Считается ли наказание бога если нет детей. Бездетность – наказание Божие? О нашем доверии Богу

- Миссия супругов, которые не имеют детей, ближе подвигу апостольскому, мученическому и преподобническому. Преподобные, апостолы и большинство наших святых имели одиночный уклад жизни, они монашествовали и подвизались во славу Божию.

Одинокий образ жизни, жизни без детей, дает возможность раскрыть всю душу, посвятить себя полностью Богу. Ведь мы знаем, что забота об очаге, о семье иногда удаляет от Господа. Помните, как апостол Павел писал, что хотел бы, чтобы все были такие, как он, а он старался жить без греха, был человеком бездетным, как известно. Более того, он писал также, что жена думает о том, как бы угодить мужу в первую очередь, а муж думает только о том, как бы в первую очередь угодить жене, соответственно, семье и детям.

Вспомним преподобномученицу Елизавету и ее мужа великого князя Сергея Александровича Романова. Они были тоже бездетными. Великий князь Сергей Александрович был градоначальником Москвы и построил много новых церквей, основывал богоугодные заведения, открывал приюты. Он погиб в конце крамолы 1905 года. Великая княгиня Елизавета после утраты мужа становится монахиней. Она помогала монастырям, храмам, возрождала лучшие традиции на Руси. Потерпела мученическую кончину в Алапаевске, прославляется как преподобномученица

И в этом случае мы видим, что отсутствие детей отнюдь не мешало спасению. Спасение в подвиге самоотверженной любви – одна из главных христианских целей.

А дети - условие очень существенное и важное для спасения, но их отсутствие не означает, что нужно предаваться отчаянию. Наоборот, бездетность надо принимать как дар от Господа. У бездетных супругов руки свободны и они могут воспитывать духовных чад, принимая всех детей, всех кто требует помощи, заботы, ласки, а не ограничиваться своими родными кровинками. У нас же множество беспризорных! Хотя бы помочь одному из них добрым словом, погладить по головке, улыбнуться, накормить - разве это недоброе дело? Разве это не подвиг материнства и отцовства?

Не нужно замыкаться только в пределах своей уютной семьи, своего очага, своего круга. За этим стоит ограниченность нашего отношения к Богу. Семья простирается на всю Церковь, на малую церковь, но внутри Церкви Христовой Вселенской Церкви.

Семья составляет только клеточку во всеобщем организме Церковной жизни. Отсутствие детей не означает, что семья исключается из Тела Христова – из Церкви. Наоборот, она может приносить большую помощь Церкви, имея свободные руки, свободные средства и свободную жизнь. Для этого надо посвятить себя воспитанию детей, которых Сам Господь дарует для опеки бездетным родителям.

Батюшка, иногда причиной бездетности становится бурная молодость. И мы каемся, во всем виним себя или наших супругов, но сделать уже ничего нельзя. Как простить себя или супруга, супругу?

Да, аборты влияют на деторождение и часто лишают возможности родить полноценное дитя и даже делают браки бесплодными. Но это не означает, что надо опустить руки. Как апостол Павел говорит: задняя забывая, в передняя простираться, то есть не надо проклинать судьбу. Не надо хулить Бога, обвинять за то, что нет детей, и себя за то, что из-за абортов не можешь родить детей. Самое главное в отношениях с Богом - это чувство благодарности. Недаром Евхаристия это - благодарение. Если человек осознал и раскаялся в своих грехах, в таинстве исповеди и покаяния получил прощение, он должен забыть все, что связано с грехом. Когда мы все время вспоминаем, что была разгульная жизнь, аборты, лишившие возможности иметь детей, то мы должны понимать, что эти воспоминания являются бременем, которые топят семейный корабль Если будем замыкаться, то непременно отойдем от Господа, откажемся от Него…

Жизнь тех людей, которые до супружества прошли такие испытанная как аборт, прелюбодеяние, но затем раскаялись, исповедались, в таинстве венчания покрывается любовью Божией. Теперь они вместе и должны думать о будущем, а не о том, что было. И для ближних своих трудиться в течение всей жизни, отрабатывая свой грех добрыми делами. Для этого Господь соединил их вместе, чтобы они своей богоугодной совместной жизнью искупили бремя тяжких грехов, в том числе и аборты.

Будущее в руках Божьих, надо быть ближе к Богу, чтобы наследовать это будущее. Все зависит от воли человека и его взгляда на жизнь и жизни, конечно, часто страдальческой. А разве у благоразумного разбойника было меньше грехов? Ведь он убивал, грабил людей и насиловал, но вошел в жизнь вечную. Вот это должно быть целью: войти в жизнь вечную. Каждый из нас является разбойником, но надо проявить благоразумие и, «забывая заднее, простираться только в переднее», памятуя, что оставшееся время нам дается ограниченно, для достижения этой цели, и каждый день может быть последним. Поэтому, повторюсь, когда над человеком тяготеют такие грехи как аборт, разбойная жизнь, наркомания, алкоголизм, которые препятствуют деторождению, то, получив на исповеди в таинстве покаяния разрешение грехов от Господа и творя добрые дела для заглаживания этих грехов, надо думать о том, как быть вместе и послужить Богу.

Надо смело отрешиться от греха и жить для правды. Царство Божие - это не пища и питие, а правда и мир радости. Жизнь супругов является духовно плодоносящей. Не только материально, не только на биологическом уровне рассматривается брак человеческий, когда дети рождаются, а когда и на духовном уровне рождаются дети, даже когда супруги становятся для Бога как дети, происходит как бы новое рождение. Как говорит Никодим: «Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться

В таинстве причащения у нас есть возможность обновиться и стать как дети. Супруги, которые, не имеют детей, уподобляются детям, и становятся такими по характеру и по восприятию. «Если не будете, как дети, не наследуете Царствия Небесного». Родители становятся как дети, и тогда супруги воспринимают друг друга как ребенка и они стараются относиться соответственным образом друг другу, помогая избавиться каждому от каких-то грехов, немощи, недостатков, поддерживать и воспитывать друг друга. Таким должен быть взгляд супругов друг на друга: как на наивного ребенка. Это помогает переживать все невзгоды и весь прошлый опыт и отверженность от Бога, которые остались за плечами. Дает возможность бездетным супругам жить полноценной семейной жизнью. Супруги себя воспринимают как детей и перед Богом они становятся как дети, становятся чадами Божьими и любящими супругами одновременно, любящими сыном и дщерью Бога.

О родительском долге

Батюшка, а обязательно ли усыновлять детей, чтобы выполнить свой родительский долг? Как быть, если такой возможности нет?

Нужно помогать ближним, можно служить примером для окружения, даже когда нет возможности взять детей из детского дома или для того, чтобы усыновить, требуется выполнить ряд недосягаемых условий.

Если по каким-то причинам супруги не могут усыновить ребенка, а в каких-то городах или поселках нет беспризорников, то они могут прийти к соседям и предложить помощь в воспитании детей. Думаю, многие согласятся, чтобы бездетные родители вошли в жизнь большой семьи и помогали воспитывать детей. Надо только искать такие возможности и не сидеть, сложа руки, ожидая, пока к тебе обратятся за помощью.

Я помню такие семьи в своем детстве. В 50-е годы было много бездетных родителей, которые приглашали и меня к себе. Пытались приблизить, угощали обедом, что-то рассказывали, проявляли свою заботу и ласку. Когда моя мать уходила на работу, они меня брали к себе. И я помню, что когда приходил к своим соседям, то получал все мне необходимое.

Все зависит от позиции самих супругов, как они относятся к ближним, которые требуют помощи, и активны ли они или просто замыкаются в своем горе бездетности, проклиная свою судьбу. Надо искать и действовать, как Господь говорит нам: «Ищите и обрящете! Просите и дастся вам! Какой мерой мерите, такой и отмерится вам», насколько вы возлюбите ближнего, настолько и вас возлюбят, в том числе и дети.

Во всяком случае, отсутствие детей - это не повод для того, чтобы заявлять о том, что жизнь обращена на поражение. Посмотрите вокруг себя и проявите любовь к тем детям, которые не имеют любви. Как много беспризорных! Надо просто выйти, посмотреть и найти способ приблизить их к себе. И такой деятельностью занимаются многие, иногда совсем даже не православные, а сектанты. В том числе представители таких сект, которые очень далеки от Православия, но они идут в народ и ищут сирот, беспризорников и брошенных детей, стараясь спасти их. Так же и могут сделать православные родители. Только не надо ждать, а самим идти. Господь призывает нас к активной творческой деятельности, к «соработничеству» с Богом, тогда не будет проблем. Господь дарует детей и все необходимое для спасения. Но отсутствие детей не означает, что спасение невозможно. Наоборот, спасение открывается во всей полноте, во всех возможностях для тех, кто ищет этого.

Батюшка, очень трудно бывает семьям, оказавшимся на чужбине, найти утешение, когда вокруг нет родственных душ, нет даже православных храмов по близости.

Интересный случай произошел с одной бездетной русской семьей, бежавшей через Дальний Восток и очутившейся в юго-восточной Азии. Мужу и жене пришлось жить в условиях, далеких от христианства – в буддийской стране, сейчас она называется Бирмой. Они не отчаялись и стали заниматься своим делом. Постепенно у них образовалась своя семья из тех бирманцев, которые их окружали и видели добрую жизнь супругов, их труды. Бывший купец шел работать, помогал людям, строил счастье своей семьи и ближних. Супруги вели миссионерскую деятельность вокруг бирманцев. Они собрали вокруг себя целую общину и, воспользовавшись случаем, когда из Китая прибыл православный священник, окрестили всех тех, кто их окружал. Таким образом появилась первая община в Бирме, которая постепенно укреплялась и просуществовала долгое время.

Бывают такие случаи: вдали от Родины люди ведут миссионерскую деятельность, не зная языка, своей любовью и делом просвещают сердца окружающих. В этом темном мире несут слово Божие. И они, будучи бездетными, имеют огромную семью и ее составляют те, кто пользуется добротою и помощью супругов. Эта семья растет за счет того, что к ним стремятся люди как на огонек. В нее приходят новые люди, они чувствуют любовь и добро и остаются.

А вообще, сейчас практически нет такой страны, где нет православной церкви. Если нет русской православной Церкви, наверняка есть какая-нибудь из пятнадцати поместных Церквей. Всегда найдется греческая Церковь или балканская, сербская, румынская и другие. Например, в Германии много церквей и жаловаться на то, что там нет слова Божия, мир далек от Православия, не приходится. Там даже строятся новые православные храмы, как и в других странах. Может, в какой далекой африканской стране, где и слово Божие еще не проповедано для всего народа, нет возможности найти православной церкви. Так было после революции, когда многие эмигранты бежали из России, спасаясь от мести атеистов, и оказывались в далеком Зарубежье. Многие из них попадали туда, где не было церквей или где, может, и были храмы, но другой деноминации.

Супруги могут оказать огромную помощь ближним, просвещая их. Когда нет детей, немощь может стать великой силой, если из замкнутости выйти на свет Божий и посмотреть, сколько людей вокруг ожидает просвещения. Супруги могут интегрироваться в жизнь своей чужбины и вдали от родины стать светильниками

Православия. Таким образом, духовных чад Господь сотворит им из тех камней, которые вокруг них.

В свое время в Москве жил очень дорогой мне человек – Вадим Николаевич. Он был бездетным и разведенным. Еще до войны его бросила жена, потому что он посещал храм, что противоречило политике партии, тем более что она преподавала иностранный язык в институте. Он безбоязненно стоял за веру и был гоним. Пришлось ему пройти и расстрельную камеру в Архангельской тюрьме, но Господь его сохранил. Он так и не женился. Оставшуюся жизнь он восстанавливал святые источники, в частности источник в 12 км от Троице-Сергиевой Лавры. Он собрал много свидетельств чудесных исцелений от этого источника, и предлагал построить там санаторий. Умер в 1982 году в возрасте восьмидесяти лет. Несмотря на его столь преклонный возраст, к нему до самой смерти тянулись молодые люди. Они учились на примерах из его жизни. Он был как талантливый режиссер большого оркестра, потому что обладал даром объединять людей, неся слово Божие. И ко мне относился как отец. Я посещал его через день, ведь тогда трудно было найти духовного отца. Он активно участвовал в моей судьбе.

После Владимира Николаевича я встретил другого старца, он умер недавно. Протоирей Андрей собирал вокруг себя большую семью. Нас было 15 человек, и мы все стали священниками. Он относился к нам, как отец, строго, но с любовью. Отец Андрей всегда говорил, что если Господь любит, Он бьет, если не бьет, значит, мы недостойные чада.

Нет таких непроходимых пропастей и всегда можно найти себе человека близкого по духу при желании. Надо искать и просить Бога.

"Зачатие и рождение совершаются

не без Промысла Божия; то и другое

есть Божие дело, Божий дар"

Святитель Филарет,

митрополит Московский (1783-1867)

В редакцию сайта "Православие и мир" пришло письмо от бездетной супружеской пары, с недавних пор проживающей в Германии.

"Мы женаты 6 лет. Воцерковлены и регулярно причащаемся. Не имеем детей. Посещаем сайт, в том числе и ваш. Но читая статьи с заголовком типа" Ребенок – это благословление Божье", впадаем в уныние. Ведь начинаешь думать: Бог не благословил наш брак, значит мы законченные грешники и не достойны иметь детей и т.д. Да ведь так и до атеизма недалеко!

Например, если бесплодный человек читает, что дитя – есть благословление Божье, то он сразу же примеряет ситуацию на себя и думает: "Значит, Бог меня не благословляет, значит, я грешник, не достоин, плохой". И отсюда без особых усилий делает вывод – я не спасусь!

Или же читает бесплодная женщина статью, в которой говорится, что "женщина спасается чадородием", и думает: мне спасения нет, потому что не могу родить это чадо! По крайней мере, она так думает. Возможно, к высказыванию "женщина спасается чадородием" нужно было бы добавить – если она не бесплодна? Но бесплодная женщина зациклена на самой себе и порою не способна "домыслить" эту истину.

Если принимать во внимание ситуацию, где бесплоден мужчина (я имею в виду православные семьи), то нужно заметить, что часто женщина страдает не меньше мужа, потому, что считает, что Бог дал ей бесплодного мужа в наказание ей и что это именно она не достойна (близкая нам ситуация). А потом начинается мыслительная деятельность, уже далёкая от Православия. Как-то: "Почему Бог даёт детей женщинам легкого поведения, алкоголикам, наркоманкам? Почему Он допускает, чтобы их абортировали, выкидывали новорожденных в мусорку? (частое явление для Германии!!!) Парадокс, но в благополучной стране некоторые молодые девушки не гнушаются убийством собственного дитя.

Насчёт усыновления. Для нас, жителей Германии, это очень непростая задача. Мы уже хотели это сделать, но я выяснил, что усыновить в Германии нам не дадут, по многим причинам. В первую очередь – из-за низкого дохода. Необходимо, чтобы доход составлял не менее 3 тыс. евро месяц. Мы немного не добираем.

А что касается усыновления за рубежом, т.е. в России или, скажем, на Украине, то в законодательстве обеих стран есть пункт статьи, который говорит, что усыновлёнными иностранными усыновителями могут быть дети, к которым в течение минимум года не проявили интерес "свои" усыновители, т.е. россияне или украинцы. На практике это означает, что по закону мы можем взять только больного ребёнка. А взятки давать – грех. Вот такая у нас весёлая жизнь".

Мы попросили прокомментировать это письмо протоиерея Валентина Уляхина , преподавателя кафедры библеистики ПСТГУ, клирика Троицкого храма в Вишняковском переулке:

В Ветхом Завете мы можем найти примеры, которые свидетельствуют о том, что многие персонажи страдали от бездетности. Но они, тем не менее, служат нам образцами единства воли, любви, верности в браке. Мы знаем из Священного Евангелия, например, что апостол Петр был женат, ведь у него была теща. Хотя в его семье детей не было, апостол Павел отнюдь не проклинал свою судьбу за то, что был бездетным. Всю свою жизнь он был ревнителем закона и жил по законам Моисея.

Священник, снимая венец жениха, говорит: "Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия". И когда священник снимает венец с невесты, то он говорит такие слова: "И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревека…"

Сарра не имела детей почти до столетнего возраста, и ее бездетность не считалась отчужденностью от Бога. Мы знаем, что у величайших русских святых Петра и Февронии Муромских была именно такая жизнь – жизнь одного человека, и они даже скончались почти одновременно, их мощи лежат в одном гробе. Детей у них не было. Неужели в этом проявилась какая-то худосочность в отношении Царства Небесного или в отношении Божьего произволения? Нет, конечно. Главное то, что они вошли в Царствие Небесное.

Раньше я любил читать катехизисы. В 80–е годы я брал их у бабушек и дедушек и зачитывался, ведь тогда в атеистических магазинах было невозможно достать литературу, связанную с христианством. Меня всегда поражала мысль, которая подчеркивалась в любом катехизисе: что цель православного брака – это еще и спасение и взаимоподдержка мужа и жены. Господь соединяет души, чтобы муж и жена стали одним человеком и взаимодополняли друг друга: в духовном, душевном и материальном смыслах. У мужа и жены могут быть абсолютно разные характеры, но когда эти противоположности складываются как в символе, то образуется статуэтка, они составляют одного человека, который должен спастись.

И более того, в поздних катехизисах говорилось о том, что цель брака это – взаимоподдержка для достижения Царствия Небесного. А рождение и воспитание детей существенно, но никто нигде не говорит, что если Господь не дал детей – это закрытвает путь ко спасению.

В молитвах в таинстве венчания и обручения сравнительно мало, если соотнести с другими темами, затрагивается тема деторождения и испрашивается благословение на деторождение, но само деторождение становится как бы подчиненным той главной цели, которая призывается брачующимися молодоженами, эта цель – ищите прежде Царства Божия, Царства внутри вас. Царство Божие, как пишет апостол Павел, есть не пища и питие, а правда, мир и радость во Святом Духе.

Каждому человеку хочется оставить после себя след в этой жизни. Дети нужны не только для продолжения рода, многие родители видят в детях продолжение себя. А как же супругам в бесплодных браках "продлеваться" в будущее?

Человек всегда хочет иметь свои корни и свое продолжение. Мы говорим о наших предках или о наших потомках с точки зрения Церкви, с точки зрения Царства вечности. В Церкви все едины: усопшие и ныне здравствующие, и те, кто еще родится. От жизни супругов, от их личного креста зависит будущее тех, кто будет жить после нас. Мы закладываем это будущее как кирпичик в основание дома, в основание Церкви. Апостол Павел говорит, что на основании жизни мучеников, на основании жизни преподобных, святых строится Церковь, а краеугольным камнем является Христос.

А что такое краеугольный камень? Это не тот камень, который лежит в фундаменте. Фундамент апостольский – это святые, мученики, а краеугольный камень – это замковый камень, который держит весь свод от вершины, от потолка до пола. Этот камень держит весь храм в единстве. Так вот бездетные пары могут рассматривать свою жизнь с точки зрения сопричастности мученической и Кресту Господню.

Без мучеников российских не была бы возможна современная Церковь, ее преображение и восстановление, обновление и воссоединение. В жизни каждого человека все промыслительно для блага общей Церкви. Жизнь православных людей никогда не кончается жизнью одного какого-то поколения, одних каких-то людей. Их жизнь простирается на все: на будущее и на вечность.

- Стоит ли смиряться с бездетностью или просить у Господа детей?

А у Матери Божией сколько детей? Она духовно рождает и принимает всех нас в Таинстве Крещения. Становится Матерью всем нам. Мы все усыновлены и удочерены Матерью Божией. Почему мы должны сомневаться, что в бездетном браке по молитвам Матери Божией будут дети?

Немало бывает случаев, когда супругов посещает милость Божия уже во второй половине жизненного пути или в преклонных годах. Они получают от Бога детей и молитвами Богородицы жена становится матерью. Это все очень реально. Не нужно сомневаться, надо просто верить, что наше положение соответствует плану нашего спасения, который творит Сам Господь. Мы, не имея детей, принимаем особую миссию в этом мире. И наша миссия благодатна, не менее, чем в той семье, которая имеет много детей, и где постоянно рождаются все новые и новые дети.

Скажите, пожалуйста, а стоит ли прибегать к традиционным или нетрадиционным методам, способствующим зачатию?

Мы никогда не должны отвергать медицину. Медицина – наша помощница. Врач тот, кто несет нам жизнь, кто трудится во славу Божию и дарует нам возможность избавиться от тех недугов, от бездетности в том числе, которые попустил Господь. Медицина располагает многими средствами, которые помогают деторождению. Только опять же, надо самому изучать этот вопрос, стараться как-то среди многообразия найти то, что необходимо и что может помочь.

Например, есть в традиции греческой Церкви выращивать в недрах монастыря святые виноградные лозы. По приданию виноград помогает зачатию. В медицине все средства хороши, их необходимо использовать и применять, если только они связаны с помощью, а не с мошенничеством.

"Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача… не отступаемся от упования на Бога" Святитель Василий Великий (330-379).

"В лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу". Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Часть 2. Бездетность – дар Божий

"Две цели, для которых установлен брак:

чтобы мы жили целомудренно, чтобы делались отцами;

но главнейшая из этих двух целей – целомудрие".

Святитель Иоанн Златоуст († 407)

– В бездетности есть свои плюсы?

– Миссия супругов, которые не имеют детей, ближе подвигу апостольскому, мученическому и преподобническому. Преподобные, апостолы и большинство наших святых имели одиночный уклад жизни, они монашествовали и подвизались во славу Божию.

Одинокий образ жизни, жизни без детей, дает возможность раскрыть всю душу, посвятить себя полностью Богу. Ведь мы знаем, что забота об очаге, о семье иногда удаляет от Господа. Помните, как апостол Павел писал, что хотел бы, чтобы все были такие, как он, а он старался жить без греха, был человеком бездетным, как известно. Более того, он писал также, что жена думает о том, как бы угодить мужу в первую очередь, а муж думает только о том, как бы в первую очередь угодить жене, соответственно, семье и детям.

Вспомним преподобномученицу Елизавету и ее мужа великого князя Сергея Александровича Романова. Они были тоже бездетными. Великий князь Сергей Александрович был градоначальником Москвы и построил много новых церквей, основывал богоугодные заведения, открывал приюты. Он погиб в конце крамолы 1905 года. Великая княгиня Елизавета после утраты мужа становится монахиней. Она помогала монастырям, храмам, возрождала лучшие традиции на Руси. Потерпела мученическую кончину в Алапаевске, прославляется как преподобномученица

И в этом случае мы видим, что отсутствие детей отнюдь не мешало спасению. Спасение в подвиге самоотверженной любви – одна из главных христианских целей.

А дети – условие очень существенное и важное для спасения, но их отсутствие не означает, что нужно предаваться отчаянию. Наоборот, бездетность надо принимать как дар от Господа. У бездетных супругов руки свободны и они могут воспитывать духовных чад, принимая всех детей, всех кто требует помощи, заботы, ласки, а не ограничиваться своими родными кровинками. У нас же множество беспризорных! Хотя бы помочь одному из них добрым словом, погладить по головке, улыбнуться, накормить – разве это недоброе дело? Разве это не подвиг материнства и отцовства?

Не нужно замыкаться только в пределах своей уютной семьи, своего очага, своего круга. За этим стоит ограниченность нашего отношения к Богу. Семья простирается на всю Церковь, на малую церковь, но внутри Церкви Христовой Вселенской Церкви.

Семья составляет только клеточку во всеобщем организме Церковной жизни. Отсутствие детей не означает, что семья исключается из Тела Христова – из Церкви. Наоборот, она может приносить большую помощь Церкви, имея свободные руки, свободные средства и свободную жизнь. Для этого надо посвятить себя воспитанию детей, которых Сам Господь дарует для опеки бездетным родителям.

– Иногда причиной бездетности становится бурная молодость. И мы каемся, во всем виним себя или наших супругов, но сделать уже ничего нельзя. Как простить себя или супруга, супругу?

– Да, аборты влияют на деторождение и часто лишают возможности родить полноценное дитя и даже делают браки бесплодными. Но это не означает, что надо опустить руки. Как апостол Павел говорит: задняя забывая, в передняя простираться, то есть не надо проклинать судьбу. Не надо хулить Бога, обвинять за то, что нет детей, и себя за то, что из-за абортов не можешь родить детей. Самое главное в отношениях с Богом – это чувство благодарности. Недаром Евхаристия это – благодарение. Если человек осознал и раскаялся в своих грехах, в таинстве исповеди и покаяния получил прощение, он должен забыть все, что связано с грехом. Когда мы все время вспоминаем, что была разгульная жизнь, аборты, лишившие возможности иметь детей, то мы должны понимать, что эти воспоминания являются бременем, которые топят семейный корабль Если будем замыкаться, то непременно отойдем от Господа, откажемся от Него...

Жизнь тех людей, которые до супружества прошли такие испытанная как аборт, прелюбодеяние, но затем раскаялись, исповедались, в таинстве венчания покрывается любовью Божией. Теперь они вместе и должны думать о будущем, а не о том, что было. И для ближних своих трудиться в течение всей жизни, отрабатывая свой грех добрыми делами. Для этого Господь соединил их вместе, чтобы они своей богоугодной совместной жизнью искупили бремя тяжких грехов, в том числе и аборты.

Будущее в руках Божьих, надо быть ближе к Богу, чтобы наследовать это будущее. Все зависит от воли человека и его взгляда на жизнь и жизни, конечно, часто страдальческой. А разве у благоразумного разбойника было меньше грехов? Ведь он убивал, грабил людей и насиловал, но вошел в жизнь вечную. Вот это должно быть целью: войти в жизнь вечную. Каждый из нас является разбойником, но надо проявить благоразумие и, "забывая заднее, простираться только в переднее", памятуя, что оставшееся время нам дается ограниченно, для достижения этой цели, и каждый день может быть последним. Поэтому, повторюсь, когда над человеком тяготеют такие грехи как аборт, разбойная жизнь, наркомания, алкоголизм, которые препятствуют деторождению, то, получив на исповеди в таинстве покаяния разрешение грехов от Господа и творя добрые дела для заглаживания этих грехов, надо думать о том, как быть вместе и послужить Богу.

Надо смело отрешиться от греха и жить для правды. Царство Божие – это не пища и питие, а правда и мир радости. Жизнь супругов является духовно плодоносящей. Не только материально, не только на биологическом уровне рассматривается брак человеческий, когда дети рождаются, а когда и на духовном уровне рождаются дети, даже когда супруги становятся для Бога как дети, происходит как бы новое рождение. Как говорит Никодим: "Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?"

В таинстве причащения у нас есть возможность обновиться и стать как дети. Супруги, которые, не имеют детей, уподобляются детям, и становятся такими по характеру и по восприятию. "Если не будете, как дети, не наследуете Царствия Небесного". Родители становятся как дети, и тогда супруги воспринимают друг друга как ребенка и они стараются относиться соответственным образом друг другу, помогая избавиться каждому от каких-то грехов, немощи, недостатков, поддерживать и воспитывать друг друга. Таким должен быть взгляд супругов друг на друга: как на наивного ребенка. Это помогает переживать все невзгоды и весь прошлый опыт и отверженность от Бога, которые остались за плечами. Дает возможность бездетным супругам жить полноценной семейной жизнью. Супруги себя воспринимают как детей и перед Богом они становятся как дети, становятся чадами Божьими и любящими супругами одновременно, любящими сыном и дщерью Бога.

О родительском долге

– Обязательно ли усыновлять детей, чтобы выполнить свой родительский долг? Как быть, если такой возможности нет?

– Нужно помогать ближним, можно служить примером для окружения, даже когда нет возможности взять детей из детского дома или для того, чтобы усыновить, требуется выполнить ряд недосягаемых условий.

Если по каким-то причинам супруги не могут усыновить ребенка, а в каких-то городах или поселках нет беспризорников, то они могут прийти к соседям и предложить помощь в воспитании детей. Думаю, многие согласятся, чтобы бездетные родители вошли в жизнь большой семьи и помогали воспитывать детей. Надо только искать такие возможности и не сидеть, сложа руки, ожидая, пока к тебе обратятся за помощью.

Я помню такие семьи в своем детстве. В 50-е годы было много бездетных родителей, которые приглашали и меня к себе. Пытались приблизить, угощали обедом, что-то рассказывали, проявляли свою заботу и ласку. Когда моя мать уходила на работу, они меня брали к себе. И я помню, что когда приходил к своим соседям, то получал все мне необходимое.

Все зависит от позиции самих супругов, как они относятся к ближним, которые требуют помощи, и активны ли они или просто замыкаются в своем горе бездетности, проклиная свою судьбу. Надо искать и действовать, как Господь говорит нам: "Ищите и обрящете! Просите и дастся вам! Какой мерой мерите, такой и отмерится вам", насколько вы возлюбите ближнего, настолько и вас возлюбят, в том числе и дети.

Во всяком случае, отсутствие детей – это не повод для того, чтобы заявлять о том, что жизнь обращена на поражение. Посмотрите вокруг себя и проявите любовь к тем детям, которые не имеют любви. Как много беспризорных! Надо просто выйти, посмотреть и найти способ приблизить их к себе. И такой деятельностью занимаются многие, иногда совсем даже не православные, а сектанты. В том числе представители таких сект, которые очень далеки от Православия, но они идут в народ и ищут сирот, беспризорников и брошенных детей, стараясь спасти их. Так же и могут сделать православные родители. Только не надо ждать, а самим идти. Господь призывает нас к активной творческой деятельности, к "соработничеству" с Богом, тогда не будет проблем. Господь дарует детей и все необходимое для спасения. Но отсутствие детей не означает, что спасение невозможно. Наоборот, спасение открывается во всей полноте, во всех возможностях для тех, кто ищет этого.

– Очень трудно бывает семьям, оказавшимся на чужбине, найти утешение, когда вокруг нет родственных душ, нет даже православных храмов по близости.

– Интересный случай произошел с одной бездетной русской семьей, бежавшей через Дальний Восток и очутившейся в юго-восточной Азии. Мужу и жене пришлось жить в условиях, далеких от христианства – в буддийской стране, сейчас она называется Бирмой. Они не отчаялись и стали заниматься своим делом. Постепенно у них образовалась своя семья из тех бирманцев, которые их окружали и видели добрую жизнь супругов, их труды. Бывший купец шел работать, помогал людям, строил счастье своей семьи и ближних. Супруги вели миссионерскую деятельность вокруг бирманцев. Они собрали вокруг себя целую общину и, воспользовавшись случаем, когда из Китая прибыл православный священник, окрестили всех тех, кто их окружал. Таким образом появилась первая община в Бирме, которая постепенно укреплялась и просуществовала долгое время.

Бывают такие случаи: вдали от Родины люди ведут миссионерскую деятельность, не зная языка, своей любовью и делом просвещают сердца окружающих. В этом темном мире несут слово Божие. И они, будучи бездетными, имеют огромную семью и ее составляют те, кто пользуется добротою и помощью супругов. Эта семья растет за счет того, что к ним стремятся люди как на огонек. В нее приходят новые люди, они чувствуют любовь и добро и остаются.

А вообще, сейчас практически нет такой страны, где нет православной церкви. Если нет русской православной Церкви, наверняка есть какая-нибудь из пятнадцати поместных Церквей. Всегда найдется греческая Церковь или балканская, сербская, румынская и другие. Например, в Германии много церквей и жаловаться на то, что там нет слова Божия, мир далек от Православия, не приходится. Там даже строятся новые православные храмы, как и в других странах. Может, в какой далекой африканской стране, где и слово Божие еще не проповедано для всего народа, нет возможности найти православной церкви. Так было после революции, когда многие эмигранты бежали из России, спасаясь от мести атеистов, и оказывались в далеком Зарубежье. Многие из них попадали туда, где не было церквей или где, может, и были храмы, но другой деноминации.

Супруги могут оказать огромную помощь ближним, просвещая их. Когда нет детей, немощь может стать великой силой, если из замкнутости выйти на свет Божий и посмотреть, сколько людей вокруг ожидает просвещения. Супруги могут интегрироваться в жизнь своей чужбины и вдали от родины стать светильниками Православия. Таким образом, духовных чад Господь сотворит им из тех камней, которые вокруг них.

В свое время в Москве жил очень дорогой мне человек – Вадим Николаевич. Он был бездетным и разведенным. Еще до войны его бросила жена, потому что он посещал храм, что противоречило политике партии, тем более что она преподавала иностранный язык в институте. Он безбоязненно стоял за веру и был гоним. Пришлось ему пройти и расстрельную камеру в Архангельской тюрьме, но Господь его сохранил. Он так и не женился. Оставшуюся жизнь он восстанавливал святые источники, в частности источник в 12 км от Троице-Сергиевой Лавры. Он собрал много свидетельств чудесных исцелений от этого источника, и предлагал построить там санаторий. Умер в 1982 году в возрасте восьмидесяти лет. Несмотря на его столь преклонный возраст, к нему до самой смерти тянулись молодые люди. Они учились на примерах из его жизни. Он был как талантливый режиссер большого оркестра, потому что обладал даром объединять людей, неся слово Божие. И ко мне относился как отец. Я посещал его через день, ведь тогда трудно было найти духовного отца. Он активно участвовал в моей судьбе.

После Владимира Николаевича я встретил другого старца, он умер недавно. Протоирей Андрей собирал вокруг себя большую семью. Нас было 15 человек, и мы все стали священниками. Он относился к нам, как отец, строго, но с любовью. Отец Андрей всегда говорил, что если Господь любит, Он бьет, если не бьет, значит, мы недостойные чада.

Нет таких непроходимых пропастей и всегда можно найти себе человека близкого по духу при желании. Надо искать и просить Бога

Бездетность - крест и тайна

Слова апостола о том, что женщина "спасется через чадородие" (1 Тим. 2,15), для многих становятся непререкаемо - устоявшейся аксиомой. Зачастую на бездетные семьи у нас смотрят, если не как на неполноценные, то уж точно с сочувствием, состраданием и скрытой жалостью. Проблемам бездетных семей была посвящена наша беседа с настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Павловым.

- Отец Сергий, можно ли сказать, что бездетность - это крест?

Все, что случается в нашей жизни, есть крест. Прежде всего крест - это то, что спасает человека. А человек, как мы знаем, спасается и какими-то трудами, и скорбями, и лишениями… То есть крест в данном случае может восприниматься кем-то как нечто негативное. Хотя это не так. Мы знаем, что есть Промысел Божий и что Господь ведет человека только Ему ведомыми путями. И мы никогда не сможем до конца осознать, как он действует. Поэтому и не всегда понимаем, почему Господь кому-то не дает детей. Святые праведные Иоаким и Анна - родители Божией Матери - тоже долгое время были бездетными. Господь дал им ребенка поздно - в ответ на их молитвы. Самое дорогое, самое ценное всегда дается человеку не сразу. И когда Господь медлит что-то дать нам, Он помогает гораздо больше оценить то, что дается, и лучше к этому дару подготовиться. Не секрет, что есть многие вещи в нашей жизни, которые мы не ценим просто потому, что они достались нам слишком легко - даром. И поэтому когда Господь не дает дитя достаточно долгое время, мы должны, с одной стороны, отдавать себе отчет, что не знаем, почему Он так делает. А с другой - понимать, что все Господь делает ко спасению. Зачастую причиной бесплодия совершенно очевидно является грех, и человек сам осознает это. Например, мама, когда была беременна, говорила в сердцах: «Я не хочу, чтобы этот ребенок был». Слова эти произносятся в глубине души - а у женщины потом всю жизнь нет детей. Или, по крайней мере, очень долго нет. Хотя у бесплодия могут быть и другие причины: аборт или совет другому человеку сделать аборт, что является грехом детоубийства. Здесь, конечно, двух мнений быть не может: это наказание за грех. Хотя - что такое наказание? Наказывать - значит показывать. И если наказал Господь - значит, показал, куда надо идти. В итоге все дается, по милосердию Его, чтобы спасти. Наказание Божие является карой лишь по форме, по сути же - это всегда любовь, милующая и прощающая.

Но чаще женщины находят в отсутствии детей не урок, но только ощущение своей несостоятельности и ущербности .

Пока у человека нет православного мироощущения, любое испытание может вызывать ощущение несостоятельности. Православный человек знает, что все (и хорошее, и плохое) в его жизни в равной мере может быть обращено Господом и им самим как ко Спасению, так и к погибели.

- В таком случае, нужно ли лечить бесплодие?

Лечить надо любую болезнь, в том числе и бесплодие. Но - уповая на волю Божию. Потому что если нет Божией воли, то никакие деньги, никакое лечение не дадут результата. Человек, лечащийся от бесплодия, в то же время должен осознавать свои грехи. И думать не только «я хочу, чтобы у меня был ребенок», но и о том, каким будет этот ребенок, что он в состоянии ему дать. Думать о том, сумеет ли он сделать так, чтобы те грехи, страсти, пороки, которые живут в каждом из нас, не стали потом главным «наследием» ребенка. И конечно же, проходя курс лечения от бесплодия, нужно обязательно ходить в храм, исповедываться, причащаться. Все остальное - в воле Божией.

- Как православным христианам нужно относиться к современным технологиям решения проблем бесплодия?

Ко всему нужно подходить с рассуждением. Необходимо знать, что лежит в основе той или иной технологии. Например, всем известно, что при некоторых видах оплодотворения оплодотворяются сразу несколько яйцеклеток, а потом «лишние» зародыши уничтожаются. Естественно, это ни в коем случае недопустимо. Потому что мы понимаем, что убивают здесь уже человека, убивают жизнь. Тут двух мнений быть не может. Что же касается непосредственно лечения, то мы опять-таки должны знать, какие препараты при этом будут использоваться. Существует бесплодие мужское и женское. И при лечении мужского в последнее время активно используются стволовые клетки. Как известно, есть два пути получения стволовых клеток: первый - когда используются стволовые клетки самого человека. Это одно дело. Но наиболее эффективны, насколько мне известно, стволовые клетки, которые получают в результате аборта, когда берутся клетки убитого ребенка. Что опять-таки абсолютно неприемлемо.

- Как относиться к тому, что некоторые пары стремятся заполучить ребенка любыми способами?

Это свидетельствует о духовной болезни. Обычно дети, рождающиеся в результате такой «гонки за ребенком», очень часто приносят родителям не радость, а разочарование и боль.

Такое «стремление» может отразиться на малыше, поскольку это проявление греховных эгоизма и своеволия. Дети же частично наследуют душевное состояние родителей.

- Можно ли рассматривать усыновление как выход для бездетной православной семьи?

Найти кого-то, чтобы отдать ему свое тепло, свою любовь - это очень по-христиански. Нужно заметить, что многие при усыновлении сомневаются, смогут ли они полюбить приемного ребенка. У меня есть знакомая православная семья. Они недавно усыновили малыша. Причем к этому совершенно не готовились. Все получилось спонтанно, а точнее сказать - промыслительно. Жена лежала в больнице, увидела брошеного ребенка и поняла, что оставить его там просто не может. Очень многие, однажды побывав в Доме малютки и увидев брошеных детей, побыв с ними рядом, говорят, что оттуда очень сложно уйти без ребенка. И в конце концов забирают малыша. Если есть такое благое расположение, впоследствии Господь даст и своих детей. Это, можно сказать, «установившийся» факт: большинство бездетных пар, все-таки решившихся отдать свою нерастраченную любовь обездоленному ребенку, в итоге рождают и своего.

- В чем состоит духовная помощь священника бездетным семьям?

Многие бездетные семьи приходят в храм молиться, чтобы Господь даровал ребенка. Но при этом их отношение к Богу зачастую потребительское: «Господи, ты только дай! Обязательно дай!» Но потом, когда появляется этот долгожданный ребенок, нередко Бога забывают. Почему Господь таким людям сразу дитя не дает? Потому что важно, чтобы они не просто выпросили ребенка, а разобрались, прежде всего, со своим отношением к Богу, к своему ближнему. И когда произойдет внутреннее перерождение человека (а оно может произойти только в Церкви), тогда Господь и дает то, что у Него просили. Я как священник пытаюсь объяснить, что причины бездетности нужно искать прежде всего в своей душе. И всегда помнить, что есть Промысел Божий.

- Но многие все-таки считают, что без детей семья не имеет смысла.

Говорить о том, что дети - это единственный смысл христианской семьи, абсолютно неверно. Православный смысл семьи - это преодоление внутренней самозамкнутости. Семья - это прежде всего служение. Мужа - жене и жены - мужу. Всем, кто приходит на Венчание, я говорю: «Семья - это крест, крест спасительный, но и трудный. Один из труднейших крестов». В Православии, несмотря на то, что крест монашества всегда считался более заметным, подвиг семейный, подвиг внутренний, потаенный, подвиг служения друг другу - никогда не принижался. Апостол говорит об этом: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). Часто случается, что людей смущают слова Писания: «Жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33). Есть такое понятие - «страх Божий». Это не ужас перед Богом, как перед тираном, но, скажем так, чувство глубокого внутреннего уважения и трепета, основанных на любви. Таким или стремящимся быть таким должно быть отношение жены к мужу. А что же со стороны мужа? «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3, 7). Те люди, которые в состоянии исполнить это в полной мере, - уже святые. И таким образом святость достигается через семью, внутри семьи. Да, это достижимо немногими. Но в любом случае семья, действительно православная семья, - это уже степень святости. Любить человека, служить человеку - разве не этого ждет от нас Господь? И пусть на этом пути много искушений, пусть не все у нас получается. Святость - это не искусство не падать. Святость - это искусство вставать.

Беседовала Мария Волосюк

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой "

Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает. Как же я намучался с одной женщиной, не имевшей детей! Муж этой несчастной занимал высокий пост. Ей принадлежало несколько домов, которые она сдавала внаём. Кроме того, у них был большой дом, в котором она жила с мужем, взявшим за ней в своё время немалое приданое. Но всё ей было в тягость: и на рынок сходить, и пищу приготовить... Да и не умела она готовить-то. Сидя дома, звонила в ресторан и оттуда ей приносили готовые кушанья. Всё у неё было, однако она терзалась, потому что ничего её не радовало. Целыми днями она сидела дома: то ей было не так, это — не эдак. Одно делать скучно, другое — тяжело... Потом её начинали душить помыслы, и она была вынуждена пить таблетки. Её муж брал работу на дом, чтобы ей было повеселей, а она, не зная, чем убить время, стояла у него над душой. Конечно, она надоела этому бедняге: ведь, помимо всего прочего, человеку надо было и работу выполнять! Встретившись с ней, я ей посоветовал: "Не сиди ты целыми днями дома! Ведь так ты совсем заплесневеешь! Сходи в больницу, посети больных..." — "Да куда я там, отец, пойду? — ответила мне она. — Разве мне такое дело по силам!" — "Тогда, — говорю, — сделай вот что: как придёт время читать первый час, читай его, потом в свое время читай третий час и так далее . Положи и один-другой поклончик..." — "Не могу", — отвечает. "Эх, — говорю, — ну тогда берись-ка ты за Жития Святых". Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигших святости, чтобы что-нибудь из прочитанного запало ей в душу и помогло. С превеликим трудом удалось вернуть её в нормальную колею, чтобы она не докатилась до сумасшедшего дома. Эта женщина привела себя в совершенную негодность. Мощный мотор, но масло в нём подзастыло.

Всем этим я хочу сказать, что женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У неё есть и благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель.

Один случай врезался в мою память. У моего знакомого было две сестры. Одна вышла замуж очень юной и родила много детей. Эта женщина приносила себя в жертву. Помимо прочего, будучи портнихой, она шила одежду и таким образом оказывала милостыню беднякам. А на днях приехала и говорит мне: "У меня ведь теперь и внучата есть!" При этом её сердце трепетало от радости. А другая сестра замуж не вышла. Однако и духовной пользы из своего беззаботного положения она не извлекла. В каком же она находилась состоянии! Как она жила — лучше даже не спрашивать... Она ждала, чтобы старуха-мать её обслужила, да ещё и жаловалась, что та делает это недостаточно усердно. Видите как? Она не стала матерью, и поэтому у неё внутри ничего не изменилось. Но, помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пустить в дело ту любовь, которая уже присутствует в женском естестве, извлечь из неё пользу. Однако она этого не сделала.

Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина — даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нужное русло, уподобляется включённому станку, который, не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясает других.

Часы — краткое богослужебное последование, входящее в состав суточного богослужебного круга. Богослужебные часы, читаемые в определённое время, освящают те часы, на которые был разделён день в Римскую эпоху. Время чтения первого часа — около 6 часов утра, третьего — около 9 часов утра, шестого — около полудня и девятого ~ около 3 часов пополудни.

Сотворилли Бог женщину неравной поотношению кмужчине? Осуждаетли Церковь феминисток иправдали, что бездетность- это наказание загрехи? Ответы нанесколько острых женских вопросов оцерковном учении читайте в этой статье.

Говорят, христианство учит, что Бог изначально сотворил женщину как низшую поотношению кмужчине. Такли это?

Насамом деле отношения подчиненности возникли лишь после грехопадения. Изначально жена была сотворена равной почести мужу исама отвечала завсе свои решения ипоступки. Иоанн Златоуст пишет обэтом так: « Вначале Я, говорит Господь, создал тебя равночестною мужу ихотел, чтобы ты, будучи одного сним достоинства, вовсем имела общение сним, икак мужу, так итебе вверил власть над всеми тварями. Ноиз-за того, что тыневоспользовалась равночестием как должно, заэто подчиняю тебя мужу» .

Вкусив запретный плод раньше мужа, непосоветовавшись сним иединолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить это равенство чести первых людей, полученное ими при сотворении. Послову преподобного Ефрема Сирина, она « … из ревности недопустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адамуже предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, тоГосподь обличил еетайны исказал ей: той тобою обладати будет» .

Однако эта подчиненность неявляется для мужей-христиан оправданием самодурству идомашней тирании. Ведь господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе небыло наградой- нузачто можно награждать того, кто исам согрешил? Это, скорее- тяжкая обязанность, необходимость принимать всемье решения инести бремя ответственности нетолько засебя самого, ноизасвою любимую половинку, засвое прекрасное ребрышко, зату, которая- плоть отплоти твоей.

Правдали, что Церковь осуждает движение феминисток?

Насамом деле Церковь неосуждает тоили иное идеологическое или политическое движение. Церковь осуждает только грех. Иесли видеологической программе феминисток есть какие-либо призывы ксовершению греха, то, конечноже, Церковь относится кним негативно. Так, например, защита феминистками права женщины нааборт никогда неполучит церковного благословения, поскольку Церковь считает искусственное прерывание беременности грехом убийства. Втоже время, идею равных гражданских прав женщин имужчин всовременном мире Церковь приветствует, делая важное уточнение: « … Высоко оценивая общественную роль женщин иприветствуя ихполитическое, культурное исоциальное равноправие смужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции кумалению роли женщины как супруги иматери. Фундаментальное равенство достоинства полов неупраздняет ихестественного различия инеозначает тождества ихпризваний как всемье, так ивобществе. Представители некоторых общественных течений склонны принижать, аиногда ивовсе отрицать значение брака иинститута семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, втом числе несовместимой или мало совместимой сженской природой (например, работы, связанной стяжелым физическим трудом). Нередки призывы кискусственному уравниванию участия женщин имужчин вкаждой сфере человеческой деятельности. Церковьже усматривает назначение женщины невпростом подражании мужчине иневсоревновании сним, авразвитии всех дарованных ейотГоспода способностей, втом числе, присущих только ееестеству» (Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви).

Говорят, что бездетность- это наказание загрехи женщин. Церковь действительно так считает?

Насамом деле: сполной уверенностью утверждать подобное можно лишь, когда бездетность оказалась медицинским следствием сделанного когда-то аборта. Идаже вэтом случае источником такого наказания является самаже эта несчастная женщина, лишившая себя радости материнства.

Мысль отом, что бездетность является божественной карой загрехи родителей была присуща традиционным обществам, вкоторых продолжение рода было одним изглавных смыслов брака, даивсей человеческой жизни. Логика там была примерно следующая: человек согрешил- Бог решил прекратить его род, чтобы потомки грешника неумножали грех своих родителей. НовБиблии мывидим множество примеров, когда угрешников рождались дети. И, напротив- ублагочестивых иправедных родителей могло небыть детей доглубокой старости, как это случилось сродителями Пресвятой Богородицы иИоанна Крестителя.

Если убездетной женщины были вжизни какие-то тяжелые грехи, вних нужно покаяться наисповеди нескакой-то « практической» целью (например, чтобы родить ребенка), адля того, чтобы очистить свою душу, восстановить прерванную грехами связь соХристом. Адети- благословение Божие. Господь Сам призывает кбытию новую человеческую жизнь, родителиже являются лишь служителями этого чуда- рождения человека. Иникакая бездетность несможет стать препятствием, если Онрешит, что женщине пришла пора стать матерью.