Как развить зрительную память у взрослых и детей.

Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, сознательно думая о его ценности в собственной истории и осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором осуществляется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство информации.

Память в психологии

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Виды памяти

Данный процесс, многоуровневый и многофункциональный, такая сложность предполагает различение нескольких его видов.

Внутренняя память отображает биологические процессы запоминания человеком информации.

Внешняя память фиксируется на внешних средствах (бумага, диктофон). Различение других видов базируется на характере психической активности, характеристике представлений, характере связи с целевой деятельностью, продолжительности хранения образов и целей исследования. Самое простое распределение данного процесса на внутренний и внешний. Разделение на виды за характером психической активности: образная, двигательная, словесно-логическая и эмоциональная.

Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Вследствие чего, в образном процессе есть также виды памяти, зависимо от основной анализаторной системы: зрительная (фиксирование образов предметов или людей, с которыми часто происходил контакт); слуховая (образ звуков, которые когда-то слышал человек); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал); обонятельная (образ запахов, с которыми человек может ассоциировать какое-то воспоминание); тактильная (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).

Двигательная память – это вид, благодаря которому люди учатся управлять велосипедом, запоминать танец, играть в игры, плавать, также проделывать любую трудовую деятельность и разные целесообразные движения.

Эмоциональная память – это способность помнить чувства, переживания или , помнить эмоции и их относительность к какой-то определенной ситуации в тот момент. Если у человека бы отсутствовал этот психический процесс, то он был бы «эмоционально тупым» – это определение состояния человека, в котором он выглядит непривлекательным, неинтересным для окружающих, таким себе роботоподобным объектом. Умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.

Словесно-логическая память делится на слова, суждения и мысли. Она разделяется также на механистическую и логическую. Механистическая, включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации. Логическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. За уровнем осознания запоминаемого материала память бывает двух видов: имплицитная и эксплицитная.

Имплицитная – память на не осознаваемую человеком информацию. Запоминание происходит замкнуто, независимо от сознания и недоступно прямому наблюдению. Такой процесс осуществляется с потребностью найти решение в какой-то ситуации, но даже тогда не поддаются осознанию те знания, которые имеются у человека. Примером такого процесса есть то, что человек в процессе его социализации воспринимает нормы общества, и руководствуется ими в своем поведении, не осознавая основные теоретические принципы.

Эксплицитная память происходит, когда полученные знания используются абсолютно сознательно. Они извлекаются, припоминаются, когда есть необходимость в решении какой-то задачи, используя эти знания. Данный процесс может быть: непроизвольный и произвольный. В непроизвольном процессе остаются следы от образов, возникшие бессознательно, автоматически. Такое запоминание больше развито в детстве, с возрастом оно слабеет.

Произвольная память – это целеустремленное запоминание образа.

За продолжительностью во времени память разделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную.

Мгновенная память , ее еще называют сенсорная, отображается в удержании информации, воспринятой сенсорными анализаторами. Она, в свою очередь, разделяется на иконическую и эхоическую.

Иконическая – это некий сенсорный регистратор зрительных раздражителей. С ее помощью фиксируется информация в целостной форме. Человек никогда не различает иконическую память и объекты окружающей среды. Когда иконическая информация вытесняется другой информацией, зрительное ощущение становится более восприимчивым. Если зрительный материал поступает слишком быстро, то происходит наслаивание одной информации над другой, которая все еще держится в памяти, и перешла еще в долговременную память. Это называется эффект обратной маскировки.

Эхоическая память – послеобразная, в ней хранятся образы не более чем 2-3 секунды, когда было влияние слухового раздражителя.

Кратковременная память способствует запоминанию человеком образов после однократного, кратковременного их восприятия и мгновенному воспроизведению. В таком процессе имеет значение количество стимулов, которые воспринимаются, их физическая природа, и не принимается в счет их информационная нагрузка.

Кратковременная память имеет определенную формулу, за которой определяется количество запомненных объектов. Она звучит, как «семь плюс-минус два». Когда человеку предъявляется стимульный материал, на котором изображено определенное количество предметов, он может запомнить из них 5 или 9 объектов на время до 30 секунд.

Оперативная память – сохраняет след образа, который необходим для выполнения текущего действия.

Долговременная память может хранить следы образов очень долгое время и позволяет их потом использовать в будущей деятельности. Благодаря такому запоминанию человек способен копить знания, которые потом он может извлекать или по собственному желанию, или при внешнем вмешательстве в головной мозг (с помощью ).

Зависимо от целевой исследовательской деятельности существуют особенные виды этого психического процесса: биологическая, эпизодическая, ассоциативная, репродуктивная, реконструктивная, автобиографическая.

Биологическая или ее еще называют генетической, обусловливается механизмом наследственности. Она предполагает владение человеком таких паттернов поведения, которые были свойственны людям в более раннее периоды эволюции, это выражается в рефлексах, инстинктах.

Эпизодическая представляет собой хранилище фрагментов материала, которые привязаны к определенной ситуации.

Репродуктивная заключается в повторении воспроизводства информации, припоминая оригинальный вид сохраненного объекта.

Реконструктивная помогает восстановить нарушенную последовательность стимулов к первоначальному виду.

Ассоциативная память формирует функциональные связи, то есть ассоциации, между объектами, которые запоминаются.

Автобиографическая память помогает человеку запоминать события собственной жизни.

Тренировка памяти

Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, внимание).

Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского . Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

Развитие памяти

Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.

Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.

Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.

Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.

Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.

Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.

Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.

Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.

Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.

Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.

Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.

Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.

Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.

Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.

С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.

Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.

Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.

Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.

Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.

Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.

Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста , в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.

Помимо интеллектуальных, перцептивных существуют еще и мнемические. Они являются компонентами человеческой познавательной активности, тесно связанными с его перцептивными процессами, Возникающие образы памяти называются представлениями.

Трактовка понятия памяти

Известно, что это процесс сохранения ранее приобретенного опыта, именно он делает допустимым повторное применение последнего в действии, а также возвращение в область сознания. Она соединяет прошлое индивида с его настоящим, а также будущим. Память - наиболее важная познавательная функция, которая составляет основу дальнейшему обучению и развитию.

Прошлый опыт складывается из возобновляющихся образов отдельно взятых предметов, процессов, которые были восприняты в прошлом, усвоенных ранее движений, действий, пережитых прежде чувств и желаний и возникших когда-то мыслей.

Основные процессы памяти

К ним относится:

  • запоминание;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Проходящие прямо в мозг от и внутренних, и внешних раздражителей разного рода возбуждения оставляют так называемые отметены в нем, сохраняющиеся на протяжении долгих лет. Если говорить образно, то можно представить, что в коре полушарий проторяются пути для упомянутых ранее возбуждений, ввиду чего впоследствии нервные связи появляются быстрее и легче. Последние сохраняются, а затем оживают в случае повторения возбуждений либо угасают, если таковые не повторяются, и тогда «удвоенное» забывается. Таким образом, процесс образования, сохранения временных связей - физиологический фундамент памяти.

Механизм рассматриваемого явления

Информация, которая идет от органов ощущений, проходит обработку сенсорной памятью, обеспечивающей ее удержание на протяжении достаточно короткого промежутка времени (как правило, меньше минуты).

В зависимости от вида стимула последняя может быть:

  • эхоической (связь со слухом);
  • иконической (связь со зрением) и т. д.

Психологи выдвигают предположение касательно того, что именно в сенсорной памяти фиксируются физические признаки поступающей информации. Другими словами, на этой стадии осуществляется разграничение запоминания - глазами или носом.

Сразу по окончании получения какой-либо информации начинается такой процесс, как забывание.

Виды памяти

Существует ряд критериев для их классификации, одним из которых является ее деление по времени сохранения полученного материала, а другим - по анализатору, преобладающему в ранее упомянутых процессах запоминания, воспроизведения, сохранения материала.

Так, в 1-м случае принято выделять несколько видов памяти:

  • оперативную;
  • мгновенную;
  • генетическую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

А во 2-м случае речь идет о зрительной, обонятельной, слуховой, осязательной и прочих видах памяти. Теперь более подробно узнаем о том, что же представляют собой слуховая и зрительная памяти.

Первая расценивается как хорошее запоминание, достаточно точное воспроизведение разного рода звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Слуховая память необходима филологам, акустикам, музыкантам, а также людям, которые изучают иностранные языки.

Зрительная же память связана сначала с сохранением, а затем с воспроизведением полученных зрительных образов. Достаточно часто данный вид присущ людям, имеющим эйдетическое восприятие, такие индивиды способны на протяжении значительно долгого временного промежутка «видеть» запечатленную картину уже в воображении по окончании воздействия на соответствующие На основании этого рассматриваемый вид памяти подразумевает наличие способности к воображению у субъекта.

Итак, после того, как мы узнали, что представляют собой слуховая и зрительная памяти, нелишне будет уделить внимание вопросам касательно возможности их развития. Для этого стоит обратиться к специальным методикам.

Развитие зрительной памяти

Определенно, что каждый хотя бы раз сталкивался с такой ситуацией, когда кто-то из окружения с лёгкостью запоминал новую детальную информацию. У большинства же людей наблюдается кратковременная зрительная память. Она определяет способность к запоминанию наглядной информации, углублению понимания при наличии определенных наглядных материалов.

На сегодняшний день существуют методики, помогающие улучшить память. Одним из самых распространенных способов выступает тренировка воображения, развитие у себя творческого мышления, применение ассоциаций. К примеру, при необходимости запомнить многозначные числа требуется представить их в таком виде, как растения, животные, неодушевленных предметы. Так, единица может быть придорожным столбом, двойка - лебедем, шестерка - (разомкнутым), восьмерка - матрешкой и т. п. Если сразу будет трудно представить всю картину, то можно попробовать набросать схематично рисунок.

Развитие слуховой памяти

Как уже стало понятно, слуховая и зрительная памяти могут поддаваться тренировке. Мы уже рассмотрели, как можно улучшить зрительную память, теперь узнаем, как тренировать слуховую. Этот вид памяти играет немаловажную роль для запоминания нового слова, песен, стихов. Эффективное упражнение для развития в данном случае - «Слушай и запоминай». К примеру, если это ребенок, то после прослушивания короткой сказки («Репки») он должен повторить ее в точной последовательности.

Более маленьким детям подойдет упрощенная форма задания: озвучиваются названия нескольких парных предметов (ботинки-шнурки, тарелка-ложка, пр.). Развитию именно слуховой памяти хорошо способствует звучание несложных предметов. Будет полезным приобрести для ребенка игрушечные музыкальные инструменты. Также можно демонстрировать разные звуки, после чего ребенок должен будет угадать инструмент.

Таким образом, можно смело сказать, что слуховая и зрительная памяти поддаются тренировкам, особенно в раннем детстве. На сегодняшний день существует множество методик, остается лишь подобрать подходящую.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как зрительная и слуховая память. Подробно рассказано о процессах памяти.

Не все могут похвастаться хорошей памятью. Но, как и большинство навыков, она поддается тренировке с помощью системы упражнений.

1. Делите картинки на элементы

Часть запомнить легче, чем целое, ‒ если вам трудно сохранить в памяти схему или картинку, вы можете разделить ее на несколько элементов и запомнить каждый из них. Этот принцип давно используется при обучении. Например, студенты, изучающие китайские иероглифы, обычно жалуются, что им никак не удается их запомнить. Однако так происходит лишь до тех пор, пока они не овладеют определенным набором так называемых «ключей» и «фонетиков». Обе категории включают в себя ограниченное число графических знаков, из которых состоит большая часть иероглифов. Сведя десятки тысяч иероглифов к паре сотен ключей и фонетиков, запомнить письменные знаки можно гораздо быстрее.

Тот же самый принцип пригоден в большинстве случаев. Допустим, вы хотите запомнить образ человека. Сперва перечислите, во что он одет: куртка, джинсы, кроссовки. Теперь переходите к каждому предмету одежды в отдельности: его кроссовки белого цвета с тремя продольными синими полосками, с серыми шнурками.

2. Решайте головоломки на внимательность

Помните задания в детских журналах «Найди 10 отличий»? Это мощная тренировка зрительной памяти, такие головоломки полезны не только детям, но и взрослым. Сравнивая две картинки, которые несущественно отличаются друг от друга, ваш мозг учится вниманию к деталям.

Головоломки типа «какой предмет на рисунке расположен ближе, а какой дальше» тренируют выстраивать геометрическую перспективу. Полезно запоминать последовательности предметов. Во время таких тренировок активна визуальная память, отвечающая за правильное восприятие пространства и композиции.

3. Развивайте синестезию

Как звучит это здание? А какой вкус у этого оттенка? Это больше чем просто игра: связывая визуальные элементы со звуками, запахами, тактильными ощущениями, вы заставляете мозг создавать сложные ассоциации. Позже они помогут отыскать в памяти нужную информацию. Синестезия позволяет визуальным образам глубже «укореняться» в мозгу. Она заставляет нервные структуры одной сенсорной системы активировать структуры другой.

Возможно, вы уже используете принцип синестезии в повседневной жизни, чтобы облегчить запоминание. Например, ветки метро ассоциируются у большинства с конкретным цветом, и далеко не все пассажиры помнят их основные названия. Создавая необычные ассоциации, вы развиваете творческое мышление. Известно, что одаренные музыканты, писатели или художники успешно владеют этим навыком.

4. Рисуйте сложные орнаменты

Изображения и предметы, имеющие сложную структуру, которая не поддается логическому описанию, запоминаются сложнее всего. Например, многие туристы легко ориентируются в Нью-Йорке или Санкт-Петербурге, но теряются в Москве или Мадриде. Последним городам недостает регулярной планировки.

Для развития памяти рекомендуют выполнять следующее упражнение. Возьмите фотографию скола мрамора или малахита. А теперь попробуйте нарисовать на отдельном листе бумаги все узоры и прожилки. Это непростая задача. Затем отложите рисунок и оригинал и попробуйте изобразить камень по памяти. Не жалейте времени ‒ если первый рисунок окажется далек от совершенства, повторите упражнение еще несколько раз.

5. Запоминайте изображения как последовательности слов

Многие, кого подводит визуальная память, отличаются отличной способностью к запоминанию слов. Если вам трудно сохранить в памяти лицо человека, постарайтесь запомнить его максимально подробное словесное описание. Например: «У него широко посаженные серо-голубые глаза с тяжелыми веками и густыми бровями. Нос слегка курносый, с веснушками. Он носит очки в черной оправе».

Вербализация сохраняет ускользающие от визуальной памяти детали в словесных описаниях. Когда вы произносите записанную фразу, мозг поневоле представляет изображения - так вам будет легче вспомнить образ человека.

6. Чаще вспоминайте предметы и детали

Мозг не запоминает детали, если вы не ставите перед ним такой задачи. Вы только что встретили на улице старого знакомого и остановились немного поговорить. Теперь, когда вы идете дальше, попробуйте вспомнить, во что он был одет, его жесты, как выглядела улица за его спиной. Акцентируя внимание на деталях, вы тренируете механизмы доступа к собственной памяти. Однако остерегайтесь ложных воспоминаний: лучше всего вернитесь и проверьте.

Как развить зрительную память, чтобы помнить все что увидел так хорошо, как это делают в передаче «Удивительные люди»? И зачем нам это нужно? Если человек работает в полиции и ему необходимо узнавать множество лиц разыскиваемых преступников, тогда еще понятно.

Иногда в жизни случается увидеть какую-то страшную картину, которую хочется стереть из воспоминаний навсегда. Может природа специально ограничивает определенным объемом образы, хранящиеся в голове, чтобы сохранить нашу психику?

Зрительная память: что это такое

Что такое зрительная память? Изучать этот вопрос детально ученые начали только в шестидесятые годы прошлого века. Оказалось, что не все закономерности, связанные с вербальной, то есть разговорной памятью, верны для визуальной. Способность удерживать образную информацию в сознании, не обращаясь к словесному обозначению, называется зрительной памятью.

Часто для лучшего запоминания человек для себя называет то, что увидел. К примеру: красный круг, зеленый квадрат, голубой треугольник. Это дает двойной код для мозга. Иногда сложно разграничить визуальный образ от вербального. То есть, человек запомнил оттенок, но не знает, как он называется точно: малиновым или лиловым.

Зрительную память условно можно разделять на кратковременную, которая работает здесь и сейчас, и долговременную. Кратковременная позволяет нам удерживать в сознании небольшое количество предметов на протяжении короткого промежутка времени. Исследователи заметили, что легче всего запоминаются 3-4 предмета. Если поменять у них цвет или форму, то они все равно сохранятся в голове. Но, когда предметов станет больше, их уже будет труднее сохранять в сознании кратковременной ячейки.

В долговременной памяти хранятся воспоминания, которые были для нас очень дороги, часто повторялись или произвели большое впечатление. Все помнят лицо своей матери, лучшего друга, первый снег, море.

Если говорить об этом по-научному, кратковременные воспоминания хранятся в одной ячейке, а долговременные воспроизводятся, когда захватывается целая цепочка ассоциаций. Долговременная память – это хранилище, в котором воспоминания находятся до поры, до времени. Мы их туда кладем и забываем о них до определенного момента. Существует гипотеза, о том, что объем долговременного хранилища неограничен.

Чем больше цепочек ассоциаций хранится в голове у человека, тем объемнее его долговременная память. Она может сохранить события, происходившие месяцы, годы, дни и часы тому назад. Объем долговременного хранилища может пополняться. Человек его не осознает, пока не переведет часть воспоминаний в рабочую, кратковременную ячейку для каких-нибудь повседневных нужд.

Как развить образную память

Как улучшить зрительную память? Этот вопрос волнует многих. Хороший объем визуальных образов облегчает любую профессиональную деятельность. Кондитер, украшая торт, старается повторить узор или форму цветов, вспоминая о том, как украшал только что или вчера другой десерт.

У взрослых

Тренировка зрительной памяти – это не самое сложное занятие. При желании можно самостоятельно выполнять специальные упражнения.

Чтобы добиться определенного результата, заниматься следует регулярно.

Ученые заметили следующую закономерность. Если в процессе запоминания принимает участие работа над образом, оно запоминается на более длительное время и точнее.

Пример. Если на экране будет написано несколько слов. Одно слово – рак. У испытуемых спросили: «Не умер ли кто-нибудь из родственников от такой болезни?» В дальнейшем, оказалось, что 85% людей запомнило это слово. Потому что над ним работали глубоко, опираясь на эмоции.

Практические опыты психологов направлены на то, чтобы уточнить разные стороны проблемы. Как быстро запоминает человек увиденное? Исследователи показывают предмет то на 2 секунды, то на 2 минуты.

Точность воспоминаний их тоже интересует. Насколько верно сохраняется предмет в голове у человека? Не добавляет ли мозг свои детали, интерпретацию?

Существует проблема изменения образа в воспоминаниях, если человеку задают заведомо сбивающие его с толку вопросы. Часто по этой причине совершаются ошибки в судебных процессах.

Замечено, когда в изображении что-то медленно меняется, человек может этого не заметить. К примеру, на экране дерево будет становиться более прозрачным и исчезнет совсем. В то же время, если предмет двигается, вы это сразу заметите, обратите на это внимание.

Лучше запоминается то, на что человек обратил внимание. Когда человек проделывает упражнение для улучшения запоминания, следует понимать. У него разовьется внимательность и запоминание именно в этом упражнении. Но бдительность и внимание на проезжей части дороги останутся такими же, какими были. То есть, если нужны более крепкие воспоминания в определенной области, в ней и надо выполнять упражнения.

Замечено, что в момент опасности для жизни человека, он может увидеть перед глазами картинки всей своей жизни, промелькнувшие за пару секунд. Это лишний раз подтверждает, что зрение дает человеку самый большой процент знаний, представлений об окружающем мире.

Память у каждого человека индивидуальная. Одни запоминают все детали, едва взглянув на предмет, другие не помнят основного. Но мы способны влиять на возможности запоминания независимо от своего возраста. Чтобы развить память у взрослого индивидуума, надо постараться, приложить больше усилий. Чтобы тренировать зрительную память зрелого человека, следует проанализировать его проблемы, выбрать индивидуальные упражнения.

Занятия позволяют увеличивать объем воспоминаний, продлевают сроки хранения образов в голове человека, раскрывают скрытые резервы мозга.

Если у человека не очень хорошее зрение, к упражнениям хорошо подключать приемы мнемотехники. Примером может служить стишок о цветах радуги, про охотника и фазана.

В процессе занятий для лучшего взрослому человеку нужна диета, богатая витаминами: С, Е, В6, В12.

В рационе должна быть рыба:

  • кета;
  • сардина;
  • лосось;
  • палтус.

Орехи грецкие и лесные, морковь и яблоки, бананы дополнят состав крови полезными микроэлементами, необходимыми для усиленной работы нейронов головного мозга.

Упражнения для лучшего запоминания человек должен повторять регулярно, постепенно усложняя их. Следует увеличивать объем приемов и количество предметов, которые вы хотите запомнить.

Для тренировки зрения можно использовать время вынужденного бездействия. Например, сидя в метро, закрыть глаза и попробовать вспомнить, какого цвета пальто у девушки, сидящей рядом. Открыть глаза, посмотреть внимательно на трех-четырех человек одновременно. Закрыть и вспоминать их одежду, цвет сумочки в руках. Постепенно можно добавлять количество людей, усложнять задачу.

Леонардо да Винчи упражнялся с игральным кубиком, запоминая одну его грань. В интернете можно найти множество примеров для тренировки зрения. Одно из них – рисование. Посмотрите на цветок, отвернитесь и нарисуйте его, представляя мысленно. Проверьте себя. Картины, возникающие в мозгу, старайтесь рисовать как можно точнее.

Зарисуйте колье своей подруги, изготовленное из камней разной формы и цвета. Вспомните, мыслительным взором, сколько тарелок поставили на стол, накрывая ужин.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Для дошкольников в магазине игрушек продается множество развивающих игр. Раскладывая обычные кубики и надевая кольца пирамидки, мама может задавать вопросы, повторять с малышом, сколько он видит предметов, как они расположены на столе.

Хорошо тренированная визуализация поможет ребенку лучше учиться, запоминать уроки, приобретать профессию, быть успешным в жизни.

У младших школьников хорошо развивается наглядно-образная память, потому что им дается много конкретного образного материала, что развивает визуальное мышление. В начальных классах учителя готовят детей к развитию логической памяти, предлагая запоминать определения, доказательства и объяснения. Запоминая логически связанные значения, ребенок развивает мышление.

Память у ребенка в разном возрасте отличается. Когда мальчики вырастают на 10 сантиметров за лето, клетки их мозга не успевают за таким быстрым ростом. В 14-15 лет мальчикам учиться труднее, чем в первом классе.

Чтобы занятия тинейджера не превращались в мучение, ему надо разнообразить свои впечатления. Например, запоминать исторические сведения, дополняя их рисунками, картами, таблицами. Информацию дополнять рифмованными стишками, наподобие Пифагоровых штанов.

Запоминая множество дат, привязывать их к предметам в своей комнате. Развивающие упражнения помогут натренировать образное мышление подростку, что облегчит его учебу.

У художников

Художники обладают повышенным образным мышлением. Они учатся рисовать, лепить по своим мысленным воспоминаниям о природе, добавляя немного от себя. Чтобы помнить множество картин из окружающего его мира, художник постоянно пополняет свои воспоминания, внимательно всматриваясь в пейзаж за окном, в натюрморт.

Леонардо да Винчи часто ставил перед собой букет цветов и смотрел на него. Потом рисовал по памяти. Сверял с реальным букетом и так повторял много раз, пока не запоминал его в точности.

Упражнения для тренировки визуальной памяти

Чтобы , с ним можно играть в буквы. Две большие буквы А и М расположить рядом друг с другом. Закрыть их непрозрачным листом и предложить ребенку повторить расположение букв. Такая тренировка с малышом и другие развивающие игры увеличивает объем зрительного хранилища мозга. Если у ребенка плохая память, играйте с ним чаще.

Разложите в произвольном порядке несколько спичек на столе. Запомните их расположение, закройте непрозрачной салфеткой. Нарисуйте все, что запомните. Проверьте результат.

Найдите в картинках для теста в интернете или комиксах несколько отличий.

Запомните во что одеты ваши гости. Выходите в другую комнату. За это время пусть они поменяются шарфами, галстуками. Вы заходите и угадываете, что изменилось во внешности.

Хорошо тренирует мозг обычное чтение книг с картинками и без. Читайте не меньше сотни страниц в день и ваши воспоминания будут живыми и объемными.

Встречаются люди, которые утверждают что у них фотографическая память - способны с одного взгляда запомнить сложный текст, могут через много лет отчетливо вспомнить чье-то лицо или подробно описать давно произошедшее событие. Это особые свойства, которые основываются на зрительных впечатлениях.

В научных кругах такие качества принято называть эйдетизм. Человек, обладающий им, увидев один раз предмет, продолжает воспринимать вещь даже при ее отсутствии. Этими качествами может обладать большинство, особенно подростки. Проходит некоторое время, по мере взросления значительная часть людей утрачивает их.

У взрослых зрительная память постепенно подавляется другими качествами, хотя по-прежнему продолжает функционировать. Чтобы не потерять описанные , ее тренируют и укрепляют.

Испытание памяти

Эйдетизм - непросто прихоть и демонстрация способности перед другими людьми. Развитие его приносит пользу и в быту, и, что для некоторых важнее, в бизнесе. Воспринимать быстро и много информации – это большой плюс.

Чтобы визуальная память долго и продуктивно работала, используйте эффективные и несложные решения. Развивать и укреплять эйдетизм можно начинать с легких упражнений. Возьмите простую картинку, внимательно посмотреть на нее пару секунд. На первый взгляд кажется, что пользы от этого не будет, так как каждый считает, что у него с памятью все нормально. Но так ли это?

После запоминания изображения на картинке, уберите и попробуйте в деталях описать, что на ней было представлено. Убедитесь, что это далеко не просто. Некоторые удивятся тому, насколько плохо запомнили изображение.

Постепенное совершенствование памяти

Кто-то скажет, что ему некогда играть в детские игры и развивать какой-то эйдетизм. Теперь подумайте о том, сколько раз вы забывали какие-то предметы, а вспомнить где, не могли. Иногда, встретив на улице человека, понимаете, что его уже где-то видели, но кто он и при каких обстоятельствах встречались, вспомнить получалось редко.

Эти сбои, которые дает зрительная память, - последствия небрежного отношения к ней. После первой проверки, приступаем к постепенному укреплению. Не запоминайте сразу все изображение на картинке. Попробуйте запомнить на первый раз пару деталей, и в каком порядке они расположены. Если не получилось, повторите еще раз.

Постепенно задание усложняйте. Увеличивайте количество запоминаемых деталей, меняйте изображения. Прочитайте отрывок текста, только не заучивайте, и попробуйте зрительно представить его и повторить.

Совет для тех, кто хочет, чтобы у него была фотографическая память - перед тренировкой подумайте о мотиве, который побуждает вас этим заниматься. Если делать это просто из любопытства, терпения хватит максимум на пару дней. С конкретной целью тренировать эйдетизм можно намного успешнее.

Какие бывают результаты укрепления памяти

Каждый слышал о людях, у которых эйдетизм развит до невероятного уровня. Только раз просмотрев на текст с огромным количеством чисел, они легко в точности повторяют их. Большинству людей выучить это не под силу даже за всю жизнь.

Прекрасная визуальная память не случайность. Эйдетизм - комбинация упорной тренировки и способностей. Конечно, это не дает гарантию, что остальные типы памяти будут работать безупречно.

Намного быстрее улучшается фотографическая память, если человек, кроме механической тренировки, расширяет круг своих интересов, больше читает, знакомится с изящным искусством, общается с разными людьми. В процессе этого зрительная память будет улучшаться, так как вы непроизвольно начнете применять на практике свою способность запоминать. Через некоторое время это войдет в привычку и память постоянно будет улучшаться. Со временем эйдетизм достигнет нужного уровня.

Просматривая какую-то информацию или документы, вы сами убедитесь, насколько проще их понять и запомнить необходимые части. Развитие этого типа памяти улучшит запоминание и даст возможность даже при беглом просмотре материала выделять важные моменты из всего объема информации, позволит экономить время на прочтении.

Автор статьи: Кугушева Анна