Как научить ребенка правильно держать в руке ручку или карандаш — методики и советы. Укладывание ручки "спать"

Показать ребёнку как правильно держать письменные принадлежности нужно уже тогда, когда он впервые начинает проявлять к ним интерес. Педагоги не устают повторять, что научить новому всегда намного легче, чем потом исправиться закрепившееся умение и переучиться. Для этого родителям нужно иметь не только терпение, но и базовые знания тех способов и методов, с помощью которых можно легко, быстро и весело привить малышу навык владения ручкой.

Почему так важно держать пишущий инструмент правильно

Правила пользования письменными принадлежностями разработаны специалистами разного профиля (педагогами, медиками, психологами). Они учитывают сразу несколько факторов:

  • удобство - сам процесс не должен вызывать дискомфорт, так как писать в жизни нам приходится много;
  • каллиграфию - важно, чтобы рукописный текст можно было легко прочесть;
  • производительность - возможность писать быстро и при этом не чувствовать усталости;
  • сохранение здоровья - осанки, остроты зрения.

Поэтому мало вложить в руки ребёнку ручку и показать, как правильно её держать. Нужно научить его ровно сидеть за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли управлять пишущим инструментом, а также развивать мелкую моторику для выработки точности и уверенности движений. Но делать это необходимо постепенно, играя. Тогда малыш научится писать легко и быстро, а почерк у него будет аккуратным и разборчивым.

Когда нужно приучать ребёнка к правильному захвату ручки

Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс. Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст .

Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.

Детям такое времяпрепровождение очень нравится. А вы при этом потихоньку идёте к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.

Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша - проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.

Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:

  • во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
  • во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
  • в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) - это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.

Только при соблюдении этих трёх условий реально получить желаемый результат.

В формировании навыка выделяются три основных этапа: 1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия…

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап - автоматизация - и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Выбор ручки, карандаша

К первым средствам для письма малышей предъявляются свои требования. Выбранные для ребёнка пишущие принадлежности должны быть цветными и яркими, средней длины (не более 15 см) и толщины, без множества граней, рифлений, надсечек, лучше матовые, нескользящие, нежели глянцевые.

Что касается ручек - они могут быть шариковыми или капиллярными, но должны иметь не слишком тонкий стержень и писать по бумаге мягко. Можно приобрести специальные ручки-самоучки. В их корпусе есть прорезиненые углубления для пальцев или пометки-напоминалки, разработанные индивидуально для правшей и левшей. Карандаши ребёнку, который только учится держать их в руке, лучше покупать трёхгранные, качественные, мягкие.

В продаже имеются специально разработанные для малышей силиконовые насадки для ручек и карандашей, изготовленные так, чтобы обратить на себя самое пристальное внимание - в виде сказочных персонажей и зверушек. Они показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке.

Пишущие принадлежности, насадки для тех, кто учится писать - фотогалерея

Ручка-самоучка показывает, как правильно расположить пишущее средство в руке
Существует много моделей ручек, в которых предусмотрены резиновые вставки с выемками для пальцев - грипперами Насадки на ручки бывают разных размеров, изготавливаются из разных материалов. При выборе учитывайте индивидуальные особенности строения кисти ребёнка В продаже можно найти трёхгранные мелки, которые, как и трёхгранные карандаши, помогают формировать правильный захват пишущих принадлежностей у ребёнка Трёхгранные карандаши толще обычных. Их удобно держать именно правильно Если ребёнок держит ручку слишком низко, можно оснастить её специальным ограничителем

Как ребёнок должен держать инструмент для письма

С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают.

Ребёнок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не зажимать, писать уверенно, но не давить на бумагу.

Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?

  1. К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
  2. Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
  3. Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
  4. Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) - он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
  5. Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.

    Раньше, когда писали перьевыми ручками, обязательным условием было, чтобы их верхний конец направлялся в сторону плеча (если её держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила к нему не будут поступать, и писать ручка не будет). Сегодня же, используя современные письменные принадлежности, соблюдать это условие не обязательно. Но конец ручки всё равно должен «смотреть» в сторону пишущего.

  6. Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.

Ещё один нюанс. Карандаш во время письма нужно держать одним способом, а для рисования и штриховки он может располагается в руке по-другому.

При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.

Как распознать неправильный навык

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.

Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.

В 1–1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2–3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3–4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы - завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО

Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

Ребёнок держит ручку неправильно если:

  • она располагается в кулаке;
  • его захват похож на щепоть или горсточку;
  • большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
  • опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
  • малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
  • верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
  • ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
  • рука его зажата, напряжена;
  • он пишет, сильно надавливая на бумагу;
  • нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Обратите внимание на детали:

  • ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны - он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
  • преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
  • Если ребёнок левша

При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:

  • источник света на рабочем месте левши располагается справа;
  • тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
  • расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
  • ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
  • указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.

Леворуким детям обычно легче писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто плохо ориентируются, где у них правая, где левая рука. Упростить здесь задачу можно, пометив доминирующую конечность браслетом.

Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.

Моего в школе неправильно научили держать ручку, очень близко к стержню, плюс он не видел, что писал, каракули получались, переучила, сейчас пишет гораздо красивее.

Irevichus

При правильном положении меньше устаёт рука - я сейчас своих некоторых учеников учу, которым по 16–17 лет.

кошка

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Дочка-первоклашка ужасно писала, пока держала неправильно. Сейчас держит правильно, и почерк стал каллиграфический.

marina_kr

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Карандаши именно трёхгранные, толстые, с ними и научила: и ложку держать, и ручку. Ну, понятно, что и без них объясняла как правильно держать.

Nata Jamp

Мы всё перепробовали. Помогли только эти рыбки (насадки). У меня ребёнок ещё и двумя руками пишет. Покупали для каждой руки свою рыбку и разного цвета.

Nataly84

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня красивый почерк. Ручку держу неправильно. В процессе рука устаёт только. Хорошо, что придумали компьютеры. Сыну 3-х гранные карандаши купила.

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Нам такие ручки (самоучки) не понравились. Во-первых, тяжеловаты они. Во-вторых, пазы высоко расположены. И мне, и ребёнку удобнее ниже к стержню держать. А вот рыбки нам подошли идеально.

НЕКТАРИНКА96

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня сын держал между средним и безымянным. Очень аккуратно раскрашивал, за края не выходил, если исправляли - ругался и бросал всю «учёбу». Постепенно после 4-х лет, то я скажу, то в садике, начал втайне от меня корпеть, пытаться правильно держать, у него получалось плохо, как если бы мы левой рукой начали рисовать. Но тактом и похвалой добились (я и воспитатели) - теперь держит правильно.

Я с самого начала покупала треугольные карандаши и мелки, у ребёнка просто не было шансов неправильно держать их. В итоге и ложку, и карандаши, и ручку держит нормально.

Claimore

http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html

Видео: как научить ребенка правильно держать ручку

Навыки правильного письма очень важны для гармоничного развития ребёнка как личности, его здоровья и профессионального роста в будущем, поэтому заниматься постановкой руки нужно с самого раннего детства. Существует много способов научить малыша держать пишущий инструмент правильно. Уделите упражнениям всего 20 минут в день, превратите их в увлекательную игру, и вас обязательно ожидает успех.

Мария Сосова
Консультация «Как научить ребенка держать карандаш»

Консультация : «Как научить ребенка держать карандаш »

Как ? Как выглядит правильный захват карандаша ? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков малыша? Верно ли, что от того насколько правильно ребенок держит ручку , зависит и его почерк, и его осанка? Все эти вопросы ставят перед собой заинтересованные родители.

Для начала решим, действительно ли это необходимо, научить ребенка правильно держать карандаш ? Учителя начальной школы обращают внимание на то, что это важно, потому что при правильной позиции пальцев рука меньше устаёт. Это, абсолютно верно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений.

Знакомить малыша с тем, как нужно держать карандаш , мы можем с того момента, когда он начинает использовать карандаш или кисточку по назначению, тогда нужный навык формируется автоматически.

Если же ситуация «запущена» , и малышу уже 4, 5, 6 лет, то нам придётся действовать сразу в нескольких направлениях.

1. Первое, и самое главное,- необходимо создать положительную мотивацию для усилий ребёнка, чтобы он сам, и очень сильно, был заинтересован в достижении цели. Для этого маме нужно будет подключить всю свою смекалку, ведь только она знает, что привлечёт малыша. Может быть, это пример старшего брата – школьника, или пример отца, или ссылка на то, что так пишут все взрослые, или обещание подарить настоящую школьную ручку, или рассказ о том, что карандаш – это корабль , а пальцы – капитан, старший помощник и боцман, и у каждого из них своя работа и своё место на корабле. Фантазируйте, пробуйте, всё в ваших руках. И не забывайте хвалить и поддерживать дошкольника , не жалейте для этого эмоций, искренне радуйтесь его достижениям.

2. Второе – привлеките на свою сторону и сделайте союзниками всех взрослых, которые имеют отношение к письменной и рисовальной деятельности ребёнка, чтобы и они поддерживали его усилия .

3. И, наконец, третье– чисто технические средства, «заставляющие» правильно располагать пальцы на карандаше : трёхгранные карандаши и ручки , специальные насадки на карандаш .

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке , захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так . Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так : карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху , а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно . Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать . Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш , или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием : щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том , как держать карандаш «по-новому» .

Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками.

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш . Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно .

Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш снова в кулаке - остановите рисование и переложите его правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать карандаш .

Занятия, способствующие развитию захвата щепотью :

Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.

Можно играть с бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.

Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши , фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге) . Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке . То есть, держать-то можно , но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой.

Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно) .

Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам . Обратите внимание ребенка на то , как он держал мелки и скажите , что так же можно держать и карандаш .

Если опять начнет держать в кулачке , вернитесь назад - только мелки. И порисуйте ими еще пару недель.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш . Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью , то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании .

Он должен знать правила :

Сидеть прямо;

придерживать бумагу рукой , свободной от рисования;

Локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.

Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации, пальчиковая гимнастика, рисование (пальчиками, мелками, палочками на песке и т. д.)

Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в Золушку» - смешайте разноцветные крупы и попросите ребенка рассортировать их по разным чашкам. Важно научить его напрягать и расслаблять пальцы, для этого полезны разнообразные пальчиковые игры типа игры «в замок» .

Сделайте так, чтобы ребенку было интересно учиться. Приготовьте ему для занятий интересную раскраску с любимыми героями или красочную тетрадь для занятий.

Предлагаем вам небольшой, но любопытный эксперимент, который поможет вам в этом деле.

1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.

2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же .

3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш . Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно .

Исп.: воспитатель

Сосова М. С.

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно гораздо раньше, чтобы первокласснику не пришлось переучиваться в авральном режиме.

Детский психолог

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.

Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

Метка на пальчике

Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.

Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.

Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».

Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.

В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.

Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Развитие навыков мелкой моторики

Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.

Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:

  • пальчиковая гимнастика;
  • перекатывание бусин между пальцами;
  • нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
  • вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • пришивание пуговиц;
  • рисование;
  • выполнение различных штриховок;
  • дорисовывание узоров;
  • лепка из пластичной массы;
  • шнуровка;
  • развлечение с конструктором;
  • развлечение с пупырчатым мячом и пр.

Не все дети умеют держать карандаш правильно. И не все родители придают этому факту большое значение: ничего, сам потом научится! И сильно ошибаются. Умение малыша правильно держать в руке каранадш и ложку способствует формированию почерка в будущем, а также его умственному развитию сейчас.

Комплекс упражнений для подготовки руки к письму.

  1. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
  2. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
  3. «Ванька - встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
  4. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет - можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание - одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
  5. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
  6. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой - у правшей, левой - у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание - нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот - и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов - как будто катится колесо.

Как правильно держать карандаш

Карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Три точки

Итак, представим, что на среднем пальце правой руки у нас есть невидимая подушечка. Именно на нее и укладываем карандашик. А указательный и большой пальцы кончиками не дают карандашику упасть с подушечки.

Нам поможет салфетка

Обыкновенная бумажная салфетка может помочь взрослому без лишних слов правильно вложить карандаш в руку ребенка.

Если приложить немного терпения и каждый раз, когда малыш рисует, пользоваться способом с салфеткой, ребенок привыкнет правильно брать в руку карандаш. ВАЖНО ЧАЩЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ!

Упражнение "Обезьянка на дереве"

Один из способов заключается в следующем. Можно показать ребенку нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за конец карандаша или ручки и опереться им о поверхность стола. Карандаш - это пальма. Три пальца - это ОБЕЗЬЯНКА, которая сидит на пальме.

И потом эта обезьянка спускается вниз, к грифелю (пальцы постепенно скользят вниз). Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Т.е в конце пути обезьянки - карандаш взят правильно

Остается только контролировать правильность захвата, показателем является положение карандаша - его конец должен смотреть точно в направлении правого плеча.

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.

Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш снова в кулаке - остановите рисование и переложите его правильно.

Всё взаимосвязано!

Как уже было сказано выше, не стоит недооценивать важность умения правильно держать карандаш и столовые приборы. Психологами давно доказана связь мелкой моторкики (движения пальцев рук) и речевого развития ребенка: чем лучше развиты пальчики, тем четче речь малыша.

Занятия, которые помогут научить ребенка правильно держать карандаш и ручку.

Такие занятия выработают у ребенка навык держать предмет для письма щепотью (большим, указательным и средним пальцами) и расслаблять напряженные мышцы руки.

  • Собирать мозаику.
  • Соединять карандашом точки.
  • Открывать и закрывать тюбик с маленьким колпачком.
  • Рисовать мелками и кисточкой.
  • Складывать мелкие предметы в баночку с узким отверстием. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
  • Можно играть с не тугими бельевыми прищепками.
  • Складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки.

Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Таким способом будет формироваться навык правильного захвата ручки

Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!). Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.

Специальные приспособления

Существуют устройства, также помогающие ребенку: тренажер «Ручка-самоучка».

Как для карандаша или ручки, так и для ложки.

Чем разнообразнее будут приемы развития ручной умелости, тем быстрее будут приобретены навыки правильного письма.

Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.

Овладевать навыками письма малыш начинает еще задолго до того, как становится школьником. Дело в том, что рисуя фломастерами или кистью, у ребенка развивается которая непосредственно в будущем влияет на подчерк. Но при этом важно еще в дошкольном возрасте пояснить малышу, как правильно располагать инструменты для письма в руке. В нашем материале мы поделимся педагогическими секретами о том, как научить ребенка держать карандаш правильно.

Когда начать?

Обучать малыша правильно держать в маленьких ручках фломастеры или карандаши необходимо начать уже тогда, когда кроха впервые попробует использовать такие канцелярские принадлежности по назначению. Взрослым необходимо на собственном примере продемонстрировать, как следует захватывать инструмент. Затем правильно расположить карандаш в руке малыша. Но не стоит надеяться, что сразу после такого урока ребенок усвоит полученные знания. Для того чтобы навык закрепился, понадобятся регулярные напоминания и дополнительные упражнения, направленные на укрепление кисти руки и развитие мелкой моторики. Подробнее о том, как научить ребенка держать карандаш, читайте ниже.

Пример взрослых

Известно, что маленькие дети все повторяют за окружающими людьми. Не знаете, как научить ребенка держать карандаш правильно? Начните с себя - всегда держите ручку верным захватом! Какое же расположение инструмента для письма является правильным? Карандаш следует держать тремя пальцами: средним, указательным и мизинцем на расстоянии 1 сантиметра от пишущего стержня. Безымянный палец и мизинец должны находиться в расслабленном состоянии. При этом кисть руки не должна быть напряжена.

Нужно ли обучать дошкольника?

Как научить ребенка держать карандаш в руках и зачем это нужно делать? Дело в том, что данный навык непосредственно влияет на дальнейшую успеваемость малыша в школе. Неправильный захват ручки значительно снижает скорость выполнения письменного задания. Кроме того, неверное расположение инструмента приводит к перенапряжению кисти руки и пальцев - это негативно отражается не только на подчерке школьника, но и приводит к снижению интереса и позитивного отношения к учебному процессу.

Поэтому так важно на первых этапах ознакомления с карандашом приучить малыша верно его использовать.

Выбираем письменные принадлежности

Магазины канцелярских товаров предлагают огромный ассортимент самых разных, порой необычных, карандашей, фломастеров, ручек. Безусловно, яркие красочные нравятся детям. Но при этом большинство из них на практике оказываются непригодными для прямого назначения в результате того, что они имеют неудобную, неправильную форму.

Как научить ребенка держать карандаш правильно - необходимо, в первую очередь, выбирать качественные канцелярские товары. Так, диаметр пишущего инструмента не должен превышать 1 сантиметра. Желательно остановить выбор на многогранных карандашах, так как они не скользят в руке.

Наиболее удобным вариантом являются ручки или фломастеры, которые имеют прорезиненную часть.

Развиваем мелкую моторику

Как научить ребенка держать карандаш в руках? Необходимо тренировать маленькие пальчики, в частности, нужно развивать "щипковый захват". Так, для эффективными являются следующие занятия:

  • лепка из пластилина и соленого теста;
  • отрывание кусочков бумаги;
  • нанизывание и собирание бусинок;
  • застегивание пуговиц;
  • поиск мелких предметов в песке.

Такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики, в частности, формируют захват предметов тремя пальцами. Приобретенный навык поможет малышу быстрее научиться правильно держать карандаш в руках.

Эффективные приемы обучения

Как научить ребенка держать карандаш правильно - используйте описанные ниже приемы:

  1. Предложите малышу рисовать мелками, длиной не больше трех сантиметров. Захватить такой небольшой кусочек "кулачком" не получится, поэтому ребенок возьмет его с помощью трех пальцев. Объясните крохе, что карандаши и фломастеры нужно держать так же.
  2. Дайте поиграть ребенку с прищепками. Для этого можно использовать готовые шаблоны. Например, расскажите о том, что ежик потерял свои иголки и попросите вернуть их на место - для этого нужно прикрепить прищепки к картонной заготовке животного. Обратите внимание дошкольника на то, как работают при этом его пальчики. Предложите малышу карандаш (при этом напоминая про правильный захват), чтобы разукрасить ежа.
  3. Как научить ребенка держать карандаш правильно с помощью резинки или салфетки? Такой способ подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо, чтобы малыш захватил инструмент для письма тремя пальцами, а безымянным и мизинцем удерживал свернутую в квадратик салфетку или закрученную в жгут резинку.

Специальные помощники

Как научить ребенка держать карандаш правильно? Фото, представленное ниже, наглядно демонстрирует применение специальной резиновой насадки. Благодаря такому приспособлению, малыш легко запомнит верное расположение пальцев при захвате инструмента для письма. Кроме того, такие насадки выполнены в виде различных зверушек, отличаются яркой расцветкой, что не может оставить равнодушным малыша. Поэтому обучение с использованием таких приспособлений происходит интересно, а главное - результативно.

Закрепляем навык

Как научить ребенка держать карандаш правильно в руках - необходимы регулярные упражнения. Например, для закрепления навыка можно предложить малышу следующие задания:

  • соединить рисунок по точкам;
  • заштриховать фигуры;
  • обвести по контуру;
  • рисовать по клеточкам и другие.

Мы дали несколько полезных как научить ребенка держать карандаш. Но стоит также помнить, что малыш усваивает только ту информацию, которая его заинтересовала. Поэтому обучение не должно происходить в принудительной форме, а иметь характер игровой деятельности и занимательного времяпровождения.