Рисование матрешки в средней группе конспект занятия. Конспект занятия по рисованию «Весёлые матрёшки» подготовительная группа

Конспект ОД по рисованию для детей средней группы «Матрешка»

Котенкова Екатерина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект ОД для детей среднего возраста по рисованию «Матрешка». Данный материал будет полезен воспитателям средней, старшей группы, учителям начальных классов.
Цель: Продолжать закреплять знания детей о народных игрушках, народном творчестве.
Задачи:
1. Образовательные: Продолжать обобщать знания детей о матрешках как народной игрушке.
2. Развивающие: Развивать творческую фантазию детей, самостоятельность, развивать творческое воображение.
3. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, отзывчивость; любовь к искусству.
Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование: Магнитофон, матрешки, кисти, краски акварель, шаблоны.


Шаблон Матрёшки


Предварительная работа:
Знакомство с народными игрушками,
рассматривание и народных игрушек,
чтение стихов о народных игрушках,
чтение стихов и частушек про матрешку,
рассматривание русских народных узоров.1ч. Вступительная.
(организационный момент)
Дети сидят за одним столом, перед ними краски, кисти, баночки с водой и заранее нарисованный шаблон.
(Под русскую народную мелодию воспитатель показывает детям матрешку)
Воспитатель: Ребята, вы знаете что это за игрушка. (ответы детей)
(воспитатель раскрывает одну за другой матрешку) Это матрешка. Русская народная деревянная игрушка, посмотрите какой она формы, какие узоры на них. Внутри каждой находятся подобные ей куклы но меньшего размера. Вам нравятся эти игрушки. Расскажите чем они вам нравятся. (ответы детей)
Воспитатель: Они яркие, красивые, интересные. Как вы видите, они могут быть по разному расписаны. Раньше не было таких игрушек как у вас. И взрослые придумали вот такую куклу «Матрена». Она на долго забавляла ребенка и давала взрослым делать домашние дела.
2ч. Основная.
(Воспитатель ставит перед детьми раскрытые матрешки)
Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат листы формой матрешки. Давайте мы их сегодня разукрасим. Но сначала разомнемся, станцуем для наших матрешек.
(проводится динамическая пауза по веселую «Русскую народную мелодию»)
Воспитатель: Ну что ребята поднялось настроение. И наши матрешки заулыбались. Садитесь на свои места берите кисти, краски.
(Дети начинают разукрашивать, во время выполнения работы звучат русские народные песни)
По окончанию работы воспитатель предлагает детям разложить своих матрешек на общий стол.
3 ч. Заключительная.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Как много красивых матрешек у нас.


Дети рассматривают свои работы, любуются. Поддерживают воспитателя беседой, рассказывают о том, какой и почему они выбрали узор, какие цвета использовали.

Цель занятия:

  • Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
  • Познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки.
  • Построить город для матрёшки – конструирование.
  • Развивать интерес детей к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция областей:

  • познавательная,
  • игрова
  • социально-коммуникативная,
  • речевая

Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.

Материал:

Игрушки (матрёшка, дымковская барышня, филимоновская игрушка – свисток), вышитое полотенце. Наборы строителя на каждого ребёнка, фломастеры, бумага для оригами.

Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная

Ход занятия

Звучит русская народная песня

Воспитатель:

Наша с вами встреча неспроста началась с этой старинной русской песни. Обратите внимание на стол, который находится в центре нашей группы

(на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами).

Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:

Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров. О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)

Воспитатель:

Правильно, там лежат матрешки.

А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Примерные ответы детей.

- Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Воспитатель.

Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?

Примерные ответы детей.

Она красивая, яркая, праздничная.

Игрушка матрёшка весёлая.

Она - не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр.

Воспитатель.

Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель.

Хотите узнать?

А как можно узнать об этом?

Примерные ответы детей

Воспитатель.

Спросите у меня, о чём хотите узнать.

Дети.

Вера Алексеевна, где появилась первая матрёшка?

Воспитатель.

Матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Воспитатель.

А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?

- Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.

Воспитатель.

Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель.

Посмотрите, на вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два - Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки-хохотушки, очень любят танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка "Мы веселые Матрешки":

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Ребята, мне матрёшка сказала по секрету, что надоело ей стоять на выставках. Она хочет, чтобы у неё было много друзей. Хочет поселиться жить в городе для матрёшек.

Вы хотели бы помочь матрёшке?

Как вы можете ей помочь?

Примерные ответы детей.

Воспитатель:

Из чего можно построить город?

Как вы считаете, матрешек лучше нарисовать, вырезать, или изготовить их способом “оригами”?

Мальчики, что вы будете делать?

Девочки, тогда вы будете изготавливать матрёшки.

Воспитатель:

Предлагаю вам разделиться на две команды. Мальчики и девочки.

Мальчики, договоритесь между собой, кто какие дома будет строить.

Проходите на свои места и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Воспитатель:

Мальчики, что вы построили?

Какое название у вашего города?

Девочки, как вы думаете, понравится ли таким красивым матрёшкам жить в этом городе? Почему?

Какие вы молодцы, мальчики. Какой красивый город вы построили.

Заселяйте матрёшек. Пусть они весело в нём живут.

Мы все пройдём на ковёр.

Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня встретились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель:

А вам понравилась эта игрушка?

Вы будете с ней играть?

Дети : Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы встретились с Матрешкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа.

Елена Майорова
Конспект по рисованию в средней группе «Весёлые матрёшки»

Цель : развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Задачи :

1. «Художественно-эстетическое развитие» : Учить расписывать матрёшку , по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления «одежды» . Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Совершенствовать способы рисования кистью . Закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

2. «Речевое развитие» : Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности. Расширять словарный запас. Совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений.

3. «Познавательное развитие» : Вызвать интереск русской народной игрушке (матрёшке ) . Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

4.«Социально-коммуникативное развитие» : Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа. Приобщать детей к национально-культурным традициям, знакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой ) как символом России; формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

5. «Физическое развитие» : Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Материал : Образцы матрешек ; бумажный силуэт матрешки , восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе , игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки .

Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказы детей об матрёшке , чтение стихотворений, указания). Наглядный (рассматривание матрёшек , демонстрация образцов, показ рисования элементов росписи ). Практический (игры, роспись силуэта матрёшки ) .

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую - народную мелодию.

Воспитатель (Сказательница) : - Здравствуйте мои дорогие гости, здравствуйте дети. Я очень рада всех вас видеть. Посмотрите на меня как я сегодня нарядилась. Может вы узнаете кто я? Я хранительница русских сказок. Я – сказательница. Я знаю великое множество сказок. Вот сегодня я вам расскажу и покажу маленькое чудо, но сначала отгадайте загадку :

У меня есть игрушка

Не лошадка, не Петрушка

Красавица-девица и её сестрицы.

Каждая сестрица для маленькой темницы

(Матрёшка )

Воспитатель (Сказательница) : Сегодня я вам расскажу сказку, как родилась матрёшка .

Давным-давно это было. Идет как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг увидел Иванушка - село. Зашел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, печалится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что заболела у него дочка любимая. Заболела оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. «Не печалься, добрый человек, мы что-нибудь придумаем, и обязательно развеселим девочку», - сказал Иван. Договорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сладостей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, все рассматривали да выбирали . И вдруг, увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Решили они купить эту картину. Купили и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же у неё нарисованная . Опять загрустила девочка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, затем разукрасил : яркими красками : одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Крепко обняла свою куколку девочка и стала называть ее русским именем Матрена , а так как куколка была маленькая, то все ее звали простоМатрешкой . И стала девочка быстро выздоравливать, а батюшка ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их разными цветами да букетами.

Вот так,ребятки и появилась русская народная игрушка, наша красавица «Матрёшка » .

Игра «Матрёшечка »

Воспитатель :- Вы хотите поиграть немножко?

(Из детей выбирают 3-х матрёшек-детей . На головы им завязывают платочки. Матрешки приседают в центре круга, который образуют другие дети. Остальные дети поют песню «Матрёшка » на мотив русской народной песни «Колпачок» ) и идут по кругу.

Эх, матрёшечка , матрёшка !

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

Воспитатель :-Ребятки, а матрёшка игрушка непростая .

Эта игрушка с сюрпризом.

Посмотрите-ка что у матрешке есть ?

Воспитатель матрёшки невелички

Есть весёлые сестрички .

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми матрешку )

Воспитатель :- Что на голове у матрешке ? (платочек, косынка)

Воспитатель :-А на туловище? (сарафан)

Воспитатель :- Посмотрите чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой) .

Воспитатель :- Иногда у матрешке на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.

Воспитатель :- Вот таких чудесных, нарядных матрёшек украшали художники .

Воспитатель :-После того, как их украсили,они получались какие? (яркие, красивые, весёлые , так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).

Воспитатель :- Узор у матрешек состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в самом центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки , они все разные, и каждый художник-мастер выбирает свой узор.

Воспитатель :- Посмотрите как ребятки, а что с этой матрёшкой ? Почему она грустная? (ответы детей (не успел художник дорисовать эту матрёшку )

Воспитатель :-Молодцы, ребята! Матрешка не яркая , у неё сарафан не расписан.

Воспитатель :- Мы сейчас вместе подойдем к доске и попробуем все вместе расписать ей сарафан. (Воспитатель показывает, как можно кисточкой наносить узор)

Воспитатель :- Ребята, а ведь у матрешке тоже есть сестрички-подружки, у них тоже у всех сарафаны не расписаны, вы им поможете?

Воспитатель :- Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу, хочу, хочу… превратить вас в художников.

(Дети поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель :- А, сейчас ребятки проходите в мастерскую и садитесь за столы, но перед работой не забудьте разогреть свои пальчики

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель :Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (идут по полу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)

Воспитатель : Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело ,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время работы звучит русская народная музыка)

Воспитатель подходит, подсказывает, помогает, что можно добавляет.

Анализ работ. После окончания работы все матрёшки рассматриваются , выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т . д.

Воспитатель : - Ну что же, за такую замечательную работу имеется и награда.

Воспитатель : - Всем мастерам приготовила медаль, на которой написано «Мастер» . Вы все сегодня её заслужили, потому что, поработали на славу. Молодцы!