Приемная семья - это что? Что такое приемная семья в правовом поле? Понятие приемной семьи, условия приобретения такого статуса и программы поддержки детей-сирот Положение о приемной семье действующая редакция.

Настоящее Положение определяет порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в приемных семьях.

1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

приемная семья образуется на основании Договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью (далее - Договор) и образуется по желанию граждан (супругов или отдельного лица), которые добровольно берут для воспитания и совместного проживания в семье детей в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением;

приемный ребенок - ребенок (дети), переданный на воспитание в приемную семью;

заключение о возможности быть приемными родителями - документ, выдаваемый территориальным подразделением уполномоченного государственного органа по защите детей, для постановки на учет заявителей в качестве кандидатов в приемные родители;

заявитель(и) - лицо(а), желающее взять на воспитание детей, обратившееся с заявлением в территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей о желании стать приемным родителем;

кандидат в приемные родители - заявитель, соответствующий требованиям, установленным настоящим Положением, внесенный в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидата в приемные родители;

территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей (далее - территориальное подразделение) - орган, компетентный в реализации норм настоящего Положения по отбору приемных родителей, заключению договоров с приемными родителями, контролю их деятельности и защите интересов ребенка;

уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган по защите детей - орган, в компетенции которого находятся вопросы социальной защиты детей, развитие института приемных семей и в ведомственном подчинении которого находятся территориальные подразделения.

2. Виды устройства детей на воспитание в приемную семью:

Экстренное устройство - на срок от нескольких часов до одних суток, если ребенок находится в опасности или брошен (оставлен) родителями;

Краткосрочное устройство - на срок до одного месяца;

Среднесрочное устройство - на срок до шести месяцев;

Долгосрочное устройство - на срок более шести месяцев;

Периодическое устройство - на несколько дней, на выходные дни, на каникулы.

3. Передача детей на воспитание в приемную семью на долгосрочный период производится в случае невозможности их передачи на усыновление или под опеку (попечительство).

4. В приемную семью может быть взято на воспитание до 3 детей в возрасте до 16 лет. При этом общее число несовершеннолетних детей, включая родных, усыновленных и подопечных, не должно превышать 5 детей.

5. Оценка, обучение, утверждение, сопровождение и поддержка приемных семей производится территориальными подразделениями. Также могут привлекаться организации, независимо от форм собственности, независимые специалисты.

6. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между территориальными подразделениями и приемными родителями по месту жительства (нахождения) приемных родителей.

7. Приемными родителями (родителем) могут быть граждане Кыргызской Республики обоего пола, за исключением лиц, которые не могут быть приемными родителями в соответствии с Семейным кодексом Кыргызской Республики и Кодексом Кыргызской Республики о детях.

8. В приемную семью передаются:

Дети-сироты;

Дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

Дети, экстренно изъятые из семей, где существует угроза их жизни, психическому и физическому здоровью (дети, подвергшиеся физическому, сексуальному и психологическому насилию);

Дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях;

Дети до 3-х лет вместе с матерью, не достигшей 18 лет;

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

9. Передача ребенка, не достигшего 3-х лет, на воспитание в приемную семью допускается в случае полной трудовой незанятости одного из супругов либо лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание.

10. Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам (по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе).

11. Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего 10 лет, осуществляется с учетом его мнения и в интересах ребенка.

При передаче ребенка (детей) в приемную семью в обязательном порядке учитывается его (их) этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, преемственность места проживания, обучение, места досуга и членство в детских объединениях.

12. Передача ребенка (детей) в приемную семью проводится на основе оценки потребностей ребенка и включает в себя оценку потребностей в здоровье, образовании, социальных связях; уровня эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания, а также с учетом требований, установленных пунктом 11 настоящего Положения.

4 августа 2014 года № 439 )

13. Оценка потребностей ребенка проводится в течение 10 календарных дней до передачи ребенка на воспитание в приемную семью.

Пересмотр оценки потребностей ребенка проводится регулярно (не реже одного раза в два месяца) на протяжении всего периода пребывания ребенка на воспитании в приемной семье, а также сразу же после непредвиденных ситуаций в жизни ребенка.

Результаты оценки ребенка ложатся в основу Плана мероприятий предоставления заботы ребенку (далее - План) и являются основой Договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

14. Для ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, составляется письменный План.

План и связанные с этим мероприятия составляются территориальным подразделением совместно с приемными родителями, по результатам оценки, проводимой до устройства ребенка.

План согласовывается с родителями ребенка, если они не ограничены в родительских правах, не лишены родительских прав и являются дееспособными.

План анализируется территориальным подразделением совместно с приемными родителями не реже одного раза в месяц, по результатам анализа вносятся изменения в План.

Письменный протокол заседания по пересмотру Плана подшивается к личному делу ребенка.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

15. Граждане, желающие взять на воспитание детей, обращаются с заявлением по установленной форме в территориальные подразделения по месту своего проживания.

16. Документы, необходимые для представления заявителем в территориальные подразделения для получения статуса приемного родителя (родителей):

1) заявление по установленной форме;

2) копия паспорта заявителя(ей);

3) свидетельство о браке (если состоят в браке);

4) нотариально заверенное согласие супруга (если состоят в браке);

5) справка с места жительства о составе семьи;

6) выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

7) справка органов внутренних дел об отсутствии, снятии или погашении судимости;

8) медицинское заключение государственной лечебно-профилактической и медико-социальной организации о состоянии здоровья лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, и членов его семьи, об отсутствии заболеваний, согласно Перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики, при наличии которых лицо не может быть признано опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем ребенка;

9) характеристика с места работы, либо с места жительства;

10) полная автобиография заявителей;

Поручителем может быть любой гражданин Кыргызской Республики, не состоящий с кандидатом в приемные родители в родстве и знающий его не менее одного года. Письменные рекомендации собираются сотрудниками территориальных подразделений путем письменного интервьюирования выбранных поручителей;

12) справка или сертификат о прохождении обучения (тренинга, семинара), выданные уполномоченными органами и соответствующими учреждениями, обучающими приемных родителей.

17. При поступлении заявления от лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, работник территориального подразделения проводит собеседование с кандидатом. Территориальное подразделение организует не менее трех посещений на дому у лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, с целью проведения собеседования со всеми совершеннолетними членами семьи, совместно проживающими с кандидатом, с несовершеннолетними детьми, выясняет мотивы и причины желания взять ребенка (детей) на воспитание.

Как минимум одно из таких посещений семьи лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, должно быть незапланированным, без уведомления кандидата.

18. При получении всех документов, территориальное подразделение производит обследование жилищно-бытовых условий лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание. По результатам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт.

19. Лица, желающие взять на воспитание детей, проходят обучение по подготовке приемных родителей до подачи документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения.

Обучение организуется и проводится уполномоченным государственным органом по защите детей либо независимыми специалистами, некоммерческими организациями, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Территориальные подразделения создают базу данных о заявителях, которые зачисляются в группу для обучения.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

20. На основании заявления, акта обследования жилищно-бытовых условий заявителя, результатов проведенного собеседования с кандидатом и документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, а также с учетом результатов прохождения обучения, территориальное подразделение готовит заключение о возможности быть приемными родителями.

В заключении указываются:

Количество детей, которых можно передать на воспитание в семью заявителя одновременно;

Сроки устройства ребенка (детей) на воспитание в семью заявителя;

Возраст и пол передаваемого ребенка (детей), состояние его здоровья и развития;

Данные о возможности заявителя должны удовлетворить потребности ребенка (детей) с психологическими, соматическими и физическими проблемами.

Заключение о возможности быть приемными родителями должно быть подготовлено не позднее тридцати календарных дней с момента поступления заявления и документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения.

В течение трехдневного срока с момента подготовки заключения сотрудник территориального подразделения направляет письменный ответ заявителю.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

21. Территориальные подразделения на основании заключения о возможности быть приемными родителями, вносят сведения о заявителях в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в приемные родители.

Заключение действительно в течение одного года со дня его вынесения. По истечении установленного срока, если документы, указанные в подпунктах 1-9 пункта 16 настоящего Положения, не были обновлены, лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание, утрачивают статус кандидатов в приемные родители и подлежат исключению из Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в приемные родители.

22. Получение статуса кандидатов в приемные родители является основанием для подбора ребенка (детей) с целью передачи его в приемную семью.

Территориальное подразделение предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, состоянии его здоровья и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка (детей) и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

23. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в территориальное подразделение следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка;

Документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок подкинут, и другие документы), либо акт об экстренном изъятии ребенка из предыдущей из семьи;

Заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке;

Медицинскую карту ребенка;

Документ об образовании;

Справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

Опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

Документы о закреплении жилой площади за несовершеннолетними;

Копию решения суда о взыскании алиментов;

Документы, подтверждающие право на получение пособия или социальной пенсии.

24. Для ребенка, передаваемого в приемную семью, тщательно подбираются приемные родители, прошедшие специальное обучение, способные удовлетворить потребности ребенка, выявленные в процессе оценки потребностей ребенка.

Подбор приемной семьи для ребенка производится сотрудником территориального подразделения на основе Плана и результатов последней оценки потребностей ребенка, с учетом мнения ребенка и, по возможности, мнения родителей ребенка, не ограниченных в родительских правах, не лишенных родительских прав и являющихся дееспособными.

Важным фактором при подборе приемной семьи является возможность для детей, находящихся в родстве между собой, проживать вместе.

В целях наличия у ребенка представления о месте своего будущего проживания и о приемных родителях территориальное подразделение организует их встречу. Мнение ребенка о будущей приемной семье учитывается при принятии решения при передаче ребенка в приемную семью.

25. При передаче ребенка в приемную семью приемные родители вправе получить дополнительное обучение, помощь и информацию от территориального подразделения для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для проживания, развития, адаптации для ребенка со специальными нуждами и девиантным поведением.

26. Подобрав ребенка (детей) для воспитания в приемной семье, территориальное подразделение вносит проект Плана предоставления заботы ребенку, заключение о возможности стать приемным родителем и документы, указанные в пункте 16 настоящего Положения, на рассмотрение Комиссии по делам детей (далее - Комиссия) при районной государственной администрации/мэрии города.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

27. При экстренном, краткосрочном и периодическом устройстве ребенка в приемную семью, срок которого не превышает 30 календарных дней, согласования с Комиссией не требуется.

При экстренном устройстве ребенка, Договор заключается в течение одного календарного дня с момента передачи ребенка в приемную семью.

28. Комиссия на своем заседании рассматривает внесенные территориальным подразделением материалы.

Комиссия вправе отказать в заключении Договора в случаях, если:

Не соблюдены требования, установленные настоящим Положением;

Поступили жалобы в Комиссию о противоречии интересам ребенка решения о передаче ребенка в приемную семью.

Отказ Комиссии в заключении Договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью должен быть мотивированным. Решение Комиссии должно быть вынесено не позднее 10 календарных дней со дня поступления материалов на их рассмотрение. О принятом решении Комиссия незамедлительно уведомляет телефонной, факсимильной и иными видами связи территориальное подразделение для принятия им мер по дальнейшему устройству ребенка.

29. Решение Комиссии об отказе в согласовании проекта Плана предоставления заботы ребенку и заключении Договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью вручается кандидату, с разъяснением оснований отказа, в течение пяти календарных дней со дня вынесения решения и уведомления. Решение Комиссии об отказе в заключении Договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью может быть обжаловано в суде, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Отрицательное заключение территориального подразделения может быть обжаловано в Комиссии или в суде в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Отрицательное заключение территориального подразделения и решение Комиссии не являются основанием для отказа в приеме документов заявителя при последующем обращении в территориальные подразделения по вопросу получения статуса кандидата в приемные родители.

34. Территориальное подразделение передает приемным родителям (родителю), кроме случаев экстренного устройства, следующие документы:

Свидетельство о рождении;

Документ, подтверждающий правовые основания для передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей);

Копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок подкинут, и др.;

Амбулаторную карту ребенка;

Заключение, выданное экспертной медицинской комиссией по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью, под опеку/попечительство;

По требованию приемных родителей, необходимые копии других документов;

Выписку из истории развития ребенка.

35. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать:

Вид устройства ребенка;

Права и обязанности приемных родителей (родителя);

Обязанности по отношению к приемной семье территориального подразделения, а также основания и последствия прекращения такого Договора;

Срок действия Договора, условия пролонгации, основания для расторжения и последствия такого расторжения.

К Договору должен быть приложен План предоставления заботы ребенку, за исключением экстренного устройства ребенка в приемную семью.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

36. В случае преждевременного расторжения Договора либо вероятности его расторжения проводится оценка ситуации, после которой, в случае целесообразности, ребенку и приемным родителям предлагается консультация специалиста для улучшения ситуации.

37. По истечении срока Договора, на который ребенок был передан в приемную семью, территориальное подразделение составляет отчет о результатах передачи ребенка в приемную семью, на основании которого производится дальнейшее устройство ребенка. Копия отчета предоставляется приемным родителям.

38. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью расторгается в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Все возникающие в результате досрочного расторжения Договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

39. Приемные родители по вине которых расторгнут Договор из-за невыполнения ими обязанностей приемного родителя, повторно принимать другого ребенка (детей) на воспитание в приемную семью не могут.

42. Помещение детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и детьми алиментных, наследственных и других правоотношений, вытекающих из гражданского и семейного законодательства Кыргызской Республики.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещений в соответствии с Жилищным кодексом Кыргызской Республики.

43. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право, в соответствии с Семейным кодексом Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики о детях, на:

Поддержание контактов с родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей);

Обеспечение благосостояния и предоставления ему (им) условий для полноценного развития;

Защиту своих прав и законных интересов;

Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

Развитие своих творческих способностей и интересов;

Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

Выражение своего мнения и требование его учета:

Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные дни и во время каникул;

Празднование важных событий его жизни;

Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

Обращение в территориальные подразделения о фактах жестокого обращения или травмах, нанесенных ему в приемной семье.

44. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия сотрудника территориального подразделения и в случае необходимости осуществляются под наблюдением социального работника.

45. При существовании угрозы со стороны биологических родителей (моральное насилие, физическое насилие, явка родителей в нетрезвом состоянии) в контакте с ними может быть отказано.

46. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями и родственниками определяется территориальным подразделением.

47. Материальное обеспечение и финансирование содержания детей, переданных на воспитание приемной семье, и заработной платы приемных родителей осуществляется за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

48. Ребенку, переданному в приемную семью, предусматриваются средства на его содержание. Ребенку должен быть обеспечен необходимый уровень жизнедеятельности для удовлетворения его основных потребностей в медицинской помощи, питании, образовании, одежде, обуви, игрушках, хозяйственных и канцелярских товарах, необходимых для его нормального физического, умственного, психического, эмоционального развития, в соответствии с нормами для детей конкретного возраста.

Приемной семье или приемному родителю предусматривается ежемесячная заработная плата в размерах, утвержденных Правительством Кыргызской Республики.

Расходы на содержание дополнительно взятых детей рассчитываются на каждого ребенка.

При осуществлении приемными родителями своих обязанностей неполный календарный месяц, расходы на содержание ребенка (питание, медицинские, транспортные и прочие) и оплата труда приемных родителей рассчитываются из количества календарных дней, на которые ребенок был устроен в приемную семью.

Средства на расходы по оплате коммунальных услуг и приобретению мыломоющих средств предусматриваются в случае, если ребенок устроен в семью на полные календарные месяцы.

При устройстве ребенка в приемную семью сроком до 30 календарных дней средства на приобретение одежды, обуви и постельного белья не предусматриваются. Обеспечение ребенка указанными принадлежностями осуществляется приемными родителями.

При устройстве ребенка в приемную семью на срок более 30 календарных дней средства на приобретение одежды, обуви предусматриваются и выделяются на период ухода, с учетом сезона (зима, весна, лето, осень), а средства на приобретение постельного белья предусматриваются при устройстве ребенка на срок от одного до двух месяцев - одного комплекта, от двух месяцев до года - двух комплектов.

4 августа 2014 года № 439)

49. Средства на содержание ребенка и оплату труда приемных родителей перечисляются территориальным подразделением ежемесячно, в установленных размерах, на лицевые счета приемных родителей, открытые в банках.

50. Приемные родители ведут учет расходов (в письменном виде) по приходу и расходу средств в соответствии со сметой расходов и представляют в виде отчета в бухгалтерию территориального подразделения ежемесячно и по окончании срока договора.

к Положению о приемной

(фостерной) семье

ТИПОВОЙ ДОГОВОР
о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439)

Гор. __________ "___" ____________ 20__ года. № _______

Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей в лице ___________________________________________ _____

(фамилия, имя, отчество, должность)

и гражданин(ка)(не) __________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающие(ий, ая) __________________________________________________,

Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей передает, а приемные родители (приемный родитель) _______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Принимают(ет) на воспитание в приемную семью ребенка (детей), далее именуемые - приемные дети _____________________________________________

(ФИО ребенка)

_______________________________________________________________________

(номер, серия свидетельства о рождении, кем и когда выдано)

1. Приемные родители (приемный родитель) обязуются(ется):

1.1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

1.2. Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

1.3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

1.4. Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).

1.5. Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

1.6. Обеспечить исполнение Плана предоставления заботы ребенку.

1.7. Извещать территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

2. Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей обязано:

2.1. Пересматривать, при необходимости, по согласованию с приемными родителями План предоставления заботы ребенку.

2.2. Перечислять ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, на банковские счета приемной семьи денежные средства на содержание ребенка и оплату труда приемной семьи за прошедший месяц согласно приложение 3 , утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики "О приемной (фостерной) семье" от 1 октября 2012 года № 670.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439)

2.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением

2.4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439)

2.5. Договор может быть изменен по соглашению сторон, дополнен другими взаимными обязательствами (в том числе выделением во временное пользование земельных участков на срок, установленный настоящим Договором, автотранспорта и другое).

План предоставления заботы ребенку является приложением к настоящему Договору и неотъемлемой частью настоящего Договора.

2.6. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего Договора, рассматриваются сторонами в срок ___________ после их возникновения, в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения - передаются на разрешение в суд.

2.7. Настоящий Договор заключен сроком на __________ и вступает в силу с момента подписания.

2.8. Срок действия настоящего Договора может быть продлен по взаимному согласию сторон на ___________________________ до его истечения.

2.9. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно:

По инициативе приемных родителей, при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменений семейного или имущественного положения);

По инициативе территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей, в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

2.10. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

При невыполнении условий настоящего Договора стороны вправе его расторгнуть (указать условия расторжения Договора).

Территориальное подразделение
уполномоченного государственного органа по защите детей

ФИО, должность ___________________________________________________

Подпись __________________________________________________________

Приемные родители(ль):

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(домашний адрес)

__________________________________________________________________

(расчетный счет)

Подпись: _________________________________________________________

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно Приложению N 1. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно Приложению N 2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.


II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению должны быть приложены:

  • справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
  • документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
  • медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.

8. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

10. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

11. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

12. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

13. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие);
  • заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

14. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пунктах 7 и 13 настоящего Положения.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

15. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом.

17. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка (детей). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом порядке.


III. ПЕРЕДАЧА РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НА ВОСПИТАНИЕ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ

20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка (детей) - инвалида.

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы :

  • свидетельство о рождении;
  • выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
  • справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
  • документ об образовании (для детей школьного возраста);
  • документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  • справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;
  • копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.


IV. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

29. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

30. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

31. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

32. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

33. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

34. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

35. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

36. Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные настоящим Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления

21 и 28 августа 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрены две кассационные жалобы опекунов, жителей Москвы П. и К., которым районными отделами социальной защиты населения города Москвы отказано в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семью из других регионов и не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве.

П., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном подопечной Елизаветы Д., 2003 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Челябинской области. Несовершеннолетняя зарегистрирована в квартире попечителя по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Беговой САО г. Москвы от 01.11.2016 г. опекуну П. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. в связи с тем, что город Москва, по мнению руководства ОСЗН района Беговой, не является местом жительства несовершеннолетней.

Кроме того, ОСЗН района Беговой отказал П. в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной — ребенком-инвалидом Д., предоставляемой из средств бюджета города Москвы на основании пункта 3 части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований П. к УСЗН САО г. Москвы об оспаривании решений об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной, являющейся ребенком-инвалидом.

Определением Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. судебные постановления Тимирязевского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу П. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

К., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, братьев-близнецов Ильи и Даниила З., 2010 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Московской области. Подопечные зарегистрированы на площади опекуна по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Солнцево ЗАО г. Москвы от 02.12.2016 г. опекуну К. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З. в связи с тем, что, по мнению руководства ОСЗН района Солнцево, город Москва не является местом жительства несовершеннолетних.

Решением Никулинского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований К. к УСЗН ЗАО г. Москвы об оспаривании решения об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З.

Определением Верховного Суда РФ от 28 августа 2018 г. судебные постановления Никулинского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу К. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Главные выводы Верховного Суда Российской Федерации по этим делам:

1. Вопросы создания приемной семьи положениями Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», прямо отнесены к компетенции Российской Федерации . К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров государственной поддержки приемных семей в случае заключения с ними в соответствии с федеральным законодательством договоров о приемной семье (статьи 20, 21 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»).

Федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо основания для отказа в заключение договора о приемной семье в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлена актами иных субъектов Российской Федерации, и которые зарегистрированы по месту жительства в других регионах.

Решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения или ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.

В федеральном законодательстве и нормативных правовых актах города Москвы не установлены основания для отказа опекуну (попечителю) в заключение договора о приемной семье в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, а именно — представлением в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявления о передаче на воспитание конкретного ребенка по договору о приемной семье акта органа опеки и попечительства о назначении указанного лица опекуном или попечителем этого ребенка.

2. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

В силу пункта 1 статьи 148 СК РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

Данными нормами права закреплено право подопечных на проживание с опекуном (попечителем), и обязанность опекуна (попечителя) совместно проживать со своим подопечным.

Из этого следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетий ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Т.е. с момента постановки подопечных на учет в органе опеки и попечительства города Москвы, полномочия в отношении подопечных осуществляются этим органом опеки и попечительства (ведение личного дела подопечного, проверка условий его жизни, надзор за осуществлением опекуном (попечителем) своих обязанностей).

Следовательно, из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что в силу ст. 20, п. 3 ст. 34 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, с момента постановки подопечного на учет в соответствующем органе опеки и попечительства, местом жительства подопечного является жилое помещение, расположенное на территории, относящейся к компетенции этого органа опеки и попечительства.

Кроме того, Верховный Суд РФ согласился с доводом о том, что на содержание подопечных П. и К. назначены и ежемесячно выплачиваются денежные средства в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Согласно части 1 статьи 1 указанного Закона, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва.

Назначив выплату указанных денежных средств на содержание подопечных П. и К. уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа установили, что их местом жительства является город Москва.

Юридическое сопровождение дел и представительство интересов опекунов П. и К. во всех судебных инстанциях осуществляли юристы Центра «Соучастие в судьбе» Алина Селиханова и Александр Николаев, руководитель организации Алексей Головань.

С февраля по август 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации уже рассмотрено 10 дел, касающихся неправомерных отказов органов социальной защиты населения Москвы в предоставлении мер социальной поддержки в отношении подопечных, принятых на воспитание в семью жителями Москвы из других регионов, и в заключении договоров о приемной семье в отношении таких подопечных.

Восемь из указанных дел сопровождаются Центром «Соучастие в судьбе».

Центром была разработана правовая позиция по этим категориям дел (о месте жительства подопечных и недопустимости отказов в заключении договоров о приемной семье).

Кроме того, два дела об оспаривании решений органов социальной защиты населения Москвы об отказе в заключении договоров о приемной семье рассмотрены в июне-июле т.г. Президиумом Московского городского суда. Незаконные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сложилась устойчивая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел, которая позволит добиваться предсказуемых судебных решений по аналогичным искам.

Деятельность Центра по защите жилищных прав сироты осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Число малышей, которые остались без заботы и любви родителей, в России, велико. Чтобы помочь таким детям, разрабатываются специальные государственные программы. С их помощью бездетные супружеские пары и детишки из приютов имеют шанс стать счастливыми.

В соответствии с законодательством России передача ребенка происходит по-разному - это может быть опека, усыновление, а также приемная семья. Последняя форма возникла чуть более 10 лет назад, и многим не совсем понятна ее суть. Неоспоримым преимуществом приемной семьи является ее доступность для обычных граждан. По сравнению с усыновлением, условия, на которых разрешается взять малыша, не слишком строгие.

Понятие приемной семьи и законодательное регулирование

Приемная семья – особая форма устройства сирот и деток, которые остались без попечения отца и матери. В соответствии с Семейным кодексом, взять на себя ответственность за воспитание детей позволяется и супружеским парам, и одиноким гражданам.

Приемная семья и усыновление – разные способы определения несовершеннолетнего в семью. При усыновлении между родителями и ребенком устанавливаются родственные связи, в первом же случае таковые отсутствуют. Родители не имеют права менять фамилию, имя либо дату рождения принятого сироты, а за ним сохраняется статус, то есть все причитающиеся детям-сиротам выплаты и льготы. Для приемных детей предусмотрены путевки в санатории и базы отдыха. Кроме того, каждый месяц приемный ребенок получает пенсию.

Приемные дети могут находиться в семье до момента совершеннолетия или окончания учебы. После этого молодым людям предложат работу и комнату в общежитии. В отличие от усыновления, дети в приемных семьях находятся лишь какое-то время, после чего ведут самостоятельный образ жизни. Иногда отношения между сторонами складываются положительно, и сироты остаются жить с приемными родителями и в старшем возрасте.

Орган опеки обращает внимание на благонадежность и порядочность приемной семьи. При этом учитывается здоровье приемных отца и матери, размер их общих доходов и условия проживания (квартира, дом, комната в общежитии). Взять на попечительство позволяется не более 8 детей, но бывают и исключения.

До передачи малыша приемным родителям между ними и органом опеки и попечительства заключается договор на определенный срок, который регламентирует взаимодействие сторон с точки зрения права. Создание и функционирование приемной семьи регулируется следующими законодательными актами:

  • Семейный кодекс РФ (ст.ст. 152 и 153);
  • «Положение о приемной семье», утв. Постановлением Правительства РФ № 829 от 17.07.1996 г.

Ст. 152 Семейного кодекса дает определение приемной семьи:

Статья 152. Приемная семья

(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

  1. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
  2. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
  3. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

Ст. 153 содержит критерии отбора будущих родителей, содержание заключаемого договора и порядок его расторжения. Положение о приемной семье подробно расписывает процедуру ее создания, материального обеспечения ребенка, принятого на воспитание, и взаимоотношения семьи и органов опеки.

Отличия приемной семьи от опекунства

Опека представляет собой форму воспитания деток младше 14 лет. Над подростками старше указанного возраста оформляется попечительство. Право оформления опеки в первую очередь предоставляется родственникам несовершеннолетнего.

Право ребенка на воспитание в семье соблюдается независимо от того, приемные родители у него, либо он растет в опекунской семье. Опекун заботится о ребенке безвозмездно, зачастую эту обязанность на себя берут его кровные родственники.

В приемные семьи попадают детки, которых нельзя усыновить или передать под опеку близким людям. За воспитание ребенка приемные родители получают денежное вознаграждение.

Какой из вариантов для ребенка предпочтительнее? Однозначного ответа нет. Его счастье и комфорт зависит не от формы воспитания, а от любви и заботы людей, взявших на себя ответственность.

Критерии отбора приемных родителей

Основные требования к приемным родителям – это искреннее желание воспитывать ребенка, совершеннолетие и дееспособность. Нет ограничений и для иностранных граждан - они имеют возможность стать приемными родителями детей-сирот. Причины для отказа в получении статуса приемной семьи:

  • отсутствие постоянной работы;
  • погашенная либо непогашенная судимость у одного из заявителей;
  • болезнь кого-либо из претендентов (СПИД, туберкулез, гепатит С);
  • отсутствие недвижимости, которой можно распоряжаться;
  • недееспособность заявителя, установленная судом.

Порядок оформления ребенка в приемную семью и необходимые документы

Родителям, решившимся взять приемного ребенка, следует обратиться в орган опеки и попечительства. Государственная служба предоставит заявления для заполнения, после чего их направят на обучение для оформления статуса усыновителей. Прохождение курсов – это обязательное условие. На них заявители смогут получить ценную информацию о том, как быстро найти подход к ребенку и преодолеть возникшие трудности. Платить за обучающий курс не нужно, а после его окончания слушатели получают свидетельства.

Список необходимых документов:

  • справка с места жительства про состав семьи;
  • копии паспортов;
  • документ, подтверждающий право собственности на недвижимость;
  • справки из отдела кадров об официальном трудоустройстве;
  • оригинал свидетельства о браке (при наличии);
  • справки о средней заработной плате;
  • письменное согласие всех членов семьи о получении статуса;
  • справки о состоянии здоровья;
  • автобиографии заявителей;
  • справки из правоохранительных органов об отсутствии судимостей;
  • свидетельство о прохождении обучения.

После подачи документов представители опеки рассмотрят заявление, и в течение 3 недель претенденты получат письменное решение с подтверждением или отказом. За это время будет проведена проверка жилищных условий, на основании которой будет составлен акт.

В случае необоснованного отказа заявители могут обжаловать решение в суде. Если семья получила одобрительный вердикт, дальнейший шаг – знакомство с ребенком и заключение договора. Вначале родители получат направление на знакомство. Если же контакт установить не удалось, выдается повторное направление на встречу с другим ребенком. После согласия заявителей подписывается договор. В нем присутствуют следующие пункты:

  • условия проживания, содержания и обучения ребенка;
  • период действия договора;
  • права и обязанности родителей;
  • права и обязанности органа опеки;
  • условия досрочного прекращения договора.

Обязанности приемных родителей

Решение стать приемными родителями не может основываться на эмоциональном порыве и сиюминутном желании. Такой шаг должен быть осознанным, ведь на плечи взрослых ляжет вся ответственность за маленького члена семьи.

Приемные родители не должны игнорировать обязательства, указанные в договоре, иначе это послужит основанием для его расторжения. Обязанности родителей в приемной семье описываются в статье 148.1 Семейного кодекса РФ. В частности, это такие обязанности, как:

  • воспитание ребенка, забота о его здоровье, а также физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  • обеспечение всем необходимым (едой, одеждой, предметами личной гигиены и др.);
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье;
  • помощь в обучении в соответствии с образовательной программой;
  • защита прав и интересов ребенка, если того требуют обстоятельства.

Программы поддержки детей-сирот в приемных и опекунских семьях

В отношении детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и переданных в приемную семью, под опеку или попечительство, устанавливаются меры материальной, социальной, образовательной и иной поддержки в соответствии с программами общегосударственного и регионального уровней:

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Положение регулирует процедуру оформления документов с момента подачи лицами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заявления в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями до момента заключения договора о передаче ребенка на воспитание. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства. Определен круг лиц, которые не могут являться приемными родителями. Закреплены обязанности приемных родителей в отношении ребенка, переданного на воспитание. Установлена форма договора о передачи ребенка на воспитание и форма удостоверения, выдаваемого органом опеки и попечительства родителям. .

Постановление правительства рф о приемной семье

Порядок организации семьи лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную.

О порядке введения в действие постановления Правительства РФ О приемной семье

№ 829, утвердившее Положение о семье. Данное Постановление является логическим продолжением на новом качественном уровне государственной политики в семейном воспитании (устройстве) детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положением о семье предусмотрено ограничение количества детей (как правило, до 8 человек, включая родных и усыновленных), передаваемых на воспитание в приемную семью, сохранены льготы и нормы материального обеспечения детей, установленные для воспитанников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Взаимоотношения органов опеки и попечительства и родителей регулируются договором, который предусматривает ответственность сторон: за условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности родителей — с одной стороны, и обязанности по отношению к семье органа опеки и попечительства — с другой (ст.