Дидактическая игра чудесный мешочек в средней группе. Игра « Чудесный мешочек»


Дидактические игры

"Чудесный мешочек"

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы , которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Игры по развитию речи

Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход.
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,
Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал : шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко , не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.

«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т.д.

«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.

«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Дидактические игры по математике


  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек

  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:


  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера

  2. Составить маленький и большой квадраты

  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:


  1. Разложить кусочки квадратов по цвету

  2. По номерам

  3. Сложить из кусочков целый квадрат

  4. Придумать новые квадратики.
Экологические игры

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

«Вершки-корешки»

Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они наблюдают за действиями своих товарищей.

Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины, пространственного расположения и предметной отнесенности

Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец. Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигательный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным способом – зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно.

Во всех играх нужно обязательно следить за формированием самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным перемещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощупывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, предметную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.

«Чудесный мешочек»

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

Развлечение «Чудесный мешочек».

Цель: Создание радостного, веселого настроения у детей.

Задачи: Развивать у детей умение согласованно действовать в коллективе, смелость, чувство уверенности в себе. Заинтересовать малоактивных детей, вовлечь в игру. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: чудесный мешочек, игрушки (шарик, барабан, игрушка божья коровка, руль, султанчики).

Ход занятия:

Воспитатель привлекает внимание детей стихотворением:

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись поскорее! (руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

Будет всем веселее!

Мы погладим лобик, (выполняют действия по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивые (руки в стороны)

Как в саду цветочки! (качаются)

Воспитатель: Дети, сегодня утром я нашла у наших дверей вот такой мешочек.

А мешочек не простой, а чудесный! Хотите узнать, почему он такой? В нем очень много интересных игрушек! Хотите посмотреть, что лежит в чудесном мешочке?

Воспитатель достает из мешочка шарик.

Воспитатель: Что это такое? (Воздушный шарик)

Воспитатель: А вы умеете надувать шарики? А давайте мы с вами покажем, как мы умеем надувать.

Игра «Пузырь».

Дети берут друг друга за руки и образуют круг. Затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно со словами постепенно расширяем круг и держимся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!". Дети опускают руки и приседают, говоря: "Хлоп". Можно после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга и произносить: "пш-ш-ш-ш-ш».

Воспитатель: А у меня еще что-то есть в мешочке.

Он тугой и толстокожий.
Стукни палочкой - Бам, бам!
Загремит, смолчать не сможет
Этот громкий...(Барабан)

(Достает барабан).

Воспитатель: Давайте поиграем с ним.

Игра «Веселый барабан».

Воспитатель предлагает кому-то из детей достать игрушку из мешочка. Ребенок достает, а воспитатель спрашивает, кто это?

Дети: Это божья коровка!

Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в божьих коровок.

Физкультминутка « Божьи коровки».

Вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились (Кружатся).
Божьи коровки, покажите ваши головки,
Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки, животики. (Показывают названные части тела)
Божьи коровки, поверните направо головки,
Божьи коровки, поверните налево головки. (Повороты головой вправо, влево)
Ножками притопните, крылышками хлопните. (Топают ногами. Хлопают руками)
Друг к другу повернулись и мило улыбнулись. (Поворачиваются, улыбаются)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое? (Воспитатель достаёт руль).

Для чего нам нужен руль? (Чтобы водить машину).

Правильно! Давайте с вами поиграем в игру «Воробышки и автомобиль».

Игра « Воробушки и автомобиль».

Дети - «воробушки» садятся на скамейку - «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками - «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Воспитатель: Дети, а что-то еще есть в нашем мешочке.

А ну-ка, улыбнитесь поскорее!

И сегодня весь день будет всем веселее!

А чтобы улыбка с лица не пропала,

Танцуем сейчас все до упада.

Танец с султанчиками.

Воспитатель: Совсем пустым мешочек стал,

И возвращаться в группу час настал.

Цель:

1. Способствовать созданию ребенка радостного настроения, учить
прислушиваться к интонации голоса воспитателя;

2. Вызывать эмоциональную реакцию ребенка на появление знакомой игрушки, учить выделять части тела по слову взрослого: Где носик?, Где глазки?, пробуждать к ответным действиям (показывать, гладить, качать и т.д.)

3. Продолжать развивать ориентировку в окружающем пространстве (учить находить игрушки на разных местах);

4. Развивать понимание речи слуховое воспитание, звукоподражание и подражание действием взрослого, поддерживать инициативные действия детей, поощрять их.

Оборудование: Петушок, чудесный мешочек с набором игрушек (мячики, кошка, машинки, кукла)

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель вместе с детьми входят в группу, обращает внимание детей на гостей, и предлагает поздороваться с ними.

— Молодцы!

Хвалим детей

Гости хотят посмотреть как мы с вами будем играть (заниматься). Давайте перед началом занятия мы с
вами погуляем. Смотрите, какая дорожка!

Ходьба по «Дорожке Здоровячок» из природного материала (шишки, веточки, камешки, песок, вода, хвоя, кора дерева)

«Игровая Полянка автомобилей»

Дети катают машины

— А что едет по дорожке? Би-би-би
Это — машина. Давай покатай машину.
— Машина уехала, пойдем дальше.

«Игровая кукольная Полянка»

— А это кто? Кукла.
Дайте кукле ручку, поздоровайтесь.

Здороваются с куклами

— А как ещё можно поздороваться? Правильно, помахать рукой.
Кукла красивая нарядная.

Обращают внимание на наряды кукол.

— Скажите своим куклам, что мы идём заниматься, пока.

Дети машут рукой

— Дети, вы с гостями с куклой поздоровались, а со мной еще нет.

Воспитатель садит детей за стол и предлагает им по очереди здороваться с куклами за руки.

— Здравствуйте, дети, дай ручку. Другую, молодцы!

Воспитатель предлагает детям вспомнить

Дети выполняют действия

Пальчиковая гимнастика «Наши ручки»

— А что умеют наши ручки?

Ребенок выполняет хлопковые действия

— Как стучат молоточки? Тук-тук

— Как курочка клюет зернышко?

Ребенок машет крылышками (ручками)

— Клю-Клю

— Как наши ручки хлопают в ладошки?

Имитируют движения по тексту

Ладушки-ладушки,

Где были у бабушки,

Что пили? Бражку

Кашку поели,

Шу-у-у полетели

Летели, летели, на головку сели.

2 часть. Сюрпризный момент:

«Полянка сюрприз»

Тук-тук — раздается стук
Петушок кричит: Ку-ка-ре-ку!!!

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

— Кто пришел к нам в гости?

Обратить внимание детей на мешочек.

— Посмотрите, дети, это же петушок. Что-то принес нам. Что это? Давайте посмотрим, что это. Какой красивый мешочек.

Рассматривание мешочка. Вытаскивание игрушек по очереди и соответствующие действия с ними.

— А что в нём?

Ребенок достает игрушки называет их.

— Это мячики. Покатайте их по столу. Мячик круглый, поэтому легко катится.

Ребенок катает по столу

— А это машинки. Покатай их по столу. Скажите, би-би-би.

Побуждать детей повторять за воспитателем

— А это кошечка, мяу. Кошечка мягкая, ласковая, пушистая.

— Покажите у кошки глазки, носик. Где? Погладьте её ещё раз. Скажите мяу.

Дети гладят кошку.

А это что, это кукла! Скажи — кукла.

Игра «Прятки»

Воспитатель накрывает куклу салфеткой. Открывает ее.

Давайте поиграем с куклой, Где кукла, нет куклы, Вот кукла!!!

Дети закрывают глаза ладошкой

— Давайте поиграем с вами. Где дети? Вот дети!!!

— Дети, где кукла? Дайте её мне. А теперь возьмите ее на руки и покачайте ее. Она устала и хочет спать. Давайте мы ее положим в мешочек, а петушок отнесет ее спать.

Все игрушки располагается в ряд. Воспитатель предлагает ребенку найти ту или иную игрушку и подать ее. Последняя игрушка — кукла.

3 часть. Итоговая.

Воспитатель берет петушка в свои руки и говорит за игрушку.

Большое спасибо, дети, я теперь знаю, что вы умеете делать. (Стучать молоточком, клевать зернышки, как курочка, играть в ладушки, показывать глазки и носик, узнавать игрушки и играться с ними).

С детьми раннего и дошкольного возраста важно проводить целенаправленную работу по формированию тактильно-двигательного восприятия. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Развитию тактильно-двигательного восприятия у детей способствует дидактическая игра «Чудесный мешочек». Эту игру широко применяют в своей практике педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели. Тайна, скрытая в чудесном мешочке, вызывает интерес, любопытство и любознательность у ребёнка, а значит, мотивирует его к познанию. Существует несколько вариантов игры.

Первый вариант . Для игры понадобятся несколько игрушек по количеству играющих. Сначала дети играют в них, а через некоторое время взрослый показывает «чудесный мешочек» и говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает детям положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, встряхивает мешочек и просит ребёнка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек.

Если ребёнок правильно выбрал игрушку, ощупав её одной рукой, он называет её сам или с помощью взрослого. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый кладёт её обратно в мешочек и достаёт нужную. На этом этапе важно научить малыша правильно ощупывать игрушку, показать, как передвигать пальцы, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребёнок.

Второй вариант . Для игры необходимы парные предметы, например, два мяча, две куклы , две игрушечные тарелки, два утёнка. Взрослый берёт пару предметов, рассматривает их с детьми, называет их, обращая внимание на то, что предметы одинаковые. А затем опускает один из них в мешочек. То же и с другой парой предметов. Остальные предметы накрывает салфеткой.

Тактильное восприятие важно при определении температуры и веса предметов, а также при овладении навыками ручного труда. При выполнении многих привычных действий мы почти не пользуемся зрением и опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Дети по очереди подходят к педагогу. Он достаёт из-под салфетки один из предметов, предлагает ребёнку посмотреть на него, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребёнок на ощупь достаёт нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор верный, взрослый говорит: «Ты правильно определил игрушку. На столе утёнок, и ты достал из мешочка утёнка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов и т.д.

Можно слегка упростить задание, если дети не могут справиться. Ребёнок не только рассматривает игрушку-образец, но и ощупывает её.

Третий вариант . Более сложная задача стоит перед ребёнком, когда он не видит образец, а лишь ощупывает его. Взрослый опускает предметы в мешочек за экраном (перегородкой), то есть дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Взрослый достаёт из-под салфетки предмет-образец и даёт ребёнку его ощупать за экраном, а потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, взрослый показывает детям образец и они сравнивают их. Если предмет найден верно, то действия ребёнка поощряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускают в мешочек, ребёнок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.

При выборе предметов для игры важно помнить правило: во всех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы. Выбор должен осуществляться сначала из двух-трёх предметов, а потом их количество может увеличиваться.

В своей практике я использую не только «чудесный мешочек», но и «чудесную коробочку». Для этого в картонной коробке с крышкой, в её боковых стенках, я прорезала два отверстия. Размер каждого отверстия должен быть таким, чтобы в него легко проходила детская рука. Отличие этого варианта в том, что у ребёнка более удобный способ обследования предмета - одновременно двумя руками.

Кроме того, я использую готовый комплект «Чудесный мешочек» Вальда. Он состоит из 15 пар токарных фигурок (всего 30 штук) и хлопчатобумажного мешочка. Фигурки изготовлены из древесины, их размер 3–4 см. Сами фигурки - это реальные предметы - ёлки, жёлуди, чугунки, матрёшки и т.д. Сделаны они из однородного материала, что позволяет ребёнку фиксировать внимание не на текстуре, а на форме предметов.

Наиля Хайретдинова, учитель-дефектолог, г. Москва