Конспект воспитательного мероприятия ктд. Занятие «Конструируем КТД

Проект внеурочного занятия по организации коллективно-творческого дела.

Учитель: ФИО, место работы (полностью): Мазилова Александра Сергеевна, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»

Программа: Организация КТД (коллективно-творческого дела).

Тема внеурочного занятия: «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания» (внеклассное занятие для обучающихся 7-х классов).

Цель и ожидаемый результат: формирование представления о технологии коллективно-творческого дела, освоение 1-4 этапов алгоритма КТД.

Задачи внеурочного занятия:

Задачи педагога:

создать условия для мотивации к деятельности и постановке познавательной задачи;

способствовать применению обучающимися субъективно нового знания;

создать условия для развития творческого потенциала обучающихся;

развивать рефлексивные способности.

Социальные задачи (для детей):

ознакомиться с алгоритмом организации КТД;

развивать творческие и интеллектуальные способности в процессе разработки мероприятия;

научиться правилам и формам совместной работы;

совершенствовать организаторские способности.

Оборудование к внеурочному занятию: мультимедийный проектор

Обеспечение:

– ватман (4 шт.);

– фломастеры;

раздаточный материал «Алгоритм организации КТД».

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся, опыта

Приветствие и начало занятия.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно, что вы все пришли сюда добровольно. Это означает, что вместе собрались люди творческие, с активной жизненной позицией. Я уверена, что наша работа будет плодотворной и интересной.

Тема нашего занятия «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания».

Что такое, по-вашему, коллективно-творческое дело?

Давайте вместе попробуем расшифровать.

Вы все верно (почти верно) назвали:

Учитель обращается к презентации

Коллективно-творческое дело это:

    Дело , потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

    Оно - коллективное , потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят, педагогов, как их общая забота.

    Оно - творческое , потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.

Дети смотрят на слайд.

Ответы детей.

Дети смотрят на слайд.

Коммуникативные

(формируем умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками).

Коммуникативные

Познавательные

(формируем умение анализировать и отличать новое от уже известного).

2. Целеполагание, планирование деятельности

Как вы считаете, организовать Дело легко?

Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

А чему бы вы хотели научиться, или какие задачи вы ставите перед собой?

Учитель обращается к презентации

Итак, задачи поставлены. А как вы считаете, какие компоненты успеха необходимы при разработке и реализации КТД?

Помните, что при организации любого творческого мероприятия следует помнить главные компоненты успеха:

    • интересные задания;

      красивое оформление;

      материальное обеспечение;

      находчивый ведущий;

      компетентное жюри;

      эмоциональные зрители;

      музыкальное сопровождение;

      подготовленные команды;

      призы для победителей.

      исполнительные помощники;

      сплоченная команда организаторов.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Личностные

(самоопределение).

Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

3. Осуществление деятельности по плану

Вы как раз и будете сегодня выступать в роли сплоченной, креативной команды организаторов, а еще и вооруженной специальными знаниями, так как существует специальная технология организации КТД. Итак, для разработки интересного, креативного, нового мероприятия вам нужно разбиться на команды.

А для этого предлагаю каждому подойти к столу, выбрать геометрическую фигуру, которая вам нравится.

Сядьте, пожалуйста, за соответствующий стол.

Вот у нас и образовались команды. Вы, наверное, удивитесь, но объединились вы совсем не случайно.

Учитель обращается к презентации.

Учитель зачитывает характеристику каждой фигуры.

Группа треугольников

Это форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Группа квадратов

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, отличаются истинные квадраты.

Группа кругов.

Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях., обладает способностью сопереживать, эмоционально отзываться на переживание другого человека.

Группа прямоугольников.

Символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Возможно, Вы сегодня придумаете что-нибудь креативное, что изменит нашу и вашу жизнь в лучшую сторону.

Мы решили, что вам сегодня совсем не помешают опытные помощники. Это наши министры Школьной Республики:

Министр культуры – будет помогать команде прямоугольников.

Министр печати – команда кругов.

Министр правопорядка – команда квадратов.

Премьер-министр – команда треугольников.

Для меня сегодня особенно ценно, что вы являетесь представителями разных классов. Ведь знакомство с новыми интересными людьми – это большая ценность. Я предлагаю начать знакомство. Для этого проведем маленькую игру на сплочение.

Правила следующие:

в группе начинает министр, например, Оля на опеле едет в Омск, следующий человек из группы повторяет эту фразу и предлагает фразу на свое имя. Например, Оля на опеле едет в Омск, Ира на иже едет в Испанию.

Ира произнесла фразы, взяла Олю за руку, и т.д.

Игра эта похожа на «снежный ком».

Если закончили задание, поднимаем скрепленные руки вверх.

(сопутствующий слайд)

Вот теперь мы с вами готовы к работе.

Предлагаю вам вспомнить те КТД, которые вам уже известны, когда-либо проводились в ваших классах, в школе.

Предлагаю вам за 1,5 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его.

Есть среди вас те, кто участвовал в организации одного из них?

Если скажут, да – молодцы, значит, у вас уже есть опыт.

Если нет – сейчас у вас есть реальная возможность попробовать себя в этой роли.

Вы обозначили одну из задач – познакомиться с алгоритмом организации КТД.

Учитель обращается к презентации.

Представляю Вам его. (Вывести сразу весь, пусть кто-то озвучит.).

Начнем с 1-го этапа.

Каждое из перечисленных вами мероприятий начиналось с идеи, замысла.

1 этап КТД – идея, замысел.

На какие темы можно организовать КТД?

Есть несколько направлений.

Предлагаю вам выбрать карточку.

Итак, судьба определила вам направление мероприятия.

Задание – разработать совершенно новое КТД.

Приступаем к реализации 1-го этапа алгоритма.

Предлагаю вам сейчас обсудить Идею мероприятия по тому направлению, которое вы выбрали. Но она должна быть непросто «взята ради идеи», а должна развивать способности.

Учитель обращается к презентации.

Запишите на листе ватмана вашу лучшую идею.

(5 мин.)

2 этап – наполнить содержанием ваше дело.

Этот этап тесно связан с 4 этапом «определение формы мероприятия», их можно поменять местами. То есть выбрать сначала форму, а затем наполнить содержанием.

Вспоминая наши школьные дела, вы уже вспомнили много форм, но у вас есть таблички вам в помощь, где предложены другие формы. Вы можете воспользоваться подсказками, а можете изобрести совершенно новую форму мероприятия.

3 этап. Определить возраст и количество участников КТД.

Учитель обращается к презентации.

(10 мин.)

Увидела очень много интересного, пока наблюдала за вашей работой.

Теперь предлагаю вам озвучить ваши идеи.

Следующим этапом алгоритма КТД является решение организационных проблем. И это будет темой нашего следующего занятия.

Дети выбирают геометрическую фигуру: треугольник, квадрат, круг, или прямоугольник.

Садятся за соответствующий стол.

Дети заслушивают характеристики выбранных геометрических фигур, соотносят со своими качествами.

Министры ШР присоединяются к своим командам.

Дети вместе с министрами в своей группе (команде) проводят игру на знакомство и сплочение.

По завершению игры поднимают скрепленные руки вверх.

Дети работают в своих группах 1,5 минуты.

Дают ответы по порядку.

Дети отвечают.

Дети смотрят на слайд и раздаточный материал. Слушают ученика, который озвучивает этапы КТД.

Ответы детей.

Представитель команды выбирает карточку, где указано одно из направлений внеурочной деятельности (мероприятия).

Дети читают вопросы на слайде, обсуждают, придумывают идею.

Дети записывают лучшую идею на листе ватмана.

Дети знакомятся с информацией на раздаточном материале (формы мероприятий), выбирают форму, придумывают содержание дела.

Дети определяют для учеников какого возраста новое мероприятие будет интересно и актуально.

Дети отвечают.

Личностные

(ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»).

Личностные (оценивание усваиваемого содержания).

Коммуникативные

(участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные

(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).

Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(смысловое чтение)

Регулятивные

(планирование).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные

(участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные (компетентности в поступках и деятельности).

4.Самоконтроль

А сейчас бы я хотела предоставить слово министрам, которые помогали вам.

Подведем итоги.

Мы с вами проработали только 4 пункта алгоритма организации КТД.

Он на этом не заканчивается. Теперь перед вами стоит более сложная задача – проработать организационные проблемы мероприятия и провести его.

Предлагаю реализовать ваши идеи и провести мероприятие на уровне школы или класса.

Министры дают оценку работы групп, подводят итоги.

Регулятивные

(способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

5. Рефлексия

Вспомним цель нашего занятия.

Достигли ли мы ее?

А сейчас бы хотела услышать от вас мнения по поводу занятия.

Предлагаю в форме незаконченных предложений.

Учитель обращается к презентации.

Например:

сегодня я понял, что…

для меня было открытием, что…

для меня было неожиданностью, что…

горжусь собой за то, что…

хотелось бы…

Я рада, что наша встреча прошла не зря. Благодарю вас всех за плодотворную работу. Вы – молодцы!

Вам успехов.

Спасибо.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

Регулятивные (способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей деятельности, самоконтроль, самооценка.).

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Цель:

    сплочение детского коллектива,

    научить быстро принимать решения,

    показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Задачи:

1) знакомство детей с коллективной игровой деятельностью; 2) формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок; 3) выявление лидеров.

План проведения ктд

1. Совместная подготовка и разработка КТД - организатор лагеря, вожатые, воспитатели, совет министров лагеря. 2. Старт игры – игровая комната одного из отрядов, где предварительно собирают оба отряда. 3. Чтение Указа и выдача первой подсказки. 4. Игра (прохождение станций и выполнение заданий). 5. Финиш. 6. Награждение.

Условия проведения

1. В игре принимают участие два отряда, соединенные в одну команду.

2. На каждом этапе предлагаются подсказки - задания, их выполнение оценивают игротехники (вожатые).

3. Основная задача игротехника не только заслушивать ответы участников игры, но и принимать решение, если ответ неверный, то даются наводящие вопросы, так как если подсказка не будет взята – потеряется логическая связь между станциями.

4. На каждом этапе задания выполняют либо определенные представители, либо все участники игры, согласно условиям подсказки.

5. Во время выполнения задания группой игроков, остальные игроки не имеют права вмешиваться. Если задание из подсказки выполнено не верно, игроков «стражники» (вожатые) садят в «темницу» до конца игры, пока участники не вызволят их оттуда своей смекалкой на Финише (разгадывание шарад и загадок).

7. В случае подсказок, пассивности при выполнении заданий, игрок отстраняется от участи в игре и забирается так же в темницу. Дальнейшая его судьба зависит от остальных игроков (захотят ли они его оттуда вызволить).

Этот факт фиксируется в маршрутном листе «ведущего» и учитывается при подведении итогов игры.

Станции:

    «Поле богатырское»;

    «Марья Искусница»;

    «Ярмарка»;

    «Русская печь»;

    «Кони дивные»;

    «Царевна - Несмеяна»;

    «Лестница в небо»;

    «Радуга»;

    «Путанка»;

    «Сокровища сказок».

Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности

Используемый способ мотивации детей на участие в совместной деятельности - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, при КТД. Такая форма воспитательной работы, ориентирована на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагает наличие совместной деятельности детей и педагогов, в данном случае вожатых и совета министров лагеря.

Поэтапная организация совместной деятельности:

- Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой организатор лагеря увлекает Совет министров лагеря радостной перспективой интересного и полезного дела. Идёт поиск ответов на вопросы: для кого? когда? где? с кем вместе? Главная задача: вовлечь каждого в совместную деятельность и выявить лидеров среди коллектива, который окажется и без вожатых и без своих уже выбранных и утвержденных лидеров – Совета министров лагеря.

- Проведение. Стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при его подготовке.

- Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД – его ближайшего последействия.

Татьяна Титова
Конспект коллективно-творческого дела с использованием ИКТ «Подарок другу» для детей старшей группы (5–6 лет)

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» ,

,

,

«Речевое развитие» ,

«Физическое развитие»

Задачи :

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны с использованием ИКТ («Познавательное развитие» )

Продолжать обогащать нравственный опыт дошкольников через систему коллективных творческих дел («Познавательное развитие» )

Развивать умение договариваться о совместной работе, ее содержании со сверстниками («Социально-коммуникативное развитие» )

Развивать коммуникативные способности детей (умение слушать товарища, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других ) («Речевое развитие» )

Воспитывать в детях дружеские отношения («Социально-коммуникативное развитие» ,

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие детей при создании коллективных работ («Художественно-эстетическое развитие» ).

Методы и приемы :

Практические : работа с раздаточным материалом.

Игровые : динамическая пауза.

Словесные : вопросы к детям, пояснения.

Наглядные : показ презентации.

Материалы и оборудование :

Ноутбук, проектор.

Презентация «Государственные праздники РФ»

Открытки-сердечки.

Плакат-основа для коллективной композиции .

Шаблоны голубей и фигурок людей.

Цветная бумага, белая бумага

Простые карандаши, ножницы, клей, кисти клеевые, салфетки тряпичные и влажные, корзинки для мусора, кленки.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Давайте их поприветствуем. А сейчас поприветствуйте друг друга .

2. Игра-приветствие «Здравствуй, друг »

Здравствуй, друг ! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу )

Где ты был? (теребят друг друга за ушко )

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

3. Презентация «Государственные праздники» .

Ребята, а вы любите праздники?

А какие праздники вы знаете? (Ответы детей .)

У каждого праздника свои традиции и ритуалы, свои приметы, свои краски и звуки, свой праздничный стол и даже свой особый запах.

Но всё-таки у всех праздников есть и общие черты : встречи с гостями, хлебосольное застолье, настоящее веселье. И взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, вкусного, чтобы душа радовалась.

Праздники бывают разные : народные, религиозные, профессиональные, семейные и другие . А есть и такие, которые отмечаются сразу во многих странах, их называют международными, например : 8 Марта, День защиты детей и многие другие . Есть праздники государственные – этот праздник отмечают всей страной.

В наше время в России государственными праздниками являются :

1 января – Новый год - самый любимый и веселый праздник, главным украшением которого является зеленая красавица – ёлочка, приходит волшебник - Дед Мороз и приносит подарки .

23 февраля – День защитника Отечества. В этот день мы поздравляем самую сильную половину человечества, защитников нашей родины - пап, дедушек, братьев.

8 Марта – Международный Женский день. Это весенний праздник наших мам, бабушек и всего женского населения нашей планеты. Мама – это самое главное слово на земле, ласковая, добрая, нежная, самая любимая мамочка на свете.

1 мая – Праздник Весны и Труда. Наступила весна. Все вокруг оживает и расцветает. Люди выходят на улицы для благоустройства поселков и городов. Этот праздник зовет всех к труду на благо России, к миру и согласию.

9 мая – День Победы - священный праздник. Тяжелая доля досталась тем, кто сражался в годы ВОВ, защищая честь, достоинство и свободу нашей России. Мы чтим память павших в боях за Родину, чествуем ветеранов ВОВ.

А сколько ещё множество праздников отмечают в нашей стране : 1сентября – День знаний, последнее воскресенье ноября – День матери России, 1 апреля – День юмора, 25 января – День студентов, Пасха, Масленица и ещё много разных праздников.

В России никогда не было недостатка в праздниках. Все праздники отмечаются с большим удовольствием.

Ребята, а назовите мне, какой же самый главный личный праздник? (День рождения.)

Да, это День рождения – праздник, когда рядом родные, близкие и, конечно, друзья. День веселья, радости, добрых слов и чудесных подарков .

К сожалению, день рождения только раз в году. А так хочется порадовать друга . Скоро у Трофима день рождения, сейчас его нет в детском саду, давайте приготовим ему подарок . Только это будет нашей маленькой тайной.

Как вы думаете, что можно подарить другу , чтобы порадовать его, устроить маленький праздник, сделать сюрприз ? (улыбку, открытку, шарик, стихотворение, песню, торт, конфетку) Ведь денег у нас нет, торт мы без мам не сможем спечь. А давайте мы с вами смастерим подарок нашему имениннику ? (Ответ детей )

Стать добрым волшебником,

Ну-ка попробуй,

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой!

Понять и исполнить желанье другого ,

Одно удовольствие, честное слово!

4. Физминутка.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку ,

Выполняем упражненья

Строго по порядку :

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись !

(Дети выполняют движения за воспитателем)

Улыбку нам дарит и солнышко, которое дарит свет и тепло и подарит хорошее настроение !

Сейчас я вам раздам открытки - сердечки. Сердечки с одной звёздочкой – 1 группа , с двумя – 2 группа , с тремя звёздочками – 3 группа . Давайте пройдем к столам и посмотрим, кто какую работу будет выполнять.

5. Объяснение выполнения работы каждой группе .

1группа – изготовление по шаблону голубей, так как голуби - символ мира.

2 группа – обводят свои ладони, так как в трудную минуту друг придёт на помощь и протянет руку помощи. Друг в беде не бросит .

3 группа – изготовление по шаблону фигурок детей . Все люди на земном шаре должны жить в мире.

6. Самостоятельное выполнение детьми заданий.

7. Сборка композиции (коллективной открытки ) .

В центре нашей композиции земной шар.

1 группа над шаром располагает и прикрепляет на клей голубей.

2 группа внизу композиции располагает и прикрепляет ладони.

3 группа вокруг земного шара располагает и прикрепляет фигурки детей .

Как вы считаете, чего не хватает в нашей композиции? (Цветов)

Цветы – прекрасный подарок , спутник любого праздника! (Воспитатель прикрепляет на открытку объёмные цветы, заранее приготовленные). Ромашки – это символ семьи.

Ещё мне хочется вложить в одну из ладошек сердечко, так как только человек, имеющий отзывчивое и щедрое сердце может сделать подарок другу от души .

Ребята, посмотрите, какой славный подарок у нас получился ко дню рождения, подарок для друга от души .

Мы не знаем, кто и когда сделал первый подарок , как это произошло. Но за три вещи, можно ручаться : кто-то отдал другому , что-то ценное, увидел на его лице благодарность и сделал величайшее открытие – понял, что давать может быть, даже радостнее, чем брать. Это в подарке главное . Попробуйте дарить, помня об этом.

Что получилось? Понравилось? Что нового узнали?

Было трудно?

А мне хочется тоже вам, ставшими моими помощниками, сделать подарок , чтобы у вас было праздничное настроение. Я дарю вам воздушные шарики, ведь с их помощью можно быстро поднять настроение и устроить веселый праздник.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области.

Учитель русского языка и литературы

Юдина Зинаида Геннадьевна

Конспект

воспитательного мероприятия

КТД « Русская Масленица »

2007 год

Аннотация

Воспитательное мероприятие построено на технологии коллективного творческого дела (КТД), что позволило сделать каждого члена классного коллектива активным участником организуемой творческой деятельности. Общее дело, его общественная и культурная значимость способствовали сплочению класса, развитию самостоятельности и инициативы ребят, раскрытию творческого потенциала каждого ученика. Мероприятие развивает интерес к русской культуре, повышает познавательную активность учащихся. КТД «Русская Масленица» было проведено в феврале 2007 года на масляной неделе.

КТД «Русская Масленица».

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Методика КТД позволяет организовать яркую, наполненную трудом, игрой, совместным творчеством и личной радостью жизнь классного коллектива.

Наш 7 «а» класс – коллектив активных, энергичных, инициативных и твор-ческих ребят. Участие в общей деятельности выявляет творческий потенциал каждого из учеников. Одним из коллективных творческих дел в жизни класса стал праздник «Русская Масленица».

Сочетание методики КТД и русского традиционного праздника Масленицы способствовало совершенствованию коллективистских основ жизни, самосто-ятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру, окружающей жизни, а также позволило учащимся проявить все свои творческие способности и возможности.

КТД «Русская Масленица» проводилось по традиционной структуре.

1 этап . Предварительная работа .

Определяются воспитательные задачи КТД:

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русской культуры, сохранять их;

Развивать желание учащихся преображать окружающую жизнь, приносить радость праздника другим людям;

Воспитывать чувство ответственности и товарищества в совместной деятельности;

Развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности каждого: художественные, вокальные, артистические, организаторские.

2 этап. Коллективное планирование .

Перед началом проводится сбор-старт. Все участники обсуждали такие вопросы:

Форма проведения КТД;

Место и время проведения этого дела;

Количество участников и руководителей;

Ответственные за различные этапы проведения.

Совместно составлялся план работы. Для его выполнения класс разбивается на творческие группы с выбором старшего:

Артисты (чтецы, вокалисты);

Декораторы- оформители;

Музыкальные оформители;

Спортивные организаторы;

Кулинары.

3 этап. Коллективная подготовка .

Избирался совет дела (в составе классного руководителя, представителей каждой творческой группы), который подбирал литературу, составлял сценарий КТД, руководил проведением дела, поддерживая инициативу каждого участника, определял объём работы творческих микрогрупп. На этом этапе художники-декораторы готовили плакаты, декорации, чучело Масленицы, костюмы, кукол для театра Петрушки. Артисты разучивали роли, песни, стихи. Музыканты в содружестве с учителем музыки подбирали музыку: народные песни, славянские мелодии, цикл пьес «Времена го- да» П.И.Чайковского. Организаторы спортивных игр разучивали игры, конкурсы для младших школьников, готовили спортинвентарь. Ответственные за кулинарные изделия для ярмарочных столов отыскивали интересные рецепты блинов.

4 этап. Проведение коллективного дела .

Проведение праздника «Русская Масленица» осуществлялось в несколько стадий. Сначала проводился классный час «Знакомство с Масленицей», на котором ученики узнали всё о старинном празднике древних славян, о его корнях, происхождении, праздновании на Руси. Вторая стадия проведения КТД – это игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица» во время масленичной недели (февраль- март). Проведение праздника заняло всю неделю, а зрителями и участниками его стали все желающие ученики и учителя лицея. Заключительной стадией КТД стал классный час с приглашением гостей «Масленица и русское искусство». На нём славянский праздник был представлен в широком контексте русской культуры: литературы, музыки, живописи. Проведение КТД «Русская Масленица» освещалось на страницах лицейской газеты «Я – лицеист».

(Сценарий КТД дан в приложении).

5 этап. Коллективное подведение итогов .

Анализ проведения КТД проводился на общем собрании. Для обсуждения пред-лагались вопросы:

Что было хорошо?

Что особенно удалось, благодаря чему?

Что не получилось? Почему?

Как сделать, чтобы было лучше? Как сделать по-другому?

В ходе обсуждения использовались такие формы: «лист самооценки», «конверт мнений», «свободный микрофон». Высказывания, мнения и предложения каждого систематизировались и обобщались организаторами.

6 этап. Ближайшее последействие .

Проведение КТД «Русская Масленица» вызвало энтузиазм всего классного кол-лектива, способствовало сплочению коллектива, развитию чувства ответственности за совместное дело, ощущению своей необходимости и значимости в общем деле, желанию учащихся нести радость окружающим людям, кроме того, с наибольшей силой выявило различные таланты каждого участника. КТД поддержало стремление учащихся к самовыражению и самоутверждению.

КТД «Русская Масленица» было поддержано учащимися других классов и стало традицией в лицее.

Сценарий проведения

коллективного творческого дела

«Русская Масленица»

План:

    Классный час «Знакомимся с Масленицей»

    Игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица»

3. Классный час «Масленица и русское искусство»

Классный час «Знакомимся с Масленицей»

Оборудование : плакаты с названиями дней Масленицы, чучело Масленицы, изображение солнца, праздничный стол с блинами и самоваром, буклеты о Масленице с рецептами блинов

Ход занятия:

1. Слово учителя : Февраль – последний месяц зимы. Завершается зима, ознаменование победы сил света и тепла над силами холода наши предки устраивали масленичные гулянья. Масленица - самый раздольный и весёлый праздник. Божество зимы Морана уступает своё владычество Ладе, олицетворяющей весну. С Масленицей наши предки связывали свои надежды на хорошее лето и щедрый урожай. Целую неделю веселилась на радостях сельская и посадская Русь. На то она и широкая или, как ещё говорили, «честная госпожа Масленца». Каждый день масленичной недели (ещё её называли сырной) имел своё имя.

2. Выступления учащихся «Семь дней Масленицы»:

1-й: Понедельник называли «встреча». Рано утром гурьба ребятишек отправля-лась вздымать снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Особо красноречивые из ребят повторяли бабушкино причитанье: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…»

2-й: Выстроят горы ребятишки и разбегутся по домам блины есть. Их сменяли на улице взрослые. Сначала они с песнями и плясками провозят мимо окон чудо-дерево, разнаряженное бубенцами, колокольчиками, цветными лоскутами. Затем принимались возить Масленицу – весельчака, переодетого женщиной. Этому весельчаку подавался целый санный поезд. В передние расписные сани – «корабль» впрягали гуськом десяток, а то и больше лошадей, на каждой лошади сидел верховой с метлой в руках. Кто играл Масленицу, увешанный вениками, с балалайкой, выставлялся в санях по выше. И пошла потеха! Санный поезд, переполненный нарядными девушками и парнями, трогался под перезвоны и песни. Так объезжали улицу за улицей.

3-й: Вторник называли «заигрыш». Начинались игрища. Толпы разнаряжен- ных скоморохов веселили, потешали кто как мог, кто во что горазд. За потеху угощали брагой, пивом и, конечно, блинами.

4-й: Среда – «лакомка», за ней – «разгуляй-четверток». Вершина праздника отмечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали на осаждённых или осаждаемых. В баталиях по взятию снежных городков участвовали и пешие и конные. Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удовольствие. По деревням на широкий четверг составляли потешный «поезд». Под Клином, например, он выглядел так. На сани-розвальни ставили тонкое бревно-слегу с надетыми колёсами. На верхнее колесо усаживался весельчак-прибаутник в белом балахоне. В сани вскакивала молодёжь, и «поезд» с гиком и песнями выносился шестёркой коней на улицы. На первом коне сидел верховой в кафтане, перехваченном крест-накрест кушаком, на плечах у него развевались соломенные эполеты. Впереди бежали дети.

5-й: Пятница слыла под именем «тёщиных вечеров»: зятья ходили в гости к тё- щам. В субботу – «золовкины посиделки». В этот день, как и в пятницу, было обыкновение навещать родных, находить веселье в кругу близких людей.

3. Инсценировка «Посиделки».

2девушки:

1-я: Как у наших у ворот

Собирается народ.

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Входят гости.

2-я: Просим в избу:

Красному гостю красное место.

Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Где потеснее. Там и веселее.

1-й гость:

Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, поиграть, повеселиться.

1-я девушка:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Группа девушек и мальчиков исполняет частушки:

Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

На окошке два цветочка-

Голубой да аленький.

Я мальчишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

2-я девушка:

Хорошо вы веселились,

Только чаю не напились.

Несите-ка его сюда,

Угощаться всем пора.

Шумный праздник продолжаем.

Всех блинами угощаем!

(раздают чай и блины)

Учитель: «Блин красен и горяч, как горячее солнце…- это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам. Блин – символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»,- так писал о русских блинах А.И.Куприн.

6-й: Наступает последний день Масленицы. Воскресенье – «прощёный день». Прощались с Масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесённые обиды: «Да не зайдёт солнце во гневе нашем». И, высказав что на душе лежало, принимались за песни и пляски. Праздник есть праздник.

7-й: В Москве любимыми местами народных гуляний слыли набережные Москвы-реки и Неглинной. Тут не только вдоль берега, а и на льду ставились шатры, палатки, шалаши, крытые где рогожками, где лубком. Главный шатёр- «колокол» был украшен зелёной ёлкой, а над древке полоскался нарядный флаг. Вдоль торговых рядов разносчики предлагали блины, пряники, орехи, цареградские стручки; сбитенщики угощали сбитнем (вроде чая), а бузники наполняли плошки и ковши бузой- лёгким напитком. В балаганах показывали представления, тягались силой, забавлялись фокусами. В воскресенье – «прощёный день» - прощались с Масленицей. За околицей устраивали большой костёр. В руки соломенному чучелу Масленицы давали блин и торжественно сжигали на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

8-й: Масленица огнём ушла,

Зиму с собой увела.

Теперь нам весну выкликать,

Распрекрасную в гости ждать.

9-й: Придёт весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С дождями сильными

С хлебами обильными.

10-й: А теперь айда кататься

На лошадях, да на санях!

Да на собственных штанах!

Учитель: Вот и состоялось наше знакомство с Масленицей. А впереди у нас встреча и празднование широкой Масленицы. Спасибо всем!

Игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица»

Понедельник «Встреча»

Звучат народные масленичные песни. Появляются скоморохи и наряженные ребята с чучелом Масленицы и солнцем на шесте.

1-й скоморох:

Эй, смешная детвора,

Подходите все сюда,

Хлопцы да девчушки,

Навострите ушки.

Приглашаю вас на праздник,

Озорной честной народ,

С зимушкой прощаться-

Скоро ведь весна придёт!

2-й: Придёт весна на смену зиме, прогонит мороз и стужи, приведёт с собой Масленицу, самый весёлый и раздольный праздник, который продолжается целую неделю. Сегодня первый день масленичной недели - встречаем Масленицу!

3-й: Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Всё на конях разъезжает,

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые.

4-й: А вот Масленица во двор въезжает,

Её девушки встречают.

Её красные встречают,

Её ночевать оставляют.

(выносят чучело Масленицы-соломенную куклу)

1-й: Дорогая наша гостья – Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький новомодненький,

Брови чёрные, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набелённые!

2-й: Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С вареничками!

3-й: Широкая Масленица.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся!

Блинами наедаемся!

4-й скоморох:

Мы блины несём сюда,

Налетай-ка, детвора!

Всех блинами угощаем,

С широкой Масленицей поздравляем!

Ведущий: А завтра, ребята, второй день Масленицы – игры начинаем, в третий – лакомимся, а в четвёртый – гуляем и катаемся, в пятницу – тёщины вечёрки, в субботу – золовкины посиделки, в гости ходим, родных и близких угощаем. В воскресенье всех прощаем да и Масленицу провожаем.

Вторник «Заигрыш»

Семиклассники организуют для учащихся 2-3 классов подвижные игры на воздухе.

«Меткие метальщики»: участникам с расстояния 5 метров надо попасть в обруч снежком (диаметр 80 см.), лежащий на земле. Каждый имеет право сделать 3 броска.

«Залепи мишень»: соревнуются команды. Соперники запасаются снежками и бросают их каждый в свою мишень (круг на стене или заборе диаметром около полуметра). Побеждает та команда, которая первой полностью залепит мишень снегом.

«Берегись Морозов»: по разные стороны площадки на расстоянии 10-20 м. Друг от друга чертят две линии, за ними будут стоять две команды. В середине площадки располагаются два водящих: Мороз Красный Нос и Мороз и Синий Нос. По сигналу первые игроки с каждой стороны начинают бежать навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. А два Мороза бросают в них снежками. Игроки пытаются увернуться от снежков, потому что если в них попадут, то им придётся «наморозиться» - то есть застыть на месте. Каждый Мороз охотится только за игроками из своей команды, поэтому участникам нужно спасаться только от одного Мороза.

«Король горы»: по жребию игроки определяют, кто из них занимает место на вершине снежной горки. Все остальные игроки по очереди пытаются его оттуда стащить. Если кому-нибудь удаётся сбросить короля, он занимает его место. Тот, кто дольше всех продержится на горке, побеждает.

«Взятие снежной крепости»: посреди двора делается снежный форт, крепость. Ребята делятся на две команды- защитников крепости и атакующих его. Задача штурма крепости – взять её с минимальным числом потерь.

Четверг «Широкий четверг», «Гуляй - четверток»

1 ) «Ярмарка», «торговый ряд»: блины, чай, пироги

Появляются скоморохи.

1-й : Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!

Ну-ка, красны девицы, выходи вперёд!

2-й : Здравствуйте, добрые молодцы, красные девицы!

Рады вас видеть на нашей весёлой ярмарке.

1-й : Подходите к самовару

Да отведайте все чаю.

Я бокалы подставляю,

До краёв всем наливаю,

Подходите к блинам,

Ну, а значит, и к нам.

2-й : А ну-ка, едоки,

Подходи с правой руки,

С блинами справиться помоги!

Блины хороши, наешься от души.

Смотри, не подавись,

От стола отвались!

2 ) Кукольный театр « Театр Петрушки»

1-й скоморох:

Эй, спешите все сюда,

Скоморошина пришла!

Будем мы шутить, смеяться,

Бегать, прыгать, забавляться!

2-й: Подходите и смотрите,

Театр кукол посетите!

Озорник Петрушка, плут

Веселить вас будет тут!

Разыгрывается несколько сцен из пьесы о Петрушке.

3 ) «Медвежья потеха»

Появляются ведущий с учёным медведем (переодетый мальчик)

Ну-ка, Мишенька, потешь честной народ, покажи свою учёность!

«Медведь» выполняет задания ведущего.

4 ) «Раёк» - раёшник зазывает посетителей и показывает картинки в райке.

Воскресенье – «Прощёный день»

Все участники праздника на улице прощаются с Масленицей, а потом сжигают её на костре.

Масленица огнём ушла, С великой милостью.

Зиму с собой увела. С корнем глубоким,

Теперь нам весну выкликать, Со льном высоким,

Распрекрасную в гости ждать. С дождями сильными

Придёт весна с радостью, С хлебами обильными.

Заключительный классный час

«Русская Масленица и русское искусство»

Оборудование: книга С.И.Шмелёва «Лето Господне», репродукция картины

Б.М.Кустодиева «Масленица», аудиозапись пьесы «Февраль»

из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

1. Композиция «Масленица и литература».

Учитель: Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Но несмотря на своё древнее происхождение, Масленица продолжает жить в народной традиции. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного. Самый любимый праздник нашёл своё отражение в искусстве: живописи, литературе, музыке. В своей книге о самом сокровенном – родном и дорогом – «Лето Господне» замечательный писатель Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о народных праздниках. Целая глава посвящена Масленице.

1-й чтец: «Масленица…Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает оно во мне; пылающие печи, голубоватые волны чада, в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».

2-й чтец: А вот как рассказывает Шмелёв о гуляниях, играх: «Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки « в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

Учитель: Семь дней Масленицы – это подготовительная неделя к самому строгому и долгому для православных христиан посту – Великому. Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей». Поэтому все семь дней ели много, обильно, хотя и без мяса (неделя считалась мясопустной). Читаем у Шмелёва: «Стол огромный. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы…икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица – жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки…»

1-й чтец: «…За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой,.. блины молочные, лёгкие, блинцы с яичками…ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный – ванилевый».

2-й чтец: Древний смысл этого праздника заключается в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё больший достаток в будущем. Масленица стала предметом изображения и в живописи. Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев написал яркую, праздничную картину, изображающую народные гуляния. Написана картина в 1919 году и названа «Масленица».

2. Показ репродукции картины «Масленица».

Как художнику удалось передать широкий характер Масленицы?

3. Обмен впечатлениями (высказывания учащихся) .

Учитель: Масленица не оставила равнодушными и русских композиторов. Пётр Ильич Чайковский, создавая свой цикл «Времена года», посвятил Масленице целую пьесу и назвал её «Февраль. Масленица». И веселье, и размах, и звон колокольчиков, и шум и смех людей – все звуки весёлой Масленицы мы можем услышать в этом музыкальном произведении.

4. Прослушивание пьесы «Февраль. Масленица».

Послушайте, пожалуйста, эту пьесу.

Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Какие картины и образы вызвала?

5 . Заключительная беседа .

Ребята, что нового и интересного вы узнали о Масленице на классных часах?

Понравился ли вам наш праздник Масленицы?

Интересно ли было вам в нём участвовать?

6. Итог. Свободный обмен впечатлениями.

Литература:

1. Живица. Сост. В. Пелихов. – М., Молодая гвардия, 1988.

2. Фольклорный театр. Сост. А. Ф. Некрылова и Н.И.Савушкина. – М., Современник, 1989.

3. Шмелёв И..С. Лето Господне. – М., Молодая гвардия, 1991.

Юдина Зинаида Геннадьевна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области. 13

I этап. Предварительная работа

В связи с праздником Победы в ВОВ разработать и провести КТД в совместной деятельности педагогов, детей, родителей и ветеранов.

Цель КТД:

Расширить представление детей о войне, о событиях, людях.

Задачи, решаемые в процессе коллективной творческой деятельности:

Воспитание у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви к Родине; воспитание патриотизма; воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;
- развивать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям и формирование у детей любви к Родине в процессе накапливания знаний и представлений об окружающем и общественной жизни страны, жизни людей.

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Рассказы близких людей – участников Великой Отечественной войны – в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызвать у него переживания. Замечательный педагог, посвятивший свою жизнь детям, Герой Социалистического Труда, ветеран войны В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал:
«Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего.
… Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины – горя утраты 22 миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам.
… Радость бытия не должна быть безмятежной». Истинную радость можно испытать лишь тогда, когда дети осмыслят цену завоеванного для них счастья.

Ожидаемый результат:

1. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данной цели и задач.
2. Приобщение детей к истории страны и народа.
3. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках. М.Горький отмечал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Предварительная работа:

Беседа «Тех дней не смолкнет слава».
Рассматривание иллюстраций и художественных произведений, посвященных событиям ВОВ.
Посещение Нежинского музея «Боевой славы».
Выступление детей на митинге в честь 65-летия Великой Победы. Музыкально-танцевальная композиция «У моей России».
Предложение КТД, который будет проходить в форме концертного выступления и практической деятельности: закладка «Аллеи славы» с ветеранами Шульгой, Обуховым.
Привлечение родителей: выкопать лунки под саженцы.
Обращение за саженцами в лесхоз.

II этап. Коллективное планирование и подготовка КТД

Изготовление пригласительных для ветеранов и приглашение.
Изготовление памятных сувениров – коллективная творческая работа детей старшей группы и руководителя ИЗО.
Разработка сценария военно-патриотической тематики. Разучивание и постановка с детьми: музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы.
Оформление музыкального зала для проведения утренника.
Установка мемориального камня памяти.
Подбираются фонограммы марша «Триумф победителей» и матросского танца «Яблочко».
Готовятся красные и желтые ленты – по два одного цвета каждому ребенку; музыкальные инструменты – барабаны, тарелки, бубны, маракасы; цветы – по два для каждой девочки.
Подбираются костюмы: мальчики одеты в морскую форму – белые рубашки, темные шорты, гюйсы, бескозырки; на девочках платья, соответствующие цвету цветка; одна девочка в русском костюме – сарафан, белая блуза, кокошник.

III этап. Проведение КТД

Концерт подготовительной группы для ветеранов «Благодарим, солдаты, Вас!» Действующие лица:

Ведущий, ветеран ВОВ - взрослые. Моряки - дети.

По краям центральной стены натянуты красные ленты. На них прикреплены ордена Великой Отечественной войны I степени и «Победа». В центре – красные цифры «1941-1945», над которыми звездочки салюта. Внизу под ними стоит напольная ваза с цветами. На боковой стене зала оформлена выставка детских рисунков на тему «Нам не нужна война!»
Дети с разноцветными ленточками входят в зал, маршируя под марш «Триумф победителей» (кассета «День Победы»), расходятся через середину по одному и строятся в две шеренги.

Ведущий:

Дорогие гости! Поздравляем всех с великим праздником Днем Победы!

1-й ребенок:

Я знаю от папы, я знаю от деда,
Девятого мая пришла к нам Победа.
Тот день весь советский народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал.

Песня «Праздник веселый» Д. Кабалевского 1-й ребенок:

Что за гром гремит весной
Над родной моей страной?
Сколько радостных огней
В небе вспыхнуло на ней!

2-й ребенок:

Это праздничный салют:
В честь Победы пушки бьют.
Помнит свято наш народ
Сёрок пятый светлый год!

Карельская народная мелодия «Танец с лентами» Ведущий:

К празднику мы приготовили выставку рисунков наших ребят.

Ребенок:

Завтра праздник. И для деда
Я учусь писать: «Победа».
Трудно мне писать пока:
Очень устает рука,
Буквы ровно не встают.
Легче рисовать салют!
Защитил страну мой дед.
3агорайтесь, сто ракет!
Становитесь, буквы, в строй!
Мир принес мне дед-герой.
Празднуем Победу с ним.
Новых войн мы не хотим!

(Показывает всем рисунок).

Песня «Девятое Мая» Т. Чудовой Девочка:

Наступит День Победы
Когда придет весна,
И дедушка достанет
Из шкафа ордена.
Но, как бы ни хотелось
Узнать побольше мне,
Мой дедушка не любит
Рассказов о войне.

1-й ребенок:

Вот был 6ы внук у деда,
Тогда б он рассказал,
Как над Балтийским морем
С фашистом воевал.

2-й ребенок:

Но грустная история
Под Новый год стряслась:
Не Виктор, а Виктория
В семействе родилась.

Девочка:

Мой дед вздыхал и мучился:
Опять не повезло!
У деда трое внучек –
Нет внука, как назло.
На День Победы к дедушке
С цветами я поеду.
Меня назвал Викторией
Дедуля в честь Победы.

Рассказ ветерана

Ветеран рассказывает о Великой Отечественной войне.

1-й ребенок:

Мне дедушка рассказывал
О том, как воевал,
Награды мне показывал
И в праздник надевал.

2-й ребенок:

Мой дедушка был раненым,
А бабушка ждала,
И много горя бабушка
Познала в те года.

3-й ребенок:

Давайте, люди всей России,
Сегодня соберем все силы,
Построим памятник великий
Погибшим в той войне!

Ведущий:

Всем павшим на полях сражений посвящаем мы этот танец и дарим цветы.

«Танец с цветами» под вальс «Прощание с Петербургом» И. Штрауса

Исполняют девочки.

1-й мальчик:

Белая бумага,
Красный карандаш
Дедушка у флага,
Рядом – экипаж …

2-й мальчик:

Снежная опушка,
Белые снега.
Танковая пушка
Смотрит на врага.

3-й мальчик:

Лица молодые,
Автомат в руке.
Все они живые
На моем листке:
Дедушка у флага,
Рядом – экипаж.
Белая бумага,
Красный карандаш.

Песня «Три танкиста» Дан. и Дм. Покрасс из к/ф «Трактористы»

Исполняют мальчики.

Девочка:

Бабушка дала мне
Красный лоскуток.
Подарила шелку
Желтенький моток.
Ножницы мы взяли,
Вырезали флаг
И на красном флаге
Написали так:
«Миру – мир!»

Песня «Защитница мира» Е Тиличеевой

Исполняет девочка.

1-й моряк:

В морях и океанах,
От берега вдали,
В дозоре неустанно
Родные корабли.

2-й моряк:

Под знаменем российским,
Под знаменем отцов
Идут, идут отряды
Отважных моряков.

3-й моряк:

Страна гордится ими:
Смелы они, крепки!
Мы вырастем такими,
Как наши моряки!

Матросский танец «Яблочко»

Исполняют мальчики.

Девочка в русском костюме:

Песни русские люблю,
Пусть я не Русланова,
Я сейчас вам их спою
Голоси заново.

«Военные частушки»

Девочки вместе поют первую и последнюю частушку, остальные исполняют по очереди.

Девочки, беда, беда,
Девочки, война, война.
Надо дом наш защищать,
В Германию фашистов гнать.

Вижу, в море при тумане
Забелелся пароход.
Вижу мальчика в шинели –
Отправляется в поход.

Бей блох, комаров,
Чтобы не кусалися.
Бей по шее всех врагов,
Чтобы не мешалися.

Мой миленький – боец,
А я – санитарочка.
Будем в армии служить –
Отчаянная парочка.

На горе стоит береза,
Под берёзой танки.
Наши парни – партизаны,
А мы – партизанки.

Гитлер ехал на Москву
На машинах-таночках.
А оттуда – из Москвы
На разбитых саночках.

Ой, подруга дорогая,
На границе – тишина.
Сорок пятого, девятого
Окончилась война.
Дорогие ветераны,
Надевайте ордена,
Чтобы мы не забывали
Ваши славные дела!

1-й ребенок:

Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет Победы на год, запирали.

2-й ребенок:

Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея:
Доставайте чаще ордена,
Мир от них становится светлее.

3-й ребенок:

За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.

«Марш» С. Прокофьева

Дети играют в оркестре.

Ведущий:

Наступает светлый май,
Поскорей беги, встречай
Бабушек и дедов,
Поздравляй с Победой.
Пожелай им счастья,
Мира и тепла,
Чтоб назло ненастью
Родина цвела!

Дети вручают гостям-ветеранам цветы, поздравительные открытки и сувениры, сделанные своими руками.

Ребенок:

Мы все вместе в День Победы Песни старые поем, И они, как наши деды, Опаленные огнем!

Песня «Катюша» М. Блантера

Дети и гости поют вместе. Песня исполняется в тональности ре-минор.

1-й ребенок:

Пусть солнце нам светит,
Пусть реки текут,
Пусть мамочки наши
Нам булки пекут.

2-й ребенок:

А папы пусть пашут
И сеют зерно...
Землю разрушить
Никому не дано.

Песня «Наследники России» Е. Гомоновой

Посадка «Аллеи славы» в честь 65-летия Победы совместно: дети, ветераны, педагоги и родители.

IV этап. Подведение итогов КТД

Коллективный анализ:

Положительные моменты

Наличие и решение (достижение) комплексных задач обучения, воспитания и развития ребенка;
- соответствие цели КТД концепции педагогической деятельности: «Воспитание всесторонне развитой личности ребенка»;
- целесообразность чередования видов деятельности, их взаимосвязь;
- рациональное распределение обязанностей, времени; оптимальность темпа, эмоциональность;
- соответствие содержания КТД целям, возрастным, индивидуально-типологическим, интеллектуальным особенностям детей; учет индивидуальных особенностей детей, их эмоциональное состояние;
- развитие интереса и мотивации средствами содержание КТД (новизна, актуальность);
- познавательная активность, творчество и самостоятельность детей (участие в поисковой деятельности, диалоге, совместной деятельности с педагогами, сверстниками, ветеранами, родителями);
- адекватность выбора форм, методов и средств цели образовательной и воспитательной деятельности КТД;
- эффективность и оригинальность КТД;
- целесообразность использования наглядности и предварительной работы;
- соответствие результатов цели КТД;
- на обобщающем занятии дети показали хорошие знания по событиям ВОВ.

Отрицательные моменты

Отсутствие просмотра документально-художественных кадров из-за отсутствия материалов;
- отсутствие технических средств;
- недостаточное привлечение родителей в данной КТД.

V этап. Последействия

Экскурсии к Вечному огню – возложить цветы.
Семейный конкурс рисунков на асфальте: «В каждом рисунке солнце».
Предложить родителям и детям совместно (в том числе с педагогами группы) сходить на митинг в честь 65-летия Победы.
Продолжить работу в том же направлении (нравственно-патриотическое воспитание). Предложить новое КТД: «Край родной – земля Уральская».
Напечатать в средствах массовой информации (в районной или местной газете) о данной КТД.
Продолжить ведение фотоальбома МДОУ Детский сад «Золотое зернышко» по КТД.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.