Духовное производство и духовное потребление (Духовно теоретическая и духовно практическая деятельность). Понятие духовной жизни общества
Если рассматривать духовную деятельность, то можно выделить два вида:
1. Духовно-политическая деятельность (производство духовных ценностей, мыслей, художественные произведения).
2. Духовно-практическая деятельность (сохранение, воспроизведение, распространение духовных ценностей).
Духовное производство связано с материальным. Во-первых, бумага, краски, музыкальные инструменты – необходимое условие духовного производства. Духовное производство осуществляется определенной группой людей, профессионалами. Но наряду с ними, многие люди приобщаются к духовной деятельности (театральная самодеятельность, шансон и т.д.).
ИТАК: духовное производство – это деятельность людей по создание духовных ценностей, назначение которых – удовлетворение духовных потребностей человека, воздействие на его сознание. Как следствие наблюдается рост духовной культуры.
Духовные ценности могут быть утрачены и тогда они не окажут ни какого влияния на сознание людей (1932г. разрушение «Храма Христа Спасителя», как обеднело бы человечество без произведений античности, египетских пирамид, Андрея Рублева и др.).
Кто же способствует сохранению духовных ценностей? Это:
1. Музеи (во всем мире 12 тысяч музеев). Они разнообразны по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, музеи под открытым небом и др.
2. Библиотеки (1-ая библиотека создана в VII в. до н.э.) – им.Ленина в Москве (44 млн единиц на 247 языках мира).
3. Архивы – предназначены для научных исследований. Бывают как небольшие, так и гигантские архивы.
Египтяне называли музеи, библиотеки и архивы – «домами жизни».
Народным достоянием называются кинофильмы, театральные постановки, телевизионные передачи. Важнейшая потребность человека – потребность в познании. Аристотель говорил – «Все люди от природы стремятся к знаниям». Другая духовная потребность человека – эстетическая. Глубоко чувствовать поэзию, музыку, живопись – это грани эстетической потребности. Еще одна потребность – потребность в общении. Моральная поддержка, внимание к друг другу, сочувствие, совместное творчество – проявление потребности в общении.
Материальные блага существуют во времени (одежда изнашивается), духовные ценности передаются из поколения к поколению. Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книги, радио, телевидение. Чтение – важнейший вид духовного потребления. Д.Дидро говорил – «люди перестают мыслить, когда перестают читать». В последнее время возросло потребление культуры в домашних условиях (личные библиотеки, видеоматериалы).
ИТАК: духовная деятельность людей многообразна. У каждого человека есть широкий выбор ее форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.
Человеку свойственно не только физическое, но и душевное могущество, стимулирующее его в деяниях и нацеливающее на задачи, выражающееся в убежденности и мечтах, в отваге и мужестве. С его помощью формируется духовная деятельность людей. Порой ее путают с самокопанием, выискиванием потаенных значений и аксиом, но это слишком узкое определение. Она ориентирована на креативность и творческий процесс.
Понятие духовной деятельности
- моральные;
- этические;
- религиозные;
- художественные.
Отличительная черта нравственной деятельности заключается в демонстрации высочайших стимулов и намерений человека. Все люди имеют различные интересы и требования, которые можно разделить на три основные группы:
- материальные ― обязательные для сохранения жизнедеятельности;
- общественные ― первостепенные для бытования социума;
- духовные ― показывающие высочайшую модель сознательности.
Эти потребности рождают у человека желание познавать мир и делать открытия; они служат причиной и стимулом лицезреть и творить прекрасное, учат сопереживанию и любви, творчеству и взаимопомощи.
Личностные требования нацеливают творческих индивидуумов на рождение чего-то ранее неизвестного, необходимого народу. Но первоочередно созидатели творят для себя: работа помогает им выявлять собственные способности, воплощать свое призвание. Претворение в жизнь задуманного также является одной из господствующих нужд, ориентирующих этические действия человека.
Самовыражаясь, работники науки, мастера слова и искусства получают удовлетворение своих потребностей в раскрытии человечеству личного замысла, собственной концепции. Люди, принимающие их мысли, являются целевой аудиторией их нравственных ценностей.
Основные формы морального функционирования
Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:
- словесных сочинений и ученых трактатов;
- шедевров скульптуры и архитектуры;
- и живописных творений;
- кинофильмов и телепередач.
Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.
Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.
Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.
Функции духовного производства
Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.
Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:
- экономики;
- политики;
- общественной жизни.
Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.
Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.
Духовное развитие на основе практик
Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.
Безопасность самосознания
Духовная безопасность является важной частью национальной защиты в условиях коммерциализации общества и выражается в развитии национальной сознательности, в которой отражены обычаи социума, наследие его культуры и прошлого, а также уровень морального и политического единомыслия конституционного общества. Духовная защищенность обусловлена моральными нормами и любовью к отчизне, обеспечивает защиту государства, если народ поддерживает внутреннюю и внешнюю политику руководства, доверяет избранным властям.
Обычно бедствия и несчастья начинаются с крушения духовности, когда в народную психику внедряются чужеродные замыслы и ценности, а также недопустимые методы их получения. Гарантия нравственной безопасности становится главной целью, потому что в ней выражается моральное самочувствие народа, его возможности постановки и решения исторических задач.
Термин «духовная деятельность» относится к философии, хотя встречается он и в теологии, причем трактовки практически совпадают. Понятие это обозначает действия, необходимые для человека в его нравственной жизни. К ним относятся прочтение книг, создание живописных полотен, написание литературных произведений, становление теологических или атеистических позиций, осмысление комплекса ценностей, развитие в себе позитивных отличий. Это поиск жизненного смысла, способа избегания сложных положений, а также понимание мировоззренческих понятий любви и счастья.
В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти влияют на социальное
Какие разновидности можно выделить
Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.
Что собой представляет практическая деятельность
Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них передаются от поколения к поколению.
Зачем необходима духовная деятельность
Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.
Духовная деятельность в настоящее время необходима
Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.
а) соблюдение заповедей
б) сфера деятельности человека
в) жизнь в любви и мире
К национальным религиям относится:
а) буддизм в) конфуцианство
б) христианство г) ислам
Какие функции выполняет культура?
а) целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека
б) выражение сущности и значение в обществе
в) формирование потенциала и деятельности в обществе
Выберите верное суждение
А. Коммуникативная функция взаимодействует между людьми и общностями
Б. Функция социализации дает возможность человеку усваивать систему знаний и норм
В связи с чем появилась массовая культура?
а) с развитием компьютерной культуры
б) с объединением людей в группы
в) с развитием средств коммуникации, способных оказывать влияние на людей
Дайте определение слова «искусство»
Заполните пропуски
а)__________-это культура, преобладающая в широких слоях населения. Появилась она в б) ____ веке. Культура имеет в)____________ направленность.
Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации, возникшие в ХХв. Запишите буквы, под которыми они указаны.
а) кинематограф г) газета
б) интернет д) радио
в) телевидение
Опишите проявления народной культуры.
Что такое наука, каковы ее задачи и цели?
Ответы:
это форма человеческой деятельности
а- массовая культура
б-ХХ
в-коммерческая
б, в, д
Народная культура проявляется в жизни, воззрении и ценностях народа
Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата. Главная задача науки – это производство новых истинных знаний, методов их сознания и оценки
Вариант 2
Что такое мораль?
а) Совокупность норм, определяющих поведение человека
б) высшая деятельность человека
в) внутренняя убежденность в том, что является добром и злом
К духовно-теоретической деятельности относится:
а) знания, вера и стремления людей
б) воспроизведение и сохранение созданных духовных ценностей
в) производство духовных благ и ценностей
Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите буквы, под которыми они указаны.
б) носит преимущественно коммерческий характер
в) не требует специальной подготовки для своего восприятия
Верны ли следующие суждения о роли науки в обществе?
А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много столетий назад
Б. В обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Наука отражает мир в:
а) Понятиях и терминах
б) Художественных образах
в) символах веры
Дайте определение слова «образование».
Заполните пропуски
а) _________- это сфера человеческой деятельности, направленная на достижение ее главной цели и основного результата. Она имеет 2 функции: б)____________и в)____________.
Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов
а) Управления общественными процессами
б) Совершенствования производства
в) возникновения и сущности жизни
Какова роль СМИ в современном обществе?
Что такое искусство, какое место оно занимает в культуре?
Ответы:
а, в
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека
а)наука, б)познавательная, в)практически-действенная
Социального катализатора
Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах
Искусство занимает неотъемлемую часть в культуре
Вариант 3
Что такое религия?
а) Форма общественного сознания
б) Мировоззрение, мироощущение
в) Несовершенное сознание или познание
К мировым религиям относится:
а) Христианство в) Индуизм
б) Синтоизм г) Конфуцианство
Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?
а) Литературоведение в) Этика
б) Лингвистика г) Эстетика
Верны ли следующие суждения о современной культуре?
А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная и другие
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Каковы функции образования?
а) Социализация индивида
б) Формирование потенциала общества и государства
в) Обеспечение физического и эмоционального развития человека
Дайте определение слова «культура»
Заполните пропуски
Изучением культуры занимается наука а)__________. Развитие культуры требует создания б)____________- это в)_________________________________________.
Верны ли суждения о массовой культуре?
А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории
Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Что такое элитарная культура?
10.Что такое мораль?
Ответы:
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества
а) культурология, б) традиции, в) стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности
элитарная культура-это культура, рассчитанная на узкий круг потребителей
10.Мораль-это особый вид регуляции поведения людей и отношений между ними