Строго по Корану: главные традиции Курбан-байрама. Курбан (жертвоприношение) — его правила, суннаты и адабы

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха и ради Него.

Жертвоприношение – это способ забивания жертвенного скота, совершаемого с соблюдением особых условий:

1) Намерение (ният) – перед совершением жертвоприношения верующий должен обладать соответствующим , подтверждающим тот факт, что сердцем и душой он закалывает жертву исключительно ради Аллаха, а не ради мяса, показухи или по иным причинам.

2) Определённый вид животного – в качестве жертвенного может служить исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до 7 человек. В ситуации, когда у человека есть семья, то его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, то есть за каждого члена семьи, какой большой бы она ни была, совершать курбан не обязательно.

3) Возраст животного – требуется, чтобы закалываемая скотина достигла определённого возраста (иногда размера). Для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. При этом ряд богословов утверждает, что в исключительных случаях дозволено забивать для жертвоприношения мелкий рогатый скот в возрасте от полугода, если он выглядит как годовалый.

4) У животного не должно быть следующих недостатков:

Отсутствие зрения хотя бы на один глаз;

Невозможность самостоятельного передвижения;

Хромота;

Отсутствие хотя бы одного уха;

Наличие ярко выраженного заболевания;

Излишняя худоба;

Отсутствие хотя бы одного рога (при условии, если это не естественно);

Отсутствие хвоста;

Отсутствие большинства зубов;

Отсутствие хотя бы одного соска на вымени (при условии, если это не естественно).

Если же верующий купил здоровую скотину с намерением принести её в жертву, но в дальнейшем у животного появился один из вышеперечисленных недостатков, то в такой ситуации человек может совершить это жертвоприношение (но и то при условии, что данный недостаток у животного появился не по вине человека).

5) Проявление милосердия по отношению к жертве – верующий не должен проявлять к ней никакой агрессии. Животное необходимо вести к месту забоя мягко, не демонстрируя нож. В случае, когда в одном месте производится забивание нескольких жертвенных животных, то лучше закалывать всех их по отдельности, чтобы другие жертвы не могли наблюдать за этим.

6) Закалывать скотину по направлению к кибле – совершая жертвоприношение, животное следует положить на левый бок, направив голову в сторону Каабы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). При этом у мелкого рогатого скота связываются три ноги, кроме задней правой.

7) Совершение жертвоприношения своими руками – по возможности, мусульманин должен произвести этот обряд сам.

8) Совершение жертвоприношение с именем Аллаха – перед закалыванием верующему следует произнести имя Господа («Бисмилляхи Аллаху акбар»).

Виды жертвоприношения

1. Удхия (Курбан)

Самым значимым в религии Аллаха является жертвоприношение, совершаемое в дни празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрама). Корни этого религиозного обряда были заложены ещё во времена Пророка Ибрахима (а.с.), когда Господь ниспослал тяжелейшее испытание, а именно приказал ему принести в жертву своего старшего сына – Пророка Исмаила (а.с.). После того, как Ибрахим (а.с.) с достоинством прошёл данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу заколоть вместо сына барана.

Жертвование животных в Курбан-байрам входит в число наиболее важных видов поклонения Аллаху. В Своей Книге Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Тем не менее, в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения курбана. Одни относят данный обряд к категории ваджиб (необходимые действия) и приводят в виде довода вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Пусть тот, кто желает совершить курбан, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (приводится Муслимом). Эта часть мусульманских богословов опирается на слова «кто желает совершить жертвоприношение…», что указывает нам на желательность данного обряда.

2. Акыка (Акика)

Ещё одним видом жертвоприношения является акика (акыка) – принесение в жертву животного в знак благодарности Всевышнему за рождение ребёнка. В случае появления на свет мальчика верующему следует принести в жертву двух баранов, а в случае девочки – одного. Желательно данный обряд совершить на седьмой день после рождения малыша.

3. Жертвоприношение за умершего

Далеко не все богословы считали дозволенным данный обряд. Его сторонники аргументируют свою позицию хадисом, гласящим, что Пророк (с.г.в.) совершал жертвоприношение за всю свою умму, включая и усопших. Противники же заявляют, что подобный обряд мог совершить лишь сам Мухаммад (с.г.в.), а простой верующий не вправе жертвовать животных за всех мусульман.

4. Жертвоприношение как обет

В исламе дозволяется приносить животных в жертву и в качестве простой благодарности Создателю за дарованные им блага, а также при соблюдении какого-либо условия. Например, мусульманин может пообещать, что если произойдет что-то позитивное для него, он совершит жертвоприношение в благодарность Господу миров.

Как распорядиться мясом курбан?

После закалывания скотины верующему следует разделить всю тушу на три равные части: одну оставить себе, вторую раздать нуждающимся в качестве милостыни, а третью использовать для приготовления . Допускается направить в качестве садака две части из трёх или даже всё мясо целиком. Кровь, внутренности, шкура и кости забитой скотины не должны достаться диким животным (как правило, их закапывают, а шкуру используют в быту либо сдают скупщику, при этом вырученные деньги так же жертвуются в пользу обездоленных).

Достоинства жертвоприношения

Во-первых, каждое забитое ради довольства Всевышнего животное становится заступником верующего в День воздаяния. «В день жертвоприношения ни одно из деяний человека не будет иметь перед Аллахом большего воздаяния, чем его жертвоприношение. Животное, принесенное в жертву, в Судный день явится вместе со своими рогами, мясом и шерстью, и за всё это его владельцу достанется воздаяние» (хадис от ат-Тирмизи и Ибн Маджи).

Во-вторых, жертвоприношение способствует очищению от грехов. В одном из хадисов говорится: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного» (Ибн Маджа).

Один из главных праздников мусульман - Курбан-Байрам, в этом году он приходится на последние дни лето.

Зачастую, именно перед ним наблюдается особый интерес к Исламу со стороны светских СМИ и простых жителей нашей страны, которые видят активную праздничную подготовку своих соседей-мусульман.

Чтобы познакомить всех желающих с историей Курбан-Байрама, его особенностями и значением для верующих, мы подготовили лаконичные ответы на 10 самых распространенных вопросов об этом празднике.

1. Что это за праздник?

Курбан-Байрам - праздник жертвоприношения, один из двух великих Праздников в Исламе.

2. Когда отмечают Курбан-Байрам?

На 10-й день двенадцатого месяца мусульманского календаря - Зуль-Хиджа.

3. Что вспоминают мусульмане?

В это время мусульмане вспоминают о великом смирении и богобоязненности Пророка Ибрахима, который был готов покорно выполнить Повеление Всевышнего - принести в жертву своего сына Исмаиля. Но, когда он уже собрался совершить Курбан (жертвоприношение), ему было дано знать, что вместо сына Аллах повелел принести в жертву барана. Это было великим испытанием для Пророка Ибрахима, которое он прошел достойно. Ведь сказано нам, что Пророки - лучшие из людей, они являются для нас примером во всем, и в первую очередь в соблюдении Повелений Создателя.

4. Какова история этого праздника?

Пророку Ибрахиму было повелено во сне, чтобы он принес в жертву своего единственного ребенка (на то время), своего долгожданного и близкого сердцу сына Исмаиля. Сон Пророков – это откровение и является истиной. Об этом сказано в Священном Коране, означающее:

«Пророк Ибраhим, мир ему, позвал своего сына с собой и по пути сообщил ему о том, что видел сон, в котором он принес его в жертву» (Сура «Ас-Саффат», Аят 102).

Когда Пророк Ибрахим, мир ему, положил сына на правый бок, Исмаиль обратился к нему со словами, которые означают: «О, мой отец! Привяжи меня крепко и сделай так, чтобы моя кровь не попала на твою одежду, и чтобы моя мать не увидела это. И пусть нож быстро пройдет по моему горлу, чтобы было легче умирать. А когда вернешься, то передай моей матери от меня Салям. И тогда Ибрахим, мир ему, обнимая его, сказал, что означает: «Благой мой сын! Ты помогаешь мне выполнить повеление Аллаха Всевышнего» .

Когда Пророк Ибрахим, мир ему, поднес нож к горлу сына и стал проводить, то нож по Воле Аллаха не резал. Аллах - Создатель всего, а нож является лишь причиной. Когда Пророк Ибрахим, мир ему, хотел выполнить повеление Аллаха, то услышал обращение Архангела Джабраиля, который по Повелению Всевышнего, спустил из Рая барана. Об этом сказано в Священном Коране, означающее: «В ответ за старание Ибрахима, мир ему, который пытался выполнить то, что видел во сне, Аллах дарует особое вознаграждение» . В другом Аяте Священного Корана сказано, означающее: «Взамен Исмаиля был дан большой баран» .

В истории этого праздника большой урок для всех людей и пример проявления терпения и смирения, а также явное доказательство того, что за проявленные качества верующий получает облегчение и милость от Всевышнего.

5. Как мусульмане отмечают этот праздник?

Праздники для мусульман - это время проявления покорности Господу, благодарности Всевышнему за ниспосланные Им блага, время глубокой душевной радости и единения с собратьями по Вере. Одной из особенностей Праздника Курбан-Байрам является то, что в этот день и в последующие три дня Ат-Ташрик мусульмане совершают Курбан (жертвоприношение), а затем раздают мясо родным, близким, а также бедным, нуждающимся, даже если это посторонние для них люди. Верующие собираются в мечети на Праздничный Намаз, а также они посещают кладбища, читают Священный Коран, передавая вознаграждение от его чтения умершим. Таким образом, этот великий Праздник символизирует милосердие и единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

6. Какое положение Курбана в Шариате?

Жертвоприношение – это одно из благих деяний, к которым побудил Пророк Ибрахим, мир ему. Мудрость этого Курбана - возобновить Сунну Пророка Ибрахима, мир ему. Пророк Мух аммад, ﷺ, сказал об этом:

Это означает: «Сунна (т.е. действия) вашего предка Пророка Ибрахима)».

Анас ибн Малик, да благословит его Аллах, приносил в жертву двух баранов, так же как это делал Пророк Мух аммад, ﷺ. Курбан является подтвержденной Сунной для тех, кто имеет такую возможность, независимо от того, находится ли он в Мекке в период Хаджа или за ее пределами. О преимуществе Курбана слова Пророка передала его жена Айша (радыйаллаху ‘анха):

«Совершайте Курбан, и чтобы каждый мусульманин был направлен грудью и лицом в сторону Ка’бы, и тогда этот Курбан будет вознаграждением в Судный День. И это должно быть от души - искренно».

7. Как выбирать животное для Курбана?

При выборе жертвенного животного обращают внимание на его возраст, здоровье и наличие недостатков. Принимается как Курбан: овца или баран не моложе года; коза, бык или корова старше двух лет; верблюд, достигший полных пяти лет. Причем овца или коза могут быть принесены в жертву от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Но лучше, когда каждый человек отдельно совершает Курбан, даже если он зарежет одну овцу. Желательно, чтобы жертвенное животное было упитанным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому не принимается в качестве Курбана хромое, слепое или больное животное, если его болезнь заметна снаружи, а также, если у него полностью или частично отрезано ухо. А если на животном есть клеймо, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, то оно годится для Курбана. Что касается цвета шерсти животного, то сказано, что лучше приносить в жертву животное с белой шерстью, чем с черной. Известно, что Пророк Мух аммад, ﷺ, совершал Курбан и приносил в жертву двух баранов, которые были большими и жирными.

8. Когда наступает время для совершения Курбана?

Время жертвоприношения наступает после того, как наступает время Праздничного Намаза Курбан-Байрам и проходит время, достаточное для чтения двух Ракаатов Намаза и двух проповедей. А если режут раньше, то этот Курбан не принимается.

9. Как лучше распорядиться мясом К урбана?

Желательно треть мяса оставить своей семье, треть подарить тем единоверцам, кому хочется, а последнюю треть раздать в качестве милостыни беднякам. Если Курбан был выполнен в результате назра (торжественного обещания), тогда хозяину не дозволено самому кушать это мясо, а если как Сунна, тогда дозволено. Категорически запрещается продавать что-либо от Курбана (жертвоприношения). Об этом говорили теологи Ислама.

Не разрешается давать шкуру или что-либо другое за труд, но можно давать тому, кто резал, как Садака.

10. В течение какого времени можно совершить Курбан?

Время для Курбана длится 4 дня, то есть это день Праздника и 3 дня Ат-Ташрик. Таким образом время для Курбана продолжается до захода солнца 13 числа месяца Зуль-Хиджа.

(Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха).

Оба намаза являются ваджибом для тех, кому обязательно посещать джума (человек должен быть мужчиной, свободным — не находиться в тюрьме, не иметь болезней и физических недостатков, которые не позволяют ему прийти в мечеть, и не быть путником).

В отличие от пятничного намаза (джума), который не считается действительным без произнесения хутбы (проповеди из двух частей, которая произносится перед намазом), хутба во время праздничных намазов читается после совершения намаза, так что к условиям действительности намаза она не относится. Без хутбы ид-намаз (праздничный намаз) будет действительным, но это нежелательно, так же нежелательно, как чтение хутбы до праздничного намаза.

Что касается празднования Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр), для него мандуб (желательно) 13 вещей (для праздника Курбан-Байрам – тоже самое, с небольшой разницей, см. ниже):

1.Перед тем, как пойти на намаз, желательно что-то поесть, хорошо, если это будут финики в нечетном количестве (во время праздника Курбан Байрам наоборот, есть желательно после совершения праздничного намаза).

2. Взять полное омовение (гусль).

3. Использовать мисвак.

4. Воспользоваться благовониями.

5. Одеть лучшую одежду.

6. Если на человеке есть обязанность садака-фитр, то отдать ее до намаза (касается только праздника Ураза Байрам).

7. Показывать свою радость, идти в мечеть с хорошим настроением.

8. Насколько возможно, раздать во время праздника садака.

9. Встать пораньше в день праздника и прийти пораньше на место молитвы.

11. Затем направиться к месту праздничной молитвы пешком, произнося такбир про себя (для праздника Курбан Байрам, наоборот, такбир хорошо произносить вслух).

12. Прекращать делать такбир, дойдя до места молитвы (по одному мнению). По другому мнению – такбир можно читать до начала праздничного намаза.

13. Возвращаться домой другой дорогой.

Время начала праздничного намаза: от времени поднятия солнца на высоту копья или два копья и до начала времени заваль (когда солнце из зенита начинает склоняться к западу).

Порядок совершения праздничного намаза (это касается обеих праздников, и Ураза, и Курбан-Байрам):

Совершается намерение на праздничный намаз. Произносится вступительный такбир. Читается дуа «Сана».

Дополнительно произносятся три такбира (фраза «Аллаху Акбар»), каждый раз поднимая руки.

Потом произносится «аузубиллях», «бисмиллях», читается сура Фатиха и другая сура.

Когда из саджда поднимаются на второй ракаат: произносится «бисмиллях», читается аль-Фатиха, вторая сура — желательно во втором ракаате прочитать суру аль-Гашия.

Во втором ракаате перед руку’ (поясным поклоном) нужно также три раза произнести такбир, каждый раз поднимая руки.

После намаза имам произносит две хутбы, в которых обучает верующих правилам выплаты фитр-садака (соответственно, во время праздничного намаза Курбан Байрама — правилам совершения курбана, жертвоприношения).

Тот, кто пропустил праздничный намаз, его не восполняет. Если намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно оставить на следующий день.

Что касается праздника Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха ): делается почти то же самое, что и для праздника Ураза-Байрам,с небольшой разницей:

— Нежелательно есть до намаза, как в предыдущем случае, желательно это сделать после намаза.

— По дороге на праздничный намаз желательно произносить такбир громко.

— Во время хутбы рассказывать про жертвоприношение (курбан) и его правила.

— Во время хутбы произносится такбир ташрик.

— Если праздничный намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно откладывать до трех дней (потому что праздник продолжается три дня, а не один день, как в первом случае).

— Является ваджибом произносить ташрик такбир.

По мнению Абу Ханифы, его нужно произносить, начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до аср-намаза дня праздника, он читается сразу же после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом. Это является ваджибом для имама, который живет в городе (не путника), и тем, кто молится за ним, даже если это путник, раб или женщина.

По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, это обязательно делать после каждого фарз-намаза, который человек прочитал, даже будучи один (не в джамаате), даже если он путник. Делается это до времени наступления намаза аср пятого дня после дня Арафата.

Фатва дается по второму мнению.

Такбиром ташрик называется следующая фраза: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд».

Праздник жертвоприношения посвящен окончанию хаджа – паломничества в Мекку

1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название – Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа – паломничества в Мекку.

Ежегодно праздник Курбан Байрам отмечается на семидесятый день после праздника Ураза-Байрам, то есть на десятый день исламского месяца зуль-хиджа. Таким образом в 2017 году этот праздник выпадает на 1 сентября.

Праздник жертвоприношения восходит к истории испытания пророка Ибрахима жертвоприношением в честь Аллаха. Как рассказывается в Коране, к Ибрахиму явился Джабаил, ангел, и передал от Аллаха повеление принести в жертву сына (первое слово Аллаха). Будучи набожным, Ибрахим покорился повелению Всевышнего и стал готовиться к приношению в жертву своего сын Исмаила. Исмаил, узнав о своей участи, также не стал противиться, поскольку был послушен и отцу, и Богу. Однако в последний момент, когда жертвенный кинжал уже был занесен, Аллах сделал так, что сын Ибрахима не был заколот. Впоследствии вместо него на заклание был отправлен баран. Ибрахим же был благословлен, поскольку вера его прошла испытание.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется.

В этот праздник мусульмане совершают омовение и наряжаются в праздничные одежды, особенно важно, чтобы наряды были светлых тонов. Поэтому не нужно одевать темные вещи.

По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

В этот мусульманский праздник считается обязательным принести в жертву Аллаху молодого барашка, корову или верблюда возрастом до года, без внешних недостатков и не имеющих потомства. Жертву разделяют на три части: первую хозяин дома оставляет себе, вторую жертвует общине, а третью раздает беднякам на улице. Если после пиршества часть жертвенного животного не было съедена, то уже на следующий день употреблять ее в пищу нельзя. Шкуры убитых животных отдаются храму.

Напомним, что в мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днем, а в некоторых странах Курбан-байрам празднуют три дня.