Какая страна была традиция украшать елку. Обычай наряжать елку

Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа».

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - такая же, как на кремлёвских башнях.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Новогодние праздники у нас прочно ассоциируются с наряженной елкой, на которой сияют разноцветные огни, таинственно переливаются стеклянные шары, мерцают бусы и нити гирлянды. Нам кажется, что так было всегда. Но так ли это на самом деле?

Древние истоки обычая

Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и темные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племен ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.

Рождественская ель и Мартин Лютер

Прошло много лет, в Европе уже давно повсеместно было принято христианство. Но люди, как и в языческие времена, по-прежнему в рождественскую ночь уходили в лес, дабы украсить ели цветными лоскутками и плодами. Все это беспокоило священника и реформатора Мартина Лютера. Существует предание о том, что однажды в канун Рождества он шел по заснеженному лесу, печалясь такому поведению своей паствы. И тут он увидел высокую пушистую ель, на ветвях которой иней сверкал, подобно звездам на ночном небе. А самая яркая морозная звезда украшал верхушку, подобно Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Лютеру понравилась такая аналогия - он нашел решение проблемы. Елку доставили в дом священника, и он украсил ее свечами, чтобы их огоньки напоминали мерцание звезд. Так и появилась эта традиция.

Новогодние елки в Европе и России

На самом деле, нельзя точно сказать, откуда пошла традиция наряжать елку. Хотя легенда и приписывает ее Мартину Лютеру, первые письменные упоминания о рождественских елях датированы 1605 годом. В те времена их украшали розами из цветной бумаги, яблоками, орехами и другими подобными вещами. И только в начале 19 века этот обычай распространился по всем европейским странам. А в Америке украшенные ели стали повсеместным атрибутом Рождества к середине 19 века.

Откуда взялась эта традиция в России?

Хотя Петр I повелел праздновать Новый год и ставить перед воротами украшения из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей еще в 1700 г., по-настоящему обычай украшать домашнюю ель повсеместно распространился только в конце 1830-х годов. Первым рождественскую ель приказал украсить царь Николай I, а затем и вся знать последовала его примеру. В те времена в моду вошла немецкая романтическая литература, и это поспособствовало распространению традиции. Любопытно, что в это же время швейцарские и немецкие кондитеры в Петербурге стали предлагать своим клиентам готовые деревца, украшенные сладостями.

Елка в Советском Союзе

Однако следует отметить, что наряженная елка была атрибутом Рождества, то есть религиозного праздника. И естественно, Октябрьская революция упразднила все − и Рождество, и празднование Нового года, и елку. В конце 1920-х годов все это было под запретом. Впрочем, в стране, разоренной революцией и Гражданской войной, и возможностей для всего этого не было. Но время шло, жизнь налаживалась, а праздники людям нужны всегда. И в 1936 году елка вернулась именно как атрибут новогодних праздников. Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской символикой, яркими шарами. К счастью, идеологические мотивы вскоре были забыты, а у нас и сегодня есть возможность наряжать новогоднюю елку.

Традиция наряжать елку под Рождество появилась во Франции в 1605 г. согласно древним источникам информации. Из Франции этот обычай плавно переместился в соседнюю Германию, потом распространился по Европе, а во времена правления Петра 1 и вовсе пришёл в Россию.

Петр 1 - великий реформатор, настоятельно вводил в российское общество 18 века. В 1699 году Петром 1 был подписан указ о праздновании Нового года 1 января, в котором говорилось следующее: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья , желая в делах благополучия, а в семье благоденствия. В честь Нового года учинить , детей забавлять, катать на санках с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает!"

Данное нововведении тяжело приживалось среди российского люда, но постепенно вошло в привычку. Украшение новогодней ёлки в одно время стало соревнованием между . Выигрывал не тот, у кого ёлка или пышнее, а тот у кого драгоценных камней и на ёлке было больше.

В средневековой Франции были сильны религиозные взгляды и принципы, и поэтому рождественскую ель было принято наряжать яблоками, как символом плодородия земли, яйцами - символом гармонии и благополучия и - символом тайны божественного промысла.

А вот украшать ёлку шарами появилась неизвестно откуда, но известно, что шары и звёзды являются символами космического пространства, где шары олицетворяют планеты.

Любопытен и тот факт, что первые ёлочные шары стали выдувать стеклодувы Тюрингии - земля Саксония. К стеклянным шарам относились с особой бережливостью и трепетом, возможно потому, что ёлочные игрушки, как в прошлом, так и в современном мире являются дорогим удовольствием. Сейчас цена на один ёлочный шар на новогодних ярмарках Германии начинается от четырёх евро.

Новогодних и рождественских ёлок представлен большим многообразием стилей и направлений. Ёлку можно украсить в стиле винтаж, достав из чердака старые советские новогодние игрушки, и повесить их на ёлку, а так же конфеты, фрукты, мандарины. Завершить ансамбль необходимо румяным Дедом Морозом и Снегурочкой - главными атрибутами , поставив их под ёлку.

В Европе принято наряжать ёлку шарами в сине-серебристой гамме или красно-золотой. Дополнением к нарядности в обязательном порядке служит пушистая гирлянда, она придаёт ёлочке изысканность, словно норковое манто даме.

Так же можно использовать собственный дизайн для украшения ёлки, смастерив игрушки своими руками из бумаги, бисера и других подручных элементов декора.

В начале 19 века наряжать ёлку на Рождество начали в Америке.

Исторические факты говорят о том, что прообразом новогодней ёлки стало Мировое Дерево, символизирующее мироздание: ветки его терялись в небесах, а корни уходили глубоко в преисподнюю. Считалось, что по веткам Мирового Дерева боги спускались на Землю к людям.

У славян Мировым Деревом являлась береза, в Греции кипарис, у древних египтян - пальма. Древние египтяне вместо ёлок в Новый год украшали пальмы в день зимнего солнцестояния. Пальма символизировала победу.

В настоящее время, согласно правилам учения фен-шуй, новогодняя ёлка сродни денежному дереву, поэтому для привлечения денег в дом, ёлку необходимо ярко украсить и поставить в юго-восточной части жилища.

В Новогодний вечер нарядная ёлка озаряет всё вокруг своим великолепием, увлекает в волшебный мир праздника!

Обычай ставить в домах ель в праздник Рождества Христова впервые появился в Северной Европе, в Пруссии ещё в VIII веке. По одной из легенд, святой Бонифаций, обращая язычников друидов в христианство, повелел срубить дуб, которому поклонялись друиды. Падая, священный дуб повалил молодые деревья, выстояла только ель. С тех пор ель, как символ вечной жизни и стойкости, стали считать деревом Христа, и она приобрела особое сакральное значение в праздник Рождества Христова. Ёлку, как символ вечной жизни, сначала устанавливали в праздник Рождества безо всяких украшений. В XVI веке в Германии появилась традиция украшать макушку Рождественской ели восьмиконечной Вифлеемской звездой, а ветви ели украшали яблоками и восковыми свечами…

В Россию эту европейскую традицию привёз из Германии Пётр I, но как император ни пытался своими указами привить этот обычай в нашей стране, традиция не прижилась. При Петре Первом первые ёлочные игрушки делали из цветных ленточек и тряпочек, из соломы, позднее из цветной бумаги и фольги. После смерти Пётр I традиция украшать ёлку практически исчезла в России, но возродилась вновь при императрице Екатерине II, которая была немкой по происхождению. В эпоху Екатерины II украшением рождественской ёлки занимались только дворяне, так как это было не дёшево. В России появились специальные картонажные мастерские по производству ёлочных игрушек.

Простой народ относился к этому дереву с предубеждением, поскольку ветками ели, как символа вечной жизни, выстилали покойным дорогу в последний путь. Трактирщики в России часто ставили ёлки на крыши питейных заведений, чтобы желающие выпить издалека видели трактир. Это тоже мало способствовало тому, чтобы русский народ признал ель священным деревом.

В конце XVIII века состоятельные люди стали привозить в Россию стеклянные ёлочные шары из Германии, вскоре и российские стеклодувы освоили производство стеклянных игрушек. Первые ёлочные стеклянные цветные шары в России были довольно тяжёлыми и по цене очень дорогими, не всем по карману.

Обычай наряжать ёлку стал повсеместным в России только в последней четверти XIX века. Мало кто помнит, что на Новый год и Рождество ёлку в России традиционно украшали настоящими конфетами, в яркой обёртке, баранками и пряниками, маленькими райскими яблочками, орехами и фруктами в фольге, свечами, самодельными бусами, гирляндами из цветных бумажных флажков.

В XIX веке в русских домах перестали вешать на ёлку настоящие сладости и фрукты, потому что они были слишком тяжелы для веток елки.

Перед Рождеством дети сами мастерили фигурки ангелов из бумаги и картона, фигурки зверей, куклы, ёлочные шары, бусы делали из ваты, картона, папье-маше раскрашивали их карандашами и красками. Ёлочные игрушки на протяжении столетий меняли форму и сюжеты, их делали из разных материалов, из бумаги, дерева, папье-маше, ваты, стекла и солёного теста.

Ватные фигурки зверей и кукол-барышень, ремесленников и солдат накручивали на проволочный каркас, покрывали лаком и раскрашивали.

Ёлочные игрушки делали из выпуклого тонированного картона, фигурки склеивали из двух половинок, они получались плоскими и с двух сторон выглядели одинаково. На Рождественской ёлке можно было увидеть игрушки не только из бумаги, ваты и папье-маше, но и из цветного стекла и даже дорогого фарфора.

На ветви Рождественской ели в честь 12 апостолов устанавливали 12 свечей, которые возжигали в Рождество и дети вместе с взрослыми водили вокруг рождественского дерева хоровод, танцевали и пели песни. Горящие свечи создавали пожароопасную ситуацию, и не редко происходили случаи возгорания рождественских елей. Под ёлкой, на всякий случай, ставили ушат с водой.

Рождественские подарки было принято раскладывать и подвешивать на ветвях или класть под ёлкой.

В начале XX века, перед Первой Мировой войной и революционными событиями в России, было принято украшать разноцветными накрахмаленными кружевами. Почти все ёлочные игрушки делались своими руками, золотили фольгой шишки, бублики, пряники, конфеты.

В магазинах продавались наборы самодельных ёлочных украшений, которые сегодня называют английским словом «handmade» — самодельные. Рождественскую ель устанавливали до встречи Нового года в центре самой большой комнаты, в просторном зале, чтобы вокруг ёлки можно было водить хоровод.