Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла. Конспект занятия «история создания стекла

Конспект познавательного занятия «В мире стекла»

в старшей группе

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

· Познакомить с историей появления стекла, опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.)

· Расширять и уточнять представление детей о свойствах стекла;

· Развивать у детей речь, воображение, внимание, наблюдательность, фантазию, обогащать словарный запас существительными и прилагательными;

· Формировать интерес к проектно-исследовательской деятельности и к основам целостного мироведения у детей через детское экспериментирование.

· Воспитывать умение работать в коллективе.

Активизация словаря : песок, сода, прочное, плотное, прозрачное, хрупкое, гладкое, бьется.

Информационно – методическое обеспечение: видео - фильм, слайды, стеклянные предметы (ваза, стакан, бокалы и т.д.), миска, пластмассовый шарик, пластмассовая бутылка, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка, дидактический игра «Разбитая ваза», различные музыкальные инструменты.

Ход занятия.

1. Организационный момент : дидактическая игра «Что из чего сделано?». (Дети располагаются на ковре)

Воспитатель : Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?». Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать, из чего они сделаны.

Воспитатель : Что это? (показывает мяч) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из резины)

Воспитатель : Значит он какой? (Резиновый)

Воспитатель : Что это? (показывает карандаш) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из дерева)

Воспитатель : Значит он какой? (деревянный)

Воспитатель : Что это? (показывает бутылку) ответы детей.

Воспитатель : А из чего она сделана? (сделана из пластмассы)

Воспитатель : Значит это какая бутылка? (пластмассовая)

Воспитатель : А это что, ребята? (показываю стакан) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из стекла)

Воспитатель : Значит стакан какой? (стеклянный)

2. Беседа о стекле.

Воспитатель : Дети, а сейчас мы с вами поговорим о признаках, сделанных из стекла, которое всем хорошо известно. А что вы представляете, когда слышите слово «стекло»? (ответы детей).

Воспитатель : Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал- стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)

Воспитатель : А хотите узнать, как из чего появилось стекло?

Воспитатель : Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

3. Отгадывание загадок .

Воспитатель : Ребята, а теперь отгадайте загадки:

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь. (Стекло)

Холод терпит, а палку нет. (Стекло)

Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Ребёнок - ребёнка во мне. (Зеркало)

Воспитатель : Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель : Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.

Воспитатель : Ребята, вы хотите узнать о свойствах стекла, тогда мы с вами станем исследователями и будем экспериментировать с различными предметами и узнаем много нового. Готовы? (ответы детей) Дети проходят и садятся на стулья за столы.

Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. (Дети закрывают глаза, шарик кладем в металлическую коробку)

Воспитатель : 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)

Воспитатель : Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)

Воспитатель : Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).

Воспитатель : Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)

Воспитатель : Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)

Воспитатель : Предлагаю вам игру «Разбитая ваза» (набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»)

Воспитатель : Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.

Воспитатель : Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)

Воспитатель : Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.

Воспитатель : Где используют люди свойство стекла? (ответы детей)

Воспитатель : А сейчас покажу вам, какие произведения искусства из стекла делают талантливые люди (показываю слайды).

Воспитатель : Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произойдёт? (Правильно он утонул) ответы детей

Воспитатель : А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)

Воспитатель : Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.

Воспитатель : Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?

(гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.

Воспитатель : А по запаху можно различить? (ответы детей)

Воспитатель : А по звуку? (ответы детей)

Воспитатель : Послушайте классическую мелодию и попробуйте отгадать на каком инструменте его играют (включаю музыку на муз.диске ответы детей.)

Воспитатель : Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство - оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).

4. Презентация. (Виды о стекольном искусстве)

Воспитатель : Дети, предлагаю вам посмотреть фильм о стекольном искусстве (показываю видео, также рассказываю о том, что на бокалах из стекла играют музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского).

5.Продуктивная деятельность (Звуки стекла)

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам, как настоящим музыкантам, исполнить мелодию собственного сочинения с помощью музыкальных инструментов и конечно же стекла. (Дети пробуют сыграть на бокалах и других музыкальных инструментах.)

6.Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, о каком материале мы говорили? Что нового вы узнали? (ответы детей) С чем познакомились? (ответы детей) Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель : Сегодня хорошо постарались. Молодцы!

Заключение

Реализация проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «В мире стекла»: пословицы, поговорки, загадки. На занятиях в изостудии дети раскрашивали изделия из стекла. Для того чтобы закрепить знания проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что бы способствовало накоплению информационной базы по изученной теме. Работа продолжалась в группе - мы прочитали много рассказов о стекле, о тех, кто его производит, беседовали, рассматривали (иллюстрации) авторские изделия ручной работы. Во время практической деятельности в группе дети проводили эксперименты со стеклом, выявляли его свойства. Была показана презентация «Звуки стекла». Знакомились с музыкальными инструментами из стекла и как их используют. Также сами дети играли на бокалах.

Была оформлена выставка творческих работ «В мире стекла», в которую вошли поделки и рисунки.

Мы научились определять свойства стекла (с помощью экспериментов); сопоставлять различные звучания стекла как музыкального инструмента, делать выводы.

Таким образом, работа над проектом помогла сформировать расширенные знания детей о стекле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

Список литературы и источники информации

1. "Стекольные работы". Шепелев А.М.

2. А. Н. Ланцетти, М.Л. Нестеренко Изготовление художественного стекла. М. Высшая школа, 1972.

3. Б. Дижур Стеклянная река. М. Издательство детской литературы 1958.

4. Н. Качалов Стекло. М. Издательство АН СССР, 1959.

5. Русское прикладное искусство, M, Советская Россия, 1982

1. Энциклопедия полимеров. – М.: Советская энциклопедия, 1972.

2. Ю. П. Сергеев Выполнение художественных изделий из стекла М. Высшая школа 1984

http://www.maam.ru/

http://steklo116.ru/

http://www.euro2000.com.ua/

http://www.steklo-sv.ru/


Мустафаева Эсмира Шахидовна

Елена Гордиенко
Конспект НОД для детей старшей группы «История создания стекла»

Образовательная область : «познание» , «коммуникация» .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель : формирование представлений у детей о создании стекла и стеклянных предметов .

Задачи :

1. Расширить и систематизировать знания детей об особенностях стекла и стеклянной посуды .

2. Познакомить детей со стекольным заводом и производстве стекла .

3. Формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации.

Планируемые результаты : умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Обогащение словаря : стекольный завод , мастер – стеклодув , стеклянная , стекло тонкое , прозрачное цветное, легкое, легко бьющееся, хрупкое, бьется, разбивается.

Материалы и оборудование : Фея из стеклянной страны , стеклянные изделия , слайды истории создания стекла , мыльная вода и соломинки.

Сюрпризный момент – появление Феи стеклянной страны .

Ребята, хотите узнать в какой стране живет Фея? (ответы детей )

Для этого отгадайте загадку, что находится в этой коробочке?

Игра «Да – нет» для определения детьми предмета, находящегося в коробочке. Дети задают вопросы, получая только утвердительный или отрицательный ответы.

Алгоритм отгадывания. Это живое? Нет, это в дома е? Да. Это на кухне? Да. Это посуда? Да. В ней готовят пищу? Нет. Из нее пьют? Да. У нее есть ручка? Нет. Это стакан.

Воспитатель достает стакан.

Из чего сделан стакан? Фея пришла из стеклянной страны , и расскажет нам о стекле . Какие предметы из стекла вы знаете ? (ответы детей ) Где можно встретить стекло и стеклянные предметы ?

Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах ? (ответы детей : стеклянная , прозрачная, тонкая, хрупкая, разбивается, легко бьется, бьющееся)

Игра «Скажи наоборот» : лёгкий – тяжелый, прозрачный – темный, звонкий – глухой, бьется – не разбивается, стеклянный - деревянный , хрупкий – твердый.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? (вот так)

Как идешь? (вот так)

Как бежишь? (вот так)

Как стоишь? (вот так)

Как шалишь? (вот так)

Как грозишь? (вот так)

Как ночью спишь? (вот так)

Фея : моя страна необычная, все предметы в ней стеклянные . Подумайте, быть стеклянным - это хорошо или плохо?

Игра «Хорошо – плохо (ответы и рассуждения детей : «хорошо» она прозрачная, видно, что пьешь; красивая, легкая, «плохо» стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться; нельзя ставить на огонь)

А вы знаете, как делают стекло ? (ответы детей )

Рассказ воспитателя с использованием презентации «История сознания стекла » .

Тайна эта открылась очень давно. Шли по пустыне путники. Шли они по пескам и очень устали. Вот решили они отдохнуть, развели костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили костер мешками соли, которую везли продавать. Всю ночь полыхал костер. А в середине него свершилось таинство,- слияние соли с песком. И утром получился камень твердый, но прозрачный и сверкал на солнце. Люди впервые увидели стекло .

Из чего «варят» стекло ? Где делают стеклянную посуду ? (На заводе) создает стеклянные предметы ? (стеклодув ) произнесите медленно : стеклодув .

Каким инструментом пользуется мастер – стеклодув ? Для выдувания стекла ? (трубкой)

Не хотите ли вы стать мастерами – стеклодувами ? (Дети пускают пузыри)

Заключительная часть :

Ребята, что нового узнали? (ответы детей ) Что запомнилось больше всего? (ответы детей ) Как называют человека, который создает стеклянные предметы ? (стеклодув ) Давайте попрощаемся с Фей, скажем ей, до свидания!

Казначеева Гузаль Набиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "Детский сад №1 "Солнышко"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Волшебное стеклышко"
Дата публикации: 08.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе

по теме «Волшебное стеклышко».

Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной

трубой, телескопом, биноклем;

Задачи:

Развивать умение у детей пользоваться лупой, микроскопом

Познакомить со свойством лупы - увеличение; с приборами, где применяется

увеличительное стекло;с историей изобретения приборов.

Объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы и оборудование: лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, лук,

листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной

трубы, телескопа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«Два кольца, два крючка, посереди сиделка,

На носу они сидят и все людям говорят»

Что это? Правильно, очки.

Как же появились очки?

Во всех очках есть увеличительные

стекла и наука, которая изучает свойства увеличительных стекол, называется

« оптика». О развитии оптика, ее достижениях я вам сегодня расскажу.

Давным - давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак.

Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так,

случайно, посмотрел сквозь

него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он

сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть.

Так люди стали пользоваться лупой. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение

насекомых.

появились

подзорная труба, телескоп, монокль и т.д.

Воспитатель: Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.

Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки

и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.

Воспитатель:

маленькие

рассмотреть

увеличительное

любознателен,

рассмотреть

строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь, увидеть микробы. Для этого

микроскоп.

микроскоп

необычного.

Посмотрите

прозрачную

рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко,

а если взять 2-3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они

сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно

пользоваться микроскопом?

воспитателем

рассматривают

строение микроскопа:

объектив, предметный столик, зеркало.

Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды, он берет стеклышко, капает

на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки –

окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч

света от лампы снизу осветит капельку, ученый увидит…. Что он увидит? Посмотрите

сами. Только нам настольная лампа не нужна, у нас микроскопы с подсветкой. Что мы

увидели? (Настоящее море, что-то плавает).

Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите.

Дети рассматривают листья растений и зарисовывают увиденное.

Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать (руки к плечам, вращение плечами вперед-

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим. (руки перед грудью в сторону)

Мы разминку делать будем при любой погоде.

Руку правую поднимем, левую опустим вниз. (одна прямая рука вверх, другая вниз, одна

рука плавно вниз, другая одновременно – вверх)

Мы меняем их местами.

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (ходьба на месте)

А теперь рассмотрите все, что вам интересно.

Воспитатель:

применяются

же волшебные

стеклышки,

микроскопа? Ученые – астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными

светилами.

используют

наблюдения

подзорную трубу далеко видно.

Рефлексия: ребята вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось на занятии?

А чем бы вы поделились дома родителям?

В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через

увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать,

рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь,

увидеть микробов. Для этого ученые создали микроскоп. Через микроскоп

можно увидеть много необычного. Посмотрите на кожицу лука. Какая она?

(похожа на прозрачную пленку).

В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через

увеличительное стекло.

Опытно-экспериментальная деятельность

с детьми старшего возраста «Удивительный мир стекла»

Цель: Познакомить со способом получения стекла. Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д). Развивать любознательность.

Предварительной работы: чтение энциклопедии, рассматривание…

Задачи:

  1. Образовательные
  1. Уточнить представления о том, что стекло разнообразно (прозрачное, хрупкое, цветное, гладкое и т. д)
  2. Сформировать знания о значении стекла в жизни человека
  3. Расширить словарный запас детей
  1. Развивающие
  1. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности. Уметь рассуждать, делать выводы
  2. Развивать и укреплять навыки безопасности при обращении со стеклом
  3. Развивать интерес к познанию предметного мира
  1. Воспитательные
  1. Воспитывать бережное отношение к стеклу
  2. Воспитывать уважение к людям профессий, работающим со стеклом
  3. Формировать художественный вкус

Материал

Колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда

Ход деятельности

Ребята, послушайте загадки, отгадайте их и, тогда, вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня.

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь. (Стекло)

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено. (Стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся. (Стекло)

Отгадали, молодцы.

Воспитатель:

Сейчас я вас приглашаю в лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок-

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Воспитатель: Почему осколки собирают веником и совком?

Дети: Можно порезаться. Для безопасности можно пользоваться и пылесосом.

Воспитатель: Молодцы ребята, усвоили правило безопасности.

Хотите узнать, как появилось стекло?

Песок важнейший компонент из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а в другой конец трубочки выдувал стеклянный пузырь. Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал две формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

А теперь займите свои места.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Вывод делают дети-

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные

предметы.

Дети определяют, что они гладкие, холодные, ребристые

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для в стакан наливает воду, убеждается, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Показать несколько примеров: стекло тонкое, хрусталь). Чем стекло толще, тем звук глуше, чем тоньше стекло - звук выше.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями.

Физкультминутка «Стеклодувы»

Управляя раскалённой каплей (дети, имитируют действия стеклодува)

Облачая в форму вещество,

Создавая лебедя иль цаплю,

Стеклодув в любое существо

Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)

Пара сизокрылых голубей,

И кокетливо уже гарцует

Рыжий конь, и шустрый воробей

Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,

А за ним охоту кот ведёт…

Стеклодув-он как кудесник редкий-

Хоть кого на свет произведёт.

Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую, где можете проявить своё творчество со стеклом.

Дети подходят к столам, где лежит цветной картон и цветные стеклянные камешки. Каждый ребёнок придумывает свой сюжет.

После того как дети закончат, предложить им посмотреть на творения художников, дизайнеров из стекла.

  1. Просмотр презентации «мир стекла».
  2. Прослушивание игры на бокалах («Новогодние фантазии» Тимофей Винковский http://www.youtube.com/)

Спасибо за внимание!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Конспект занятия экспериментированию

в старшей группе

«Удивительный мир стекла и металла »

подготовила: воспитатель Гильманова Г. Н.

2018 год

Тема: «Удивительный мир стекла и металла »

Интеграция: « Познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Интегрированные задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;

5. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

6. Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла).

7. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

8. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.

Словарная работа: магнит, магнитные силы, пластмасса, железный, скрепка. стекло, стеклянный, металл, металлический, гладкий, твёрдый, прозрачный, не прозрачный, хрупкий, не хрупкий, водопроницаемый, водонепроницаемый, разноцветный, звучит.

Материал: металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. стеклянные предметы

Ход ООД:

(Дети на ковре встают в круг.)

В: « Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »

В: А сейчас давайте закроем глазки и все вместе скажем - Крибле-крабле- бумс!

Теперь, Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, куда мы сейчас попали?

мы оказались в лабораторию Волшебников. И сегодня мы познакомимся с несколькими предметами. А вот с какими, вы постарайтесь отгадать:

1.Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

(Стекло.)

Отгадали, молодцы .

(на столе рассматриваем небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. Дети называют, а воспитатель подводит детей к выводу, что они сделаны из стекла, т.е. стеклянные.)

В: А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло. Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Физкультминутка «Мы здоровы! »

Мы ногами – топ, топ

Мы руками – хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами – чик – чик

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли

Сели, встали. Сели, встали.

Руки к телу все прижали.

И подскоки делать стали.

В: Молодцы, справились с заданиями. Я вам сейчас загадаю еще одну загадку:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

- Дети, что это? (машина). Воспитатель достает машину и подтверждает отгадку детей.

- Дети, что вы можете сказать о машине? (цвет, форма и т.д.). Если машина железная, значит, из чего сделана? (из металла). А если она сделана из металла, значит она какая? (металлическая).

Эксперимент №1 «Звук металла»

Детям предлагается постучать сначала деревянной полочкой по металлическому предмету, а затем железной, сравнить какой звук был громче и почему.

Эксперимент №2 «Вес металла»

Дети сначала взвешивают на ладонях два шарика одинаковых по размеру, но разные по материалу (напр., металлический и деревянный). Определяют, какой тяжелее. Затем проводится опыт: в стаканы с водой опускают шарики. Дети озвучивают, что произошло с каждым из шариков, сравнивают. Делают вывод, что металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелый.

Эксперимент №3 «Теплопроводность металла»

Воспитатель предлагает проверить, нагревается ли металл от огня. Дети на ощупь определяют, что пластина холодная, затем сравнивают после того как педагог нагрел пластину при помощи свечи. Делают вывод, что металлические предметы нагреваются. Педагог говорит, что металл проводит тепло – это называется теплопроводностью.

Эксперимент №4 «Волшебная рукавица»

Воспитатель предлагает детям «интересную вещицу – волшебную рукавицу». и демонстрирует детям фокус: с «волшебной рукавицы» не падают металлические предметы. Детям предлагается разгадать, в чем ее секрет. Дети рассматривают рукавицу, находят в ней магнит. Делается вывод, что металл магнитится, это свойство называется магнетизмом. Воспитатель дарит детям магнитики, для того, что бы они без труда могли отличать металлические предметы среди других.