Где хранятся яйца фаберже. Сколько стоит настоящее яйцо Фаберже: виды и цены


Яйца Фаберже одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Воистину царский подарок. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885 году. Оно было заказано российским императором Александром III как пасхальный подарок для своей супруги Марии Фёдоровны. И за создание этого подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы.



Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. Родился он в 1846 году в семье немца из Эстонии Густава Фаберже и дочери датского художника Шарлотты Юнгштедт. Ещё в 1842 году его отец основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, Карл также с юных лет обучался ювелирному мастерству и в 24 года возглавил фирму отца. А в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III, фирма Фаберже стала получать заказы от императорского двора. Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». После революции Фаберже закрывает свою фирму и эмигрирует в Лозанну, Швейцария, где и умирает в 1920 году. Его сыновья в 1923 году основали в Париже фирму «Фаберже и К».


Карл Фаберже производил разнообразные , но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.



Кстати, первое созданное им яйцо 1885 года имело свой прообраз. В XVIII веке изготовлялись ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже в 1885 году, яйцо. Яйцо, подаренное императрице Марии Фёдоровне, которая, как и сам Карл Фаберже, имела датские корни. Ведь одно из трёх подобных сохранившихся от XVIII века яиц как раз таки и хранится в датском замке Розенборг (Копенгаген).


Позже фирмой Фаберже был изготовлен ещё ряд пасхальных яиц. Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими. Александр III стал основателем традиции, на Пасху он дарил своей супруге Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын – Николай II. Он дарил пасхальные яйца Фаберже как своей супруге , так и своей матери – Марии Фёдоровне.



Также существует и около 15 яиц сделанных фирмой Фаберже для частных лиц. И если императорские яйца каждый раз были новыми, каждый раз с новым сюрпризом внутри, и их изготовлением фирма начинала заниматься за год до следующей Пасхи, то яйца Фаберже для частных лиц чаще копируют сюжеты императорских. Так известно 7 яиц, принадлежащих семье Кельха. Предприниматель, золотопромышленник, Александр Кельх, как и император, на Пасху дарил своей супруге яйца Фаберже. Первое яйцо Кельха, которое так и называется «Курочка Кельха» копирует сюжет первого императорского «Куриного» яйца. Но вскоре супруги Кельх разошлись, да и их финансовое положение ухудшилось. Яйцами Фаберже они более не интересовались. Также не императорские яйца Фаберже были сделаны на заказ для Феликса Юсупова (представителя достаточно богатой знатной семьи, в будущем убийцы так ценимого императрицей Александрой Фёдоровной Распутина), племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо.


Императорские яйца Фаберже имели достаточно разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с различными фигурками внутри, в самих яйцах также в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры, к примеру, существовало «Яйцо с вращающимися миниатюрами», внутри которого находилось 12 миниатюр с изображениями памятных для императора мест. Самым дорогим из яиц Фаберже, оплаченных Романовыми, считается яйцо «Зимнее». Оно было выполнено из , хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.



Пасхальные яйца Карла Фаберже после октябрьского переворота.


В годы революции некоторые из яиц Фаберже были утеряны, большинство – перевезены в Кремль, где они и хранились до 1930 года. В 1930 году началась распродажа многих предметов, которые, несомненно, составляли русское культурное наследие, из-за нехватки финансовых средств у советской власти. Были проданы и многие яйца Фаберже. Многие из них были куплены Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким. Ярым коллекционером яиц Фаберже был и Форбс. Его коллекция состояла из 11 императорских и 4 частных яиц Фаберже. В 2004 году эта коллекция была выставлена на аукцион, до начала которого и была полностью выкуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. Так некоторые из яиц Фаберже вновь вернулись на родину.



Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате (10 штук), собрание Вексельберга, Русском национальном музее и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН.


Многие из яиц Фаберже находятся в различных коллекциях в США. Несколько штук этих миниатюрных сокровищ присутствуют и в коллекциях английской королевы Елизаветы II, Альбера .


У каждого из яиц Фаберже своя судьба, своя история. Только одно из яиц Фаберже «Георгиевское» смогло покинуть революционную Россию вместе со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, матерью последнего российского императора Николая II.


«Георгиевское» яйцо было создано в 1915 году, после получения Николаем II награды «Орден Святого Георгия». Ранее этой награды был удостоен и его сын Алексей, за свои посещения линии фронта. Николай II заказал это яйцо специально для своей матери. Сюрпризом служил его портрет. Мария Фёдоровна горячо благодарила сына за подарок и писала:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успех во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».





Сегодня существует целый сайт коллекции Вексельберга (https://www.treasuresofimperialrussia.com/r_explore.html), на котором можно подробно ознакомиться с историей каждого из яиц Фаберже, находящихся в этой коллекции.


Нельзя утверждать, что все яйца создал именно сам Карл Фаберже. Ведь как только поступал новый заказ, над ним сразу же начинала трудиться целая команда ювелиров фирмы. Имена многих из них сохранились. Это и Август Хольстром, и Генрик Вигстром, и Эрик Коллин. И Михаил Перхин, который работал над созданием яиц Кельха.


Но кроме подлинных яиц Фаберже известны и их многочисленные подделки, которые иногда по своему изяществу ничуть не уступают оригиналам. Так в середине 1990-ых в Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) проходила целая выставка, посвящённая поддельным яйцам Фаберже.


С 1937 года бренд Фаберже не принадлежит потомкам самого Карла Фаберже, которые продали его американцу Сэмюэлу Рубину. В XX веке под этим брендом выпускались самые различные товары: от парфюмерии и одежды до кинофильмов. А в 2009 году появился ювелирный дом Faberge, который принадлежит южноафриканскому бизнесмену Брайну Гилбертсону. Он в 2007 году приобрел все права на бренд. В 2011 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг пытался выкупить бренд Faberge, но ему это не удалось.


Такова история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.

Мне попала в руки уникальная книга Татьяны Мунтян «Пасхальные подарки Фаберже». Я прочла ее на одном дыхании, любовалась фотографиями и картинами, но мне хочется узнать больше о прекрасных творениях Фаберже, символах преданной и нежной любви императорской семьи.

Яйца Фаберже это уникальные произведения ювелирного искусства.

Всего 10 яиц сохранилось в коллекции Музеев Кремля. В советское время яйца Фаберже были признаны «годными для экспорта» и продавались заграницу за смешные деньги, по стоимости материала. Какова должна быть ненависть к их бывшим владельцам и художественная слепота тех, кто отдавал подобные приказы?

Всего известно о 71 яйце Фаберже. 52 из них были созданы для императорской семьи. Сначала для Александра III в подарок его супруге Марии Федоровне, а потом и по заказу Николая II для Александры Федоровны.

Только одно яйцо («Георгиевское») смогла вывести заграницу вдовствующая императрица Мария Федоровна. Оно перешло по наследству ее дочери Ксении. 11 яиц удалось выкупить Виктору Вексельбергу для фонда «Связь времен» и иногда их показывают публике. 3 яйца находится в частной коллекции английской королевы Елизаветы II - 2 из них императорские. Уцелевшие яйца ранятся в музеях США, Швейцарии, частных коллекциях.

Я покажу некоторые.

1885 г. первое императорское яйцо «Курочка»


Первое яйцо было заказано в 1985 г. Александр III хотел подарить супруге что-то, что напоминало бы ей о родной Дании, и он заказал яйцо, которое напоминало бы то, что хранилось в датской королевской сокровищнице. Такой заказ стал традиционным и каждый год император заказывал 1 яйцо для жены, а позднее еще одно для бедующей императрицы Александры. Николай II продолжил эту традицию.

Это трогательное и просто яйцо и сюрпризом - курочкой внутри. Курочка и яичко - золотые, а глазки у нее - рубиновые. Внутри курочки была маленькая рубиновая корона. Она не сохранилась.



1894 г. «Ренессанс»

Яйцо выполнено для Марии Федоровны. Прототипом яйца стала шкатулка для драгоценностей, изготовленная в начале XVIII в. , мастером Ле Роем. Сейчас шкатулка хранится в Дрезденском музее. Яйцо в мельчайших деталях соответствует шкатулке. Сюрприз утерян. На картинке предполагаемый сюрприз - яйцо «Воскресение Христово». Оно идеально соответствует размерам шкатулки, и у него нет отдельного инвентарного номера. Есть другая версия, что внутри яйца было украшение из жемчуга.

1895 г. «Яйцо с бутоном розы»


Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Роза в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами. Лепестки бутона раскрывались, а внутри была маленькая корна с брильянтами и рубинами и кулон с рубином. Оба сюрприза утеряны.

1898 г. Яйцо «Ландыши»

Самое любимое яйцо императрицы Александры Федоровны. Из глубины яйца выдвигаются три портрета: Николая II, дочерей Ольги и Татьяны.

Фаберже создал три яйца с цветочным мотивом и названием: «Ландыши», «Анютины глазки» и «Клевер». Все это скромные полевые цветы, не помпезные розы, не модные лилии или орхидеи. Они наиболее точно выражали простые и трогательные отношения в императорской семье, подчеркивали их нежность и трепетность.

1899 г. Яйцо «Анютины Глазки»

Яйцо предназначалось Марии Федоровне. Внутри сюрприз - мольберт с генеалогическим древом. Сейчас яйцо в частной коллекции с Новом Орлеане, США.

1901 г. Яйцо «Букет полевых цветов»


Яйцо для Александры Федоровны. Сейчас принадлежит Английской королеве Елизавете II.

1902 г. Яйцо «Клевер»

Яйцо для Александры Федоровны. По краю ободка между половинками скрыта монограмма императрицы и год 1902. Сюрприз был утерян еще до поступления в Оружейную палату, но судя по документам, это был четырёхлистный клевере, украшенный 23 бриллиантами и портретами дочерей Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Четырехлистник клевера символ удачи. Это яйцо - символ счастливой семейной жизни, радости супружества и любви, исполнения заветной мечты императоры. Яйцо очень хрупкое, поэтому его не перевозят в другие музеи для экспозиции. Хранится в Оружейной палате.

1907 г. Яйцо с решеткой и розами


Яйцо для Александры Федоровны, посвящено третьей годовщине рождения цесаревича Алексея. На верхней и нижней части яйца прикреплены бриллианты. На нижнем надпись «1907». Предполагают, что на верхнем была монограмма, но она не сохранилась. Не сохранился и сюрприз яйца. Предположительно, это был портрет цесаревича Алексея, акварель на слоновой кости.

1915 г. Яйцо «Красный крест»


Яйцо для Марии Федоровны. Внутри портреты женщин Романовых: великая княгиня Ольга Александровна, великая княгиня Ольга Николаевна, императрица Александра Федоровна, великая княгиня Татьяна Николаевна и великая княгиня Мария Павловна.

Императрица и цесаревны помогали в госпитале, присутствовали при сложнейших и страшнейших операциях. Современница писала, что видит Царицу всея Руси со шприцем или ампутированной ногой в руках. Императрица ассистировали при сложнейших операциях. Александра Федоровна была очень горда, когда ее старшие дочери получили диплом медсестер.

1916 г. Яйцо «Орден Святого Георгия»

Яйцо принадлежало Марии Федоровне. Оно изготовлено по время I Мировой войны. Вся царская семья тогда была разлучена. Николай и его сын находились в ставке. Мария Федоровна была в Киеве. Александра Федоровна и дочери работали в госпиталях в Царском Селе и Зимнем Дворце.

Яйцо выполнено из серебра и эмали и абсолютно лишено драгоценных камней.

«Это вовсе не потому, что у Фаберже в военное время были сложности с драгоценными камнями и металлами, - отмечает Татьяна Мунтян, - а объясняемся тем, что Фаберже хорошо знал характер своих высочайших заказчиков, которые не считали возможным во время войны обмениваться помпезными подарками».

Когда Мария Фёдоровна получила это яйцо, она послала сыну в ставку телеграмму: «Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привёз. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. […] Горячо тебя любящая твоя старая Мама». Мария Фёдоровна тогда ещё и представить не могла, что вместе они на Пасху больше никогда не соберутся...

При нажатии на определенные кнопки вместо георгиевских крестов появляются портреты Николая II и царевича Алексея. Сюрприз внутри - портрет Николая II. Это последнее яйцо, полученное Марией Федоровной и единственное, которое ей удалось увезти из России.

1917 г. Яйцо «Березовое»


Это яйцо предназначалось для Марии Федоровны. Изготовлено они из корельской березы. Подчеркнуто скромное и аскетичное, ведь в стране война. Фаберже, в своих мемуарах (июль 1919 г., опубликованы в 1992 г.) отмечал: "В годы войны яйца или совсем не изготовлялись или очень скромной работы и невысокой стоимости". Внутри яйца находился сюрприз-механический слоник из золота и серебра.

Яйцо не было вручено той, кому предназначалось. Его и еще одно яйцо, но о нем позже, готовили к Пасхе 1917 г. Карл Фаберже был тонким дипломатом. В своем письме А.Ф.Керенскому он пишет о работе его фабрики на оборону, о необходимости платить рабочим. Отсюда переходит к небольшому одолжению - разрешить бывшему царю оплатить заказы предыдущего года. Фаберже просит разрешить передать бывшему царю несколько каменных зверьков, а вместе с ними и "простое деревянное яйцо без роскоши" Внутри яйца столь же "простой механический слоник на счастье". На самом деле, как видно из счета, слоник усыпан 611 розами и 8 бриллиантами. Возможно, передачу каменных зверьков Керенский санкционировал, так как после расстрела царской семьи из Екатеринбурга в московские музеи были присланы вещи царской семьи, среди которых были эти каменные и костяные фигурки зверей.

1917 г. Яйцо «Созвездие цесаревича»

«Созвездие цесаревича» это последнее императорское яйцо. Оно никогда не было закончено.

Главный художник фирмы Фаберже Ф.П.Бирбаум в 1922 году писал: «…яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…»

Это яйцо готовили для Александры Федоровны. В этом году Цесаревич сильно болел, был в критическом состоянии, а потом пошел на поправку. В честь этого счастливого события и было заказано это яйцо.

Перед бегством за границу в 1925 г. сын Карла Фаберже, Агафон передал А.Е. Ферсману ряд изделий своей фирмы, в том числе и разобранную композицию из двух половиной яйца и подставки в виде полупрозрачного облака. Так яйцо оказалось в Минералогическим музее. Амурчики были из серебра, им в музее делать было нечего, они утеряны.



Я рассказала только о некоторых императорских пасхальных яйцах. Фаберже выполнял заказы и для других клиентов. В том числе для Герцогини Мальборо, Юсуповых, Нобеля, Кельха и т.д. Продавались в его магазинах и массовые изделия. Особенно популярны были яйца-брелоки. Но о них я расскажу в следующий раз, если вам будет интересно.

«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа... 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже .

Яйцо «Коронационное»

Воспоминание - в подарок

Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог - работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.

Свобода творчества и три условия придворному ювелиру

Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».

Сюрприз внутри каждого яйца

Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 - императорские. И каждый сюрприз - чудо в миниатюре. Самый знаменитый - точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные - маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.

Яйцо «Георгиевское»

Семейная традиция вместе с престолом

После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы - супруга и мать императора. Лишь один подарок - «георгиевское» яйцо - Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.

Фаберже и компания

Карл Фаберже - ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров - самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале - «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год - как раз до новой Пасхи.

Яйцо «Военное стальное»

В духе времени

В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.

Криминальный интерес

Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним - излюбленная тема для кинематографистов. Советские - «Следствие ведут знатоки» и западные - одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.

По мотивам Фаберже

Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая - Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже - произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.

Яйцо из карельской березы

Клеймо Фаберже

Знак двуглавого орла - клеймо Фаберже - придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран - России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.

Увидеть своими глазами

После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже . Вторая по размерам - в Оружейной палате . Еще по одному - в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. де находятся еще восемь императорских подарков - до сих пор неизвестно.

Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.

Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы. В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.

Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.
Императорские Пасхальные Яйца Фаберже

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.

Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора.

Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.

Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Техника выполнения яиц

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

«Скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы отделка тщательно маскировала смыкающиеся края обеих половинок.

Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения.

При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза, позолоченное серебро. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов, так как имело самую блестящую поверхность из всех материалов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.

Многие пасхальные яйца украшены сплошной декоративной сеткой (cagework), которая изготовлялась из весьма разнообразных материалов.

Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепились к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалированное покрытие.

Сюрпризы в яйцах Фаберже

В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в городе Балтимор, штат Мерилэнд, США, Музей Всемирного художественного искусства Волтера (The Walters Art Museum).

Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Девять яиц возвращенные в Россию

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby"s объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

По материалам: Императорские пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (Оружейной палаты)

Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля - Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников
декоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков. Среди них - произведения знаменитой фирмы Фаберже: часы, портсигары, ювелирные украшения, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы хрустальных ваз, миниатюрные скульптурные фигурки из цветных поделочных камней.

Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.

Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и
старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.

Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891





На броненосном корабле "Память Азова", построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо-часы, 1899

Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900

Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо-клевер, 1902

На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906


Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908


Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками".

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909


Яхта "Штандарт" была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910



Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913

Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916

Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.

Яйца Фаберже уже долгие годы ассоциируется с императорским домом России. Эти уникальные ювелирные изделия были сделаны специально для российских монархов и чудом уцелели в период Октябрьской революции.

До наших дней дожили почти все произведения искусства Карла Фаберже, а их всего насчитывается 71 экземпляр. Из этого количества 54 ювелирных яйца было сделано специально для нескольких поколений царской семьи. Каждое из этих уникальных творений было сделано в единичном варианте, и имело свой собственный секрет.

Какие еще тайны хранит эта удивительная коллекция? В этой статье собраны самые увлекательные факты об украшениях, которые весь мир прозвал яйцами Фаберже!

Карл Фаберже

Известный на весь мир ювелир был рожден в Санкт-Петербурге в 1846 году. Его отец тоже занимался ювелирным делом, неудивительно, что Карл перенял страсть к этому делу от семьи и уже в 24 года встал во главе ювелирной фирмы. В 1882 году он принимал участие во всероссийской выставке, где его работы приглянулись императору Александру III.

Карл Фаберже, император Александр III и его жена Мария Федоровна

С тех пор монарх несколько раз обращался к нему с заказами. Через несколько лет у императора появилась задумка, которую мог воплотить только Карл Фаберже. Он хотел подарить что-то необычное на вознесение Иисуса для своей любимой жены, императрицы Марии Федоровны.

Императорские яйца Фаберже

Первое яйцо по заказу и задумке императора Александра III было сделано ювелиром в 1885 году. Карл не был создателем концепции этого сувенира, император попросил его сделать интерпретацию яйца, которое было создано в начале 18-го века. Всего было сделано три таких экземпляра, один из которых хранился в замке Розенборг в Копенгагене. Так как Мария Федоровна родилась в Дании, император хотел подарить ей что-то, напоминающее о детстве и сокровищах родной страны.

Все три яйца были сделаны с секретом, и содержали внутри миниатюрную фигурку курочки, в которой было спрятано кольцо. По такому же принципу Карл Фаберже сделал свое первое ювелирное яйцо, которое получило название "Курочка" - из белой эмали и матового золота. Как в матрешке, в нем была небольшая птичка, в которой помещались драгоценности - мини версия императорской короны и золотая цепь с рубиновым кулоном.


Яйца Фаберже, первой владелицей которых была императрица Мария Федоровна

Марии Федоровне очень понравилось творение Фаберже, и она сразу возвела его в ранг ювелира при дворе. Теперь на каждый день вознесения он должен был делать по яйцу, в котором обязательно должен быть сюрприз. После смерти императора Александра III традицию дарить яйца продолжил император Николай II, который заказывал подарки матери и своей супруге. Вскоре разработкой и созданием яиц занималась целая команда ювелиров со всего мира. Большая часть мастеров была из Финляндии, все они имели собственные мастерские, но считали за честь участвовать в создании заказа для монарших особ.

Всего для императорского дома он сделал 54 яйца, однако в наши дни своими глазами можно увидеть только 48. После революции и свержения императорской семьи путь этих украшений был долгим и тернистым. Также есть еще и другие коллекционные яйца, которые Фаберже делал для частных лиц. Трудно сказать точное число этих украшений, ведь Карл документировал только заказы императорской семьи. По имеющимся данным, всего известно о 71 экземпляре.

Остальные яйца Фаберже

Карл Фаберже искусно создавал свои шедевры и каждый раз придумывал новые конструкции. В его яйцах скрывались крошечные корабли, копия кареты императора, мини-портреты, сделанные на мольбертах, слон и даже механический павлин, который мог ходить и поднимал хвост.

Коллекция императора привлекала внимание многих, и некоторые частные лица захотели себе такие же экземпляры. Самая большая коллекция, помимо царской, была заказана магнатом Александром Кельхом для его дражайшей супруги. Она состоит из семи экземпляров и тоже очень популярна, хотя модели не такие искусно сделаны, как императорские. Также известно о восьми яйцах, которые были спроектированы по единичных заказам, в том числе для герцогини Мальборо, Феликса Юсупова, семьи Ротшильдов и других лиц.

Яйца Фаберже сейчас

Яйца из разных коллекций после революции были разнесены по всему миру, ведь сначала большевики посчитали их малоценными и разместили вместе с другими драгоценностями в Кремле. В 1930 году часть яиц была распродана, причем многие за смешную сумму - около 400 долларов. На данный момент самые большие императорские коллекции находятся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге (11 штук), в московской Оружейной палате (10 штук), в музее Ричмонда (5 штук).


Яйца Фаберже из Королевской коллекции королевы Елизаветы II (Лондон, Великобритания)

Есть яйца ювелира во владении - она хранит три шедевра из императорской коллекции и один, принадлежащий Кельху. Среди частных коллекционеров самое большое количество яиц удалось найти магнату Форбсу, он мог похвастаться 15 экземплярами. Его наследники хотели выставить коллекцию на торги, но российский олигарх Виктор Вексельберг предложил достойную сумму и выкупил все экземпляры. Теперь они находятся в музее Фаберже, который он и основал. По приблизительной оценке, стоимость коллекции Форбса обошлась ему в 100 млн рублей.


Музей Фаберже

Остальные яйца раскиданы по всему миру в частных коллекциях и музеях. Среди них есть и известные экспонаты, и малоизвестные работы Фаберже. До сих пор его пользуются огромной популярностью и знамениты на весь мир.