Чем полезны игры с песком. Игры с песком: польза для детей и взрослых

Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми.

Здравствуйте, дорогие гости и члены Клуба «Елисейка»!


Наконец-то весна окончательно вступила в свои права. От зимы остались лишь кое-где оставленные клочки грязного седого снега. Да и он постепенно исчезает от частого гребня дождя. А истосковавшаяся по теплу земля с такой жадностью поглощает солнечные лучи, что не оставляет от воспоминаний о зиме даже самой маленькой лужицы.

Веселой гурьбой на улицы высыпали ребятишки. Кто на качели, кто на велосипеды, самокаты и скейты, а наши милые малыши осадили песочницы. Вооружившись ведерками, совочками, формочками и другими песочными атрибутами маленькие мальчики и девочки скрупулезно копошатся в песочнице. Довольные возможностью посидеть на скамеечке и побеседовать друг с другом мамы с нежностью смотрят на своих увлеченных крох, лишь иногда вмешиваясь, чтобы «разрулить» конфликтную ситуацию.

А с наступлением лета мы поспешим на песчаные пляжи рек, озер, морей и океанов. И уж тут от игры в песок не удержаться и
родителям. Вместе с детьми, отключившись от своих взрослых забот, мы выстраиваем на песке целые замки и города. Или рисуем сказочные картины, которые так любят слизывать с песка игривые волны.

А вы когда-нибудь задумывались, почему детям, да и взрослым, так нравятся игры с песком? И есть ли польза для малышей от игры с песком и если есть, то какая?

Естественная потребность детей в игре с песком, конечно же, имеет свое объяснение. Эту потребность изучил в свое время психоаналитик, основатель аналитической терапии Карл Юнг. Им был предложен метод «терапии песком».

Игра с песком описывалась и известным английским педиатром Маргарет Ловенфельд и назвала она свой игровой метод «мировой методикой».

Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты: педиатры, психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.

Специалисты утверждают:

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей.

*** В целях диагностики, а также для коррекции, многие педагоги, психологи и психотерапевты используют в своей работе пескотерапию. Ее суть заключается в том, что в коробке, кроме песка для игры детей используются еще различные фигурки, палочки, камешки, шишки и пр. В игре ребенок часто на подсознательном уровне начинает проигрывать те ситуации из своей жизни, которые и привели его к той или иной проблеме. Ему не нужны для этого слова.

Проиграв свою историю, изменив ее собственными руками, ребенок строит то, что ему приятно. Таким образом, малыш находит выход из сложной ситуации, меняет ее и тем самым избавляется от тяжелого груза внутренних переживаний. Специалист наблюдает за манипуляциями ребенка и при необходимости помогает ему.

Игры с песком полезны и для физического здоровья. В медицине даже существует целый раздел, который называется псаммотерапия - прогревание песком. Дети испытывают настоящий восторг, когда закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают в этом и взрослые. Кроме удовольствия, и дети, и взрослые получают от этого большую пользу.

Псаммотерапия способствует улучшению обмена веществ, помогает в лечении диатезов, аллергии, рахита, заболеваниях периферической нервной системы, органов дыхания, суставов, хронического нефрита, последствий полиомиелита, а у женщин - в лечении гинекологических заболеваниях. Прогревание песком улучшает деятельность сердца, способствует нормализации функции почек. Само собой, предварительно нужно проконсультироваться с врачом. Обязательно следить, чтобы ребенок не перегревался.

Также полезно ходить по песку босиком. Известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа органов, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, гиперпотливости, опорно-двигательного аппарата, заболеваниях нервной, мочеполовой, костно-мышечной, сердечнососудистой систем и желудочно-кишечного тракта, а также простуды, гриппа и даже инфаркта и инсульта.

Но вернемся к детям.

Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Очень полезно для развития речи:

— рисовать пальчиками на песке;

— пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;

— рыть ямки, погружать руки в песок;

— искать в песке зарытые мелкие игрушки;

— лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.

— насыпать песок в ведерко лопаткой.

Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.

Играя в песочнице или на пляже с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые регулярно возникают на детских площадках. Вырабатывается навык договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права.

Вот сколько полезных свойств у песка! И что самое приятное - родителям не нужно тратить много усилий, чтобы дети получили
столько пользы. Всего-то выйти на улицу и дойти до детской площадки. Все! Начался сеанс - сеанс игры с песком!

А, если вы хотите восстановить и свое душевное равновесие - смело вооружайтесь совочками и творите вместе с детьми. Вот увидите, все ваши переживания рассеются также быстро, как сдувает ветер с ладоней сухой песок.

P.S. А вы когда-нибудь видели шоу «Рисунки на песке»? Посмотрите это видео! Вот увидите, пока вы смотрите - время перестанет для вас существовать.

А как правильно строить замки из песка, делать автомагистрали, рыть пещеры и в какие игры с песком можно играть вы узнаете из статьи: .

Если вы еще не подписаны на обновления Клуба, сделайте это сейчас! Введите адрес своей электронной почты в пустое окошечко приведенной ниже формы, и вы не пропустите ничего интересного!

Дорогие, мамочки! А давайте поиграем вместе с вашим малышом в песочек! Как это здорово покопаться в песочке, полепить куличики, поискать друг у друга спрятанные ручки в песочке и многое другое, во что можно поиграть в песке. Ведь игра для ребёнка является основным видом деятельности. А песочница – это ещё и естественная среда, где Ваш малыш может свободно и безопасно самовыражаться.

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым.

Основополагающая идея песочной терапии: «Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики».

Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, общению со сверстниками Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции.

Играть с песком можно и летом на даче или во дворе, а можно соорудить песочницу в домашних условиях (зима длинная, зачем терять драгоценное время).

Для песка можно использовать пластиковый таз или другую удобную ёмкость, а можно приобрести готовую песочницу. Песок можно использовать речной, заготовленный заранее, или приобрести в садоводческих магазинах. В целях безопасности здоровья малыша, перед использованием, песок просеять и прокалить в жаровочном шкафу. Необходимо подобрать игровой материал: лопатки, сита, воронки, разнообразные пластиковые формочки, формочки для теста, миниатюрные игрушки (5-10см.) (игрушки из «киндер-сюрпризов» с детьми до 3 лет, в целях безопасности, не использовать!). А с детьми постарше можно использовать и бросовый материал: камешки, большие пуговицы и т.д.

Игры с песком подходят для детей от 1 года.

Перед тем, как начать играть в песочек, обязательно проговорите с малышом о том, что песок преднамеренно из песочницы нельзя раскидывать, брать песок в рот, а после игры необходимо помыть руки.

Для начала делайте все совместно в песочнице «рука в руке», затем скажите малышу: сделай как я (по образцу), в дальнейшем, Ваш малыш в песочнице будет действовать самостоятельно.

Что дают занятия с песком:

Развивают мелкую моторику;

Мощно стимулируют тактильную чувствительность, за счет сыпучести;

Воздействуют на развитие активной речи за счет мелкой моторики и эмоциональной включенности, дети 1-1,5 лет используют слова в ситуации эмоционального возбуждения;

Развивают предметные действия и мышление (совочкам копать, граблями равнять, формочки - делать фигурки);

Снимают повышенное нервно-психическое напряжение, особенно при гиперактивности.

Совместные игры в песочнице с ребенком позволяют почувствовать малышу семью, что он любим и значим для своих родителей.

Очень важно, чтобы у родителей было желание и настроение играть со своим малышом в песочнице!

Какой ребёнок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочная терапия сегодня – это эффективный способ помочь ребёнку дошкольного возраста вырасти гармоничной и целостной личностью.

Суть песочной терапии, её достоинства и недостатки

Картины на песке - это модель мира ребёнка

Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Ещё в 20-30-е годы последователи Карла Юнга, впервые оценившего информативность поведения детей в песочнице, стали разрабатывать методику работы с сыпучим материалом. В 50-е детский психотерапевт Дора Калф систематизировала все научные изыскания в области изучения психического состояния ребёнка через его игры с песком. Согласно её выводам, ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания. По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок:

  • развивает мелкую моторику;
  • открывает широкий простор для проявления фантазии;
  • помогают регулировать механизмы мышления.

Занятия песочной терапией помогают:

  • лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
  • научиться отвечать за свои поступки и действия;
  • полагаться на собственные силы;
  • развивать самооценку;
  • преодолевать последствия психологических травм.
  • аллергикам;
  • страдающим от эпилепсии;
  • испытывающим дефицит внимания.

Влияние терапии на дошкольников

Песок развивает мелкую моторику пальцев

Проект введения песочной терапии как обязательного занятия в детских дошкольных учреждениях включён в Программу модернизации образования на ближайшие 2 года.

Для малышей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, которые в ближайшем будущем пойдут в школу. А именно занятия с песком помогают:

  • освоить цифры и буквы;
  • различать «право» и «лево», день и ночь;
  • ориентироваться во временах года;
  • тренировать память;
  • развивать наглядно-образное мышление.

Как правило, групповые занятия с песком начинаются с 3 лет – возраста, когда малыш идёт в детский сад. Но индивидуальные занятия дома с мамой и папой можно начинать с того момента, когда кроха перестаёт тянуть всё в рот и начинает проявлять заинтересованность к играм в песке.

Стадии игры с песком

По картинам на песке можно определить эмоциональное состояние малыша

Учёные выделили три стадии игры малыша с песком:

  • Хаос. Это этап, когда на игровой площадке нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, люди, растения. Такое обращение с сыпучим материалом говорит о том, что ребёнок тревожен, взволнован.
  • Борьба. На этой стадии малыш чётко делит персонажей на хороших и плохих, причём преобладание последних может быть довольно значительным. Это период внутренней борьбы в душе у ребёнка. Психологи советуют не торопить малыша менять сюжет игры, добавляя положительных героев. Он должен сам прийти к этому.
  • Исход. Это последняя, финальная стадия терапии. Она обозначает, что ребёнок уравновешен, спокоен и находится в мире с собой.

Подготовка к работе с песком

Под ящик с песком нужно выделить уютное место в комнате

Для занятий с сыпучим материалом дома, нужно сделать специальную площадку для игр. Для этого потребуется:

  • плоская широкая коробка высотой около 7 см;
  • голубая краска;
  • лейка и небольшое ведро для воды;
  • небольшие разнообразные игрушки (металлические, пластмассовые высотой не более 10 см), камешки, ракушки.

Проверьте, чтобы в коробке не было острых углов или зазубрин. Внутреннюю часть ящика необходимо покрасить краской, которая будет вызывать спокойные ассоциации с водой или небом. Если у вас есть возможность выделить под занятия стол, то он должен быть гладким, а его высота подходить под рост ребёнка, чтобы работать можно было и сидя, и стоя. Что касается песка, то его выбор лучше оставить за малышом. Но рекомендуется брать тёплые жёлтые оттенки. Также не повредит и несколько тёмных – для создания контрастных сюжетов.

Упражнения

Главная задача упражнений - познакомить ребёнка с песком

Существует набор упражнений, которые позволяют детям лучше освоиться с новым непривычным материалом . Как правило, эти манипуляции применяются на этапе знакомства.

  • Попросите малыша положить ладошки на песок и описать, какой он на ощупь.
  • Пусть малыш нарисует пальцами змейку, выполняя красивые волнистые линии.
  • Пересыпание песка из кулачка в песочницу также помогает лучше прочувствовать материал.
  • Предложите малышу каждым пальчиком поздороваться с песочком. Для этого пусть положит ладошку в песочницу и закроет глаза. А вы насыпайте на каждый пальчик песок, задача малыша – угадать, на какой по счёту палец насыпан песочек.

Занятия

Занятия песочной терапией могут быть индивидуальные и коллективные

Работа детей в песке может быть индивидуальной и групповой. Если занятия подразумевают взаимодействие нескольких человек, то обязательно должен быть взрослый, который будет координировать вклад каждого участника . Например, можно предложить малышам построить сказочную страну. Каждый участник выбирает себе объект строительства и работает над ним, не мешая остальным, но соотнося свои действия с другими.

Игры

При индивидуальной работе можно освоить несколько базовых игр:

  • «Догадайся». Закопайте какую-то фигурку в песке и попросите ребёнка угадать кого. Для этого давайте наводящие характеристики объекта.
  • «Забавные истории». Вместе с малышом придумайте весёлую историю для фигурок на песке, и какие-то ключевые слова выложите буквами алфавита. Затем попросите ребёнка отвернуться, а в это время разбросайте буквы по ящику с песком. Задача для крохи – раскопать буквы и сложить потерянные слова.
  • «Город моей мечты». Предложите ребёнку построить город, в котором он хотел бы жить. Обязательно нужно назвать всех героев, придумать им истории.

Видео: Развитие мелкой моторики с помощью песка

Песочная терапия позволяет не только полноценно развивать малыша, но и устранить проблемы психологического характера. Также это отличный способ провести время с любимым чадом, узнать о его беспокойствах и показать, что вы любите, принимаете его в любом настроении. Совместное творчество в песке помогает воспитанию в ребёнке характера, уверенности в себе и своих силах.

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют маленькому человечку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития малыша. Парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Существует даже «терапия песком». Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Да и, кроме того, игры в песке развивают мелкую моторику рук. Пересыпайте песок между руками, зарывайте в него руки. Пусть малыш почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Шагайте пальчиками по песку, не забывайте про потешки, которые сделают вашу игру еще ярче и веселее. Делайте отпечатки ладошек: мамы и малыша. Сравните их - вот вам и понятие величины (большой, маленький). Делайте дырочки пальцем - глубокие и мелкие. Рисуйте геометрические фигуры, буквы. Все эти игры не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение.

В какой песочнице играть ребенку?

В городах на детских площадках есть много песочниц, однако найти чистый песок здесь достаточно сложно. Самая чистая и безопасная песочница - своя собственная, которая будет находиться у вас на участке или на даче. Достаточно привезти речного песка и высыпать его в углу участка — этим вы доставите ребенку массу удовольствия. Однако если вы оставите песок на куче, то со временем он размоется дождями и его разметает ветром. Поэтому, если вы решили сделать для своих детей настоящую песочницу, то вам понадобится несколько деревянных кольев и досок. Решите, в каком месте будет размещена песочница, вбейте четыре деревянных кола в землю, а к ним прибейте доски. Доски должны быть гладкими и обструганными со всех сторон, их можно покрасить. Желательно песок предварительно просеять, чтобы избавиться от камешков. Еще необходимо предусмотреть деревянный щит, которым можно будет закрывать песочницу, чтобы предотвратить посещения животных.

Отпуск, море и песок

Идеальной песочницей для ребенка может стать песочный морской берег. Преимущества - ничего не надо строить, достаточно взять с собой ведерко, лопатку и парочку формочек. Вам остается выбрать чистый пляж, поставить укрытие для ребенка и разрешить малышу творить. Увидите, как морская вода и песок увлекут кроху: дети любят строить колодцы, рыть каналы, возводить башни и строить укрепления, закапывать в песке игрушки и т.д. Кроме того, на морском берегу ребенок может стать кладоискателем, ведь он будет с удовольствием искать новую ракушку или красивый камешек.

Песочный набор

Для игры в песочнице ребенку не нужны дорогие игрушки, ему достаточно купить один специальный пластмассовый набор. Или сделать его самостоятельно. Не выбрасывайте баночки от кремов и другие мелкие коробочки, все это может пригодиться ребенку для игр в песке. Будет очень хорошо, когда у малыша будут разные баночки по объему — он сможет провести эксперименты, пересыпая песок с одной формочки в другую или строя куличики разных форм. Обязательно нужно несколько лопаток ребенку. Пригодятся и машинки, которые могут перевозить грузы, а резиновые игрушки могут охранять постройки.

Совместная игра

Примерно до трех лет ребенок любит трогать песок руками, копать в нем ямки при помощи лопатки, вставлять в песок палочки и украшать горки камешками. Кроме того, любимое занятие ребенка в этом возрасте - разбрасывание песка. Так как куличики еще не получаются у малыша, то с их строительством должны помогать взрослые. Именно наблюдая за вами, ребенок будет сам стараться повторить ваши действия, строя точно такой же куличик, как у мамы. Однако до момента постройки кроха с удовольствием будет рушить ваши песочные произведения. Ведь это действительно интересно малышу: вначале ничего не было, потом из песка появилась башенка, а потом рассыпалась и опять ничего не осталось.

Покажите ребенку свойства сухого и мокрого песка. Объясните, что из влажного получаются отличные куличики, а из сухого все рассыпается. Учите ребенка работать лопаткой, насыпать песок в ведерко и утрамбовывать его там. Можно научить ребенка строить заборчики и башенки из сырого песка при помощи рук. Постройте с ребенком вместе замок. Или создавайте рисунки при помощи палочки или пальца на песке.

Уже с трехлетнего возраста дети с удовольствием играют в песочнице со сверстниками. И как только вы увидите, что ваши дети уже не бросаются песком и не сыпят друг на друга, то можете их оставлять играть в песке самостоятельно. Ведь, как правило, групповые игры очень увлекают, и забрать ребенка из песочницы бывает очень сложно.

Давайте побольше малышу возможности играть в песке. И не бойтесь за выпачканные штанишки. Главное - огонек искренней радости в глазах крохи. Да и подумайте о большой пользе этих игр.