. От этого обычая вполне можно отказаться, если так пожелают молодые.

На Руси второй день был обязателен. Новорожденная семья принимала гостей, угощала их. Молодая жена демонстрировала свои умения как хозяйки. Иногда ей в шутку мешали, рассыпали мусор, переворачивали ведра. А первый блин подавался с сюрпризом, в него подмешивали уксус или уголь. Гость, съевший такой блин, все равно должен был хвалить хозяюшку и дать ей денег за хлопоты.

Конечно, были и ряженые. Все веселились, придумывали костюмы, чем смешнее, тем лучше. Ходили по улицам, угощали прохожих водкой.

Такие обычаи царят не только в России. Так, например, у дагестанцев тоже принято на второй день приглашать родственников в дом и угощать их. Молодым продолжали дарить подарки. А молодая супруга обязана была танцевать с любым желающим.

У казахов же, наоборот, молодожены должны посещать всех родственников, а те их угощали и дарили подарки.

Существуют отдельные племена на острове Борнео, где второй день далеко не так весел. У них медовый месяц – это суровое испытание. Три дня после свадьбы молодые не имеют права сходить в туалет. Чтобы это выдержать, им приходится почти не есть и не пить. И только если оба справятся, им будет дарована счастливая и долгая совместная жизнь.

Как мы видим, свадебные традиции народов мира отличаются друг от друга, но неизменно одно: все обряды и ритуалы призваны скрепить молодую семью на долгие годы.

Свадебное торжество - это древняя церемония с участием родных и близких людей, поэтому неудивительно, что многие молодые пары хотят отдать дань памяти прекрасной старине. Для этого новобрачные вносят в современный банкет древние ритуалы и обряды, подчеркивая тем самым свои патриотические чувства к родине. Русская свадьба - это одновременно веселый романтичный и родной сердцу праздник. А приверженность старым традициям обязательно найдет отклик в душах участников.

Какие свадебные обряды характерны русскому народу

Несмотря на внешнюю хаотичность, свадьба на Руси проводилась по определенным канонам, в строго соблюдаемой последовательности. Русские свадебные традиции состоят из присущего многим народам волнующего сватовства, делового сговора, веселого свадебного застолья и волнующей брачной ночи. Все этапы мероприятия наполнены глубоким смыслом и неукоснительно следуют друг за другом. Венчание в храме — это официальное признание бракосочетания церковью, застолье — демонстрация обществу своих узаконенных отношений.

Сватовство

По старинным устоям и обычаям древней Руси, если наметилась суженая для парня, значит собирается семейный совет из ближайших и доверенных родственников. Сам жених мог и не подозревать о предстоящих изменениях в своей судьбе, частенько решение принималось без его участия. Как следует обсудив все насущные моменты, семья потенциального мужа собирает делегацию для визита к родителям приглянувшейся девушке. Сватами могли быть только уважаемые и опытные родственники из старшего поколения: дядьки, крестные родители. Послы должны были обладать красноречием, учтивостью, но также быть бойкими и раскованными, чтобы достойно представлять будущую семью, вести выгодные переговоры, уметь сглаживать неприятные обороты беседы.

Если семьи находились примерно на одном уровне достатка, то особых требований к материальному обеспечению молодых не возникало. Наши предки справедливо полагали, что молодожены должны усердно трудиться и совместно наживать добро годами.

Обряд сватовства, согласно свадебной традиции русского народа, проходит в определенные дни, считающиеся удачными: вторник, четверг, суббота. Так как предполагалось застолье с угощением, то для времени проведения такого мероприятия выбирались сумерки. Ведь именно при свете свечей так приятно вести задушевные разговоры, выпить чарку за полное согласие во всех вопросах и угоститься сытным ужином.

Дождь изобилия

Так как наши предки не могли похвастаться современными спецэффектами, они изобрели свои, самобытные и не менее красивые. «Дождь изобилия» означает торжественное осыпание молодых ценными злаками ржи, овса и хмеля, как символами денежного достатка семьи. Позднее присоединяется обычай осыпать молодых лепестками цветов, чаще роз. Такой красивый обряд успешно укоренился и в современном обществе.

Благословение молодых с караваем

Хлеб на Руси издревле был не только основной пищей, но и символом благополучия, спасения от голода, нужды. Поэтому, согласно русской свадебной традиции, новобрачных чествуют и благословляют специально испеченным караваем. Праздничный пирог выглядит великолепно и солидно: впечатляющих размеров, с румяной корочкой и узорчатым украшением в виде веточки калины, знаком нерушимой любви.

Интересно, что процесс выпечки — весьма строгий и тщательный. Ставит опару и замешивает воздушное тесто замужняя мастерица, имеющая много здоровых детей. Считается, что счастливая женщина таким образом подмешивает в тесто часть своей удачной семейной доли. Для работы мастерица одевается в праздничную чистую одежду, хорошо моет руки, умывает лицо, надевает платок на голову. С благодарственной молитвой господу женщина принимается за работу и молится все время, пока сдобный каравай поспевает. К процессу выпечки допускается и представитель мужского рода, его задача — поставить каравай в печку с неизменной хвалой Богу.

Встречают праздничным караваем жениха и невесту родители. Свадебный пирог с солонкой соли наверху солидно смотрится на богато расшитом полотенце. Молодым надлежит осторожно отломить кусочек, обмакнуть в соль и отведать. В современной интерпретации торжества больший ломоть каравая означает право главенства в семье. После праздничный хлеб учтиво предлагается гостям.

Похищение невесты и выкуп

Выкуп любимой — забавный развлекательный обряд на русской свадьбе. Путь жениха к невесте тернист и проходит через многочисленные препятствия, придуманные ему друзьями и гостями. По русской свадебной традиции односельчане устраивают надежный заслон парню, не пуская его к суженой. Согласно другому ритуальному действию невесту надежно прячут, якобы в колдовском мире. Но бравый жених с друзьями находит любимую и увозит ее на лихом коне.

Не только новобрачный подвергается жестоким испытаниям перед свиданием с избранницей, но и его верные друзья. В свадебных традициях русского народа организуются всяческие игры, порой весьма опасные. Например, прыжки через бушующий огонь, единоборства, шаткий мост на пути. Шустрые подружки невесты также проявляют фантазию: загадывают сложные шарады, загадки, требуют монеты. Если жених щедр, семейная жизнь сложится удачно, будет плодотворной и гармоничной. Пройдя с честью все испытания, будущий муж может наконец обнять и поцеловать свою суженую.

Свадебные традиции, связанные с убранством невесты

Белоснежный подвенечный наряд новобрачной стал русской свадебной традицией сравнительно недавно, в 19 веке. А облачаться в белое платье было принято лишь после революции.

На Руси крестьянские девушки обходились праздничной национальной одеждой. Невесты из дворянского сословия блистали в роскошных платьях из дорогих материалов разных цветов с обилием драгоценностей.

Платье и фата

В церковь русская новобрачная идет в скромной одежде неярких тонов, чтобы подчеркнуть печальный момент расставания с девичеством. Если обратиться к истории, то некоторые ответвления русской нации и вовсе наряжали девушку в черный наряд на венчание. После религиозного скрепления уз ей позволялось переодеться в праздничный костюм алых расцветок, символа радости и счастья.

Наряд невесты на русской свадьбе состоит из нескольких предметов. Главным элементом наряда является национальный сарафан, расшитый руками молодицы, с узорами прекрасных цветов и птиц. Вышивка такого убранства представляет собой настоящее произведение искусства. Здесь используются серебряные и золотые нити, бисер, кружево, тесьма, жемчуг. Зажиточные семьи могут позволить себе богатое платье из сверкающей парчи. Сверху сарафана может быть надета роскошная душегрея с оторочкой из натурального меха.

Под сарафан, по русской свадебной традиции, надевается белоснежная рубаха с рукавами пышными или узкими, иногда с соблазнительными прорезями. Голые руки женщины считаются неприличным знаком на бракосочетании, их необходимо прикрыть от нескромных прикосновений суженого раньше времени. Роль нижнего белья выполняют несколько хлопчатобумажных юбок, создающих необыкновенную пышность наряда.

Голову юной невесты украшает трогательный венок из обычных цветов, знак свежести и молодости. Более поздние свадебные традиции добавили больше колорита. На голову надевался атласный обруч, вплетались яркие ленты в волосы, использовались украшения с самоцветами. Прическа юной невесты — две косы или свободно распущенные волосы. Прозрачная расшитая фата прикрепляется к высокому богато украшенному кокошнику, нередко закрывая при этом лицо. Свадебная вуаль не только добавляет юной девушки обворожительности, но и защищает её от дурного глаза, порчи. По завершении свадебной церемонии косы заплетают вокруг головы под платок или повседневный кокошник.

Букет невесты и подвязка

На современном бракосочетании невеста кидает в конце торжества свой букет в толпу незамужних барышней для определения следующей счастливицы. Традиция эта заимствована с Запада, но перекликается и с русским обычаем, по которому уже замужняя девушка отдавала венок с головы свои подружкам. Так юные девицы примеряли ритуальный убор, привлекая судьбу.

Русская свадьба богата уникальными и красивыми обычаями, а некоторые из них имеют популярность и по сей день.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.В старинной свадебной песне, исполнявшейся на девичнике, говорится:

Лей-полей, Волга-река,
Волга-река, во круты берега!
Побереги, родной батюшко,
Ты свою Федосью-душу!
Сегодня у Федосьи-души да девичь вечер,
Завтра у Петровны поведенный день:
Поведут Федосью-душу ко суду Божью,
Ко суду Божью, ко злату венцу,
Страшно стоять, страшно стоять у суда Божья!
От суда, от суда Божия - к чужому батюшку,
Ко чужому батюшку, ко неродному.
У суда Божья голова болит,
Под златым венцом ноги ломятся!

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два подружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учавствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Масло . Андрей Рябушкин .

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В. Максимов , 1875

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Маковский К. Е. 1883.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе пир в родительском доме молодухи продолжался.

Обережные обряды

  • Чтобы обмануть тёмные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.
  • Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви.
  • Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
  • Чтобы домовой принял молодую в новую семью - необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
  • От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
  • Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.
  • Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником .

Пословицы и поговорки

  • Свадьба и смерть - сёстры.
  • Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться).
  • Страшно видится: стерпится - слюбится.
  • Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.
  • Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.
  • Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!
  • Жениться - не лапоть надеть.
  • Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.
  • Дай бог с кем венчаться, с тем и кончаться.
  • Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трёх-семи лет).
  • В девках сижено - горе мыкано; замуж выдано - вдвое прибыло.
  • Женился на скорую руку да на долгую муку.
  • У старого мужа молодая жена - чужая корысть.
  • Мужчина, коли хоть немножко казистее чёрта, - красавец.
  • Много женихов, да суженого нет.
  • Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова?
  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
  • Не бери жену богатую, бери непочатую!
  • Первую дочь бери - по отцу, по матери, а вторую - по сестре!
  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)!
  • Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно.
  • Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
  • Горько вино, не пьётся (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).
  • Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит.
  • Дождь на молодых - счастье.
  • Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).
  • Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
  • Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.
  • Монах на свадьбе зловещ для молодых.
  • Обручальное кольцо под венцом уронить - не к доброму житью.
  • Подвенчальную свечу берегут, а зажигают её для помощи при первых родах.
  • Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
  • Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).

1.Русские свадебные обряды

2.Смотрины

4.Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

Прошло то время, когда судьбу молодых решали родители. Будущие молодожены сами выбирают свою вторую половинку и обряд сватовства претерпел множество изменений. В древности в дом к девушке приходили родственники и родители жениха, чтобы договориться о заключении брака. Именно во время сватовства будущие родственники знакомились друг с другом и налаживали связи.
В наше время обряд стал намного проще: жених приходит в дом невесты и просит ее руки у родителей. Некоторые и вовсе пренебрегают этим обрядом и просто сообщают обеим сторонам о своем решении.

2. Помолвка

Данный обряд является официальным провозглашением влюбленных женихом и невестой. Сейчас помолвку можно считать самым романтическим моментом и женихи словно соревнуются друг с другом в креативности, устраивая прилюдные шоу и т.д. Как и раньше, жених преподносит невесте кольцо, которое она будет носить до свадьбы, а потом хранит как память. В старину по этому поводу устраивался настоящий праздник, в наше время помолвка также сопровождается вечеринкой.

3. Девичник или мальчишник

Современный и древний девичники очень отличаются. Если раньше невеста слушала причитания и наставления, плакала по отчему дому и т.д., то сейчас это происходит в атмосфере легкости и веселья. Мальчишник и девичник в наше время – это скорее последний шанс «оторваться» по полной программе и попрощаться с холостой жизнью. Клуб или бар, спиртные напитки, караоке, стриптизерши или стриптизеры – все это можно считать атрибутами современного девичника или мальчишника.

4. Выкуп невесты

Свадебный день начинается с того, что невеста и подружки наряжаются. Жених собирает сватов, друзей, дружку и отправляется в дом невесты, которую полагается выкупить у родственников и подружек. Жених должен пройти «полосу препятствий», во время которой он отгадывает загадки, проходит различные конкурсы и т.д. За каждую неотгаданную загадку жених должен откупиться подарком или деньгами.

5. Регистрация в ЗАГСе

После выкупа молодожены и их родственники отправляются в ЗАГС для того, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. Под марш Мендельсона молодожены торжественно входят в зал, обмениваются кольцами и закрепляют свой союз поцелуем. Свадебная традиция, пришедшая к нам из Италии, прижилась и на русских свадьбах. Молодожены выпускают в небо белых голубей. Это символизирует именно девушку, которая вырывается на волю из родительского дома, выходя замуж. После ЗАГСа пара в сопровождении родителей, родственников и друзей отправляется кататься по красивым местам города: к памятникам, вечному огню, торговым центрам, площадям и т.д. Многие пары сейчас не регистрируют брак в ЗАГСе, а пользуются услугами нотариуса и регистрируют свой брак прямо на банкете.

6. Банкет и свадебное застолье

Ну какая русская свадьба проходит без пышного банкета и веселого застолья?! Молодоженов встречают со свадебным караваем или хлебом и солью, и молодые по очереди откусывают каравай. Если следовать поверью, то тот, кто откусит бОльший кусок - и будет хозяином в доме. У входа молодых осыпают конфетти (лепестками роз, рисом, монетами и т.д.).

7. Горько!

По одной из версий, наши предки были очень суеверны. Они всерьез верили в злых духов, которые, по их мнению, обожали строить козни мирно веселящемуся народу.
Особенно нечисть не любила, когда люди счастливы и радуются. И вот, пытаясь обмануть злых духов, на свадьбе народ кричал «Горько!», тем самым показывая, что им не так уж и хорошо. Услышав это, нечистая сила должна была поверить и уйти прочь!
В наше время, услышав возглас «Горько!», молодожены должны стоя целоваться, как можно дольше, а все гости дружно начинают считать: «Раз, два, три… пять… десять…» - и так далее. Чем дольше молодые будут целоваться, тем крепче будет их брак.

8. Воровство невесты на свадьбе

Как и большинство обрядов, этот также берет свое начало с древности и имеет очень интересные корни. С появлением крепостного права появился обычай, при котором первую брачную ночь крепостная невеста должна была провети с барином. Женихи противились этому и тогда барин подсылал своих холопов и в разгар свадьбы они похищали невесту. Если жених был состоятельный, то он выкупал невесту в целости и сохранности. Сейчас невесту воруют больше для забавы и жених также должен выкупить невесту, но выполняя различные задания.

9. Воровство туфельки невесты

В старину существовал обычай, во время которого незамужние девушки просили невесту дать примерить ее обувку. Та из подруг, которой туфелька приходилась впору, оставляла ее себе и требовала выкуп с жениха. Этот обряд был своего рода проверкой состоятельности будущего жениха.

10. Свадебный торт

В старину считалось, что преломив хлеб с человеком, вы становитесь близкими друг другу людьми. Считается, что именно от этого обычая пришел обряд разрезания торта. Современные торты вполне можно считать произведениями искусства! Первый кусок торта молодожены разрезают вместе, но одним ножом.

11. Снятие фаты

Этот обряд можно считать самым древним и красивым. В древние времена с невесты снимали не фату, а венок, увитый лентами и расплетали косу. Замужние женщины с непокрытой головой ходить не могли и ношение платка для них было обязательным, поэтому после снятия венка и расплетания косы голову жены покрывали платком. Так и возник обряд снимать новоиспеченной жене фату и покрывать голову платком. Эта церемония снятия фаты символизирует переход из девичьей жизни в семейную жизнь.

12. Бросание букета

Эту традицию переняли у европейцев. Невеста бросает букет из-за спины незамужним девушкам и та девушка, которая поймает его, следующей выйдет замуж.

13. Первая брачная ночь и медовый месяц

После окончания всех церемоний и прощания с гостями, молодые отправляются домой или в гостиничный номер, где и проводят свою брачную ночь, а после отправляются в свадебное путешествие. Иногда празднование длится два дня. На второй день приглашают только членов семьи и близких людей. Второй день посвящен поздравлениям родителей. Этот день назвают "к теще на блины". В этот день родителей молодоженов поздравляют с новыми званиями и дарят им подарки и уже для них кричат «Горько!».