Диагностика депрессии у подростков методики. Депрессии у подростков: проявление и лечение

2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков

Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет.

Этапы исследования:

1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.

2. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.

3. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.

Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.

Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить состояние депрессии у подростков.

Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.

Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1.

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.

Таблица 1. Данные по опроснику CDI

Для наглядности представим данные опросника на рисунке 1.

Рис.1 Данные опросника CDI

Диагностика и развитие творческих способностей подростков

Основными методами исследования творческих способностей являлись: метод психометрического тестирования, метод корреляционного анализа. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Трудности диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния подростков

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п...

Особенности психических состояний студентов в период сессии

Исследование проходило на базе ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишима. В эксперименте участвовали 20 студентов 3 курса, 901 группы, педагогического факультета специальности «Педагогика и психология», из них 1 юноша и 19 девушек...

Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе Объект исследования: психические состояния студентов Предмет исследования: особенности психического состояния Гипотеза исследования:...

Подходы к изучению и классификации депрессивных расстройств

Этапу диагностики депрессивных состояний предшествует период распознавания заболевания, что связано с большим количеством затруднений...

Профилактика суицидального поведения у подростков в групповых формах внеурочного взаимодействия

Речь при депрессии

депрессивный эмоциональный психология речь Депрессия - это синдром, характеризующийся пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений...

Работа по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования готовности к самовоспитанию. Это позволяет выяснить, знаком ли подросток со способами самопознания и саморегулирования. Хочет ли он больше знать о себе...

Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Работая над курсовой, я подумала, что без рассмотрения вопроса об акцентуации характера подростков и педагогической помощи им в самовоспитании, моя тема не будет раскрыта достаточно полно...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова»

Факультет управления и психологии

Кафедра социальной и клинической психологии

Направление: 030300 – Психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Клиническая психология

на тему:

« Депрессивные состояния у подростка и их коррекция »

Выполнила:

cтудентка III курса группы ЗУП-17-11

заочной формы обучения

Васильева Ольга Семеновна

Проверил:

канд. мед. наук, доцент

Орлов Федор Витальевич

Допуск к защите: _______________

« _____» _______________20____г.

Регистрационный номер ______________

Чебоксары 2015


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ……………………………………………………5

1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности…………...5

1.2Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков…………………..………..……9

1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков……………………………..…….15

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ И СПОСОБОВ ИХ РЕГУЛЯЦИИ………………………………………………………………………..…….192.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков в СОШ №1 в пос. Урмары……………….. …… …………………………………….………………...19

2.2 Разработка программы коррекционной работы с депрессивными подростками………………………………………...…..……29

2.3Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками…………………………………………………………………..…..…….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………………...40

ЛИТЕРАТУРА…….………………………………………………………………………43

Введение
Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

К началу третьего тысячелетия на одно из первых мест выходит проблема депрессивных расстройств. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения (2009 г.) депрессии подвержено от 35 до 40% всего населения земного шара.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка – один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия – депрессивные состояния.

Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики депрессивных состояний у подростков и нахождение оптимальных способов их коррекции.

Объектом исследования выступают депрессивные состояния у подростков в СОШ №1 в пос. Урмары.

Предмет исследования – процесс коррекции депрессивных состояний у подростков .

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.

Гипотеза: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков и способствует профилактике возможной дезадаптации.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи :


  1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте .

  3. Определить оптимальные приемы, методы, пути коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.

  4. Разработать и апробировать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.
База исследования: СОШ №1 пос.Урмары.

Испытуемые – 62 подростка, 8–9-ых классов.

Методы исследования:

1.Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.


  1. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.

  2. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состояния депрессии возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в данной дипломной работе термина «депрессивное состояние» опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми для этого психологическими характеристиками (психическое состояние – это понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента).

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие: 1) субъективное переживание отрицательного аффекта; 2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент – патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого – эмоциональные нарушения.

Депрессии всегда реализуются в неразрывном единстве психических и соматических изменений, имеющем определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний. Более того, в ряде случаев сдвиги в соматической сфере организма могут опережать психопатологическую симптоматику или же выступать на первый план в клинической картине депрессии. С точки зрения психологии, соматические изменения и расстройства возникают вследствие психических нарушений, в том числе и вследствие депрессии. Депрессия как функциональное расстройство возникает в результате определенных психических изменений.

По мнению известного психотерапевта Покрасса Михаила Львовича, депрессия – это проявление и необходимый инструмент осознанной или неосознанной перестройки мотивационной системы ценностей – инструмент выбора, механизм самостроительства или саморазрушения. Депрессия возникает всякий раз, когда человек сталкивается с отсутствием условия, без которого для него невозможно удовлетворение его ценностей, сохранение целости «Я» или самой жизни, невозможно осуществление важной для него активности.

Депрессия, по мнению американского психотерапевта Ш. Трикетт, часто является следствием тревоги. В состоянии тревоги действия человека ускоряются, а при депрессии – наоборот, замедляются. Депрессия выступает вынужденным отдыхом организма после тревоги.

Ш. Трикетт подчеркивает, что депрессивное состояние в большей или меньшей степени действует на всего человека, перестраивает всю его структуру – начиная от мыслей, заканчивая его поведением. Хотя эти изменения могут происходить постепенно, депрессивный человек отличается от того, каким он был до начала депрессии. Возможно даже, что он становится собственной противоположностью.

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии – тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа – не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном «уродстве», «глупости», о своей «бесполезности». Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений.

По мнению Ковалева Е.В., во время депрессии преобладают устойчиво-негативные, безнадежные мысли о будущем и настоящем. Они могут быть смешаны с раздумьями о смерти и самоубийстве. Человек в депрессии чувствует себя одиноким, неполноценным, безнадежным и бесполезным: он пессимистично настроен по отношению почти ко всему. До 80% всех депрессий протекают с суицидальными тенденциями (мысли о самоубийстве и попытки свести счеты с жизнью).

Кроме того, по мнению Ш. Трикетт, человек в депрессии может испытывать трудности с сосредоточением, вниманием, памятью и принятием решений. Поэтому у людей старшего возраста потеря ориентации, возникающая вследствие депрессии, может быть ошибочно принята за старческое слабоумие и помешательство. И как самое крайнее проявление, возможна непоследовательность и хаотичность мыслей.

Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Апатичность и неспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении, – все это симптомы депрессии. М. Голант отмечает, что при депрессии «…каждый вздох может сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаются слезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждому малейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие, наоборот, возбуждены и нервозны. Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свой недуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела, например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу» . Все эти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а не действуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человек начинает «скатываться вниз». Справиться с этим в одиночку сложно , помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.

Специалистов интересовали не только проявления депрессии, но и ее причины, среди которых А. Лоуэн выделяет такую как преследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кроме физиологических, являются любовь, самовыражение и свобода.

Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собой нереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению, сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст нам способность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения, которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многие преследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакое количество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое само по себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремление приобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, более самовыразительной и ведет к обнищанию духа.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Итак, при депрессии страдают практически все сферы – эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно – в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость – различные формы досуга. Пропадет чувство удовлетворения в результате такой деятельности.

1. 2 Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, – все это требует громадных усилий для психологического приспособления у подростков.

Ученые считают, что вероятность возникновения у подростков депрессии повышают следующие факторы :


  • Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

  • Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

  • Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

  • Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

  • Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

  • Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).
У подростков естественной частью процесса развития являются ролевые переходы. Ролевой переход определяется как проблема в адаптации к жизненным умениям, требующим исполнения новой роли. Изменение роли сопровождает переходы из одной стадии жизни в другую: из детства в период полового созревания, из средней школы в колледж , от роли незамужней девушки к роли жены и т.д.

Для подростков ролевые переходы являются естественной частью процесса их развития (окончание школы, планирование работы или карьеры, романтические отношения). Эти изменения воспринимаются как традиционные, и с ними обычно успешно справляются. Проблемы обычно возникают, если родители не могут принять изменений, сопутствующих переходу (например, желание подростка больше времени проводить с друзьями и меньше – с семьей), или когда подросток не может сам справиться с изменениями. Однако ролевые переходы также могут быть навязаны подростку в результате непредвиденных обстоятельств, как, например, болезнь родителя. Способность подростка справляться с непредвиденными обстоятельствами зависит от предшествующего психологического развития и социальной поддержки в настоящий момент.

Э. Эриксон описал изменения и основные задачи, связанные со стадиями развития подростка и взрослого человека. Естественные для подростка переходы таковы:

1. переход в период полового созревания,

2. сдвиг от групповых отношений к парным,

3. начало сексуальных отношений и проявление желаний,

4. отделение от родителей и семьи для достижения независимости,

5. стремление найти работу, чтобы обеспечивать себя финансами,

6. принятие на себя ответственности за свое будущее, планирование карьеры.

Проблемы, возникающие во время этих переходов, связаны с понижением самооценки, неспособностью оправдать ожидания свои и семьи, растущим давлением и ответственностью, давлением ровесников, направленным поведением, соответствующее группе, неспособностью уйти от зависимости от семьи из-за недостаточной уверенности в себе или нежелания семьи отделяться. Подростки, впадающие в депрессию в последние годы учебы в средней школе, обычно обеспокоены растущим давлением и ответственностью за принятие решений о своем будущем.

Депрессия может привести к искажению восприятия подростком и нормального ролевого перехода. Подросток в таком случае начинает воспринимать свой переход как потерю или неудачу. Подросток может почувствовать неспособность исполнять новую роль или недовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить проблему и привести к появлению у подростка постоянного чувства безнадежности, к неспособности приспособиться к новой роли или найти способ изменить ее так, чтобы она лучше соответствовала потребностям подростка. В результате переход влияет на понижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешно исполнять новую роль. Таким образом, проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии.

Неспособность вжиться в новую роль из-за неодобрения родителей или внешних обстоятельств может также привести подростка к депрессии.

В отечественной психологии и педагогике традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии подростка (работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной). С первых же дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Установлено, что такие распространенные явления, как дисгармоничные виды семейного воспитания, служат фактором высокого риска разнообразных нарушений общего психического и особенно личностного развития. Показана ведущая роль семейного неблагополучия и неправильного воспитания в формировании неврозов у подростков.

В своем труде по психогенным расстройствам у детей и подростков А. Дюрсен высказывает мнение, что в подростковом возрасте возможно развитие достаточно глубоких депрессивных расстройств, которые подчас мало, чем отличаются от таковых у взрослых. Причиной их развития автор называл, прежде всего, неправильное поведение родителей.

Как показывают многочисленные исследования, депрессивные подростки чаще выходят из семей с высоким уровнем психопатологий или же из неблагополучных семей того или иного вида. Существует множество возможных механизмов, которые могли бы объяснить такую связь. Это и генетические процессы , и экспозиция семейного нарушения, и моделирование негативных родительских стилей и т.д. Генетическую теорию поддерживают факты, свидетельствующие о том, что подростки депрессивных родителей имеют тенденцию показывать те же самые психические нарушения, что и у их родителей.

Некоторые исследователи отмечают, что организация структуры семьи помогают эффективно преодолевать или переживать проблемы. В семьях, неблагополучных в отношении межличностных взаимодействий, движение подростка к независимости рассматривается как уход от родителей, что еще более усугубляет отношения в семье, ведет к развитию депрессии. В семьях, где принято избегать внешних взаимодействий, и где устанавливаются сверхлояльные отношения друг к другу, развитие подростковых депрессивных синдромов может быть следствием мифа семейного единства. Депрессивные симптомы могут также появляться вследствие того, что подросток зеркально отражает симптомы родителей, или потому, что подростки в таких семьях часто социально изолированы и одиноки. В этом отношении важно заметить, что двунаправленный эффект также очень вероятен. Например, у депрессивных матерей могут быть трудно управляемые дети, что, в конечном счете, ведет к увеличению депрессии у самих материй, или дети могут действовать таким образом, что провоцируют возникновение тех же проблем и неудач, которые привели к депрессии их матерей. Обнаруженное в одном исследовании тесное временное отношение между материнской и детской депрессией поддерживает идею общих факторов риска. Выявлена связь депрессивных симптомов с количеством конфликтов между подростками и родителями.

Ролевые споры в семье могут возникать, когда родители ожидают, что подросток будет полностью раскрывать им свои чувства и в подробностях рассказывать о своей жизни, в то время как подросток чувствует потребность отделиться от родителей и раскрывает чувства друзьям, а не в семье. Один из особенно частых межличностных споров, который возникает между подростком и родителями, это конфликт между консервативным родителем и подростком, который старается вести себя сообразно взглядам своего поколения. Межличностные ролевые споры становиться проблемой, если депрессивный эпизод подростка связан с подобным конфликтом. Типом спора, который, вероятнее всего, приведет к депрессивному эпизоду, является тот, в котором подросток чувствует свою беспомощность в разрешении конфликта, и спор в отношениях предполагает повторяться, способствуя развитию у подростка этого чувства. Так как подросток чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении.

Развод родителей отражается на спектре отношений в семье. Для детей и подростков самая острая реакция на расставание родителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода (Уоллерстейн и Келли, 1980). Первые несколько лет после развода дети в разведенных семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальное поведение и импульсивное, агрессию, неуступчивость, зависимость, раздражительность. Они испытывают больше трудностей в социальных отношениях, больше проблем в школе. Развод родителей может привести к возникновению у подростка депрессивных состояний. При разводе родителей подростку часто приходиться приспосабливаться к другому типу отношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном. Часто родители, которые периодически общается с подростком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своих детей и устанавливать для них правила, даже если находиться далеко. Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вносить ограничения в их жизнь. Раздражение и злость на родителя, появляющаяся в таких ситуациях, могут также привести к подростковой депрессии и чувству самобеспомощности в создании более продуктивных отношений с родителями. Также часто подросток считает, что он может сохранить отношения родителей, приложить максимум усилий, чтобы они остались вместе, но достигнув желаемого результата, переоценив свои возможности, у подростка приходит разочарование появляются мысли о собственной несостоятельности. Он начинает самоуничижаться, снижается самооценка, а вслед за ней наступает депрессия.

Следует обратить внимание на подростка в системе школьного обучения, на школьную успеваемость, на взаимоотношения с учителями и сверстниками, т. к. депрессивное состояние у подростков накладывает отпечаток и на эту систему взаимоотношений. С другой стороны, отношения с учителями и сверстниками могут спровоцировать появление данных состояний. Нередко депрессивные состояния у подростков дисфонически окрашены, что может порождать конфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины. Попытки административного воздействия при нарушениях поведения и неуспеваемости только усугубляет состояние депрессивного ребенка, создавая непреодолимые трудности в обучении.

Депрессии у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Некоторыми авторами выявлены половые различия, связанные со школьными проблемами и депрессии у детей. Д.А. Коул, исследуя выборку подростков, обнаружил, что, хотя учителя оценивают девочек как более академически компетентных, чем мальчики, самооценка у девочек не выше, чем самооценка у мальчиков. По сравнению с учительской оценкой девочки были склонны недооценивать свою академическую компетентность, в то время как мальчики имели тенденцию переоценивать ее. Тенденция недооценивать академическую компетентность была значимо связана с самоотчетом по депрессивному опроснику. Д.А. Коул связал свои находки с результатами другого исследования, показавшими, что мальчики стремились связывать академические неудачи с недостатком усилий, а девочки – с недостатком способностей. Следствие из этого автор видит то, что девочки имели набор когнитивных обоснований, который предполагал их к депрессии. Однако нет уверенности в установлении причинности: возможно, депрессия ведет к недооценке академических возможностей. С точки зрения Д.А. Коула, этот факт требует дальнейшего исследования.

Многие исследования показали, что депрессия у подростков ассоциируется с их неудачами в различных типах межперсональных отношений. Депрессия у подростков связана с затруднением в установлении дружеских.

Стрессогенные жизненные события являются одной из самых распространенных причин депрессивных состояний у подростков.

Взаимоотношения между стрессовыми ситуациями, реакцией нашего организма на жизненные трудности и депрессивным расстройством выглядят довольно сложно. В некоторых исследованиях было показано, что депрессивная молодежь переживала негативные события за год до возникновения депрессивного эпизода. Сильное эмоциональное напряжение может быть вызвано и позитивными событиями, такими, как получение новой хорошей работы или получение премии. Довольно многие из числа тех, кто переживает депрессию, указывают на предшествовавшее заболеванию событие или напряженную ситуацию, которые, возможно, и спровоцировали возникновение болезни. И все же далеко не ясно, вызывают ли депрессию тяжелые события сами по себе. Ведь всем в жизни рано или поздно приходится сталкиваться с болезненными переменами и поворотами судьбы. И у большинства депрессивного расстройства все же не возникает. В то же время оно порой развивается и тогда, когда все в жизни идет нормально, а в некоторых случаях даже вслед за явно положительными переменами: после ухода из неблагоприятной обстановки в более доброжелательную.

Изучая влияние стрессовых ситуаций на возникновение депрессии, ученые пришли к выводу, что у людей, подвергающихся повторным стрессам, постепенно развиваться чувство беспомощности. Особенности если они не имеют возможности контролировать стрессовую ситуацию. Такая приобретенная беспомощность, как полагают, может вести к депрессии. У людей приобретенная беспомощность принимает форму негативного и пессимистического убеждения относительно своей способности справляться с повседневными задачами в жизни, что основано у них на пережитых стрессовых ситуациях и неудачах в прошлом. Когда люди видят причины своих неудач за пределами их контроля, возможности развития депрессии увеличиваются.

Люди по-разному реагируют на критическую ситуацию; у одного человека она может вызвать душевное опустошение, у другого – нет.

Психотравмирующие события могут сказываться и на процессе выздоровления при депрессивном расстройстве. Чем труднее складывается у подростка жизнь, тем дольше он будет выздоравливать. Если депрессия началась на почве развода родителей, то тормозить выздоровление могут последующие события в цепи бракоразводного процесса родителей. С другой стороны, скорейшему выздоровлению будут способствовать события, которые делают развод менее болезненным для подростков.

Итак, по мнению большинства ученых (Коул Д.А., Антропов Ю.Ф., Подольский А.И.), депрессия как психоэмоциональное состояние возникает у подростков, в большинстве случаев, вследствие, экзогенных факторов.


1. 3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков

эмоциональный коррекция депрессия подросток

Трудности дифференциальной диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков. На основании имеющихся в литературе данных можно выделить ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения, путей ее коррекции и стабилизации. Это – психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Целью видов помощи, основанных на этих подходах, является снятие психологических симптомов и улучшения состояния пациента. Методы включают психологические вмешательства, целью которых является изменение поведения, мыслей или отношения пациентов, которые, предположительно, являются основными причинами проблем. Краткосрочной целью является облегчение страданий подростка. Долгосрочной целью коррекции является ограничение функционального ухудшения, произошедшего из-за проявления симптомов (например, слабых межличностных отношений, семейного конфликта, отказа ходить в школу), и предотвращение хронического характера и возвратности депрессивных эпизодов.

Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жизненных событий, отрицательное представление о себе и негативная оценка будущего, так называемая когнитивная депрессивная триада. По данным А. Бек, когнитивные искажения при депрессии оказывают влияние на переработку информации. При этом отмечается, что депрессивные подростки делают необоснованные выводы, игнорируют прошлый опыт, преувеличивая свою вину и преуменьшая свои силы и достижения, что способствует созданию и закреплению негативных образов своего «Я». Основным в когнитивной теории депрессии считается положение о том, что самоотчеты пациентов представляют скорее отражение их негативных установок, чем действительное положение вещей, т.е. реалистичность самокритики депрессивных пациентов, оказывается обманчивой, а проблемы человека в значительной степени проистекают из определенных искаженных представлений о реальности, базирующихся на ошибочных предпосылках.

Определяющая характеристика когнитивной коррекции в том, что она является прямым, структурированным, часто краткосрочным видом. Основная мыслительная конструкция такова – познавательные способности человека обуславливают его чувства.

На занятиях психолог помогает подростку выявлять у себя негативные мысли и давать реальную оценку положению вещей, психолог руководит подростком в прокладывании новых путей мышления, в отработке и закреплении новых форм реагирования на факты и события. Такое обучение своего клиента большинство когнитивных психологов и рассматривают как коррекционную программу. Курс когнитивной коррекции длится, как правило, не долго, он состоит всего из 12 – 16 занятий. Однако в случае длительно протекающих форм депрессии лечение может растянутся от 6 месяцев до 2 лет.

По исследованиям ученых, когнитивная психотерапия помогает примерно 50 процентам подростков.

Поведенческий подход к пониманию депрессии.

Задача поведенческой психокоррекции, которую еще называют психологическим усовершенствованием поведения, – помогать клиентам видоизменять те действия и поступки, которые обостряют тяжесть течения депрессивных переживаний. По мнению поведенческих психологов, психотерапевтов, депрессивное состояние возникает тогда, когда от клиента требуется слишком много, а вознаграждение за это – несоразмерно мало. В работе с подростками психолог для подкрепления положительных эмоций будет использовать принцип адекватного вознаграждения. Например, клиент – честолюбивый ученик, но в учебе идет позади тех, кто способнее его, и это служит основой его переживаний, приводящих к депрессии. Задача поведенческого психолога – научить его держаться уверенно и быть довольным своими результатами.

При некоторых методах психокоррекционной работы психолог на занятиях с клиентом в основном слушает, а не говорит. В отличие от этого, поведенческий психолог выполняет более активную роль. Он строит для клиента индивидуальный коррекционный план и работает по нему с учетом конкретного депрессивного состояния и того, чем оно вызвано.

Психоаналитическая теория депрессии .

Психоаналитическая коррекция основывается на концепции, что на чувства и поведение человека сильное влияние оказывают прошлый опыт и подсознательные желания и страхи. Согласно этой теории, многие психические заболевания могут быть излечены путем изменения взглядов больного на самого себя и на работу своего собственного сознания и эмоций. Этот вид работы очень привлекает пациентов, хотя и требует большего времени, чем другие. Психоаналитическая коррекция не просто снимает симптомы расстройства, она ставит своей задачей изменить личность, характер человека, помочь ему научиться доверять другим, строить близкие отношения с людьми, лучше справляться с трудностями, потерями и не лишать себя при этом широкого спектра эмоций.

Согласно психоаналитической теории, причиной депрессии может стать конфликт между подсознательными и сознательными мыслями, убеждениями и желаниями человека. Чтобы извлечь на свет подавленные конфликты подростка, психоаналитик может воспользоваться одним из методов психоанализа: свободные ассоциации, перенос, анализ сновидений и т.д.

Недостатки психоаналитической коррекции заключаются в том, что она дорогостоящая и может занимать несколько лет. Процесс обследования затрагивает нередко болезненные и глубоко личные переживания клиента. Это на какое-то время делает пациента тревожным и расстроенным.

Межличностный подход к психотерапии и психокоррекции депрессивных состояний.

Межличностная психокоррекция – это метод, который ставит своей задачей изменить человеческие взаимоотношения, вносящие свою долю в причины депрессивных переживаний подростков. Согласно теории, разработанной психиатром Джеральдом Клеманом и психологом Мирной Вейсман, такие болезненные переживания вытекают из трудностей в личных взаимоотношениях людей.

Межличностный психолог пытается улучшить представления больного о себе самом и его способностях к общению, что в свою очередь должно оздоровить его отношения с людьми. На занятиях клиент узнает свои возможности строить и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, справляться с новыми задачами , бедой и горем, требующими длительного напряжения. С помощью специальных приемов подросток определяет вместе с психологом круг его проблем во взаимоотношениях с людьми и старается улучшить соответствующие способности.

Семейная психокоррекция депрессивных состояний.

Задача семейной психокоррекции – ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых семейные проблемы выливаются в депрессию. Таким образом, терапевт рассматривает подростковую депрессию, обращаясь к патологии в семейной системе. Семейная коррекция обычно является кратким, ориентированным на действия подходом, цель которого состоит в снятии симптомов через изменение поведения членов семьи.

Групповая психокоррекция депрессивных состояний.

Одной из основных целей групповой психокоррекции для решения почти любой психической проблемы является создание подростком условий для установления контакта с ровесниками, у которых возникают такие же трудности и которые могут поддержать друг друга и вместе практиковаться в новых навыках в установлении межличностных отношений.

Цели групповой психокоррекции могут включать:


  • предоставление человеку возможности осознать, что его потребности похожи на потребности других людей,

  • выработку альтернативных решений определенных конфликтов,

  • обучение более эффективным социальным навыкам,

  • повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей
В ходе рассмотрения литературы по данной тематике были сделаны следующие выводы. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.

1. Опросник на выявление депрессии у детей и подростков CDI. (Children’s depression inventory, M. Kovacs, 1992)

Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Выбери в каждом пункте одно высказывание, которое лучше всего описывает твоё самочувствие в течение последнихдвухнедель, включаясегодняшнийдень. Обведикружкомномервыбранноготобойвысказывания. Есливодномпунктетебеодинаковоподходятнесколько высказываний, поместивкружоквысказываниеснаибольшимномером.

Я бываю грустным только иногда

Я часто бываю грустный

Мне всегда грустно

У меня никогда ничего не получается

Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится

У меня все получается хорошо

Я практически все делаю хорошо

Я много делю не так

Я все делаю неправильно

Многое приносит мне удовольствие

Кое-что доставляет мне радость

Меня ничего не радует

Я плохой всегда

Я часто бываю плохим

Я редко бываю плохим

Я редко думаю о том, что со мной может случится плохое

Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое.

Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное

Я ненавижу себя

Я не люблю себя

Я себе нравлюсь

Все плохое происходит в результате моих ошибок

Многое плохое происходит в результате моих ошибок

Плохое, как правило, происходит не по моей вине

Я не думаю о том, чтобы покончить с собой

Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его

Я хочу убить себя

Я плачу каждый день

Я часто плачу

Я плачу редко

Я все время испытываю беспокойство

Я часто испытываю беспокойство

Я редко испытываю беспокойство

Мне нравится быть с людьми

Мне не нравится быть с людьми

Мне совсем не хочется быть с людьми

Я не могу решиться на многое

Мне трудно на многое решиться

Я легко принимаю решения

Я выгляжу хорошо

Кое-что в моем облике меня не устраивает

Я выгляжу уродливо

Мневсевремяприходитсязаставлятьсебявыполнятьшкольныезадания

Мне часто приходится себя заставлять выполнять школьные задания

Выполнение школьных заданий для меня не большая проблема

Я плохо сплю каждую ночь

Я часто сплю плохо

Я сплю очень хорошо

Я редко устаю

Я часто устаю

Я все время чувствую себя усталым

В большинстве случаев не хочу есть

Я часто не хочу есть

Я ем очень хорошо

Меня не беспокоят боли

Меня часто беспокоят боли

Меня все время беспокоят боли

Я не чувствую себя одиноким

Я часто чувствую себя одиноким

Я всегда чувствую себя одиноким

Школа никогда не приносит мне удовольствие

Иногда школа мне приносит удовольствие

Школа часто радует меня

У меня много друзей

У меня есть друзья, но мне хотелось бы иметь их больше

У меня нет друзей

С моей учебой все в порядке

Я учусь не так хорошо, как прежде

Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше

шли хорошо.

Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята

Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие

Я такой же хороший как другие ребята

Меня никто по настоящему не любит

Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит

Я уверен в том, что меня любят

Обычно я делаю то, что мне сказали

Как правило, я не делаю того, что мне говорят

Я никогда не делаю того, что меня просят сделать

Обработка и интерпретация результатов.

Шкала А – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В – индификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С – высокий уровень убеждения неэффективности в школе. Шкала Д – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одино-

чества Шкала Е – негативная оценка собственной неэффективности, наличие су-

ицидальных мыслей.

Чтобы узнать общий суммарный показатель все шкалы складываются

Шкала А (негативное настроение) – п.п. 1 6 8 10 11 13 Шкала В (межличностные проблемы) – п.п. 5 12 26 27 Шкала С (неэффективность) – п.п. 3 15 23 24

Шкала D (ангедония) – п.п. 4 16 17 18 19 20 21 22

Шкала Е (негативная самооценка) – п.п. 2 7 9 14 25

Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов, выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т – показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка (см. таблицу)

Таблица 1 Интерпретация Т – показателя CDI.

Суммарный показатель

Интерпретация

Очень значительно превышает средний

Значительно выше среднего

Выше среднего

Чуть выше среднего

Чуть ниже среднего

Ниже среднего

Много ниже среднего

Значительно ниже среднего

Шкала М. Ковач

Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

№ выбор балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 1 0

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

Интерпретация:

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет

Идентификации депрессивного заболевания.

Предъявление

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Стимульный материал

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1. 1) У меня редко бывает грустное настроение.

2) У меня часто бывает грустное настроение.

3) У меня все время грустное настроение.

2. 1) У меня никогда ничего не получится.

2) Я не уверен, что у меня все получится.

3) У меня все получится.

3. 1) В основном я все делаю правильно.

2) Я многое делаю не так.

3) Я все делаю неправильно.

4 . 1) Многое для меня является забавным.

2) Некоторые вещи меня забавляют.

3) Ничто меня не забавляет.

5. 1) Я все время себя плохо чувствую.

2) Я часто себя плохо чувствую.

3) Я редко себя плохо чувствую.

6. 1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от

2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7. 1) Я себя ненавижу.

2) Я себе не нравлюсь.

3) Я доволен собой.

8. 1) Все плохое происходит по моей вине.

2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.

3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9. 1) Я не думаю о самоубийстве.

2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

3) Я хочу покончить с собой.

10.1) Желание заплакать я испытываю каждый день.

2) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

3) Желание заплакать я испытываю редко.

11. 1) Меня все время что-то беспокоит.

2) Меня часто что-то беспокоит.

3) Меня редко что-то беспокоит.

12. 1) Я люблю находиться среди людей.

2) Я не люблю часто бывать с людьми.

3) Я вообще не хочу быть с людьми.

13. 1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

3) Я легко изменяю свое мнение

14. 1) Я выгляжу хорошо.

2)В моей внешности есть недостатки.

3)Я выгляжу безобразно.

15. 1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16. 1) Я плохо сплю каждую ночь.

2) Я часто плохо сплю.

3) У меня нормальный сон.

17. 1)Я редко чувствую себя усталым.

2) Я часто чувствую себя усталым.

3) Я все время чувствую себя усталым.

18. 1) У меня часто нет аппетита.

2) Иногда у меня нет аппетита.

3) Я всегда ем с удовольствием.

19. 1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

3) Я все время испытываю боль или недомогание.

20. 1) Я не чувствую себя одиноким.

2) Я часто чувствую себя одиноким.

3) Я все время чувствую себя одиноким.

21. 1) В школе ничто не доставляет мне радости.

2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

3) Мне часто радостно в школе.

22. 1) У меня много друзей.

2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

3) У меня совсем нет друзей.

23. 1) С учебой у меня все хорошо.

2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались

Легко.

24. 1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как

Другие.

2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25. 1)Меня никто не любит.

2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

3) Я уверен, что меня кто-то любит.

26. 1) Я часто делаю то, что мне говорят.

2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

3) Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27. 1) Я хорошо лажу с людьми.

2) Я часто ссорюсь.

3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры.


Является серьезной медицинской проблемой и проявляется стойким чувством печали и потери интереса к какой-либо деятельности. Это отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка и может вызывать эмоциональные, функциональные и физические проблемы. Течение депрессии в разные периоды жизни ввиду различий в работе головного мозга значительно отличается, симптомы подростковой депрессии значительно отличаются от симптомов депрессии взрослых.

Проблемы общения со сверстниками, проблемы в учебе и изменения растущих внутренних органов могут доставлять много неприятностей для подростков. У некоторых подростков они не ограничиваются кратковременными перепадами настроения и переходят в депрессию.

Подростковая депрессия - это не временная лень, это не то, что можно преодолеть усилием воли. Ее не следует недооценивать и приписывать «слабости» или «дурному воспитанию» подростка. Она может иметь серьезные последствия и требует длительного лечения. У большинства подростков депрессия протекает в нетяжелой форме и хорошо поддается лечению с помощью медикаментозных препаратов и психотерапии.

Симптомы депрессии у подростков

Главными симптомами подростковой депрессии являются эмоциональные и поведенческие изменения.

Эмоциональные изменения

  • Частое проявление чувства печали или тоски, в том числе - плач без видимой причины
  • Раздражительность, огорчение или гнев по самым незначительным поводам
  • Потеря интереса или удовольствия от привычных занятий подростка
  • Потеря интереса к семье и друзьям или постоянные конфликты с ними
  • Ощущение собственной бесполезности, вины, фиксация на прошлых неудачах, чрезмерная самокритика
  • Слишком болезненная реакция на неудачи
  • Затруднения в мышлении, концентрации внимания, принятии решений и запоминании событий
  • Постоянное ощущение, что настоящая и будущая жизнь мрачная и безрадостная
  • Частые мысли о смерти, мысли о самоубийстве.

Поведенческие изменения

Депрессия у подростков. Патология или физиологический кризис?

Бывает очень сложно определить границу между нормальным подростковым поведением, вызванным физиологическим кризисом, или объективными проблемами, и истинными симптомами подростковой депрессии. Если Вы подозреваете неладное - прежде всего, поговорите с Вашим подростком. Попробуйте определить, насколько хорошо он или она справляется со своими чувствами.

Если симптомы депрессии начинают вмешиваться в жизнь вашего ребенка, поговорите со школьным врачом или психологом. Вы можете также обратиться к семейному врачу или педиатру.

Когда обращаться к врачу

Если Вы подозреваете, что у Вашего ребенка есть депрессия, обратитесь к врачу немедленно. Не следует ждать, что симптомы депрессии пройдут самостоятельно - при отсутствии лечения они могут резко ухудшиться или привести к другим проблемам. Подавленные депрессией подростки подвержены риску самоубийства, даже если симптомы не кажутся тяжелыми.

Если Вы подросток и подозреваете у себя депрессию, или у вас есть друг с депрессией - не откладывайте возможность обратиться за помощью. Обратитесь к профессионалам (врачу или психологу), поделитесь своими переживаниями с родителями, близким другом, духовным лидером, учителем или с кем-то еще, кому Вы доверяете.

Подростковая депрессия и суицидальные мысли

Если Ваш ребенок высказывает мысли о самоубийстве - обратитесь за помощью немедленно. Отнеситесь к таким разговорам со всей серьезностью. Если Вы считаете, что подросток в ближайшее время может навредить окружающим или себе: нанести себе увечья или предпринять попытку суицида - вызывайте скорую медицинскую помощь. Если Ваш психиатр видит необходимость в госпитализации, не отказывайтесь от нее.

Причины депрессии у подростков

Достоверно неизвестно, что является причиной депрессии. В развитие депрессии могут быть вовлечены различные факторы, например:

  • Нарушение баланса нейромедиаторов. Медиаторы являются естественными химическими веществами в мозге, которые, вероятно, играют роль в развитии депрессии. Когда баланс этих химических веществ в головном мозге нарушается - появляются симптомы депрессии.
  • Гормоны . Изменения в организме подростка, связанные с его созреванием, приводят к нарушению баланса гормонов. Это косвенно может влиять на запуск или усиление депрессии.
  • Наследственные факторы. Депрессия чаще встречается у людей, чьи биологические (кровные) родственники также имеют это заболевание.
  • Травмы раннего детства. Травматические события в детском возрасте, такие как физическое или эмоциональное насилие, или потеря родителя, могут вызвать изменения в мозге, которые делают человека более восприимчивым к депрессии.

Факторы риска подростковой депрессии

  • Наличие проблем, негативно влияющих на самооценку подростка, таких как ожирение , проблемы со сверстниками, долгосрочные издевательства или проблемы в учебе
  • Если пациент был жертвой или свидетелем насилия (как физического, так и сексуального)
  • Наличие других психических заболеваний, таких как тревожное расстройство, анорексия или булимия , синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или др.
  • Наличие хронического физического заболевания - злокачественная опухоль, сахарный диабет или астма
  • Определенные черты личности, такие, как низкая самооценка, чрезмерная зависимость от другого человека, избыточная самокритичность или упорный пессимизм
  • Злоупотребление алкоголем, никотином или наркотическими препаратами
  • Женский пол: депрессия чаще возникает у женщин, чем у мужчин
  • Принадлежность к сексуальным меньшинствам: если пациент гей, лесбиянка, бисексуал или транссексуал - он нередко становится социально изолированным или испытывает издевательства, что может увеличить риск депрессии
  • Наличие в кровном родстве людей с депрессией, биполярным расстройством или алкоголизмом
  • Наличие в семейном анамнезе человека, который покончил жизнь самоубийством
  • Наличие факторов неблагополучия и конфликтов в семье
  • Переживание недавних стрессовых жизненных событий, таких как развод родителей, участие родителей в военных действиях или смерть близкого человека.

Осложнения подростковой депрессии

Нелеченная депрессия может привести к эмоциональным, поведенческим и физическим проблемам, которые влияют на все сферы жизни вашего ребенка. Осложнения, связанные с подростковой депрессией, могут включать в себя:

  • Низкую самооценку
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками
  • Проблемы с учебой
  • Семейные конфликты и трудности общения
  • Социальную изоляцию
  • Опасное и противоправное поведение
  • Самоубийство.

Подготовка к визиту врача

Сначала Вам следует обратиться к семейному врачу или педиатру, для этого запишитесь на прием. Можете обратиться напрямую к психиатру.

  • Опишите все симптомы, беспокоящие подростка, в том числе те, которые кажутся Вам не имеющими отношения к делу
  • Укажите ключевую личную информацию, в том числе недавние стрессы и перемены в жизни Вашего ребенка
  • Укажите все лекарственные препараты, витамины и биологически-активные добавки, которые принимает или недавно принимал Ваш ребенок
  • Запишите все вопросы, которые Вы и Ваш ребенок хотите задать врачу.

Например, вы можете спросить:

  • Эти симптомы указывают на депрессию у моего ребенка?
  • Каковы другие возможные диагнозы?
  • Потребуется ли дополнительное обследование?
  • Какое лечение будет оптимально в этой ситуации?
  • Есть ли побочные эффекты от лекарств, которые Вы назначаете?
  • Как нужно отслеживать прогресс и эффективность лечения?
  • Мой ребенок имеет другие заболевания, как это повлияет на тактику лечения? Могут ли эти диагнозы быть связаны с депрессией?
  • Есть ли какие-либо ограничения, которым должен следовать ребенок?
  • Как часто нужно посещать психиатра?
  • Могут ли изменения в диете, физические упражнения или другие занятия облегчить депрессию?
  • Есть ли у Вас печатные материалы, которые мы могли бы изучить дома? Какие сайты Вы рекомендуете нам посетить?

Не стесняйтесь задавать вопросы, возникающие во время разговора с врачом.

Ваш врач, скорее всего, задаст подростку и вам следующие вопросы:

  • Когда члены семьи или друзья впервые заметили симптомы депрессии?
  • Как давно ты сам ощущаешь симптомы депрессии? Подавленное настроение преследует тебя постоянно, или случается время от времени?
  • Бывают ли у тебя резкие перепады настроения? Скажем, когда в последний раз ты ощущал(а) переполняющее тебя счастье и прилив энергии?
  • Когда-нибудь тебя посещали мысли о самоубийстве в момент пика дурного настроения?
  • Насколько тяжелы твои симптомы? Они мешают занятиям в школе, отношениям с друзьями или другим ежедневным мероприятиям?
  • Есть ли у вас какие-либо биологические (кровные) родственники с депрессией или другим психическим расстройством?
  • Есть ли у подростка какие-то еще заболевания?
  • Принимал ли подросток алкоголь, марихуану или уличные наркотики?
  • Сколько подросток спит по ночам? Изменилась ли продолжительность сна в последнее время?
  • Что, по-Вашему, облегчает симптомы у подростка?
  • Что, по-Вашему, их ухудшает?
  • Не изменился ли рацион питания ребенка, его пищевые привычки и предпочтения? Не замечали ли вы резкое изменение веса ребенка: увеличение или похудение?

Диагностика депрессии у подростков

Когда врач подозревает подростковую депрессию, он, как правило, проводит следующие обследования и тесты:

Осмотр. Врач проведет физикальный осмотр, задаст ряд вопросов о здоровье Вашего ребенка, чтобы исключить физические причины депрессии. В некоторых случаях депрессия может быть вторичной, то есть вызванной другим заболеванием.

Лабораторные тесты. Врач может назначить общий анализ крови , или анализ на гормоны щитовидной железы вашего подростка, чтобы убедиться в отсутствии иных заболеваний.

Психологическая оценка. Эта оценка заключается в обсуждении с вашим подростком его/ее мыслей, чувств и поведения, и может включать в себя анкетирование. Это поможет точно определить диагноз и измерить риск осложнений.

Диагностические критерии депрессии

Для постановки диагноза депрессии состояние вашего подростка должно соответствовать критериям Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), опубликованным Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство используется психиатрами для диагностики психических состояний.

Симптомы могут быть основаны на ощущениях вашего подростка или на наблюдениях людей, находящихся рядом с ним. Для диагностики депрессии симптомы должны отмечаться большую часть дня, почти каждый день, в течение, по крайней мере, двух недель, и вызывать изменения в обычном поведении подростка.

Для постановки диагноза "депрессия" у подростка должен быть выявлен хотя бы один из следующих симптомов:

  • Подавленное настроение, например, грусть, опустошенность или плаксивость (в подростковом возрасте подавленное настроение может проявляться хронической раздражительностью)
  • Уменьшение интереса или утрата удовольствия от всех или большинства видов деятельности, ранее приносивших радость и удовольствие.

Кроме того, у подростка должны быть отмечены четыре или более симптома из следующего списка:

  • Значительная потеря веса без целенаправленной диеты, или напротив - резкое увеличение веса; уменьшение или увеличение аппетита
  • Бессонница или чрезмерная сонливость
  • Тревожность или замедленное поведение, которое бросается в глаза близким людям
  • Хроническая усталость, разбитость и безынициативность
  • Чувство бесполезности, или чрезмерной или беспричинной вины
  • Проблемы с принятием решений, с концентрацией внимания
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, составление плана самоубийства, или попытки самоубийства.

При этом:

  • Симптомы не должны являться следствием прямого воздействия психотропных препаратов (алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов) или гипотиреоза
  • Симптомы не должны быть вызваны свежей скорбью, такой например, какая бывает при смерти близкого человека.

Другие типы депрессии

Атипичная депрессия. При этом типе депрессии ключевыми симптомами являются хроническое чувство голода, увеличение веса, сонливость, ощущение избыточной тяжести рук и ног, и трудности поддержания межличностных отношений.

Послеродовая депрессия. Этот тип депрессии может встретиться у молодых матерей. Послеродовая депрессия может начаться как сразу после родов, так и несколько недель спустя. Ее симптомы являются более интенсивными и более стойкими, чем при подростковой депрессии, и резко затрудняют способность матери заботиться о ребенке и выполнять другие повседневные задачи.

Психотическая депрессия. Это тяжелая депрессия сопровождается психотическими симптомами, такими как бред или галлюцинации.

Дистимия . Это менее тяжелая, но более долгосрочная форма депрессии. Не вызывая грубых симптомов депрессии, это расстройство все же может мешать подростку нормально функционировать в повседневной жизни, и снижает качество жизни.

Другие расстройства, способные вызывать симптомы депрессии у подростков

Есть несколько других заболеваний, проявляющихся, среди прочего, депрессией. Важно четко установить эти заболевания, чтобы подросток получал оптимальное лечение. Во время обследования врач будет держать в голове эти заболевания, чтобы исключить или вовремя распознать их:

  • Сезонное аффективное расстройство. Это тип депрессии, связанный с изменениями времен года и снижением воздействия солнечных лучей.
  • Расстройство адаптации. Это чрезмерно выраженная эмоциональная реакция, возникшая в ответ на травмирующее событие в жизни подростка. Это отдельное психическое заболевание, способное повлиять на чувства, мысли и поведение.
  • Биполярное расстройство. Биполярное расстройство характеризуется перепадами настроения, которые варьируются от мании до депрессии. Иногда бывает очень сложно отличить биполярное расстройство от истинной депрессии, однако это очень важно, поскольку лечение депрессии отличается от лечения биполярного расстройства.
  • Циклотимия или циклотимическое расстройство. Это легкая форма биполярного расстройства.
  • Шизоаффективное расстройство. Это состояние, при котором человек отвечает критериям как шизофрении, так и депрессии.

Лечение подростковой депрессии

В настоящее время для лечения этого заболевания доступны многие виды терапии. В некоторых случаях врач может прописать лекарства, которые снимают симптомы депрессии. Другим подросткам бывает достаточно сеансов психотерапии. Сочетание лекарственной терапии и психологического консультирования (психотерапии) является наиболее эффективным подходом для большинства подростков с депрессией.

Если ваш подросток имеет тяжелую депрессию или у него имеется серьезный риск членовредительства и суицида - ему/ей, возможно, потребуется пребывание в стационаре или жесткая программа амбулаторного лечения, пока симптомы не начнут стихать.

Лекарственные препараты

Поскольку исследования по воздействию антидепрессантов в подростковом возрасте немногочисленны, врачи полагаются в основном на исследования, проведенные на взрослых пациентах, при назначении лекарств. FDA одобрило два препарата для лечения подростковой депрессии - флуоксетин и эсциталопрам. Однако врач может назначить и другие препараты, если того потребует клиническая ситуация.

Обсудите с вашим врачом возможные побочные эффекты лекарственной терапии, взвешивая все преимущества и риски.

Антидепрессанты и увеличение риска самоубийства

Все антидепрессанты являются рецептурными препаратами. Эти препараты вполне безопасны, но в некоторых случаях способны значительно увеличивать интенсивность суицидальных мыслей и намерений, особенно в первые несколько недель после начала их приема, или после изменения дозы. Поэтому за такими пациентами должны внимательно следить родственники и близкие, а также медицинские работники.

Если ваш подросток имеет суицидальные мысли во время приема антидепрессантов - немедленно обратитесь к врачу.

Для большинства подростков польза от приема антидепрессантов заметно превышает любые возможные риски . В долгосрочной перспективе антидепрессанты уменьшают интенсивность суицидальных мыслей и намерений.

Тщательно контролируйте прием препаратов Вашим подростком. Для достижения надлежащего эффекта антидепрессанты должны приниматься строго в предписанных дозах. Из-за риска передозировки при попытке суицида у подростков с депрессией - врач может прописать только небольшое количество антидепрессантов на один прием.

Иногда чтобы подобрать оптимальный препарат для вашего ребенка - потребуется время и метод проб и ошибок. Это потребует от вас терпения, поскольку некоторые препараты нужно принимать восемь недель или даже дольше, чтобы от них развился полный эффект, а также чтобы ослабли их побочные эффекты.

Если вы заметили у вашего подростка побочные эффекты от лечения - вам не следует тут же отменять препарат - нужно сначала посоветоваться с врачом. Некоторые антидепрессанты могут вызывать синдром отмены (абстиненции), потому их курс нельзя прерывать резко - это может спровоцировать значительное усиление депрессии. Поощряйте подростка не сдаваться, подбадривайте и поддерживайте его/ее.

Если лечение антидепрессантами не оказывает никакого эффекта, врач может рекомендовать провести анализ крови на цитохром Р450 (CYP450) для проверки конкретных генов, которые влияют на способность организма реагировать на антидепрессанты. Это поможет определить, какие антидепрессанты являются оптимальными для вашего ребенка. Тем не менее, эти генетические тесты имеют ряд ограничений и не должны применяться рутинно.

Антидепрессанты и беременность

Если ваша дочь-подросток беременна, или кормит грудью , некоторые антидепрессанты могут представлять повышенный риск для здоровья ее будущего ребенка. Если ваша дочь беременна или планирует забеременеть - убедитесь, что она обсудила со своим врачом тактику лечения депрессии во время беременности.

Психотерапия

Психотерапия, также называемая психологическим консультированием или "терапией разговорами", это способ лечения депрессии через обсуждение проблем с психотерапевтом в приватной беседе. Психотерапия может проводиться как наедине, так и совместно с другими членами семьи или коллектива.

Во время этих регулярных встреч ваш подросток может узнать о причинах депрессии, научиться распознавать и вносить изменения в нездоровый образ жизни или мыслей, сможет лучше понять свои переживания, найти лучшие способы уживаться с окружающими и решать проблемы, а также научится ставить перед собой реалистичные цели. Психотерапия может помочь вашему подростку вновь обрести чувство счастья и контроля над своей жизнью, помочь облегчить симптомы депрессии, такие как чувство безысходности и гнева. Она также способна помочь подростку пережить кризис или другие текущие сложности.

Госпитализация и другие программы лечения

У некоторых подростков, депрессия является настолько серьезной, что им требуется пребывание в стационаре, особенно если подросток имеет высокий риск членовредительства, или опасен для другого человека. Психиатрическое лечение в больнице поможет сохранить вашего подростка в безопасности, пока симптомы не будут взяты под контроль. Существуют также амбулаторные методы лечения типа «дневного стационара», когда подросток должен приезжать в отделение ежедневно, но большую часть дня все же проводит у себя дома.

Изменения образа жизни и домашние средства в лечении подростковой депрессии

Вы (родители) являетесь лучшими защитниками и помощниками своему ребенку в борьбе с депрессией. Вот некоторые шаги, которые помогут вам и вашему ребенку справиться с его/ее болезнью:

  1. Придерживайтесь плана лечения. Следите за тем, чтобы подросток посещал назначенные встречи с врачом или психотерапевтом. Даже если подросток чувствует себя хорошо - убедитесь, что он или она продолжает принимать лекарства так, как предписано врачом. Если ваш подросток прекратит принимать лекарства - симптомы депрессии могут вернуться. Резкая отмена лекарств может вызвать синдром отмены. Никогда не прекращайте прием препарата против депрессии, не посоветовавшись с врачом.
  2. Узнайте побольше о депрессии , совместно с подростком читайте книги и сайты, рекомендованные вашим врачом. Самообразование может лучше мотивировать вашего подростка придерживаться плана лечения.
  3. Уделите особое внимание общению с подростком. Поговорите с ним/ней о тревогах, подчеркните свою безоговорочную поддержку. Создайте среду, в которой ребенок сможет делиться с вами своими проблемами, и будет уверен, что его выслушают и поймут.
  4. Обращайте внимание на предупреждающие знаки. Обсудите с врачом или психотерапевтом предполагаемую динамику симптомов и отслеживайте ее. Составьте план, чтобы вы и ваш ребенок знали, что делать в случае ухудшения симптомов. Попросите членов семьи или друзей также следить за предупреждающими знаками.
  5. Способствуйте формированию у подростка здоровых привычек. Даже легкая регулярная физическая активность может уменьшить симптомы депрессии. Сон также имеет важное значение для всех подростков, и особенно важен у подростков с депрессией. Если ваш подросток имеет проблемы со сном - обратитесь к врачу за консультацией.
  6. Помогите подростку избегать алкоголя и наркотиков. Ваш подросток может считать, что алкоголь или наркотики уменьшают симптомы депрессии, но в долгосрочной перспективе они лишь ухудшают их, и потом депрессию будет намного труднее лечить.

Поддержка пациента

Проявляйте искренний интерес, заботу и желание понять чувства вашего ребенка. Прислушивайтесь к своему подростку, не осуждая, и попробуйте ставить себя на его/ее положение. Поднимайте самооценку вашего ребенка, отмечая каждые, даже небольшие успехи.

Следующие простые советы помогут вам оказать ребенку серьезную поддержку:

  1. Поощряйте подростка создавать и сохранять здоровые дружеские отношения со сверстниками и другими людьми. Позитивные отношения способствуют повышению доверия к людям у вашего подростка. Поощряйте подростка избегать отношений с людьми, чье поведение может усугублять симптомы депрессии.
  2. Поощряйте физическую активность. Участие в спортивных, школьных мероприятиях или занятия в кружках - помогут подростку сосредоточиться на позитивных вещах, и прервать негативные чувства или поведение.
  3. Учите ребенка обращаться за помощью. Подростки неохотно обращаются за поддержкой, находясь в депрессии. Поощряйте подростка к искренним разговорам с членом семьи или другим доверенным взрослым, когда это необходимо.
  4. Имейте реалистичные ожидания. Многие подростки склонны к самобичеванию, если они не в состоянии жить по выдуманным ими нереалистичным стандартам - в учебе, в спорте и тд. Пусть ваш подросток знает, что это нормально - быть несовершенным.
  5. Упростите жизнь подростка. научите его/ее тщательно выбирать обязательства, и ставить перед собой разумные цели. Пусть ваш подросток знает, что это нормально - делать меньше, если симптомы депрессии нарастают.
  6. Структурируйте время. Помогите подростку составлять письменные планы дня или недели, чтобы оставаться организованным и продуктивным.
  7. Поощряйте также желание подростка вести личный дневник: он может помочь улучшить настроение, позволяя вашему ребенку выразить боль, гнев, страх или другие эмоции, которые он не сможет выразить другим способом.
  8. Свяжитесь с другими подростками, которые борются с депрессией. Общение с другими подростками, испытывающими схожие проблемы - может помочь вашему ребенку справиться с депрессией. Во многих городах доступны группы поддержки подростков с депрессией, спросите своего врача - не знает ли он о таких группах в вашем городе. Также подобные группы поддержки доступны и в Интернете, однако вам следует сперва убедиться в том, что сайт заслуживает доверия.
  9. Научите ребенка следить за своим здоровьем. Убедитесь, что ваш подросток регулярно и правильно питается, регулярно занимается физическими упражнениями и достаточно спит.

Профилактика подростковой депрессии

Не существует надежного способа предотвратить депрессию. Тем не менее, некоторые советы могут помочь снизить риск.

Поощряйте подростка:

  • Соблюдать меры по контролю стресса - например, не брать на себя слишком много обязательств одновременно
  • Повышать низкую самооценку, позволяя себе радоваться даже маленьким успехам
  • Принимать дружбу и социальную поддержку, особенно во времена кризиса
  • Получать лечение на ранних этапах возникновения проблем, чтобы не дать депрессии развиться до больших размеров
  • Строго соблюдать назначенное врачом лечение даже после стихания симптомов, чтобы помочь предотвратить рецидив депрессии.