Приемный ребенок проблемы с поведением. «Основные проблемы при усыновлении — психологические

В России немало семейных пар желает усыновить ребёнка. Но это не так просто сделать! Существует множество проблем, как законных, так и нет, которые предстоит решить будущим родителям, прежде чем решение об усыновлении будет принято в их пользу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятия

Усыновление – это форма устройства детей на воспитание в семью. Усыновление подразумевает установление родственных связей между ребёнком и родителями.

Усыновление – это юридический факт, который необходимо регистрировать должным образом.

Усыновлённому ребёнку:

  • меняется фамилия и отчество;
  • а также выдаётся новое свидетельство о рождении.

Усыновление – это важная форма обеспечения достойного воспитания детей, оставшихся, по тем или иным причинам, без попечения родителей.

Законодательство

Усыновлению посвящена целая глава в Семейном Кодексе –

Здесь подробно расписано:

  • кто может усыновить ребёнка;
  • какие дети могут быть усыновлены;
  • порядок изменения данных об усыновлённом ребёнке;
  • соблюдение тайны усыновления, а также ответственность, которая предусмотрена за разглашение этой тайны;
  • другие нормы и положения об усыновлении.
  1. Конкретно о тайне усыновления и об ответственности за её разглашение говорится в
  2. Если речь идёт об усыновлении иностранного ребёнка и о присвоении ему гражданство РФ, то нужно руководствоваться положениями
  3. Кроме этого, нужно руководствоваться положениями Международных конвенций и договоров.

    Все эти нормативные акты до сих пор имеют свою юридическую силу.

Порядок

Порядок усыновления указан в СК РФ и других нормативных актах.

Кто может быть

В этот перечень входит:

  • заявление с просьбой дать разрешение на усыновление;
  • автобиография обоих родителей;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья обоих родителей.

    Оно действительно в течение 3-ёх месяцев.

Это первоначальные документы. Как только будет получено разрешение, в процессе усыновления будущие родители должны будут подготовить ещё один пакет документов.

  • справка с места работы каждого будущего родителя с указанием должности и заработной платы;
  • справка из ОВД об отсутствии судимости;
  • документы, которые подтверждают право собственности на недвижимость, в том числе на жилое помещение, где будет проживать ребёнок;
  • семейные документы – свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей (если они есть), справка о составе семьи и прочее;
  • паспорта обоих родителей.

С некоторых документов необходимо снять копии.

Куда подавать

В первую очередь, необходимо подать заявление на разрешение быть усыновителями в органы опеки и попечительства по месту жительства будущих родителей.

В течение 15 дней после получения заявления, представители опеки обследуют жилое помещение и проверят условия жизни будущих родителей.

На основании осмотра они составляют акт. После этого, в течение 15 дней они готовят заключение о разрешении или запрете усыновления.

  1. Если органы опеки принимают отрицательное решение, то все документы, а также письменное обоснование отказа, возвращаются заявителям.
  2. Если же решение принимается в пользу заявителей, то они становятся на учёт.

    Только после этого их допускают к Банку данные на детей, которые остались без попечения родителей.

Выбрав себе ребёнка и ознакомившись с его медицинскими документами, будущие родители подают иск в суд на установление юридического факта усыновления.

Факт усыновления устанавливается в гражданском процессе. Пример заявления можно

Как принимают решение

В суд нужно подать заявление на усыновление. К нему необходимо приложить все документы, которые собирались для органов опеки.

Если усыновляемому ребёнку более 10 лет , то необходимо приложить его письменное согласие ().

Суд выносит решение на основании собранных документов, с учётом мнения ребёнка (если оно учитывает по закону) и представителя органа опеки и попечительства.

Права и обязанности

Права и обязанности усыновителей точно такие же, как и у родных родителей. Права и обязанности родителей перечислены в

К ним относятся:

  • обязанность дать своему ребёнку достойное воспитание и образование;
  • забота о здоровье ребёнка;
  • обязанность заботиться о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии;
  • родители имеют право выбора образовательного и медицинского учреждения для своего ребёнка;
  • родители обязаны защищать и представлять интересы своих детей в суде и других государственных органах.

Выплаты и льготы

В зависимости от возраста усыновлённого ребёнка, его родители имеют право на получение некоторых федеральных выплат:
1. Пособие по беременности и родам со дня усыновления и до истечения 70 дней. Если усыновляемых детей 2 и более, то до истечения 110 календарных дней.

Такое пособие выплачивается только при усыновлении ребёнка в возрасте до 3-ёх месяцев.

2. Единовременное пособие при передаче ребёнка в семью. В 2019 году оно равно 14 497 рублей на одного ребёнка.

Оно состоит из базового пособия (8 000 рублей ) с учётом индексации в соответствии с

Если усыновлённым является ребёнок – инвалид, ребёнок, которому уже исполнилось 7 лет , или при усыновлении братьев и сестёр, размер такого пособия увеличивается до 110 775 рублей на каждого ребёнка.

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, пока ему не исполнится 1,5 года.

Размер такого пособия равен 40% от оклада матери на дату усыновление.

4. Материнский капитал, при усыновлении второго или последующего ребёнка после 01. 01. 2007 года.

Регионы имеют право устанавливать дополнительные выплаты усыновителям.

Никаких льгот усыновители не имеют. В том случае, если в семье 3-ое и более детей (даже если не все являются усыновлёнными), такая семья признаётся многодетной и имеет все льготы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Усыновлённые дети имеют право на первоочередное устройство в дошкольное учреждение и право на посещение летних детских оздоровительных лагерей 1 раз в год.

Проблемы

Существует ряд проблем усыновления детей в России, которые приходится решать будущим родителям.

Социальные

Многие усыновители сталкиваются с такой проблемой, как недостаток социальных возможностей для усыновления.
То доход не такой высокий, то жилплощадь не большая.

Во многом быть или не быть родителями зависит именно от местных органов опеки и попечительства.

Правовые

Проблемы законодательства в усыновлении также существуют. В нашей стране институт усыновления не так развит в законном плане, как в других странах.

И хотя у нас существует множество федеральных законов и других нормативных актов об усыновлении, они, по сути, дублируют сами себя, давая волю недобросовестным чиновникам.

При отмене

Отмена усыновления возможна с «подачи» органов опеки и попечительства только в судебном порядке.

Если родители не справляются со своими новыми обязанностями, то суд вправе отменить усыновление и вернуть ребёнка в социальное учреждение.

При иностранном усыновлении

При усыновлении ребёнка, являющего гражданином другой страны, предусмотрен другой порядок, нежели при усыновлении российского ребёнка. Кроме смены имени и фамилии, ребёнку предстоит сменить гражданство на российское.

Взаимоотношения с ребенком

Проблемы адаптации детей в новой семье существуют всегда. К сожалению, наше государство не может обеспечить такие семьи постоянной психологической помощью.

По мнению усыновителей, психолог должен оказывать ребёнку (а иногда и родителям) помощь в первый год после усыновления.

Наследственность и здоровье

Нередко дети, оставшиеся без попечения родителей, это дети из неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав по причине аморального поведения. Такие дети могут иметь плохую наследственность и, как следствие, проблемы со здоровьем в будущем.

Сколько времени занимает усыновление ребенка

Как показывает практика, усыновление занимает порядка 9 – 12 месяцев с первого обращения в органы опеки и попечительства.

Пути их решения

Можно несколько ускорить процесс, наняв для сбора документов адвоката или специалиста по семейным делам. Он же будет представлять интересы семейной пары в суде.

Не знаете, как правильно должно выглядеть заявление в суд об усыновлении? Читайте нашу статью:

Подробно о том, какие нужны документы для усыновления ребенка жены, написано

Вся информация о том, как усыновить ребёнка из дома малютки одинокой женщине, представлена

Вопросы

У будущих усыновителей существует множество вопросов.

Усыновителю более 40 лет

Как показывает судебная практика, у человека после 40 лет резко снижаются шансы на получение положительного ответа на усыновление.

И хотя современный человек к этому возрасту имеет стабильной материальное положение, а также недвижимость в собственности, представители органов опеки отказывают ему.

Одинокий родитель

У одинокого родителя шансы на усыновление также не велики.

Как взять в семью братьев и сестер

Проблема международного усыновления

В последнее время участились случаи усыновления российских детей иностранными гражданами. Доля международного усыновления составляет 40% от российского.

Сирот

Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть , с которыми сталкиваются приемные родители.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств - рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные : истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Отставание в развитии

У многих приемных детей наблюдается . Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.

Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.

Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто столкнуться.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает , – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

Елена Турлина

Вы хотите взять приемного ребенка. Причины могут быть разные: у вас не может быть собственного, вы ощущаете тоску по выросшим и ушедшим из отчего дома детям, вы потеряли своего ребенка и хотите всю нерастраченную любовь передать усыновленному, вы ощущаете в себе богатый педагогический опыт и хотите применить его для воспитания трудного ребенка или просто любите детей и желаете, чтоб их было много…
Каким бы не был ваш мотив, важно осознавать всю ответственность, которую вы возлагаете на себя и своих близких.

Решение об усыновлении

Усыновление ребенка – ответственный шаг, который до неузнаваемости изменит всю вашу жизнь. Шаг, на который вы должны решиться вместе, всей семьей, со своей второй половинкой, многочисленными дедушками-бабушками, дядями, тетями. Все ваши родственники должны поддержать вас в этом начинании, ведь ребенок может ощущать, что для кого-то в вашем доме он все-таки нежеланный.
Ваше решение не должно приниматься в состоянии эйфории: увидел – захотел – взял. Воодушевление скоро пройдет, оставив за собой сотни приобретенных проблем, с которыми сражаться уже не будет никаких сил. Обдумайте свое решение тщательно, еще и еще раз обсудите этот вопрос с близкими, изучите специальную литературу, посетите психолога. Перед тем как взять ребенка в семью, вы должны понять психологические особенности его возраста, знать, какие проблемы вас ждут с этим малышом, быть готовыми дать ответы на неудобные вопросы, которые он будет вам задавать.
Кроме того, детям свойственно болеть и требовать к себе повышенного внимания. У них бывает , они не всегда послушны, их желания могут не совпадать с вашими, у них часто возникают со сверстниками и трудности в учебе. Вам придется пересмотреть свой распорядок дня, отказаться от многих увеселительных мероприятий, не все ваши друзья примут и полюбят вашего ребенка, а общение с некоторыми и вовсе может сойти на нет.
И это далеко не все трудности, которые вас ожидают после взятия приемного ребенка. Первыми проявят себя вопросы адаптации, причем как ребенка к новым условиям и требованиям, так и вам, уважаемые читатели МирСоветов, придется приспосабливаться к новой ситуации. Затем начнутся проблемы взросления и воспитания. Все возрастные кризисы, как правило, у приемных детей проявляются наиболее остро.
В такие моменты очень сложно удержаться от соблазна все вернуть на круги своя: вам покой, ребенку – привычные условия детского дома. Однако ребенок – не щенок, которого взяли поиграть, а когда он надоел или с ним возникли трудности, выбросили за дверь. Это не игрушка, не бездушная кукла. Ребенок в самом раннем возрасте пережил такой стресс, который переносит спокойно не каждый взрослый, он остался один в целом мире, никому не нужный. А вы смогли дать ему надежду, веру в счастливое детство. Каково же ему будет вновь разочароваться в людях? Вам просто сказать, что устали, не можете найти к нему подход, не сошлись характерами, а в его душе опять что-то надломилось, его психика получила огромный удар, и как будет развиваться его дальнейшее взросление и самостоятельная жизнь, трудно даже представить.
Поэтому, решив стать приемными родителями, нужно четко понимать и иметь твердую , что этот ребенок с вами навсегда, как бы удачно или нет вы его выбрали, какие бы трудности не ожидали вас впереди. Ведь родных детей не выбирают, их принимают такими, как есть, и любят, несмотря ни на что. Вы взяли ребенка, и он ваш, от него нельзя отказываться или менять на другого. Вся ответственность за его воспитание и обучение, его здоровье, физическое и психологическое, теперь лежит только на вас.
Подумайте еще раз, еще много-много раз, действительно ли вы готовы к такому ответственному шагу. Возможно, стоит чуть-чуть подождать, чтобы понять это и не наделать ошибок, о которых будете впоследствии жалеть.
Но если вы уверенны и окончательно определились, вам необходимо решить, какого возраста будет ваш ребенок.

Кто лучше: малыш или ребенок постарше?

Многие молодые семейные пары стремятся взять младенца, чтобы сохранить тайну усыновления, другие просто хотят наблюдать и воспитывать своего малыша с рождения. Люди постарше часто переживают, что не успеют дать новорожденному всю любовь, которая накопилась в их сердцах за долгие годы, бояться оставить его еще в совсем раннем возрасте, поэтому предпочитают детей постарше.
Выбор, конечно, за вами, но в любом случае необходимо понимать, какие трудности могут возникнуть с ребенком того или иного возраста.
Младенцы легче привыкают к новым условиям, особенно, если приемные родители поинтересовались распорядком дня, к которому привык ребенок, и старательно его придерживаются. Он с самого начала считает вас своими родителями, именно вам он говорит первые «мама» и «папа», вы видите его первые шаги, радуетесь успехам. Вы можете с чистого листа формировать малыша, развивать его и воспитывать. Это будет полностью ваш ребенок, даже внешне, подрастая, такие дети становятся похожими на своих приемных родителей. Но существует один большой минус: вы не можете знать, имеются ли у новорожденного психические отклонения или генетические заболевания. Готовы ли вы бороться за его здоровье, с физическими пороками? Если нет полной уверенности в этом, лучше не брать малыша.
Остановив свой выбор на ребенке постарше, вы уже можете иметь четкое представление об особенностях его развития, но его характер практически сформирован, вам придется заслужить право называться его родителями. Не только у вас к нему, но и у него к вам есть некоторые требования. Найти общий язык с таким ребенком нелегко, придется приложить массу усилий, чтоб он вас признал, и еще больше, чтоб полюбил. Только настойчивость, огромное терпение и бесконечное желание понять друг друга помогут стать с приемным ребенком настоящей дружной семьей.
Рекомендую читателям МирСoвeтoв узнать (это важно!), как такой ребенок остался один: его бросили при рождении, изъяли из неблагополучной семьи или же он стал сиротой. Исходя из этих обстоятельств, ребенок будет по-разному воспринимать ваше желание его усыновить. Он может быть благодарен вам за подаренную любовь, которую не получал в родной семье. Многие оставленные в роддоме дети ждут настоящих родителей, не желая никаких других, а дети, которые воспитывались в хорошей семье до некоторых пор и вынужденно оказались в детском доме, очень скрытны, зажаты, и часто не готовы к таким изменениям. Эти факторы во многом помогут понять причину того или иного поведения ребенка, найти к нему подход.

Проблемы адаптации детей и родителей в приемной семье

И вам, и вашему приемному ребенку придется привыкать к новым условиям.
Чаще всего, первые дни совместного проживания наполнены радостью и благодарностью друг к другу.
Вы понимаете, что будут некоторые трудности, но считаете, что вашей любви и желания хватит на преодоление всех проблем. Вы уверены, что знаете, как правильно воспитывать этого ребенка, так как ваши родители делали так же, и у них все получилось.
Ребенок тоже счастлив: он больше не один, у него, как и у множества других ребят, есть семья, он теперь не «детдомовский». Он старается выполнять все требования, безукоризненно слушается, хочет казаться для вас самым лучшим, чтобы вы убедились в правильности выбора и не отдали его обратно.
Но это ощущение бесконечной эйфории проходит довольно быстро, как только вы привыкаете к новой ситуации. Приблизительно через месяц вы начинаете ощущать некоторые сомнения в правильности вашего решения, некоторую неудовлетворенность ребенком и своей новой социальной ролью. В семьях, где имеются родные дети, происходит сравнение приемного ребенка с ними. Оказывается, что методы влияния и воспитания, привычные и действенные в отношении родных детей, с приемными не работают. Родители начинают понимать, что не совсем представляли тот объем трудностей, которые встретятся на их пути, но еще полны желания найти к ребенку подход.
Если не сдаться, то уже через 2-3 месяца вам удастся создать доверительные отношения с приемным ребенком. Но далеко не всем удается за это время найти с ребенком общий язык, возникают сомнения в правильности решения усыновить малыша. Реальная картина вырисовывается только к полугоду совместной жизни. Все родители осознают, что проблем прибавилось, о существовании многих они даже не подозревали. Приемные родители только сейчас начинают понимать, какой ответственный шаг был ими совершён, какова глубина детских проблем, и как сложно их бывает решить.
Дети же, пройдя период эйфории, пытаются разобраться, что хотят от них новые родители, присматриваются, какое поведение допустимо, а на что они реагируют критически. У них уже сформирован некоторый стереотип поведения, и теперь приходится бороться со старыми привычками, проявление которых неизбежно. Дети в этот период часто ведут себя нехарактерным для них образом, могут кричать, плакать, впадать в депрессию и уходить в себя. Случаются проявления враждебности к окружающим, дети действуют исподтишка, возвращаются к старым .
Родителям в это время важно понять причину такого поведения, возможно, обратиться к специалистам за помощью, пообщаться с другими приемными родителями, которые уже миновали эту стадию адаптации.
Но постепенно период «постоянной борьбы» заканчивается и начинается вполне спокойное совместное существование. Родители становятся увереннее в себе, дети приспосабливаются к новым условиям, становятся полноправными членами семьи.

«Люди из прошлого»

Еще на стадии обсуждения вопроса о том, брать или нет приемного ребенка, потенциальные родители задумываются, стоит ли говорить малышу, что он не родной. Конечно, этот вопрос возникает только у родителей, желающих в раннем возрасте.
Как правило, лишь единицам удается до конца сохранить тайну усыновления. Не забывайте, что кроме вас ребенку это могут специально или «в сердцах» сказать ваши многочисленные родственники, соседи, приятели. Но услышать эту информацию от чужих людей ребенку будет гораздо обиднее, он может навсегда отказаться от общения с вами или совершить «сгоряча» какой-нибудь необдуманный поступок.
Поэтому советую читателям МиpСоветов сообщить об этом своим детям в самом раннем возрасте. Сначала рассказать им это в виде сказки, затем ответить на тысячу их вопросов, возможно, найти и познакомиться с биологическими родителями. Но никогда не напоминать ему о его происхождении, когда с ним ругаетесь, и не отзываться плохо о его родных папе и маме, какими бы они не были.
Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, и знает, что он приемный, возникает другая проблема: поддерживать ли его отношения с друзьями из прошлого или совсем запретить это общение.
Конечно, решать опять же родителям. Следует понимать, что придя в ваш дом, ребенок становится ограничен в общении. Да, он ходит , в школу, там много сверстников, но пока с ними установятся дружеские отношения, ребенок нуждается в поддержке своих бывших приятелей. Вы можете завести ритуал – каждое воскресенье посещать с малышом детский дом, приносить угощения, давать ему возможность расслабиться в привычных условиях.
Прошлая жизнь у вашего ребенка была, и если он хочет из нее что-то перенести в настоящую, позвольте ему сделать это, ненавязчиво контролируя при этом, что он из той жизни хочет сохранить.

Это лишь немногие проблемы, которые вас ждут в случае положительного решения в вопросе усыновления. Но, как видите, все они решаемы, если у вас есть твердая уверенность и желание совершить этот ответственный шаг.

Психологи уверены: трудное поведение приемного ребенка может быть своеобразным ответом на то, что происходит внутри семьи, в которую он пришел. И без изменений внутри семьи сложно бывает добиться изменений в поведении самих детей.

Что происходит с границами внутри семьи? Фото — cyberprzemoczstio.eu

Детский и семейный психолог, приглашенный специалист Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас») Джессика Франтова выделяет 4 причины того, почему ребенок ведет себя трудно. Своим мнением она поделилась с участниками конференции «Трудное поведение приемного ребенка: профилактика, причины, коррекция», организованной Благотворительным фондом помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас».

Джессика Франтова, психолог.

Границы внутри семьи

Большинство родителей очень любят говорить, что дети не соблюдают границ, не уважают родителей, делают что-то без спроса. Семейные психологи советуют родителям задать себе вопрос: «А что происходит с границами у вас внутри семьи?».

«Мы с вами выросли в той культуре, где границы в принципе не соблюдались. Для многих из нас возникает вопрос, о каких границах вообще идет речь? Закрываются ли у вас двери в комнату? Стучатся ли? Спрашивается ли разрешение, чтобы зайти в комнату к ребенку? Как вы друг к другу обращаетесь? Я часто встречаюсь с удивленным взглядом, когда задаю родителям эти вопросы», — говорит семейный и детский психолог Джессика Франтова.

Часто родители могут взять вещи ребенка без спроса, зайти к нему в комнату без спроса, считают, что у ребенка нет своего мнения, пока он не вырастет. «Самое обидное, что родители, когда такие вещи говорят, на самом деле этой подоплеки не имеют в виду. Они просто повторяют высказывания, к которым они привыкли. Не осознают того контекста, который лежит за этими фразами.

Ребенок находится в этой ситуации, а потом мы удивляемся, почему он не соблюдает чужие границы, например, ворует. Воровство – это тоже несоблюдение границ. Соответственно, работа с границами и их выстраиванием внутри семьи может очень благотворно отразиться на том, как ребенок будет вести себя в социуме, уважать чужие границы», — отмечает Джессика Франтова.

Слияние

Слияние – это когда взрослый очень-очень сильно внутри себя и своего эмоционального фона сливается с ребенком. Увидеть это довольно легко: взрослый говорит «мы» про себя и ребенка, который старше 1 года. «Мы спим», «мы едим», «мы сделали прививку», «мы поступили в вуз», «мы устроились на работу». Психологи призывают к тому, чтобы «мы» заканчивалось в один-полтора года.

В чем опасность слияния? Взрослый, вступающий в слияние с ребенком, ищет партнера для того, чтобы пережить свои трудности. И видит этого партнера в ребенке. Он сливается с проблемами ребенка, чтобы не решать свои собственные. И поэтому взрослый не заинтересован в том, чтобы ребенок стал решать свои проблемы.

«Так заложено, что каждая личность хочет быть собою, развиваться. А когда есть слияние, взрослый посылает сигнал ребенку: «Нет, ты не имеешь право уйти». Как ребенку вести себя в такой ситуации? Всеми силами протестовать и показывать «нет, я не ты, я другой». Часто «я другой» трансформируется в «я плохой», чтобы показать свое отличие, право быть самим собой», — говорит Джессика Франтова.

Взрослым нужно учиться переформулировать «мы» на «я» и «другой». И чаще задавать себе вопрос: «Мы – это кто?»

Иерархия

В семейной иерархии есть вышестоящие – родители и прародители (бабушки, дедушки), от которых мы получаем любовь, поддержку и заботу. Есть партнеры – братья, сестры, друзья, и есть нижестоящие – дети и животные, которым отдается любовь и забота.

В иерархии возможны нарушения: когда нижестоящие (дети) ставятся на место партнеров или когда они ставятся в ранг прародителей и родителей. То есть от них начинает ожидаться поддержка и помощь, которую они дать не могут в силу того, что маленькие и их место в системе другое.

«Когда ребенок оказывается в такой ситуации, когда он спасает своих родителей, утешает, помогает им, чувствует себя значимым, мы получаем трудного подростка. Потому что он уверен в том, что он главный в семье. Ему в семье дали хорошо понять, что он такой молодец, может спасти от одиночества и слез своих родителей. И когда пытаешься с ребенка эту корону снять, он безумно удивляется, что это его должны спасать. Приемные дети недополучили помощи вышестоящих. И без этого ресурса они должны еще что-то нам дать…Если ребенку дать понять, что его место в системе — это получать, а не отдавать, мы можем увидеть хорошие изменения в его поведении», — отмечает семейный и детский психолог Джессика Франтова.

Что делать взрослым, которые хотят требовать любви ребенка? Специалисты предлагают завести собаку и напоминают о том, что собака готова любить безусловно, примет вас какой вы есть. Второй способ – вспомнить, что каждому полагается два родителя, две бабушки и два дедушки. Не все они были ресурсом при жизни. Но в глубоком философском смысле каждый из них желает, чтобы мы были счастливы.

«В сложных жизненных ситуациях я рекомендую вспомнить, сколько людей над вами желает вам самого лучшего. Представьте их, поговорите с ними, послушайте их голоса в своем сердце, позвоните тем, кто жив, сходите к ним в гости», — рекомендует семейный психолог.

Семейные тайны

Если приемная семья имеет темы, про которые сложно говорить, страшно думать, будьте уверены, приемный ребенок их быстро вычислит, обращает внимание эксперт. Если в семье кто-то обманывает, то ребенок будет обманывать, если кто-то своровал, то ребенок тоже утащит.

«То, о чем нельзя говорить, так называемый семейный Волан-де-Морт обязательно вылезет. Если видим сложное поведение, спрашиваем себя и семью, где у нас было что-то похожее. Например, если была неотпущенная смерть, страшная потеря, то ребенок тоже может потеряться. Если есть тайна усыновления, тайны про кровную семью, то чем ближе ребенок к пубертату, тем больше он будет собою показывать все то, что скрыто и что неизвестно. Чем меньше тайн, тем лучше», — считает эксперт.

Уважаемые приемные родители, как вы относитесь к кровным папам и мамам, другим родственникам Вашего приемного ребенка (детей)?

Семья – это живая структура, обращают внимание специалисты. В новой семье ребенок проводит большую часть своей новой жизни. Соответственно, законы этой семьи, гласные и негласные, эмоции, которые циркулируют внутри семьи, семейные тайны – это то, под что ребенок неосознанно подстраивается для того чтобы выжить. В подростковом возрасте ребенок перестает себя сдерживать, хочет доказать всему миру, что знает, как правильно. Он хочет сделать самое лучшее для своих родителей, указав на их ошибки. Он делает так, как делали в отношении него всю жизнь: чтобы чему-то научить, показывали недостатки. В нашей культуре это довольно распространенный метод воспитания.

«Есть тема, что дети нам должны. Дети должны только одно – быть счастливыми. Это лучший показатель нашей работы», — резюмируют психологи.

  • Добавить в избранное 1

«Когда ребенок попадает в семью, это как свадьба. С этого начинается не красивая сказка, а реальная жизнь», — напоминает Наталья Степина, руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).

Изменение трудного поведения приемного ребенка – возможно, убеждены специалисты. «Это ребенок не знает, что с этим делать, а мы знаем. Давайте просто научим – и его, и родителей», — говорит Наталья Степина. На что нужно обращать внимание и как поступать родителям, говорили психологи и представители НКО, участники конференции «Трудное поведение: что ждет приемный ребенок от общества, специалистов, родителей».

Что с ними не так?

Эти дети не умеют распознавать собственные эмоции — их этому просто никто не учил. В итоге любая эмоция захлестывает ребенка, и он находится в состоянии хаотичного возбуждения. Куда уж там планировать свою жизнь, если он не понимает, что с ним происходит! Такие дети могут быть импульсивны, драчливы, их воспринимают как агрессивных, хотя просто на них накатывает аффект, поясняет Наталья Степина.

Они не умеют терпеть , им невыносимо ожидание. Им трудно соблюдать правила. Поэтому они похожи на капризных трехлеток, даже если они подростки. И это обескураживает и демотивирует взрослых.

Это провокативные дети. Они не разрушители, они хотят созидать, просто не знают, как это сделать. Такой ребенок проверяет взрослого на «вшивость» — он ищет сильного взрослого, который даст ему чувство безопасности. «Если с провокативным ребенком сюсюкаться и уступать – будет хуже. Они устраивают шоу, красивые истерики, — рассказывает Наталья Степина. — У нас был случай, когда родители даже чуть не развелись из-за проблем со своим трудным приемным ребенком. Часто взрослые вообще не знают, как реагировать на такие ситуации. Учителя, кстати, тоже». Ребенок с детдомовским прошлым может демонстративно совершают плохие поступки, скажем, это может быть воровство – как один из способов нарушить правила. «Часто они делают это еще и умышленно на глазах у окружающих. Это способ, чтобы о нем узнали. Чтобы взрослые «подпрыгнули», а ровесники подумали бы, что он крут», — поясняет эксперт.

У детдомовцев часто сложности с пониманием границ . «Когда-то им не дали ощущение «домика», куда они могут спрятаться. Такие дети плохо чувствуют свое тело – их мало брали на руки. Плохо понимают пространство — в приютах ведь часто они просто сидели в своих кроватках, — замечает Наталья Степина. — Они могут уйти с урока – потому что просто не понимают, зачем надо сидеть до конца».

Кислородную маску — родителям

Специалисты тревожатся: у нас почему-то сложился стереотип, что если ребенок трудный – виноваты приемные родители. На семью фактически ложится клеймо. «На самом деле психика приемных родителей часто так истощена в ходе адаптационного периода семьи, что семья оказывается под угрозой развала. А дети – под угрозой возврата», — подчеркивает Наталья Степина.

Важный принцип в ситуации с трудным ребенком – помогать родителям. «Это как в самолете – кислородную маску нужно надеть сначала взрослому, потом ребенку. Мы, специалисты, начинаем с того, что принимаем трудности в ребенке. И мы говорим родителям – да, это правда, с вашим ребенком трудно. Для них такое принятие — важнейший фактор, — говорит Наталья Степина. — Десятки мам начинают плакать на этих словах – когда им не говорят, что вы «должны спасать общество» или «нужно жизнь положить на своего ребенка», а когда принимают их сложности».

Работаем не с плохим поведением, а с его причиной

Ольга Неупокоева, коррекционный психолог. Фото с сайта kommersant.ru

Коррекционный психолог Ольга Неупокоева замечает, что если на приеме шла волна приемных семей с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то сейчас к психологам повально обращаются с РРП (реактивное расстройство привязанности).

Родители часто делают ошибку: начинают бороться с симптомом – с трудным поведением, отставанием в учебе, а не с причиной — РРП. Специалисты советуют родителям смещать свое внимание на работу с трудностями привязанности. «Трудное поведение — это психологическая защита ребенка, благодаря ей ребенок выжил – и физически, и морально. Можно сломать ребенка, вскрыть его защиты. Но он будет сопротивляться до последнего и победит, у детей больше мотивации», — замечает Ольга Неупокоева.

Правильно выстраиваем семейную иерархию

Ребенок всегда пытается подстроиться под приемную семью. Собственно, так же ведут себя и кровные дети, просто мы не всегда это замечаем. Приемный ребенок приходит в семью со своим опытом, но иногда его проблемное поведение — это ответом на ту систему, в которую он пришел, считает Джессика Франтова, детский и семейный психолог БФ «Здесь и сейчас».

«В подростковом возрасте это усилено – ребенок перестает себя сдерживать, хочет показать всему миру, что он-то знает, как правильно поступать. Он хочет сказать: вот, я подстраивался под вас, но вы не правы здесь, здесь и здесь, — поясняет Джессика Франтова. — Или он хочет сделать своих родителей самыми лучшими – но как? Он пытается их «научить жизни», показывая их недостатки, как это и делают с ним взрослые». Так что, советует специалист, старайтесь услышать контекст в словах и поведении ребенка.

В наших семьях – как и в нашем обществе – часто нарушаются личные границы, а это тоже влияет на поведение ребенка. Например, напоминает Джессика Франтова, подумайте, как вы обращаетесь друг к другу дома? Закрывается ли дверь в комнате ребенка, стучитесь ли вы к нему? Часто у ребенка нет не только своей комнаты, но и личного места. И еще — права на свое мнение. Устанавливать и уважать границы нужно уметь и взрослым – и учить этому ребенка.

Еще одна частая проблема в семьях, когда родитель в своих мыслях сливается со своим ребенком. Такие родители говорят о ребенке во множественном числе «мы» — «Мы поступили», «Мы устроились на работу». Такой взрослый, поясняет Джессика Франтова, не заинтересован в том, чтобы ребенок начал решать свои проблемы. А ребенок в ответ инстинктивно пытается вырваться из такого слияния. Но как? Он пытается стать плохим – подсознательно, считая, что так его быстрее «отпустят».

Взрослые делают ошибки и в построении иерархических отношений в семье. Иногда родители ждут от детей поддержку и помощь, которую те дать не могут. «Давать поддержку — это обязанность вышестоящих или равных. Дети по определению не на этой позиции, — поясняет психолог. — Когда ребенок «спасает» родителей, когда его пытаются использовать в качестве опоры, в итоге мы получаем трудного подростка. Потому что на него взваливается ноша, которую он не может выдержать, и он начинает всех «строить»».

Тайна отнимает силы

Вероника Золотова и Елена Позднякова, сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +». Фото с сайтов estaltclub.com и b17.ru

Еще одним источником напряжения являются семейные тайны. Скажем, тайна усыновления или тайна диагноза. Некоторые подростки не хотят, чтобы окружающие знали, что они из приемных семей. Или что у них вич-положительный статус. Некоторые – сами об этом не знают, н о чем-то догадываются.

«У подростков бывают депрессии. Идет гормональное изменение, формируются разные психические процессы. Им трудно сдерживать эмоции. Трудно, оценить, например степень риска и строить долговременные планы. А теперь представьте: в таком состоянии ребенок еще и хранит тайну, испытывает страх, что кто-то может его разоблачить», — рассказывают Вероника Золотова и Елена Позднякова , сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +».

Вместо того чтобы встраиваться в мир, ребенок тратит ресурсы на сохранение тайн. И тогда не хватает сил на достижения, на постановку целей. В итоге мы получаем трудного подростка, который ведет себя провокативно.

«Ребенок видит, как напрягается родитель, ища ответы на его неудобные вопросы, чувствует тревогу. Еще и родители накручивают – «никому не говори, это будет плохо, от тебя все отвернутся». В итоге ответы на свои вопросы дети ищут в интернете – и находят то, что хотят найти», — подчеркивает Вероника Золотова.

Приемные папы и мамы часто не подготовлены к последствиям обнародования диагноза. Они не знают, с какой реакцией ребенка столкнутся. Не знают, куда обратиться за помощью, а ведь перед контролирующими органами приемным семьям приходится демонстрировать успешность. Все это создает большой эмоциональный накал, и родителям, и детям трудно справиться.

Психологи убеждены — от ребенка не надо ничего скрывать. То, о чем говорят вслух, перестает так сильно пугать. На подростка влияет не сама тайна, а непрожитые чувства.

«Например, часто ребенку с диагнозами дают лекарства, но не рассказывают ему о его заболевании. Про таблетки говорят – это витаминки. Это ошибка. В какой-то момент ребенок не захочет пить «витаминки», и придется объяснять, что это жизненно важные лекарства», — приводит пример Вероника Золотова. А на фоне страхов возникают навязчивые мысли. Например, вич-инфицированные дети могут начать искать в себе признаки болезни, навязчивые мысли о смерти.

Конечно, принятие диагноза подростком — непростой процесс. Сначала шок, недолгий, но бурный эмоциональный всплеск. Потом – отрицание: у меня нет никакой болезни, живем как прежде. Третья стадия – агрессия, отказ от лечения, возможны суицидальные мысли, обвинение других в том, что с ним произошло. Потом начинается стадия депрессии. И тут важен значимый взрослый, который поддержит, выслушает. Наконец, пятая стадия –примирение с ситуацией, когда тоже крайне важна эмоциональная поддержка.

С кровной семьей встречайтесь на нейтральной территории

Юлия Курчанова, психолог программы «Профилактика социального сиротства» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».