Тесты 2 3 лет. Как определить уровень психического развития детей: задания

Я – мама на данный момент почти трехлетнего мальчика. С самого его рождения я интересуюсь методиками развития и стараюсь работать с ребенком. Так же я являюсь сторонницей теории о важности стимулирования интеллектуального развития ребенка до 3 лет. Поэтому разнообразные книги, пособия и тесты для детей в возрасте до 3 лет присутствуют у нас на полке на ряду с игрушками практически с пеленок.

О пособиях О. Земцовой я узнала от мамы пятилетнего мальчика на детской площадке. Полистав книгу сразу решила ее приобрести.

Работаем с книгой чаще всего вечером в кровати перед сном. Я понимаю, что это не совсем правильно, ведь ребенок уже устал за день и его результаты могут быть ниже, чем, например, в утреннее время, но в нашей семье так сложилось, что днем ребенок гуляет, рисует и играет в активные игры с игрушками, а вечером мы листаем книги.

В наших занятиях с ребенком я руководствуюсь нормативами развития, взятыми на одном из авторитетных сайтов. Этим нормативам отлично отвечают другие тесты, не такие популярные как тесты Земцовой. Это «Тесты малышам 2-3 года» от издательства «Пегас» г. Харьков, к тому же, в них намного лучше проработаны иллюстрации. Тесты Земцовой не включают понятия цветов и геометрических фигур в чистом виде, в них задания сложнее.

У Земцовой встречаются понятия «много-мало», «больше-маньше», «сколько?», счет до 5, основные цвета и формы, что согласно известным мне нормативам развития соответствуют возрасту 3-4 года, и для меня это одно из главных достоинств тестов.

Книга делиться на разделы:

  1. Развитие сенсорики с. 2-15 + контрольные задания
  2. Развитие внимания с. 16-29 + контрольные задания
  3. Развитие мышления с. 30 – 43 + контрольные задания
  4. Развитие памяти с. 44 – 59 + контрольные задания
  5. Математика с. 60-73 + контрольные задания
  6. Развитие речи с. 74-87 + контрольные задания
  7. Развитие мелкой моторики с. 88 – 101 + контрольные задания
  8. Знакомство с окружающим миром с. 102 – 111 + контрольные задания

Работать с книгой можно начинать действительно с 2 лет. Но не в форме тестов, а в формате обучения по наглядному пособию. Работать с книгой в формате тестирования мой сын начал в 2 года и 8 месяцев. Для работы с книгой в форме тестирования нужна развитая речь ребенка. Результаты обсуждать не будем, так как они зависят исключительно от вашей работы над развитием ребенка в целом на протяжении все его жизни. Данным тестам предшествует обучающий материал из других рабочих тетрадей Земцовой. У Земцовой есть серия обучающих тетрадей, направленных на освоение материала от простого к сложному и развитие необходимых навыков, а данные тесты направленны не на освоение материала, а на оценку развития ребенка.

Перейдем к ознакомлению с разворотами тетради.

Раздел Развитие сенсорики. Прорабатываются понятия «большой-маленький», при чем нужно не просто показать большой предмет и маленький предмет, а отсортировать их по признаку «большой-маленький» в соответствующие емкости.


Проверяется знание понятий «толстый-тонкий», «длинный-короткий», «высокий-низкий», геометрические формы и цвета.






Раздел Развитие внимания – поиск предметов и нахождение отличий. Задания разноплановые.




Раздел Развитие мышления – один из самых интересных разделов.


Многим детям нравятся "лабиринты".






Раздел Развитие памяти. Большинство заданий по типу «рассмотри картинку и запомни, переверни страницу и назови, что изменилось». Понравилось задание с использованием предлогов «на», «за», «под» и т.д



Раздел Математика. Понятия «много-мало», «больше-маньше», «сколько?». Счет до 5.



Раздел Развитие речи. Потешки и вопросы по картинке.

Раздел Развитие мелкой моторики. Интересный раздел. Мне в детстве нравились подобные задания. Минус в том, что можно выполнить лишь раз. Можно конечно воспользоваться карандашом и ластиком. Но рисунок быстро затрется. Задания мне очень понравились.





Раздел Знакомство с окружающим миром. Раздел отчасти сложный для двухлетнего ребенка, но интересный.


Читайте так же другой мой отзыв о детской книге-гляделке Виммельбух «Год в лесу» . При помощи этой книги вы можете рассказать ребенку о порах года, выучить зверей, познакомить ребенка с поведением отдельных животных в течении года. Яркие красочные и информативные картинки привлекают ребенка, и он способен рассматривать развороты виммельбуха длительное время, что развивает усидчивость. В процессе рассматривания вы можете обсуждать происходящее на страницах книги с ребенком, развивая его речь.

Другие мои отзывы о одежде и обуви для мальчика:

О зимних термо ботинках для мальчика от украинского производителя B&G Зимние термо ботинки от B&G с мембраной: двухлетний опыт использования + фото модели B&G RAY155-1813

О спортивных брюках с начесом от Next Спортивные штаны (3-16 лет) от Next модель Joggers (3-16yrs) + замеры для размера 3 года / 98 см

В этой статье:

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

  • недостаточная познавательная активность;
  • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
  • избирательная активность с выбором отдельных игр;
  • быстрая утомляемость.

В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные дети Дети с задержками развития
Моторика Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельность Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.

Интеллектуальная деятельность

Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков.
Игровая деятельность Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми.
Умения Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек).

Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии

Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.

Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования - определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.

Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания - проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.

Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот - показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.

Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.

Тест на умение группировать предметы. Предложите
сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт - в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.

Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Диагностика ориентировки в пространстве . Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.

Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.

Я не искала обучающие книги специально (как-то и мысли не было начинать целенаправленно заниматься с ребенком), просто однажды, при случае, купила парочку книг на пробу, и, с удивлением для себя, увидела, что Тимошке (2,8) очень нравится выполнять такие задания. Когда в один заход мы прошли почти всю книгу, просидев над ней больше часа, я поняла, что подобная литература имеет право на существование на нашей книжной полке, и что ребенок уже дозрел до чего-то большего, чем стишки и сказки.
Сегодня я покажу серию "Умные книжки", в которую входят развивающие тесты известного педагога, руководителя Центра дошкольного развития и воспитания детей Ольги Земцовой, для детей 2-3 лет, от издательства "Махаон".


Серия "Умные книжки" разбита по возрастам дошкольников: 2-3 года, 3-4, 4-5 и 5-6 лет. В каждой подсерии по три книги с заданиями разных уровней сложности: Первые шаги (начальный уровень), От простого к сложному (второй уровень), и Что я знаю и умею (наиболее сложные задания).

В каждой книге собраны по 8-10 заданий из восьми разделов: математика, развитие речи, сенсорика, окружающий мир, внимание, мышление, моторика, физическое развитие.
То есть, как видите, всесторонне охвачен спектр всех знаний, необходимых дошкольнику.
Каждый раздел сопровождается пояснительными комментариями для взрослых - объясняется, что ребенку того или иного возраста рекомендовано знать и уметь. Внизу каждой странички с заданием еще одна подсказка для взрослых - как правильно выполнить его с малышом.

Сама книжка формата А4, в мягкой обложке, объемом в 64 стр. Оформление простенькое, настраивающее на обучающий, а не развлекательный лад.

Некоторые задания кажутся устаревшими. К примеру, ребенку предлагается назвать три музыкальных инструмента, изображенных на странице: барабан, гитара и пианино. Лично мне кажетя, что, в отличие от времен нашего с вами детства, в современных квартирах пианино - довольно редкий предмет обстановки, и 2-летний ребенок вряд ли мог видеть и, тем более, запомнить, как он выглядит и называется.
Или картинка, изображающая действие: мальчик рубит дрова топором, а мужчина пилит доску пилой. 2-летке предлагается озвучить эти действия. Тим подвис, что и неудивительно. Он вряд ли видел где-то, как рубят дрова, а уж папу с пилой он точно не заставал ни разу. Я к тому, что некоторые задания (вместе с картинками) как будто пришли в книжку из прошлого века - множество предметов, незнакомых современному городскому двухлетке, и, в то же время, ни одного изображения действительно близких повседневных вещей, окружающих малыша: компьютера, мобильного, микроволновки, телека, стиралки - того, что ребенок видит каждый день в своей квартире. Думаю, любой 2-летка гораздо быстрее произнесет "папа сидит за компом", чем "папа пилит дрова"...:)

Такой сборник тестов, безусловно, хорош тем, что позволяет определить, какие сферы знаний более развиты у вашего ребенка, а какие - менее.

Второй по сложности сборник - Тесты От простого к сложному. Нам с Тимом он показался почему-то самым интересным - ребенок прошел его в два быстрых захода в течение одного дня. Так прикольно видеть, как Тим радуется, правильно решая задание! И мне приятно, что у него есть тяга к знаниям:)

Принцип построения книги точно такой, как и в первой: восемь разделов по 8-10 заданий. Задания усложнены, но не сильно. Некоторые родители выполняют с детьми по паре заданий из каждого раздела, но мы шли сплошняком - Тим сам по себе очень усидчивый и 8-10 занятий из одного раздела знаний не успевали его утомить.

Ну и последняя книга из подраздела для 2-3-леток - Что я знаю и умею. Ничего нового сказать про нее не могу - принцип совершенно тот же, что и в вышеописанных книгах.

Из личного скажу, что методика Земцовой действительно позволяет выявить слабые места в знаниях ребенка. Так я убедилась, что, как говорит моя мама, гены пальцем не сотрешь:) Все, что связано с речью, кругозором, воображением и фантазией, Тим щелкает на раз, а вот счет пока застопорился. Весь в меня... Но я ему объясняю, что на высшую математику мы с ним претендовать не будем, но различать цифры хотя бы до 10-ти ему все же придется научиться:)
Очень надеюсь, что до тех пор, пока Тим пойдет в среднюю школу, у нас все-таки введут профильное образование. Как вспомню, сколько тоскливых часов я бездарно проскучала на алгебре и геометрии, которая с тех пор ни разу в жизни мне так и не пригодилась (вопреки всем уверениям моей учительницы), вздрогну!..:)

Включены тесты на: распознавание и сравнение фигур, знание домашних животных и предметов, определение цвета, счет до 4 (считаем предметы), сложение и вычитание предметов, сравнение предметов по весу и размерам (самый короткий, самый длинный), определение пространственного расположения предметов.

Что должен уметь ребенок в 2-3 года?

В возрасте 2-3 лет нормально развивающийся ребёнок должен:
1. Узнавать некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
2. Понимать, что значит "вверх", "вниз" и ориентироваться, что находится выше, а что ниже.
3. Представлять разницу между понятиями "много" и "мало". Четко понимать, что означает: "один", "ни одного".
4. Представлять разницу между понятиями "больше" и "меньше".
5. Желательно, что бы он имел представление о цифрах до 5. Мог показать: сколько лап у кошки, сколько ножек у стола.
6. Различать 5-6 основных цветов (белый, черный, синий, зеленый, красный, желтый).
7. Выбирать цвет по просьбе и группировать предметы по цветам.
8. Желательно, что бы он мог собирать простейшие пазлы из 2-3 частей.

Если ваш ребёнок не справляется с некоторыми тестами для 2-3 летних детей , не стоит сильно переживать, это просто повод заниматься ребёнком больше в том направлении, в котором у него есть некоторые пробелы.

1. Тест на распознавание геометрических фигур (расположение и сравнение)

Какие фигуры нарисованы на картинке?

Какие фигуры нарисованы на картинке? Какая фигура больше? Какая фигура меньше?


Какие фигуры нарисованы на картинке? Какая фигура вверху? Какая фигура внизу?


Каких фигур много? Каких фигур мало? Назови фигуры. Какого они цвета?

2. Тест на знание домашних предметов

Назови предметы и расскажи, когда ты их используешь? Покажи их дома.

3. Тест на знание животных

Покажи на рисунке: кошку, лошадку, бычка.

Кого больше: кошек или собачек?

Кого меньше: утят или птичек?

4. Тест на определение цвета

Какого цвета утёнок?

Какого цвета роза?

К нам в гости прискакала лягушка. Какого она цвета?

После лягушки пришла кошка. Какая она?

5. Тест на внимательность

Найди на картинке кошку, рыбку, собаку, птичку.

6. Тест на счет до 4

Сколько птичек на картинке?


Сколько пчелок вокруг цветка?

Сколько горшочков на рисунке?

Сколько точек на картинке? Покажи это число пальчиками.

Сосчитай точки. Покажи это число пальчиками.

Сколько книжек на картинке? Покажи это число пальчиками.


Сколько ножиков на картинке? Покажи это число пальчиками.

Сколько стиральных машин на картинке? Покажи это число пальчиками.

Сколько стульчиков на картинке? Покажи это число пальчиками.

Сколько столов на картинке. Покажи это число пальчиками.

7. Тест на умение складывать и вычитать

Сложи точки.

Сколько диванов на картинке?

Сколько чайников на картинке?

Было 3 ложки. Одну ложку убрали. Сколько ложек осталось?

Было 2 чайника. Один чайник убрали. Сколько чайников осталось?

8. Тест на сравнение предметов по количеству, по длине, по весу

Чего больше: ножей или кружек?

Что длиннее: ножик или вилка?

Что короче: вешалка или ножницы?


Что легче: иголка или ножницы?

Что тяжелее: стол или стул?

9. Тест на пространственное расположение (слева, справа, выше, ниже, посередине)

Что находится правее: стол или стул?

Что находится левее: свеча или чайник?

Что находится выше: диван или лестница?


Что находится посередине?


Что находится ниже щетки? Что находится ниже фена?

9. Тест на сравнение длины разных предметов и животных (длиннее, короче, самый длинный, самый короткий)

Который батон самый короткий?

Доброго времени суток!

Сегодня я расскажу про еще одно развивающее пособие для детей .

«Тесты для детей 2-3 лет» созданы для родителей, которые любят проводить время со своими детьми с пользой для их развития. По задумке автора, это пособие можно использовать для проверки знаний детей 2-3 лет после занятий по тонким брошюркам серии «Умные книжки» . Но, признаюсь честно, я сразу купила тесты, а уже потом у нас появилась парочка тематических «Умных книжек».

112 страниц с красочными иллюстрации, интересными заданиями от очень простых до более сложных… Конечно же, тесты Земцовой О.Н . настолько понравились сыну, что иногда мы явно превышали рекомендованную 15-минутную длительность занятий)

Развивающие задания в книге идут по увеличению уровня сложности и сгруппированы по темам:








Шкала оценивания знаний в тестах Земцовой О.Н. трехбалльная. Высокий уровень предполагает полностью самостоятельное выполнение заданий ребенком. Средний уровень – наличие незначительных ошибок или необходимость помощи взрослого. Низкий уровень – много ошибок, ребенок не справился с заданием. Но поверьте, это оценивание двухлетки совсем не напрягает, а наоборот подсказывает маме, каким занятиям следует уделить особое внимание! Там, где малыш показал низкий уровень знаний в 2,2 года, в 2,4 уже запросто может быть высокий! Тут либо действительно ребенок еще не дорос, либо просто не знаком с материалом, что поправимо.

В целом книга отличная и поэтому о недостатках говорить не хочется… Но все же замечу, что со временем ее тонкая обложка , конечно, потрется. Переплет сделан не очень удачно - книгу нужно придерживать рукой , потому что если просто положить ее на поверхность, листы будут переворачиваться самопроизвольно.

Кстати, когда сын пошел в ясли, то оказалось, что в нашем детском саду воспитатели проводят развивающие занятия для детей именно по этим пособиям. Так что мы как раз оказались «в струе»!

О других наших развивающих пособиях можно почитать и .

Спасибо, что дочитали)