История празднования нового года в россии.

ХХ век стал для нашей страны периодом радикальных перемен и смены традиций. Октябрьская революция 1917 года решительно взялась за, как говорили тогда, пережитки царского режима. Под запрет сразу попали главные церковные праздники, в том числе и Рождество. А ведь до революционных событий рождественские дни отмечались в нашей стране широко и весело. Рождество было самым любимым и долгожданным праздником.

В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года - 1 января.
Привычная для нас новогодняя елка в то время называлась рождественской. С XIX века обычай украшать зеленую красавицу, введенный когда-то Петром Первым для празднования Нового года, но забытый почти сразу после его смерти, вновь вернулся и стал обязательным для всех, начиная от простых горожан и заканчивая императорской семьей. В больших городах перед Рождеством открывались елочные базары.

Покупка и украшение рождественской елки было настоящим событием. По традиции елочку наряжали втайне от детей. Делали это обычно после рождественской всенощной службы. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. Очень часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи.

С конца XIX века производители стали выпускать и, привычную для нас, мишуру. Её изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Мало кто знает, что Алексеев - это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был её директором. Венчала рождественскую елку Вифлеемская звезда - символ благой вести о рождении спасителя.

Рождественское утро было особенно радостным: дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же отпрыски радовали поздравительными стихами, которые малыши разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками.

Вообще на Рождество было принято устраивать специальные , но делалось это уже на второй или третий день праздника. Для таких мероприятий детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Малышей наряжали в стилизованные национальные наряды (например, в китайские или испанские костюмы). Популярными были и образы животных.

Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно в середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника. Маскарады устраивались все время Святок - праздничной недели от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни. Каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет.

Кроме широких гуляний, распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Такие визиты были короткими и часто занимали не более 15 минут: гость просто заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал от хозяев угощение.

Подарки могли быть самыми разными. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью. Их дарили друг другу, стараясь найти наиболее красочные и необычные экземпляры.

Рождественская трапеза была особенно торжественной. В Сочельник - канун праздника, соблюдали строгий пост до первой звезды, которая символизировала Вифлеемскую. В Сочельник на ужин подавали , главным из которых считались кутья (сладкая каша из пшеницы) и узвар (компот из сухофруктов, заправленный медом). В Рождество же стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости.

Особое место в рождественских гуляниях занимали колядки. Сакральный смысл этой традиции заключался в прославлении родившегося Христа. Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями.
Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях и прочие народные забавы.

В 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка. Она украшала Екатерингофский вокзал. С тех пор традиция укрепилась и елку для горожан стали ставить на каждое Рождество.

Обязательными были и благотворительные елки для обездоленных детей. Их устраивали меценаты и просто неравнодушные люди. Женщины из дворянских семей считали своим долгом поучаствовать в подобных мероприятиях: они сами заготавливали подарки и шили детям одежду. Считалось, что на Рождество нужно быть особенно внимательными и заботливыми к нуждающимся людям. В это время было принято посещать с подарками и угощениями тюрьмы, больницы, сиротские приюты.

Вот так отмечали Рождество в царской России. Многие из этих традиций были переняты и превратились в новогодние, некоторые сохранились и дошли до нас без изменений и до сих пор соблюдаются, а какие-то - навсегда ушли вместе с той эпохой. Но и по сей день Рождество остается светлым праздником, который сопровождает особая атмосфера тепла и благодати.

Счастливого вам Рождества!

Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году. Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ.ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал.

В центре столицы

Первыми места кончались в ресторане при гостинице «Метрополь» в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая «спортивная Москва», обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. «В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен «Цеппелин», в его гондоле - транспоранты „С Новым годом 1911-м“», - описывали событие в издании «Русское слово».

Ресторан в пятизвёздочном отеле «Метрополь», расположенном в Москве. 1991 г. Фото: РИА Новости

В более простом ресторане «Прага», второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти.

Ресторан «Прага» сегодня. Фото: www.russianlook.com

Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля «Москва». Московские немцы стремились в ресторан при отеле «Alpenrose» («Альпийская роза»), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в «Метрополе». «Небольшой зал «Альпийской Розы» переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит «ура». Для публики, собравшейся в ресторане, наступил «Neu Iahr». Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее „Hoch!“», - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.

Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан «Эрмитаж» в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр «Школа современной пьесы». В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане «Бар», который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось.

Театр «Школа современной пьесы», ранее в этом здании располагался ресторан «Эрмитаж». Фото: Commons.wikimedia.org

Попасть «без записи» удавалось в ресторан «Славянский базар», располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала.

Гостиница «Славянский базар», XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org

Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире «У Мартьяныча», собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику.

В версте от города

Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин . Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIX–XX веков. Фото: Из личного архива

На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие.

Здание гостиницы «Советская» и ресторана «Яръ». 1909–1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Утром 1 января

Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года.

Манеж сегодня. Фото: Commons.wikimedia.org

Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.

Одной из реформ, введенных российским императором Петром I в 1699 году, стал отсчет нового года с 1 января

До этого времени старый год заканчивался с приходом осени: 1 сентября. С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. Дни праздника не всегда считались выходными, долгое время 31 декабря, 1 января и все последующие до Рождества дни были рабочими. Однако самый первый праздник по царскому приказу отмечали целых семь дней.

Новогодние праздники ассоциируются, прежде всего, с нарядной елкой. Традиции украшать дерево, чаще хвойное, пришли из Германии, где на них вешали фрукты, сахарные изделия и бумажные открытки. В Российской Империи в обязательном порядке должны были украшаться дворы, ворота и ели перед домами. В честь торжества на центральных площадях стреляли из пушек и зажигали всевозможные свечи, пускали фейверки. Поскольку первые светящиеся электрические гирлянды появились только в 1895 году в США, в нашей стране подсветку елок заменяли свечи. Также традиционно обилие свечных огоньков украшало дворы, дома и питейные заведения. Электрическая гирлянда в Советской России появилось лишь в 1938 году.

Одним из наиболее ярких и радостных событий в новогодние дни в Царской России был канун Рождества - Сочельник. К этому дню завершался четырехнедельный Рождественский пост и «до первой звезды» православные воздерживались от приема пищи. Рождество отмечали 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому. Как правило, Рождество отмечали в кругу семьи, а Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января носил более светский характер, принято было приглашать компании к себе домой или самим ходить в гости.

Праздничный стол обязательно должен был быть обильным, не менее 12 блюд. Не обходилось без мяса (чаще поросенка на вертеле), сладостей и водки (это был наиболее популярный напиток различной крепости, менее крепкую водку на Руси называли вином). Известный литературный труд XVI века под названием «Домострой» содержала в себе следующие рекомендации праздничного стола: «В Великий пост мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареный гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур». Современный салат «оливье», селедка под шубой, мандарины и заливное на фоне барских яств тех времен смотрятся простой закуской.

Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом.

Стоит отметить, что в светской России во времена правления Петра I, празднование не зацикливалось на кулинарных изысках. Более важным мероприятием у знати были танцы и костюмированные балы. На них гостям, как правило, подавали лишь напитки для утоления жажды. Как такового праздничного стола не было. Наиболее праздничным всегда оставался Рождественский стол и, как правило, он был в семейном кругу. Бальные залы декорировали объемными елями, красиво украшенными и, как правило, в золотисто-красных тонах. Вообще золото и красный бархат в оформлении очень характерны для Царской России, как символ победы, красоты и богатства.

К традициям, схожим с современными, можно отнести стремление людей одеться во все новое, раздать долги (только не в сам праздник, а немного заранее), простить обиды, помириться с теми, с кем в ссоре, выбросить старую и битую посуду и все перемыть всё в доме. Так встречающие праздник могли обеспечить себе достаток и счастье в Новом году.

Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати. Чуть позже игристый напиток стал традиционным новогодним. Стоит отметить, что благодаря Императору, которому вкус сухого брюта показался тогда кислым, в нашей стране традиционно используют сладкие и полусладкие сорта шампанского. Самой популярной маркой была Вдова Клико. После полного поражения Наполеона, сама провинция Шампань была занята российской армией. В результате массового потребления игристого напитка, все подвалы Вдовы Клико были быстро опустошены, на что она пророчески заметила: «Сегодня они пьют, завтра они заплатят». И оказалась абсолютно права, последующие 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Российская Империя по объему заказов стала вторым в мире потребителем шампанского.

Подарки в дореволюционной России было принято дарить только детям. Праздник в самом ярком и волшебном понимании этого слова был ориентирован в первую очередь юное поколение. Им разрешалось не спать в праздничную ночь (за исключением малышей до 7 лет), всем дарили безделушки и угощали сладостями и чаем, водили вокруг елки хороводы и пели песни. Дети всегда с нетерпением ждали этот зимний праздник. Традиционно красиво украшались улицы и дома (конечно в основном зажиточных крестьян и знати), но и простые провинциальные крестьяне по-своему оформляли дом, в основном подручными средствами и тем, что могли смастерить сами. Елка не всегда присутствовала в доме, часто использовали еловые ветки, а стол был более скромным. Однако подарки детям старались сделать все.

В целом Царская Россия времен Петра I только закладывала традиции празднования Нового года и Рождества, однако праздник настолько вписался в календарь, что спустя 3 столетия, стал одним из самых значимых и ожидаемых в году.

И, напоследок, строки и воспоминания о празднике из дневника цензора Александра Никитенко, историка литературы, профессора Петербургского университета и действительного члена Академии наук:

Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня -- своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».

Итак, если вкратце об основном.
В дореволюционной России традиционный для нас Новый Год не праздновался. Зато с большим размахом отмечалось Рождество, как и в других странах Европы. Само Рождество Христов - это один из важных праздников, который отмечают все христиане мира. Он отмечается 25 декабря по юлианскому (7 января по грегорианскому) календарю, кроме Католической Церкви, Элладской, Константинопольской Православных Церквей (25 декабря по грегорианскому и новоюлианскому календарю соответственно). Установлен в честь рождения Христа.

Дед Мороз.

Известный нам новогодний волшебник – Дед Мороз – собирательный славянский образ в советское время в период антирелигиозной компании, который образовался только в 30-х годах XX века. Традиционно в Российской Империи подарки приносил Святой Николай Чудотворец (он же – Санта Клаус в западноевропейской трансляции; Санта - «святой», Клаус - «Николай») - известный своей благотворительностью, помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Кстати, тема Святого Николая сейчас активно культивируется в Украине. Насколько мне известно, у него даже своя резиденция в западной части страны имеется (у украинского Дедушки Мороза её нет). А, например, при Александре II вводится новый вариант Дедушки Мороза - «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861 год), но быстро забывается среди населения. Ближе к началу XX года формируется образ зимнего покровителя – Морозко. Также было распространено, что подарки дарил сам Иисус. Но первый образ Деда Мороза складывается только к началу 20-х годов XX века.

Дореволюционные открытки с образом Святого Николая.

Рождественская ёлка.

Традиция ставить ёлку на Руси впервые появилась при Петре Первом, но известно, что среди жителей Немецкой Слободы в Москве, где обитали приезжие мастера, ремесленники и учёные, елку ставили ещё до петровских реформ. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
Сама же традиция наряжать ёлку появилась в Германии, откуда в последующем распространилась на всю Европу. Первое время рождественская ёлка была распространена только среди аристократии, но к концу XIX века стала обычным явлением и непременным атрибутом Рождества, как среди дворян, так и среди крестьян. Разница между ёлками была только в одном – украшении. Аристократы на неё весили шоколад и другие сладкие вкусности. Елочные шары же тогда ещё не существовали, вместо них на елку вешались яблоки, как символ плодородия. У простых людей всё было скромнее.

Рождественский стол.

В Рождество стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости. Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом. Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати.

Гулянья.

В Рождество господа побогаче устраивали пышные балы, дамы наряжались в роскошные платья, а кавалеры в парадные мундиры. У простых людей были хороводы, гулянья на улицах городов. Все ходили друг к другу в гости и поздравляли с благим праздником, дарили подарки. Устраивались театральные выступления на центральных площадях городов, катки, ледяные горки и катание на лошадях.

Ну по поводу святого Николая в Украине, до конфликта он вполне существовал наравне с дедом морозом и дарил подарки в ночь с 19 на 20 декабря(или с 18 на 19 декабря, точно не помню). А сейчас его сделали ещё и символом нового года и рождества. Хотя это выборочно,

Ответить

Павел, спасибо за пояснение! Извините, скажите, пожалуйста, Вы случайно не знаете, как сейчас обстоят дела с Николаем в Украине? Слышал, что теперь им заменили абсолютно всё рождественское и новогоднее с прошлым Дедом Морозом, а в детских садах и школах вместо Мороза приходит на ёлку Николай. Верно?

Празднование Рождества и Нового года в России утвердилось в царствование Великого Императора Петра - I, который решил отмечать его с 1(14) января 1700 года, до этого времени новый год наступал 1 сентября. Естественно, Санкт-Петербург, основанный в 1703 году стал основным центром новогоднего праздничного церемониала…

Тогда же в будущей столице впервые появились новогодние елки, кроме того, наступление года отмечали пушечным салютом со стен Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. Празднование также сопровождалось Богослужением, литургией.

Однако не все традиции прижились сразу – если пушечная пальба продолжалась вплоть до конца XVIII века, то елки после смерти основателя Санкт-Петербурга ставить прекратили. Возобновилась эта традиция лишь в царствование императора Николая - I. Вплоть до конца XIX века новогодние гуляния в столице Российской империи были скромными.

Куда более значимым праздником являлось Рождество. Причем в первой половине XIX столетия оно отмечалось с еще большим размахом в связи с тем, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Все это время неотъемлемой частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января.

Уже в царствование Государя Петра - I в Рождество поднимали штандарт – как полагалось во все праздничные дни – и держали его вплоть до 6 января.

20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Далее в указе говорилось:

"В знак того доброго начинания и нового столетняго века <…> после должного благодарения Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своему, по большим и преезжим знатным улицам знатным людям и у домов Нарочитых духовнаго и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых <…> а людям скудным хотя бы по древцу, или ветве на воротья, или над хроминою своею поставить <…> а стоять тому украшению Генваря по 7 день тогож 1700 год..." (Цит. по: Иванов Е. История праздников Нового года и Рождества).

Таким образом, новогодние "ёлки" в виде еловых веток появились в России в царствование Петра - I. При нем же в Петербурге утвердился порядок, по которому Новый год каждый раз отмечался пушечным салютом. Эта традиция продержалась вплоть до конца правления Государыни Екатерины.

"В день нового года по окончании службы палили из пушек с крепости и Адмиралтейства. Вечером были иллуминованы все дворы."

В 1736 году в газете появился следующий материал:

"Вечером на Неве был зажжен фейерверк, а на крепости и адмиралтействе - иллюминация. На плане фейерверка изображена была Россия в женском обряде стоящая на коленах пред ея Императорским Величеством, которая освещалась входящими с небес на ея Императорское Величество и от ея Величества возвращающимися сиянием с надписью: Благие нам с тобой лета."

В царствование Екатерины II при дворе празднование происходило следующим образом:

"На 1 января 1769 года назначен придворный маскарад. Празднование при дворе было обычное: дипломатический корпус и министры созваны на повесткам. В 12-м часу Императрица в малой короне и мантии вошла в паре с ситом в большую церковь, в предшествии гофмаршала с жезлом.

Проповедь после литургии произносил Новоспасский архимандрит Симон (Лагов), а преосвященный Гавриил (Кременецкой) - поздравительную речь." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...)

"День 1 января 1776 г. начался обычными церемониями. В придворной церкви после литургии произносил проповедь архимандрит Виктор, а архиепископ Гавриил в кавалерской комнате, при целовании руки, приветствовал ее величество краткой поздравительной речью. Перед дворцом собранные полки окончили парад с музыкой." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...).

Пушечная пальба фиксируется в источниках вплоть до конца XVIII века, а вот после вступления на престол Павла - I таких упоминаний нет.

В царствование Елизаветы Петровны при дворе происходил следующий церемониал:

"Сего генваря 1 числа поутру для нового года имели приезд ко двору ея Императорского Величества знатные обоего пола персоны и чужестранные господа министры.

В 12 часу ея Императорское Величество и их Императорские Высочества из внутренних покоев при шествии наперед всего придворного штата чрез галерею изволили прибыть в придворную большую церковь для слушания Божественной литургии… а по окончании происходила с обеих крепостей пушечная пальба." (Санкт-Петербургские ведомости. 1752. № 4. 14 января).

Несколько позже, в 1785 году:

"Сего генваря 1, то есть в день нового года при дворе ея Императорского Величества происходило следующее: по утру в 11 часов съехались ко двору знатного обего пола персоны и знатное дворянство, а в 12 часу обретающиеся при здешнем императорском дворе послы и прочие чужестранные министры…

После всей Божией службы учинена с обеих здешних крепостей пушечная пальба, и в то же время в церкви ея Императорскому Величеству и его Императорскому Высочеству приносили поздравления светлейшего синода члены…" (Санкт-Петербургские ведомости. 1785. № 1. 3 января).

В царствование Николая I:

"В день Нового года его Величество Государь Император, их Величества Государыни Императрицы и их Императорские Высочества изволили принимать в Зимнем дворце поздравления духовенства, особ дипломатического сословия, придворных, военных и гражданских чиновников и прочих особ, имеющих приезд к высочайшему двору.


Ввечеру был великолепнейший придворный маскарад в Таврическом дворце для особ первых шести классов и именитого купечества." (Северная пчела. 1827. № 2. 3 января).

Появление главного символа Нового года – ёлки

Баронесса Мария Фридерикс (прим.: Мария Петровна Фридерикс - фрейлина императорского двора, занималась благотворительностью) писала в своих мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме на праздник ёлку был ввезен из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с которой Николай - I вступил в брак в 1817 году.

В некоторых областях Германии ёлочки, поставленные на столах и украшенные яблоками, сахарными изделиями и облатками (Прим.: облатка — бумажный кружочек, смазанный клеем и служивший для склеивания конвертов), известны уже в первой половине XVI века.

Баронесса вспоминает, как накануне Рождества Императрица приглашала членов свиты с детьми на семейный праздник:

"1837 год. Я уже совсем ясно начинаю припоминать, мне тогда было 5 лет, именно в это время приближение ёлки сильнее врезалось в мою память.

Нужно сказать, что примерно за неделю до Рождества и «большой ёлки», как мы её называли в детстве, у великих княжон Марии, Ольги и Александры Николаевны, в какой-нибудь выбранный день, делалась так называемая «маленькая ёлка» (la petit Noel): тут юные великие княжны и маленькие великие князья дарили друг другу разные безделушки…

По окончании нашего детского празднества нас, детей… повели пить чай в детскую великих князей".

В провинции ёлки появляются в основном в городах, где проживает много иностранцев. К. Авдеева, автор знаменитой кулинарной книги, в конце 1830-х — начале 1840-х годов жила с семьёй дочери в Дерпте. По её наблюдениям русские, живущие в городе, праздновали Рождество, а Новый год отмечали и ставили ёлку, в основном, в домах немцев.

Во второй половине XIX века новогодний праздник стал обретать знакомые нам черты. Ёлку можно было уже увидеть не только в Зимнем дворце, но и в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Ёлки теперь продавались на ёлочных базарах: в Петербурге — у Гостиного двора, в Москве — на Театральной площади.

В 1852 году в Петербурге в Екатерингофском парке была устроена первая публичная ёлка, и с этого времени становится традиционным новогодним мероприятием.