Актуальность работы с семьей доу. Курсовая работа: Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей

Взаимодействие ДОУ с родителями

Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад № 4» ОАО «РЖД», г. Бологое
Описание материала: Предлагаю Вам методическую разработку по теме «Взаимодействие детского сада с родителями». Данный материал будет полезен в работе воспитателей с родителями детей дошкольного возраста. Разработка направлена на изучение запросов родителей к условиям обучения и воспитания детей в детском дошкольном образовательном учреждении, на укрепление взаимоотношений между родителями и педагогами.

Взаимодействие детского сада с родителями.

Цель: Устранить психологический барьер в отношениях между родителями и педагогами в дошкольном учреждении, обогатить родителей педагогическими знаниями в воспитании и обучении детей, установить партнёрские отношения между педагогами и родителями для создания оптимальных условий для пребывания ребёнка в детском саду.
В последнее время отмечается возросший интерес родителей, дети которых только поступили в детский сад, как к системе образования в дошкольном учреждении, так и к методам воспитания в семье. Нестабильность и противоречивость социальной ситуации в нашей стране привела к резкому возрастанию количества семей (особенно среди молодых родителей) оказавшихся в трудной ситуации по вопросам воспитания собственных детей. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Как правило, всё это, не приносит позитивных результатов. Детский сад, как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь родителям овладеть необходимой педагогической информацией и знаниями. Для этого отбираются педагогические и психологические методики изучения компетенции родителей в вопросах воспитания детей, а так же круг вопросов, которые больше всего волнуют родителей.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребёнка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОУ и семьи. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед нами задач.
В основу моей системы работы с родителями положено изучение семей (наблюдения, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и др.), обучение, консультирование, информирование и просвещение родителей в психолого-педагогическом направлении. С первых дней пребывания малыша в группе стараюсь расположить родителей, сделать их активными соучастниками воспитательного процесса. Знакомлюсь с семьями малышей, с их традициями, интересами, с тем, как ведёт себя ребёнок дома, изучаю его индивидуальные особенности. Анализируя полученные данные, планирую методическую и консультативную работу.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей для согласования воспитательного воздействия на ребёнка, я предлагаю родителям небольшой опросник - целью которого является, выявление запросов, проблем (если таковые имеются) и пожеланий родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в нашем ДОУ просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.Охотно ли Ваш ребёнок идёт в детский сад?
- да
- нет
- не всегда
2.На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду?
- на общее развитие
- на подготовку к школе
- на развитие художественно-эстетического вкуса(музыкальное, изо-деятельность, театрализованная деятельность)
- на приобщение к русской национальной культуре
- на экологическое воспитание
- Ваше предложение……
3.Отметьте, пожалуйста темы, которые Вы хотели бы обсудить с педагогами и специалистами:
Как воспитать здорового ребёнка
Воспитываем в ребёнке самостоятельность
Как подготовить ребёнка в школе
Как развить творческие способности детей
Как правильно общаться с ребёнком
Развитие и нарушение речи ребёнка
Гиперактивность детей
Воспитание культуры поведения у ребёнка
Что должен знать и уметь ребёнок определённого возраста
Как уберечь ребёнка от несчастного случая
Ваш вариант…………..
4.Что бы Вы хотели изменить в жизни ДОУ?
- в образовательном процессе
- в воспитательном процессе
- в работе с родителями
5.Чтобы вы хотели узнать об обучении, воспитании и развитии ребёнка?
- всё
- ничего
- не знаю
6.Желали бы Вы получить консультации по вопросам воспитания ребёнка?
- психолога
- мед.работника
- педагога-логопеда
-другого специалиста
7.Ваши пожелания к работе нашего ДОУ………
Просим Вас указать фамилию, имя, возраст ребёнка.
Спасибо!
Изучение запросов родителей, систематизация вопросов, которые они чаще всего задавали, позволяют более дифференцировано отбирать формы и методы взаимодействия с ними.
Для выявления уровня педагогической культуры родителей в начале учебного года мною была разработана и предложена анкета, собраны необходимые данные, на основе которых была выстроена система работы:

Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в исследовании с целью выявления педагогической просвещенности родителей и актуальности проблем, связанных с воспитанием детей в современной семье. Содержание Ваших ответов никому не будет известно и будет использовано лишь в целях исследования. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выберите один из вариантов ответа.

1.С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка:
- не послушание ребёнка
- испытываете недостаток педагогических знаний
- ребёнок растёт нервным
- нет трудностей
2.На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка:
- слушаете передачи по радио и телевизору
-посещаете лекции для родителей
- на основе рекомендаций специалистов
- используете жизненный опыт
- читаете педагогическую литературу
3.Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными:
- поощрение
- наказание
- лишение развлечений
- проявление Вами обиды
-требование
-приучение
4.Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:
-словесная похвала
-подарки
-лесть
5.Какие виды наказания наиболее действенны в Вашем воспитании
-физические наказания
-словесная угроза
Спасибо!
Большинство родителей отмечают, что им не хватает педагогических знаний по вопросам воспитания, они путаются в методах воздействия на ребёнка.
На практике я выяснила, что наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Если родители воспитывают ребёнка только добротой, постоянно исполняя его желания, требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастает безвольный ребёнок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбие. Ему будет присущ эгоизм. Если же ребёнка воспитывают только строгостью, постоянно требуют от него какого-то выполнения чего-то, контролируют каждый шаг и при этом проявляют не удовольство, в такой семье ребёнок вырастает, как правило, с чертами грубости, лицемерия, лжи, жестокости и т.п. Большинство отечественных и зарубежных педагогов, а также родителей сходятся во мнении, что в воспитании детей одновременно необходима и любовь и требовательность их органическая связь и взаимодействие - золотая середина, к которой должны стремиться. Вот почему так важно обогащать и расширять педагогические знания среди родителей.
В своей работе я опираюсь на то, что родители, педагоги и весь коллектив нашего ДОУ - это партнёры с единым пониманием целей и задач педагогического процесса, и максимально использую воспитательный потенциал коллектива и семьи в совместной работе. Единая воспитательная среда. Это не только единые требования к ребёнку в детском саду и дома, но и активное участие родителей в жизнедеятельности группы. Я использую различные активные формы и методы работы, с родителями помогающие наладить эмоциональный контакт, такие как:
- беседы с родителями;
- посещения семей воспитанников;
- групповые родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями;
-совместные экскурсии;
- дни общения;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- оформление фотомонтажей;
- работа с родительским комитетом группы;
- тренинги;
- семинары-практикумы;
- круглые столы;
- родительские конференции;
- библиотека-передвижка с психолого-педагогической литературой для родителей и др.
На протяжении всего учебного года мною проводится анкетирование и опрос родителей. Наиболее важные для них вопросы становятся темами обсуждения на наших собраниях и «Семейных гостинных». Каждому родителю интересно. Как малыш адаптировался, как ведёт себя в группе, появились ли у него друзья. Как живёт малыш в группе, родители узнают из личных бесед с воспитателем, из плана работы на день, из продуктивной деятельности, из листов наблюдений. Рассказывая о ребёнке, о том какие позитивные стороны личности проявляет малыш, какие достижения или трудности он пережил за день, у нас налаживались отношения с каждым родителем.
На основе проделанной работы, с родителями группы у нас наладились хорошие отношения. В нашем общении нет главных – мы партнёры. Если необходима педагогическая помощь в плане воспитания, я с удовольствием откликаюсь на это. Но и наши родители часто предлагают свою помощь по обустройству развивающей среды для наших малышей, высказывают своё мнение по тому, или иному вопросу. Мы совместно устраиваем субботники, обустраиваем групповой участок. Часто проводятся совместные с родителями праздники для наших малышей. Вместе с родителями мы организуем дни рождения детей в группе. Родители готовят для детей маленькие концерты, они проходят весело и дети, конечно же в восторге. Совместно с родителями были подготовлены фото- выставки « Мамы разные нужны, мамы всякие важны!», «Где работает мой папа», «Наши любимые бабушки, дедушки!».
Только партнёрские отношения, ориентированные на семью и её запросы, формы и методы работы дадут положительные результаты и помогут выстроить систему по психолого-педагогическому просвещению родителей, целью которого является всестороннее и полноценное психическое и физическое развитие ребёнка. Анализ деятельности по вопросу взаимодействия с семьёй позволяет сделать вывод: оптимизация сотрудничества педагогов и родителей устанавливает обратную связь. Создание единого образовательного пространства позволяет повысить качество оказания оздоровительных и педагогических услуг. В сложившихся социальных условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского образовательного учреждения. И семья и детский сад по- своему передают свой опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Список использованных источников

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Архангельский В.Н., Кучмаева О.В. Личность, семья, общество: взаимодействия в современных условиях // Семья в России. — 1996. — №2. — С.64-84.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П.Беспалько. — М.: Педагогика, 2000.- 192с.

5. Бикбулатов Р.Р. Комплексный подход в решении социально-психологических проблем современной семьи // Современная семья: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. — Казань: Отечество, 2000. — с. 23-29.

6. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью /Л.Виноградова // Воспитание школьников. – 2005. — № 6. – с.9-16.

7. Власюк И.В. Семья как социокультурная ценность. Монография – Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2006 – 200с.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1999 г.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

11. Зимина А.И. Работа с родителями / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. — № 6. – с. 104-106.

12. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.

13. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

14. Рындак В.Г. Мы родом из детства//Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе//монография/В.Г.Рындак-М.;Оренбург: Пед.вест.ОГИМ, 2006.-203с.

15. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997.

16. Татаренко, В.Я. Семья и формирование личности/В.Я.Татаренко.-М.:Мысль,2003.-352с.

17. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классного руководителей / Т.А. Фалькович Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова – М. 5 за знания, 2005. – 240 с.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… ………….........3
ГЛАВА 1. Теоретические основы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников……………………………….…………… …………………. 5
1.1. Специфика педагогического процесса в ДОУ…………….………..……..….5
1.2. Взаимодействие воспитателя детского сада с родителями……………………………………………..… …………………...........10
1.3. Создание системы взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ………..16
Выводы по главе I…………………………………………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимодействия воспитателя детского сада с родителями …………………..26
2.1. Описание системы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями дошкольников……………………………………………. .………….…..……….. 26
2.2. Результативность системы взаимодействия воспитателя с родителями…………………………………………………. ……………………....28
Выводы по главе II ……………………………………………….………………..35
Заключение …………………………………………………… ………….......36
литература …………………………………………………… ………………..38
Приложение …………………………………………………… ………….......40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Цель исследования: проанализировать систему взаимодействия воспитателя с родителями.
Объект исследования: педагогический процесс в ДОУ.
Предмет исследования: система взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников.
Задачи исследования :

    изучить научную литературу по теме исследования;
    дать определение системе взаимодействия и выявить специфику взаимодействия;
    определить результативность работы воспитателя с родителями дошкольников в системе взаимодействия.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (опытно-экспериментальная работа, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение).
База исследования: МДОУ «Детский сад № 5».
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы (25 источников), приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников

      Специфика педагогического процесса в ДОУ
Качество дошкольного образования определяется характером общения взрослого и ребенка. По определению авторов Концепции дошкольного воспитания, в практике семейного и общественного воспитания можно выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную. В общественном дошкольном воспитании различные типы общений, отношений взрослого и ребенка, детей между собой складываются в педагогическом процессе.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности.
Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б.Т. Лихачёв). Он представляет собой определенную систему, компоненты которой – содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребёнка).
Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. А его исполнителями обязательно являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воздействует, и того, на кого направлен.
Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:
- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребёнка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
- учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребёнка».
По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.
План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.
В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
обучение - передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством; воспитание - освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.
«Любая воспитательная работа, - утверждает Н.М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознаёт воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.
Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

    изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
    программирование воспитательных воздействий;
    реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
    анализ эффективности воспитательных воздействий.
    Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:
    сплочение коллектива;
    формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
    включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
    развитие детского самоуправления.
Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка:
    социальная помощь семье;
    взаимодействие с педагогическим коллективом;
    коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
    нейтрализация негативных воздействий социума;
    взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
В воспитательной работе основное место занимает деятельность педагога, который реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п.
Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Разнообразные методы воспитания, включающие воспитанника во взаимодействия, самодеятельность, общение, побуждают его к проявлению в отношениях своих взглядов, убеждений, настроений, качеств и свойств личности. Педагогическая ценность методов воспитания не только в их непосредственной организационной, воспитательной результативности, но и в том, что они являются источником важнейшей обратной информации, позволяющей педагогу диагностировать состояние воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития коллектива и личности. Природа методов воспитания общественна. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с детьми и в детской среде, организации всех сфер детской жизни, формирования нравственно-эстетической сущности детской личности, а также выполняют диагностическую функцию.
Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и имеет, поэтому особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. В тоже время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться его индивидуальность. Поэтому при организации его занятий, игр, труда, в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребёнка, о развитии различных форм его индивидуальной активности.
Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: «По – настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье». Отсюда требования поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

Основные блоки по работе с родителями (по В.А. Сластенину)

Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов.
Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:
- изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
- обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
- использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
- расширение средств и способов работы с родителями;
- обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.
Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Одной из новых форм работы с родителями является создание Попечительского совета. Попечительский совет ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Попечительский совет состоит из председателя и членов Попечительского совета в количестве семи человек,
Членами Попечительского совета являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Задачами Попечительского совета являются содействие:

    привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ;
    организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении;
    улучшению условий труда педагогического коллектива;
    организации совместной деятельности с родителями.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа - единство воспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется такж
и т.д.................

Надежда Горохова
Актуальность взаимодействия с родителями в свете ФГОС ДО

Воспитание детей. формирование личности ребенка с первых лет его жизни это основная обязанность родителей , семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни и поэтому главными воспитателями своих детей являются родители .

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек и дедушек или на детский сад. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.

Современные родители - какие они ? Как они воспитывают своих детей?Сколько времени они уделяют своим малышам? На эти вопросы ответить сразу невозможно. Чаще всего родители мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями, стараются усадить свое чадо за компьютер или посадить перед телевизором, чтобы они не мешали им.

Многие родители перестали детям рассказывать сказки на ночь, читать детские произведения. Конечно ребенок будет расти послушным и дисциплинированным, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослого.

В большей мере это послушание, не редко основанное на опасении быть наказанным.

Важно помнить, что ребенок это маленький человек, который хочет внимания, ласки, чтобы с ним поиграли, чтобы мама или папа научил рисовать, лепить.

От того, что родители заложат в воспитании ребенка зависит многое. Не зря говорят " Что посеешь, то пожнешь".

Приводя детей первый раз в детский сад родители зачастую бывают почему настроены не дружелюбно, порой бывают агрессивными, часто можно услышать не приятные высказывания в адрес педагогов. Это все не правильно. В первую очередь нам воспитателям, нужно набраться терпения, порой это не легко, и начать утро с доброго приветствия, приятной улыбки, нужно дать понять родителям , что их малышей любят, что им рады, что с детьми будут заниматься, что их научат видеть красоту окружающего мира.

В моей группе одновременно проходили адаптацию малыши и их родители . Приводя детей в детский сад, почему то они были напуганы, насторожены. Прочитав много методической литературы, поискала информацию в интернете по работе с родителями и опираясь на свой опыт работы, начала общение с родителями . с моими первыми помощниками в воспитании детей.

Каждое утро я вежливо приветствовала родителей и детей , старалась как можно больше узнать о ребенке, о его привычках, интересах, чем он любит заниматься. Часто беседовала с родителями индивидуально .

Провела анкетирование на тему " Адаптация в детском саду".

Наше первое родительское собрание прошло в теплой, дружеской атмосфере, не смотря на мои переживания, я хвалила всех детей, рассказывала об интересных случаях. которые были в нашей группе, о том чему они научились за период адаптации, как они радуются, когда узнают что - то новое. Дала родителям понять , что в течении дня им уделяется большое внимание, что каждый день проходит занимательно и интересно.


Родители узнают много информации о воспитательской работе, заходя на сайт нашего детского сада.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, общий язык с родителями , можно найти всегда, было бы желание. В

Публикации по теме:

МАДОУ «Детский сад №22» г. Перми ПРОЕКТ подготовительная группа № 9 Тема: «Инновационные модели взаимодействия дошкольного учреждения с.

Сообщение из опыта работы «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС» Сообщение из опыта работы

На чтение 11 мин. Просмотров 1.8k.

Взаимодействие детского сада с родителями — актуальная проблема. Родители даже должны иметь возможность при желании включиться в жизнь группы.

Цель взаимодействия с родителями – обучить их педагогической культуре. Важно понимать, что детское образовательное учреждение не способно заменить ребенка семью. Однако оно может и должно обогащать семью ребенка практиками воспитания, которые уже давно опробованы и показали свою эффективность в педагогической дошкольной системе.

Если развивать компетентность родителей , то можно раскрыть педагогический потенциал семьи. А этого можно достичь только, если включить родителей в воспитательный процесс на территории детского сада. Поэтому необходимо давать возможность родителям принимать активное участие в этом процессе.

Родители должны быть активными в нем, осознанно подходить к воспитанию своих детей, уметь делать это самостоятельно. Это позволяет вывести отношения с воспитателями на новый уровень, при котором родители проявляют инициативу в поддержании взаимодействия с детским садом.

Получается, что перед детским садом лежит задача не только развивать самих детей, но и предоставлять педагогическую помощь их родителям. Становится очевидным, что обеспечить ребенка необходимыми педагогическими условиями для его полноценного развития возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

Первое, что нужно сделать – это определить, каковы особенности домашней обстановки у ребенка. Насколько хорошо родители владеют педагогической культурой.

Для этого можно проводить анкетирование и беседы. Результаты этих мероприятий продемонстрируют, насколько хорошо родители понимают, как правильно воспитывать своего ребенка и нуждаются ли они в дополнительной консультации.

После подведения общих итогов нужно составить план, в котором прописать следующие направления работы: экологическое воспитание ребенка, его физическое развитие, формирование интеллектуальных способностей, привитие нравственных норм.

Работая с родителями, нужно выстраивать с ними диалог. При этом важно помнить о том, что нельзя создавать впечатление того, что родители являются учениками. Они должны чувствовать себя партнерами.

Цель и задачи взаимодействия детского сада с родителями

Важнейшая цель взаимодействия с родителями – научить их профессионально воспитывать своих детей.

Также взаимодействие детского сада с родителями решает и другие задачи:

  1. Общение с родителями позволяет определить семейную обстановку воспитанников;
  2. Позволяет оказать им помощь в виде совета и практическую поддержку;
  3. Развивает педагогически способности родителей;

Рассмотрим подробнее направления, по которым проводится работа с родителями на территории детского сада.

  1. Информационное направление. Это дает возможность контактировать с родителями ребенка. Воспитатель получает информацию об интересах и потребностях родителей, понимает их запросы, определяет уровень их педагогической подготовки. Для изучения семейной атмосферы нужно провести анкетирование.
    С помощью анкетирования можно определить структуру отношений в семье, узнать ее специфические особенности, методы домашнего воспитания.
  2. Познавательные свойства. Цель воспитателя – дать родителям все необходимые знания о воспитании детей. Для этого родители должны поддерживать контакты со всеми сотрудниками детского сада, связанными с их ребенком. Например, это могут быть логопеды, дефектологи, педагоги по физкультуре, психологи, медицинские работники, музыкальные учителя.

Общаясь с персоналом детского сада, родители могут лучше понять особенности своих детей, связанные с их возрастом и психологией. Также они приобретают знания о современных подходах к воспитанию детей и обучению их некоторым практическим видам деятельности.

Это позволяет значительно улучшить воспитательную культуру семьи. Это изменяет точку зрения родителей на воспитание ребенка в домашних условиях.

Методы взаимодействия с родителями

взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.

К традиционным методам относятся: родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, с родительским комитетом, проведение консультирования и бесед, организация семинаров, тренингов и конференций, проведение круглых столов.

К нетрадиционным методам относятся: организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность, ведение устного журнала.

Формы сотрудничества с родителями

Рассмотрим некоторые из перечисленных форм сотрудничества.

Собрания

Собрания проводятся с целью совместного решения связанных с воспитанием вопросов. На собраниях также обсуждаются вопросы здоровья детей, их развития и образования. Если появляются определенные проблемы, их также нужно обсудить на собрании. При этом собрания проходят в форме активного диалога с родительским составом. Можно выбирать самые разные темы для собрания, главное – чтобы они соответствовали ожиданиям и интересам семей.

Сотрудничество с комитетом родителей

Комитет – это объединение некоторых родителей, проявляющих наибольшую активность, которое создается для совместного решения воспитательных и образовательных задач в пределах детского сада.

С их помощью организовывается взаимодействие детского сада с родителями со всем родительским составом. Они участвуют в подготовке группы к новому учебному году, организуют подписку необходимых печатных изданий, проводят различные мероприятия, организуют праздники и развлекательные мероприятия, проводят разные акции.

Консультации родителей и беседы с ними

Это позволяет поддерживать активный обмен мыслями с родительским составом по разным вопросам. При этом можно выбирать любые актуальные темы и направления.
Планируя проведение консультации, нужно учесть запросы родителей, постараться охватывать как можно больше сторон воспитания их ребенка.

Посещение дома семей

Это позволит лучше познакомиться с каждым ребенком и понять, как он живет у себя дома.

Очень важно тщательно продумывать каждое посещение. При непринужденном общении можно узнать много информации о ребенке, понять, какие у него есть интересы и увлечения.

Организация конференций

Конференции проводятся для того, чтобы развивать педагогическую осведомленность родительского состава. Можно обсуждать самые разные темы.

Причем во время конференции можно привлекать к участию не только родителей, но и различные общественные организации. Во время конференции могут выступить представители медицины, полиции, сотрудники отдела образования другие специалисты, связанные с дошкольниками.

Взаимодействие детского сада с родителями — Организация обучающих игры для родителей

Игры можно посвящать самым разным темам и направлениям. Например, можно поговорить о том, как путешествовать со своими детьми. Также обсудить, как организовать прогулки, как проводить выходные дни, как готовить и другие темы.

Также можно проводить игры, позволяющие освоить некоторые педагогические приемы. Это позволяет в интересной форме получить знания о правильно воспитании детей, отработать на практике некоторые модели действий.

Также подобные игровые ситуации позволят родителям проанализировать собственные ситуации в семье и найти наиболее подходящее для них решение. Различные специалисты и педагоги могут оказать им в этом помощь.

Организация презентации

Презентация – это метод взаимодействия с родителями, который возник совсем недавно. Нужно хорошо прорекламировать деятельность детского учреждения. Родители должны знать устав организации, программу, которая применяется на территории детского сада. Они должны быть знакомы с коллективом, с работающими специалистами.

Во время презентации родители получают нужную им информацию о том, как проводится работа с их детьми, какие дополнительные услуги предлагает детский сад.

Взаимодействие детского сада с родителями — Организация дней добрых дел

Это форма сотрудничества может помочь развить теплые отношения с каждым из родителей. Родители могут помочь организовать предметное пространство, отремонтировать мебель, привести игрушки в хорошее состояние, принести новую одежду для кукол или сшить костюмы для предстоящих мероприятий.

Также родителей можно привлечь к озеленению территории вокруг детского сада, попросить помочь в косметическом ремонте. Некоторые родители могут привезти песок в песочницы. Существует множество добрый дел, которые могут сделать родители для детского сада, в который ходит их ребенок.

Проведение тренингов

Во время тренингов можно устраивать игровые задания, которые позволяют оценить разные методы взаимодействия с ребенком. Во время игрового тренинга родители лучше учатся общаться со своими детьми и узнают новую информацию об их воспитании.

Организация совместных видов деятельности

Любая совместная работа, во время которой родители не просто получают результат, но являются активными участниками процесса. Естественно, организуемая деятельность должна быть связана с воспитанием их детей.

Организация дней открытых дверей

Во время этих дней родители должны иметь возможность познакомиться с методами проводимой с детьми работы. Они лучше узнают стиль общения воспитателей с ребятами, сами включаются в групповую жизнь своих чад.

При этом можно впускать не только пап и мам, но и бабушек и дедушек, а также других членов семьи. Они должны иметь возможность посетить все помещения, лучше узнать условия, в которых находится их ребенок большую часть своей жизни.

Организация мини-собраний

Для мини-собраний нужно найти одну интересную семью, изучить ее опыт воспитания ребенка дома. Далее эта семья должна пригласить к себе две-три другие семьи, которые имеют те же принципы воспитания дома. В результате собирается небольшая кампания, которая обсуждает актуальные и интересные темы.

Организация почты Доверия

Это достаточно новый метод взаимодействия с родителями, с помощью которого можно развить доверительные взаимоотношения родителей с сотрудниками детского сада. Родители могут рассказать о своих проблемах, связанных с воспитанием, и получить консультационную помощь в этом вопросе.

Создание сайта учреждения

Сегодня резко возрастает потребность родителей в получении информации о воспитании детей. Меняющиеся условия жизни побуждают родителей искать актуальную информацию о педагогической культуре. Они должны быть в курсе всего, что происходит на территории детского сада, куда ходит их ребенок.

Поэтому на сайте можно разместить множество полезной информации: это могут быть различные разделы с информацией о саде, принятые нормативные акты, достижения организации, информация о действующем коллективе и обязанностях разных специалистов, можно рассказать о проводимых на территории сада мероприятиях.

Также можно размещать различные консультационные материалы. На этом же сайте можно выкладывать новости, презентации и фотографии.

Еще одним направлением сотрудничества с родителями является наглядно-информационное. Можно организовать специальный родительский уголок, кода родители могут приносить свои семейные фотографии.

Также различные стенгазеты, бюллетени, объявления. Здесь же можно организовать выставку творчества детей и место, куда родители могут писать свои предложения по работе детского сада.

Взаимодействие детского сада с родителями — Наглядные информационные модели

Обсудим более подробно некоторые наглядные и информационные модели.

Родительский уголок

Сюда можно помещать разную информацию для родителей. Это может быть и режим дня группы, и информация об образовательных мероприятиях, и меню на каждый деть. Здесь же родители могут найти полезные советы и различную справочную информацию.

Папки

В этих папках можно использовать материал на самые разные темы. Главное, подобрать его так, чтобы он был актуален в силу текущей лексической теме.

Организация стендов

На стендах выкладывается разнообразный материал, полезный и интересный детям. Например, можно посвятить стенд дорожному движению, либо пожарам, либо родителям детей. Также сюда можно выкладывать творческие работы детей.

Фотоальбомы

В них помещаются фотографии, которые принесли дети или их родители. Так можно познакомиться с семейным очагом каждого ребенка. Это позволяет детям проявлять любовь и уважение к своему дому и к своей семье. Дети хранят альбомы семейных фотографий в своих шкафчиках или полочках в спальне или в группе.

Стенгазеты

Это достаточно старый и эффективный метод организации наглядного взаимодействия с родительским составом. Он позволяет привлечь внимание родителей к жизни детского сада. На стенгазеты можно помещать информацию о интересных мероприятиях.

Также дети могут делиться своей семейной жизнью: творчески изображать свои праздники, своих родственников, совместные интересные мероприятия.

Плакаты

Они позволяют в наглядной интересной форме разместить полезную и актуальную информацию. Например, о ядовитых грибах и ягодах. О спорте и здоровье. О безопасности на дорогах и т.д.

Выставки

Благодаря выставкам можно продемонстрировать родителям достижения их детей в сфере освоения программы сада.

Печатные памятки или брошюры

Это дает возможность предоставить родителям информацию о концепции учреждения. В памятках можно описывать полезные советы для родителей. Например, как воспитывать детей. Или как защитить их от простуды. Или что делать во время болезни. Или как подготовить ребенка к школе.

Организация досуга

Еще одним направлением работы с родителями является организация досуга.

Праздничные мероприятия

Позволяют весело провести время детям, родителям и педагогическим сотрудникам.

Совместный театр

Дети готовят театральную постановку. Родители помогают им заучить слова, шьют для них костюмы и создают красивые декорации. Детям очень нравятся такие мероприятия. Обычно они получают много впечатлений и испытывают радость от своих и чужих успехов.

Выставка семейных ценностей

Дети могут принести разные материалы для выставки. Например, старые игрушки, сохранившиеся еще от пап и мам, красивые старые открытки и многое другое, что сохранилось в семье со старых времен.

Организация экскурсий

Это позволяет укрепить отношения родителей и детей. Родители принимают участие в организации, создают фотографии и видео-фильмы на тему проведенной экскурсии.

Таким образом, необходимо использовать разные формы сотрудничества с родителями: как уже сложившиеся традиционные, так и свежие эффективные формы.

Условия, позволяющие организовать эффективное взаимодействие детского сада с родителями, будут обсуждаться в одной из следующих статей.