Нод средняя группа познание с экспериментальной деятельностью. Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие»
Деятельность: опытно — экспериментальная
Тема: «Волшебный магнит»
(средняя группа)
Цель: формирование познавательного интереса у детей
посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей.
Формировать умения детей работать со схемой.
Обогащать словарный запас детей подбором относительных прилагательных: «деревянный, резиновый, стеклянный, железный, металлический, пластмассовый».
- Развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность; развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность; культуру игрового общения.
Методы:
— словесный;
— наглядный (наблюдение);
— метод игрового проблемного обучения;
— практический
Материалы и оборудование:
- сюрпризная коробка в ней: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы, варежка с вшитым магнитом;
- магниты разной величины;
- карточки — схемы по количеству детей;
- напольный бассейн, удочки по количеству детей;
- чашка с горохом, гайками и винтиками
Ход НОД
- Мотивация детей (сюрпризный момент)
Педагог: Ребята, смотрите кто — то нам прислал посылку. А на посылке прикреплено сообщение. Читает: В этой коробке лежит волшебная варежка. Узнайте в чем ее секрет волшебства и с его помощью помогите моим сказочным друзьям. Подпись: неизвестный доброжелатель.
- Постановка детьми цели деятельности.
Педагог: О чем нас попросил неизвестный доброжелатель?
Как мы можем помочь сказочным героям?
Ответы детей: если мы разгадаем секрет волшебства варежки, тогда сможем помочь им.
- Совместная работа по нахождению средств и способов действий.
Педагог: Давайте достанем все из коробки и внимательно рассмотрим. Может быть предметы подскажут нам в чем волшебство варежки.
Дети с воспитателем открывают коробку, достают предметы и называют из какого материала они сделаны: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы. Внутри коробки лежит варежка с вшитым магнитом.
Педагог: Раз это варежка, значит ее нужно надеть (надевает варежку на свою руку). А что же дальше?
Дети дают различные варианты ответов.
Правильный ответ: брать ею разные предметы.
Педагог: Давайте попробуем.
Педагог берет по очереди каждый вышеуказанный предмет, а дети наблюдают и комментируют. Например: когда варежку разжали расческа упала или когда варежку разжали гвоздь остался висеть.
Педагог: Ребята, вы заметили, какие предметы падают, а какие остаются висеть?
Дети: Предметы из железа и металла висят на варежке, а остальные падают.
Педагог: Правильно. А почему так происходит? (выдвижение гипотез)
Дети: Внутри варежки спрятан магнит.
Педагог достает магнит и предлагает детям рассмотреть его.
Педагог: Мы разгадали с вами секрет волшебства варежки?
- Самостоятельная работа детей по нахождению способов действий (проверка предположений)
Педагог: Я предлагаю каждому проверить действие магнита, а для этого надо поиграть в игру «Фокус с магнитом». Ваша задача: проверить каждый предмет и вычеркнуть на карточках – схемах только тот, который не притягивается.
На столах лежат 8 магнитов, карточки — схемы с изображенными предметами и сами предметы: деревянный брусочек (8 шт.), булавки (8 шт.), пуговицы (8 шт.), металлические скрепки (8 шт.), резиновые шарики (8 шт.), батарейки (8 шт.), кусочки металлизированной цветной бумаги (8 шт.), пластмассовые рыбки с металлическим стержнем во рту (8 шт.)
На доске прикреплена аналогичная схема. После самостоятельной работы дети вычеркивают лишние предметы на общей схеме.
Вывод детей: к магниту притягиваются только железные или металлические предметы.
- Реализация гипотезы детьми в действии (на практике).
а) игра «Помоги Черепахе Тортилле»
Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы». Педагог берет трубку и «разговаривает».
Педагог: Ребята, вы помните, что неизвестный доброжелатель попросил помочь его сказочным друзьям. Так вот звонила Черепаха Тортилла и рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит много железного и металлического мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: достать мусор, не замочив руки. Ну что поможем обитателям пруда? Как?
Ответы детей.
Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к новому выводу: что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит может примагничивать большие металлические предметы.
Педагог: Молодцы! А теперь предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка (музыкальная)
б) игра «Помоги Незнайке»
Раздается детский плач.
Педагог: Ребята, кто же это плачет?
Дети: Незнайка.
Педагог: У него случилась неприятность: Незнайка нес мешок с горохом, торопился, мешок порвался и просыпался в чашку с деталями, которую приготовили Винтик и Шпунтик, чтобы отремонтировать велосипед. Все перемешалось.
Как же помочь Незнайке?
Дети: Надо взять магнит: он притянет все железные детали, а горох останется.
Дети, каждый из своей чашки, достают железные детали и складывают в отдельное отделение.
Педагог: Молодцы! Ой кто-то к нам идет.
Заходит профессор Знайкин.
- Подведение итогов, рефлексия.
Знайкин: Здравствуйте, ребята! Это я вам прислал посылку. Я все видел и могу сказать, что вы хорошо потрудились, помогли моим друзьям.
Педагог: Да, профессор и мы многое узнали. Ребята, расскажите с каким удивительным предметом вы познакомились? Какие предметы он притягивает? Какой магнит притягивает больше металлических предметов?
Знайкин: Молодцы! А вы знаете, ребята, что о магнитах люди узнали давно и стали использовать их в своей жизни. Первым прибором стал компас (показывает его). При помощи него можно определить где находится: север, юг, запад, восток. Он есть у всех путешественников. Внутри компаса находится магнитная стрелка, которая всегда указывает на север.
А еще магниты используют под водой. Вот как вы сегодня. Люди с помощью их строят и ремонтируют различные подводные сооружения. И инструменты легко найти с помощью магнитов, потому что они сделаны из металла.
Педагог: Ребята, расскажите профессору, что вам понравилось больше всего?
Что было сложно для вас? Что легко? (Ответы детей).
Знайкин. А я для вас приготовил сюрприз: игру на магнитах и предлагаю пойти со мной и поиграть.
Номинация: Детский сад, средняя группа, Конспекты занятий, НОД, математика, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальная деятельности «Волшебный магнит»
Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ г.Омска «детский сад №56 комбинированного вида»
Месторасположение: г. Омск
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе дошкольного возраста.
Автор : Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Маленькие исследователи». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о различных свойствах предметов, исследуют окружающий мир.
Конспект «Путешествие в научную лабораторию»
Цель: изучение свойства различных предметовЗадачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель : но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель : мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель : точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель : да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель : да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель : правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились!).
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)
Воспитатель:
ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель:
ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель:
а хотите узнать, что будет я яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель:
тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель
: утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель:
ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель:
действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель
: а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель
: ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель
: да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального, художественно - эстетического направлений развития воспитанников № 000 г. Челябинска
Электростальская ул., 24, г. Челябинск, 454031,тел./,
E-mail: *****@***ru
Всероссийский
фестиваль педагогического творчества
2014/15 учебного года
Педагогические идеи и технологии:
Конспект НОД
в средней группе
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность»
Выполнила:
Альменева Маргарита Фаритовна
Воспитатель
МБДОУ ДС № 000 г. Челябинска
Челябинск
Программное содержание:
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Расширение кругозора дошкольников по теме «Магнетизм».
Образовательные:
Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм». Обратить внимание на понятия магнитные силы , магнитное поле, магнит .
Формировать у детей представление о свойствах магнита. Создать условия для отбора детьми информации о магнитах, помочь детям заметить уникальность его свойств. Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации путём проведения опытов и экспериментов с магнитами.
Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.
Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Развивать грамотную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.
Воспитательные:
Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время групповой формы работы.
Воспитывать чувство коллективизма.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа.
Беседа о явлении магнетизма, видах и свойствах магнита, способах его добычи и использовании в жизни человека.
Просмотр видеоматериалов. Мультсериал «Фиксики». Магнит.
Оборудование и материалы. Магниты. Металлические предметы: скрепки, булавки, кнопки, гвозди. монетки. Таз с водой. Деревянные предметы: карандаш, палочка прямоугольная: Листочек от комнатного растения . Заготовки для схем.
Воспитатель предлагает детям провести эксперименты с магнитами и проверить его свойства.
Дети с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разные виды магнитов и рассматривают их. Воспитатель объясняет детям, что у каждого магнита два полюса. Плюс и минус т. е одна сторона притягивает, другая отталкивает. Невозможно найти магнит с одним полюсом.
Сортировка предметов.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
А всё ли притягивает магнит?
У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы, таким образом, при помощи магнита разделив их на две группы: те, которые притягиваются магнитом, и те, которые не притягиваются магнитом.
Игра-опыт «Не замочив рук»
Действует ли магнит через другие материалы. - А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из таза с водой, не замочив рук? - Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке таза.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
- Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через пластмасс?
Игра «Рыбалка»
А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.
-Я провел над тазом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.
Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магниты-держатели в уголке природы).
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.
Фотоматериалы
Опыт
«Всё ли притягивает магнит?»
https://pandia.ru/text/80/291/images/image006_58.jpg" alt="F:\группа Бабочки\DSC_0302.jpg" width="621 height=825" height="825">
Игра «Рыбалка»
Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Свойства и признаки воды»
Программное содержание:
Совершенствовать знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная)).
Цель исследования:
– способствовать развитию у детей познавательной активности,
Любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.
Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.
Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
Развитие диалогической речи у детей.
Развивающие:
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие тактильных ощущений.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Воспитательные:
Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: вода, молоко, рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, палочки (чайные ложки)песок, деревянные кубики.
Ход Непосредственно Образовательной Деятельности
Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите, ребята, для чего нужна вода человеку? (ответы детей).
Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса.
Опыт №1. Прозрачность воды .
Перед детьми стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Опыт №2. «Вода – жидкая, не имеет формы».
Дать детям два стаканчик и тарелочку. Предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелочку
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Дать детям потрогать деревянный кубик.
Воспитатель : Ребята, какую форму имеет кубик?
Дети: Квадратную.
Воспитатель: А вода имеет форму?
Дети: Нет
Словесная игра «Вода, какая…»
В море вода какая? – морская,
В озере – озёрная,
В реке – речная,
В роднике – родниковая,
В болоте – болотная.
А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть песок, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось?
Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Песок тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.
Итог: Ребята, вы запомнили свойства воды? Перечислите:
Вода - прозрачная.
Вода – жидкая, не имеет формы
Вода растворитель.
Фотоматериалы
https://pandia.ru/text/80/291/images/image008_38.jpg" alt="F:\группа Бабочки\DSC_0231.jpg" width="337" height="351">
Опыт №1. Прозрачность воды .
Опыт №1. Прозрачность воды .
Опыт №2. «Вода – жидкая, не имеет формы»
Опыт 3. «Вода – растворитель»
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, музыка, здоровье.
Цели:
— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи :
— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;
— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
— развивать любознательность, речь;
— воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями
Кап, кап…
Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в
Кап, кап? стороны
Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.
Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как
распускаются цветы.
И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.
И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,
словно гладят траву.
Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.
Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.
Б. Заходер
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.
Опыт №5: «Вода – растворитель».
На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.
Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт №6: «Вода – растворитель».
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.
А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?
Дети: Горячий.
Воспитатель: Какая в нем вода?
Дети: Горячая.
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Можно обжечься.
Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)
Опыт №8: «Вода имеет вес».
Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода). Вода имеет вес.
Итог:
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды )
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»
г. Нелидово Тверской область, Россия.
Хайдукова Надежда Николаевна,
воспитатель
МБДОУ « ДС « Дельфин» г. Муравленко
стаж работы – 18 лет
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, умение делать выводы, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, в парах, умение обсуждать, договариваться.
Оборудование:
Ноутбук, видео запись мультгероя, магниты на каждого ребенка,(8 шт.) сосуды с водой, подносы с песком, магниты на ниточках, герои смешарики из бумаги, стеклянная доска - 4 шт., скрепки, детали железного конструктора, листы картона для гоночной трассы - 4 шт., карточки с условными обозначениями свойств магнита, гоночные машинки из бумаги, двухсторонний скотч, клей – 8 шт., кружки из цветной бумаги для старта и финиша на каждого ребенка.
Звучит торжественная музыка, входят дети. У каждого ребёнка на груди эмблема магнитных игр с именем.
На экране телевизора ведущий приветствует участников.
Ведущий: Приветствуем вас на Магнитных Играх. Представляем участников команды:
На экране появляются герои м/ф «Смешарики».
Воспитатель: Ребята, вы узнали этих мультгероев, кто это?
(Смешарики)
Воспитатель: Со Смешариками вы знакомы, а вас они не знают. Давайте представимся Смешарикам и нашим гостям.(дети по очереди называют свои имена)
На экране появляются символы детей.
Воспитатель: Теперь и мы в команде смешариков. Нам необходимо пройти несколько испытаний, чтобы получить кубок Победителей Магнитных Игр. Чтобы пройти все задания нам помогут свойстваволшебного камня, который спрятан в этой коробочке. Отгадав загадку, вы узнаете название этого камня:
Этот жадный предмет
Всё железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
(Это магнит.)
Воспитатель: Проверим, верно-ли?
Воспитатель проводит магнитом над коробочкой и к нему притягиваются магниты, лежащие в ней.
Воспитатель: Вы правильно догадались – этот волшебный камень называется магнит. Какими же свойствами обладает магнит, проверим. Возьмите магнит в руки. Осмотрите его, исследуйте, какой он наощупь.
(Тяжёлый, гладкий, холодный, твёрдый, чёрного цвета )
Воспитатель: Отметим на доске свойства, которые мы назвали.
(Из предложенных карточек, дети выкладывают необходимые карточки на магнитной доске)
При необходимости (наличии спорных карточек) ведётся обсуждение
Воспитатель: Магниты-помощники у нас в руках, приступаем к соревнованиям. Наши смешарики готовы. Первое задание – добраться до вершины стеклянной горы.
Воспитатель демонстрирует фигурки смешариков, на спине у каждого металлическая деталь, которую дети пока не видят
Ведущий (на экране монитора): Внимание, внимание необходимо выбрать снаряжение для участников игры. Используйте для этого магнит, он притянет нужное снаряжение.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки магнит и проведите над каждым из предметов.
Дети проводят магнитом над предложенными предметами.
Воспитатель: Максим, какой предмет притянул твой магнит?
(Скрепку)
(Воспитатель задаёт аналогичный вопрос каждому ребёнку)
Воспитатель: Почему магнит притянул именно эти предметы, а другие нет?
(Потому что одни предметы сделаны из металла, а другие нет)
Воспитатель задаёт дополнительные вопросы о свойствах предложенных предметов.
Воспитатель: Почему не прилип ластик?
(ластик резиновый) и.т. п
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
(магнит притягивает только железные предметы).
Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе металлические предметы называется магнетизм.
Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.
Воспитатель : Итак, снаряжение смешариков готово к первому заданию.
Воспитатель демонстрирует обратную сторону фигурок смешариков, на спине у каждого металлическая деталь
Воспитатель: Ваша задача – помочь смешарикам взойти на вершину горы от старта до финиша по намеченному пути, используя магнит.
Воспитатель: Как мы это сделаем?
(рассуждения детей, показ выполнения задания одного ребёнка)
Вспомогательные вопросы:Из какого материала снаряжение на спине у смешариков?
(из металла)
Воспитатель: Сможет-ли магнит притянуть смешарика через стекло? Попробуем.
Поставьте смешариков на старт. Внимание, начинаем двигаться к финишу.
Во время подъёма на гору (дети двигают смешариков через стекло,используя магнетизм имитируя восхождение на гору) воспитатель может обратить внимание на название данного вида спорта (альпинизм, альпинисты)
Воспитатель:
Молодцы! Первое задание мы прошли.
Воспитатель: Сделайте вывод, как нам помог магнит?
(Притянул смешариков сквозь стекло)
Воспитатель: Внимание, следующее задание. Нам пришло видео сообщение от Пина.(герой смашариков)
(На экране появляется анимационное видео сообщение, в котором Пинсообщает, что начал изобретать машину для автогонок, но ему понадобятся для этого различные детали.Пинпросит смешариков и вас, ребята, найти детали под водой и в песке.
Воспитатель демонстрирует ёмкости с водой и песком, магниты на ниточках. На дне ёмкости с водой просматриваются детали металлического конструктора.
Воспитатель: Нам нужно помочь смешарикам, не замочив и не испачкав своих рук, достать детали. Как мы можем это сделать?
(Дети высказывают свои идеи: опустим магнит на ниточке в воду, проведём магнитом над песком)
Воспитатель может задать вспомогательный вопрос: Как вы думаете, сквозь воду и песок будет действовать магнетизм? Проверим.
Каждый ребёнок пробует выполнить задание с водой и песком.
Воспитатель: Задание выполнено, все детали найдены. Ребята, сделайте вывод, как нам помог магнит выполнить это задание.
(Магнит притянул детали через песок и стекло)
Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.
Воспитатель: Теперь нужно добавить недостающие детали к машинкам и подготовить гоночные трассы. Нужно взять полоску двухстороннего скотча, отклеить защитную плёнку и приклеить к машинке, прикрепить к скотчу металлическую деталь. Эта машинка готова. Теперь с одной стороны картона нужно приклеить старт, а с другой финиш. Трасса готова. Предлагаю вам найти себе пару и вместе изготовить машинки и трассу, договоритесь кто, что будет делать.
Дети договариваются о совместном выполнении задания, распределяют между собой работу и изготовляют настольную игру «Автогонки», воспитатель предлагает поиграть в гонки.
Воспитатель: Ребята, Магнитные Игры подошли к концу. Команде смешариков и детей вручается победный кубок.
Воспитатель вносит кубок.
Воспитатель: Скажите, какое задание вам понравилось больше всех? Какие свойства магнита помогли вам выполнить задания? Как свойства магнита могут помочь нам в жизни?
Воспитатель: Смешарикам тоже понравилось с вами играть. Они подружились с вами и решили остаться в нашей группе. Посмотрите, какие чудесные домики я для них приготовила. Теперь можете поиграть с ними.
Воспитатель демонстрирует магнитное панно «Страна Смешариков», которое можно использовать для сюжетных игр.
Литература:
Дыбина О.В, Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М., 2013.
Исакова Н.В Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.,2013
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?